Как наказывали детей на руси за воровство

Обновлено: 30.06.2024

как животные воспитывают детенышей

Телесные наказания в воспитании потомства применяют не только люди, но и многие млекопитающие животные, и даже некоторые птицы. Кошка кусает и бьет котят, если те не дают себя вылизывать, а медведица наверняка отлупит медвежонка, который попытается убежать от нее погулять в одиночку. Таким образом, животные вырабатывают у своих детенышей ассоциацию между физической болью и действием, которое мешает родителям ухаживать за ними и охранять их. Разумеется, животные в основном поступают инстинктивно: непослушание детеныша вызывает у них раздражение, провоцирующее на агрессивные действия (укус, удар лапой), но в то же время родительский инстинкт эту агрессию гасит, поэтому хотя животное может причинить непослушному детенышу боль, до серьезной травмы дело не доходит. Если животное в хорошем настроении, оно может попустительствовать своим детенышам во многом, если же в плохом, может укусить или ударить даже без какой-то явно выраженной причины. Люди, обладая разумом, могут осознанно применять те или иные методы воспитательного воздействия, более оптимально приспосабливая воспитание к требованиям окружающей обстановки.

Об отношениях в первобытном обществе мы можем судить лишь проводя аналогию с современными племенами, живущими в условиях первобытнообщинного строя. Исходя из этого, можно сделать вывод, что люди палеолита применяли к детям физические наказания очень редко, лишь когда иным способом совершенно нельзя было убедить ребенка слушаться. Жизнь первобытных людей была тяжела, полна опасностей, но все трудности и опасности были, что называется, налицо, и о них хорошо знал каждый ребенок: голод, болезни, угрозы травм и нападений хищных зверей. То, что погибнешь, если упадешь с горной кручи, что в лесу одинокого человека может растерзать зверь, и что если не соберешь съедобных растений – нечего будет есть, любому ребенку осмысленного возраста было со всей очевидностью понятно без вских нравоучений и наказаний. Другие же опасности, свойственные более социально развитому обществу, людям древнекаменного века не грозили. Мир первобытного человека ограничивался его племенем в двадцать – тридцать человек, которые все состояли в родстве друг с другом и жили под одним кровом в пещере или речной промоине, да окрестными горами и лесами, где водились лишь дикие звери. С другими племенами первобытные люди встречались нечасто (слишком плотное население не смогло бы прокормиться только охотой и собирательством), общих дел имели немного, и особой угрозы от чужаков тоже не исходило. Племя по своей социальной сути было просто большой семьей, где все хорошо знали друг с друга с младенчества, пользовались общими вещами и никаких секретов друг от друга не держали, доверяя друг другу полностью и безгранично. В таких условиях дети не нуждались в усиленных дисциплинарных мерах, и если кого-то из них и наказывали, то уж если только особенно озорного, который, невзирая на разъяснения и предупреждения старших, пытался, например, один поиграть в охотника и решался добыть поросенка из кабаньего стада.

как люди раньше относились к телесным наказаниям детей

В эпоху неолита, когда возникло производительное хозяйство (у племен появились огороды и поля, где они выращивали съедобные растения, стада прирученных животных), уклад жизни усложнился. Возможность обеспечивать себя с помощью труда на собственных посевах и самостоятельного разведения животных без участия в коллективных охотах и собирательстве стала побуждать некоторых членов первобытной общины отделиться от нее, чтобы жить по своему усмотрению. В этом, однако, могла таиться с первого взгляда невидимая опасность: племя теряло число так необходимых для своего обеспечения рабочих рук, а тот, кто отделялся, в суровых условиях каменного века мог не сохранить собственного хозяйства и в неурожайный год потерять все. Поэтому в племенах стала более строгой внутренняя дисциплина, распространились наказания за ослушание племенных старейшин и воли общины. Поддерживая дисциплину внутри себя, племя сообща решало вопрос о допустимости своего дробления на более мелкие группы или необходимости пока твердо держаться всем вместе. Так, не допуская, чтобы кто-то самовольно принимал такое решение, все вместе члены общины находили наиболее приемлемый и благоприятный вариант. Усиление строгости племенной дисциплины, разумеется, отразилось и на воспитании детей: их с раннего возраста приучали к авторитету старейшин, к определенному общественному этикету. Увеличение числа требований к детям, естественно, привело и к увеличению случаев их нарушения, а значит, случаев наказания детей. Строгость в воспитании детей усугублялась и тем, что в эпоху неолита появилось такое явление, как межплеменная агрессия: люди быстро поняли, что если свои поля не плодоносят, а скот вымер от болезни, необходимое можно отнять у более успешного соседа. Да и распространение производящего хозяйства позволило теперь племени обитать на более ограниченной территории; разные племена, выбирая наиболее благоприятные для жизни местности, селились теперь ближе друг к другу, а это неизбежно приводило к территориальным конфликтам. Поэтому и за детьми стали особенно усиленно следить, чтобы они, например, не уходили слишком далеко от племенного жилища, где на них могли напасть люди-чужаки – враг, действующий сознательно, а потому способный быть опаснее медведя или кабана. А также приучать к беспрекословному повиновению старшим, необходимому на войне. Однако все равно, как правило, люди неолита еще не окутывали детей такой массой запретов, как люди последующих эпох, и наказания, в том числе телесные, применяли не намного чаще, чем в палеолите: общество оставалось первобытным, большинство опасностей оставались на виду, члены племени от мала до велика прекрасно друг друга знали и друг другу верили. Основу воспитания детей составляло то, что они постоянно находились среди взрослых, по мере сил выполняли вместе с теми общие работы и так, подражая взрослым, постепенно сами социально взрослели. Так, у дальневосточного народа коряков, который только к XIX в. вышел из неолитического культурного уровня, и в XX в. крайне редко встречалось рукоприкладство по отношению к детям. Если же кто-то из детей ленился и увиливал от работы, его переставали кормить, пока он не брался за дело, таким образом, демонстрируя, что без труда не добыть и пищи.

как относятся к телесным наказаниям детей разные народы

Коряки. Фото конца XIX века

часто ли били детей в деревне

Древние германцы и римляне

В семьях, особенно в знатных и зажиточных, уклад жизни которых регулировался особым этикетом, наказание часто превращалось в целую домашнюю церемонию, могло производиться не непосредственно за проступком, а в определенный день недели (в России это был субботний день) за все недельные провинности ребенка. Нередко оно сопровождалось дополнительными ритуалами, с современной точки зрения в большинстве развитых стран смотрящимися довольно унизительно для наказываемого, но в давние времена считавшимися вполне приемлемыми методами для воспитания привычки удерживать излишнюю гордость. Например, после самого акта наказания ребенок должен был поблагодарить родителей или воспитателей за преподанный ему урок, или поцеловать орудие порки, или изобразить нарочитую веселость, произнести какое-нибудь нелепое слово и т.п. В одних местностях или конкретных школах детям запрещалось кричать и плакать во время наказания, в других, наоборот, наказание усиливалось, если ребенок терпел его молчком. Бывало, что и в семьях, и в школах дети собственноручно должны были заготавливать розги (благо это было технически нетрудно) для своих же наказаний в будущем.

Вообще, розга в течение тысячелетий была наиболее распространенным орудием строгого дисциплинирования молодого поколения в лесистых странах Европы и на территории России, благо подходящие для изготовления розог деревья и кустарники с длинными упругими ветвями росли повсюду в изобилии. К тому же, розги были легки по весу: несмотря на то что удары ими по обнаженному телу являлись, как правило, очень болезненными, при соразмерном количестве они не могли причинить серьезных телесных повреждений, а также не утомляли экзекутора. В странах Востока, где лесов было намного меньше, чем в Европе, розги в классическом понимании этого слова встречались тоже реже. Там подрастающее поколение дисциплинировали большей частью способными служить долго крупными прутьями или тонкими палками из пород деревьев и кустарников, сохраняющих прочность и гибкость даже при высыхании (например, кизила), а также не слишком тяжелыми плетьми из кожи животных. В Восточной Азии были распространены палки-хлысты из широко произрастающего там бамбука.

почему раньше детей пороли именно розгами

Городская школа в средневековой Европе

чем наказывали детей на востоке

У некоторых индейских племен Северной Америки прерогативой наказывать детей обладали только мужчины, являвшиеся родственниками их матерей (даже у отца не было такого права). Но делали они это не по собственной инициативе, а по просьбе матери детей. Тем не менее, после того как мать попросила кого-то из своих родных принять меры к принудительному вразумлению ее детей, она уже не могла отменить свою просьбу. Конкретный способ и степень строгости наказания тоже избирал сам наказывающий по своему усмотрению.

Европейские простолюдины XVIII века

как наказывали детей в 19 веке

какая страна первая запретила телесные наказания детей

Однако постепенно возраставший уровень жизни в Европе и СССР, облегчение жизни и труда, активное социальное обеспечение малоимущих со стороны государства побуждал все более широкие массы людей отказываться от строгой дисциплины в семьях. С 70-х гг. XX в. наметилась стойкая тенденция к сокращению частоты применения телесных наказаний к детям. Все больше людей уже не видят в них особой необходимости: теперь непослушному юнцу ошибка в жизни, как правило, не грозит такими катастрофическими последствиями, как в старину, а применение унизительного наказания грозит потерей доверия и воспитанием агрессивности. Да и причинение боли ребенку претит родительской и наставнической любви. В 1979 г. телесные наказания детей вообще, в том числе в семье, были законодательно запрещены в Швеции (она стала первой в истории страной, пошедшей на такой шаг). К 80-м гг. во всех странах они запрещаются в школах, только в консервативной Великобритании педагоги и опасавшиеся, что тогда в школах распространятся нарушение дисциплины и преступность, родители учащихся боролись за традиционный метод до 2003 г. (когда телесные наказания были запрещены в последних частных школах в Северной Ирландии). Только в Чехии – на родине Я. Коменского, так и не был принят закон о запрете телесных наказаний в школе, однако они не входят и в официальный список школьных дисциплинарных мер. С принятием в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребенка страны Европы идут на решительные шаги против телесных наказаний детей, и одна за другой по примеру Швеции запрещают телесные наказания в семье. В настоящее время в большинстве европейских стран физические наказания детей полностью запрещены (однако во многих, особенно менее экономически благополучных, применяются негласно с молчаливого невмешательства ответственных государственных органов). Последней (в 2004 г.) такой закон приняла Украина. Попытка в том же году провести такой же закон в консервативной Великобритании встретила категорический отказ тогдашнего премьер-министра Энтони Блэра. К слову сказать, по данным социологических опросов, свыше 60% жителей Великобритании против запрета на телесные наказания детей, а многие до сих пор мечтают вернуть их в школу. В современной России прямой запрет на телесные наказания детей в семье отсутствует, однако за их применение может наступить юридическая ответственность, если остаются следы побоев или второй из родителей против такого метода воспитания.

показывают ли телесные наказания в мультфильмах

Кадр из мультфильма о Майти-Маусе киностудии 20th Century Fox, США, 1947 год


Причины, которые заставляют ребенка воздержаться от кражи, по всей вероятности, должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению кражи. Воровать не будут, во-первых, те дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления. Во-вторых, те, кто умеет сдерживать свои желания. В-третьих, эмоционально благополучные дети. Очень часто можно услышать мнение, что большинство людей удерживается от правонарушений только из-за страха перед неизбежным наказанием. Но это не единственная причина.

Почему дети воруют?

Учащимся первых и вторых классов предложили послушать рассказ о мальчике Вите, которого другой мальчик, Тёмка, звал воровать яблоки у соседа (для которого продажа этих яблок была основным средством прокормить семью). На глазах у Вити Тёмку жестоко наказывают, но он снова лезет в сад и опять зовет Витю с собой. Витя очень хочет попробовать яблок, но не решается пойти с Тёмкой. Затем у ребят спрашивали: почему Витя не идет воровать яблоки? 27 % опрошенных сказали, что Витя побоялся наказания, 39 % – что сочувствовал тому, кого собирались обворовать, 34 % указали на моральные соображения (Коле стыдно, он знает, что воровать нехорошо, и т. д.).

dom_01

От этого не скрыться

Став жертвой воришек впервые, малыш может очень болезненно переживать это. Он будет считать себя виноватым в том, что случилось, ему будет очень неприятно, даже противно (многие обворованные люди говорили о чувстве брезгливости как основной реакции на то, что с ними произошло). Ребенок может даже перестать доверять людям, во всех незнакомцах ему будут мерещиться воры. Он может захотеть отплатить окружающим тем же, для него это станет своеобразной местью.

Объясните ребенку, что плохие люди встречаются везде. Обсудите в семье проблему воровства, выскажите свое отношение к этому, научите детей оберегать свое имущество. Ребенка необходимо учить не только уважению к чужой собственности, но и бдительности. Он должен знать, что не все люди считают чужое неприкосновенным.

Советы родителям

Как вести себя, если вы подозреваете ребенка в воровстве?

Поспешив, дав волю своему негодованию, вы можете испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.

1

Попробуйте вместе с ребенком найти выход из сложившейся ситуации. Помните – это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.

Самое главное – ненавязчиво создайте приемлемый круг общения для ребенка. Об этом надо позаботиться, пока он еще маленький. Это могут быть дети ваших друзей, его одноклассники, какой-то клуб, кружок, секция – словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.

Фото: school12nkh.ucoz.ru

Предупрежден – значит, вооружен

Доверительная беседа – лучшая профилактика возможных сложностей. Обсудите проблемы ребенка, расскажите о своих. Особенно хорошо будет, если вы поделитесь собственными переживаниями, расскажете, какие чувства вы испытывали в подобной ситуации. Ребенок почувствует ваше искреннее желание понять его, дружеское живое участие.

Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье – за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и, непременно, начиная с 7–8 лет, за собственный портфель, стол, комнату. Постепенно передавайте ему дела, делитесь с ним ответственностью.

Наибольшую тревогу вызывают случаи воровства, выходящие за рамки дома или неоднократно повторяющиеся. Из всех возрастных категорий наиболее опасен подростковый возраст. Когда ребенок часто ворует, это перерастает в дурную привычку. Если он ворует за пределами семьи – это уже потакание своим порочным желаниям. Если ворует ребенок старшего возраста – это черта характера.

Детские проблемы на фоне наших взрослых часто выглядят смешными, надуманными, не стоящими внимания, но ребенок так не думает. Для него очень многие ситуации могут казаться безвыходными. Помните об этом и почаще вспоминайте свое детство и свои детские проблемы, подумайте, как на его месте поступили бы вы. Ребенок должен знать, может ли он рассчитывать на ваше внимание и понимание, сочувствие и помощь.

Читайте также: