Служебное право как наука и как учебная дисциплина

Обновлено: 05.05.2024

Глава 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, КАК НАУКА И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1. Понятие, сущность и предмет административного права


  • управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления;

  • управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной и судебной власти, органов прокуратуры;

  • отдельные управленческие отношения внутриорганизационного характера в сфере негосударственных образований;

  • управленческие отношения в ходе осуществления судами и некоторыми общественными объединениями определенных административно-властных полномочий.

2. Методы административного права


  • направление жалоб на рассмотрение должностным лицам, чьи действия обжалуются;

  • применение административного ареста к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп;

  • применение лишения специального права в виде права охоты к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию и т.д.

3. Функции и принципы административного права


Функции и принципы административного права

Понятие

Функция — выполняемые субъектами действия, способы решения поставленных перед ними задач.

Функция административного права — категория, дающая возможность определить внешние проявления административного, права в российской правовой системе.

Виды

Регулятивная

Выражается в создании нормами административного права определенного правового режима организации и деятельности, прежде всего органов исполнительной власти, в том числе в установлении взаимных прав и обязанностей субъектов властных отношений, определении их правового статуса.

Охранительная

Обеспечивает соблюдение установленного правового режима в рассматриваемой сфере и защиту законных прав и интересов участников управленческих отношений.

Правоисполнительная

Основное назначение состоит в обеспечении нормами административного права действий по практической реализации исполнительной власти.

Правотворческая

Выражается в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по принятию административно-правовых норм в сфере государственного управления.

Организационная

Исходит из необходимости регулирования нормами административного права деятельности, направленной на организацию всего процесса правоисполнения в сфере управления.

Координационная

Выражается в обеспечении нормами административного права эффективного и согласованного взаимодействия всех субъектов, участвующих в управленческом процессе.

Принципы

Принцип приоритета личности, ее прав, свобод и интересов

В процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита и интересы. Кроме того, нормами административного права формируется административно-правовой статус личности.

Принцип разделения властей

Исполнительная власть самостоятельна в пределах, определенных Конституцией РФ.

Принцип федерализма

Влияет на процесс и механизм административно-правового регулирования. Базируется на федеративном устройстве Российской Федерации, в соответствии с которым административное и административно-процессуальное законодательство Российской Федерации отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Принцип законности

Предполагает, что все правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, в том числе акты, являющиеся источниками административного права, должны соответствовать положениям Конституции РФ.

Принцип гласности

Предусматривает открытость для всеобщего сведения результатов, достигнутых в процессе государственно-управленческой деятельности.

Принцип ответственности

Означает, что должностное лицо подлежит административной или дисциплинарной ответственности за нарушение требований общеобязательных административно-правовых норм, за неправомерное применение норм административного права, за недобросовестное исполнение своих функций и за иные нарушения административно-правовых норм.

4. Понятие и система субъектов административного права


  • граждане;

  • иностранные граждане;

  • лица без гражданства;

  • должностные лица.

  • органы исполнительной власти (государственного управления);

  • государственные предприятия, учреждения и объединения (корпорации, концерны и т.п.);

  • структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные властными полномочиями.

  • общественные объединения;

  • трудовые коллективы;

  • органы местного самоуправления;

  • коммерческие структуры.

5. Место административного права в российской правовой системе

6. Система административного права


  • принципы государственного управления;

  • административно – правовой статус граждан (физических лиц);

  • административно-правовой статус органов исполнительной власти;

  • государственная и муниципальная служба;

  • административно-правовой статус негосударственных (общественных) объединений;

  • административно-правовой статус предприятий, учреждений;

  • формы государственного управления;

  • методы государственного управления;

  • административная ответственность;

  • административный процесс;

  • обеспечение законности в государственном управлении;

  • административно-правовые основы управления в сфере экономики;

  • административно-правовые основы управления в социально-культурной сфере;

  • административно-правовые основы управления в административно-политической сфере.

7. Административное право как наука: понятие, предмет, задачи и методология


  • выявление проблем и сложностей в функционировании данной отрасли права, а также разработка оптимальных вариантов их решения;

  • проверка эффективности своих норм, изучение практики их применения, выявление норм, которые на практике могут вызвать нежелательные результаты, составление прогнозов и предложение рекомендаций по совершенствованию административного права.

8. Административное право как учебная дисциплина


1 Подробнее см.: Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. – М., 2002. – С. 45

Читайте также: