Почему появление литературного произведения вызвало такие бурные споры в обществе отцы и дети

Обновлено: 02.07.2024

С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что потом? О чем рассказать подробно и о чем коротко? От чьего лица вести повествование? Эти и многие другие вопросы, возникающие перед писателем, связаны с композицией художественного произведения. И решать эти вопросы нужно не порознь, а вместе, на основе единого композиционного принципа. Некоторые ученые называют такой принцип архитектоникой (по-гречески — "строительное искусство"). Не случайно, что это слово по происхождению и смыслу близко к слову "архитектура". Подобно архитектору, писатель вырабатывает какой-то план, проект будущего здания, и сам же выступает строителем своего словесного здания.

Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом писатель исходит из своего понимания действительности и законов и принципов художественного творчества данной эпохи.

В 50-е годы И. С. Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в дальнейшем основным в его творчестве, так как роман — большое эпическое произведение, и сюжет его содержит больше фабульных линий и поворотов, чем, скажем, сюжет рассказа. "Форма и условия романа, — писал В. Г. Белинский о главной особенности этого жанра, — удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот, мне кажется, тайна его необыкновенного успеха. "

В романе ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются широкие картины общественной жизни, изображается жизнь человека в его многообразных и сложных связях с другими людьми, социальной средой, народом. Потому-то в романе всегда больше действующих лиц, чем в рассказе или повести, судьбы героев сталкиваются и переплетаются.

Жанр романа наиболее полно отвечал стремлению Тургенева глубоко исследовать современную ему жизнь, духовную историю героя его времени.

В ту пору, когда писался роман "Рудин", начиналась новая эпоха в жизни России. И.С. Тургенев считал, что наступило время реформ и преобразований. Главная идея романа "Рудин" состоит в том, что в русской жизни наступило время, когда знания, культура, свободолюбивые настроения должны соединиться с преобразовательной, практической деятельностью. Эта идея не получила в романе яркого художественного воплощения в образе положительного героя, хотя она и является основой тургеневской критики Рудина. Как признавал сам писатель, в середине 50-х годов ему еще были неясны настоящие представители новых передовых общественных идей — разночинцы-демократы, которые пришли на смену дворянской интеллигенции.

Современные Тургеневу критики и писатели определили историческое значение деятельности дворянской интеллигенции 30-40-х годов и критически раскрыли социальную сущность типа "лишних людей", их характер и духовный облик. Революционные демократы показали, что время Рудиных прошло. Добролюбов писал: ". Теперь нужны нам не такие люди, которые бы еще более возвышали нас над окружающей действительностью, а такие, которые бы подняли — или нас научили поднять — самую действительность до уровня тех разумных требований, какие мы уже сознали".

Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве своих Произведений и в то же время, запечатлевая "образ и давление времени", он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них, по словам Герцена, "было будущее России", на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность "быть передавателями цивилизации народу". Изображение этих людей — чаще всего небогатых, образованных дворян — и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40-50-х годов. Только в этой среде возникал тогда сознательный протест против несправедливого устройства общества. Однако во всех своих начинаниях — общественных и личных — эти герои неизменно терпят неудачи, им не находится места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, "лишними людьми".

Таков Дмитрий Рудин — обаятельный собеседник, умный, образованный, и, несомненно, талантливый человек. Он искренне и честно хочет добра и счастья для народа, умеет увлечь других своим красноречием, внушить им благородные стремления, но в практических делах оказывается робким и беспомощным. К тому же личный конфликт обнаруживал общественную, социальную несостоятельность "лишних людей". Покорность судьбе, то есть обстоятельствам, парализует все начинания Рудина, как и других тургеневских героев этого типа. Нежелание жить так, как живут все — быть чиновником или помещиком, — делало лучших людей "лишними" в России, а сознание своей практической беспомощности в условиях огромной крепостной страны делало их бессильными перед судьбой. А.М. Горький писал: "Приняв во внимание все условия времени — и гнет правительства, и умственное бессилие общества, и отсутствие в массах крестьян сознания своих задач, — мы должны будем признать, что мечтатель Рудин. был человеком более полезным, чем практик. Мечтатель — он являлся пропагандистом идей революционных, он был критиком действительности. "

В "Рудине" наиболее ярко проявляются особенности мастерства Тургенева-романиста. Именно в этом романе писатель представил замечательный образец сжатой композиции, которая открывает широкие возможности для богатого содержанием действия и обрисовки характеров.

Главное, что отличает композицию романа "Рудин", — это ее необычная простота, отсутствие всякого рода эффектов. Простота достигается несложной фабулой и соподчиненностью всех элементов произведения одному центральному образу, что определило монологический характер романа и ход развития событий. Но ни простота в ходе действия, ни небольшой объем романа, ни ограниченность действующих лиц не помешали увлекательной, занимательной фабуле "Рудина".

Действие в романе протекает последовательно, с ясной мотивировкой каждой ситуации, но без ненужных эпизодов и деталей. При этом Тургенев не увлекается бытовыми описаниями, что было характерно для значительной части прозы 40-х годов.

В произведении любого жанра полная художественная глубина достигается тогда, когда в композиционном строительстве активно участвует слово, индивидуальный авторский язык, своя, неповторимая интонация. Все это находит отражение в изображении Тургеневым персонажей романа. Главное внимание писатель уделяет не их психологии, а их духовной жизни. Роман насыщен рассуждениями на философские и научные темы, спорами об искусстве, просвещении, морали; он начинается со спора Рудина и Пигасова об убеждениях и системах. Рудин произносит горячие речи "о значении просвещения и науки, об университетах. ". С Наташей и Басистовым Рудин часто и долго в течение двух месяцев беседует о долге человека, искусстве, свободе и любви. Воспоминания Лежнева о кружке Покорского показывают образ Рудина-оратора, произносящего вдохновенные речи о Гегеле, истине и общечеловеческих идеалах.

Внутренняя задача композиции — непрерывность движения художественной мысли и чувства. Для этого нужно, чтобы каждый новый композиционный элемент включался в связи со всеми предыдущими. Такая связь частей и целого может считаться идеалом художественной композиции. Тургенев показывает Рудина в определенной социальной среде. Он сталкивает своего героя и ставит его в определенные отношения с людьми разного типа, с различными мировоззрениями и идеалами, разным уровнем образования и разной социальной сущности. Автор заставляет Рудина, внутренний мир которого, его психологический облик дан в связи с его стремлениями к общественной деятельности, действовать на различных поприщах, показывая его удачи и поражения, взлеты и падения, достоинства и недостатки. Но при этом фигуры, события и впечатления не заслоняют и не мешают друг другу. Все в романе подчинено главной идее, все гармонирует между собой и целым. Не случайно критика "Современника" видела в "Рудине" новый плодотворный этап в творческом развитии Тургенева. В обзорной статье Н.А. Некрасов отмечал: "При многих недостатках "Рудина" в художественном отношении он показывает, что для г. Тургенева начинается новая эпоха деятельности, что его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сообщить об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться впечатлениями о прочитанном произведении; опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова; развивать умение анализировать сюжеты в произведения; совершенствовать умение охарактеризовать героя, стимулировать творческое мышление, умение делать выводы; воспитывать у обучающихся уважительное отношение к старшему поколению, формировать самостоятельность мышления в условиях индивидуальной работы.Цель: сообщить об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться впечатлениями о прочитанном произведении; опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова; развивать умение анализировать сюжеты в произведения; совершенствовать умение охарактеризовать героя, стимулировать творческое мышление, умение делать выводы; воспитывать у обучающихся уважительное отношение к старшему поколению, формировать самостоятельность мышления в условиях индивидуальной работы.Цель: сообщить об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться впечатлениями о прочитанном произведении; опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова; развивать умение анализировать сюжеты в произведения; совершенствовать умение охарактеризовать героя, стимулировать творческое мышление, умение делать выводы; воспитывать у обучающихся уважительное отношение к старшему поколению, формировать самостоятельность мышления в условиях индивидуальной работы.Цель: сообщить об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться впечатлениями о прочитанном произведении; опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова; развивать умение анализировать сюжеты в произведения; совершенствовать умение охарактеризовать героя, стимулировать творческое мышление, умение делать выводы; воспитывать у обучающихся уважительное отношение к старшему поколению, формировать самостоятельность мышления в условиях индивидуальной работы.Цель: сообщить об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться впечатлениями о прочитанном произведении; опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова; развивать умение анализировать сюжеты в произведения; совершенствовать умение охарактеризовать героя, стимулировать творческое мышление, умение делать выводы; воспитывать у обучающихся уважительное отношение к старшему поколению, формировать самостоятельность мышления в условиях индивидуальной работы.Цель: сообщить об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться впечатлениями о прочитанном произведении; опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова; развивать умение анализировать сюжеты в произведения; совершенствовать умение охарактеризовать героя, стимулировать творческое мышление, умение делать выводы; воспитывать у обучающихся уважительное отношение к старшему поколению, формировать самостоятельность мышления в условиях индивидуальной работы.

Уроки №27,28,29

Цель: сообщить об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться впечатлениями о прочитанном произведении; опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова; развивать умение анализировать сюжеты в произведения; совершенствовать умение охарактеризовать героя, стимулировать творческое мышление, умение делать выводы; воспитывать у обучающихся уважительное отношение к старшему поколению, формировать самостоятельность мышления в условиях индивидуальной работы.

Государственные требования к уроню общеобразовательной подготовки обучающихся

Личностные:

воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности

Метапредметные:

самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками

Предметные:

Обучающийся

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация опорних знаний учащихся

1. Проверка домашнего задания

Установите последовательность событий

1. Автор знакомит читателей с Николаем Петровичем Кирсановым.

2. Его сын Аркадий приезжает в дом отца с новым другом Евгением Базаровым.

3. Аркадий знакомится с Фенечкой

4. Базаров раскрывает свои новые жизненные принципы.

5. История Павла Петровича Кирсанова, дяди Аркадия.

6. История Фенечки.

7.Споры Базарова и Кирсанова.

8.Друзья уезжают из дома Кирсановых. Знакомство с Кукшиной.

9. Встреча с Одинцовой.

10. История Одинцовой.

11.Базаров вынужден признать, чтовлюблён в Одинцову.

12.Объяснение Базарова с Одинцовой.

13.Друзья редут к родителям Базарова

14.Базаров и Аркадий возвращаются к Кирсановым, заехав по пути к Одинцовой.

15. Павел Петрович вызывает Базарова на дуэль.

16.Дуэль. Кирсанов ранен. Базаров уезжает.

17. Николай Петрович решает жениться на Фенечке.

18. Последнее объяснение Базарова с Одинцовой.

19. Аркадий делает предложение Кате, сестре Одинцовой.

20. Вовращение Евгения Базарова в родительський дом.

21. Базаров заражается тифом.

22. Одинцова приезжает к умираю щему Базарову.

23. Смерть Базарова.

24. Венчание Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки.

25. Эпилог. Дальнейшая судьба героев.

Взаимопроверка

IV. Работа по теме урока

1. Отетьте на вопросы:

1) Как вы думаете, насколько важен такой историко-культурологический комментарий?

2) Что еще вы знаете об этой эпохе?

В это время также в России начали развиваться капиталистические от­ношения, их развитие тормозил прогнивший крепостнический строй. На по­вестку дня стал вопрос о крестьянской революции. По этому вопросу произо­шел раскол между либералами, стоявшими за реформистский путь, и революционерами-демократами, которые считали его недейственным.

В период работы над книгой Тургенева постигли разочарования. Одним за другим следовали разрывы с людьми, которых он ценил.

Затем возник конфликт с И. А. Гончаровым, что привело к разрыву отношений, вслед за этим (летом 1861 г.) произошла ссора с Л. Н. Толстым, чуть не закончившаяся дуэлью.

Рушилась вера Тургенева в силу дружеских чувств.

В характере Николая Петровича Тургенев запечатлел очень много автобиографического, отношение писателя к этому герою сочувственное.

У Павла Петровича Кирсанова оказались прототипы: Алексей Аркадьевич Столыпин, офицер, друг и родственник М. Ю. Лермонтова; братья Александр, Аркадий и Климентий Россет, гвардейские офицеры, близкие знакомые Пушкина.

2. Слово учителя

Мысли о создании нового произведения возникли у Тургенева, когда он находился в Англии на острове Уайт. Прототипом Базарова стал случайно встреченный Тургеневым во время путешествия по железной дороге молодой доктор. В нем он увидел зачатки нигилизма, только зарождавшегося в то время. Это поразило Ивана Сергеевича. Он был просто очарован воззрениями этого юноши.

Нигилизм как философская концепция постулирует следующие идеи: не существует никакой нравственности, которую называют реальной; ничто явно не указывает на существование высшего создателя всего сущего; бытие не имеет истины, нет правильных и неправильных поступков, объективно их ценность одинакова. Как можно догадаться, нигилист - это разочаровавшийся в мире человек. Нигилизм представляет собой наиболее саркастическую концепцию, скрывающую под маской цинизма горечь разочарования во всем сущем и осознания тщетности бытия.

4. Композиция романа

Экспозиция - Вводная часть.

Завязка - появление главного героя в доме Кирсановых.

Развитие действия - конфликты и столкновения взглядов, которые проверяют убеждения Евгения на стойкость.

Кульминация - дуэль Базарова и Павла Кирсанова

Развязка - смерть главного героя

Эпилог - сельское кладбище, которое посещают родители Базарова, а также повествуется о дальнейшей жизни героев произведения.

Роль эпилога в романе

5. Какие основные проблемы эпохи вы для себя выделили?

Расслоение общества на противоборствующие группировки.

Проблема крепостного права.

Проблема изменения приоритетов в образовании и взглядах нового поколения.

Сегодня мы постараемся с вами определить, как эти проблемы отражены в романе, т.е. каким образом роман И.С.Тургенева связан с эпохой? Для этого поработаем над материалом 1-4 глав романа. Работа будет проходить в группах.
6. Название романа наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос противоречий между поколениями, но на самом же деле писателя волнует совершенно другое. Отцы и дети — это те, кто живет мыслями уходящего в прошлое поколения, и те новые люди, пришедшие сломать консервативное устройство жизни.

7. Проблематика романа

Социальная – конфликт демократов-разночинцев и либералов

Семейно-бытовая – конфликт непонимания родителей и детей

Психологическая – внутренний конфликт крушения идей

Философская – конфликт человека и мироздания

8. Герои романа:

Евгений Базаров – студент-медик, сын военного лекаря. Он увлекается естественными науками, разделяет убеждения нигилистов и отрицает романтические привязанности. Он уверен в себе, самолюбив, ироничен и насмешлив. Много говорить Базаров не любит.

Николай Петрович Кирсанов - отец Аркадия (брат Павла Петровича Кирсанова). Вдовец. Ему 44 года, он совершенно безобидный человек и нетребовательный хозяин. Он мягкий, добрый, привязанный к сыну. По своей натуре он романтик, ему нравится музыка, природа, поэзия.

Павел Петрович Кирсанов - утонченный аристократ, 45 лет от роду, дядя Аркадия. В прошлом – светский лев. Кирсанов явный приверженец либеральных взглядов и человек с принципами. Он самоуверенный, гордый и насмешливый. Ярый мизантроп, который избегает общества людей.

Катерина Яковлева


Катерина Яковлева

Действие романа Отцы и дети происходит в 1859 году, накануне отмены в России крепостного права. Тургенев стремится показать изменения в обществе на примере образа главного героя - Евгения Васильевича Базарова.
Показать полностью.
Он - студент-медик, учится на хирурга. Режет лягушек, готовясь резать живых людей. Профессия врача автоматически ставит его выше других людей: он не витает в облаках, не предается философии, а занимается строго практическим делом. По сути, это еще один типичный герой своего времени - времени, когда происходят сдвиги в людском сознании. Базаров - нигилист (он не верит ни во что). Это вызвано тем, что старые ценности, которыми жило поколение их отцов, уже потеряли актуальность. А новые еще не успели появиться. Таким образом возникло поколение, которое способно было лишь разрушать прежние принципы, не создавая ничего взамен. Базаров отрицает эстетику, высокие проявления любви, поэзию.
Но Тургенев показывает, что идеи нигилистов могут разрушиться под влиянием сильных эмоций. Базаров влюбляется в Анну Одинцову, хотя сам презирает себя за это. В итоге Базаров умирает едва ли не из-за своей любви: думая об Одинцовой во время операции, он порезал руку и заразился. Но на самом деле, умирает он из-за своей ненадобности: он, как и прочие нигилисты, не нужен России. Следовательно, и жить незачем. Базаров - еще один сверхчеловек, который в итоге становится лишним.

Одна из главных идей романа - примирение всех сословий и всех поколений. Тургенев считает, что Россия может стать счастливой лишь в этом случае, иначе начнутся бесконечный конфликты.

Проблема отцов и детей в романе

Такой пример в романе: споры Базарова с братьями Кирсановыми, конфликт героев 1830-х и 1850-х годов. Здесь мы можем видеть отсылку к Герою нашего времени: Павел Петрович Кирсанов - это своего рода выживший, постаревший Печорин, идеалы которого никому не интересны в новую эпоху. У них не может быть примирения с Базаровым, однако так и не понятно, кто победит в этом споре. Но Базаров становится романтическим героем, участвует в дуэли с Кирсановым. Выходит, где-то глубоко в нем все же живет романтическая культура прошлого поколения, которая дает о себе знать.
Другой герой романа - Аркадий Кирсанов, друг Базарова. Он считает себя его последователем и также нигилистом, однако в Аркадии нигилизм напускной. Выясняется, что им не по пути. Аркадий не готов умереть во имя отрицаний и идеалов, он человек либеральный. Ему хочется простого личного счастья, которое он получает в романе с Катенькой Локтевой.
Женщина-нигилистка Анна Одинцова - персона неординарная. Она похожа на Базарова - эгоистка, она тоже считает себя выше других. Но она не любит его, хоть и заинтересована интересным человеком. Цель ее жизни - сохранить собственное душевное спокойствие, а Базаров может ее потревожить. А Одинцова привыкла жить так, как нравится только ей. Ни один из них не готов идти на уступки, поэтому и речи быть не может о союзе.
Главная идея романа, как было сказано выше, состоит в том, что невозможно жить во всеобщей вражде. Необходимо вырабатывать новую, удобную для всех идеологию, иначе людей ждет лишь смерть.

Сюжет этого романа будет продолжен Чернышевским в Что делать?. По сути, вся дальнейшая литература второй половины XIX века - это последователи Тургенева.

Катерина Яковлева


Катерина Яковлева

Катерина Яковлева


Катерина Яковлева

Список самых известных изречений Евгения Базарова. Большинство из них стали афоризмами и могут сильно пригодиться на любом из видов сочинений.

Катерина Яковлева


Катерина Яковлева

Катерина Яковлева


Катерина Яковлева

✅

ТЕОРИЯ БАЗАРОВА.
Базаров - нигилист, он сам так себя называет. Его взгляды и теория отрицания вызывают разные чувства. Базаров подвергает отрицанию все:

Катерина Яковлева


Катерина Яковлева

Катерина Яковлева


Катерина Яковлева

✅

ОСНОВНЫЕ КОНФЛИКТЫ В РОМАНЕ.

•Наиболее острое столкно­вение происходит между Базаровым и Павлом Пет­ровичем Кирсановым.

•Главный конфликт в романе - это конфликт героя с самим собой.

Катерина Яковлева


Катерина Яковлева

Катерина Яковлева


Катерина Яковлева ответила Катерине

Катерина Яковлева


Катерина Яковлева

Историческая основа романа

Столкновение интересов либералов и революционеров-демократов накануне событий

спор поколений в романе отцы и дети

Кирсановы олицетворяют собой уходящую дворянскую культуру. Базаров – сторонник революционно-демократических преобразований.

Спор поколений в литературе

спор поколений в литературе

Идея отмены крепостного права и отношение к дворянству

И.С. Тургенев о политическом содержании своего произведения говорит, что идея его направлена против дворянства и отвергает его как передовой класс. Автор называет Аркадия и его дядю, Павла Петровича, слабыми и ограниченным. При этом он отмечает, что это лучшие представители дворянства. Такое положение вещей показывает несостоятельность аристократии.

Автор отмечает определенные достоинства дворянства, но считает его исторически бесперспективным классом.

Идейный конфликт П.П. Кирсанова и Базарова

Можно выделить четыре круга вопросов, по которым спорят эти герои. Рассмотрим их.

Первый вопрос – это отношение к дворянству. Павел Петрович считает, что аристократы - это те, кто способствует развитию общества. Базаров, напротив, говорит, что аристократы не способны действовать и не приносят пользы обществу. Дворянство, по его мнению, не может содействовать развитию России.

Второй вопрос, вызывающий противоречие между героями, - это отношение к нигилизму. Базаров не признает никаких авторитетов и ничего не принимает на веру. Он независим, обладает самостоятельным мышлением, для него важна суть проблемы, а не отношение к ней других. Однако как бы ни был практичен Базаров, человеческие чувства ему тоже свойственны. Он влюбился в Анну Одинцову и не смог не объясниться с ней.

спор поколений отцы и дети

Однако, как справедливо отмечает Павел Петрович, крайним проявлением нигилизма может стать отрицание общечеловеческих ценностей и таких понятий, которые нельзя подвергать сомнению. Базаров отвергает религию и мораль, а утверждает обязательность революционных действий во благо народа.

Разнятся взгляды двух героев на простой народ и его судьбу. Павел Петрович прославляет патриархальность крестьянской семьи, религию. Базаров считает, что крестьяне невежественны и не способны понять своих интересов. Должно отличать предрассудки народа от его интересов. Кирсанов много говорит о необходимости служения отечеству, но при этом живет спокойно и сыто. Базаров ближе, чем Кирсанов, к простому народу по своему общественному положению: он разночинец и должен работать. Нужно отметить, что Евгений не любит бездействия. Работа увлекает его, он не уважает праздности и лени.

Последний вопрос, вызывающий разногласия двух персонажей, - это отношение к

спор поколений в произведениях

природе и искусству. Павел Петрович благословляет все прекрасное. Базаров способен видеть в вещах и явлениях только полезное. Природа для него – это мастерская, где хозяин – человек. Он отрицает достижения культуры и искусства, поскольку в них нет практической пользы.

Отношение современников к роману

Спор поколений в литературе - тема, которая поднималась многими писателями.

Однако сразу после публикации роман получил критические отзывы как консерваторов, так и демократов. Так, в частности, Антонович писал, что Базаров — не что иное, как клевета на молодое поколение. Критик не видит художественной ценности этого произведения.

Спор поколений в произведениях многих авторов – тема далеко не новая. Однако стоит отметить, что в романе рассматриваются в большей степени не идейные столкновения отцов и детей, а противоречия дворян и разночинцев, которые олицетворяют собой будущее страны.



Пример сочинения 1

В романе Тургенев запечатлел именно такое переходное время. Итак, представителями консерваторов в книге являются родители Базарова и Кирсановы-старшие. Их объединяет одна черта — согласие с существующими правилами и устоями, удовлетворение от жизни. А вот главный герой — Базаров — относится к лагерю революционеров-разночинцев и выступает против исключительного права аристократии на образование и другие блага. Он считает дворянство вырождающейся силой, которая не может быть полезна стране из-за своей праздности и непрактичности. Трудовой народ он, напротив, ценит, и именно в нем он видит будущее России, ее надежду и опору.

Однако и молодое поколение не имеет полновесной программы на будущее. Базаров видит задачу своего поколения в разрушении существующих основ, а не в строительстве чего-то нового. Обе стороны в силу запальчивости и категоричности не могут прийти к истине или хотя бы компромиссу, поэтому конфликт обостряется и приводит к поединку между Евгением и Павлом Петровичем. Их противопоставление друг другу отражается даже во внешнем виде, словно автор хотел подчеркнуть не только их внутренние противоречия, но и полное отрицание друг друга.

Кирсанов — мужчина средних лет, всегда гладко выбритый, аккуратный, роскошно одетый. Базаров же абсолютно другой, он не заботится о том, как выглядит, его не интересуют манеры, а одевается он всегда в балахон, при этом еще и игнорируя щетину. Руки у него красные и натруженные, а Павел Петрович имеет белые и мягкие руки, совсем не привыкшие к труду. Базаров говорит об интересующих его предметах прямо, резко, открыто. Он язвительно и последовательно доказывает свою позицию. А вот Павел Петрович предпочитает завуалировать свои истинные чувства издевками, намеками, каламбурами. Это говорит о том, что конфликт в книге Тургенева выходит за рамки столкновения поколений. Перед нами два непримиримых соперника, которых разделяет не только возраст, но и все остальное.

Совсем другой подход к проблеме демонстрируют отец и сын в рамках семьи. Они не столь различны и категоричны. Отец Аркадия на открытую конфронтацию не идет — он предпочитает переждать бурю в стакане воды, надеясь, что увлечение сына скоро пройдет. Более того, Николай Петрович пытался понять Аркадия. То же самое можно сказать и о семье Базаровых. Отец и мать неизменно любят Евгения, стараются его принять и угодить его вкусам, но сам Евгений остается равнодушным к теплу семьи. Евгений привык, что большинство представителей поколения его родителей настроены категорично против его убеждений или же просто не понимают их. Потому он не ждет какой-то поддержки в собственной семье. Возможно, он боится стать непонятым и разорвать связь с семьей, потерять ее, а потому держится на расстоянии и присматривается.

Пример сочинения 2

Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой - либералы. Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началу противостояния — концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году.

В этом произведении главный герой Базаров несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость.
Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы.

Мне нужны подобные олухи. Не богам же. горшки обжигать!.” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х - начала 60-х годов, являлся материалистом. В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова наиболее ясно отражены их взгляды. Ведь, как известно, в спорах двух сильных личностей рождается истина.

Такое течение приобрело название нигилизм, которое полностью невзлюбилось и отрицалось Тургеневым в его произведениях. Но здесь опять же существует такое понятие как нигилист. “Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, - заявляет Аркадий, явно со слов Базарова.

Который отрицает все: и государственную систему, и религии, и общественный порядок, а так же старые морали и нравственные категории аристократизма.

Пример сочинения 3

Основной конфликт романа

Базаров и Павел Петрович

Молодой нигилист Евгений Васильевич Базаров противостоит дворянину аристократу Павлу Петровичу Кирсанову. Разница поколений выражена уже во внешности героев.

Базаров – человек огромной силы воли, человек слова, немного отстраненный от людей. Тургенев особое внимание уделяет живому уму героя. А Кирсанов описан лишь внешне: носит белое белье, накрахмаленные воротнички, лаковые полусапожки. Будучи в прошлом известным светским человеком, Павел Петрович сохранил свои привычки и в деревенской усадьбе брата – безупречность и элегантность образа.
Кирсанов ничего не делает, не имеет никаких обязанностей и стремлений, живет в свое удовольствие. Базаров же деятелен, все, что он делает, полезно для общества, для науки, для народа.

Базаров и его родители

В отношениях Базарова с его родителями также отчетливо просматривается конфликт поколений. Базаров любит отца и мать, но в то же время испытывает презрение к их глупой бесцельной жизни. Несмотря на непонимания друг друга, родители любят Евгения. Любовь не прекращает существовать даже после смерти героя. В конце концов оказывается так, что только родителям Базаров был по-настоящему дорог.

Аркадий и семья

В семье Кирсановых противостояние поколений не столь очевидно. Аркадий Кирсанов постепенно превращается в копию своего отца. В жизни он ценит то же, что и он: дом, семейная жизнь, покой. Для него это намного важнее, чем борьба за всеобщее мировое благополучие. Аркадий всего лишь подражал Базарову, и это вызывало небольшие раздоры в семье. И когда Базаров уходит из поля зрения Аркадия, и конфликты сходят на нет.

Читайте также: