Пособие как рассказать ребенку о сексе

Обновлено: 04.07.2024

Иногда я чувствовала себя неловко. Спрашивая человека, почему, на его взгляд, нам трудно говорить с детьми о сексе (дома или в классе, в качестве детского писателя или родителя, учителя или врача — неважно), ты невольно предлагаешь ему проективный тест: что бы он ни ответил, ты, скорее всего, узнаешь о нем самом гораздо больше, чем о предмете разговора. Безусловно, если спросить человека, как говорить с ребенком о книгах, ты тоже узнаешь из его ответа многое о нем самом. Но секс — история особенная, и лично для меня кажущиеся очевидными причины этой особенности оказались в свое время совсем не очевидными.

Бедные взрослые

Еще пример: поскольку на самом деле мы очень мало знаем о том, что делают в постели другие люди, мы часто боимся не соответствовать норме, делать что-то не так — сравнивать-то толком не с чем.

И еще: мы часто уверены, что сексуальность человека во многом определяет его шансы на личное счастье, любовь, брак, родительство.

Кстати, это тоже важная история: вчуже мы понимаем, что сексуальность не сводится к механике секса (это-то проще всего), а включает в себя гораздо более сложные вещи — отношения с партнером, вкусы, пристрастия, — а как это объяснять? Неудивительно, что когда человек говорит о сексе — не то что с ребенком, а даже с собственным партнером, другом, терапевтом, с самим собой, наконец, он говорит на самом деле о тревогах и страхах, очень далеких от секса как такового.

Когда же дело касается разговора с детьми, взрослый и правда часто оказывается в незавидной позиции: пойди поговори с ребенком на тему, с которой у тебя самого все так непросто.

Мне доводилось разговаривать о любви и сексе со своими учениками (очень разного возраста), с детьми друзей, с подростками, для которых я когда-то писала книгу про ВИЧ/СПИД, — и я видела, как сильно к их собственному любопытству, непониманию (или пониманию), страху (или отсутствию страха) примешивается тяжеловесный и печальный сор того, что мучает их учителей, родителей и просто старших знакомых.

Кстати, о взрослых: когда они были детьми, их родители зачастую были еще в худшем положении, чем они сейчас. Мир был консервативнее, сексуальное просвещение — хуже, безопасность секса и уровень контроля над своим здоровьем — ниже, общественные рамки — жестче.

Разговоры их родителей о сексе, если и случались вообще, часто носили характер запугивания.

И получается, что у многих нынешних взрослых нет собственного детского опыта удачных разговоров, да и просто нормального получения информации о человеческой сексуальности. Называя вещи своими именами: не только наши бабушки и дедушки, но и наши мамы и папы не знали очень многого из того, что знаем мы, и имели гораздо больше поводов бояться самых разных проявлений сексуальности — и в себе, и в окружающих, — чем мы сейчас.

Мы — поколение, которому не удается опираться на собственный положительный опыт в разговоре с детьми. Нам приходится почти все понимать с нуля.


О чем и зачем

Что мы хотим, чтобы ребенок вынес из этого разговора, и чего хотим от этого разговора мы сами?

На двоих

Мне кажется, что одна из самых важных вещей, которую стоит помнить во время разговора о сексе с ребенком, упоминается очень редко: это не лекция, а именно разговор. В нем есть два участника. Один, возможно, знает больше, а другой — меньше (иногда это не гарантировано). Возможно, один опытный, а другой нет (и это не всегда гарантировано, особенно в разговоре человека старшего, более консервативного поколения с подростком).

Но в целом вы имеете право чувствовать себя человеком — и быть в этом разговоре человеком, а не радио.

Взрослый, назидательно вещающий в формате лекции, гораздо страшнее.

И, кстати, подавляющее большинство взрослых готовится к этому разговору именно как к радиопередаче или к лекции: они представляют себе, что ребенок — молчаливый слушатель, которого необходимо просветить. Но у вашего младшего собеседника могут быть свои взгляды и мнения. С ними можно не соглашаться и спорить, но для этого их надо сперва услышать. Мало кто готов к тому, что у ребенка не просто может быть мнение по самым разным вопросам, касающимся сексуальности, но и к тому, что это мнение может расходиться с нашим. Понятно, почему это непростой момент, — но, опять же, никого нельзя переубедить, не выслушав. А выслушав, можно обнаружить, что в расхождении мнений ничего ужасного нет, если это именно честный разговор, а не радиотрансляция.


Частное и личное

Хорошо бы еще помнить, что право приватности распространяется и на ребенка: он не обязан вам отчитываться, а вы не имеете права приступать к нему с бестактными вопросами, как бы вам этого ни хотелось. Только тогда есть шанс, что он сам будет возвращаться к разговору о своей личной жизни, в частности о человеческой сексуальности вообще, когда ему будет нужно поделиться или посоветоваться.

И, кстати, мы все время представляем себе, что разговор об интимной близости или о любовных отношениях всегда будет разговором о его жизни, а не вашей. На практике же получается, что это далеко не всегда так: родители отдаляются, сближаются, разводятся, заводят новые отношения, и если ваши отношения с ребенком будут отношениями двух доверяющих друг другу людей, обо всех этих вещах, если они происходят, тоже можно будет говорить — пусть не всегда легко, но по крайней мере честно. А иногда и не придется: при открытости и взаимном уважении многие вещи понимаются без лишних слов.

Разговор или тема

Это очень частая история:

взрослые полагают, что, выполнив единожды родительский долг сексуального просвещения, они могут никогда не возвращаться к этой неловкой теме.

Мне кажется, что разговор о сексуальности в доверительных отношениях не прекращается никогда.

Это отнюдь не значит, что он ведется каждый день. Это значит, что тема не оказывается табуированной, что ребенок (и вы — у вас, между прочим, тоже есть личная жизнь) может возвращаться к ней, когда считает нужным, и особенно когда жизнь предлагает ему новые вопросы. Мы помним об этом очень редко, но сегодня, когда практики, убеждения и даже законы, связанные с человеческой сексуальностью, постоянно меняются, — разумно ждать, что у ребенка будет не один и не два повода поговорить с умным человеком о том, что он видит, слышит или с чем сталкивается. Если, конечно, он будет этому умному человеку доверять.

Самые важные разговоры о сексуальности – в 3-4 года

Наталия Преслер психолог

Да, говорить с ребенком о его теле можно и нужно с рождения. Если вы немного опоздали — не страшно. Главное — помнить, что разговоры о сексуальности нужны для безопасности ребенка, для того, чтобы он мог относиться к себе как к хорошему и нужному, а к своему телу — как к нормальному и ценному. А еще правильные ответы на вопросы ребенка создают отношения доверия между ним и родителями, которое очень понадобится в подростковом возрасте.

Как отвечать на вопросы ребенка о сексе

Сексуальность — это не только способность или желание заниматься сексом. Сексуальность дается от рождения и даже раньше, это весь чувственный опыт. Просто сексуальность имеет разный смысл на разных этапах развития человека. Детская, инфантильная сексуальность и взрослая, зрелая очень отличаются.

Взрослых возмущает детское сексуальное поведение (например, разглядывание частей тела друг друга), потому что взрослые вкладывают в это свой смысл. Но подобное детское поведение — это обычно лишь наивность и любопытство, а не желание вступить в половую связь или получить оргазм.

Прикосновения относятся к базовым потребностям человека (наравне с утолением жажды, голода, потребности в защите и безопасности, а также любви). Младенцы понимают, что их любят, и впитывают этот опыт, когда родитель держит их на руках, гладит и обнимает.

И взрослым хочется тискать младенцев, для них это тоже важный чувственный опыт. То, как это проявляется, зависит от собственного детского опыта физического контакта с родителем. Психологически здоровый родитель очень четко отличает физический контакт, который полезен ребенку, от вредного взаимодействия.

К вопросам сексуальности относятся:

  • первый и последующий опыт телесного контакта с родителем (объятия и пр.);
  • информация о том, как происходит размножение;
  • различия между мужчинами и женщинами;
  • самоощущение ребенка как мальчика или девочки;
  • отношение к своему телу;
  • особенности ухода за телом и знания о нем (о том, как называются половые органы, как мы устроены и пр.);
  • семейные сексуальные ценности (отношение к наготе в семье, телесный контакт, секс до брака, планирование семьи и пр.);
  • передача детям родительских воззрений на отношения между мужчиной и женщиной, о месте в обществе мужчины и женщины, гендерных стереотипах и др.

Когда речь заходит о сексе и сексуальности, у родителей в основном возникают два страха:

  • Если я начну говорить о сексуальности слишком рано, не пробудит ли это у сына или дочери излишний интерес к теме?
  • А вдруг будет слишком поздно, и он/она уже узнает искаженную версию от друзей (посмотрит порно, забеременеет в 15 лет, займется небезопасным сексом и пр.).

Давайте разберемся с этими вопросами: узнаем, зачем говорить, когда говорить и главное — что говорить.

Прежде чем говорить о сексе с ребенком, поговорите с собой

Прежде чем говорить о сексе с ребенком, поговорите с собой

Почитайте ниже о том, как говорить о сексуальности с детьми разного возраста, и прислушайтесь к своим реакциям. Что вызвало у вас возмущение, негодование, гнев, смущение, резкое отрицание? Если вы на что-то среагировали достаточно остро, имеет смысл задуматься: "Что это значит для меня лично?" — часто в этом месте ваша болевая точка. А значит, и точка личностного роста и развития.

Не воспитывайте "от противного". Иногда, если в собственном детстве у родителей был негативный опыт, связанный с половым воспитанием (например, их родители были слишком открыты и навязывали детям сексуальные темы, пытались узнать подробности их интимной жизни, или наоборот — все сексуальные темы были строгим табу в доме), то, став родителями, эти люди говорят себе: "Только не так, как меня воспитывали!". И впадают в другую крайность. Если с ними были слишком открыты — табуируют тему. Если с ними молчали — навязывают тему слишком явно. Поэтому вспомните, как это было у вас, и постарайтесь избежать крайностей и воспитания "от противного".

Только вы определяете тот объем информации, который будете давать ребенку по вопросам пола, и те ценности, которые хотите ему привить. Важно обсудить друг с другом то, что вы считаете важным донести до него. Также это напрямую зависит от той культуры, в рамках которой вы воспитываете малыша. Есть вещи, обусловленные семейными ценностями (скажем, отношение к сексу до брака, к самому браку и др.), а есть моменты, которые могут помешать мальчику или девочке сформировать здоровую сексуальность (запреты на мастурбацию, например).

Для ребенка полезно, если информация о сексе поступает от обоих родителей. Так он понимает, что такие разговоры нормальны, и сможет в будущем обсуждать темы секса со своим супругом, а не только с друзьями или подругами, а также свободно говорить со своими детьми, какого бы пола они ни были.

Дальше приведены общие ориентиры, учитывающие особенности психосексуального развития детей в разные возрастные периоды. В каждой семье будет своя индивидуальная ситуация, на которую сильно влияют культурные традиции и семейные ценности.

Около 16-й недели беременности у плода мужского пола наблюдают эрекцию (это раньше способности дышать!).

Ребенок до 2 лет: называем половые органы правильно

Сексуальное воспитание начинается с младенчества. Дети узнают, что их любят, через прикосновения. Объятия, ласка, поцелуи очень важны, как и разговоры, общение.

Малыш еще до года обнаруживает, что у него есть разные части тела, в том числе мальчики около 7–8 месяцев находят свой пенис, а девочки около 9–10 месяцев — вульву.

Младенцы в возрасте от семи месяцев начинают активно познавать свое тело, они трогают разные части: уши, пальчики ног, нос, половые органы. Вас ведь не смущает, если малыш ощупывает пальцы на ногах, для него пенис — такая же часть тела. Он просто познает его, исследует. Он не пытается получить оргазм, он не одержим сексом, у него нет повышенной сексуальности. Это лишь попытки понять, узнать, изучить самого себя.

Что говорить. Малыш изучает себя, родители комментируют: "Это твой пенис", "Приятно прикасаться ко всем частям тела". Затем наденьте подгузник или оставьте ребенка исследовать пенис на какое-то время без подгузника (как вам комфортнее). Так вы учите малыша, что на его теле нет плохих и хороших мест, что все части тела хорошие и достойны внимания. А себя приучаете говорить о сексуальности свободно.

Особенности подачи информации. Говорите о половых органах в контексте бытовых ситуаций (при подмывании, туалете, если он обратил внимание и пр.). Называйте половые органы корректно, без слов-заменителей.

Как отвечать на вопросы ребенка 2-3 лет

В этом возрасте появляется интерес к вопросам пола. Дети замечают различия полов. И это не просто нормально, а хорошо, ведь ребенок исследует мир, познает его, а человек и отношения с ним — это самое важное. Кроме того, это возраст почемучек, и малыши задают много вопросов о своем происхождении, о различии мальчиков и девочек, о том, как все устроено.

И это отличная возможность, чтобы начать базовое сексуальное воспитание без специальных лекций, ведь темы возникают каждый день, главное — их замечать.

К трем годам малыш уже усваивает роли для разных полов, которые транслирует окружение: все стереотипы про машинки и куклы, розовый и голубой цвета и любые другие шаблоны.

Самые частые вопросы: как на них ответить?

"Как я родился?" — Отвечая на этот вопрос, сначала уточните, что именно ребенок хочет узнать. Иногда это вопрос о том, какая была погода на улице, так что не торопитесь с подробностями. Уточняйте.

"А где я был?" — И снова уточняйте, про что вопрос. Если поняли, что это про конкретное место внутри матери, то можно сказать: "Ты рос в специальном мешочке внутри маминого живота".

"А как я оттуда вылез?" — "Через специальное отверстие, которое есть у каждой женщины".

"А как именно?" — "Врач помог тебе выбраться, когда пришло время".

"Покажи это отверстие". — Не показываем на себе, а рассказываем. Можно схематично нарисовать. Никаких реалистичных картинок или видео. "Это отверстие между анусом (отверстие, откуда люди какают) и уретрой — малюсенькой дырочкой, откуда женщины писают".

"Как я туда попал?" — И снова уточните, о чем вопрос. Также для начала спросите, что сам малыш об этом думает. Далее развенчивайте мифы и нереалистичные представления, если таковые у него имеются.

Сказать можно примерно следующее: "У мамы есть маленькая клеточка, она называется яйцеклетка. А у папы много других клеток — сперматозоидов. Яйцеклетка соединяется со сперматозоидом и получается зародыш. Зародыш растет внутри специального мешочка у мамы и через девять месяцев рождается ребенок".

Особенности подачи информации

  • Сначала уточняйте, что именно интересует, потом отвечайте конкретно на вопрос.
  • Говорите просто, понятно, четко.
  • Следуйте за интересом ребенка, не говорите лишнего.
  • Ведете разговоры в контексте бытовых тем.

Дети не знают о сексе, их сексуальность незрелая, не такая, как у взрослого, их интересует просто исследование, познание, информация, чтобы стало понятно. Вы не подадите им пример. Малыш не сможет использовать свое тело так, как взрослый, в силу своего развития.

Если не расскажете вы, расскажут другие. Ребенок найдет, где удовлетворить интерес. И могут рассказать похабно, про извращения, он может узнать о сексе из порнографии, у него может сформироваться отвращение или неправильное толкование, напряжение. Поэтому не ждите до школы, рассказывайте раньше, когда возникают вопросы.

Лучше заранее подготовиться, сформулировать ответы. В 3–4 года ответить на эти вопросы еще не сложно. Чем старше ребенок, тем сложнее начать и тем менее естественными становятся эти разговоры между вами.

Что должен знать о сексуальности ребенок в 3-4 года

В этот период закладывается стойкое ощущение своего пола. Это возраст, когда дети очень любопытны к различиям полов, активно интересуются темой, задают вопросы родителям (если те готовы отвечать). Это самое подходящее время для таких разговоров.

Дети сейчас могут активно примерять на себя роли другого пола. И это как раз тот период, когда стоит начать переодеваться и мыться отдельно разнополым детям и родителям. Ориентируйтесь на излишний интерес ребенка к вашей наготе и его собственное стеснение.

Расширяйте знания о частях тела. Если до этого вы говорили больше о специальном отверстии, месте, давали лишь общие названия, то теперь можно углублять знания об анатомии. А именно:

Ребенку 5-6 лет? Время рассказать о любви

Дети уже точно знают, какой у них пол и что он не изменится в будущем, на него не влияют профессия, длина волос и пр. Они продолжают интересоваться вопросами пола и активно исследуют себя. В этот период у них закладываются основные представления о партнере, моральные принципы, сексуальное здоровье, романтические предпочтения и даже эротические основы возбуждения в будущем.

Основные вопросы и ответы

  • Более подробная информация о зачатии и деторождении.
  • Информация о любви.
  • Отличия детей и взрослых.
  • Если вы еще не сделали этого раньше, важно донести информацию о том, что существуют допустимые и недопустимые прикосновения (например, попу в саду воспитатель вытереть может, но гладить тело ребенка не может); что никто, кроме него самого, врачей, мамы и папы при необходимости лечения, не может прикасаться к половым органам ребенка.

7–8 лет: время предупредить искаженную информацию

Если ребенок интересуется подробностями, рассказывайте простым языком. Можете касаться всех вышеперечисленных тем, но на уровне возраста. В период поступления в начальную школу сильно повышается вероятность того, что ребенок узнает о сексе не от вас и получит искаженную информацию.

Помните, что вы передаете сыну или дочери не только информацию о размножении, но и свои принципы, моральные устои, ценности в сфере взаимоотношения полов. Делитесь ими тоже, объясняйте.

9–10: пора поговорить об изменениях тела

В этом возрасте актуальны разговоры об изменениях тела: менструация, поллюции, волосы, гормоны и половые органы. Подчеркивайте, что секс — это хорошо и приятно, но возможно только для взрослых (подростков начиная с. — в зависимости от ваших ценностей).

Так же, как вы учите ребенка, что злиться нормально, но бить людей нельзя, объясняйте про сексуальные желания, что испытывать их нормально и хорошо, но человек всегда в ответе за свое поведение, не должен идти на поводу у чувств, если они противоречат нравственным ценностям.

Пример удачного сценария разговора (для детей от 3 до 5 лет)

— Мама, а откуда я появился?

— Что именно тебе интересно узнать?

— Ну, где я был, пока не родился? Как вообще дети появляются?

— Дети растут внутри маминого живота в особом мешочке, который называется матка.

— А как же еда в животе?

— Еда находится в другом мешочке — желудке.

— А как же ребенок ест?

— К ребенку питательные вещества поступают через специальную трубочку — пуповину.

— А как ребенок попадает в мешок?

— Чтобы ребенок оказался в матке, нужны мужчина и женщина. У мужчины есть очень маленькие сперматозоиды, а у женщины — яйцеклетка. Они соединяются внутри женщины, и получается ребенок. Он растет внутри матки из маленького комочка клеток в настоящего малыша целых девять месяцев.


Фото: Getty Images

Правила телесной безопасности

Ребенок должен знать правила, которые будут помогать во всех неоднозначных ситуациях. Когда начать их проговаривать — решать вам. Я рекомендую делать это, когда ребенок идет в детский сад или где-то еще начинает контактировать с другими детьми и взрослыми. Но можно их вводить и раньше, сделав чем-то настолько же само собой разумеющимся и естественным, как чистка зубов и сказка перед сном.

Правило интимности

У нас непростая задача — удержаться в золотой середине. Мы говорим с ребенком так, чтобы темы тела, секса, отношений не вызывали у него стыда, отвращения, страха, не становились табуированными, но при этом не делая их вызывающими и пошлыми.

Правило интимности: нельзя кричать о своем теле на каждом углу и показывать его каждому встречному, зато можно и нужно относиться к нему легко, просто и радостно — наедине с собой и в близких отношениях, на людях — скромность и сдержанность, в отношениях — открытость и полное доверие.

Малыш, некоторые темы называют интимными. Наше тело, его процессы и проявления — именно такие. Это значит, что о них можно легко и свободно говорить с самыми близкими людьми, а с остальными — только в случае необходимости. Сейчас для тебя самые близкие — это мы, родители. А когда ты вырастешь, то твоим самым близким станет муж/жена.

Например, когда ты хочешь в туалет, ты подойдешь к нам. Если в теле возникли какие-то ощущения — что-то заболело, зачесалось или, наоборот, происходит что-то приятное или просто необычное, — ты попросишь посмотреть кого-то из родителей. Если хочешь, чтобы тебя погладили, обняли, поцеловали, потрогали, тоже обращаешься только к самым близким и любимым тобой людям.

Если же ты сам хочешь что-то у себя потрогать или посмотреть, то важно сделать это не при всех, а в уединенном, удобном и чистом месте: в своей комнате или в уборной, — но не забывай, что до и после нужно помыть руки. Но бывает так, что рядом нет родителей. Тогда можешь спокойно подойти к тем, кого знаешь и кому доверяешь: к бабушке, дедушке, воспитателю, нянечке, учителю. Если же и их нет рядом, но тебе нужна помощь, то ты можешь обратиться к любому другому знакомому взрослому. Еще обо всем, что связано с телом, мы открыто говорим врачам. Их не стоит стесняться: чем больше они о тебе знают, тем лучше смогут помочь.

Раскрывайте это правило постепенно. Пользуйтесь примерами из жизни собственной семьи, комментируйте свои отношения и бытовые традиции.

  • Видишь, обнимаемся и целуемся мы только с твоим папой или с тобой — больше ни с кем. Я не обнимаю других деток так крепко, как тебя, потому что мы с ними не настолько близки. Мои самые близкие отношения — это моя семья. Вас я не стесняюсь и с вами легко проявляю себя.
  • Наш папа любит ходить по дому в трусах и футболке — ему так удобно, и это здорово! Но он никогда не выйдет так на улицу. Сильно оголенные части тела не принято демонстрировать — только в сильную жару или на пляже. Тело — интимная зона, и мы не показываем его другим так же откровенно, как близким.

Таких примеров может быть огромное количество. Думаю, сможете объяснить ребенку все как нужно — то есть в соответствии со взглядами и правилами вашей семьи.

Правило интимности не только обезопасит, но и научит приличиям и принятому поведению — и не через натаскивания или строгий тон, а через бережное объяснение сути процессов.

Правило нижнего белья

Все просто и однозначно: то, что под трусиками и маечкой, могут трогать, кроме тебя самого, только родители и врач — и то лишь при необходимости. Это продолжение предыдущего правила, его конкретизация: нижнее белье скрывает интимные части тела, доступ к которым строго ограничен. Никто без просьбы ребенка или без однозначной необходимости медицинской или гигиенической помощи не может трогать область гениталий и груди.

При объяснении этого правила стоит отметить, что оно изменится, когда ребенок вырастет. Расскажите, что между двумя взрослыми, любящими друг друга, правило нижнего белья становится мягче, границы стираются.

Когда ты вырастешь, то полюбишь и вступишь в отношения. В семейной паре правила интимности и нижнего белья работают иначе: прикосновения к этим зонам приятны, желанны и совершаются не по необходимости, а потому, что двое взрослых, любящих друг друга, обоюдно хотят этого. Но пока ты ребенок, все, что под трусиками и маечкой, не может трогать никто и никогда (за исключением родителей и врача и при наличии надобности), потому что эти прикосновения носят сексуальный характер, а секс — это форма проявления любви только между взрослыми.

Правило не всех прикосновений

Ребенок должен знать, что не все прикосновения могут нравиться, и уметь ограничить те из них, которые неприятны. Важно дать понять: ни у кого нет карт-бланша на прикосновения, и сказать:

  • нет
  • не хочу
  • мне не нравится
  • прекратите

Четвертый круг населен чужими. Чужие — это и совсем посторонние-незнакомые, которых ребенок видит впервые, и те, с кем мог встречаться, но о которых толком ничего не знает и не припоминает, чтобы с ними общались родители: сосед с четвертого этажа, дворник или пожилая женщина, каждый день сидящая на скамейке в парке около вашего дома.

Первый постулат правила не всех прикосновений гласит: люди из круга чужих не должны прикасаться к ребенку, а если прикасаются, то ребенок должен попросить их остановиться и отойти.

Для ограничения подойдет фраза, которой перечень озаглавлен. Список вы составляете вместе с ребенком, внося то, что из соображений безопасности должно быть там априори (и не только прикосновения как таковые, а любые формы взаимодействия), и то, что предложит сам малыш: границы-то его — ему и виднее, что ему точно всегда не понравится.

  • если поцелуи и объятия слишком долгие и крепкие; не соответствуют настроению; кажутся странными или необычными;
  • если кто-то слишком близко сидит, пристально смотрит, тяжело дышит;
  • если меня касаются необычными частями тела — спиной, животом, паховой областью;
  • если раздеваются, просят раздеть или раздеться;
  • если что-то делают со своим телом, глядя на меня или находясь рядом;
  • если просят потрогать (не важно что, не важно кто и не важно где);
  • если просят понюхать, полизать, подуть (не важно на что);
  • если прикасаются к моим интимным частям тела (даже через одежду).

Если что-то подобное случилось, об этом обязательно нужно рассказать родителям.

Третий и последний постулат: все остальные прикосновения и действия — не от чужих и не из перечня — оцениваются субъективно, исходя из того, насколько они приятны, обычны, понятны, желанны именно сейчас.

Правило трех цветов

Правило трех цветов — это светофор телесной безопасности, он делит все взаимодействия с ребенком на три группы и помогает правильно применять предыдущие правила.

В Германии очень часто можно встретить воспитателя мужчину. Даже страшно подумать, что он может мыть попу моему сыну. Я часто спрашиваю у него, кто моет, если покакал. Пока всегда говорит, что женщины.

Это ошибочная позиция, построенная на страхе и недоверии. Эти чувства можно передать ребенку, особенно если часто и с тревогой задавать подобные вопросы. Мужчины — прекрасные воспитатели! Работая в детских садах, я неоднократно убеждалась, что они показывают хороший пример детям и часто — в сравнении с воспитательницами-женщинами — веселее в играх, менее раздражительны и тревожны, а также реже склонны к гиперответственности.

Не нужно пестовать свою тревогу и передавать ее ребенку. 99% жизни состоит из зеленых ситуаций — самых обычных, не несущих ничего, от чего стоит защищаться. Желтые ситуации — спорные, нужно остановиться, прислушаться к себе, подумать, точно ли все в порядке и точно ли не нарушаются правила, с которыми мы познакомились выше. Красные ситуации говорят, что взаимодействие нужно ограничивать.

К желтым относятся ситуации, взаимодействие в которых неприятно ребенку, вызывает стыд или страх — за исключением взаимодействия по необходимости со взрослыми-специалистами из третьего круга доверия (осмотр врачом иногда вызывает не самые хорошие ощущения). Что делать: подумать, не нарушаются ли правила интимности и нижнего белья; понять, хочется ли, чтобы эти прикосновения продолжались. Если нарушаются и если не хочется — и достаточно чего-то одного, — спокойно ограничить взаимодействие уже выученными нет-фразами и продолжить его (при желании) в другом формате. После рассказать родителям об опыте, поделиться своими эмоциями. Если ограничение не сработало: уйти, сразу рассказать ближайшим взрослым, а потом и родителям.

Зеленые ситуации — наша обычная жизнь, в которой бывает всякое: кто-то делает глупости, говорит гадости, нечаянно задевает плечом. Что делать: не реагировать на все резко. Научите ребенка слушать себя и свои ощущения — это позволит ему грамотно выделять желтые ситуации из зеленых без ложных тревог быть спокойным от уверенности, что легко может себя защитить, и интересно и вовлеченно проводить каждый свой день, получая максимум от общения с самыми разными людьми.

Эти четыре правила — интимности, нижнего белья, не всех прикосновений и трех цветов — должны быть поняты и хорошо усвоены ребенком. Недостаточно о них единожды рассказать. Возвращайтесь к ним снова и снова, как делаете, например, с правилами поведения за столом или на дороге. Неправильно взял ложку — напомнили, как нужно. Помыл за собой посуду — похвалили. Правила телесной безопасности мы точно так же интегрируем в свою жизнь и помним, что они обязательно должны соблюдаться и родителями.

Если вы объясняете правило не всех прикосновений, обсуждаете ценность близких отношений, а потом в гости приезжает троюродный дедушка и вы заставляете против воли целоваться и обниматься с ним, то нарушаете правило и проделываете брешь в границах ребенка, тем самым исподволь снижая его способность защитить себя.

Я знаю много таких историй. Но их, к сожалению, несравнимо меньше, чем тех, в которых девочки не догадались, как поступить, — пугались, замирали, никак не могли остановить происходящее. Если полового воспитания нет, а о границах и правила безопасности с ребенком не говорят, то темперамент и вправду может спасти. Бойкие по природе дети действительно могут найтись, дать отпор, убежать. А могут и растеряться. И каков процент таких исходов в общей массе? Гораздо эффективнее не надеяться, что ребенок справится сам, а планомерно заниматься сексуальным просвещением. Особенно — скромных, тихих, послушных детей.

Оба случая описывают не веселую игру, а серьезное нарушение границ. Да, обеих спасла природная находчивость. Но девочки не обратились за помощью к воспитателю, не рассказали родителям, не получили поддержки — им пришлось самим переживать ситуацию, и травмирующая память о ней была пронесена через всю жизнь. Обидчики тоже не получили ни обратной связи о своем поведении, ни помощи. Поэтому хеппи-энд — на самом деле кажущийся. Чтобы сделать его реальным, применяйте правила телесной безопасности.

Ребенок должен понимать, что правила — это не только права и основа собственной безопасности, но и обязанности. Знаешь — соблюдай: не приставай к другим детям, не обнимай никого насильно, не нарушай зоны интимности, уважай чужие границы.

Правила телесной безопасности подходят для любых отношений ребенка, которых у него с рождения немало. Давайте посмотрим, какие они бывают, и остановимся подробнее на самых важных моментах.

Как и когда рассказывать детям о сексе

Тот самый возраст

Как правило, родителей страшит само начало разговора о сексе. Пугает реакция ребенка на не совсем привычную информацию. Поэтому мамы и папы откладывают эти беседы на более старший возраст. Но весь секрет в том, что с возрастом реакция детей на деликатные темы будет становиться все более непредсказуемой.

Чем младше ребенок, тем больше открытий для себя он делает каждый день своей жизни. Маленьких детей не удивляет ничего, потому что весь мир для них – это одно большое удивление. Что-то новое может встречаться малышу каждый час, каждые 5 минут.

В возрасте 4-5 лет происходит становление личности ребенка не только в психическом, но и в сексуальном отношении. Как раз в это время нужно начинать половое воспитание детей. В таком возрасте вы не шокируете ребенка новой информацией, т.к. он еще активно познает мир и делает каждый день множество открытий. Одним из таких открытий будет различие половых органов мальчиков и девочек - примерно в 4-5 лет дети начинают интересоваться этим вопросом.

Для меня это было хорошим стартом, чтобы рассказать дочери о разном строении половых органов мальчиков и девочек. Я попыталась убедить мою девочку не поддаваться на просьбы друзей снимать штаны, объяснила ей правила поведения в этом вопросе: никому, кроме мамы и врача, нельзя позволять заглядывать к тебе в трусики. Я также попросила дочку обязательно рассказывать мне о каждом случае, когда кто-то склоняет ее это делать. Родители должны знать, кто в кругу их ребенка подстрекает детей и, если нужно, принять необходимые меры.

Всему свое время

Отвечайте на те вопросы, которые задает ребенок, не нужно рассказывать о том, для чего малыш еще не созрел, чем он пока не интересуется.

Чем старше становится ребенок, тем более подробно он будет расспрашивать обо всем у родителей. И хорошо, если он придет с этими вопросами в первую очередь именно к маме с папой, а не к друзьям.

Половые отношения создал Бог

Верующие люди рассказывают своим детям о том, что именно Бог сотворил тело человека, в том числе его половые органы. Если это было задумано Творцом, значит, это не может быть чем-то грязным, над чем можно смеяться, шутить. Бог задумал отношения мужчины и женщины прекрасными и чистыми.

Только у мужа и жены по Божьему замыслу могут быть половые отношения. Если ваша семья верующая, очень важно говорить с детьми о целомудрии до брака.

Именно Бог заповедал иметь половые отношения мужу и жене. Это проявление любви мужчины и женщины друг к другу, наслаждение друг другом. Плодом любви двоих людей являются дети.

Многие места из Библии, которые касаются тех или иных вопросов полового просвещения, можно читать и обсуждать вместе с ребенком.

Чего не стоит делать

Как мы уже говорили выше, ни в коем случае не обманывайте ребенка. Чтобы у него сложилось правильное отношение к сексу, чтобы он развивался как целостная личность, ему важно знать правду. Пусть она будет рассказана на его детском уровне, но без лжи.

Насмешки со стороны взрослых над детскими вопросами на тему секса или пошлые шуточки в присутствии детей – все это формирует у ребенка нездоровое отношение к половой жизни. К сожалению, в современном обществе выхолащивается трепетное и уважительное отношение к супружескому ложу. Все направлено на то, чтобы разрушить традиционный институт семьи. Важно, чтобы ребенок не воспринял тему половых отношений как то, над чем можно похихикать, что-то несерьезное и неважное. Хочется напомнить, что неправильно сформированное отношение к сексу в будущем создаст определенные проблемы в этой сфере у вашего ребенка.

Какие темы важно обсуждать с ребенком

У девочек после 10 лет начинается менструация. Необходимо заранее подготовить ребенка к тому, что с ее телом произойдут такие перемены. Объясняйте девочкам с малого возраста, для чего вы покупаете гигиенические прокладки, не старайтесь спрятать их от них – это хороший повод просветить ребенка в этом вопросе.

Мальчиков ждут такие изменения, как поллюции. Хорошо, если об этом с сыновьями будут беседовать папы. Но, если нет возможности привлечь мужчину к этому разговору, это способна сделать и мама. Маленькие дети не будут смущаться того, что именно с мамой они откровенничают на эту тему, тем более, если они привыкли, что папы часто не бывает рядом.

Нередко уже в детсадовском возрасте у детей по той или иной причине возникает проблема мастурбации. В беседах о половой жизни рассказывайте ребенку, как правильно ухаживать за своими половыми органами и охранять их. Говорите, что трогать их, даже если очень хочется, нельзя, назовите причины: правила гигиены, дурные привычки, правила приличия.

Если вы придерживаетесь традиционных взглядов на брак и сексуальную жизнь, то следующие постулаты должны непременно звучать из ваших уст в наставление ребенку:

Читайте также: