Понятие органа публичной власти принято в правовой оборот с какого года

Обновлено: 02.07.2024


ТАСС-ДОСЬЕ. 21 декабря 2021 года президент РФ Владимир Путин подписал закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", принятый Госдумой 14 декабря и одобренный Советом Федерации 15 декабря текущего года.

ТАСС подготовил материал об истории принятия закона и некоторых его основных положениях.

Внесение законопроекта в Госдуму РФ

27 сентября 2021 года в Государственную думу РФ был внесен проект закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", подготовленный во исполнение обновленных положений Конституции РФ, принятых в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года. Документ разработали председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников и глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас. Законопроект определяет принципы деятельности руководства субъектов РФ и устанавливает, что федеральные, региональные органы власти и местного самоуправления "в их совокупности входят в единую систему публичной власти", их согласованное функционирование и взаимодействие обеспечивает президент РФ.

Принятие закона

Законопроект находился в совместном ведении регионов с федеральным центром, для его принятия была необходима поддержка не менее двух третей от 85 субъектов РФ. Документ одобрило большинство российских регионов. Против высказались депутаты Государственного совета Татарстана. По мнению председателя комитета республиканского парламента по государственному строительству Альберта Хабибуллина, отдельные положения внесенного законопроекта "противоречат основам конституционного строя РФ как демократического федеративного правового государства".

9 ноября 2021 года Госдума приняла законопроект в первом чтении: за высказались 317 депутатов, против - 66, воздержались 12. Ко второму чтению было предложено около 200 поправок в текст документа. 9 декабря нижняя палата парламента приняла проект закона в основном чтении: за проголосовали 332 депутата, против - 87, воздержались двое. При этом для внесения новых поправок в законопроект его было решено вернуть к процедуре второго чтения, а затем уже принять в окончательном чтении.

14 декабря Госдума РФ приняла законопроект об организации публичной власти в субъектах РФ. 15 декабря его одобрил Совет Федерации РФ.

Документ вступает в силу со дня официального опубликования. Отдельные положения, в т. ч. о наименовании и полномочиях руководителей регионов и заксобраний, вступают в силу 1 июня 2022 года. Ряд статей документа, включая общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, субъекта РФ и местного самоуправления, начнут действовать с 1 января 2023 года.

Новые требования к наименованиям органов власти

Одним из наиболее спорных положений закона стало требование единообразного подхода к наименованию органов госвласти субъектов РФ. Закон ограничивает использование в названиях органов исполнительной и законодательной власти слов и словосочетаний, "составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти". Предлагается общее для всех регионов наименование высшего должностного лица - "глава субъекта РФ". Конституцией (уставом) региона может быть предусмотрено дополнительное название должности его руководителя, однако оно не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства - президента РФ. При этом изменений названий должностей руководителей городов федерального значения не предусматривается.

Название законодательного органа субъекта РФ, согласно закону, также не может включать в себя словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти.

В настоящее время в 18 из 85 российских регионов высшим должностным лицом является глава республики, в 59 - губернатор, в трех (республиках Алтай, Тыва и Хакасия) - глава - председатель правительства, в двух (Тамбовской и Липецкой областях) - глава администрации. В Краснодарском крае должность руководителя исполнительной власти носит наименование "глава администрации (губернатор)". В Москве высший орган исполнительной власти возглавляет мэр. Республикой Татарстан руководит ее президент, это единственный субъект Федерации, где наименование должности главы региона совпадает с наименованием высшего государственного поста в РФ.

Названия региональных парламентов в настоящее время также не унифицированы. В 29 субъектах они именуются "Законодательное собрание", еще в 29 регионах в названиях парламентов есть слово "дума". В 11 республиках РФ законодательную власть осуществляют парламенты, в наименовании которых присутствует слово "государственный" (советы или собрания), в пяти республиках - "народный" (собрания или хуралы), еще в пяти действуют собрания или советы депутатов, в трех республиках законодательный орган называется просто "парламент". В Тыве представительный орган имеет название "Верховный хурал", в Хакасии именуется Верховным советом, в Карелии - Законодательным собранием.

Полномочия и сроки полномочий глав субъектов

Закон закрепил единый срок полномочий главы региона - пять лет (до настоящего времени срок их полномочий определялся регионом, но не мог превышать пяти лет). При этом снимается запрет для высшего должностного лица на замещение этой должности в течение более двух сроков подряд, как это было ранее предусмотрено действующим законодательством. Регионы сами будут решать вопрос о числе сроков, которые глава субъекта сможет занимать.

В соответствии с законом о публичной власти руководителем региона не может быть избрано лицо с иностранным гражданством или видом на жительство в другой стране. Занять этот пост можно только по достижении 30 лет. Высшее должностное лицо субъекта РФ не может одновременно совмещать другие посты или заниматься иной оплачиваемой работой, а также входить в руководство иностранных некоммерческих организаций. На прямых выборах главы региона для кандидатов от партий или самовыдвиженцев предусмотрен так называемый муниципальный фильтр - их выдвижение должны поддержать от 5 до 10% муниципальных депутатов и руководителей муниципальных образований. Самовыдвиженцам также нужно будет собрать подписи избирателей в количестве, которое определяет субъект РФ. В случае непрямых выборов главы региона кандидатуры в заксобрание вносит президент РФ по предложению политических партий, представленных в парламенте субъекта РФ или в Госдуме.

Руководитель региона формирует структуру власти субъекта РФ, его правительство и определяет основные направления его деятельности. Глава субъекта может обратиться в представительный орган муниципального образования с инициативой об отставке его главы за неэффективность или вынести ему выговор. При этом сам руководитель региона может быть отрешен от должности президентом РФ в связи с утратой доверия по любым основаниям или в связи с выражением ему недоверия заксобранием. Ранее глава государства мог снять губернаторов с должности в случае выявления фактов коррупции или конфликта интересов.

В документе также прописаны нормы и правила организации выборов руководителей регионов, входящих в состав других субъектов РФ. Кроме того, предусмотрено зачисление доходов автономных округов в бюджет области.

Положение о заксобраниях

Законом установлен перечень полномочий законодательных собраний регионов и определен срок полномочий депутатов одного созыва - пять лет со дня избрания и до дня начала работы нового созыва. Субъект Федерации может сам определять число депутатов, избираемых в заксобрание по партийным спискам. Указаны также случаи, при которых глава региона сможет распустить парламент.

Законом региона может быть предусмотрен порядок дистанционного участия депутатов в заседаниях.

Совместное ведение

Федеральный центр может участвовать в формировании органов исполнительной власти региона, отвечающих за сферы образования, здравоохранения, финансов и др. С профильными федеральными ведомствами будут согласовываться назначения кандидатов на должности руководителей соответствующих региональных министерств и структур или же их отставки. В дальнейшем изменения полномочий субъектов Федерации будут согласовываться с Госсоветом РФ, только после этого в закон можно будет вносить поправки.

Согласно закону срок предоставления отзывов руководством субъектов РФ на законопроекты совместного ведения с федеральным центром останется прежним - 30 дней (в редакции первого чтения общий срок рассмотрения регионами законопроекта предлагалось сократить до 15 дней). При этом регламентом Госдумы РФ могут быть предусмотрены случаи, когда он сократится до 15 дней.

Кроме того, сенаторы и депутаты Госдумы от региона, избранные как по партийным спискам, так и по одномандатным округам, смогут участвовать и выступать на заседаниях заксобрания своего субъекта РФ.


В рамках данной статьи автором, на основе анализа норм действующего законодательства и трудов ученых, исследуется признаки (черты) правового положения органа публичной власти. По результатам проведенного исследования автором формулируется собственное понятие органа публичной власти.

Ключевые слова: орган публичной власти, правовое положение органа публичной власти, признаки органа публичной власти.

Основной раздел. Всовременной юридической доктрине и политико-правовой литературе присутствует плюрализм мнений относительно как самого определения понятия органа публичной власти, так и относительно основных признаков его правового положения.

Но вместе с тем, присутствуют и иные определения публичного органа. Так, согласно точке зрения Е. В. Суслина, публичный орган — это относительно самостоятельное, обособленное звено государственного аппарата, созданное государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенного при этом соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на материальную, организационную и принудительную силу государства [5, c.133].

Согласно точке зрения, высказанной А. С. Шабуровым, орган публичной власти есть индивид или организация, наделенная государственно-властными полномочиями для осуществления функций государства [8, c.51].

Другой автор А. А. Клишас в своей работе представляет сразу три подхода к понимаю органа публичной власти: во-первых, это составная часть механизма государства, наделенная государственно-властными полномочиями и участвующая в осуществлении функций государства; во-вторых, это политическое учреждение, созданное для осуществления функций государства и наделенное для этого полномочиями публично-властного характера; в-третьих, это организация или единоличное должностное лицо, наделенное властными полномочиями, проявляющимися в издании решений, обязательных для лиц, которым они адресованы, и осуществляющие контроль за их исполнением [6, c.133].

В-третьих, орган публичной власти всегда имеет организованный характер, т. е. в подавляющем большинстве случаев он не только имеет в своем основании четкую систему и структуру, т. е. разделен на соответствующие внутренние подразделения, которые выполняют и/или обеспечивают выполнение те или иные функции данного государственного органа.

В-пятых, орган публичной власти всегда представляет собой объединение определенных физических лиц, либо же в отдельных случаях одно физическое лицо. Органы публичной власти могут функционировать только за счет той деятельности, которую внутри них осуществляют индивиды.

Отметим, что вышеуказанные признаки не являются исчерпывающими, по сути можно выделять признаки органа публичной власти очень долго, т. к. вполне возможно разбить вышеуказанные нами признаки на более мелкие и в свою очередь более мелкие также разделить еще раз. Но представляется, что это не целесообразно, т. к. познать правовое положение органа публичной власти вполне возможно посредством вышеуказанных признаков, а кроме того, подавляющее большинство ученых выделяет 4–6 признаков органа публичной власти для целей понимания его природы и положения.

Заключение. Таким образом, проанализировав мнения ученых касательно определения понятия органа публичной власти, а также выделив отдельные признаки данного органа мы попробуем сформулировать собственное определение данной категории и далее определим особенности правового положения орган публичной власти.

Орган публичной власти (государственный орган) — особый элемент института государства, созданный публичным образованием и для осуществления его функций, обладающий набором полномочий (компетенцией) властного (публично-правого характера), являющий собой объединение индивидов (одного индивида). Сущностью правового положения публичного органа является то, что он (в рамках своей сферы деятельности) представляет собой государство в целом (в определенной сфере деятельности) и от него не отделим, т. е. деятельность публичного органа рассматривается как деятельность государства в целом, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кроме того, правовое положение органа публичной власти предопределяется теми средствами правового регулирования, которыми государства регламентирует его деятельность (в-первую очередь компетенцию).

Основные термины (генерируются автоматически): публичная власть, орган, правовое положение органа, публичный орган, правовое положение, признак, государственный аппарат, осуществление функций государства, полномочие, признак органа.


Третья статья Конституции РФ объясняет суть понятия органов публичной власти. Данный термин не закрепился в федеральных законах. Ему заменой служит термин "государственная власть". Тем не менее это не отменяет определения самого источника власти - власть при использовании любого термина одинаково должна опираться на наш многонациональный народ. Предполагается единое народовластие - в его основной форме, несмотря на то, что статьи Конституции в реальной жизни соблюдаются не все и не всегда. Главным документом страны народу дано такое право: органы публичной власти, а также самоуправления - основная форма единого народовластия. Все существующие институты и каждое должностное лицо уполномочены волей народа, которая выражается на выборах, придающих власти правомерность и легитимность.

Система власти. О чем речь?

В любой правоприменительной практике, в том числе и судебной, а также в научной литературе термин "органы публичной власти" широко используется, отсюда и вывод: государственная сила вкупе с муниципальным самоуправлением выражают интересы общества, народа Российской Федерации со всеми его национальностями на данном территориальном уровне. Именно поэтому и воспринимается как система. Органы публичной власти представляют оформленную разветвленную структуру, которой принадлежат все средства как местного, так и государственного воздействия на общественность и все протекающие в ней процессы.

Государственная дума

Система эта связывает воедино органы разного уровня и разных профилей, решающие государственные задачи соответственно направлению и отрасли, осуществляющие функции самых разнообразных организационных правовых формах государственной деятельности в границах их компетенции. Сюда входят исполнительные органы публичной власти, а также государственной, муниципальные органы и органы местного самоуправления, управляемые государством. В каждый из выше перечисленных органов входят должностные лица, которые наделены властными полномочиями. Например, исполнительные органы публичной власти призваны обеспечивать в полном объеме реализацию государственной политики. А также исполнение всей законодательной базы. Которую принимает представительная власть. Реализуются решения посредством работы правительства, президента и местных властей.

Действующая власть. Признаки

В Конституционном суде неоднократно использовались формулировки "органы публичной власти РФ", "ее уровни и система", где перечислялись государственные должностные лица. Как действующие органы политической власти. Функции государства реализуются посредством государственного аппарата, то есть, системы взаимосвязанных органов и должностных лиц. Которые осуществляют государственную политику. Что такое органы публичной власти в РФ? Это институциональные элементы, уполномоченные надлежащим образом функционировать, осуществляя одну из форм народовластия. Именно об этом и говорится в статье 3 Конституции РФ.

Верховный суд РФ

Структура органов публичной власти создается и действует от имени государства, а порядок деятельности и создания их определяется нормативами законодательства. Каждый из них имеет собственные компетенции, то есть самостоятелен и обособлен, судя по организационным характеристикам, хотя является только звеном одной из составных частей государственного аппарата, а система эта едина. Решения органов публичной власти обязательны к исполнению. Поскольку каждый наделен властными полномочиями и при необходимости может подкрепить требования принудительными силами государства.

Таким образом, определение может звучать так: орган государственной власти - обособленное звено, наделенное совокупностью перечисленных выше признаков, включая властные полномочия, которое действует от имени государства в границах собственных компетенции и в установленном законодательно порядке, осуществляя функции государства. Все органы публичной власти в Российской Федерации собраны в единую систему и работают как единый механизм. Эта система отличается высокой сложностью, а потому классифицируется по разным основаниям.

Классификация: уровень деятельности и способ создания

Органы субъектов Российской Федерации и федеральные органы выделяют по уровню деятельности. Последние включают в себя президента, совет Федерации и Государственную думу (Федеральное собрание), правительство РФ и суды. Государство у нас федеративное. А потому и публичная функция органов власти осуществляется посредством не только федеральных, но субъектных.

Таким образом организована система, которую установили субъекты РФ самостоятельно, основываясь на Конституции (статья 77) и совпадающих принципах организации исполнительных и законодательных властных структур. Есть общие признаки органов публичной власти. О них не можно догадаться. Это присутствие законодательного (представительного) органа и руководителя - высшего должностного лица, исполнительных органов (различные управления, департаменты, министерства, администрация, правительство), а также уставного конституционного суда и мировых судей.

По способу создания можно классифицировать по трем параметрам. Это выборность, назначение и назначение избранием. Например, понятие органа публичной власти подразумевает выборность в представительные (или законодательные) управления в субъектах страны, в Государственную думу, а также выборы президента РФ. Назначаются же федеральные судьи и министры. Избираются, чтобы быть назначенными, в представительных органах. Это касается мировых судей, различных уполномоченных и так далее.

Так, особенно хорошо видно взаимодействие органов публичной власти, если способы сознания подразделить на производные и первичные. Выборные - это первичные, а производные получаются в процессе образования их силами первичных. Именно отсюда производные органы получают полномочия. Так образованы Счетная палата, правительство, Центральная избирательная комиссия и многие другие.

Руководители Московской и Магаданской областей

Правовая основа и выполняемые задачи

Правовая основа является основополагающим фактором при создании и функционировании любых государственных образований. К этому пункту классификации относятся абсолютно все виды органов публичной власти. Они создаются на основе либо Конституции, как, например, Совет Федерации или Государственная дума, должность президента и тому подобное, либо на основе федеральных законов, как избирательные комиссии или суды, либо на основе указов президента, как уполномоченные - по правам человека, по правам ребенка и так далее, либо на основе постановлений правительства, как совет по присуждению премий или любые контролирующие комиссии.

Существуют и уставы субъектов РФ, на основе которых создаются и функционируют законодательные собрания в субъектах, губернаторы. Также в субъектах действуют свои законы и подзаконные акты, на основе которых создаются различные советы при правительстве в регионах. Например - Морской совет в правительстве СПб. Правовая основа имеет совершенно другие корни при создании организации при правительстве субъекта, чем при создании законодательных органов публичной власти.

Характер выполняемых задач у разных властных образований может существенно отличаться. Здесь классификация проводится следующим образом. В первую группу входят органы законодательные. У них есть исключительное право на регулирование законодательства путем принятия соответствующих актов. У этих органов публичной власти ответственность также самая высокая. Во второй группе находится ветвь исполнительная, в ее функциях решение распорядительных и исполнительных задач. Третья группа осуществляет правосудие. Это органы судебной власти.

Президент РФ и уполномоченный по правам человека Т. Москалькова

Способ управления, полномочия, компетенции

Основанием классификации является способ управления: Государственная дума и правительство относятся к коллегиальным органам, а президент и уполномоченные - к единоличным. Также много значит и разделение по срокам полномочий, где выделены постоянные органы публичной власти, которые действуют неограниченное количество времени, и временные созданные для работы на определенный срок. Сюда относятся и специальные управления для особых территорий и особых режимов - для проведения операций по захвату террористов или при чрезвычайном положении.

Объем компетенции разграничивает органы, решающие самый широкий спектр вопросов, такие как Федеральное собрание, правительство и другие, а также органы отраслевой или специальной компетенции, специализирующиеся на отдельных функциях. Например - счетная палата, МВД, прокуратура и тому подобные. Наука поддерживает классификацию более общую. Согласно ее трактовке, есть основные органы и так называемые иные государственные органы.

В статье 11 (часть первая) Конституции РФ перечисляются федеральные органы власти государства. Иных органов там не предусмотрено. Однако упоминаются и администрация президента, и совет безопасности, и Центральный банк (Банк России), Прокуратура РФ, и многие другие (так называемые "иные") органы государственной власти. Законодательством этот термин принят за основу.

Администрация, Счетная палата, ЦИК РФ

С марта 2004 года является государственным органом Администрация президента РФ согласно его Указа № 400. Администрация обеспечивает деятельность главы государства и контролирует исполнение его решений. В 2010 году создан Совет безопасности РФ (статья 13 №390-ФЗ), который стал совещательным органом по подготовке решений президента в вопросах обеспечения безопасности, оборонного производства, военного строительства, сотрудничества в этой области с иностранными государствами и многих других, в том числе и защита конституционного строя, независимости и суверенитета, территориальной целостности страны.

Виктор Золотов Росгвардия

Счетная палата приобрела свой статус в 2013 году (согласно Федеральному закону № 41-ФЗ) и с той поры действует постоянно как орган внешнего аудита. Этот орган государственной власти подотчетен Федеральному собранию и осуществляет экспертно-аналитическую, контрольно-ревизионную, информационную деятельность, следит за целевым использованием средств, за эффективностью вложений федерального бюджета и внебюджетных, но государственных фондов.

Центральная избирательная комиссия функционирует согласно статье 21 Федерального Закона о гарантиях избирательных прав, организует подготовку выборов и их проведение, а также референдумов. Ее компетенции установлены федеральными законами, как для любой другой ветви власти. Банк России уполномочен с июля 2002 года Федеральным законом № 86-ФЗ осуществлять защиту и обеспечивать устойчивость рубля вне зависимости от любых других властных органов страны, субъектов РФ и местных органов самоуправления.

Прокуратура

В 1992 году была создана единая федеральная централизованная система по надзору за исполнением законов и соблюдения Конституции, которые действуют на всей территории страны. Федеральный закон № 2202-1 назвал Прокуратуру РФ органом, выполняющим функции государственного обвинителя в судебном рассмотрении дел, а также она должна осуществлять антикоррупционную экспертизу правовых актов. В системе находятся Генеральная прокуратура, прокуратуры субъектов, а также научные учреждения и образовательные, печатные издания, прокуратуры отдельных районов и городов, военные и специализированные прокуратуры.

Назначить или освободить от должности генерального прокурора имеет право только Совет Федерации (по представлению президента), срок работы - пять лет. В субъектах прокуроры назначаются Генеральным прокурором согласованно с государственной властью субъектов. Например, в Московской области для назначения прокурора нужно согласие областной Думы и губернатора, в Ненецкой автономии - только собрания депутатов округа, а в Брянской области - администрации области и областной Думы.

Следственный комитет РФ

Следственный комитет

В системе Следственного комитета Российской Федерации состоят центральный аппарат, следственные управления центральные и в субъектах РФ, а также приравненные у ним отделы по районам и городам, включая специализированные, созданы образовательные и научные учреждения и организации, обеспечивающие полноценную деятельность этого государственного органа. Главой Следственного комитета является председатель, которого назначает президент. Генеральный прокурор и его подчиненные надзирают за исполнением законов в деятельности этого органа.

Конституционное собрание и другие органы

Конституционное собрание созывают в случае необходимости решения вопросов пересмотра Конституции РФ, что предусмотрено в статье 135 Федерального конституционного закона. Пока еще этот закон находится в фазе принятия. Однако, государственный орган власти - Конституционное собрание наделен учредительной властью и правом принять новый вариант Конституции, а потому должен быть сформирован с самым широким представительством общественных и государственных структур по принципу разделения властей и федеративного устройства страны.

Главный прокурор субъекта РФ (Крым)

Есть и многие другие органы, работающие во властных структурах, которые в Конституции не указаны. Например, это Государственный совет, представленный высшими должностными лицами субъектов страны. Орган это совещательный и действует по Указу президента № 1602 с сентября 2000 года, содействуя реализации полномочий первого лица государства в обеспечении согласованности в функциях и взаимодействии всех органов власти.

Единство системы

Все органы публичной власти в совокупности должны образовывать единую систему, в основе которой лежат именно конституционные принципы. Это статья 2 о приоритете свобод и прав человека и гражданина, статья 3 о принадлежности власти народу, статьи 10 и 11 о разделении властей, статья 5 о федерализме, статья 12 о самостоятельности местных органов самоуправления, статья 15 об отделении от религии, статья 13 о независимости от установок идеологического плана, присущих отдельным должностным лицам, и так далее.

Ведение работ и полномочия всех органов власти разграничены федеральными законами и Конституцией, однако они все друг с другом теснейшим образом взаимодействуют. Особенно это касается совместного ведения работы органами исполнительной власти федерального уровня и субъектов РФ. Для того, чтобы руководство исполнительной власти в масштабах страны было единым, федеральные органы создают территориальные отделения и сами назначают должностных лиц, соответствующих полномочиям. Основная задача - реализация положений Конституции РФ, указов президента, федеральных законов, правовых актов, предписанных вышестоящими органами. Для реализации этой задачи принимаются постановления, даются распоряжения, которые к исполнению обязательны.

Закон об организации публичной власти в субъектах Российской Федерации был принят во вторник, 14 декабря, на пленарном заседании Госдумы РФ. По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, документ направлен на реализацию принципов, заложенных в Конституции РФ. Он расширяет полномочия регионов и усиливает ответственность их глав перед гражданами.

Новым депутатам повезёт меньше, чем тем, кто заседал 10–15 лет назад. Менять мебель в служебных квартирах придётся за свой счёт.

Напомним, в соответствии с частью 3 статьи 132 и частью 2 статьи 80 Конституции РФ, органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти, а их согласованное функционирование и взаимодействие обеспечивает президент Российской Федерации.

Как работает принцип единства системы публичной власти?

Что сказано в законе о публичной власти на местах?


Главы субъектов, а не президенты

Напомним, в настоящее время Татарстан остается единственным субъектом РФ, где руководитель именуется президентом. Новый закон запрещает главам субъектов РФ называться президентами.

Ужесточение ответственности для чиновников

В случае если высшее должностное лицо субъекта РФ утратило доверие президента РФ, оно может быть снято с поста.

Кроме того, президент вправе применять к руководителю субъекта РФ иные меры ответственности, такие как предупреждение или выговор.


Также уточняется, что решение о досрочном освобождении высшего должностного лица от занимаемой должности будет принимать лично президент страны, если:

  • чиновник решил досрочно сложить полномочия по собственному желанию;
  • он отстранен от должности в связи с утратой доверия президента или Заксобрания;
  • он отказался от гражданства РФ или он гражданин (подданный) иностранного государства (или имеет вид на жительство).

Назначение и. о. высших должностных лиц

Если глава субъекта РФ досрочно сложил свои полномочия, временно отстранен от должности, его выборы признаны недействительными или истекает срок полномочий, то президент РФ вправе своим указом назначить временно исполняющего обязанности. Высшее должностное лицо в статусе и.о. назначается до вступления в должность избранного главы субъекта.

При этом временно исполняющий обязанности главы субъекта РФ не вправе распускать Заксобрание или вносить изменения в Конституцию (устав) субъекта РФ. Он обязан предоставить в открытом доступе сведения о своих (и супруги) доходах, имуществе и несовершеннолетних детях.


Сроки полномочий глав

В настоящее время глава региона не может быть избран на должность высшего должностного лица субъекта РФ более двух сроков подряд. Новый закон исключает возможность такого ограничения сроков полномочий. Законодательные собрания субъектов РФ будут самостоятельно определять, сколько раз губернатор может избираться на этот пост. Однако каждый его срок должен быть пятилетним. Сейчас губернаторский срок определяется выборами в регионе, но не может превышать пяти лет. Это делается в целях обеспечения стабильности системы публичной власти, как подчеркивают авторы законопроекта.

При этом в отношении кандидатов на высший пост в регионе применяются ограничения, предусмотренные Конституцией, включая запрет на иностранное гражданство. Занять этот пост можно только по достижении 30 лет.

Также глава субъекта одновременно будет считаться и главным региональным чиновником, и федеральным чиновником в регионе. То есть он станет связующим звеном в вертикали власти, как подчеркнули в Госдуме.

Руководитель региона формирует структуру власти субъекта РФ, его правительство, определяет основные направления деятельности. Кроме того, он сможет сам потребовать отставки мэров за плохую работу, в том числе если в регионе систематически не удавалось достичь показателей, по которым оценивают эффективность местной власти.


Работа органов власти

Законом субъекта РФ может быть предусмотрен порядок дистанционного участия депутатов в заседаниях. Кроме того, сенаторы от региона и депутаты, избранные от него в Госдуму как по партийным спискам, так и по одномандатным округам, смогут участвовать и выступать на заседаниях Заксобрания своего субъекта РФ.

Также законопроектом допускается полупрофессиональная деятельность региональных депутатов.

Закон должен вступить в силу с 1 июня 2022 года (за исключением отдельных его положений).

Читайте также: