Может ли специалист быть руководителем

Обновлено: 25.06.2024

Могут ли начальника заставить уволить нанятого сотрудника, если выяснится, что они родственники? При этом ни начальник, ни сотрудник не знали о своем родстве на момент трудоустройства.

В частной фирме начальник не должен увольнять сотрудника, который приходится ему родственником. Трудовой кодекс не запрещает работать вместе тем, кто связан родством.

Однако в уставе ООО или АО может быть условие, что начальники должны согласовывать с участниками общества кандидатуры сотрудников, если хотят принять на работу родственников. Но если руководитель скроет родственные связи, то неприятности будут у него, а не у подчиненного.

На государственной и муниципальной службе, а также в организациях, указанных в законе о противодействии коррупции, работа родственников ограничена. Но под запрет подпадают только случаи, когда один из родственников непосредственно подчиняется или косвенно подконтролен другому. Расскажу обо всем подробнее.

Курс о больших делах

Могут ли родственники работать в частной фирме

В коммерческих организациях, деятельность которых не ограничивает антикоррупционное законодательство, совместная работа родственников не запрещена.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах. Когда с сотрудником заключают трудовой договор, то руководствуются только его деловыми качествами. Нельзя ограничивать его права в зависимости от происхождения, семейного, социального и должностного положения. Иначе это будет дискриминацией.

Иногда в частных фирмах принимают локальный акт, в котором прописывают безусловный запрет на работу родственников. То есть норму формулируют так, чтобы можно было уволить родственников без разбирательства и доказательств, что они совместными действиями нанесли ущерб имуществу компании. Такие нормы, которые фактически вводят новое основание увольнения, применять нельзя, так как они противоречат трудовому кодексу.

Недобросовестный работодатель может сослаться на локальный акт и предложить работнику уволиться по собственному желанию, соглашению сторон или даже заявить, что должен уволить сотрудника, поскольку нарушены правила заключения трудового договора.

В таком случае сотрудник может обратиться за защитой своих прав в прокуратуру или трудовую инспекцию. А если компания расторгнет трудовой договор, ссылаясь на то, что сотрудник — родственник начальника, то можно требовать признать увольнение незаконным.

Если увольнение состоится, сотрудник вправе обратиться в суд. Иск нужно подать в течение месяца со дня, когда работник получил копию приказа об увольнении, бумажную трудовую книжку или сведения о трудовой деятельности.

Если в суде удастся доказать, что увольнение по собственному желанию произошло под давлением и основанием для этого была работа с родственником, то суд может признать увольнение незаконным и постановить оплатить время вынужденного прогула. Также работника могут восстановить на работе, если он просил об этом в иске.

Таким образом, руководитель в частной фирме не должен ориентироваться на родственные связи. Даже если выяснится, что один из подчиненных — его родственник, это не должно влиять на трудовые отношения. Заставить начальника уволить родственника никто не может.

В уставе общества, которое не обязано соблюдать антикоррупционное законодательство, может быть положение о том, что руководитель обязан согласовывать кандидатов на отдельные должности с участниками. Если выяснится, что руководитель скрыл факт родственных связей при согласовании кандидатуры, то у него могут быть неприятности вплоть до снятия с должности. Но сотрудник, которого приняли на работу, ничего не нарушал, поэтому последствия в виде увольнения ему не грозят.

Когда совместная работа родственников запрещена

Законодательство ограничивает совместную работу сотрудников, которые находятся в близком родстве или свойстве, на определенных должностях. Это родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей.

Так, родственники или свойственники не могут совместно работать на государственной гражданской службе. Но запрет действует, только когда один из них непосредственно подчиняется или подконтролен другому. Запрет установили как на принятие на госслужбу, так и на продолжение совместной службы.

Аналогичный запрет установлен и для муниципальных служащих.

Кроме того, закон о противодействии коррупции устанавливает запрет на совместную работу родственников:

  • в ЦБ РФ;
  • государственных корпорациях;
  • публично-правовых компаниях;
  • ПФР;
  • ФСС РФ;
  • ФФОМС РФ;
  • других организациях, создаваемых на основе федеральных законов.

В этих организациях совместная работа родственников и свойственников запрещена, если хотя бы один из них замещает должность руководителя, главного бухгалтера или иную должность с финансово-хозяйственными полномочиями в организации. При этом один из родственников непосредственно подчиняется или подконтролен другому.

Например, если оба родственника — бухгалтеры в одном отделе, то это не запрещено. Но если один из них главный бухгалтер, то работать вместе им нельзя.

Начальник и сотрудник при трудоустройстве могли не знать о своем родстве. Когда им стало известно об этом, начальник должен сразу уведомить работодателя. Если не сообщить о родстве, это будет считаться нарушением антикоррупционных требований. Начальника за такое нарушение могут уволить.

Руководитель необязательно уволит сотрудника, который находится в подчинении у родственника или подконтролен ему. Он может изменить должностное положение работников. Например, перевести одного из них на другую должность, в другой отдел. Уволить одного из сотрудников придется тогда, когда другим способом проблему решить невозможно.

Что в итоге

Если вы работаете в частной фирме, то уволить вас на том основании, что вы с начальником родственники, не имеют права. Даже если это случится, вы можете обжаловать увольнение в суде. Но если начальник при приеме вас на работу действовал вопреки уставу ООО, например скрыл от участников, что вы родственники, то у него могут возникнуть неприятности вплоть до снятия с должности.

Если же вы госслужащий, муниципальный служащий или работаете в одной из организаций, указанных в законе о противодействии коррупции, то начальник должен уведомить руководителя о том, что вы родственники. Чаще всего в таких случаях одного из сотрудников переводят на другую должность или в другой отдел.

Случай из жизни: Александра в опале

Александра стала руководителем отдела продаж совсем недавно. Она пришла в компанию со стороны и столкнулась с проблемой: команда из четырех менеджеров слушала ее неохотно, а через некоторое время открыто объявила ей бойкот.

Александра собирала коллег и пыталась выяснить, что происходит. Они утверждали, что всё в порядке, формально отвечали на ее вопросы, но так и не сказали, что же случилось. Тогда она попробовала поговорить с каждым наедине. И одна из сотрудниц проговорилась: эту должность хотела занять менеджер Олеся, но ей даже не предложили. А ведь она лучший менеджер в отделе, у нее самые большие контракты. Кому, как не ей, быть руководителем?

В результате такого саботажа часто назревает открытый конфликт, который может испортить карьеру нового руководителя. Фактически это экзамен на прочность и на управленческие способности.

Как достойно разрешить такой конфликт, но не просто показав коллективу, кто здесь теперь босс, а действуя так, чтобы позиция нового руководителя вызывала уважение?

Вариантов поведения у руководителя в таких обстоятельствах на самом деле немного. Удачных — еще меньше.

Вариант: прилюдно выяснять отношения

Это, конечно, не тактика, а естественная реакция на манипуляцию и провокацию. Зачинщик конфликта именно на такую реакцию и рассчитывает. Руководителю следует быть осторожным и стараться не поддаваться эмоциям, чтобы не устроить публичную разборку с сотрудником, который ведет себя неподобающим образом. Да, это сложно. Но стоит только повысить голос, перейти на крик — и вы проиграли в конфликте. Публичный скандал — демонстрация слабой управленческой позиции, по сути, некомпетентности. Если другие сотрудники увидят, что руководитель при людях ругается с подчиненным и так легко поддается на провокации (а ведь в открытом конфликте все понимают, что начальника провоцируют), они вряд ли будут его уважать.

Если столкновения избежать не удалось, руководителю стоит взять себя в руки, твердым, но спокойным голосом попросить сотрудника перейти в переговорную комнату, чтобы поговорить наедине. Как правило, уже по дороге эмоции немного улягутся — и можно будет спокойно назначить дату разговора о том, что случилось. Важно: разговор не нужно продолжать сразу, иначе конфликт разгорится опять. Назначьте дату и время, когда вы поговорите об этом с сотрудником. А к тому моменту успеете продумать линию поведения.

Вариант: пожаловаться вышестоящему руководителю

Сделать так — значит расписаться в собственной некомпетентности не только в глазах коллектива, но и в глазах вышестоящего начальника. Руководителю важно уметь управлять конфликтами, сохраняя ресурсное состояние отдела. Если каждый раз в такой ситуации бежать к тому, кто старше по должности, собственный управленческий навык никогда не выработается. Единственное, с чем стоит обратиться к вышестоящему руководству в этой ситуации, — с вопросом, знает ли он предысторию конфликта, если вам она неизвестна.

Вариант: выяснить потребности зачинщика конфликта

У любого конфликта, особенно такого масштабного, как бойкот, всегда есть причина. Значит, какие-то потребности зачинщика этого конфликта хронически неудовлетворены. Возможно, он чувствует несправедливость и таким способом привлекает к себе внимание.

Поговорите с ним наедине, постарайтесь понять, что именно заставляет его вести себя подобным образом. Александра из описанного выше примера узнала, что Олеся очень хотела быть на ее месте и чувствует несправедливость, но Александра ничего с этим знанием не сделала. Например, в такой ситуации можно поговорить с сотрудником о его будущем в компании, потому что вы как руководитель можете способствовать его продвижению по карьерной лестнице.

Вариант: признать значимость зачинщика конфликта

Это можно делать только в том случае, если конфликт уже погашен и вы знаете, чего на самом деле сотрудник этим конфликтом добивался. В противном случае такая линия поведения будет выглядеть заискиванием с вашей стороны. На общем собрании отдела покажите, как значим для вас именно этот человек, как его компетенции помогут всему отделу достигать целей. Вот увидите, сотрудник будет благодарен вам за публичное признание его профессионализма.

Вариант: перевести зачинщика конфликта в другой отдел

Это отличный вариант, если не удается прийти к мирному решению. Так бывает, когда два человека не могут найти общий язык, даже если каждый по-своему старается. При этом каждый из них может быть отличным специалистом в своем деле, но вот вместе работать у них не получается.

Вариант: уволить сотрудника

На самом деле это первое, что действительно хочется сделать руководителю в такой ситуации, но многие думают, что уволить скандалиста — значит проявить слабость.

На самом деле слабость — это продолжать со скандалистом работать. Если конфликт не погашен и отношения остаются напряженными, но вы продолжаете работать вместе, значит, вы как руководитель приняли его условия. И он не только вам, но и коллегам показал, кто здесь главный.

От этого решения и остальные вздохнут с облегчением: никому не нравится жить на поле боя между неформальным лидером и настоящим начальником.

Вариант: сложить с себя полномочия

Александре не только управленческих компетенций не хватило, но и целеустремленности, смелости, коммуникативных навыков. Возможно, такое решение для компании стало действительно лучшим — на освободившееся место был принят человек, который, несмотря на трудности, был готов к профессиональному росту.

Конфликт — трудная эмоциональная ситуация не только для руководителя. Но именно в конфликте раскрываются и ярче всего проявляются управленческие компетенции. Если вы попали в такую ситуацию, для вас это может стать и непростым испытанием, и хорошим уроком.

Зачастую карьерный путь все рассматривают лишь как дорогу наверх, но на практике, оказывается, что это извилистая тропа как со взлетами, так и падениями. Интересно, что такие падения происходят не только в силу определенных обстоятельств, но и по инициативе самого сотрудника. Каковы же могут быть причины такого необычного желания? Об этом мы поговорим сегодня, в нашем видео.

Согласно данным ФНС, в России в 2019 году свою деятельность прекратили 74,4 тыс. коммерческих организаций. В тоже время открылись 283,9 тыс. новых компаний. Но эта цифра на 11,3 % ниже, чем в 2018 году. Многие из тех, кто потерял свой бизнес, идут в наем. Новое место работы ищут и наемные сотрудники руководящего звена. Но не всегда могут найти должность, аналогичную предыдущей. Обычно соискатели соглашаются на работу с понижением в должности по двум причинам:

1.Невозможность устроиться на похожую должность из-за кризиса или других обстоятельств

Когда нет возможности устроиться на аналогичную должность, а жить на что-то надо, приходится соглашаться на должность рангом пониже. Так происходило во время Всемирного кризиса в 2008 году и весной 2020 из-за пандемии. К примеру, этой весной, в первую очередь, пострадали непродуктовые магазины, которые были закрыты. Многие консультанты, работающие непосредственно в точках продаж остались без работы. Они ушли работать в те сферы, которые в период карантина были наиболее востребованы — call-центры, сборка и доставка заказов. Приоритетом для них стал фактор стабильности. Вполне возможно, что по мере оживания бизнеса эти люди найдут себя в другой работе.

Согласно данным из проверенных источников, чем выше гибкость кандидатов и готовность адаптироваться под условия сегодняшнего рынка труда, тем больше у них шансов на трудоустройство. Именно гибкость в качестве самого важного фактора отметило 89 % опрошенных.

2.Желание кардинально поменять сферу деятельности

Собственноручно пойти на понижение — не так уж и просто, но те люди, которые решаются на этот шаг знают, для чего они это делают. Обычно для того, чтобы набраться опыта, который непременно понадобится для продвижения по карьерной лестнице. Такие сотрудники точно знают, чего хотят, они мотивированны и имеют представление о том, с какой скоростью они будут развиваться в новой отрасли.

Говоря о переходе кандидатов на более низкую должность, нельзя забывать о таком явлении, как downshifting. Это сознательный переход с высокой должности и зарплаты на меньшую ради увеличения свободного времени. Обычно это уставшие от погони за карьерой офисные сотрудники, которым надоели стрессы и большая ответственность. Они согласны понизить свой социальный статус взамен на стремление жить только ради себя, своей семьи и собственных увлечений. Наслаждение жизнью для них теперь — превыше всего.

В отдельную категорию можно выделить молодых мам, которые ради воспитания детей отказываются от карьерных амбиций. Особняком стоят также сотрудники пенсионного и предпенсионного возраста.

Движение вниз: мнение работодателя

Работодатели зачастую к соискателям, претендующим на более низкую должность, относятся настороженно. И это вполне объяснимо. Если потенциальный сотрудник высококвалифицирован, то он быстро потеряет интерес к более низкой должности. Ему станет скучно, его мотивация начнет стремительно падать. Как гласит теория эмоционального интеллекта, скука через некоторое время перейдет в отвращение, а это явно никому не пойдет на пользу: ни работнику, ни работодателю, ни бизнесу.

В том случае, если работник пришел на рядовую должность с руководящей, то здесь могут возникнуть проблемы с субординацией. Переключиться с управленческого типа мышления на исполнительское очень непросто.

Порой бывшему управленцу тяжело объяснить, что в компании есть определенные правила и корпоративная этика, которым надо следовать. Но не все так однозначно, поэтому не торопитесь с выводами. В такой ситуации бывают и плюсы. Человек с опытом и со свежим взглядом сможет заметить слабые места в бизнес-процессах. Кроме того, он может стать отличным наставником для менее опытных сотрудников и может внести свой вклад в развитие компании.

Нанимать или не нанимать: вот в чем вопрос

Если кандидат открыто говорит, что его привлекает заработная плата — это приемлемый ответ. Примерами хорошей мотивации могут быть стремления получить нужный опыт и желание работать в новой сфере. Отметим, что такие черты, как склонность к токсичному поведению и нарушению субординации не всегда получается увидеть на собеседовании. Узнать о них можно будет уже в процессе работы. Поэтому рекомендуем вам держать руку на пульсе и держать кандидата в поле зрения.

Если кандидат, переходящий на низшую должность — это вы

Если вам нужна должность по уровню ниже вашей квалификации, то советуем обратить внимание, прежде всего, на средний бизнес. Как показывает практика, сверхквалифицированным сотрудникам сложнее устроиться в крупную компанию. Не очень их жалуют и в малом бизнесе.

Сделайте резюме кратким. Не стоит вдаваться во все подробности вашей предыдущей деятельности и ваших заслуг. Потенциальный работодатель может посчитать вас чересчур амбициозным и даже заносчивым. На руку вам это не сыграет.

То же самое касается и собеседования. Дорогие часы с костюмом могут послужить сигналом к завышенным финансовым ожиданиям, которых эта должность не предполагает. Командный тон и агрессивная манера ведения диалога также не впечатлят работодателя. Не забывайте главное правило: в данной ситуации — не вы принимаете на работу, а вас. И раз вы пришли на собеседование — значит, вы к этому готовы и вам это нужно.

Помните, что работодателю важно увидеть в вас не только надежного и умного человека, а также исполнительного, гибкого и ответственного.

Если же все этапы позади и вас можно уже поздравить с новой работой, рекомендуем не расслабляться. Даже сверхквалифицированных работников ожидают подводные камни. Будьте готовы к психологическим трудностям. Например, к тому, что новый руководитель — менее опытен и компетентен. Если вы это не примете — то спокойно работать не сможете. Постарайтесь понять работодателя — зная о ваших прошлых достижениях и успехах, он может подозрительно к вам относиться. Вдруг вы здесь ненадолго и убежите при первом удобном случае? Нужно будет постараться, чтобы убедить его в обратном.

Помните, что спускаться по карьерной лестнице — сложнее, чем подниматься. Тщательно продумывайте стратегию своего спуска и не забывайте, ради какой цели вы это делаете. Будьте честны с самим собой и с потенциальным работодателем, и все получится.

Трудовой договор с работником, который согласно результатам аттестации не соответствует занимаемой должности (выполняемой работе) вследствие недостаточной квалификации, может быть расторгнут на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Соответствие квалификации и фактически выполняемых работником обязанностей должностным характеристикам определяется аттестационной комиссией при проведении аттестации. Поэтому увольнение работника по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ без проведения указанной процедуры недопустимо. Такой вывод следует из Письма Роструда от 06.03.2013 N ПГ/1180-6-1.

До принятия решения о расторжении трудового договора по рассматриваемому основанию работодателю необходимо запросить:

- согласие вышестоящего выборного профсоюзного органа, если работник является руководителем (его заместителем) выборного коллегиального органа профсоюзной организации (ч. 1 ст. 374 ТК РФ, Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, а также разъяснением новых требований нормативных правовых актов за II квартал 2020 г. (утв. Рострудом)).

- мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации, если работник является членом профсоюза или руководителем (его заместителем) выборного коллегиального органа профсоюзной организации (при отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа) (ч. 2 ст. 82, ч. 1, 2 ст. 373, ч. 13 ст. 374 ТК РФ, Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, а также разъяснением новых требований нормативных правовых актов за II квартал 2020 г. (утв. Рострудом)).

В случае когда спор о правомерности расторжения трудового договора с работником по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ рассматривается в суде, обязанность представить доказательства наличия законного основания для его расторжения и подтвердить соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя (п. 23 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

Не допускается расторжение трудового договора с работниками, не имеющими необходимого производственного опыта из-за непродолжительности трудового стажа, по причине недостаточной квалификации, а также ввиду отсутствия специального образования, если его наличие согласно закону не является обязательным условием при заключении трудового договора.

Таким образом, необходимо помнить, что увольнение молодых специалистов по данному основанию может быть оспорено в судебном порядке.

Следовательно, документом, на основании которого будет проводиться увольнение работников по указанному основанию, является заключение аттестационной комиссии о несоответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации.

Следует помнить, что несоответствие занимаемой должности - это объективная неспособность работника выполнять трудовые обязанности должным образом. Квалификация - это степень подготовленности работника, в которой нет его субъективной вины, но уровень подготовки работника может служить критерием для признания его не соответствующим выполняемой работе, занимаемой должности.

В соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть прекращен в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе, только если невозможно перевести его на другую имеющуюся у работодателя работу. Вследствие этого работодатель должен предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Вакансии в других местностях он обязан предлагать в том случае, если это предусмотрено коллективным или трудовым договором, соглашениями.

Таким образом, работодатель должен составить предложение о переводе работника на другую работу, указав в нем наименование должности, размер оклада и иные необходимые условия. При этом можно установить срок для принятия решения по предложенным должностям. С данным документом работник должен быть ознакомлен под подпись.

Если у работодателя нет подходящих вакансий и это подтверждается штатным расписанием, то работник должен быть извещен об отсутствии вакантных должностей.

Срок предупреждения о предстоящем прекращении трудового договора в связи с несоответствием занимаемой должности законодательно не установлен, поэтому работодатель может сам определить этот срок и письменно предупредить работника об увольнении.

Если перевести работника с его согласия на другую работу невозможно в силу отсутствия вакансий или отказа работника от предложений, работодатель вправе расторгнуть с ним трудовой договор по основаниям п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

В приказе о расторжении трудового договора следует указать последний день работы работника. В графе "Основание" необходимо отразить реквизиты акта или заключения аттестационной комиссии о несоответствии конкретного работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации либо реквизиты приказа работодателя, изданного по итогам аттестации.

С приказом (распоряжением) о прекращении трудового договора нужно ознакомить работника под подпись. Если данный документ невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под подпись, в приказе (распоряжении) делается соответствующая запись (ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ). Также составляется записка-расчет.

Необходимость внесения в трудовую книжку (в случае ее ведения) такой записи следует из ч. 4 ст. 66 ТК РФ, п. 4 Правил ведения и хранения трудовых книжек, п. 5.3 Инструкции по заполнению трудовых книжек. Кроме того, в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ информацию об увольнении работника с указанием основания и причины прекращения трудового договора нужно внести в сведения о трудовой деятельности работника.

В рассматриваемом случае запись в трудовую книжку и внесение в сведения о трудовой деятельности информации об основании и о причине увольнения должны производиться в точном соответствии с формулировкой, предусмотренной в п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, со ссылкой на данную норму. Этот вывод можно сделать исходя из положений ч. 5 ст. 84.1 ТК РФ, п. п. 14, 16 Правил ведения и хранения трудовых книжек, п. 5.3 Инструкции по заполнению трудовых книжек.

При заполнении трудовой книжки необходимо учитывать общие правила внесения в нее записи об увольнении.

При расторжении трудового договора по данному основанию работнику не выплачивается выходное пособие. Однако все остальные причитающиеся ему суммы (зарплата, компенсация за неиспользованные дни отпуска) должны быть выплачены в день прекращения трудового договора, т.е. в день увольнения (ч. 1 ст. 140 ТК РФ). Если работник в этот день не работал, то в силу указанной нормы соответствующие суммы выплачиваются не позднее дня, следующего после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан выплатить не оспариваемую им сумму (ч. 2 ст. 140 ТК РФ).

Согласно ст. 127 ТК РФ при прекращении трудового договора работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

3.6. Выдача документов и направление информации при увольнении в связи с несоответствием занимаемой должности или выполняемой работе

При увольнении в связи с несоответствием занимаемой должности или выполняемой работе необходимые работнику документы выдаются в общем порядке.

При увольнении работника, подлежащего воинскому учету, нужно подать сведения в военкомат (см. п. 1.8.1 настоящего материала). А при увольнении работника-должника нужно уведомить судебного пристава-исполнителя и взыскателя (см. п. 1.8.2 настоящего материала).

Читайте также: