Понятие право трактовал в 3 х значениях идея права особое право позитивное право кто

Обновлено: 16.06.2024

Легизм (во всех его вариантах — от античного легизма и этатистской трактовки права до современных аналитических и нормативистских концепций юридического неопозитивизма) отрывает право как явление от его юридической сущности, отрицает объективные юридические свойства, качества, характеристики права, трактует его как продукт воли (и произвола) законодательной власти. Специфика права, под которой позитивисты понимают закон (позитивное право), поэтому, согласно такому пониманию права, обязательно сводится к принудительному характеру права. Причем этот принудительный характер права трактуется не как следствие каких-либо объективных свойств и требований права, а как исходный правообразующий и правоопределяющий фактор, как принудительный (и насильственный) первоисточник права. Сила (власть) здесь рождает принудительный, упорядоченный закон.

Натуралисты же (последователи естественного права), антагонистически противопоставляющие естественное право и позитивное право, рассматривают закон (позитивное право) как нечто бессущностное (бессущностное и как сущность, и как явление) и трактуют естественное право (в том или ином варианте) как единственно истинное (как неразрывное единство сущности и явления истинного права). Для натуралистов естественное право — это не сущность позитивного права, а сущность естественного права как правового явления, действующего непосредственно (по природе). Отсюда позиция правового дуализма, характерная для натурализма, концепция двух различных, но одновременно функционирующих видов (разновидностей) права: естественного права и позитивного права. Последовательные натуралисты, по сути, отрицают позитивное право в пользу естественного права и заменяют суверенное национальное государство (т.е. орган, устанавливающий позитивное право) наднациональными органами власти (в пределе, как считали стоики, космополисом).

С позиции юснатурализма адекватная, юридически последовательная доктрина права и государства, а также внутренне согласованная концепция легитимного права и верховенства закона невозможны. Компромисс между естественным и позитивным правом, характеризующий современное правовое государство, сводится к требованию, чтобы нормы позитивного права соответствовали естественному праву (естественным правам человека). Но, конечно, такие требования сами по себе не создают теоретически однозначную, ясную и последовательную концепцию права.

Легизм и юснатурализм - Право - принцип формального равенства

Право — принцип формального равенства

В либертарианском понимании права закон — это лишь необходимый правовой минимум, то, без чего нет и не может быть никакого права вообще, даже статутного.

Согласно либертарианскому правопониманию, право — это реляционная форма равенства, свободы и справедливости, определяемая принципом формального равенства участников этой реляционной формы. Там, где существует (действует) принцип формального равенства (и конкретизирующие его нормы), там существует (действует) право, правовая форма отношений. Формальное равенство как принцип права — это принцип права, отличительное свойство и специфическая характеристика права.

Равенство — это определенная абстракция, то есть результат сознательного (мыслительного) абстрагирования от различий, присущих приравниваемым объектам. Приравнивание предполагает различие приравниваемых объектов и, одновременно, несущественность этих различий (т.е. возможность и необходимость абстрагирования от этих различий) по отношению к соответствующему основанию (критерию) приравнивания.

Юридическое равенство не является столь же абстрактным, как числовое равенство в математике. Основой (и критерием) правового равенства разных людей является свобода человека в общественных отношениях, которая признается и утверждается в форме его правоспособности и правосубъектности. В этом заключается специфика правового равенства и права в целом. Конечно, право, как форма отношений, основанная на принципе равенства, не устраняет (и не может устранить) исходные различия между разными индивидами, а лишь оформляет и закрепляет эти различия на едином основании, превращает неопределенные фактические различия в формально закрепленные неравные права свободных, независимых, равных индивидов. Это, по сути, специфика и смысл, пределы и границы, значимость и ценность правовой формы опосредования, регулирования и упорядочения общественных отношений.

Юснатурализм (лат. jus — право, natura — природа) — один из самых старых вариантов понимания права. В нем отражены представления мифологической и религиозной культуры о рациональном и пропорциональном устройстве мира, природы и космоса. Согласно этой точке зрения, мир управляется законом, который человеческий разум понимает, постигая естественный порядок Вселенной. Все, что существует в мире, существует по закону. В отличие от искусственного и изменчивого человеческого закона (позитивного права, созданного государством), постулировалось существование постоянного и неизменного совершенного естественного закона, также называемого природным правом. Благодаря приписываемому ему совершенству, естественное право воспринималось как абсолютная ценность: воплощение справедливости, добра, морали и гуманизма.

Несмотря на их разнообразие, классические концепции естественного права объединяют основные положения: 1) Естественное право как совершенное право противопоставлялось несовершенному праву, искусственно созданному государством. Соответственно, для всех версий натурализма характерен дуализм естественного права и позитивного права, что соответствует дуалистической установке классической науки, предполагавшей противопоставление субъекта права и природы как реальности, существующей без человеческого познания; 2) Следствием противопоставления субъекта и объекта познания, характерного для классической науки, является трактовка естественного права как существующего независимо от государства, общества и человеческого сознания, как некой объективной реальности, в создании которой участвует субъект Это соответствовало представлениям классической науки о статичной, вневременной природе изучаемых объектов, состояния которых в прошлом, настоящем и будущем были практически неразличимы; 4) естественное право, как истинный закон, обладает свойством универсальности и социокультурной всеобщности; 5) естественное право рассматривается как рациональный закон, открывающийся человеку через его интеллект.

Юснатурализм

Методология права — это систематизированный набор познавательных средств, позволяющий исследовать многогранную реальность права в ее многочисленных связях с другими сферами общественной жизни, а также теоретический анализ (осмысление) этих средств.

Обобщенным выражением такой системы являются различные способы понимания права или способы понимания права — методологические парадигмы, обладающие целостностью мировоззренческого и смыслового содержания права.

Натурализм как способ понимания права зародился в древности, но оформился в эпоху Просвещения.

Юридический тип права признает, что естественное право, в отличие от права, созданного государством, является единственно разумным и совершенным, воплощением справедливости, добра, морали и гуманизма, а также абсолютной ценностью.

Существующее позитивное право было несправедливым для юснатуралистов, ведь если все люди рождаются равными, их жизнь не должна зависеть от имущественного или классового неравенства, от законов, закрепленных таким образом, что одни всегда остаются бедными, а другие всегда богатыми, одни не имеют ничего, а другие все.

Если в античности право практически отождествлялось с законами природы, в Средние века оно основывалось на божественных законах, то в эпоху Просвещения оно ассоциируется с разумно понимаемыми правами и свободами человека, естественно вытекающими из природы (рационалистическо-гуманистическая интерпретация).

Юснатурализм признавал примат естественного права над позитивным правом, поскольку позитивное право свободно от моральных требований. Они предложили гуманистический критерий для определения справедливости закона.

Поэтому юснатуралисты предложили отказаться от аморального позитивного права и вернуться к естественному праву, основанному на гуманизме. Они воспринимали позитивный закон в противоположность человеку. По этой причине взгляды натуралистов (Ж.-Ж. Руссо, Б. Франклина, Ш. Монтескье, Дж. Локка) стали основой идеологии буржуазных революций XVII и XVIII веков, прокатившихся по Европе.

Признание примата естественного права стало основой для американской Декларации независимости.

После победы неклассического типа правопонимания идеи естествоиспытателей стали непопулярными, хотя и были частично включены в некоторые правовые доктрины.
В целом натурализм имеет как гуманитарные достоинства (концепция естественных и неотъемлемых прав человека, неприятие государственного произвола и т.д.), так и недостатки (отсутствие формализованного принципа различения добра и зла, недооценка роли позитивного права, смешение права с моралью, религией и т.д., отсутствие понятия юридического права, дуализм одновременно функционирующих систем естественного и позитивного права с безусловным подчинением государства и его позитивного права естественному праву и т.д.).

Основные принципы легизма

3.Установление законов со строгими правилами, которые обязательны для всех и исполняются путем наказания. «Принцип права заключается в том, что постановления и указы издаются государственными учреждениями, а народ в своих сердцах фиксируется на наказаниях, награды раздаются тем, кто сторонится закона, наказания обрушиваются на тех, кто нарушает указы. Эти нормы называются законом (фа), в отличие от обычных норм ритуала.

Философия права

В философии права существуют различные отделы, категории, определения, философские школы, концепции, доктрины, учения, теории, взгляды и т.д., которые изучают право с различных точек зрения: Аксиология права; юридическая эпистемология; юридическая антропология; юридическая логика; юридическая герменевтика.

Позитивное или государственное право — это официально признанная нормативная система, действующая в границах конкретного государства, выраженная в законах и иных правовых актах государственной власти.

Естественное право, в отличие от позитивного права, вытекает из природы человеческого разума и универсальных моральных принципов.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Позитивное (иными словами положительное) право — это право, установленное законодательством в рамках конкретной правовой системы, которое действует в данный момент в определенном государстве. Позитивное право противопоставлено естественному праву.

Правовой, или юридический позитивизм призван признать нормы позитивного права в качестве правовых норм, свести любое право к нормам, которые действуют в данный момент в данном обществе, без учета того, является ли данное право справедливым или нет.

Позитивное право в качестве регулятора поведения обладает рядом характерных признаков.

Выделяют следующие признаки права:

  • государственно-властный характер — государство создает правовые нормы в особом, строго определенном порядке, специальными должностными лицами и органами; нормы права обязательны для исполнения всеми, кого касаются;
  • системность — нормы права объединены в логически выстроенную, единую и взаимосвязанную систему предписаний;
  • формальная определенность — внешне правовые нормы объективируются в разного рода источниках права (нормативные договора, нормативно-правовые акты, закон, правовой обычай и т.д.);
  • общеобязательность — неукоснительное соблюдение норм права всеми субъектами права, включая органы государственной власти;
  • нормативность — право представляет собой совокупность правил поведения, которые рассчитаны на многократное и долговременное действие, право регулирует типовые, наиболее часто встречающиеся жизненные случаи, характеризуя их общими признаками и качествами (юридическое лицо, договор, преступное деяние и т.д.);
  • неперсонифицированность — обращенность требований права к неопределенному кругу лиц;
  • государственная обеспеченность — при несоблюдении и нарушении юридических норм государство в лице правоохранительных органов имеет право применить меры государственного принуждения, включая юридическую ответственность;
  • государственно-принудительный характер — право обеспечивается и защищается государственным принуждением в случае, когда поведение гражданина не соответствует предписаниям, данный субъект будет подвергнут мерам юридической ответственности, которые налагаются уполномоченными органами государственной власти в строго установленном порядке (штраф, арест, лишение свободы и др.).

Теории происхождения позитивного права

Основные версии происхождения правового позитивизма:

  1. Этатистская версия. Право выступает автономной дисциплиной, которая отождествляется с государственной волей, выражением которой выступает право. Конфликтов между государством и правом не возникает, он является единственным источником, мутация и эволюция которого влекут за собой изменения права. Право часто оборачивается политикой силы или произволом властей.
  2. Историческая версия. Сложилась в первой пол. XIX века в Германии. Основатели и основные представители: Г. Гюго, Ф.К. фон Савиньи, Г. Пухта. Право создается волей законодателя, но процесс образования и развития права является спонтанным, стихийным, практически независимым от деятельности государства. Главным источником права является обычай, а законным считается то, что установилось ранее и существует.
  3. Социологическая версия. Начала формироваться в кон. XIX века. Выделяют два направления развития: путем формирования правовых концепций в пределах общей социологии; путем распространения в юриспруденции социологических методов познания. Основоположники социологической юриспруденции: Р. Фон Иеринг, Л. Дюги, Е. Эрлих, Ф. Жени, С. Муромцев. Социологическая версия рассматривает право, как реальное социальное явление, применяя при этом методы позитивистской социологии. Характерный тезис — свобода судейского усмотрения, ориентация на реальные процессы, происходящие в правовом регулировании, их изучение и исследование с использованием конкретно-социологических методов. Недостаток социологического направления — утрата право своих границ, опасность размывания понятия права, появляется больше возможностей для нарушения закона, произвола административных и судебных органов.
  4. Нормативистская версия. Основоположник теории — Ганс Кельзен. Понятие нормы используется в качестве исходного понятия. Государство рассматривается как производное явление от правовых норм. Развивается тезис позитивизма, что право можно познать только исходя из самого права. Право — это совокупность норм, которые реализуются в принудительном порядке. Юридическая доктрина должна изучать только специфическое содержание права.

Готовые работы на аналогичную тему

Позитивное право представляет собой систему формально-определенных, общеобязательных норм, изданных государством, органами самоуправления, гражданами или негосударственными организациями (в установленном порядке), соблюдение которых обеспечивает государство.

Принципы позитивного права

В принципах позитивного права непосредственно и прямо, в целостном выражении и в наиболее общем виде формулируются государственно-правовые закономерности. Принципы существуют как определенная идея правосознания, находят свое воплощение в системе общественных отношений.

Уровни принципов позитивного права:

  • доктринальный — представления о содержании принципа в теории и в правосознании юристов;
  • нормативный — закрепление принципа в тексте закона в виде самостоятельного нормативного предписания или опосредованно через содержание правовых норм;
  • социологический — реализация принципов права в конкретной сфере общественных отношений, воплощение в определенном правопорядке.

Принципы позитивного права, не имея устойчивой внутренней структуры, могут существовать в виде условных и безусловных нормативно-правовых предписаний. Отдельные принципы, устанавливая правила, которые не допускают исключения, выступают, как неопровержимые положения. Еще одна группа принципов содержит в своей структуре исключения и оговорки, по строению приближаясь к правовым презумпциям.

Закрепляемые в тексте нормативного акта принципы позитивного права не имеют устойчивой внутренней структуры, действуют как аксиомы или как презумпции.

Проанализируем, что такое право, на какие отрасли оно подразделяется, дадим этому термину определение и посмотрим что же такое правовые отношения.

Молоток судьи

Определение права — что это

Это понятие имеет как минимум два значения:

  1. субъективное право — возможность какого-либо лица (физического или юридического) совершать или не совершать определенные действия. Например, все мы имеем право учиться или не учиться, работать или отдыхать, голосовать на выборах или нет и т.д.
  2. объективное право — это термин из сферы юриспруденции (юридической науки). Они объективны, потому что существуют независимо от нашего желания и отношения к ним. Они могут нам нравиться или не нравиться, но нам придется им следовать. В противном случае мы будем наказаны.

Право — это совокупность обязательных к исполнению норм и правил, установленных государством и задающих порядок отношений в обществе.

Сегодня мы рассмотрим об объективном варианте, именно как понятии юриспруденции.

Право это..

Право призвано регулировать отношения в обществе во всех сферах деятельности физических и юридических лиц.

Люди постоянно взаимодействуют между собой, при этом их интересы далеко не всегда совпадают, а бывают и полностью противоположны друг другу. Одним из способов упорядочения социальной жизни, сглаживания конфликтов является нормативное регулирование.

Проще говоря, люди договариваются о том, что будут придерживаться определенных правил. Эти правила либо кто-то устанавливает (тот, кто имеет возможность заставлять их придерживаться), либо они скрадываются стихийно.

Нормы — это часть человеческой культуры. Люди не рождаются с заложенными представлениями о том, что хорошо, а что плохо. Они их усваивают от предыдущих поколений (это обычаи, традиции, табу, правила этикета, моральные и религиозные нормы и нормы права).

Признаки права

Право характеризуется следующими признаками:

  1. Правовые нормы неразрывно связаны с государством, они устанавливаются им самим либо оно их санкционирует (узаконить уже существующие в обществе правила, признать правильным, утвердить). Обеспечивается принудительными мерами со стороны государства, т.е. выполнение установленных норм гарантируется государством. Проще говоря, невыполнение правовых норм влечет наступление ответственности;
  2. Право нормативно, то есть состоит из норм, определяющих правила поведения в определенных ситуациях. Определяет норму поведения людей (в форме официальных сводов законов), т.е. имеет признак нормативности. Устанавливается и санкционируется (разрешается) государством. Каждое государство имеет свою систему права (это как?). Как правило, данные системы схожи во всех странах, находящихся на одной ступени развития;
  3. Распространяется на всех (или большинство) членов общества, т.е. является общеобязательным. Например, все обязаны соблюдать Уголовный Кодекс (УК) РФ, но только дееспособные лица могут нести наказание за его нарушение (см. что такое преступление);
  4. Исполнение норм должно осуществляться всегда, когда наступают регулируемые ими ситуации. Вне зависимости от времени и места. Они многократно применяются, как только возникает данная ситуация.
  5. Выражает способность людей понимать, осознавать и направлять свои действия и поступки, т.е. имеет интеллектуально-волевой характер. К примеру, члены цивилизованного общества понимают, что людей есть нельзя, а в некоторых племенах, до сих пор живущих по нормам первобытного строя, существует каннибализм.

Только совокупность перечисленных признаков может определить свод каких-либо норм и правил как право.

Принципы права

Системность правовых норм обеспечивается наличием общих принципов (что это?) права. Это те основополагающие положения, в которых отражается направленность всего этого регулирования (его душа), представление общества о справедливости и целесообразности.

  1. Принцип всеобщности — все должны иметь равные права и обязанности, а также в одинаковой степени нести ответственность перед законом. Для какой-то социальной группы могут вводиться послабления или ограничения (например, для детей), но они опять же охватывают всю группу, а не отдельных ее представителей.
  2. Принцип законности — все (и граждане, и государство) должны неуклонно соблюдать законы.
  3. Принцип гуманизма — право должно быть основано на человеколюбии, уважении личности, создавать все условия для существования и развития человека. Задача правовой системы не запретить как можно больше и установить тотальный контроль, создать нормальные условия для каждого члена общества.
  4. Принцип справедливости — правовые нормы не могут вступать в противоречие с моральными воззрениями, господствующими в данном обществе. Только в этом случае можно ожидать осознанного исполнения законов. Несправедливый закон — это не закон.
  5. Принцип демократизма — граждане должны иметь возможность участвовать в обсуждении и принятии правовых норм, а также влиять на практику их применения. Как пример, это всенародное голосование по принятию Конституции РФ и права обращения в Конституционный суд.

Отрасли и институты в системе права

Одним из правовых признаков мы называли системность — нормы должны быть упорядочены и не должны противоречить друг другу.

Если систему права рассматривать по вертикали, то можно выделить три ее уровня:

Система права

Отрасль права — это совокупность правовых норм, которые регулируют определенную сферу общественных отношений.

Классифицируют 10 отраслей права:

  1. Конституционное право (КП) – свод законов, которые декларируют государственный строй, права и обязанности граждан страны, структуру государственной власти. КП зафиксировано в Конституции.
  2. Трудовое право – свод правовых актов, регламентирующих трудовые отношения. Устанавливает права и обязанности работника и работодателя, возникающие в процессе установления, действия или прекращения трудовых отношений.
  3. Административное право – устанавливает нормы общественных отношений.
  4. Гражданское право – регулирует имущественные отношения.
  5. Семейное право – регламентирует отношения внутри семьи, например, заключение и расторжение брака.
  6. Частное право – регулирует отношения, касающиеся частной собственности.
  7. Избирательное — возможность избирать и быть избранным в органы власти.
  8. Гражданское — регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие между физическими и юридическими лицами.
  9. Налоговое — регулирует отношения в области налогообложения (см. что такое налоги)
  10. Уголовное право — регулирует область общественных отношений, связанных с совершением преступлений (вынесения и осуществления наказания)

Институты права

Это тоже группы правовых норм, но более мелкие, чем отрасли.

Например, в гражданском праве выделяют институты:

  1. Наследования
  2. Дарения
  3. Проведения игр и пари

Нормы в системе права

Нормы права — это конкретное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством.

Например, когда речь идет о наследовании (это институт в гражданской отрасли), то устанавливают нормы очередности наследования по закону, срок вступления в наследство и так далее.

Классических элементов правовой нормы три:

    часто встречается, когда речь идет о науке (это предположение о результатах исследования).

В правовой же норме гипотеза — это указание на некие жизненные обстоятельства (в которых будет применяться правовая норма) и на юридические факты, при которых возникнут, изменятся или прекратятся правовые отношения.

Нормы права

Нормы строятся по принципу: Если (гипотеза) — То (диспозиция) — Иначе (санкция). То есть, сначала оговариваются условия применения нормы, потом излагается ее суть, ну, и в конце говорится о наказании за ее несоблюдение.

Правда, правовые нормы не всегда могут содержать все три элемента. Например, могут отсутствовать санкции.

Правовые нормы разделяют на виды в зависимости от выбранного критерия:

Виды норм права

Источники права

Источник права — это формы, с помощью которых воля государства возводится в ранг общеобязательной и становится правовой нормой.

  1. Правовой обычай — неписанное правило поведения, которое санкционируется государством и поддерживается его карательной силой. Этот источник лежал в основе первых сборников законов первых правовых государств. Это могут быть и религиозные нормы и традиции. Например, нормы шариата (свода религиозных, юридических и бытовых правил основанных на Коране).
  2. Нормативно правовой акт — документ определенной формы, принятый тем органом, который имеет полномочия его приниматься (и в соответствии с установленной законом процедурой). Эти документы принято разделять на:
    1. Законы
    2. Подзаконные акты — указы, постановления, инструкции и так далее.

    Правовые источники в нашей стране

    В нашем государстве право существует в форме свода нормативных актов, т.е. в виде документов органов власти и управления. Каждый такой документ содержит определенные нормы или правила, подлежащие к выполнению.

    Нормативные акты классифицируются в зависимости от юридической силы, т.е. от сферы направленности и обязательности исполнения. Основной закон государства – Конституция, это высшая ступень иерархии нормативных правовых актов.

    Время и закон

    Ни один из актов более низкой ступени иерархии не может противоречить законам более высокого уровня. Например, закон, принятый в республике Адыгея, не может противоречить Конституции РФ.

    Классификация нормативно правовых актов (источников права)

    Рассмотрим дифференциацию нормативных актов на схеме:

    Дифференциация нормативных актов

    Теперь немного подробней по источникам права разного уровня (по мере их убывания):

    Что такое правовые отношения

    Отношения между членами какого-либо общества, определенные и регулируемые нормами права, называются правовыми отношениями.

    Следовательно, стороны (субъекты права: физические и (или) юридические лица), вступившие в правовые отношения, наделяются правами, обязанностями и ответственностью за возможное их нарушение.

    Исходя из сказанного, можно сделать вывод: поведение субъекта правовых отношений может быть:

    1. правомерным, т.е. находящимся в полном соответствии с установленными нормами;
    2. неправомерным, если субъект правоотношений нарушил какую-либо установленную норму (диспозицию). Подобное поведение влечет наказание (санкцию), предусмотренное для конкретного правонарушения (что это?).

    Правовые отношения регулируются специальными сводами (Кодексами) законов. В них описаны нормы поведения и меры ответственности за их нарушение. Ниже представлен список Кодексов, регламентирующие правоотношения в РФ:

    Кодексы РФ

    Хотите знать больше? Читайте наш блог, и получение знаний окажется совсем не скучным процессом.

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (3)

    У нас о своих правах любит кричать всякие маргиналы! По факту, это всякие яжемамки и иждевенцы. Закон как бы на их стороне, но как только нормальные люди попытаются воспользоваться трудовым или частным правом, смотрят как на преступников!

    У меня почему-то это слово ассоциируется с каким-то недостижимым будущим. В конституции у нас много прав, как у граждан. В разных должностных инструкциях тоже. Как потребители продукции, мы имеем права. Но что на деле? Одни обязанности.

    ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

    • Описание
    • Алфавитный указатель
    • Арабская философия
    • Индийская философия
    • Китайская философия
    • Русская философия
    • Этика
    • Авторы
    • Приложения

    ФИЛОСОФИЯ ПРАВА – научная дисциплина, исследующая онтологические, гносеологические и аксиологические проблемы права как особого духовного явления и специфической формы общественных отношений.

    Естественно-правовой подход (с разными вариантами различения естественного и позитивного права), в той или иной мере присущий рассмотренным философско-правовым учениям, является лишь одним из видов юридического (антилегистского, антипозитивистского) правопонимания. Другой вид юридического правопонимания представлен в либертарно-юридической концепции права, согласно которой право (в его различении с законом) – это не естественное право, а принцип формального равенства.

    Либертарное понятие права, будучи последовательно антилегистским, вместе с тем свободно и от недостатков, присущих естественному праву (смешение права с моралью, нравственностью, религией; игнорирование различий между формальным и фактическим и т.д.). Данное понятие права (как более развитая форма юридического правопонимания) теоретически преодолевает понятие естественного права (как менее развитой формы юридического правопонимания), удерживая вместе с тем его собственно правовой смысл (т.е. все то, что в естественном праве соответствует принципу формального равенства). Отсюда следует, что при определении предмета философии права необходимо исходить из понятия не естественного права, а права как формального равенства. Имея в виду данное более развитое понятие права, можно сказать: предмет философии права – это право в его различении и соотношении с законом.

    Предмет философии права охватывает (в русле определенного варианта различия и соотношения права и закона) весь мир права, все правовое в его сущностно-понятийном единстве, во всех его определениях и реальных проявлениях. Бытие права в человеческом мире подразумевает и включает в себя правовую определенность и упорядоченность мира человеческого бытия, правовое понимание и правовой подход к основным отношениям, формам, институтам и установлениям в общественной жизни людей. Этот правовой подход (правовое понимание, толкование, характеристика, оценка и т.д.) распространяется не только на закон, но и на такой основополагающий институт общественной жизни людей, как государство. Поэтому предметная область философии права включает и проблемы философского исследования государства, которое понимается и трактуется как определенное правовое образование (правовой институт). При этом в поле философско-правового изучения, помимо правовых характеристик государства, его законодательной, законозащитной, законоприменительной и иной деятельности, находится и целый ряд других философско-правовых проблем, в числе которых: право и государство, человек – общество – государство, правовые формы организации самого государства, правовое государство как реализация идеи господства права и т.д.

    Различение и соотношение права и закона представляет собой ту предметную сферу и теоретическое пространство, в рамках которого вся эта проблематика правопонимания (от понятия права до правового понимания закона и государства) может быть адекватно осмыслена и содержательно развернута в виде последовательного и непротиворечивого философско-правового учения.

    Приведенное определение предмета философии права охватывает все возможные варианты юридического (антилегистского) правопонимания и соответствующие концепции философии права – независимо от того, как в них самих определяется их предмет (как естественное, правильное, разумное или надпозитивное право, как идея права, как сущность права или иначе). Это обусловлено тем, что любая философская рефлексия по поводу закона (позитивного права) с необходимостью ведет к праву (к осмыслению правовой сущности закона как правового явления). Также и при определении предмета философии права в виде идеи или сущности права подразумевается соотношение этой идеи (или сущности) права с законом как формой ее эмпирического проявления. Так, с позиций понимания права как формального равенства предмет философии права можно определить как принцип формального равенства, подразумевая при этом, что содержательное раскрытие понятийно-правового смысла этого принципа и правовых форм его проявления включает в себя и такой необходимый момент, как соответствующее различение и соотношение права и закона.

    Определение предметной сферы философско-правовых исследований в виде различения и соотношения права и закона адекватно отражает специфику взаимосвязей теории и практики права, исследуемых этой научной дисциплиной, ориентированность представленного в философии права практического разума на утверждение в реальной жизни начал правового закона и правовой государственности.

    Восходящие соответственно к Гуго и к Гегелю два подхода к вопросу об определении дисциплинарного характера философии права в качестве юридической или философской науки получили дальнейшее развитие в философско-правовых исследованиях 19–20 вв. Представители почти всех основных течений философской мысли (от древности до наших дней) выдвигали свою версию философского правопонимания. Как сами философские учения непосредственно, так и соответствующие философские трактовки права оказали и продолжают оказывать заметное влияние на всю юридическую науку и на развиваемые в ее рамках философско-правовые подходы и концепции. Но и юриспруденция, юридико-теоретические положения о праве, проблемах его становления, совершенствования и развития оказывают большое воздействие на философские исследования правовой тематики. Таким взаимовлиянием и взаимодействием философии и юриспруденции в той или иной мере отмечены все философские подходы к праву – независимо от их дисциплинарной принадлежности к системе юридических наук или к философии. И хотя со 2-й пол. 19 в. и в 20 в. философия права по преимуществу стала разрабатываться как юридическая дисциплина и преподаваться в основном на юридических факультетах, ее развитие всегда было и остается тесно связанным с философской мыслью.

    Вопрос о научном профиле и дисциплинарной принадлежности философии права имеет несколько аспектов. Если речь идет о философии права в целом, то очевидно, что мы имеем дело с междисциплинарной наукой, объединяющей те или иные начала, как минимум, двух дисциплин – юридической науки и философии. Так что этот междисциплинарный компонент является общим для всех версий философии права независимо от того, разработаны они как отдельная юридическая или философская наука. Когда же встает вопрос о дисциплинарной принадлежности к юриспруденции или к философии тех или иных конкретных вариантов философии права, то по существу речь идет о концептуальном различии юридического и философского подходов к проблемам права.

    Это концептуальное различие обусловлено уже дисциплинарными особенностями философии и юриспруденции, отличием предметов их научного интереса, изучения и изученности (научно-профессиональной компетентности), спецификой философской и юридической мысли. Философское познание, философия (по ее предмету, методу и т.д.) – сфера всеобщего, право и правоведение – сфера особенного, искомая же философией права истина о праве, как и всякая истина, – конкретна. Отсюда и концептуальное различие подходов к философии права от философии и от юриспруденции: путь от философии к философии права идет от общего через особенное к конкретному (искомой истине о праве), путь же от юриспруденции к философии права – это движение от особенного через всеобщее к конкретному. Интерес философии к праву и существование философии права как особой философской науки в системе философских наук оправданы прежде всего внутренней потребностью самой философии самоудостовериться в том, что ее всеобщность (предметная, методологическая, познавательная и т.д.) действительно всеобща, что она распространяется и на такую особую сферу, как право. Также и у юриспруденции (в ее движении к философии права) есть внутренняя потребность самоудостовериться, что ее особенность (предметная, методологическая и т.д.) – это действительная особенность всеобщего, его необходимая составная часть, т.е. нечто необходимое и разумное, а не произвольное и случайное в контексте всеобщего. В этом движении с разных сторон к философии права и философия, и юриспруденция в поисках истины о праве выходят за границы своей базовой сферы и осваивают новую предметную область. Но делают они это по-разному.

    В философии права как особой философской дисциплине (наряду с такими особенными философскими дисциплинами, как философия истории, философия природы, философия религии, философия морали и т.д.) познавательный интерес и исследовательское внимание сосредоточены в основном на философской стороне дела, на демонстрации познавательных возможностей и эвристического потенциала определенной философской концепции в особой сфере права. Существенное значение при этом придается содержательной конкретизации соответствующей концепции применительно к особенностям данного объекта (права), его осмыслению, объяснению и освоению в понятийном языке данной концепции, в русле ее онтологии, гносеологии и аксиологии.

    В концепциях же философии права, разработанных с позиций юриспруденции, при всех их различиях, как правило, доминируют правовые мотивы, направления и ориентиры исследования. Его философский профиль здесь не задан философией, а обусловлен потребностями самой правовой сферы в философском осмыслении. Отсюда и преимущественный интерес к таким проблемам, как смысл, место и значение права и юриспруденции в контексте философского мировоззрения, в системе философского учения о мире, человеке, формах и нормах социальной жизни, о путях и методах познания, о системе ценностей и т.д. Нередко при этом в поле философского анализа оказываются (в силу их фундаментальной значимости для теории и практики права) и более конкретные вопросы традиционной юриспруденции, такие, напр., как понятийный аппарат, методы и задачи юридических исследований, приемы юридической аргументации и природа юридического доказательства, система права и система законодательства, право как система норм, воля и интерес в праве, правосознание, правоотношение, договор, соотношение прав и обязанностей, правопорядок и правонарушение, природа вины и ответственности, проблемы преступности, смертной казни и т.д. Главное, разумеется, не в том или ином наборе тем и проблем, а в существе их осмысливания и толкования с позиций предмета философии права, его развертывания и конкретизации в общем контексте современной философской и правовой мысли.

    Степень развитости философии права, ее реальное место и значение в системе наук (философских и юридических) зависят во многом от уровня правовой (и государственно-правовой) культуры общества, от общего состояния философских и юридических исследований в стране. Заметную роль при этом, помимо прочего, играют политико-идеологические факторы, а также научные традиции.

    В нашей философской литературе проблематика философско-правового характера освещается по преимуществу (за редким исключением) в историко-философском плане. Традиционно большее внимание, хотя и явно недостаточное, уделяется философско-правовой проблематике в юридической науке. Дело здесь обстоит т.о., что философия права, ранее разрабатывавшаяся в рамках общей теории права и государства в качестве ее составной части, постепенно оформляется как самостоятельная юридическая дисциплина общенаучного статуса и значения (наряду с теорией права и государства, социологией права, историей правовых и политических учений, отечественной и зарубежной историей права и государства). И в таком качестве философия права выполняет ряд существенных общенаучных функций методологического, гносеологического и аксиологического характера как в плане междисциплинарных связей юриспруденции с философией и рядом других гуманитарных наук, так и в самой системе юридических наук.

    1. Алексеев С.С. Философия права. М., 1997;

    2. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990;

    3. Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972;

    4. Керимов Д.А., Кудрявцев В.Н. Право и государство (опыт философско-правового анализа). М., 1993;

    5. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989;

    6. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997;

    7. Он же. Гегелевская философия права: история и современность. М., 1974;

    8. Он же. Право и закон. М., 1983;

    9. Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992;

    10. Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология. К критике учений о праве. М., 1971;

    11. Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. М., 1988;

    12. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900;

    13. Он же. Избр. труды, 1998;

    14. Batiffol H. Problèmes de base de philosophie du droit. P., 1979;

    15. Hugo G. Beiträge zur zivilistischen Bucherkenntnis, Bd. 1. В., 1788;

    16. Maihofer W. Naturrecht als Existenzrecht. Fr./M., 1963;

    17. Marcic R. Rechtsphilosophie. Freiburg, 1969;

    18. Naucke W. Rechtsphilosophische Grundbegriffe. Fr./M., 1982;

    19. Radbruch G. Rechtsphilosophie. Hdeb., 1983;

    20. Smid S. Einführung in die Philosophie des Rechts. Münch., 1991;

    Право - система возведенных, в закон общеобязательных правил поведения субъектов права, выражающих волю политически господствующих социальных групп или всего общества, обеспеченных силой государственного принуждения, сознательностью граждан и направленных на регулирование правоотношений. Это - одна из нормативных систем, регулирующая отношения в обществе, действия и поведение людей, функционирование объединений и государственных органов. Право закрепляется в официальных документах государства. Направлено на обеспечение устойчивости, организованности, оптимальных условий функционирования общества.

    Общество, для того чтобы нормально развиваться, должно быть организованным. Нужно, чтобы поведение отдельных людей, их групп и коллективов каким-то образом направлялось, ставилось в известные рамки, так или иначе поощрялось или, наоборот, ограничивалось. Такое упорядочение поведения осуществляется при помощи общих правил - норм. Норма (от латинского слова norma) - образец, правило поведения. Она установлена людьми и обращена к людям. Этот образец поведения распространяется на неопределенный круг случаев и позволяет установить в жизни людей общий для всех порядок. Различаются правовые, моральные, политические, экономические, корпоративные (это нормы общественных организаций) нормы, а также нормы обычаев, традиций. Главное место среди них занимают нормы права и морали. Рассмотрим их более подробно.

    Государство и право возникли одновременно, это два взаимосвязанных социальных явления. Государство без права представляло бы собой корабль, на котором каждый делает то, что ему заблагорассудится: один крутит штурвал, второй поднимает паруса, а третий опускает якорь. Никто при этом не смотрит на карту и компас. Что стало бы с таким кораблем, вы прекрасно понимаете. Главное предназначение права - воздействие на общество, его совершенствование и развитие. Именно поэтому право является фактором общественного прогресса.

    По мнению историков, первые правовые акты появились в IV - III вв. до н. э. За долгую историю своего существования право меняло внешнее выражение, форму. Право Древней Греции и, особенно Древнего Рима, считается классическим, то есть образцовым, достойным подражания. Законы устанавливались, исходя из представлений о необходимости соблюдения определенной меры, общественных норм поведения. Большое влияние на развитие последующей мировой юридической мысли оказало римское право. В буржуазную эпоху в жизнь вошли юридические аксиомы: нельзя применять не предусмотренные законом наказания, осуждать дважды за одно и то же преступление, судить за действия, не предусмотренные уголовным законом, лишать человека правовой защиты и др.

    Сущность права выражается в том, что оно выступает и качестве регулятора общественных отношений. Регулировать отношения - значит направлять поведение людей, вводить его в определенные рамки, предупреждать совершения действий, опасных для общества. В этом ценность права для общества. Можно выделить два основных направления правового воздействия. Во-первых, это регулятивная функция, т.е. устанавливающая правила поведения в целях стабилизации и развития отношений, соответствующих интересам людей, общества и государства. Во-вторых, охранительная функция, т.е. охраняющая общественно полезные и пресекающая общественно опасные, вредные для людей, общества и государства отношения.

    Признаки права:

    • общеобязательность
    • формальная определенность
    • обеспеченность исполнения принудительной силой государства
    • многократность применения норм
    • справедливость содержания норм

    В отличие от морали и других неправовых социальных норм правовые нормы являются обязательными для всего населения, проживающего на территории данного государства. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 24 мая 1996 года и одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года, а Президентом Российской Федерации 13 июня 1996 года введен в действие с 1 января 1997 года. С этого времени он приобрел силу закона, то есть распространил свое действие на всю территорию Российской Федерации, стал общеобязательным для всех.

    Нормы права необходимо исполнять всем. В этом деле не должно быть преимуществ ни у кого. Не существует исключений, связанных с должностью, национальностью, образованием и т. д. Таким путем достигаются единые, устойчивые руководящие начала в общественной жизни.

    В нетоталитарных государствах право всегда оказывается на стороне истины. Это свидетельствует о его самоценности. Хорошо известен результат слушания в царском суде дела Веры Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Трепова. Суд присяжных оправдал ее.

    В правовых нормах точно, в деталях отражаются требования, предъявляемые к поведению людей. Правовые нормы являются границами дозволенного, предписанного, либо запрещенного поведения. Словом, правовые нормы не просто идеи, мысли, а строго формально изложенные в правовых актах предписания. Такая формальная определенность позволяет понимать правила поведения однозначно и применять их на всей территории однообразно, она препятствует распространению насилия и произвола.

    Правовые нормы не всегда исполняются добровольно, тогда их применение обеспечивается принудительной силой государства - виновные привлекаются к юридической ответственности. Юридическая ответственность осуществляется в зависимости от конкретной ситуации компетентными государственными органами (судом, прокуратурой, органами следствия и дознания и т. д.). Существование и действие правовых норм связаны с деятельностью государственных органов. Без принудительной силы право стало бы набором никому не нужных правил.

    Правовые нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Правило поведения действует до тех пор, пока оно не отменено.

    Сделаем краткие выводы. Государство и право появились в результате развития человеческого общества и должны служить его интересам.

    Государство стало особой политической организацией, осуществляющей управление обществом, его охрану и обеспечивающей его экономическое и социальное развитие. Для этого у государства имеется аппарат принуждения и управления. Своим велениям оно придает обязательную силу для населения всей страны. Велика роль государства в защите прав человека, управлении экономикой, борьбе с преступностью, развитии науки, культуры, образования.

    Право - многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Право - средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения Вашего права. Одновременно с этим право несет идею справедливости и гуманизма.

    Государство и право должны уважать и охранять права личности.

    Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


    Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

    Читайте также: