Военный летчик полковник дважды герой советского союза участник великой отечественной войны кто это

Обновлено: 28.06.2024

6 февраля - день памяти знаменитого летчика, генерала-лейтенанта авиации в отставке, дважды героя Советского Союза Виталия Попкова. На своем одномоторном истребителе Ла-5ФН он совершил 475 вылетов и провел 113 воздушных боев, включая один таран. По разным данным, Попков имел от 40 до 60 побед: он по праву входит в число признанных асов Великой Отечественной. Кстати, именно он стал прообразом для двух героев знаменитого фильма "В бой идут одни старики" - "Маэстро" Титаренко и "Кузнечика" Александрова.

Мы собрали факты о советских асах, сбивших наибольшее количество вражеских машин.

Дважды герой Советского Союза, сбил лично 47 самолетов противника и 13 - в группе.

Попков закончил летное училище в "звездном" выпуске: вместе с будущими асами - Кожедубом, Лавриненковым, Боровых, Лихолетовым. На фронт молодого человека отправили в 1942 году. Он попал в 5-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Рассказывают, что добравшись до аэродрома на перекладных, Попков не смог удержаться и забрался в незнакомый ему самолет ЛаГГ-3, где и был обнаружен часовым. Командир предложил шустрому парню летать ему на подсменку.

Попков вспоминал, что в августе того же года он сбил одного из известнейших фашистских асов. Это было под Сталинградом. Герман Графа, ас Люфтваффе, на тот момент имел 212 побед. Он провел несколько лет в советских лагерях и вернулся в Германию убежденным антифашистом.



Фото:Фотохроника ТАСС

Трижды герой Советского Союза, имеет в послужном списке 64 победы. Летал на самолетах Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7, Ил-2, МиГ-3. Первый воздушный бой Кожедуб провел на Ла-5 в марте 1943 года. В паре с ведущим, он должен был охранять аэродром, но взлетев, летчик потерял из вида второй самолет, получил повреждения от противника, а затем попал еще и под свою зенитную артиллерию. Кожедуб с трудом посадил самолет, в котором насчитали более 50 пробоин.

После неудачного боя летчика хотели перевести в наземную службу. Однако он твердо решил вернуться в небо: летал связным, изучал опыт прославленного истребителя Покрышкина, у которого перенял формулу боя: "Высота - скорость - маневр - огонь". В своем первом бою Кожедуб потерял драгоценные секунды на распознавание напавшего на него самолета, поэтому он много времени потратил на запоминание силуэтов воздушных судов.

Получив назначение заместителем командира эскадрильи, Кожедуб принял участие в воздушных боях на Курской дуге. Летом 1943 года он получил свой первый орден Боевого Красного знамени. К февралю 1944-го количество сбитых Кожедубом самолетов превысило три десятка. Летчику присвоили звание героя Советского Союза.

Рассказывают, что Кожедуб очень любил свои самолеты, считал их "живыми". И ни разу за всю войну не покинул свою машину, даже горящую. В мае 1944 года ему передали особый самолет Ла-5 ФН. Пчеловод сельхозартели "Большевик" Бударинского района Сталинградской области Василий Викторович Конев перечислил свои личные сбережения в Фонд обороны и попросил построить на них воздушное судно имени своего погибшего племянника - летчика-истребителя, героя Советского Союза Георгия Конева. На одном из бортов самолета написали: "Имени подполковника Конева", на втором - "От колхозника Конева Василия Викторовича". Пчеловод попросил передать воздушное судно самому лучшему летчику. Им оказался Кожедуб.

В феврале 1945 года ас сбил немецкий реактивный истребитель Ме-262, а последние вражеские воздушные суда атаковал в апреле. В общей сложности Кожедуб совершил 330 боевых вылетов и провел 120 воздушных боев.


Трижды герой Советского Союза, сбивший лично 59 вражеских самолетов и шесть воздушных судов - в группе. Летал на МиГ-3, Як-1, P-39, "Аэрокобре".

Гений летного дела получил боевое крещение в первые дни войны. Тогда он был замкомандира эскадрильи 55-го авиаполка. Произошло недоразумение: 22 июня 1941 года Покрышкин подбил советский ближний бомбардировщик Су-2. Самолет приземлился на фюзеляж в поле, пилот выжил, но погиб штурман. Покрышкин позднее признавался, что просто не опознал самолет: "Сухие" появились в военных частях прямо перед войной.

Но уже на следующей день летчик отличился: сбил, во время разведывательного полета, истребитель Мессершмитт Bf.109. Это была первая боевая победа Покрышкина. А 3 июля его сбила над Прутом зенитная артиллерия. К тому времени летчик одержал не менее пяти побед.

Будучи в госпитале, Покрышкин начал делать заметки в тетради, которую озаглавил "Тактика истребителей в бою". Именно в ней была описана его наука побеждать. Многие боевые и разведывательные вылеты Покрышкина были уникальными. Так, в ноябре 1941 года он, в условиях ограниченной видимости (кромка облаков опустилась до 30 метров), добыл сведения о танковых дивизиях в районе Ростова. Накануне наступления 1942 года летчика удостоили ордена Ленина. Тогда он уже был дважды сбит и имел 190 боевых вылетов.

В воздушном сражении на Кубани весной 1943 года Покрышкин впервые широко применил боевой порядок "Кубанская этажерка", который позже распространили во все истребительные авиаподразделения. У летчика было много оригинальных тактик, позволяющих победить в бою. Например, он придумал выход из-под удара противника на вираже нисходящей "бочкой", с потерей скорости. Противник после этого оказывался на прицеле.

К концу войны Покрышкин был самым известным на фронтах летчиком. Тогда была распространена фраза: "Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин в воздухе!". Немцы на самом деле оповещали пилотов о полетах русского аса, предупреждая о том, что нужно быть осмотрительными, набрать высоту, чтобы не рисковать. До конца войны знаменитый летчик был единственным трижды героем Советского Союза: третью "Золотую звезду" ему вручили 19 августа 1944 года, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед. Георгий Жуков стал трижды героем 1 июня, а Иван Кожедуб - 18 августа 1945 года.

К концу войны Покрышкин совершил более 650 боевых вылетов и принял участие в 156 воздушных боях. По неофициальным данным, побед у аса было больше - до ста.


Дважды герой Советского Союза. лично сбил 57 вражеских самолетов и четыре воздушных судна - в группе. Летал на самолетах Як-1, Ил-2, Ла-5, Ла-7, P-39, "Аэрокобре".

В начале войны Гулаева направили на противовоздушную оборону одного из промышленных центров, расположенных далеко от линии фронта. Но в марте 1942-го его, в числе десяти лучших летчиков, отправили на оборону Борисоглебска. 3 августа Гулаев принял первый бой: взлетел без приказа, ночью, сбил немецкий бомбардировщик "Хейнкель". Командование объявило летчику взыскание и тут же представило к награде.

В феврале 1943-го Гулаева направили в 27-й истребительный авиаполк, в составе которого за год он сбил более 50 вражеских самолетов. Он был на редкость результативным: в день сбивал до пяти самолетов. В их числе были двухмоторные бомбардировщики 5 Не-111 и 4 Ju-88; корректировщики FW-189, пикировщики Ju-87. У других же летчиков фронтовой авиации в послужных списках были, главным образом, сбитые истребители.

На Курской дуге, в районе Белгорода Гулаев отличился особо. В первой своей схватке, 14 мая 1943 года, летчик в одиночку вступил в бой с тремя бомбардировщиками Ju-87, которых прикрывали четыре Ме-109. На малой высоте Гулаев сделал "горку" и сбил с первой очереди сначала ведущего, а затем еще одного бомбардировщика. Летчик попытался атаковать третий самолет, но у него закончились патроны. И тогда Гулаев решился идти на таран. Левое крыло Як-1, на котором он летел, ударило по плоскости Ju-87. Немецкий самолет развалился. Як-1, потеряв управление, вошел в штопор, но Гулаев смог его выровнять и посадить. Свидетелями подвига были пехотинцы 52-й стрелковой дивизии, которые вынесли раненого, как они думали, летчика из кабины на руках. Однако Гулаев не получил ни царапины. В полку он ничего не рассказал - о том, что он сделал, стало известно спустя несколько часов, после донесения пехотинцев. После того, как летчик посетовал, что остался "безлошадником" ему выдали новый самолет. А позже наградили орденом Красного Знамени.

Последний боевой вылет Гулаев совершил с польского аэродрома Турбя 14 августа 1944 года. Три дня подряд накануне он сбивал по одному самолету. В сентябре аса в принудительном порядке отправили на учебу в Военно-воздушную академию. В авиации он прослужил до 1979 года, пока не вышел в отставку.

Всего Гулаев совершил 250 боевых вылетов и 49 воздушных боев. Его производительность считалась рекордной.

Советские асы составляли примерно три процента от общего количества летчиков. Они уничтожили треть самолетов противника. 27 летчиков были удостоены звания дважды и трижды герой Советского Союза. Во время войны они одержали от 22 до 62 побед и сбили, в общей сложности, 1044 воздушных судна.

В год празднования 75-летия Победы Царьград продолжает рассказывать об уникальных людях Великой Отечественной. Сегодня речь пойдёт об уникальном человеке, самородке, авиационном асе, дважды Герое Советского Союза Николае Гулаеве. По соотношению числа сбитых самолётов врага и количества проведённых воздушных боев он был лучшим лётчиком-истребителем Второй мировой войны среди всех воющих стран. Его имя в сороковые годы стояло в одном ряду с Покрышкиным и Кожедубом, но по роковому стечению обстоятельств он всю свою жизнь оставался в тени.

Самородок

Это был лётчик-самородок, входивший в первую десятку асов страны. Он никогда не мандражировал, быстро оценивал обстановку, его внезапная и результативная атака создавала панику и разрушала боевой порядок противника, что срывало прицельное бомбометание им наших войск. Был очень смел и решителен, часто приходил на выручку, в нём порой чувствовался настоящий азарт охотника,

– говорил о Николае Гулаеве Герой Советского Союза Фёдор Архипенко.

Николай Гулаев родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайской в Ростовской области. Окончив семилетку он, как и многие ребята, поступил в ремесленное училище, после работал слесарем на одном из ростовских заводов. Ещё учась в школе, Николай занимался в аэроклубе, и это помогло ему попасть в Сталинградское авиационное училище в годы армейской службы. В 1940 году Гулаева распределили в авиацию ПВО. Когда началась война, Николай обеспечивал прикрытие одного из промышленных центров в тылу.

Боевой дебют Гулаева состоялся лишь в августе 1942 года. И уже 3 августа на борту его истребителя появилась первая звёздочка. Правда, за этот вылет Николаю был вынесен выговор. Молодой офицер ещё не успел получить допуск к полётам в тёмное время суток. Но как только в небе появились немецкие самолёты, он наряду со "стариками" ринулся в бой.

Позже жена Гулаева Нина рассказывала так о том случае.

Техник подшутил над ним. Говорит: "Слушай, что ты сидишь, вот самолёт готов, садись и лети". И этот глупый мальчик сел в самолёт и улетел.

На удивление всем без помощи прожекторов он сбил немецкий бомбардировщик. Когда Гулаев вернулся на аэродром, командир авиачасти сказал: "За то, что вылетел самовольно, объявляю выговор, а за то, что сбил вражеский самолёт, повышаю в звании и представляю к награде". С тех пор на самолёте Гулаева стали регулярно появляться звёзды.

В 1943 году его авиачасть направили в район Белгорода. Предстояла битва на Курской дуге. 14 мая Гулаев, отражая налёт немцев на аэродром Грушка, в одиночку вступил в бой с тремя пикирующими бомбардировщиками. Он приблизился к одному из них на малой высоте и сбил, по нему открыл огонь стрелок другого "Юнкерса", но Гулаев сбил и его. Когда дело дошло до третьего, то оказалось, что закончились патроны. Недолго думая, Гулаев пошёл на таран. Левым крылом своего истребителя "Як-1" он умудрился ударить по правой плоскости фашистского бомбардировщика, после чего тот начал падать. Вошёл в штопор и самолёт Гулаева. Но он удивительным образом смог выровнять машину и посадить её. Вернувшись в часть, Николай лишь немного передохнул и снова ринулся в бой. За этот вылет он был награждён орденом "Красного Знамени".

В каждый вылет сбивал по самолёту

Июль 1943 года стал для Гулаева особенно жарким. В самом начале месяца в составе четвёрки советских истребителей он атаковал немецкую армаду из 100 самолётов. Используя фактор внезапности, он со своим звеном смог сбить 4 бомбардировщика и 2 истребителя. Все наши лётчики и самолёты тогда уцелели. Но на этом боевые удачи того дня не закончились. Уже вечером стало известно, что звено Николая уничтожило 16 вражеских самолётов. Это невероятно, но почти в каждый свой вылет Гулаев сбивал по одному или несколько вражеских самолётов. Сослуживцы Николая утверждали, что многие свои победы он часто записывал на ведомых, помогая им таким образом получать награды и деньги. Некоторые полагают, что общее число самолётов, сбитых Гулаевым в годы войны, могло достигать 90.

Мне папа говорил: "Когда мы вылетали, я вот собью самолёт там, два. Один я обязательно ведомому отдам. Тот сбивает, этот его прикрывает. Несправедливо, значит". Он отдавал своему ведомому сбитый самолёт,

– вспоминала дочь Николая Гулаева Татьяна.

28 сентября 1943 года заместителю командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка старшему лейтенанту Гулаеву Николаю Дмитриевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

В начале 1944 года Гулаева назначили командиром эскадрильи. Он принимал участие в битве за Днепр, освобождал Правобережную Украину. Он никогда не боялся рисковать собой, но с той же лёгкостью рисковал и подчинёнными. Часто брал с собой в бой необстрелянных новичков, что многие считали неоправданным.

В марте 1944-го Гулаев получил короткий отпуск домой. Но долгожданное свидание с родными было омрачено известием о смерти отца. Как выяснилось, его казнили фашисты. В часть Николай вернулся замкнутым, несговорчивым и обозлённым. С тех пор он стал сражаться в небе с каким-то неистовым остервенением.

Як-1

"Як-1". Фото: Igor Sinitsyn / Globallookpress

Весной 1944 года Гулаев провёл свой самый результативный воздушный бой. В небе над Румынией над рекой Прут всего за четыре минуты боя наши лётчики уничтожили 11 немецких самолётов, из них 5 лично сбил Николай.

В одном из боёв ему удалось сбить немецкий самолёт-разведчик, за штурвалом которого был гитлеровский полковник, кавалер четырёх Железных крестов.

Фашистский пилот остался жив. На допросе он попросил о встрече с русским асом, который так лихо его победил. Когда в комнату вошёл Гулаев, немец был разочарован. Вместо русского медведя он увидел молодого, невысокого и полноватого Гулаева.

Роковая драка

Сослуживцы его любили, но иногда остерегались. Все знали о его своенравности и о резком, порой взрывном характере. Именно бунтарский дух сыграл роковую роль в его жизни и карьере.

Гулаев, будучи уже дважды Героем Советского Союза, в августе 1944 года был отправлен на учёбу в Военно-воздушную академию. К тому моменту он уже успел лично сбить 55 вражеских самолётов в 69 воздушных боях, что позволило ему установить абсолютный рекорд боевой эффективности для лётчика-истребителя. Было очевидно, что война идёт к завершению, а на прославленного лётчика у руководства страны были свои планы. Надо было думать и о мирном времени. Говорят, что Гулаеву собирались вручить третью звезду Героя, но помешал один случай. Дочь Николая Гулаева Татьяна вспоминала.

Как мне потом папа рассказывал сам, они приехали в Москву и должны были поселиться в гостинице. Все Герои там, дважды Герои. А в это время приехали бывшие наши противники. И им предоставили шикарные номера, а нашим сказали: где хотите, там и живите.

Как выяснилось, Гулаева оскорбило то, что румын принимали в Москве с такими почестями. Летом 1944 года в Румынии произошёл государственный переворот, вследствие которого был смещён профашистский диктатор Антонеску. Новый правитель король Михай I немедленно объявил войну Гитлеру. Гулаев, вступавший совсем недавно в бой с румынами, никак не мог смириться с тем, что они теперь союзники. Тем более, когда услышал от румынского гостя оскорбление в свой адрес. Завязалась драка. Наши лётчики хорошо вдарили румынам. Гулаева посчитали зачинщиком потасовки.

После этого случая его назначили штурманом 129-го гвардейского истребительного авиаполка. На фронте он пробыл до марта 1945 года.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

110 лет назад родился дважды Герой Советского Союза, лётчик-ас Василий Зайцев. По словам военных историков, за годы Великой Отечественной войны он сбил 34 самолёта противника лично и 19 — в групповых боях. При этом Зайцев ни разу не был сбит сам, а 5-й гвардейский истребительный авиационный полк, которым он командовал, по мнению экспертов, считается одним из самых результативных полков советских Военно-воздушных сил. Как утверждают историки, Зайцев был не только лётчиком-асом, но и прекрасным педагогом.

10 января 1911 года родился дважды Герой Советского Союза, лётчик Василий Зайцев. Уничтожив в годы Великой Отечественной войны десятки нацистских самолётов, он ни разу не был сбит сам. При этом, по словам историков, Зайцев был не только лётчиком-асом, но и талантливым военным педагогом, делившимся своим уникальным опытом с молодыми пилотами.

Из рабочих — в лётчики

Василий Зайцев родился в деревне Семибратское Московской губернии в крестьянской семье. После окончания школы фабрично-заводского ученичества он некоторое время работал формовщиком-литейщиком на Коломенском паровозостроительном заводе, а в 1932 году был призван в Красную армию.

Зайцев окончил Луганскую военную авиационную школу лётчиков и около двух лет прослужил в 16-й истребительной авиационной эскадрилье в Белорусском военном округе, летая на самолётах Р-5 и Р-5ССС. В 1936 году он окончил курсы командиров звеньев при Борисоглебской военной авиационной школе лётчиков и остался служить в ней.

75 лет назад лётчик Александр Покрышкин был в третий раз удостоен звания Героя Советского Союза за подвиги в боях с.

В дальнейшем Василий Зайцев проходил службу в частях Калининского и Прибалтийского военных округов. Незадолго до начала Великой Отечественной войны он был направлен на Липецкие авиационные курсы усовершенствования командиров эскадрилий для переучивания на истребитель ЛаГГ-3.

Войну Зайцев встретил командиром авиаэскадрильи на Западном фронте. В июле 1941 года он одержал свою первую официально установленную воздушную победу, сбив нацистский истребитель Messerschmitt Bf.110 в районе деревни Воротышино Смоленской области.

В августе 1941 года эскадрилья Зайцева была введена в состав 129-го истребительного авиационного полка (в дальнейшем преобразованного в 5-й гвардейский), а в августе (согласно другим источникам — в сентябре) 1942 года Зайцев был назначен командиром полка.

После Западного он воевал на Калининском, Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах.

Одну за другой Зайцев одерживал воздушные победы — как личные, так и в составе группы. 5 мая 1942 года он получил свою первую золотую звезду Героя Советского Союза.

Воздушный учитель

По словам Андрея Горбунова, 5-й гвардейский истребительный авиационный полк стал одним из самых результативных в СССР по количеству сбитых вражеских самолётов.

Как рассказал в беседе с RT историк авиации, кандидат технических наук Николай Бодрихин, всего 5-й гвардейский истребительный полк уничтожил 739 нацистских самолётов, из них 657 — в воздухе. Лётчики полка совершили около 15 тыс. боевых вылетов.

  • Лётчики 5-го гвардейского истребительного авиационного полка. Слева направо: Ю.М. Беркаль, В.В. Ефремов, Г.Д. Онуфриенко, Б. Афанасьев, Н.Е. Романов, Г.А. Инякин, И. Бикмухамедов, В.П. Рулин
  • © Wikimedia Commons

По словам историков, Зайцев лично принял участие во многих крупных воздушных сражениях. 24 августа 1943 года он во второй раз стал Героем Советского Союза. Осенью того же года при перелёте на УТ-2 Зайцев был атакован двумя нацистскими истребителями. Советский ас смог уклониться от попаданий, но при посадке самолёт перевернулся, лётчик получил тяжёлые травмы и на несколько месяцев попал в госпиталь.

Василий Зайцев участвовал в освобождении от нацистов УССР и стран Восточной Европы. В 1944 году он был назначен заместителем командира 11-й гвардейской истребительной авиадивизии, а в 1945 году — 2-го гвардейского штурмового авиационного корпуса.

При этом, по словам эксперта, в годы войны Зайцев летал на нескольких типах самолётов, дольше всего — на Ла-5.

Поющая эскадрилья

105 лет назад родился дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов. По словам экспертов, он был одним из самых результативных.

По словам Андрея Горбунова, самодеятельность существовала во многих частях Красной армии, но так вышло, что подчинённые Зайцева прославились больше других.

Как рассказал Николай Бодрихин, хотя за всю войну Зайцев ни разу не был сбит врагом в небе, на земле его почему-то преследовали несчастные случаи. Однажды во время войны он травмировался, упав с коня, а затем, осенью 1945 года, в чехословацком городе Брно прославленный лётчик попал в автокатастрофу. Травмы оказались очень серьёзными и тяжело поддавались лечению. Зайцев был списан с лётной службы, а в 1946 году в звании гвардии полковника отправлен в отставку.

После завершения службы Василий Зайцев возглавлял Коломенский аэроклуб, а также некоторое время был директором Коломенского шиноремонтного завода. Умер Василий Зайцев в возрасте 50 лет — 19 мая 1961 года.

После завершения Великой Отечественной и разгрома нацистов в тени лётчиков Ивана Кожедуба и Александра Покрышкина оказались десятки уникальных боевых специалистов, результативность которых, по разным данным, была выше, чем у знаменитой советской "двойки".


Фото © Фотохроника ТАСС

Разделение на асов и всех остальных

Статистика — инструмент, который в армии всегда любили и уважали. Но после того, как люфтваффе начало "утюжить" советские аэродромы, какое-то время командованию ВВС СССР было не до цифр — нужно было срочно придумывать, как выбить противника, занявшего небо. Такая ситуация сохранялась вплоть до 1942 года, когда приказом № 0685 впервые было определено понятие "боевой вылет". Вылет считался боевым, если наши самолёты встречались с противником, успешно защищали бомбардировщики, проводили штурм позиций противника и возвращались обратно.

Фото © Фотохроника ТАСС

Фото © Фотохроника ТАСС

У немцев всё было с точностью до наоборот с самого начала — после каждого вылета все лётчики давали подробный отчёт о том, что произошло за время выполнения задания. Как результат — немецкая статистика пестрит уничтоженными самолётами противника, а в число уничтоженных самолётов часто включались и борты, которые удалось превратить в груду металла до отрыва от взлётно-посадочной полосы. При этом самый результативный лётчик из состава советской авиации, трижды герой СССР Иван Кожедуб, был не первым и не единственным лётчиком-асом. Историк Андрей Союстов отмечает, что термин "ас" в Советском Союзе носил лишь условный, нарицательный характер.

Звание "ас" не присваивалось приказом, как тот же "эксперт" у немцев. "Асами" у нас по умолчанию считались Герои Советского Союза. А это звание можно было получить за десять лично сбитых самолётов-бомбардировщиков (разведчиков) или за пятнадцать лично сбитых самолётов других типов

Для того чтобы заслужить неформальное звание аса, нужно было изрядно поработать, да и по большому счёту работа лётчика в небе с точки зрения военной бюрократии не была решающей. Для получения звания лётчику нужно было собрать множество документов и подтверждений, чего в условиях боевой обстановки часто не делали. Именно по этой причине в списке асов те, кому больше повезло, хотя все лётчики бились с противником насмерть. Такое положение дел сохранялось до 1943 года — уничтожение немецкого самолёта (а значит, и награда, и премия) засчитывалось только после подтверждения третьей стороной. Третья сторона, разумеется, в лучшем случае подтверждала лишь половину поражений от общего числа.

Футбол на руинах. Матч возрождения в разорённом войной Сталинграде

Первые после Бога

И хотя достижения Ивана Кожедуба с 64 подтверждёнными уничтожениями и званием трижды Героя Советского Союза никто не принижает, по суммарному соотношению вылетов к победам в советской авиации были лётчики и покруче. Например, второй в списке самых результативных — дважды Герой Советского Союза Николай Речкалов. Всего боевых вылетов — 450 (против 330 у Кожедуба), побед в боях — 65 (64 у Кожедуба). Формально первой строчки в списке суперлётчиков Великой Отечественной его лишили за четыре победы в составе группы, но Кожедуб тоже не летал в одиночку, поэтому система подсчёта до сих пор остаётся непонятной.

День Победы

"Мы никогда бы не стали независимым народом". Президент Чехии поздравил Путина с Днём Победы

8 мая 2020, 20:46

"Мечты победителей". Волонтёры исполнили заветное желание 101-летнего ветерана войны — видео

8 мая 2020, 20:01

Горняки Кузбасса совершили круг почёта с портретами фронтовиков на 130-тонных БелАЗах — видео

8 мая 2020, 18:58

Третья строчка рейтинга — легенда советской авиации, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. За советским асом зафиксировано 650 боевых вылетов (больше, чем у Кожедуба и Речкалова) и 140 воздушных боёв (больше, чем у первой "двойки" асов). Личных побед — 59 и ещё шесть групповых, то есть Покрышкин должен стоять на первом месте как самый эффективный лётчик с точки зрения боевого применения авиации.

Однако ни Покрышкин, ни Кожедуб по количеству боевых вылетов не сравнятся с лётчиком Алексеем Решетовым, которого за выносливость и постоянную готовность драться немецкие лётчики прозвали "сталинским дьяволом". За Решетовым зафиксирован рекорд — 821 боевой вылет и 127 воздушных боёв. И хотя результативность Решетова официально несколько ниже, чем у самых известных лётчиков-асов (22 личные победы и 10 побед в группе), свою Звезду Героя СССР он получил наравне со всеми.

Алексей Решетов со своим ведомым Николаем Сальниковым. Фото © Полки и самолёты

Алексей Решетов со своим ведомым Николаем Сальниковым. Фото © Полки и самолёты

Наградные документы на второго лётчика по общему числу вылетов и боёв вообще едва не затерялись в пыльных кабинетах и полевых штабах. Андрей Кулагин получил свою Звезду Героя лишь в 1944 году, однако уникальный рекорд всё равно остался за ним — 762 боевых вылета и 153 воздушных боя с результатом в 35 сбитых самолётов. Своя Золотая звезда нашла и другого героя — лётчика "восьми полков" Андрея Баклана.

Андрей Кулагин. Фото © История миров

Андрей Кулагин. Фото © История миров

Его результативность поражала командование, поэтому летавший на самолётах Яковлева и Лавочкина ас перебрасывался из полка в полк в качестве руководителя "пожарной команды" — группы быстрого реагирования на вражескую авиацию. К концу войны его результативность составила 722 боевых вылета, 45 воздушных боёв и 44 уничтоженных самолёта противника.

Лётчик Николай Скоморохов с результатом в 605 боевых вылетов, 143 боя и 54 победы, а также Александр Лобанов с 610 вылетами и 100 боями, в которых зафиксировано 32 уничтожения самолётов противника, должны были находиться на одной строчке с Покрышкиным и Кожедубом, однако их документы дошли до штабов Военно-воздушных сил позже, чем успели "сверкнуть" самые известные лётчики-асы.

Псы войны. Как собаки взрывали нацистов и спасали раненых

Всего, вопреки распространённому заблуждению об уникальности лётчика-аса в военное время, в почётном списке 176 фамилий. Каждый из лётчиков награждён Золотой Звездой Героя СССР за проявленное в бою мужество и уничтожение противника. Примерно десять процентов от всех награждённых Звездой Героя за уничтожение противника в воздухе не дожили до конца войны. Кто-то погиб в воздушном бою, кто-то, как лётчик-ас Фёдор Шикунов (220 вылетов, 54 боя, 22 уничтоженных самолёта), первым ворвался в оккупированную немцами Польшу и не смог увернуться от чудовищного огня с земли.

Фото © Фотохроника ТАСС

Фото © Фотохроника ТАСС

После празднования 75-летия со дня разгрома нацистов и Победы советского народа в Великой Отечественной войне почти наверняка станут известны и другие подробности судеб и боевых подвигов советских лётчиков-асов. Однако из-за военной неразберихи вплоть до 1943 года, бюрократии в механизме подтверждения сбитых самолётов и борьбы фронтовых штабов со лжеподвигами и подлогами реальные цифры по лётчикам-асам могут оказаться совсем другими. Военный историк Борис Попов отмечает, что для изучения документов может потребоваться не только доступ в Центральный архив Минобороны России, но и несколько лет времени.

Главная проблема подсчёта в том, что результативность лётчиков в первые два года войны можно установить лишь примерно. С учётом того какие силы были брошены на уничтожение советских городов и как яростно лётчики бились за то, чтобы отбросить немцев назад, уже известные данные совершенно точно можно будет корректировать в сторону увеличения. Это не сочинительство какое-то, просто то, что известно сейчас, это главным образом накоплено уже с того момента, когда авиационные, штурмовые и бомбардировочные полки начали давить немцев обратно, туда, откуда они пришли. Но нельзя забывать, что мясорубка в воздухе была с первого дня войны

Военный историк, кандидат исторических наук

Историки не исключают, что после пересмотра данных об эффективности советских лётчиков вплоть до мая 1945 года может радикально поменяться список самых результативных асов времён Великой Отечественной. Через несколько лет вполне может выясниться, что Покрышкин и Кожедуб могут уступить звание рекордсменов в деле уничтожения авиации люфтваффе почти никому не известным другим советским асам.

Читайте также: