Потребность самореализации как личности т е обеспечение социальной сферы жизни человека это

Обновлено: 16.06.2024

Социальные потребности личности обуславливаются тем фактом, что существование человека вне общества не представляется возможным. Все мы находимся в социуме, поэтому, помимо биологических нужд, у нас также появляются желания, направленные на жизнь среди людей.

Однако говорить о данном виде нужд подробно можно, только рассмотрев их в рамках иерархии всех потребностей. Давайте дадим определение основным понятиям и познакомимся с мнением психологов и социологов на этот счет.

Понятие и природа социальных потребностей личности

Социальные потребности личности отражают сущность желаний, которые возникают в процессе жизни и взаимодействия в обществе, не касаясь основных потребностей (питания, безопасности, удобстве и т.д.).

В отличии основных нужд, социальные потребности уходят на второй план. Прожить без общения можно, а вот отсутствие сна или еды приводят к физической гибели. Несмотря на это люди зависимы от социума, ведь отсутствие взаимодействия либо негативное взаимодействие с обществом, могут сильно ранить психологическое здоровье.

Понятие и природа социальных потребностей личности

С точки зрения теории социальные потребности личности воспринимаются в качестве формы контакта живого существа с окружающей средой, отражая стремления, характерные для всех индивидуумов.

Принадлежность человека к обществу рождает эмоционально окрашенные импульсы. В процессе их реализации совершенствуется личность человека. Потребности создают мотивацию для деятельности и формируют поведение, по мере их удовлетворения они видоизменяются, и в игру вступают новые желания.

Виды социальных потребностей личности

Существует три вида социальных потребностей:

  • биологические;
  • социальные;
  • идеальные.

Биологические потребности человека являются первичными. Они определяются необходимостью сохранять и поддерживать на оптимальном уровне физиологическое функционирование организма. Это называют бессознательными инстинктами, в качестве главного примера можно обозначить инстинкт сохранения жизни.

Социальные потребности уступают по важности биологическим нуждам. Они считаются второстепенными, но в то же время имеют большее значение для развития личности человека. Формирование личности всегда происходит благодаря взаимодействию с социумом, общению с людьми. Например, если человек занимается самообразованием, он все равно использует информацию, созданную другими людьми, т.е. развивается через взаимодействие с обществом.

Виды социальных потребностей личности

1. Биологические потребности

Биологические потребности — совокупность потребностей, выполняющие жизненно важные функции организма для поддержания оптимальной среды внутри.

К ним относятся:

  • физиологические нужды (хороший иммунитет, здоровый сон, питание, жажда);
  • потребность в безопасности (наличие собственного дома, отсутствие опасностей и угроз жизни, здоровью и имуществу);
  • ощущение комфорта, в том числе и психологического;
  • потребность в качественном отдыхе;
  • необходимость продолжения рода;
  • желание быть свободным и независимым.

От реализации данных потребностей зависит сам факт выживания, а также правильная и налаженная работа организма. В связи с этим их называют базовыми потребностями.

Создай жизнь Мечты с проверенными практиками от Марии Самариной

Девушка

ютуб
инстаграм
телеграм

Мы подготовили для тебя документы, которые помогут преобразить все сферы жизни: отношения, финансы, карьеру, здоровье, предназначение.

Это наши проверенные методики, благодаря которым 98% наших учеников отмечают позитивные изменения.

Обычно эти документы доступны только нашим ученикам, мы какое-то время будем раздавать их бесплатно, но очень скоро уберем их из открытого доступа. Скачивай и используй уже сегодня:

Пошаговая инструкция “Как совершить финансовый прорыв”

5 шагов для привлечения денег в жизнь за 2 недели

Руководство “Как построить здоровые отношения”

5 ошибок, которые убивают любовь

Инструкция по поиску своего предназначения

16 вопросов, которые помогут найти свое дело

Чек-лист “Как гарантированно исполнить желание за 30 дней”

7 уроков для достижения жизни Мечты

Очень часто биологические и социальные потребности созависимы — биологические желания социализируются. Например, инстинкт продолжения рода порождает желание интимной близости, что можно отследить в любви. Или потребность отдохнуть часто отражается в дружеских посиделках, человеку лучше и проще отдохнуть с кем-то, нежели одному. При этом не имеет значения способ организации досуга.

2. Социальные потребности

Социальные потребности — это совокупность желаний, возникающих в процессе жизни и взаимодействия в обществе, с другими индивидами.

Все потребности в социальной сфере связаны с взаимодействием человека с обществом.

Основные социальные потребности:

  • желание любить, иметь друзей, семью, общаться и взаимодействовать в обществе;
  • готовность проявлять заботу и любовь;
  • стремление принадлежать определенной группе и продвигаться по иерархической лестнице, получать признание;
  • неизбежность следования правилам, принятым в определенной группе, при этом прослеживается уважение к ним, демонстрация принадлежности к группе.

Ради социальных потребностей человек может идти на жертвы: пренебрегать сном, едой, забывать о собственном дискомфорте ради заботы близких.

Личность всегда стремится проявлять активность в социуме. Индивиду свойственно стремиться к установлению межличностных отношений, активности в социуме, к успеху и признанию в социальной среде.

3. Идеальные потребности

Идеальные потребности отражают стремление к прекрасному, желание творить и создавать продукты творчества.

Именно идеальные потребности являются базой саморазвития и самосовершенствования личности. Если бы их не существовало, тогда бы моральный и духовный мир человека остановился на уровне животных инстинктов.

Виды социальных потребностей личности

Стремление к новизне:

  • стремление изучать мир через исследования;
  • желание получить новые знания и навыки через освоение новых видов деятельности;
  • наслаждение произведениями искусства, путешествиями и новыми впечатлениями.

Стремление к компетентности:

  • необходимость повышения уровня знаний и квалификации;
  • стремление стать профессионалом своего дела, добиться успехов в карьере, углубить знания не только по своей специальности, но и в других областях.

Жизнь в Потоке. Как понять, что ты в Потоке, простой тест!

Потребность преодоления:

  • желание постоянно расти и развиваться, совершенствуя свою личность: избавляться от вредных привычек, токсичного окружения, работа над улучшением качества жизни;
  • преодоление физических и моральных трудностей, препятствий ради поднятия собственной самооценки;
  • сражение с физическими и моральными трудностями, ради улучшения самооценки.

В идеал входит потребность в самовыражении через творчество — музыку, танцы, поэзию и другие виды письма, различные художественные формы искусства.

К этому списку следует добавить духовные потребности — личностный рост, раскрытие внутреннего потенциала, стремление к самореализации, нравственное развитие, достижение внутренней гармонии.

Социологи и психологи о социальных потребностях личности

Психологи различают подразделения по направлению воздействия:

  • в себе — человек хочет самоутвердиться, быть признанным властями и другими людьми.
  • другим — человек может отказаться от чего-то личного в пользу других. Он хочет защитить слабых и поддерживать общение.
  • вместе с другими — у человека возникает соблазн объединить усилия с большой группой, которая вносит свой вклад в реализацию глобальных идей, таких как революция.

Кроме того, существуют более обширные учения о потребностях, здесь самые известные:

Пирамида Маслоу

Социологи и психологи о социальных потребностях личности

Американский психолог и социолог Абрахам Маслоу создал теорию иерархии потребностей, согласно которой каждое жизненное желание упорядочивается по мере своего роста. В первой версии пирамиды понималось, что ранг наверху не может быть достигнут до тех пор, пока не будут преодолены или удовлетворены все более низкие уровни. Затем Маслоу передумал.

В доступном виде это может выглядеть так (первая точка — основание треугольника, седьмая — его вершина):

Как гарантированно исполнить любую мечту за 30 дней

Девушка

ютуб
инстаграм
телеграм

ютуб
инстаграм
телеграм

Бедный человек не тот, у которого нет
ни гроша в кармане, а тот, у которого нет мечты.

Какая твоя истинная мечта?

  • Хочешь жить удивительной жизнью?
  • Мечтаешь увеличить благосостояние?
  • Обрести новые искренние отношения?
  • Наладить имеющиеся отношения?
  • Осознать предназначение?

Возможно все! В моей школе более 100,000 людей уже исполнили свои самые заветные мечты.

Мы подготовили инструкцию с дорожной картой , которая поможет исполнить любую твою мечту за 30 дней! И да, это бесплатно! Скачивай и пользуйся уже сейчас 🙂


Несмотря на то, что пирамида Маслоу достаточно популярна, проводятся исследования, критикующие и даже опровергающие её принципы и положения. Причиной недоверия к данной пирамиде является то, что она не может объяснить, почему некоторые уровни пирамиды несут в себе высокий уровень мотивации человека, даже после удовлетворил. Сам же основатель данной теории считал, что лишь 2 % людей могут достичь высшего уровня иерархии пирамиды.

Теория Херцберга

Фредерик Херцберг был исследователем мотивации работников и считал, что основную часть социальных потребностей, которые реализуются в коллективе, можно разделить на две группы: мотивация и гигиена. Первая группа нацелена на финансовую сторону, престиж и статус в коллективе, реальное продвижение по карьерной лестнице. Херцберг считал, что мотивация безгранична, она должна действовать постоянно.

Теория Херцберга

Вторая группа — гигиена — это процесс взаимодействия в коллективе, психологический настрой в нем и методы управления работниками.

Исследователь-социолог считал, что гигиена часто имеет решающее влияние на получение удовольствия от места работы. Ведь для многих людей главным фактором при выборе места работы является ни уровень заработной платы, ни престиж компании, ни перспективы, а именно коллектив и уровень его сплоченности.

Мнение Эриха Фромма

Известный немецкий психолог и социолог считал, что важнейшим фактором формирования и последующего удовлетворения потребностей человека является ориентир — идеал, который дает возможность сравнить и оценить свои поступки. Как правило, таким ориентиром для людей служат религиозные и философские учения, мировая культура и искусство, а также национальные традиции. Сторонники Фромма добавили к ориентирам медиа-пространство, включая телевидение и Интернет.

Также Фромм выделял значимость самосознания (рьяное желание выделяться из толпы) и самоутверждение (готовность стать полезным для других людей). К остальным социальным потребностям человека Фромм относил:

  1. Укоренённость. Естественное желание человека быть привязанным к миру и людям (прослеживается в стремлении создать семью, найти и не терять работу, иметь подушку безопасности). Удовлетворенность не имеет значения.
  2. Трансценденция. Необходимость превзойти свои физиологические (животные) инстинкты. Социолог уверял, что наивысшую социальную потребность человека может иметь каждый. Удивительно, но Фромм считал, что интеллект и сознание может нести лишь малое количество людей, т.к. они отягощают жизнь, напрягая человечность. Поэтому многие люди стремятся жить на уровне животных инстинктов.
  3. Когда у человека формируется личность, он перестает нуждаться в опеке родителей или иных людей, даже несмотря на зависимость от социума. Взрослый индивид способен реализовать свои планы и мечты, удовлетворить социальные потребности без поисков нового общества, опираясь на то окружение, которое уже есть у индивида.

Процессы взаимодействия людей: понятие, формы, уровни

По мнению Фромма, все человеческие потребности являются врожденными, но в процессе жизни они видоизменяются. Главным фактором в формировании характера и поведения людей является социальная среда, в которой живет человек.

Позиция Дэвида МакКлелланда

Совершенно иную классификацию социальных потребностей личности предлагает американский исследователь, изучавший человеческие импульсы и особенности мотивации. Он считал, что потребности строго зависят от типа человека. Значит, у каждого человека они будут разные, даже если люди, казалось бы, живут в одном обществе.

МакКлелланд отметил 3 основных потребности:

  1. Достижение успеха. Уровень активности зависит от количества успешно завершенных дел. Только после получения положительного результата у человека просыпается желание действовать дальше.
  2. Стремление к власти. Каждый человек стремится к получению власти, он старается управлять другими людьми ради достижения собственных целей.
  3. Симбиоз. Люди созависимы друг от друга. Ведь если однажды помочь человеку, то можно с уверенностью обращаться к нему за помощью, если нужна будет поддержка.

Психолог заметил, что в случае неудовлетворенности какой-либо из этих трех потребностей человек разочаровывается своей жизнью, что часто приводит к расстройствам нервной системы (неврозы, апатические состояния, депрессии). Несмотря на это, удовлетворять свои желания за счет других людей нельзя, т.к. вред получат все окружающие люди. В таком случае нет никакой гарантии, что с таким эгоистичным человеком не поступят точно также.

Необходимо осознать то, что симбиоз в удовлетворении потребностей является ключом к позитивному социальному миру.

Только позитивное взаимодействие людей друг с другом, их способность действовать сообща в интересах общества, а не только индивидуально ради личных целей, помогут создать сплоченное развитое общество.

Читайте также: