Понятие экологического права как самостоятельной отрасли российского права презентация

Обновлено: 04.07.2024

В литературе экологическое право (ЭП) рассматривается в узком и широком смыслах.

В узком смысле ЭП рассматривается как отрасль права, нормы которой регулируют лишь отношения по охране окружающей среды и охране отдельных природных ресурсов от негативного воздействия человеческой (антропогенной) деятельности. При таком подходе ЭП – это лишь охранительное право. Что касается отношений по использованию природных ресурсов, многих других отношений в этой области (управление природными ресурсами, собственность на природные ресурсы
и др.), то сторонники рассмотрения ЭП в узком смысле относят их к ведению земельного (природноресурсового) права, права, призванного, по их мнению, регулировать отношения по использованию земель, вод и других природных ресурсов.

Таким образом, по мысли сторонников понимания ЭП в узком смысле, отношения, возникающие по поводу природы с учетом выполняемой ею роли (природные ресурсы, с одной стороны, и окружающая среда, – с другой стороны) регулируются соответственно двумя отраслями права: экологическим и земельным.

Сторонники понимания ЭП в узком смысле не учитывают, что природа – едина, хотя и выступает в двух качествах. В силу взаимосвязанности и взаимообусловленности природных объектов и природных явлений отношения по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды могут регулироваться только одной единой отраслью права, ибо они представляют собой две стороны одной и той же медали.

В широком смысле ЭП представляет собой комплексную интегрированную отрасль права, нормы которой регулируют всю совокупность отношений, возникающих как по поводу охраны окружающей среды, так и по поводу использования природных ресурсов.

Путь становления и развития ЭП в таком широком понимании можно разделить на четыре этапа.

Второй этап – интегрирование (объединение) отдельных относительно самостоятельных природноресурсовых отраслей права (земельного, горного и т.д.) в так называемое природноресурсовое право. Какими аргументами можно подтвердить такой вывод? Дело в том, что земля, ее недра, воды и другие природные ресурсы имеют много общего как объекты природы. Поэтому много общего и в правовом регулировании отношений по их использованию и охране.

Во-первых, общим для всех природных ресурсов является их естественное состояние. Во-вторых, все природные ресурсы в основном находятся в собственности государства. Отсюда много общего в формах и методах правового регулирования отношений по использованию и охране земель, недр и т.д. Особенно это касается отношений собственности, управления и пользования.

А это означает возможность и необходимость вынести эти общие вопросы за скобки в виде общей части природноресурсового права. При этом особенную его часть составят нормы земельного, горного, водного, лесного, фаунистического и воздухоохранного права.

Следует отметить, что земельное право того периода было в основном правом регулятивным, то есть регулирующим, главным образом, отношения по использованию и меньше всего – отношения по охране.

Третий этап. В 50–60-е годы прошлого столетия в связи с интенсивным использованием природных ресурсов, с одной стороны, и усилением загрязнения и засорения окружающей среды, – с другой, стало очевидным, что природноресурсовые отрасли права, нормы которых в основном регулируют использование природных ресурсов, не обеспечивают все возрастающие потребности в охране как отдельных природных ресурсов, так и окружающей среды в целом от неблагоприятного антропогенного воздействия.

В этих условиях параллельно с природноресурсовыми отраслями права появляются специальные нормативно-правовые акты, призванные регулировать отношения по охране как отдельных природных ресурсов, так и окружающей среды в целом от неблагоприятного воздействия хозяйственной деятельности общества.

1.3.2. Предмет экологического права

Напомню, что отрасль права – это совокупность норм, регулирующих однородные, сходные или близкие общественные отношения присущими им методами. Однородные, сходные или близкие отношения – это предмет, то, что подвергается регулированию данной отраслью права. Предметом экологического права являются отношения по использованию земель, недр и других природных ресурсов, а также отношения по охране окружающей среды, однородность которых уже была показана при освещении предыдущего вопроса.

Говоря о предмете экологического права, следует иметь в виду, что не все отношения, которые возникают по поводу природных объектов, являются экологическими. Какие это отношения? Их четыре группы.

1. Земля и вода – понятия не только природноресурсовые, но и территориальные (площадь земли, акватория воды). По поводу земли и воды как территории также возникают отношения, например, между государствами, между субъектами государства и т.д. Но это отношения территориальные, и регулируются они нормами государственного права.

2. По поводу земли, леса и других природных ресурсов возникают и отношения рентные, отношения по изъятию части прибыли в виде налога за использование этих природных ресурсов. Они регулируются финансовым правом. При этом не имеет значения, что регулирующие их нормы могут содержаться в земельном или ином природноресур-
совом законодательстве. По существу – это финансово-правовые нормы.

3. По поводу природных ресурсов возникает много отношений имущественного характера, например, связанных с причинением вреда, незаконным их использованием и т.д. Вред подлежит возмещению, но по нормам гражданского права, хотя и здесь соответствующие нормы могут содержаться в земельном, горном, лесном и других отраслях природноресурсового законодательства, что сделано для удобства пользования соответствующим законодательством.

Таким образом, имущественные отношения мы вправе исключить из круга экологических. Но следует иметь в виду, что имущественные отношения, возникающие по поводу природных ресурсов, регулируются нормами гражданского права с учетом соответственно земельного, водного и иного природноресурсового законодательства.

4. Не являются соответственно предметом земельного, водного, лесного и других подотраслей природноресурсового права отношения, возникающие в связи с хозяйственной деятельностью предприятий и организаций на этих объектах (агрономия, лесоводство, химизация сельского
и лесного хозяйства и др.). Такие отношения или вовсе не регулируются правом, или регулируются другими отраслями права.

Следовательно, целая группа отношений, возникающих в связи с природными ресурсами, предметом экологического права не является, ибо они не касаются непосредственно правового режима природных ресурсов и окружающей среды.

К предмету экологического права относятся следующие четыре группы отношений, каждая их которых будет более подробно рассмотрена в последующих главах. Поэтому здесь о них будет сказано коротко.

Первая группа – это отношения собственности. Они возникают между собственником и всеми другими лицами – несобственниками по поводу правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности.

Вторая группа включает в себя отношения по государственному экологическому управлению. Это отношения по ведению учета и кадастра природных ресурсов, экологической экспертизе и оценке воздействия на окружающую среду, экологической стандартизации сертификации, лицензированию и др.

Третью группу составляют отношения по пользованию природными ресурсами, они связаны с возникновением, изменением и прекращением права пользования объектами природы, порядком и условиями пользования отдельными природными ресурсами, содержанием права пользования ими и т.д.

В четвертую группу входят отношения охранительного характера. Они возникают в связи с нарушениями норм экологического права.

1.3.3. Метод экологического права

Метод, как известно, – это способ регулирования общественных отношений, меры воздействия на его участников. Если предмет отвечает на вопрос, что регулируется, то метод – на вопрос, как регулируется. Наличие предмета является определяющим для выделения той или иной совокупности норм в самостоятельную отрасль права. Нет предмета, нет и отрасли права. Но и наличие своего, специфического метода для отрасли права необходимо.

Напомню также, что в праве существует два основных метода: административно-правовой и гражданско-правовой. Административно-правовой метод имеет место тогда, когда основанием возникновения правоотношений является административный акт, а их стороны находятся в состоянии власти и подчинения. Такой метод присущ государственному, административному, финансовому и некоторым другим отраслям права. Гражданско-правовой метод характерен, естественно, для гражданского права и ряда других отраслей права. При этом методе основанием возникновения правоотношений является соглашение сторон, а их участники находятся в равноправном положении.

Но следует иметь в виду, что ни одна отрасль права не пользуется в чистом виде или только административно-правовым, или только гражданско-правовым методом. Речь может идти лишь о приоритете одного из методов. Это проявляется особенно в экологическом праве. Здесь, поскольку природные ресурсы находятся преимущественно в собственности и ведении государства, то оно в лице соответствующих органов предоставляет их в пользование и владение на основании административного акта. Круг прав и обязанностей сторон по пользованию природными ресурсами также определяет государство. В целом экологическому праву присущ административно-правовой метод регулирования отношений.

Но в условиях развития рыночных отношений, демократизации и либерализации общества экологические отношения все больше приобретают элементы гражданско-правового метода, а ряд из них трансформируется в отношения гражданско-правовые. Гражданско-правовой метод регулирования присущ, в частности, отношениям купли-продажи, дарения, ипотеки и т.д. земельных участков; отношениям по разрешению экологических споров (судебный, состязательный порядок); арендным отношениям и др.

Таким образом, способ правового регулирования экологических отношений представляет собой сочетание гражданско-правового и административно-правового методов при приоритете последнего.

Следует отметить, что административно-правовой метод экологического права отличается от аналогичного метода в государственном, административном, финансовом и других отраслях права, которым присущ этот метод. Каждая отрасль, применяющая административно-правовой метод, имеет свои внутренние особенности. Это касается, например, характера оснований возникновения и прекращения права, набора прав и обязанностей участников соответствующих отношений, особенностей мер принуждения и т.д.

В итоге с полным основанием можно утверждать, что экологическое право как комплексная (интегрированная) и консолидирующая отрасль права имеет свой предмет и метод. Его понятие может быть определено следующим образом.

Экологическое право – это комплексная (интегрированная) и консолидирующая отрасль единого Российского права, нормы которого регулируют совокупность отношений по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды (экологических отношений) в целях гармоничного взаимодействия общества и природы и экологической безопасности страны.

Об экологическом праве в широком смысле в разное время высказывались Н.Д. Казанцев,[17] А.С. Шестерюк,[18] А.К. Голиченков.[19]

ЭП является комплексной отраслью права потому, что оно объединяет (интегрирует) относительно самостоятельные природноресурсовые подотрасли права. Интегралами выступают земельное, водное и другие подотрасли этой отрасли права.

ЭП признается консолидирующей отраслью права потому, что оно аккумулирует в себе регулятивные и охранительные группы норм, возникающие по поводу использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Признание ЭП как комплексной (интегрированной) и консолидирующей отраслью права необходимо для решения, по крайней мере, двух задач. Во-первых, для подтверждения фактически существующего положения в теории экологического права. Во-вторых, для формирования отсутствующей пока системы экологического законодательства во главе с базовым законом. Каким может быть этот базовый закон, я подробно пишу во второй главе учебника.

Предмет экологического права - общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.

Соотношение экологического права с другими отраслями права

Основные нормы и институты экологического права формируются на основе фундаментальных отраслей права. При этом нормы экологического права служат базой, с учетом которой осуществляется экологизация норм других отраслей права, связанных своими институтами или отдельными положениями с такой сферой, как взаимодействие общества и природы.
Государственное (конституционное) право предусматривает конституционные нормы по охране окружающей природной среды; здесь же закрепляются основные базовые положения, регулирующие деятельность представительных и исполнительных органов власти в данной сфере.
Такие институты административного права, как управление, контроль, административная ответственность составляют часть эколого-правового механизма охраны окружающей природной среды. Экологическое право основывается на перечисленных и иных институтах административного права. Иными словами, предусматривает нормы, регулирующие административные отношения применительно к экологическим требованиям по охране природной среды.
Приоритетными функциями гражданского права по отношению к экологическому являются охранительная и компенсационная. Ключевым для экологических правоотношений служит институт возмещения вреда. В условиях рыночной экономики повышается роль норм договорного права, способствующих совершенствованию, экологических отношений. Все чаще гражданско-правовой договор рассматривается в качестве оптимальной формы установления правоотношений применительно к охране окружающей среды и рационального природопользования.
Особое значение имеет уголовное право, несмотря на то, что его нормы, как и нормы административного и гражданского права, выполняют прежде всего охранительную функцию по отношению к экологическому праву. Нормы уголовного права закрепляют составы экологических преступлений как виды общественно опасных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде.
Согласно ст. 3 Закона РФ "Об охране окружающей среды" одним из основных принципов охраны природной среды является принцип международного сотрудничества. На практике особое внимание уделяется распространению опыта, накопленного в данной сфере другими государствами, проводятся международные экологические исследования. С учетом международных стандартов разрабатываются также нормативы предельно допустимых вредных воздействий (в частности, определяются нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, требования к различным энергетическим объектам, использованию радиоактивных материалов, охране озонового слоя Земли), исходя из которых формируются требования к нормированию качества природной среды. О значении международного права для экологического права свидетельствуют также статьи 81, 82 Закона, предусматривающие приоритет правил международных договоров, принятых с участием России.
Взаимовлияние экологической и природно-ресурсных отраслей права прослеживается на протяжении достаточно длительного периода. При этом определяющим является такой фактор, как
монополия государственной собственности на природные ресурсы.
В условиях такой монополии земля и другие природные ресурсы изымались из гражданского оборота. Потому не было принципиальных различий в правовом регулировании порядка использования и охраны таких объектов. Наличие одного собственника обуславливало единство хозяйственного и экологического направлений в пользовании и охране объекта.
Ликвидация государственной монополии на землю, появление многообразных форм использования природных ресурсов предопределили денационализацию и приватизацию земель. С включением земель в хозяйственный оборот возросла актуальность экономического элемента в земельных отношениях. Земельное право в этой части постепенно сближается с гражданским, хозяйственным, предпринимательским правом. В рамках экологического права остается лишь экологическая часть земельного права, посредством которой регулируются земельно-охранительные и экологические отношения. Аналогичные тенденции просматриваются и во взаимодействии экологического права с водным, горным и лесным правом.

Экологическое право является комплексной отраслью в системе российского права. Она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права:

  • земельное;
  • водное;
  • горное;
  • воздухоохранительное;
  • лесное;
  • фаунистическое.

Комплексный характер отрасли экологического права определен тем, что общественные экологические отношения регулируются как собственными нормами, так и нормами, содержащимися в других отраслях российского права, включая гражданское, конституционное, административное, уголовное, предпринимательское, финансовое, аграрное и др.

Процесс отражения экологических требований в этих отраслях права получил название экологизации соответственно гражданского права, уголовного права, предпринимательского права и т.д. Так, в главе 26 Уголовного кодекса РФ регулируется уголовная ответственность за экологические преступления. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит главу 8 - административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Налоговый кодекс РФ регулирует взимание экологических налогов.

Общее правило, касающееся экологизации "иного" законодательства, регулирующего общественные отношения, затрагивающие экологические права и интересы общества, заключается в следующем. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Из этого конституционного положения следует вывод, что в процессе развития и совершенствования каждой отрасли российского законодательства законодательная власть должна предусматривать характерные для каждой из них правовые меры по обеспечению корректного отношения общества к природе с учетом интересов как самой природы в силу ее самоценности, так и человека, исходя, в частности, из необходимости и возможности обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Формирование экологического права как комплексной отрасли наложило отпечаток и на механизм действия его норм. Основными его элементами являются:

  • экологическое нормирование;
  • оценка воздействия на окружающую среду;
  • экологическая экспертиза;
  • лицензирование;
  • экономические меры;
  • сертификация;
  • аудит;
  • контроль;
  • применение мер юридической ответственности, предусматриваемых трудовым, административным, уголовным и гражданским правом.

Таким образом, под экологическим правом понимается совокупность основанных на эколого-правовых идеях норм, регулирующих общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, и конкретных правоотношений в данных сферах.

Экологическое право как наука

Под экологическим правом понимается не только отрасль права, но также наука и учебная дисциплина. Экологическое законодательство, практика его применения, проблемы, достижения, недостатки и пути развития являются предметом научного исследования ученых-юристов и изучения в высших учебных заведениях.

Наука экологического права представляет собой систему знаний, теоретических положений в области экологического права, и является составной частью системы юридических наук.

Отражая реализуемые на практике интегрированный и дифференцированный подходы к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, в современном законодательстве в качестве самостоятельных объектов науки экологического права выделяются:

  1. окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа);
  2. природные комплексы;
  3. отдельные природные объекты или ресурсы;
  4. человек как органический элемент природы.

Окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа) является интегрированным объектом, а другие - дифференцированными объектами.

Предметом науки экологического права являются:

  1. отрасль экологического права. Наукой изучаются нормы и институты экологического права, анализируется роль данных правовых норм и институтов в регулировании соответствующих общественных отношений. Наукой исследуются источники отрасли, ее система, особенности эколого-правовых отношений, виды норм и способы их реализации, специфический характер предмета отрасли, место отрасли экологического права в правовой системе РФ;
  2. эколого-правовые отношения. Исследование права невозможно без изучения, обобщения практики его применения. Их изучение позволяет выявить проблемы реализации изучаемых правовых норм, выработать предложения по повышению эффективности их применения.

Сделанные на основе обобщения практического опыта выводы и теоретические концепции составляют содержание науки экологического права. На основе изучения практики норм экологического права разрабатываются предложения по совершенствованию норм и применения действующего законодательства. Сами по себе положения эколого-правовой науки не имеют нормативного, общеобязательного характера, однако становятся теоретической базой для создания новых правовых норм, для дальнейшего развития и совершенствования законодательства.
В настоящее время проблемы правовой охраны окружающей среды являются крайне актуальными и, как следствие, обусловливают активное развитие данной отрасли, появление новых научных исследований эколого-правового направления.

Экологическое право как учебная дисциплина

Одним из закрепленных в ст. 3 Закона об охране окружающей среды принципов охраны окружающей среды является принцип организации и развития системы экологического образования, воспитания, формирования экологической культуры.

Общие нормы об экологическом образовании и просвещении установлены в гл. 13 указанного Закона. Общественные отношения в области экологического воспитания и образования регулируются также законодательством об образовании и правовыми актами субъектов РФ, поскольку вопросы охраны окружающей среды и общие вопросы воспитания и образования отнесены ст. 72 Конституции к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Экологическое образование — это непрерывный процесс обучения, воспитания, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование целостных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по сохранению окружающей среды и природопользованию.

Цель экологического образования состоит в формировании экологических знаний и ответственного отношения к окружающей среде. Экологическое образование необходимо для дальнейшего сохранения окружающей среды, бережного отношения к природным богатствам. Без экологических знаний невозможно развитие человека как гармоничной личности с гуманистическим отношением к природной среде.

Согласно ст. 71 Закона об охране окружающей среды в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов. Преподавание основ экологических знаний осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовой формы.
Экологическое право входит в государственный стандарт юридического образования. Цель изучения экологического права состоит в том, чтобы студенты получили представление о развитии данной отрасли права, ее месте в системе отраслей права РФ, об экологических правах и обязанностях граждан, а также способах защиты прав, о законодательных требованиях к хозяйствующему субъекту в области охраны окружающей среды, об ответственности за причинение вреда окружающей среде и иных институтах экологического права.

При определении структуры экологического права как учебной или научной дисциплины применяется комбинация оснований, позволяющая наиболее полно и успешно решить стоящие перед ними задачи. При этом структура экологического права как учебной дисциплины может включать общую часть (куда входят в основном положения, обосновывающие наличие отрасли экологического права, и институты данной отрасли), особенную часть (содержащую специфические правовые меры по обеспечению рационального использования и по охране земель, недр, вод, лесов и других природных ресурсов, правовой режим особо охраняемых природных территорий, экологически неблагоприятных территорий, правовое регулирование обращения с химическими и иными веществами, материалами и отходами и др.) и специальную часть (право окружающей среды в зарубежных государствах и международное право окружающей среды).

В рамках общей части изучаются следующие темы:

  • предмет, методы, система экологического права, его принципы, место в системе права РФ;
  • источники экологического права, экологические права и обязанности граждан, основы государственного управления охраной окружающей среды;
  • плата за загрязнение окружающей среды и иные элементы экономического механизма ее охраны;
  • экологические бедствия и чрезвычайные ситуации;
  • ответственность за нарушение экологического законодательства.

Особенная часть экологического права включает в себя изучение:

  • правового регулирования использования и охраны отдельных видов природных объектов: лесного, водного фондов, животного мира, атмосферного воздуха, недр, земель;
  • правовое регулирование использования и охраны особо охраняемых природных территорий.

Система экологического права

Под системой экологического права понимается структура основных элементов, частей этой отрасли:

  • норм;
  • институтов;
  • подотраслей.

Нормы экологического права

Первичными элементами системы права, а также отрасли права как части данной системы являются нормы права.

Под нормой права следует понимать исходящее от государства и определяемое им общеобязательное правило поведения, которое предостав­ляет участникам общественных отношений данного вида юри­дические права и налагает на них юридические обязанности.

С учетом того, что экологическое право является комплекс­ной отраслью и его нормы содержатся также в правовых актах, являющихся источниками иных отраслей нрава, нормы экологического права делятся:

  1. на комплексные, принятые с целью охраны и использования окружающей среды в целом;
  2. отраслевые, посредством которых осуществляется правовое регулирование охраны и использования отдельных природных объектов (земли, недр, вод, лесов, атмосферного воздуха, растительного и животного мира);
  3. экологизированные — нормы других отраслей права, отражающие требования в области охраны окружающей среды.

Институты экологического права

Следующим элементом в иерархии составляющих систе­мы отрасли права является институт права — совокупность правовых норм, регулирующих однородную группу обще­ственных отношений.

В экологическом праве выделяют следующие институ­ты:

  • принципы экологического права;
  • экологические права и обязанности физических и юри­дических лиц;
  • основы государственного управления охраной окружающей среды;
  • экологический контроль;
  • экологический мониторинг;
  • экологическое нормирование;
  • оценка воздействия па окружающую среду и экологи­ческая экспертиза;
  • экономический механизм охраны окружающей среды, включающий регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду, экологическое страхование, а также правовое регулирование предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды;
  • охрана окружающей среды при осуществлении отдельных видов хозяйственной деятельности;
  • охрана особо охраняемых природных территорий;
  • зоны экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций;
  • основы формирования экологической культуры;
  • ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Подотрасли экологического права

Экологическое право подразделяется на две большие составляющие — природоохранное и природоресурсное право, которые представляют собой его подотрасли.

Природоохранное право составляют нормы, регулиру­ющие отношения в области охраны окружающей среды как единого целого, устанавливающие общие требования к субъектам хозяйственной деятельности. Основополагаю­щим источником права, регулирующим данную сферу обще­ственных отношений, является в настоящее время Закон об охране окружающей среды.

Нормы природоресурсного права регулируют обще­ственные отношения в области использования и охраны от­дельных компонентов окружающей среды: земель, вод, недр, лесов и иной растительности, атмосферного воздуха, живот­ного мира, континентального шельфа. Природоресурсное законодательство устанавливает основы правового регули­рования отношений по рациональному использованию и за­щите отдельных компонентов окружающей среды, включая права и обязанности физических и юридических лиц в сфе­ре данных общественных отношений, формы собственности на компоненты окружающей среды, правовые основы их ис­пользования, основы государственного управления в регу­лируемых областях общественных отношений.

При этом необходимо помнить, что правовые нормы при­родоохранного и природоресурсного права подлежат приме­нению лишь в тесном взаимодействии. Однако как общее и частное они соотносятся не полностью, поскольку имеют как общие для них, так и собственные предметы регулирования.

При характеристике экологического права как комплексной отрасли (суперотрасли) важно иметь в виду наличие в его системе сформировавшихся и признанных отраслей права - земельного, горного, водного, лесного, фаунистического и воздухоохранительного. Развитие этих отраслей и экологического права в целом связано с реализацией дифференцированного подхода к правовому регулированию общественных отношений по природопользованию и охране окружающей среды применительно к отдельным природным объектам. Эти отрасли являются в значительной степени самостоятельными по отношению к отрасли экологического права. В системе экологического права они могут рассматриваться как его подотрасли. Они имеют собственную внутреннюю структуру.

Экологическое право является комплексной отраслью в системе российского права. Иногда ее называют суперотраслью. При оценке данной отрасли важно иметь в виду, что она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права, признанных в таком качестве, - земельное, водное, горное, воздухоохранительное, лесное и фаунистическое.

Комплексный характер отрасли экологического права определен, однако, не этим обстоятельством, а тем, что общественные экологические отношения регулируются как собственными нормами, так и нормами, содержащимися в других отраслях российского права, включая гражданское, конституционное, административное, уголовное, предпринимательское, финансовое, аграрное и др. Процесс отражения экологических требований в этих отраслях права получил название экологизации соответственно гражданского права, уголовного права, предпринимательского права и т.д.

Формирование экологического права как комплексной отрасли наложило отпечаток и на механизм действия его норм. Одним из его элементов является применение мер юридической ответственности, предусматриваемых трудовым, административным, уголовным и гражданским правом.

Часть экологического права составляют нормы иных отраслей права, регулирующие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Эти нормы весьма многочисленны и имеют двоякий характер. Хотя они относятся к отраслям права, которые имеют отличный от экологического права предмет регулирования, эти нормы касаются экологии, объединены задачей защиты окружающей среды.

В настоящее время практически ни одна отрасль права не может считаться самодостаточной, поскольку в той или иной мере ее система заимствует пол­ностью либо частично отдельные правовые институты смежных и иных от­раслей.

Несмотря на принадлежность экологического права к числу отраслей гражданско-правовой направленности, тем не менее велико влияние на ее со­держание публично-правовых отраслей.

Экологическое право в части вопросов компетенции органов государст­венной власти Российской Федерации и ее субъектов, общих основ правового статуса человека и гражданина в сфере природопользования, охраны окру­жающей среды и обеспечения экологической безопасности опирается на нормы конституционного права.

По вопросам, относящимся к ведению органов местного самоуправления в сфере экологии, экологическое право соприкасается с муниципальным правом.

Вопросы осуществления управленческих функций в рассматриваемой об­ласти органами общей и специальной компетенции, а также административ­ной ответственности за совершение экологических правонарушений являют­ся общими и для экологического и для административного права.

Институт дисциплинарной и материальной ответственности за соверше­ние экологических правонарушений опирается на нормы трудового права.

Основания наступления уголовной ответственности за экологические пре­ступления, перечень субъектов этого вида ответственности раскрываются в уголовном праве.

Общие основания возникновения, изменения и прекращения права собст­венности и иных' вещных прав на природные ресурсы и объекты, а также во­просы, связанные с гражданско-правовой ответственностью за причинение вреда окружающей среде и здоровью человека, закреплены в гражданском праве.

В рамках экологического права рассматриваются такие вопросы, как ох­рана и рациональное использование земель, отнесенные к ведению самостоя­тельной отрасли - земельное право.

Наконец, вопросы международно-правового сотрудничества Российской Федерации с другими государствами по актуальным экологическим пробле­мам относятся к ведению такой отрасли как международное публичное право, но рассматриваются также и в специальной части экологического права.

В механизме правового обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов значимое место занимает борьба с нарушениями экологического законодательства и особенно их предупреждения. Для этого действует так называемый институт юридической ответственности, закрепленный в российском законодательстве.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Читайте также: