Административное право как дисциплина и как наука
Обновлено: 25.04.2024
Тема 3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК НАУКА
3.1. Система наук и место в ней административного права
Науки разделяют на общественные (гуманитарные): философия, история, социология, культурология, политология, экономическая теория, юриспруденция и др.; естественные: астрономия, физика, химия, биология, математика и др.; технические: механика, гидравлика, технология металлов и др.
Юридические науки, в свою очередь, делятся:
• на историко-теоретические: история права и государства, история политических и правовых учений, теория права и государства;
• отраслевые: конституционное право, административное право, уголовное право, гражданское право, трудовое право, семейное право, земельное право и др.;
• прикладные: криминалистика, криминология, судебная бухгалтерия, судебная медицина, юридическая психология и др.;
• международные: международное публичное право, международное частное право;
• изучающие зарубежное государство и право: римское право, конституционное право зарубежных стран, история государства и права зарубежных стран.
3.2. Административное право: понятие и предмет
1) административное право как отрасль права (административно-правовое законодательство);
2) закономерности возникновения, развития и функционирования государственного управления;
3) система административно-правовых категорий и понятий (категориальный аппарат);
4) история развития административного права;
5) правоприменительная практика субъектов административного права;
6) зарубежное административное право (сравнительное правоведение);
7) прогнозы и рекомендации по совершенствованию и развитию административного права.
Общенаучные методы:
• диалектика – метод познания явлений действительности в их взаимосвязи и развитии;
• анализ – расчленение (идеальное или реальное) объекта на составляющие его элементы;
• синтез – метод, обратный анализу, соединение элементов в единое целое;
• аналогия – правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках;
• дедукция – метод познания, который ведет от общего к частному; от общего положения к особенному;
• индукция – метод познания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному и др.
Частнонаучные методы:
• системный – рассмотрение объекта как системы, выявление его связей как внутри, так и во вне системы;
• сравнительного правоведения – изучение системы административного права путем его соотношения с аналогичными системами зарубежных стран; соотношение административно-правовых институтов с правовыми институтами других отраслей российской системы права;
• юридического эксперимента – апробация административно-правовых новелл в сфере государственного управления в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и дальнейшего использования в более широких масштабах;
• правовое прогнозирование – изучение перспектив развития конкретных государственно-управленческих явлений в будущем.
Методика – совокупность приемов, средств, способов исследования определенного объекта государственного управления. Достижение поставленных познавательных целей во многом предопределяется методикой. Ошибка в выборе средств ведет к искажению полученных при этом результатов.
1) познавательную (эвристическую) – состоит в познании и констатации административно-правовых явлений;
2) интерпретационную (объяснительную) – состоит в разъяснении сущности административно-правовых явлений;
3) методологическую – состоит в поиске конкретного инструментария, при помощи которого исследуется административно-правовая действительность;
4) организационно-управленческую – заключается в выработке механизма преобразования административно-правовых институтов и норм, укреплении законности;
5) идеологическую – состоит в разработке обобщенных взглядов на административное право, государственное управление, исполнительную власть и в конечном итоге на повышение правового сознания граждан и общества;
6) прогностическую – состоит в предвидении того, в каком направлении и насколько изменятся управленческие отношения.
Принято выделять общественные (гуманитарные) науки, включая философию, культурологию, социологию, историю, политологию, экономическую теорию, юриспруденцию и т.д., естественные науки, включая астрономию, математику, физику и химию и т. д., а также технические науки, в том числе механику, технологию металлов, гидравлику и др.
Существует определенная классификация юридических наук:
- историко-теоретические, включая теорию государства и права, историю политических и правовых учений и др.;
- отраслевые науки, включая трудовое, уголовное, конституционное и другие виды права;
- прикладные науки, включающие криминологию и криминалистику, судебную бухгалтерию и медицину, юридическую психологию и др.;
- международные науки, включающие международное частное и публичное право;
- науки, изучающие зарубежное государство и право, включая римское право, историю государства и права зарубежных государств, конституционное право зарубежных государств.
Понятие и предмет административного права
Административное право как наука (административно-правовая доктрина) является составной частью российской правовой науки. Она представляет собой систему научных взглядов и представлений, основных знаний и теоретических положений, касающихся отрасли административного права и предмета его регулирования.
В качестве предмета административного права выступают общие закономерности развития и действия государственного управления, включая перспективы и развитие административного законодательства.
В состав элементов предмета можно включить:
- административное право в качестве отрасли (административное правовое законодательство);
- закономерности появления, совершенствования и работы государственного управления;
- систему административно-правовых понятий и категорий (понятийный аппарат);
- историю развития науки;
- правоприменительную практику субъектов;
- зарубежное административное право в качестве сравнительного правоведения;
- прогнозы и рекомендации в области совершенствования науки.
Методы и функции административного права
Методы рассматриваемой науки классифицируются общенаучные (используют все науки) и частнонаучные (используются конкретной наукой).
В состав общенаучных методов можно включить:
- диалектику как метод познания явлений действительности, связанных и развивающихся;
- анализ, представляющий собой идеальное или реальное разделение объекта на несколько частей;
- синтез представляет метод, обратный анализу (производится соединение элементов в одно целое);
- аналогия заключается в правдоподобном вероятном заключении о сходстве двух предметов в рамках определенного признака (в основе лежит установление сходства в прочих признаках);
- дедукция представлена методом познания, ведущим от общего к частному;
- индукция – это метод познания от отдельного, особенного к общему, закономерному и др.
Среди частнонаучных методов необходимо выделить:
Методика представляет собой совокупность приемов, средств, способов исследования, используемых для определенного объекта государственного управления.
Методика позволяет достичь цели, поставленные в ходе познания, при этом ошибки в выборе средств способны привести к искажению получаемых результатов.
Рассмотрим функции, выполняемые наукой:
- познавательная (эвристическая), состоящая в познании и констатации административных явлений в праве;
- интерпретационная (объяснительная), состоящая в разъяснении сути административных явлений;
- методологическая, заключающаяся в поиске конкретных инструментов, с помощью которых происходит исследование административно-правовой действительности;
- организационно-управленческая (административно-правовые институты и нормы подвергаются механизму преобразования, укрепляется законность);
- идеологическая (формирование обобщенных взглядов на административное право, исполнительную власть, управление в стране, что ведет к росту общественного и гражданского правового сознания);
прогностическая (предвидение направления и изменений управленческих отношений).
Глава 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, КАК НАУКА И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
1. Понятие, сущность и предмет административного права
управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления;
управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной и судебной власти, органов прокуратуры;
отдельные управленческие отношения внутриорганизационного характера в сфере негосударственных образований;
управленческие отношения в ходе осуществления судами и некоторыми общественными объединениями определенных административно-властных полномочий.
2. Методы административного права
направление жалоб на рассмотрение должностным лицам, чьи действия обжалуются;
применение административного ареста к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп;
применение лишения специального права в виде права охоты к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию и т.д.
3. Функции и принципы административного права
Функции и принципы административного права | |
Понятие | |
Функция — выполняемые субъектами действия, способы решения поставленных перед ними задач. | |
Функция административного права — категория, дающая возможность определить внешние проявления административного, права в российской правовой системе. | |
Виды | |
Регулятивная | Выражается в создании нормами административного права определенного правового режима организации и деятельности, прежде всего органов исполнительной власти, в том числе в установлении взаимных прав и обязанностей субъектов властных отношений, определении их правового статуса. |
Охранительная | Обеспечивает соблюдение установленного правового режима в рассматриваемой сфере и защиту законных прав и интересов участников управленческих отношений. |
Правоисполнительная | Основное назначение состоит в обеспечении нормами административного права действий по практической реализации исполнительной власти. |
Правотворческая | Выражается в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по принятию административно-правовых норм в сфере государственного управления. |
Организационная | Исходит из необходимости регулирования нормами административного права деятельности, направленной на организацию всего процесса правоисполнения в сфере управления. |
Координационная | Выражается в обеспечении нормами административного права эффективного и согласованного взаимодействия всех субъектов, участвующих в управленческом процессе. |
Принципы | |
Принцип приоритета личности, ее прав, свобод и интересов | В процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита и интересы. Кроме того, нормами административного права формируется административно-правовой статус личности. |
Принцип разделения властей | Исполнительная власть самостоятельна в пределах, определенных Конституцией РФ. |
Принцип федерализма | Влияет на процесс и механизм административно-правового регулирования. Базируется на федеративном устройстве Российской Федерации, в соответствии с которым административное и административно-процессуальное законодательство Российской Федерации отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. |
Принцип законности | Предполагает, что все правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, в том числе акты, являющиеся источниками административного права, должны соответствовать положениям Конституции РФ. |
Принцип гласности | Предусматривает открытость для всеобщего сведения результатов, достигнутых в процессе государственно-управленческой деятельности. |
Принцип ответственности | Означает, что должностное лицо подлежит административной или дисциплинарной ответственности за нарушение требований общеобязательных административно-правовых норм, за неправомерное применение норм административного права, за недобросовестное исполнение своих функций и за иные нарушения административно-правовых норм. |
4. Понятие и система субъектов административного права
граждане;
иностранные граждане;
лица без гражданства;
должностные лица.
органы исполнительной власти (государственного управления);
государственные предприятия, учреждения и объединения (корпорации, концерны и т.п.);
структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные властными полномочиями.
общественные объединения;
трудовые коллективы;
органы местного самоуправления;
коммерческие структуры.
5. Место административного права в российской правовой системе
6. Система административного права
принципы государственного управления;
административно – правовой статус граждан (физических лиц);
административно-правовой статус органов исполнительной власти;
государственная и муниципальная служба;
административно-правовой статус негосударственных (общественных) объединений;
административно-правовой статус предприятий, учреждений;
формы государственного управления;
методы государственного управления;
административная ответственность;
административный процесс;
обеспечение законности в государственном управлении;
административно-правовые основы управления в сфере экономики;
административно-правовые основы управления в социально-культурной сфере;
административно-правовые основы управления в административно-политической сфере.
7. Административное право как наука: понятие, предмет, задачи и методология
выявление проблем и сложностей в функционировании данной отрасли права, а также разработка оптимальных вариантов их решения;
проверка эффективности своих норм, изучение практики их применения, выявление норм, которые на практике могут вызвать нежелательные результаты, составление прогнозов и предложение рекомендаций по совершенствованию административного права.
8. Административное право как учебная дисциплина
1 Подробнее см.: Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. – М., 2002. – С. 45
Административное право: Шпаргалка
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ, ЕЕ ПРИЗНАКИ
По своей сути административное право – государственное управленческое право, реализующее публичный правовой интерес большинства граждан, для чего субъекты управления наделяются юридически властными полномочиями. Следовательно, предметом и объектом действия юридических норм являются управленческие отношения (точнее, поведение), возникающие между субъектами управления, реализующими свои права и обязанности. Эти управленческие отношения бывают как внутриорганизационными, так и внешними для осуществления функций и задач, стоящих перед органами власти, государством и обществом в целом.
Система управления – совокупность двух и более элементов (подсистем), взаимосвязанных и взаимозависимых между собой и образующих целостное единство.
Виды систем управления: социальные (государственные и общественные), биологические и технические. Мы рассматриваем понятие государственной системы управления, тесно взаимодействующей с общественными системами управления.
Признаки системы управления
Первый признак системы управления: она имеет два и более элемента (подсистемы), т. е. управляющий элемент (властный субъект права) и управляемый элемент системы (подвластный субъект права). Как правило, система конкретного органа управления является одновременно управляющей системой по отношению к нижестоящей управляемой подсистеме и управляемой по отношению к вышестоящей управляющей системе управления, т. е. системы иерархичны (соподчинены).
Второй признак системы управления – это взаимосвязь и взаимозависимость, которая регламентирована как социальными нормами (традициями, обычаями, моралью и др.) – эти управленческие отношения имеют общественно-властный характер, – так и правовыми. Отношения же взаимосвязи и взаимозависимости, возникающие между управляющей и управляемой системами, одной из которых обязательно является юридическое лицо государственной формы собственности, муниципальной или смешанной, регламентированы административными правовыми нормами и правилами и имеют государственно-властный характер.
Третий признак системы управления: целостное единство системы понимается как интегрированное качество, а не как арифметическая сумма качеств функционирующих элементов системы. То есть взаимосвязь между элементами одной системы всегда теснее, нежели с элементами других систем или внешней среды.
2. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ
Государственное управление – это сознательное и целенаправленное воздействие, осуществляемое специальными уполномоченными органами государственной и муниципальной власти (в основном исполнительными) по предметам ведения и в объеме полномочий на основании и в порядке, определенном законодательством, с использованием системы мер убеждения и административного принуждения для обеспечения достойных условий жизни личности, семьи и общества в целом.
Общественное управление делами государства осуществляется в основном политическими партиями, профессиональными союзами, общественными объединениями и иными негосударственными организациями, а также гражданами РФ (ст. 32, 33 Конституции РФ).
Эти два вида социального (государственного и общественного) управления не противопоставляются, а дополняют друг друга, образуя целостную систему социального управления.
Признаки социального (государственного и общественного) управления:
• сознательный (волевой) характер воздействия субъекта управления на объекты управления. Он может быть реализован различными методами и формами в соответствии с содержанием системы управления, ее зависимости от влияния различных факторов и условий внешней среды;
• целенаправленность воздействия, так как цель государственного управления имеет не только объективный характер развития общества, но и субъективное преломление, так как отражает интересы определенных классов, социальных групп или же большинства граждан страны. В актах управления требование законности сочетается с требованием целесообразности;
• наличие в системе управления элементов управления:
1) субъект управления – руководитель;
2) объекты управления – подчиненные;
3) прямые связи (приказы, команды, указания и др.);
4) обратные связи (информация, получаемая субъектом управления (руководителем) о результатах работы подчиненных, включая различные формы контроля);
• правовая регламентация процесса организации управления. Административно-правовые нормы закрепляют разделение труда, функции, права, обязанности субъектов управления, способствуют повышению ответственности каждого звена системы управления в обществе, исключают дублирование и подмену одних органов управления другими, фиксируя разделение функций и задач по предметам ведения и в объеме полномочий конкретного органа управления. Административно-правовые нормативные акты организуют деятельность органов исполнительной власти, государственного управления, придают им целенаправленность, упорядоченность и согласованность.
3. ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ЦИКЛ
Классификация целей управления:
• по содержанию (напр., экономические, социальные, политические, идеологические, научно-технические);
• по уровням управления (общегосударственный, отраслевой, межотраслевой, территориальный и локальный).
Классификация функций органов управления:
1) основные (предметные) функции, для осуществления которых образован соответствующий орган исполнительной власти, государственного управления;
2) обеспечивающие – функции, которые необходимы для успешной реализации предметных функций. Для осуществления обеспечивающих функций создаются специальные организационные структуры, обычно они являются структурными подразделениями органа управления, образованного для реализации предметных функций.
К обеспечивающим функциям можно отнести: правовые, информационные, внутриорганизационные, кадровые, финансовые, материально-технические, социальные и др., создающие благоприятные условия для реализации предметных функций соответствующего органа управления.
По содержанию управление сводится к совокупности циклически повторяющихся стадий по осуществлению функций управления (так называемый управленческий цикл). Он может детализироваться с разной степенью в зависимости от задач исследования, а по содержанию управленческий цикл и есть те управленческие отношения, которые регулируются нормами административного права.
Управленческий цикл – повторяющаяся совокупность последовательно осуществляемых управленческих операций или стадий, по мере и в ходе реализации которых субъект управления достигает желаемых результатов (промежуточных или конечных).
Читайте также: