Поощрение как элемент административно правовой нормы положительная

Обновлено: 12.05.2024

Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивные санкции предусматривают прежде всего правовые поощрения, под которыми можно понимать форму и меру юридического одобрения заслуженного правомерного поведения, в результате которого субъект чем-то вознаграждается.

Негативными санкциями считаются правовые наказания, под которыми можно понимать форму и меру юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

Общие признаки поощрений и наказаний как санкций юридических норм:

1) они являются правовыми средствами воздействия на интересы лиц;

2) для них установлены определенные процедуры применения - формы поощрения и наказания заранее известны и закреплены в соответствующих нормативных актах, там же определен и круг лиц, наделенных правом применять те или иные меры поощрения и наказания;

3) обеспечиваются мерами государственной защиты, гарантируются законом;

4) выступают одновременно в качестве наиболее сильных обеспечивающих факторов реализации других правовых средств (льгот, субъективных прав, запретов, юридических обязанностей);

5) связаны с благом, ценностями, хотя последствия этой связи будут зависеть от того, что применяется - поощрение или наказание;

6) для их наступления необходимо кроме объективной стороны еще и определенное субъективное состояние лица, выразившееся либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в прямо противоположной "заслуге" (вине) и подлежащее наказанию.

Между категориями "поощрение" и "наказание" существуют следующие принципиальные различия:

1) если поощрение как заслуженная мера призвана подкрепить положительное поведение, характеризующее позитивные цели и мотивы субъекта, а также превосходящее обычные требования, то наказание - тоже своеобразная "заслуженная мера", выступающая как средство защиты общества от правонарушений;

2) если меры поощрения связаны с элементами взаимополезности с точки зрения общества и субъекта, то меры наказания - с элементами взаимовредности;

3) если поощрение - мера одобрения, то наказание - мера осуждения, вызывающие у лица соответственно положительные или отрицательные эмоции;

4) у них по-разному проявляется связь с благом, ценностями: если при применении поощрения субъекту предоставляется определенная ценность, то при наказании он лишается каких-либо благ;

5) если в наказании заложены силы, подтягивающие, так сказать, поведение личности до нормы, то в поощрении - стимулы, поднимающие такое поведение выше нормы;

6) при соотношении поощрений и наказаний ведущая роль отводится поощрениям, которые, создавая больше альтернатив поведения, представляют собой более гибкое воздействие, чем наказание.

Проблема "поощрительных санкций" в литературе оценивается неоднозначно. Есть и сторонники, есть и противники использования данного термина.

На наш взгляд, указанное понятие в целом достаточно адекватно отражает реальную действительность и имеет право на существование. Выскажем некоторые аргументы в защиту такой точки зрения.

Во-первых, этимологическое значение слова "санкция" моделирует не только негативные, но и позитивные последствия. Так, одним из его смыслов является "одобрение", "санкционирование", "разрешение". Санкция - "мера воздействия, важнейшее средство социального контроля. Различают негативные санкции, направленные против отступлений от социальных норм, и позитивные санкции, стимулирующие одобряемые обществом, группой отклонения от норм. "[34]

Позитивное санкционирование есть своего рода разрешение на какие-либо действия со стороны лица, облеченного специальной властью (подписание приказа о выплате премий, указа о награждении и т.п.).

Во-вторых, позитивные санкции (благоприятные последствия) присущи всем видам социальных норм. Это их общая черта. Как отмечается в справочной литературе, "наиболее распространено деление социальных санкций на "негативные", пресекающие нежелательное поведение, и "позитивные", стимулирующие желательное. Как негативные (арест, штраф, анафема), так и позитивные (повышение по службе, премии, ордена) формальные социальные санкции осуществляются специально уполномоченными для этой цели лицами"[35].

Поскольку правовые нормы выступают лишь разновидностью норм социальных, на них в полной мере распространяется данная закономерность. Поэтому следует согласиться с выводом о том, что поощрительные санкции встречаются почти во всех отраслях права (В.Н. Кудрявцев).

В-третьих, логика общественного развития, практика подсказывают, что санкция - это не только некий отрицательный результат (наказание), но и положительный стимул, который может выражаться в поощрении. Санкции, как и последствия, призваны не только оценивать уже совершенное поведение, но и превентивным образом влиять на субъектов. С этой функцией вполне справляются и поощрительные санкции. Награждение добродетельных поступков итальянский юрист и публицист XVII в. Ч. Беккариа рассматривал в качестве одного из важных средств предупреждения преступлений.

Наличие поощрительных санкций оправдано задачей права, которая состоит как в сдерживании правонарушений, в наказании лиц, их совершивших, так и в стимулировании правомерного поведения, в поощрении лиц, действующих в интересах общества.

Поощрительные меры, совместно с мерами принуждения, обеспечивают устанавливаемую государством модель правомерного поведения. Особенность поощрительной санкции - в гарантировании тех социальных целей (благ), ради достижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами, и особенно тех целей, достижение которых иными способами невозможно.

И вряд ли есть существенные основания для того, чтобы не считать применением санкционируемой государством меры выдачу премии или других форм поощрений, прямо предусмотренных законом, за выполнение определенных показателей, за конкретные услуги. Это тоже средства государственного обеспечения соответствующих правовых норм и достигнутых с их помощью социальных целей. К тому же любая правовая норма осуществляет прогностические функции, связанные с предвидением субъектом права последствий своих действий. Адресат при этом учитывает разные последствия - и отрицательные, и положительные. Если прогностическая информация "негативного" характера - указание на неблагоприятные последствия определенного поведения для основного адресата - содержится в санкции правовой нормы, то аналогично этому в санкциях (а не диспозиции), но уже противоположного характера (положительного), должна содержаться прогностическая информация о последствиях достижения позитивного результата (возможность получить премию, награду или иное благо) (Г.М. Петров).

В-четвертых, структура юридических норм поощрительного характера внешне напоминает структуру большинства уголовно-правовых норм, содержащих наказания. В гипотезе и диспозиции, которые в поощрительной норме слиты (как и в уголовно-правовой норме), предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению.

В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. В уголовно-правовой санкции - соответственно неблагоприятные последствия, меры наказания, за исключением, разумеется, уголовно-правовых поощрительных санкций.

Более того, точно так же, как и в уголовном законодательстве, в поощрительных нормах могут использоваться квалифицирующие признаки стимулируемого поведения. Это, например, хорошо показано в ст. 36 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного 23 декабря 1992 г., где сказано, что "за образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе для сотрудников органов внутренних дел предусматриваются следующие виды поощрений: объявление благодарности; выдача денежной премии; награждение ценным подарком; занесение в Книгу почета; на Доску почета; награждение Почетной грамотой; награждение нагрудным знаком; награждение личной фотографией сотрудника, снятого у развернутого Знамени органа внутренних дел; награждение именным оружием; досрочное присвоение очередного специального звания; присвоение специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности.

За образцовое выполнение служебного долга сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел не менее десяти лет, могут быть награждены почетным знаком "Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации".

За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, другие особые заслуги сотрудники органов внутренних дел могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации".

Анализ данной статьи показывает, что меры поощрения "растут" прямо пропорционально "росту" заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме ужесточаются пропорционально повышению общественной опасности, тяжести преступного деяния, вины.

В-пятых, поощрительные санкции во многих нормативных актах зачастую расположены рядом с мерами наказания (негативными санкциями). Например, в КЗоТ РФ (соответственно ст. 134 "Поощрения за особые трудовые заслуги" и ст. 135 "Взыскания за нарушение трудовой дисциплины"); в проекте Трудового кодекса РФ (ст. 91 "Поощрения за труд" и ст. 92 "Дисциплинарные взыскания"); в Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" (ст. 13 "Поощрения государственного служащего" и ст. 14 "Ответственность государственного служащего"), в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" (ст. 41.6 "Поощрение работников" и ст. 41.7 "Дисциплинарная ответственность"), в Федеральном законе "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (ст. 37 "Меры поощрения и порядок их применения" и ст. 38 "Меры взыскания"), в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (ст. 36 "Поощрения за успехи в служебной деятельности" и ст. 38 "Взыскания за нарушение служебной дисциплины") и т.д.

В некоторых же нормативных актах они установлены вообще в одной статье. Так, в Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" о поощрениях и наказаниях говорится в ст. 16, в Положении о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации они установлены в ст. 26. Такое рядоположение позволяет говорить о праве сосуществования вместе с негативными и поощрительных санкций.

В-шестых, признание все большим числом ученых поощрительных санкций могло бы, по нашему мнению, способствовать дальнейшему развитию научной мысли и юридической практики по пути расширения позитивных начал в праве, увеличения "стимулирующего веса" его средств, более разностороннему использованию управленческих методов воздействия на субъектов.

Принимая во внимание приведенные аргументы, вряд ли обоснованно игнорировать в юридических исследованиях общенаучное понимание категории "санкция", ссылаясь при этом на сложившиеся терминологические традиции.

Название работы: Структура административно-правовой нормы

Предметная область: Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Описание: Гипотеза содержит указание на фактические условия реализации нормы т. Гипотеза либо выражается в форме гипотетического суждения либо не формулируется вообще но может быть выведена из содержания нормы путем логического анализа последней. Санкция как элемент административноправовой нормы содержит указание на меры административного воздействия применяемые к правонарушителю.

Дата добавления: 2014-12-26

Размер файла: 23.28 KB

Работу скачали: 5 чел.


Структура административно-правовой нормы — это внутреннее строение нормы, способ и форма взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются гипотеза, диспозиция и санкция. Вместе с тем нормам административного права присущ и такой элемент, как поощрение.


Гипотеза содержит указание на фактические условия реализации нормы, т.е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать и которые в свою очередь порождают конкретные административно-правовые отношения. По существу это юридические факты, порождающие правоотношения. Например, совершение гражданином административного правонарушения дает уполномоченным на то органам право привлечь виновного к административной ответственности. Гипотеза либо выражается в форме гипотетического суждения, либо не формулируется вообще, но может быть выведена из содержания нормы путем логического анализа последней.


Диспозиция — правило поведения сторон, предписываемое нормой. Она предполагает неразрывность, взаимосвязь прав и обязанностей участников административного правоотношения, всегда указывает на то, как должны (или могут) вести себя субъекты.


Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю. При этом важно иметь в виду, что санкция указывает не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением. Поэтому административно-предупредительные меры (установление карантина, закрытие границы, оцепление места наводнения, землетрясения, а также реквизиция) не могут быть отнесены к санкциям, поскольку они не связаны с совершением правонарушения. Подобные меры указываются не в санкции, а в диспозиции нормы права.


Поощрение как элемент правовой нормы есть публичное признание заслуг физического или юридического лица в выполнении правовых обязанностей или общественного долга, сформулированных в диспозиции нормы. Основанием для поощрения являются указанные в норме административного права действия, поведение, которое стимулируется государством. Так, основанием для поощрения может служить образцовое исполнение служебных обязанностей. Мерами поощрения могут быть: объявление благодарности, денежная премия, ценный подарок и др.

Административно-правовые нормы по различным основаниям классифицируются на определенные виды.

  1. По содержанию (по типу регулируемых однородных отношений) административно-правовые нормы объединяются в правовые институты, с их помощью регулируются родственные по содержанию управленческие правоотношения. Выделяют следующие группы (виды) норм:
  2. регламентирующие порядок образования, функции, задачи, структуру и компетенцию органа исполнительной власти, государственного управления;
  3. закрепляющие основные положения организации, функционирования и правовое положение государственных предприятий, учреждений и организаций;
  4. устанавливающие оптимальные формы и методы реализации деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
  5. закрепляющие права, обязанности и ответственность граждан и их общественных объединений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
  6. закрепляющие и регулирующие основные положения, принципы организации и деятельности института государственной службы;
  7. регламентирующие способы обеспечения законности и дисциплины в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
  8. разрешающие вопросы административной юрисдикции (подведомственность) правового разрешения управленческих споров и конфликтов, рассмотрения индивидуальных дел об административных правонарушениях и принятия мер административного принуждения, в том числе и мер административного наказания;
  9. определяющие положения и принципы регулирования отношений между субъектами административного права в хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферах и межотраслевом управлении.
  10. По предмету правового регулирования административно-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные, в зависимости от того, регулируют ли они материальные или процессуальные управленческие отношения:
  11. нормы, регулирующие сущность управленческих отношений, правила поведения субъектов административного права в процессе осуществления прав, обязанностей, задач, функций и полномочий, называются материальными нормами ;
  12. нормы, регламентирующие порядок реализации этих управленческих отношений или порядок, процедуру рассмотрения дел об административных правонарушениях, вынесение решения о виде административного наказания, порядок обжалования решения и порядок исполнения решения, называются административно-процессуальными нормами .
  13. По методу воздействия на поведение субъектов управленческих отношений административно-правовые нормы подразделяются на:
  14. обязывающие — содержат юридическое предписание действовать так, как предусмотрено нормой. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением;
  15. уполномочивающие (правонаделительные) — уполномочивают или наделяют правами субъектов административного права совершать определенные юридические действия;
  16. запрещающие — запрещают совершение определенных действий;
  17. стимулирующие — создающие условия должного поведения в сфере управленческих отношений с помощью средств материального или морального поощрения или наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность (ст. 4.2 КоАП РФ ), что также косвенно стимулирует законопослушность граждан.
  18. По форме предписания административно-правовые нормы бывают:
  19. императивные (категорические);
  20. рекомендательные (решения научно-консультативных советов при органах исполнительной власти, научно-методических семинаров, обмен опытом и др.);
  21. диспозитивные (регулирующие права и обязанности в рамках, предоставленных нормой права).
  22. По пределу действия в пространстве административно-правовые нормы действуют в пределах Российской Федерации и за ее границами. Соответственно территориальным масштабам действия административно-правовые нормы бывают:
  23. федеральные или общероссийские ;
  24. региональные , действующие в пределах субъектов РФ;
  25. местные;
  26. локальные , действующие в пределах государственного органа, предприятия, учреждения, организации и т.п.
  27. По пределу действия во времени административно-правовые нормы делятся на срочные , т.е. с заранее определенным сроком действия, и бессрочные , не имеющие заранее установленного срока действия. Как срочные, так и бессрочные нормы могут быть длительными и кратковременными. Разновидностью срочных норм являются чрезвычайные нормы , т.е. нормы, ограниченные во времени исключительными обстоятельствами: стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, межнациональными конфликтами и другими факторами, предусмотренными законодательством о чрезвычайном положении.
  28. По пределу действия по субъектам (адресатам) регулирования в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, касающиеся физических или юридических лиц, государственных служащих, негосударственных учреждений.


Среди важнейших административно-правовых методов управления, используемых в институте государственной власти, выделяется один из основных методов правового регулирования — метод поощрения. Стимулирование человеческой деятельности присуще любому человеческому обществу, и является важным элементом социальной организации. Соответственно, очень важно не только правильно определить цели и сферы труда государственных служащих, подбор кадров и распределение полномочий, но и стимулирование службы методом поощрения. В настоящее время правовое стимулирование — один из факторов, влияющих на качество организации публичной власти. Более того, мы считаем, что поощрение государственных служащих является базовым элементом прохождения государственной службы и построения карьеры. Поощрение на государственной службе является важным инструментом удержания, заинтересованности наиболее профессиональных служащих.

Очевидно, что правовая природа стимулирования деятельности государственных служащих имеет теоретическое обоснование. Поэтому рассмотрение различных подходов и определению содержания административно-правового стимулирования государственных служащих начнем с теоретических конструкций, выработанных общей теорией права. Поощрение как метод правового регулирования — это способ воздействия, побеждающий субъектов к совершению определенных действий, полезных с точки зрения общества и государства, путем создания заинтересованности в получении дополнительных благ [6, C.97]. Воздействие с помощью поощрения направлено на возбуждение у субъекта интереса в совершении каких-либо конкретных поступков и получения материального и морального одобрения.

Таким образом, способ воздействия данного метода строится так, что лицо не обязывается, а побуждается к достижению полезного для общества и государства результата. Метод поощрения представляет собой публичное признание заслуг, награждение членов общества, проявивших примерное поведение при выполнении своего служебного долга.

Поощрение как комплексное явление состоит из двух составляющих: моральная составляющая (нематериальное воздействие); материальная составляющая (денежное или иное вещественное воздействие).

Дисциплинарный устав таможенной службы РФ [4] в ст. 11 указывает, что поощрение является важным средством воспитания сотрудников и укрепления служебной дисциплины в таможенных органах.

Таким образом, поощрения государственных гражданских служащих представляют собой положительные санкции, применяемые к государственным гражданским служащим по определенным, установленными нормативными правовыми актами основаниям. Налагаемые на государственного гражданского служащего либо за безупречное исполнение должностных обязанностей, либо за достижение выдающихся результатов служебной деятельности, либо за выполнение особо важных и сложных заданий для государственного органа. Поощрения показывают позитивное отношение государственного органа к государственному служащему. Средство позитивного воздействия на государственного служащего с целью побудить его к достижению еще больших результатов в служебной деятельности. Один из инструментов удержания на государственной службе кадров. Поощрения предоставляют государственному служащему при соответствующем поведении и исполнении должностных обязанностей возможность получить те или иные блага (материальные или нематериальные), которые предполагает конкретная поощрительная санкция. В качестве инструмента позитивного стимулирования поощрения для реализации зачастую требуют значительных финансовых затрат. Нормы, регулирующие поощрения, предоставляют государственным служащим, замещающим различные должности государственной гражданской службы и имеющим различные классные чины, равные возможности в получении благ (материальных или нематериальных), предусмотренных той или иной поощрительной санкцией.

- Меры поощрения приводят к повышению статуса государственного служащего (досрочное повышение в чине или разряде, присвоение почетного звания и т. д.), либо его материального положения (денежные премии), а потому имеют прогрессивный правовой характер.

- Меры поощрения не имеют нормативно-количественных оснований применения, что вызвано специфичностью труда государственных гражданских служащих, отличающегося от труда работников иных сфер деятельности [7, С.48].

Таким образом, роль стимулов в сфере государственной службы увеличивается, так как если правовые ограничения являются формой проявления централизованных и непосредственных методов юридического воздействия, то стимулирующие средства (поощрения) часто используются в целях побуждения к активному поведению. В этом случае поощрения более эффективны, чем наказание, принуждение или иные правовые ограничения.

В научной литературе сегодня выделяют четыре вида ориентаций государственных служащих: на характер службы, условия службы, вознаграждение, карьеру [8, С.91]. При этом наличие активной потребности не является единственно необходимым условием мотивации служащего на достижение определенной цели. Государственный служащий должен также надеяться на то, что выбранный тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого результата. По утверждению Д. Н. Бахраха [6, С.98], социальная и правовая защищенность государственных служащих предполагает:

- достаточно высокую, регулярно выплачиваемую заработную плату, размеры которой должны повышаться вместе с ростом квалификации, с увеличением стажа, инфляции, развитием экономики;

- создание нормальных условий труда: обеспечение хорошо оснащенными помещениями, транспортом, телефонией и коммуникациями, правильная организация труда;

- государственное страхование, гарантированно высокое пенсионное обеспечение;

- обеспечение служебной перспективы. Общество заинтересовано в том, чтобы государственные служащие работали лучше. Значит, их нужно заинтересовывать, стимулировать повышение ими знаний, накопление опыта, проявление инициативы, добросовестное выполнение обязанностей, развитие чувства ответственности.

Служебная перспектива при этом реализуется следующим образом:

- стабильность служебных отношений;

- повышение уровня квалификации;

- продвижение по службе.

По мнению Ю. Н. Старилова, в нормах административного права целесообразно использовать традиционные меры стимулирования и поощрения, свойственные той или иной модели государственной службы [10, С.52]. Для модели государственной службы в РФ, на наш взгляд, нужны такие средства стимулирования, с помощью которых будет возможно:

- побуждать государственных служащих к законопослушному активному поведению, создающему атмосферу общественного согласия, законности и правового порядка в различных сферах;

- создавать благоприятные условия для обеспечения прав и свобод личности, всех граждан;

- определять на необходимом уровне правовой статус чиновников, детально устанавливать систему поощрений, льгот, других мер стимулирования государственных служащих;

- формировать только положительные правовые мотивации;

- повышать позитивную активность государственных служащих;

- усиливать позитивные процессы в реформировании социально-политической и экономической жизни общества и государства, а также в реформе системы государственной службы.

Таким образом, признаками стимулирования деятельности государственных служащих являются следующие:

- целью стимулирования государственных служащих является раскрытие профессиональных возможностей личности каждого государственного служащего;

- стимулирование служащих всегда выражается в положительном воздействии на личность государственного служащего, в наступлении для него благоприятных последствий, носящих правовой характер, что проявляется через систему закрепленных в законодательстве мер стимулирования;

- меры стимулирования государственных служащих устанавливаются и гарантируются государством как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, что означает обязанность государственных органов предоставлять указанные в соответствующих нормативно-правовых актах стимулирующие средства при наличии к этому оснований.

Таким образом, стимулирование государственных служащих — это фактор, формирующий у государственного служащего мотивацию не просто должного, а образцового государственно-значимого поведения.

6. Бахрах Д. Н. Поощрение в деятельности публичной администрации // Журнал российского права. 2010. № 7.

7. Гущина Н. А. Поощрительные нормы российского права. — СПб.: Питер, 2010.

8. Малько А. В. Теория государства и права. — М.: Юрист, 2007.

9. Ноздрачев А. Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. — М: Инфра-М, 2009.

10. Старилов Ю. Н. Государственная служба в РФ. Теоретико-правовое исследование. — Воронеж, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): служащий, государственная служба, поощрение, метод поощрения, правовое регулирование, служебная деятельность, безупречная служба, государственная гражданская служба, государственный орган, Российская Федерация.

Похожие статьи

Поощрения государственных гражданских служащих

Российская Федерация, служащий, гражданская служба, поощрение, награждение, должностной регламент, государственный аппарат, безупречная служба, продолжительная безупречная служба.

Стимулирование труда государственных гражданских служащих

государственная гражданская служба, государственная служба, служащий, гражданская служба, Российская Федерация, денежное содержание, должностной оклад, ежемесячная надбавка.

Понятие и основания поощрений на государственной службе

Ключевые слова: поощрение, государственная гражданская служба, заслуга, государственный служащий, стимул, поощрительные меры. Переход Российского общества к демократическому режиму обусловил возможность отхода от.

Государственные гарантии как средство реализации принципа.

Нормативно-правовая база государственной гражданской.

Изучая нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность государственной гражданской службы Российской Федерации можно прийти к тому, что законодательство охватывает систему, состоящую из 2 уровней — федерального и регионального (субъекты РФ).

Поведение государственных служащих: роль и необходимость.

иные виды поощрения и награждения государственного органа; выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет; поощрение Правительства Российской Федерации

Регулирование труда государственных служащих: постановка.

Ключевые слова: государственный служащий, государственная гражданская служба, проблемы регулирования, пути решения.

Поощрения государственных гражданских служащих. Деформация правовой культуры государственных служащих.

Особенности этики государственного служащего

Ключевые слова: государственная служба, государственные служащие, этика, профессия

Поощрение и награждение можно также рассматривать как метод воспитания.

Правовой статус государственного служащего Федеральной противопожарной службы.

Государственная служба в Российской Федерации: история.

государственная служба, гражданское общество, государственная власть, Российская Федерация, орган, РФ, государственное управление, исполнительная власть, Российское государство, Общественная палата.

1. по целевому назначению (функциям) выделяют нормы регулятивные (закрепляют позитивные права и обязанности, рассчитаны на правомерное поведение людей) и охранительные (закрепляют меры принуждения, рассчитаны на неправомерное поведение

2. По содержанию: материальные (закрепляют права и обязанности субъектов, их правовое положение и т. д.) и процессуальные (регламентируют порядок, формы и методы реализации материальных норм). Процессуальные административные нормы, в свою очередь, делятся на административно-юрисдикционные (регламентируют порядок рассмотрения и разрешения различного рода административно-правовых споров) и административно-процедурные (регулируют позитивные стороны повседневной управленческой деятельности)

3. По уровню обобщенности правила: общие (устанавливают общее правило) и специальные (вводят исключения из общего правила для того, чтобы при наличии дополнительных, названных в гипотезе фактов, действовало специальное, а не общее правило). При конкуренции общей и специальной норм действует специальная норма.

4. По категоричности предписания: императивные (жесткие, не предполагают возможности заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения) и диспозитивные (предоставляют возможность субъектам правоотношения самим определять свои права и обязанности в рамках правовой нормы).

5. По методу воздействия на поведение субъектов: обязывающие (предписывают в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия), запрещающие (предусматривают запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой), управомочивающие (предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий по своему усмотрению), рекомендательные (содержат пожелания и рекомендации наиболее целесообразного и полезного правового поведения) и поощрительные (стимулируют достижение определенных результатов, как правило, превосходящих обычные требования).

6. По масштабу действия: федеральные, субъектов Федерации, локальные.

7.По сроку действия: временные и постоянные.

Можно выделять и другие критерии классификации административно-правовых норм.

Специфика поощрительных норм в административном праве. Их структура и виды

Поощрительная норма – указание общего характера о возможном или должном предоставлении тому или иному лицу определенной меры поощрения за совершение действий, полезных для государства и общества, по результатам, как правило, превышающим обычные требования

Структура поощрительной нормы

Сведения об условиях, в которых поощряемое поведение может осуществляться, должно быть отнесено к ГИПОТЕЗЕ поощрительной нормы. гипотезой поощрительной нормы будет не указание на условия, достижение которых влечет или может повлечь поощрение, а указание на жизненные обстоятельства, в которых основной адресат может руководствоваться требованиями диспозиции,- то есть на то, в какой ситуации объект управления имеет право совершать поощряемые действия. Если налицо указанные условия, вопрос о необходимости совершения тех или иных действий, в которых заинтересовано государство, решает только основной адресат поощрительной нормы, и никто иной.

Основной интерес, а также важное теоретическое и практическое значение представляет проблема САНКЦИЙ поощрительной нормы. В часть правовой нормы, указывающую на меры воздействия, которые могут быть применены к лицам, не соблюдающим ее предписаний. По их мнению, санкция правовой нормы- Это всегда мера государственного принуждения, применяемая в случае правонарушения, что, как они полагают, и придает социальной норме правовой характер. Однако, особенность поощрительной санкции- в обеспечении тех социальных целей (благ), ради достижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами, и особенно тех целей, достижение которых иным способом невозможно. И вряд ли есть серьезные причины для того, чтобы не считать применением санкционируемой государством или работодателем меры выдачу премий или других форм поощрений, прямо предусмотренных законом за выполнение определенных показателей, за конкретные заслуги.

Виды поощрительных норм

1. В зависимости от оснований поощрения различают: 1). абсолютное поощ­рение, обусловленное абсолютными основаниями поощрения. Такими основа­ниями являются: добросовестное выполнение трудовых и служебных обязанно­стей; выполнение гражданского долга (помощь в задержании преступника, спа­сение утопающего и т. п.) 2) относительное. Ст. 4.2 КоАП РФ установлены обстоятельства, смягчающими адм. ответственность: • раскаяние лица, совершившего административное пра­вонарушение; • предотвращение лицом, совершившим адм. правонарушение, вредных последствий адм. правонарушения, • добровольное возмещение причи­ненного ущерба или устранение причиненного вреда

2. С т.з. правовой основы различают: формальное поощрение - поощрение, регламентированное правовыми нормами (соответствующие меры оформляются спец. правоприменительными актами и обычно заносятся в трудовую книжку, служебную карточку); • неформальное поощрение - применение разнообразных мер воздействия, не предусмотренных Юр. нормами (напр., публичная похвала).

3. По содержанию поощрение м.б.: • моральным (• благодарность, • грамота); • материальным (• премия, • ценный подарок); • статусным (изменяющим право­вой статус гражданина, напр., присвоение почетного звания "Заслуженный юрист РФ"); • смешанным (часто одна мера содержит моральное, материальное и ста­тусное поощрение, напр., присвоение звания Героя РФ)

4. В зависимости от круга лиц, к которым применяются меры поощрения, раз­личают: • меры поощрения, применяемые к коллективным субъектам (напр., объявление благодарности Президента РФ коллективу высшего учебного заведе­ния за заслуги по подготовке высококвалифицированных специалистов); • меры поощрения, применяемые к индивидуальным субъектам (напр., для иностранных граждан и лиц без гражданства установлено.применение такого поощрительного средства, как предоставление лицу с его согласия почетного гражданства).

Способы реализации административно-правовых норм

Реализация административно-правовых норм – это такое правомерное поведение (деятельность) субъектов административного права, которое согласуется с требованиями, установленными нормами административного права и выражается в приобретении и использовании установленных нормами прав и выполнении преду смотренных ими обязанностей (Л. Л. Попов).

Выделяют четыре формы реализации административно-правовых норм:

1) исполнение (точное следование субъектами управленческого отношения предписаниям нормы права, таким способом реализуются обязывающие нормы);

2) соблюдение (воздержание субъекта от совершения запрещенных нормой права действий, таким способом реализуются запрещающие нормы);

3) использование (субъект сам принимает решение о том, воспользоваться или нет предоставленными ему полномочиями, таким способом реализуются управомочивающие нормы);

4) применение (выражается в издании уполномоченным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов в отношении конкретных субъектов по конкретному делу). Первые три формы реализации правовых норм являются универсальными. Такими способами нормы могут реализовывать любые субъекты (и должностные лица, органы власти, и обычные граждане). Применение является прерогативой исключительно властных субъектов

Задачи

По целевому назначению.

Регулятивная норма. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица (ст 20 ч 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей")

Охранительная норма Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.( КоАП РФ Статья 5.1)

По содержанию

Материальная Государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами(статья 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей")

Процессуальная Вопросы, возникающие при коллегиальном рассмотрении административного дела, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Судья, председательствующий в судебном заседании, голосует последним.(КАС статья 30 ч.1 )

3) По категоричности предписания

Императивная Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. (ст 8 ч. 3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей")

Диспозитивная

Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее путем направления заявления в письменной форме в регистрирующий орган, рассматривающий соответствующую жалобу.(ст. 25.2 часть 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" )

По масштабу действия

Федеральные нормы ФЗ (Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей")

Уровня субъекта Нормы устава Ярославской области

Локального уровня Нормы устава ЯРГУ

По сроку действия

Постоянные. Нормы Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Временные Нормы главы 4 " Избирательные комиссии, комиссии референдума" Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ

3. Общие нормы декларируют наиболее общие положения в праве, в то время как специальные раскрывают суть конкретных правоотношений. Стоит заметить, что при возникновении коллизии между общей и специальной нормой применяется специальная.

Пример общей нормы. статья 1.2 КОАП " Задачи законодательства об административных правонарушениях"(Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.)

Пример специальной нормы статья 5.4 КОАП "Нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума"(Нарушение установленного законом порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума либо представление недостоверных сведений об избирателях, участниках референдума соответствующим избирательным комиссиям должностным лицом, на которое законом возложена эта обязанность, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.)

Анализ статьи

1. в первой части указывается само право лица на смену имени по достижении 14 лет

2. во второй части указываются условия, при которых возможна реализация данного права

3. в третей части описывается процедура реализации права(это процессуальная норма), т.е. изменения имени. Также эта норма является отсылочной, так как отсылает к статье семейного кодекса

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)


[Закрыть] Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, утвержденное Правительством РФ 27 декабря 1994 г.,[173] 173
Там же. № 1. Ст. 73.

[Закрыть] Положение о Почетных званиях Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ 30 декабря 1995 г.[174] 174
Там же. 1996. № 2. Ст. 64.

[Закрыть] и др. Здесь в гипотезе не закреплены строго условия, при которых обеспечивается достижение определенных поощряемых результатов, а лишь сформулированы общие оценочные понятия, относящееся к типу качественных показателей, которых необходимо достигнуть субъектам права (например, за особые успехи, за мужество, героизм и т. п.).

В зависимости от строения различают простые и сложные гипотезы поощрительных норм. Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, при котором реализуется диспозиция юридической нормы. Примером может быть ст. 177 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающая поощрение работников, совмещающих работу с обучением. Работнику предоставляются гарантии и компенсации только при одном условии – получении впервые образования соответствующего уровня.

Если гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или нескольких условий, то она называется сложной. В качестве примера можно взять положения ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающего гарантии и компенсации работникам, направленным работодателем для повышения квалификации. Как следует из текста статьи, и для получения гарантий, и для получения компенсации работником, повышающим квалификацию в другой местности, необходимы определенные условия: направление его работодателем, отрыв от работы, прохождение повышения квалификации в другой местности. Альтернативную гипотезу содержит ст. 149 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающая оплату труда в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий, работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и др.), работнику производятся соответствующие доплаты.[175] 175
Трудовой кодекс Российской Федерации. Ст. 149. М., 2002.

[Закрыть] Для получения дополнительных доплат работником достаточно любого из перечисленных условий труда.

[Закрыть] Думается, что подобная позиция автора заслуживает внимания. Вряд ли поощрительная норма будет выполнять регулирующую и стимулирующую роль, если в гипотезе не будут закреплены хотя бы общие условия, по достижении которых применяется правовое поощрение.

И хотя гипотеза и диспозиция в поощрительных нормах права слиты, это вовсе не означает их отождествления. По мнению А. П. Коренева, в нормах, предусматривающих применение мер поощрения, диспозиция выражается путем указания тех действий, которые поощряются.[177] 177
Коренев А. П. Нормы советского административного права // Труды Высшей школы МВД СССР. Вып. 31. М., 1971. С. 47.

[Закрыть] Полагаем, здесь имеет место смешение элементов поощрительной нормы. Условия действия диспозиции предусмотрены гипотезой. Последняя – непременный элемент поощрительной нормы. Именно обозначение результатов, которые подлежат поощрению, является непременным условием реализации диспозиции поощрительной нормы.

Диспозиция – это часть юридической нормы, содержащая правило поведения, которому следуют участники общественных отношений, т. е. содержащая указание на их права и обязанности.[178] 178
Алексеев С. С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 65; Общая теория государства и права: Академический курс. Т. 2 / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1998. С. 222; Теория государства и права / Под ред. В. К. Бабаева. М., 1999. С. 383.

[Закрыть] При этом диспозиция поощрительной нормы содержит правила поведения как для субъектов, чьи действия стимулируются, так и для компетентных органов, обладающих правом осуществить поощрение.

Диспозиция поощрительной нормы во многом сходна с диспозицией дозволительной (управомочивающей) нормы, которая дозволяет участнику общественной жизни использовать свое субъективное право. Однако, как отмечается в литературе, поощрительные нормы характеризуются более сложным содержанием, некоторыми только им свойственными специфическими особенностями.[180] 180
Деготь Б. А. Классификация норм советского социалистического права по их структуре. Саратов, 1977. С. 21.

Одной из особенностей диспозиции любой поощрительной нормы права является то, что в ней содержится указание на предоставление субъекту возможности достигнуть поощряемого результата, по поводу которого существует не только юридическая, но и фактическая связь между участниками общественного отношения. Так, ст. 43 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривает, что при объявлении поощрения о занесении в Книгу почета воинской части (корабля) военнослужащему вручается похвальная грамота за подписью командира воинской части (корабля).[185] 185
Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил РФ // Там же С. 210.

Возможны абсолютно определенные диспозиции поощрительных норм. Примером могут быть положения ст. 45 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, предусматривающего, что награждение именным холодным и огнестрельным оружием является почетной наградой для особо отличившихся офицеров за их воинские подвиги и заслуги перед государством и Вооруженными Силами РФ. Именным оружием могут быть шашка, кортик, пистолет или охотничье ружье.[186] 186
Там же.

Относительно определенная диспозиция предоставляет право на поощрение по усмотрению поощрителя. Так, в ч. 1 ст. 191 Трудового кодекса предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно выполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).[187] 187
Трудовой кодекс Российской Федерации. М., 2002.

[Закрыть] Размеры премии и вид ценного подарка не обозначены, равно как и не обозначены конкретно правовые возможности поощряемого.

Иногда встречаются альтернативные диспозиции. Так, ст. 207 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливается. Положения ст. 207 определяют правовые возможности лиц, проходивших обучение по договору, успешное завершение обучения гарантирует трудоустройство без испытательного срока, в противном случае работодателем устанавливается испытательный срок. Правам лиц, проходившим обучение, соответствуют обязанности работодателя.

Исследуя содержание и виды диспозиций, важно не просто констатировать их наличие в поощрительных нормах, но и изучить способы закрепления диспозиций, наилучшим образом отвечающих потребностям общества, требованиям регулятивно-стимулирующего воздействия права на общественные отношения.

[Закрыть] что может привести к различным злоупотреблениям.

Поощрительные нормы права, обладая спецификой содержания, социального назначения, способа воздействия на поведение людей и организаций, одновременно характеризуются и спецификой санкций. Как упоминалось нами ранее, проблема позитивных санкций стала предметом пристального внимания отечественных исследователей.[189] 189
См., напр.: Кудрявцев В. Н. Закон, поступок, ответственность. М., 1986. С. 293; Малько А. В. 1) Юридические поощрения как разновидность социальных санкций // Общественные науки и современность. 1998. № 4. С. 75–84; 2) Поощрительные санкции // Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 2000. С. 761–765.

[Закрыть] Современное видение проблемы позитивных санкций не вписывается и не согласуется с традиционно устоявшимися представлениями о них. Санкция представляет собой часть поощрительной нормы права, закрепляющую позитивные последствия выполнения ее диспозиции, выражающуюся в форме поощрительных мер за соответствующие заслуги. Позитивные санкции выполняют определенную роль в системе социального контроля, вознаграждая членов общества за особо значимое поведение. Посредством позитивных санкций обеспечивается исполнение обязанностей, превосходящих требование общей нормы, использование предоставленных нормой права субъективных прав, которые приводят к достижению заслуженного поведения.

Санкция – неотъемлемый элемент поощрительной нормы права. В ней фиксируются меры вознаграждения, применяемые при достижении заслуженного результата. Следует согласиться с выводом о том, что особенность поощрительной санкции – в гарантировании тех социальных целей (благ), ради достижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами, и особенно тех целей, достижение которых другими способами невозможно.[190] 190
Малько А. В. Политика льгот и поощрений в современной России // Политология / Под ред. А. В. Малько. М., 1999. С. 658.

[Закрыть] Поощрение – это тоже средство государственного обеспечения соответствующих правовых норм и достигнутых с их помощью социально полезных целей.

В качестве санкции следует признавать не только закрепленные в нормах права предписания о мерах принуждения, но и предписания о мерах поощрения, одобрения. По справедливому замечанию А. В. Малько, наличие поощрительных санкций неизбежно и по той причине, что задача права состоит как в сдерживании правонарушений и в наказании лиц, их совершивших, так и в стимулировании правомерного поведения и в поощрении лиц, действующих в интересах общества.[191] 191
Малько А. В. Юридические поощрения как разновидность социальных санкций // Общественные науки и современность. 1998. № 4. С. 76.

Негативные санкции юридических норм являются правовыми гарантиями защиты нарушенных прав. Различные меры поощрения, содержащиеся в позитивных санкциях, – это тоже средства государственного обеспечения юридических норм и достигнутых с их помощью социально полезных целей. Как верно отмечалось в литературе, юридическая норма обращена к субъекту, который учитывает разные последствия – положительные и отрицательные, которые могут наступить. Вполне логично, что если указание на неблагоприятные последствия содержится в санкции правовой нормы, то аналогично этому в санкциях (а не в диспозиции), но уже противоположного характера (позитивного) должна содержаться информация о последствиях достижения положительного результата, возможность получить дополнительные блага.[192] 192
Там же. С. 77.

[Закрыть] Данная позиция представляет собой подтверждение высказанного нами мнения о том, что закрепленные в поощрительных нормах меры поощрения являются позитивной санкцией. При этом мера поощрения не выступает каким-то существенно новым элементом нормы правового поощрения.

Поэтому вряд ли правомерны конструкции некоторых авторов о выделении в структуре юридической поощрительной нормы помимо гипотезы, диспозиции и санкции также такого компонента, как поощрение. Например, рассматривая структуру административно-правовой нормы, А. П. Коренев отмечает, что характерным для поощрительных норм является то, что в них чаще всего формулируются прямо или косвенно гипотеза, диспозиция и поощрение или только диспозиция и поощрение.[194] 194
Коренев А. П. Нормы советского административного права // Труды Высшей школы МВД СССР. Вып. 31. М., 1971. С. 57–58.

Наш взгляд о признании позитивных санкций подтверждается следующим:

– во-первых, тем, что содержащиеся в санкции меры поощрения используются для поддержания и развития общественно полезных форм поведения и предупреждения общественно вредных. Негативные же санкции направлены против отступления от юридических норм;

– во-вторых, позитивные санкции, равно как и негативные, применяют специально на то уполномоченные компетентные органы, хотя основания их применения различны. Основанием применения позитивных санкций является заслуга, а негативных – правонарушение;

– в-третьих, поощрительные санкции выражают одобрение заслуженного социально полезного результата, стимулируют совершение подобных действий в будущем. Негативные санкции порицают отклонения от требований юридических норм. Тем не менее как позитивные, так и негативные санкции служат средством социального контроля. Суть их заключается прежде всего в их способности обеспечить достижение поставленных целей, а именно – в сдерживании правонарушений, в наказании лиц, совершивших правонарушения, либо в стимулировании правомерного поведения, в поощрении лиц, действующих в интересах общества;

– в-четвертых, структура поощрительной нормы внешне напоминает структуру большинства уголовно-правовых норм, содержащих наказания. Равно, как и в уголовно-правовой норме, в поощрительной норме гипотеза и диспозиция слиты, предполагаются модель заслуженного поведения и побуждение к его осуществлению. При этом диспозиция не обязывает совершать определенные действия, а лишь предоставляет право достигнуть поощряемого результата. Санкция уголовно-правовой нормы предусматривает неблагоприятные последствия (исключая поощрительные санкции). В санкции поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры поощрения. Особенность поощрительной санкции состоит в обеспечении тех социальных целей и благ, ради достижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами и в первую очередь – применением санкционируемой государством меры поощрения, прямо предусмотренной законом за достижение особых показателей, за конкретные заслуги;

– в-пятых, бытие позитивных санкций подтверждается и расположением их в нормативных актах. Во многих из них рядом с мерами наказания (негативными санкциями) расположены поощрительные санкции. Так, в ст. 36 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации предусмотрены поощрения за успехи в служебной деятельности, а ст. 38 устанавливает взыскания за нарушение служебной дисциплины.[198] 198
Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ.1993. № 2. Ст. 70.

[Закрыть] Или возьмем ст. 191 Трудового кодекса РФ (поощрения за труд), с которой соседствует ст. 192 (дисциплинарные взыскания) за совершение дисциплинарных проступков.

В некоторых нормативных актах позитивные и негативные санкции расположены в одной статье. Так, в Положении о прохождении службы в органах налоговой полиции в ст. 26 содержатся поощрения и наказания,[199] 199
Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции // Там же. № 29. Ст. 1110.

[Закрыть] что позволяет сделать вывод о существовании вместе с негативными и позитивных санкций;

– в-шестых, признание позитивных санкций способствует дальнейшему развитию теоретической научной мысли, подкрепленной практикой развития нормативно-правовых поощрительных средств, объективно отражающих потребности общества. Выделение специальных поощрительных санкций признают и другие ученые.[200] 200
См., напр.: Баранов В. М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978. С. 49; Звечаровский И. Э. Уголовно-правовые нормы, поощряющие посткриминальное поведение личности. Иркутск, 1991. С. 77–79; Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982. С. 32, 236–238; Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 201; Яковлев А. М. Социология экономической преступности. М., 1988. С. 11, 57, 76; и др.

Системность поощрительной нормы права и своеобразие санкций, поддерживающих правомерное социально полезное поведение, позволяет их классифицировать. Любая позитивная санкция включает элемент государственного одобрения, поощрения и влечет для субъекта наступление благоприятных последствий. Санкции неоднородны, имеют свои особенности.

В зависимости от степени определенности различают абсолютно определенные санкции. Так, согласно п. 2 ст. 233 ГК РФ, если был найден клад, являющийся памятником истории или культуры и он был передан в государственную собственность, то собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вознаграждения в размере 50 % стоимости клада.

В санкции устанавливается конкретная мера поощрения, объем которой не может быть изменен правоприменительными органами.

Позитивные санкции могут быть альтернативными, когда предусмотрен выбор какой-либо одной из нескольких мер правового поощрения.[202] 202
См., напр.: ст. 57, 113, 119 и др. УИК РФ.

[Закрыть] Важно заметить, что санкции абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные сообразуются с содержанием одобряемых и поощряемых общественных отношений, а потому такие виды санкций возможны в рамках различных отраслей права.

[Закрыть] Думается, что такая практика изложения позитивных санкций не всегда оправдана, поскольку вносит много неясностей. Их четкое и подробное закрепление в нормативных актах, прежде всего в законах, просто необходимо.

[Закрыть] Представляется, что четкое закрепление поощрительных мер, выполняющих стимулирующую роль в регулировании деятельности государственных служащих, просто необходимо в подобном законе, а детализация и процедура их применения может закрепляться и в других нормативно-правовых актах.

Важно заметить, что поощряемые действия субъектов имеют не только правовую, но и моральную оценку. Субъекты в практической деятельности склонны руководствоваться пониманием того, что им нужно для более полного удовлетворения собственных и всеобщих интересов. Заслуженное социально-полезное поведение выступает не только как результат осознания и понимания субъектом своих обязанностей, но и нравственного долга по отношению к другим членам общества, как результат использования предоставленных нормой права субъективных прав.

[Закрыть] Мнение о том, что применение поощрения является не только моральной категорией, подтверждается практикой реализации поощрительных норм, которые поддерживаются не только нравственным долгом, но и правовой обязанностью компетентного органа по их реализации.

Не умаляя значимости поощрительных норм, будет справедливо отметить, что в современных условиях поощрительное законодательство еще не заняло достойное место в системе юридических норм. Уровень развития общественных отношений современной России определяет грани их действия. Имеющееся законодательство о правовом поощрении нуждается в совершенствовании. Необходимо упорядочить процедуру награждения орденами и медалями, создав полноценную поощрительную правовую базу.

Изложенное позволяет констатировать, что наряду с санкциями негативными позитивные санкции прочно входят в структуру поощрительных норм.

Читайте также: