Понятие и признаки правовой политики как научной категории

Обновлено: 28.06.2024

Правовая политика – это один из видов политики как родового интеграционного понятия.

Правовая политика– это один из элементов правовой системы, представляющий собой комплекс идей, задач, целей, программ, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права.

Подавляющая часть внутренней и внешней политики государства реализуется через право, его нормы, прежде всего конституционные; облекается в законодательные формы и опирается на возможность принуждения со стороны государства.

Правовая политика – это особая форма выражения государственной политики, средство юридической легитимации, закрепления и осуществления политического курса страны, воли её официальных лидеров и властных структур. Эта политика воплощается прежде всего в законах, конституциях, кодексах, других основополагающих НПА, направлена на охрану и защиту данного общественного строя, развитие и совершенствование общественных отношений.

Признаки правовой политики:

1) основывается на праве и связана с правом;

2) осуществляется правовыми методами;

3) охватывает главным образом правовую сферу деятельности;

4) опирается на государственной принуждение;

5) является публичной, официальной;

6) отличается нормативно-организационными началами.

Формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование и применение) представляют собой по сути и формы осуществления правовой политики.

Правовая политика всегда обслуживает прежде всего интересы государства, а через государство – интересы общества, граждан. Правовая политика может быть эффективной лишь в том случае, если она опирается на твёрдую, легитимную, авторитетную власть.

Романно-германская правовая семья.

Романо-германская правовая система возникла в результате рецепции (заимствования основных юридических понятий, институтов, принципов) римского права.

Романно-германская правовая система (семья) получила распространение в: Континентальной Европе, Латинской Америке, Турции, России.

Закон – основной источник права, который принимается правотворческими органами, обладает высшей юридической силой и распространяются на всю территорию государства, на всех его граждан. Также источниками являются обычай, который закрепляется в законах или в противном случае играет второстепенную роль, и судебная практика. Согласно действующей доктрине судебная практика не является источником права. Но тем не менее существующие противоречия, пробелы законодательства и широкий простор, предоставленный парламентами судебным органам, обусловили разработку судьями принципиальных решений, уточняющих положения закона, которыми должны руководствоваться все судебные органы.

Особенности романно-германской правовой семьи:

1) Обобщённый, абстрактный характер нормы;

2) Системно-иерархический характер построения норм права;

3) Проблемы конкретизации, толкования правовых норм;

4) Существуют многочисленные пробелы в праве.

Структура права:

1) деление на публичное право и частное право;

2) высокий уровень системности;

3) последовательное деление на отрасли и институты.

Англосаксонская правовая семья.

Эта правовая семья наиболее распространена в мире правовых семей. Ею охватываются территорий таких государств, как Англия, США, Канада, Австралия, Северная Ирландия, Новая Зеландия и многих других

Другим источником является обычай, который уменьшает свое влияние, хотя его роль была огромна при формировании англосаксонской правовой системы. Он заполняет пробелы в праве. Последний источник права юридическая доктрина (именно судебные комментарии, описания прецедентной практики), которая имеет повсеместное признание и используются при решении конкретных дел.

Особенности англосаксонской правовой семьи:

1) Деление норм на законодательные и прецедентные;

2) Высокий уровень конкретизации правового предписания (казуистический характер);

3. Отсутствие пробелов в праве.

3. отсутствие в английский правовой системе, составляющей основу англосаксонского права, четко выраженного по сравнению с континентальным правом деления на отрасли права;

Структура права:

1) Деление на общее право и право справедливости;

2) Низкий уровень системности и систематизации правовых норм.

Семья религиозного права.

Отличительными чертами мусульманской правовой семьиявляется то, что:

• одним из главных источников права являются религиозно-правовые принципы, содержащиеся в священных книгах мусульман, Коране, Сунне, Иджме;

в ряде мусульманских стран имеет место дуализм правовой системы: сосуществование кодифицированного права и исламских религиозно-нравственных принципов.

2. Помимо вышеуказанных признаков особенностями правовой системы
стран мусульманской правовой семьиявляются:

• признание Божественного происхождения права, а следовательно, его обязательности и нерушимости;

• переплетение юридических норм с религиозными, философскими, нравственными корнями, а также обычаями;

• вторичное значение нормативно-правовых актов;

• незначительная роль судебной практики;

• большой авторитет доктрин (произведений ученых-юристов и мусульманских деятелей);

• непосредственность применения права, небольшое значение процесса и слабый формализм;

• приоритет не прав и свобод человека, а обязанностей и соблюдения запретов.

Сходные особенности имеют правовые системы стран религиозного немусульманского права(например: индуистского - Бангладеш, Непал, Гайана), однако мусульманское право является самым распространенным видом религиозного права.

120. Роль государства и права в обеспечении социальной безопасности

Право и государство играют главную роль в обеспечении социальной безопасности государства.

Безопасность государстваможно охарактеризовать такими параметрами, как поддержание конституционных общественных отношений; укрепление государственной власти; экономическое могущество; законность; территориальная целостность и нерушимость границ.

Безопасность гражданского общества (общественная безопас­ность)может быть охарактеризована следующими параметрами: социальная справедливость; права граждан и общества в целом во взаимоотношениях с государством; режим законности; эконо­мическое благополучие граждан; демократический плюрализм; открытость общества; национальная определенность граждан­ского общества.

Концепция социальной (на­циональной) безопасностиявляется совокупностью государственной и общественной безопасности. Социаль­ная безопасность становится универсальной системой взаимной за­щиты прав и интересов личности, общества и государства. При этом государственная безопасность выступает средством, а обще­ственная безопасность - целью определения и защиты жизненно важных интересов граждан.

Правовые основы социальной безопасностиРоссии заложены в Кон­ституции РФ, общепризнанных нормах меж­дународного права, международных договорах и соглашениях, в которых участвует Россия, законодательстве РФ.

Соответствующие документы отражают совокупность офици­ально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного харак­тера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

Главной целью обеспечения социальной безопасностиявля­ется создание и поддержание такого экономического, политичес­кого, международного и военно-стратегического положения стра­ны, которое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общества и государства.

В механизме обеспечения безопасности решающая роль также при­надлежит государству и его органам. В рассматриваемом механизме задействованы все ветви государственной власти.

Не только государство и его органы являются субъектами обес­печения безопасности, но и граждане, общественные и иные организации и объединения, ко­торые обладают правами и обязанностями по участию в обеспече­нии безопасности. Государство же, со своей стороны, обеспечивает им правовую и социальную защиту в случае, если они оказывают содействие в обеспечении безопасности.

Основной объем функций по обеспече­нию безопасности ложится на исполнительную власть, в рамках которой создаются и действуют государственные органы обеспе­чения безопасности. Именно орга­ны исполнительной власти обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности

Семья религиозного права

К религиозным правовым семьям можно отнести: мусульманское право (ислам), индусское право (индуизм), еврейское право (иудаизм), традиционное право Китая и Японии, исходящее из конфуцианского мировоззрения. Для религиозных правовых семей характерно, что право здесь представляет собой часть единой и универсальной системы регулирования общественных отношений. Нет четкого разграничения на правила правовые, моральные и религиозные. Понимание права в религиозных системах шире, чем в светских. Право в них охватывает все стороны жизни человека, а не только юридические отношения. Важнейшим источником религиозного права являются божественные откровения, священные писания.

Общая характеристика мусульманского права:

Норма права воспринимается, как правило, адресованное всем мусульманам Аллахом, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. В силу божественного происхождения этого правила оно не подлежит изменению, но нуждается в разъяснении и толковании для практического использования. По содержанию нормы мусульманского права не носят предписывающего или запрещающего характера, а представляют собой обязанность, долг совершать те или иные поступки. Так, мусульманское право определяет молитвы, которые мусульманин должен знать; посты, которые должен соблюдать; милостыни, которые необходимо подавать; паломничества, которые надо совершать. При этом нельзя принуждать к соблюдению установленных правил.

Выделяют четыре главных источника мусульманского права: Коран – священная книга мусульман, где собраны речи и проповеди пророка Мухаммеда; она посвящена вопросам религии, нравственности и лишь в очень незначительной части затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман. Сунна – сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий. В сунне также доминируют нравственно религиозные положения. Она содержит, по существу, интерпретации и пояснения правил Корана. Иджма – согласие мусульманского сообщества об обязанностях мусульманина. Кияс – суждение по аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной и Иджмой.

К второстепенным источникам относятся закон, который не может противоречить исламу и религиозно-правовой доктрине. Судья при рассмотрении дела ссылается не на Коран или Сунну, а лишь на автора, авторитет которого общепринят.

В структуре мусульманского права отсутствует публичное и частное право, однако в современный период выделяются в качестве основных отраслей уголовное, судебное и семейное право. Мусульманское уголовное право различает твердо установленные наказания (за воровство, убийство, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков) и дискреционные, назначаемые по усмотрению судьи, который может наказать за любое другое нарушение закона.

Семья мусульманского права включает Иран, Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Ливан, Судан.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push(<>); В ряде мусульманских государств мусульманское право сохранило свое значение лишь в отдельных сферах (Алжир, Египет, Сирия), но в Турции, например, которая провозгласила себя светским государством, нормы мусульманского права значительно потеснены нормами, заимствованными из романо-германским правовой семьи.

Индусская правовая семья основана на своеобразном религиозном комплексе – индуизме и составляет одну из религиозно-традиционных семей права. К этой семье относятся правовые системы государств: Бангладеш, Непала, Гайаны, Бирмы, Сингапура, Малайзии, некоторых стран восточного побережья Африки, например, Танзании, Уганды, Кении.

Индусская система права сформировалась более двух тысяч лет назад и, пройдя сложный путь развития, сохранила свое регулирующее значение до наших дней.

Для этой правовой системы характерны:

Связь с кастовой системой, основной догмой которой является положение о том, что все люди с рождения разделены на определенные социальные иерархические группы – касты, каждая из которых имеет свои права, обязанности, свое миропонимание и мораль. Касты живут по своим обычаям, и собрание касты голосованием разрешает споры внутри своей группировки, применяя меры принуждения. Наиболее суровое из них – отлучение от касты.

Источником права и религии считаются веды – сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов, содержащих, по существу, правила поведения.

Индусское право основывалось на обычаях в регулировании вопросов права наследования, правового режима имущества отдельных членов неразделенной семьи и раздела семейного имущества.

После обретения Индией и другими британскими колониями независимости происходил процесс кодификации индусского права, был принят ряд законов, унифицировавших брачное право индусов и приспособивших его к современному мировоззрению, были приняты законы об опекунстве несовершеннолетних, о наследовании, об усыновлении и др., которыми современные судьи руководствуются при рассмотрении конкретных дел. Что касается кастовых дел, то суд не вправе пересматривать кастовые правила, но лишь следит за их соблюдением и правильным применением.


1. Правовая политика: понятие и основные приоритеты

Правовая политика это комплекс идей, мер, задач, целей, программ, методов, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права.

Важнейшее свойство правовой политики - ее государственно-волевой характер, властно-императивное содержание. Правовая политика потому и называется правовой, что она, во-первых, основывается на праве и связана с правом; во-вторых, осуществляется правовыми методами; в-третьих, охватывает главным образом правовую сферу деятельности; в-четвертых, опирается, когда это необходимо, на принуждение; в-пятых, является публичной, официальной; в-шестых, отличается нормативно-организационными началами.

Приоритеты - первоочередные задачи, проблемы, вопросы, которые необходимо решать сейчас и в ближайшей перспективе.

Виды:

ü формирование правового государства, гражданского общества,

ü совершенствование законодательства и практики его применения,

ü укрепление принципов федерализма,

ü создание надежной правовой базы проводимых реформ,

ü борьба с преступностью,

ü выработка эффективных антикоррупционных мер,

ü наведение порядка во власти,

ü усиление защиты и гарантий прав человека,

ü преодоление правового нигилизма,

ü воспитание законопослушной личности и др.

Отмечаются три возможные модели "субординации" между названными феноменами - тоталитарно-атеистская, либерально-демократическая и прагматическая.

Согласно первой из них, государство выше права и им не связано.

Вторая - исходит из того, что право выше государства, господствует над ним.

Третья концепция более реалистична: государство создает право, но считает себя связанным им, подчиняется ему, т.е. самоограничивается во имя общего блага.

Задача заключается в том, чтобы "заставить" всех, в том числе власть, уважать и соблюдать собственные законы, которые, в свою очередь, должны быть социально и научно обоснованными, адекватно отражающими насущные потребности жизни. Именно в этом направлении надо постепенно продвигаться все дальше и дальше по пути к подлинно правовому государству, к "правлению права".

2. Страна столкнулась с вопиющими массовыми нарушениями элементарных прав личности, прежде всего таких, как право на жизнь, здоровье, безопасность, оплату труда, социальную защиту, медицинскую помощь и др.

Сегодня главный приоритет в рассматриваемой проблеме - это не теоретическая разработка прав человека, не академические споры о дефинициях, концепциях и конструкциях (хотя такая необходимость, конечно, не снимается), а создание надлежащих условий, гарантий и механизмов для их реализации.

3. Важнейший приоритет - наведение порядка во власти. Оздоровление государственного организма - магистральное направление правовой политики России на современном этапе.

4. Неотложная задача современной российской правовой политики - укрепление законности и правопорядка в стране, неукоснительное соблюдение всеми органами, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами правовых норм.

5. Одним из безусловных приоритетов российской правовой политики является преодоление правового нигилизма и правового идеализма, которые представляют собой в конечном итоге две стороны "одной медали", а именно острого дефицита юридической культуры.

6. В современных условиях одним из основополагающих приоритетов российской правовой политики является конституционная реформа, о необходимости которой много говорят и пишут сегодня в средствах массовой информации, в парламентских, политических и научных кругах.

Суть всех предложений об изменении Конституции - перераспределение власти. Последнее можно свести к четырем главным пунктам: а) ограничение полномочий Президента; б) усиление контрольных функций парламента; в) расширение компетенции и самостоятельности правительства; г) формирование кабинета министров на коалиционной основе, утверждение парламентом вице-премьеров и ключевых министров.

Правовая политика – научно обоснованная последовательная целеполагающая системная деятельность всех субъектов права(прежде всего гос-ва), осуществляемая соответствующими правовыми средствами, направленная на развитие всей правовой системы

Всегда системный характер.

Правовая политика. Устойчивая, имеет длительный характер, не одномоментная, единая реформа.

Правовая политика сориентирована на общественный интерес. Ставит цели, необходимые всему обществу.

2. правоприменительная деятельность

3. доктринальная (научная) деятельность

4. интерпретационная деятельность(толкование)

5. правовое воспитание( в том числе юридическое образование)

Виды правовой политики:

3) гражданско правовая

5)в сфере трудового права

2. по целям правовой политики

1)стратегические(перспективные ориентиры, долгосрочные программы)

2)тактические цели(частный характер, заключается в конкретных операциях)

Основные приоритеты – первостепенное в правовой политике(реформы ЖКХ)

Правовая политика используется в 2 аспектах

1.идеологический аспект. Огромный комплекс мер, программ, целей, идей, установок.

2. практический аспект. Проявляется в том, что это непосредственная деятельность субъектов права.

Для современной правовой политики имеет важное значение принятие особого документа, концепции правовой политики РФ.

Понятие и сущность права.

Право – государственный регулятор общественных отношений, в отличие от иных регуляторов общественных отношений, таких как мораль, религия, обычаи и др.

Право непосредственно связано с гос-ом. Им создается и обеспечивается.

1.Связь права с гос-ом. Гос-во либо непосредственно принимает юридические нормы, либо санкционирует существующие правила поведения. (Кодек торгового мореплавания)Оно также обеспечивается возможностью государственного принуждения, т.е. применения санкций за его нарушение.

2. Государственно-волевой характер. Право – продукт сознания и воли людей. Самое яркое проявление – референдум. Здесь народ непосредственно выражает свою волю при принятии наиболее важных для него НПА. Конституция 1993

Волевой характер проявляется также в том, что оно реализуется через волевую деятельность индивидов.

Право выступает формой выражения государственной воли общества. Его различных слоев, групп всего народа.

3.Общеобязательность. Право императивно. Его требования категоричны. Особенностью этого признака то, что общеобязательность право понимается в юридическом смысле.

4. формальная определенность. Право – это вид и мера дозволенного поведения. Права и обязанности сторон четко определены и имеет границы. За нарушения юридических требований наступает юридическая ответственность, которая фиксируется в санкциях правовых норм и также изначально в них закреплена. Нормы права содержатся в НПА, нормативных договорах и иных формах права. Право носит писаный характер.

5. Нормативный характер. Оно состоит из норм, правил поведения

6. системность. Право не сумма, не механическая совокупность юридических норм. Оно имеет свою внутреннюю форму, структуру, соотносимую с понятиями отрасль, институт, норма права.

Право – система общеобязательных ,формально определенных, создаваемых или санкционируемых гос-вом и им обеспечиваемых юридических норм, регулирующих общественные отношения.

Право как государственный регулятор общественных отношений.

Наиболее существенным признак.>м права, включенным в определение данного, понятия, выступает его тесная связь с государством; этот признак выражается в том, что:

1) государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров, наказания виновных и т.п.;

2) право, будучи нормативным выражением государственной поли, регулирует общественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах. Согласно этому, право служит орудие проведения в жизнь политики государства, специфическим средством организации его разносторонней управленческой и иной деятельности, осуществления его задач и функций;

3) право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать в качестве особого социального регулятора, в виде критерия правомерного и неправомерного поведения;

4) в отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли права связана с предоставителъно-обязывающим содержанием

полылинства составляющих его норм.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Право и государство: теория и практика

МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ

Прежде чем раскрыть понятие муници-пально-правовой политики, хотелось бы отметить, что как такового определения пока еще нет. Взяв за основу общее определение правовой политики, данное А.В. Малько, можно сказать следующее.

Правовая политика - это научно-обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры в жизни общества и личности.1 Но, взяв его за основу и выделив признаки муници-пально-правовой политики, попробуем сформулировать свое определение.

О.Ю. Рыбаков выделяет следующие признаки правовой политики: ее обязательную основанность на действующем законодательстве РФ; подчинение правовой политики Конституции РФ; соответствие правовой политики интересам личности, общества и государства; ее опора на принудительную силу государства, властное влияние которого осуществляется исключительно на основе права; научность, осно-

1 Малько А.В. Современная российская правовая политика и правовая жизнь // Правовая политика и правовая жизнь. 2000. ноябрь. С. 15.

ванность правовой политики на передовых достижениях юридической науки, соединенные с государственными подходами в области развития права, повышения его роли в жизни общества и личности.2

Все эти признаки можно, безусловно, отнести и к признакам муниципально-правовой политики. Обязательно муниципально-правовая политика должна основываться на действующем законодательстве РФ, подчиняться Конституции РФ, хотя бы в силу того, что принимаемые на территории Российской Федерации нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ и действующему законодательству РФ. Конечно, правовая политика преследует интересы личности, общества и государства. Здесь можно отметить, что основная цель реформы местного самоуправления -это приблизить власть к народу. Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления содержит главу, регламентирующую ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, а также контроль за их деятельностью. Какие же черты отличают муниципально-правовую политику от правовой политики в целом.

2 Рыбаков О.Ю. Правовая политика как юридическая категория: понятие и признаки // Журнал росс. права. 2002. № 3. С. 71-78.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2007. № 6(30)

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.1

Так, например, в Самарской области действуют представительные органы (думы городского округа, собрания представителей района, собрания представителей поселения), главы муниципальных образований (глава города, мэр, глава поселка), местные администрации. Иных органов местного самоуправления нет.2 А в соответствии со ст. 21 Устава Бузулукского района, помимо представительного органа Бузулукского района - Совета депутатов, главы Бузулукского района, администрации действует контрольный орган Бузулукского района - ревизионная комиссия.

В соответствии с Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, предусматривающим двухуровневую систему организации местного самоуправления, до 1 января 2006 г. в субъектах Российской Федерации должен был завершиться процесс реформирования местного самоуправления на уровне поселений, муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения.

Первым этапом реформы местного самоуправления явилось обязательное установление в срок до 1 марта 2005 г. законами субъектов Российской Федерации границ муниципальных образований и наделение их соответствующим статусом.

Согласно данным Министерства экономического развития и торговли РФ, утверждены границы 24210 муниципальных образований (без учета Республики Ингушетия и Чеченской республики). Из них городских округов-522, муниципальных районов-1801, городских поселе-ний-1747, сельских поселений-19904, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения-236.3

Думается, этому процессу поможет Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, который направлен на приведение существующей системы местного самоуправления в соот ветствие с Конституцией Российской Федерации, создание условий эффективного функционирования муниципальных образований, обеспечение гарантированного и качественного оказания органами местного самоуправления услуг населению.4

3 Гальченко В. Причина большинства неудач в том, что реформы не принимали на местах // Известия. 2006. 31 мая.

4 Малько А.В. Льготная и поощрительная правовая политика. СПб., 2004. С. 47.

В-третьих, муниципально-правовая политика осуществляется в интересах населения, проживающего на территории конкретного муниципального образования и с его помощью (или при его участии). Так, В.В. Пылин отмечает: «С возрождением функционирования местного самоуправления непосредственно там, где проживает население, будет сделан, пожалуй, самый главный шаг для развития гражданского общества и народовластия1.

В-четвертых, муниципально-правовая политика это деятельность, направленная на оптимизацию муниципально-правового регулирования. Говоря о муниципально-правовом регулировании, необходимо отметить, что его основными средствами являются: нормы права, в том числе принимаемые на уровне муниципальных образований, муниципально-правовые отношения, акты органов местного самоуправления. Таковы основные признаки муниципаль-но-правовой политики. Но не все в ходе реформы идет гладко и безупречно.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Читайте также: