Положены ли выходные после командировки военнослужащим

Обновлено: 25.06.2024

На практике часто возникает ситуация, когда работник едет к месту командировки раньше или покидает его позже периода, обозначенного в задании работодателя. Эта ситуация возникает, если, например, работник пожелал остаться в месте командировки на выходные (посмотреть достопримечательности, встретиться с родственниками) и т.п.

Как отнестись к таким ситуациям работодателю с точки зрения оптимизации налогообложения, своего и работника?

Ответ в части НДФЛ попытался дать Минфин России в своем письме от 25 июня 2019 г. N 03-04-06/46418.

Ведомство сообщает, что пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) предусмотрено освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц всех видов установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая возмещение командировочных расходов).

В абзаце двенадцатом данного пункта указано, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно.

В соответствии со статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) выходные дни и нерабочие праздничные дни - это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей.

При этом согласно статье 166 Трудового кодекса служебная командировка представляет собой поездку работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Таким образом, если работник убывает в командировку ранее даты, указанной в приказе о командировании (возвращается из командировки позднее установленной даты), оплата его проезда в некоторых случаях не может рассматриваться как компенсация расходов, связанных со служебной командировкой.

В частности, в случае, если сразу после окончания командировки работнику предоставляется отпуск, который он проводит в месте командирования (независимо от продолжительности отпуска), имеет место получение работником экономической выгоды, предусмотренной статьей 41 Кодекса, в виде оплаты организацией проезда от места проведения свободного от работы времени до места работы.

В этом случае оплата организацией за сотрудника обратного билета со сроком приезда позднее окончания срока командировки, обозначенного в приказе о командировании, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса признается его доходом, полученным в натуральной форме. Стоимость указанного билета подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в полном объеме в соответствии с положениями статьи 211 Кодекса.

Если же, например, работник остается в месте командирования, используя выходные или нерабочие праздничные дни, оплата организацией проезда от места проведения свободного от работы времени до места работы не приведет к возникновению у него экономической выгоды.

Аналогичный подход используется в случае выезда работника к месту командировки до даты ее начала.

Одновременно в письме Мифина России сообщается, что в случае, если сотрудник организации направляется организацией в место командирования из места нахождения в отпуске, суммы возмещения организацией стоимости проезда сотрудника от места проведения отпуска до места командирования при выполнении установленных условий также не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании вышеуказанной нормы абзаца двенадцатого пункта 3 статьи 217 Кодекса.

При этом, если место проведения отпуска и место командирования сотрудника совпадают, то и оплата соответствующих расходов не осуществляется.


В Военную коллегию адвокатов Приморского края неоднократно обращаются военнослужащие по вопросам, связанным с привлечением их к исполнению обязанностей военной службы сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

Настоящая статья подготовлена применительно к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Министерстве обороны РФ с целью доведения существующего порядка и условий выполнения служебных обязанностей и привлечения к мероприятиям, проводимым сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

В данном случае норма является отсылочной и для установления конкретного времени отсылает к обще трудовому законодательству.

Федеральным законом, дающим определение нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени является Трудовой кодекс РФ.

Нормальная продолжительность еженедельного рабочего времени установлена ст.91 Трудового кодекса РФ в размере, не превышающем 40 часов в неделю.

Вместе с тем, учитывая специфику военной службы, необходимость выполнение поставленных задач, ст.11 Закона предусмотрены следующие случаи привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей сверх общей продолжительности служебного времени и соответствующая компенсация.

1) Привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

В данном случае учету подлежит время привлечения военнослужащих сверх установленной продолжительности за исключением случае, указанных в п.3 ст.11 , п.3.1 ст.11 Закона.

2) Привлечение военнослужащих к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени: боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется Министром обороны Российской Федерации.

3) Привлечение военнослужащих к мероприятиям, указанным в п.1, 3 ст.11 Закона, проходящих военную службу в частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

По первому случаю:

Учет служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха производится согласно п.1 – 4 Приложения № 2 к Положению о порядке прохождения военной службы.

Привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей свыше 40 часов в неделю подлежит компенсации посредством предоставления суток отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели.

Согласно данного Приложения, учет ведется в часах, отдельно относительно сверхурочного времени в рабочие дни и отдельно относительно сверхурочного времени в выходные и праздничные дни.

Ответственность по учету возложена на командиров подразделений посредством ведения журнала учета.

Порядок и форма ведения журнала учета определены Приказом МО РФ от 30.10.2015 № 660.

Суть правовой нормы, закрепленной в п.1 ст.11 Закона сводится к тому, что в течение недели командиром подразделения производится учет привлечения военнослужащего сверх нормальной продолжительности рабочего времени. Данный учет учитывается в часах. В случае, если суммарное количество часов достигло – 8, у военнослужащего появляется право на предоставление дня отдыха.

1) военнослужащий согласно распорядка дня должен находится на территории войсковой части до 18.30, однако в этот день, в связи с необходимость подготовки техники к убытию в утренний рейс, задержался до 20.20 – учету подлежат 2 часа.

2) военнослужащий в течение недели привлекался к несению службы в суточном наряде 2 суток, дополнительно помимо несения службы в наряде исполнял повседневные обязанности в течение недели 23 часа. Учету подлежит время, исходя из следующего расчета: 48 часов (2 суток) + 23 – 40 = 31 час = 31 : 8 = 3 суток 7 часов.

По второму случаю:

Мероприятия, подлежащие учету при предоставлении дополнительных суток отдыха, определены Приказом МО РФ от 10.11.1998г № 492, к ним относятся:

  1. Мероприятия, связанные с введением высших степеней боевой готовности или с объявлением мобилизации, в том числе с учебными целями.
  2. Боевое дежурство (боевая служба).
  3. Мероприятия оперативной и боевой подготовки органов военного управления и войск (сил):
  • оперативные учения;
  • оперативно-тактические учения;
  • тактические учения с боевой стрельбой;
  • командно-штабные и штабные учения;
  • командно-штабные тренировки;
  • тактико-специальные учения;
  • опытные и исследовательские учения;
  • мобилизационные и специальные учения;
  • летно-тактические учения;
  • военные игры;
  • маневры войск (сил);
  • оперативно-полевые поездки;
  • выходы в море кораблей (судов) и подводных лодок, вылеты авиации по плану боевой подготовки, выполнения задач обеспечения сил флота, межбазовых переходов и в чрезвычайных обстоятельствах.
  1. Проверки состояния боевой и мобилизационной готовности, организации боевой работы, выполнения специальных задач, боевой учебы:
  • плановые;
  • внезапные;
  • итоговые (контрольные).
  1. Инспектирование войск (сил).
  2. Проведение государственных, заводских и ходовых испытаний вновь разработанных или модернизированных образцов вооружения и военной техники.
  3. Выполнение мероприятий в зонах чрезвычайного положения. Участие войск в обеспечении режима чрезвычайного положения.
  4. Выполнение мероприятий по ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий, проведение карантинных мероприятий.
  5. Погрузка (выгрузка) оружия и боеприпасов на носители, производство которой не может быть остановлено без завершения технологических процессов.
  6. Участие в проведении миротворческих операций.
  7. Выполнение других боевых и специальных задач, определенных действующим законодательством.

Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определен в п.5 Приложения № 2 к Положению о порядке прохождения военной службы.

Согласно данного Приложения, учет ведется в сутках.

В отличие от предыдущего вида, содержащегося в п.1 ст.11 Закона, ведение журнала учета ни в войсковой части, ни в подразделении не предусмотрено. Данное обстоятельство обусловлено тем, что привлечение к вышеназванным мероприятиям производится на основании соответствующих приказов, вследствие чего у командования имеется реальная возможность проверить обстоятельства фактического привлечения военнослужащего к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени и дополнительный учет нецелесообразен.

Суть правовой нормы, закрепленной в п.3 ст.11 Закона сводится к тому, что военнослужащий после окончания мероприятий, вправе обратиться с рапортом о компенсации времени, привлечения его к мероприятиям. При этом данная норма не связана с нормальной продолжительностью рабочего времени и компенсация производится в зависимости от количества суток привлечения к мероприятиям.

При этом расчет компенсации производится из расчета 3 суток мероприятий = 2 суткам отдыха.

В соответствии с п.3 ст.11 Закона предусмотрено два вида компенсации: предоставление дополнительных суток отдыха, либо предоставление по желанию военнослужащих вместо дополнительных суток отдыха денежной компенсации.

Порядок и условия выплаты денежной компенсации предусмотрены Приказом МО РФ от 14 февраля 2010 года № 80.

Данным приказом Министром обороны РФ подчиненным должностным лицам предписано выплачивать компенсацию при наличии просьб военнослужащих.

Данная выплата производится посредством издания приказа командиром воинской части, в котором военнослужащий проходит военную службу на основании поданных военнослужащими рапортов. В приказе указывается количество дополнительных суток отдыха и сумма компенсации.

Для определения суммы компенсации применяется следующий расчет:

(оклад по должности + оклад по воинскому званию) : 30 х количество суток отдыха.

По третьему случаю:

Согласно п.3.1 ст.11 Закона военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (далее - соединения и воинские части постоянной готовности), дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 настоящей статьи не предоставляется.

После ознакомления с данной правовой нормой у военнослужащих, проходящих военную службу в частях боевой готовности, возникает закономерный вопрос, а каким образом компенсируется переработка применительно к ним.

При этом Закон в отличие от предыдущих случаев не дает прямого ответа.

П.3.1. Закона был введен Федеральным законом от 26.04.2004 № 29-ФЗ, этим же законом в ст.13 Закона вводилась правовая норма, согласно которой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, дополнительно выплачивается дифференцированная надбавка за особые условия боевой подготовки в размере, устанавливаемом министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Однако, уже 22.08.2004 года, данная редакция была изменена Федеральным законом № 122-ФЗ, и в новой редакции указание на установление дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки непосредственно для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, была исключена, вместо этого надбавка была распространена на всех военнослужащих.

С введением нового порядка обеспечения денежным довольствием с 2012 года дифференцированная надбавка за особые условия боевой подготовки была вовсе исключена.

Неопределенность порядка компенсации переработки для данной категории военнослужащих, была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который в свое Определении от 09 декабря 2014 года № 2743-О пришел к выводу о том, что время переработки и привлечения к мероприятиям компенсируются посредством установления и выплаты дополнительной надбавки, как военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях (воинских частях, подразделениях) специального (особого) назначения.

Согласно п.53 Порядка, утвержденного Приказом МО РФ от 30.12.2011 № 2700 такая надбавка установлена в размере 50% оклада по воинской должности.


Командировки бывают не только у гражданских, но и у военных. Причем для военнослужащих исполнение воинского долга не по месту службы является обязанностью и имеет определенные нюансы. Права военнослужащих защищены определенными нормативно-правовыми активами Правительства и Минобороны. В них предусматриваются определенные виды выплат за командировки для военнослужащих.

Командировка – что это?

Командировка – это поездка для выполнения определенных задач. Она совершается в конкретные сроки и регламентируется приказом начальника ВЧ.

Важно. Несение воинской службы не регулируется нормами ТК РФ. В отношении этой деятельности применяются документы, выпущенные Минобороны.

Сроки командировок военных обычно составляют до 30 дней. Но в некоторых случаях они могут быть увеличены:

  • при необходимости осуществить сопровождение и/или охрану грузов;
  • при проведении ремонтных работ на различных типах судов;
  • практика, стажировка, необходимость изучения новой техники;
  • гастроли творческих военных коллективов ;
  • карантинные мероприятия, связанные с вспышками различных болезней.

В любом случае срок устанавливается в пределах 1 года, т. е. он не должен его превышать.

Нормативные акты устанавливают, что некоторые поездки (отлучки) военных не относятся к служебным командировкам. В этот список попадают следующие ситуации:

  • поездки, связанные с личными делами;
  • нахождение на гауптвахте ;
  • прохождение обучения в учебных заведениях;
  • временное зачисление в другие части;
  • поездки в составе части, для ознакомления с вооружением, проведения исследований и т. п.

Замечание. Одним из основных признаков командировки можно назвать оплату связанных с ней расходов. Личные средства военного на эти цели расходоваться не должны, а финансирование осуществляется за счет бюджета.

Оформление командировок


При отправке военнослужащего в командировку ему оформляют командировочное удостоверение. Этот документ является одним из важнейших для дальнейшей оплаты/компенсации расходов, связанных с поездкой. Он представляет собой бланк регламентированной формы.

На лицевой стороне указывается следующая информация:

  • сведения о приказе на командировку, ее цели и сроках;
  • данные командированного ;
  • данные лица, которое командирует военнослужащего.

Оборотная сторона предназначена для проставления отметок о прибытии/убытии. Они являются подтверждением того, что в конкретную дату военнослужащий прибыл в определенное место или уехал из него, т. е. подтверждают выполнение служебного задания.

Само по себе командировочное удостоверение не имеет какой-либо юридической силы. В нем нет фотографии и других важных данных о командированном лице. Именно по этой причине на лицевой стороне его стоит отметка о том, что документ действителен исключительно при предъявлении удостоверения личности.

Замечание. Командировочное удостоверение сдается по прибытию в свою часть после поездки. Оно должно содержать соответствующие отметки принимающей стороны (сторон), а без них будет непринято.

Оплата командировок

Расходы, связанные со служебными командировками, на себя берет федеральный бюджет или в некоторых случаях резервный фонд Минобороны. Все расходы военного, связанные с отсутствием в родной части подлежат оплате.

Важно. Служебные командировки военнослужащих всегда являются плановыми. Это связано с необходимостью обеспечить наличие соответствующих средств в бюджете/резерве. Личные средства военных привлекать запрещено.

Командировочные расходы, подлежащие оплате, делят на 3 категории:

  • суточные, которые командированный может расходовать по своему усмотрению без дополнительных отчетов;
  • проезд (оплачивается поездка до места назначения и обратно);
  • проживание (гостиницы, аренда жилья).

Все выплаты рассчитывают, исходя из количества дней командировки. Датой ее начала принято считать день убытия из своей части, а датой закрытия – день прибытия в нее. В дни командировки входят также все праздники и выходные. По ним также предусмотрена выплата суточных, компенсация расходов по проживанию, проезду.

Важно. Дни болезни в командировку при определении суммы компенсаций не включают.

Размеры выплат


Постановление правительство регламентирует размеры командировочных расходов. Выплачивать больше этих сумм военнослужащему не имеют права.

На текущий момент для военных действуют следующие ограничения по выплатам:

  • Суточные – от 100 до 300 р. в зависимости от действующего регламента, места поездки и других нюансов.
  • Проживание – в размере фактических расходов, но не больше 550 р. в сутки, если имеются документы (чеки), а при отсутствии документов по аренде номера или другого жилья – 12 р./сутки.
  • Проезд – по фактическим суммам в проездных документов, но не выше стандартных тарифов (например, перелет бизнес-классом никто оплачивать не будет).

Несколько иначе обстоит дело, если командировка предстоит в другую страну. В этом случае деньги на поездку выдают уже в иностранной валюте в зависимости от страны пребывания. Осуществляются выплаты в валюте только при наличии соответствующей отметки в загранпаспорте или других путевых документах командированного лица.

Важно. Нормы выплат на каждую категорию расходов устанавливаются отдельно для каждой страны пребывания. Они устанавливаются в соответствии с Постановлениями Правительства или нормативными документами Минобороны.

Отгулы за командировку

Командировка фактически подразумевает работу сверх норматива. На каждые 8 часов работы в этом случае нельзя гарантировать не меньше 12 часов отдыха. Поэтому за командировки военнослужащие могут получить компенсацию в виде выходных. В среднем за каждые 1,5 дня служебной поездки положено 1 сутки отдыха.

Оформляют отгулы по согласованию с начальством. Их также можно присоединить к основному отпуску.

Замечание. При выполнение специальных задач, длительных командировках и в некоторых других случаях предусмотрено предоставление реабилитационного отпуска продолжительностью до 30 дней.

Командировки военнослужащих являются одни из вариантов несения службы. Отказаться от них фактически не получится, если они требуются. При этом все виды выплат за командировки военнослужащим строго регламентированы.

Военнослужащих, проходящих службу по контракту, интересует вопрос, за что, в каких случаях и в каком количестве положены дополнительные сутки отдыха. Согласно статье 11 п.1 ФЗ РФ “О статусе военнослужащего”

общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Иными словами, для большинства военнослужащих предусмотрена традиционная 40-часовая рабочая неделя.

Поскольку каждый работодатель ведет учет отработанного времени (в нашем случае учет ведет командир подразделения), привлечение военнослужащих к исполнению военных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени должно компенсироваться отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. Правильность исчисления отработанного времени еженедельно подтверждается подписью военнослужащего в соответствующем журнале.

Право на дополнительные сутки отдыха военнослужащим?

Существует два типа воинских частей боевой готовности. Первый – соединения и воинские части постоянной готовности, переведенные в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Дополнительные сутки отдыха служащим в таких частях, в соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 ФЗ РФ "О статус военнослужащего", не предоставляется.

Ко второму типу воинской части боевой готовности относятся воинские части, которые не переводились в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Они имеют законное право дополнительно отдыхать за ранее отработанное время.

Время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется, а затем предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску.

Длительность дополнительного отдыха

Согласно пункту 3 Приложения N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы Указа Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 г. "Вопросы прохождения военной службы", время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках.

За каждые трое суток привлечения к таким мероприятиям военнослужащему предоставляются двое суток отдыха, установленных пунктом 3 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащего".

Кроме того, согласно пункту 4 статьи 11 ФЗ РФ " О статусе военнослужащего", военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в военных образовательных учреждениях профессионального образования, соединениях и воинских частях постоянной готовности, и учебных воинских частях, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно. Остальным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее шести суток отдыха в месяц. Дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.

В каких случаях предоставляются дополнительные сутки отдыха военнослужащим?

Без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени проводятся следующие мероприятия (Приказа М РФ N 492 от 10 ноября 1998 г.):

  1. Мероприятия, связанные с введением высших степеней боевой готовности или с объявлением мобилизации, в том числе с учебными целями.
  2. Боевое дежурство (боевая служба).
  3. Мероприятия оперативной и боевой подготовки:

- тактические учения с боевой стрельбой;

- командно-штабные и штабные учения;

- опытные и исследовательские учения;

- мобилизационные и специальные учения;

- маневры войск (сил);

- выходы в море судов и подводных лодок, вылеты авиации по плану боевой подготовки, выполнения задач обеспечения сил флота, межбазовых переходов и в чрезвычайных обстоятельствах.

  1. Проверки состояния боевой и мобилизационной готовности, организации боевой работы, выполнения специальных задач, боевой учебы.
  2. Инспектирование войск.
  3. Проведение испытаний, вновь разработанных или модернизированных образцов вооружения и военной техники.
  4. Участие в мероприятиях в зонах чрезвычайного положения.
  5. Участие в ликвидации аварий

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)

Читайте также: