Положена ли материальная помощь при увольнении по собственному желанию муниципальному служащему

Обновлено: 30.06.2024

Выплата выходного пособия при увольнении по соглашению сторон директору муниципального предприятия.

Директора выбрали на должность Главы муниципального района, при увольнении с предприятия какие выплаты, кроме компенсации за неиспользованные отпуска, ему положены. Договор по месту работы был бессрочный. Заранее спасибо.

Работала с 2012 года директором муниципального кафе. В договоре был пункт-ежегодная единовременная выплата материальной помощи на основании распоряжения администрации, не зависимо от итогов. В 2012 выплата не производилась. В 2013 было начислено только 3/4 от причитающейся суммы, но как выяснилось-без распоряжения. 1 вопрос - (получается что неправомерно начислена мат. выплата-кто в этом виноват, я, как директор, что не досмотрела или гл.бухгалтер который пропустил эту выплату).

При увольнении, я попросила оплатить все причитающиеся деньги, заставили написать заявление о выплате мат. помощи. Оплатили только за 2014 год, сославшись, что за предыдущие года не было таких писем. Но в договоре не указано, что выплаты происходят только на основании письменного заявления работника. Вопрос 2 - должны ли мне выплатить всю материальную помощь?

Прошу Вас пояснить положена ли при увольнении по ст.77 пункт 2 ТК РФ компенсационная выплата руководителю муниципального предприятия т.к. закончился срок трудового контракта и Работодатель далее контракт не продляет. Хотя в коллективном договоре компенсации и материальная помощь прописаны и прописаны что действия колдоговора распостраняются и на руководителя. А в трудовом контракте при прекращении контракта ничего не прописано по вопросам компенсаций и матпомощи при выходе на пенсию. И работодатель отказывает в выплате говоря что действие колдоговора не распостраняются на руководителя МУП. Заранее спасибо.

Прошу Вас пояснить положена ли при увольнении компенсационная выплата руководителю муниципального предприятия т.к. закончился срок трудового контракта и Работодатель далее контракт не продляет. Хотя в коллективном договоре компенсации и материальная помощь прописаны и прописаны что действия колдоговора распостраняются и на руководителя. А в трудовом контракте при прекращении контракта ничего не прописано по вопросам денежных компенсаций и матпомощи при выходе на пенсию. Заранее спасибо.

Сужусь уже год с муниципальным учреждением о выплате компенсаций при сокращении. Был сокращен отдел отдел без уведомлений, приказы были подписаны задним числом. Составила соглашение с директором о расторжении трудового договора по соглашению сторон с выплатой компенсации. Выплаты компенсаций не было. Сейчас подана жалоба в Верховный суд. Если Верховный суд откажет, куда дальше можно жаловаться? Весь процесс увольнения был противозаконным, суды на стороне муниципального учреждения. Кто может защитить интересы простого человека?

У меня 11 лет муниципального стажа за работу в органах МВД (участковый) и 6 лет последние работаю муниципальным служащим в должности консультанта, с 1 ноября 2018 получил уведомление о сокращении. Могу ли я уволится не отрабатывать два месяца? Какие выплаты и компенсации мне должны выплатить при досрочном увольнении по сокращению штатов, если я напишу заявление.

В положении об оплате труда муниципальных служащих сказано:

При увольнении муниципального служащего, единовременная выплата осуществляется за фактически отработанное время в текущем календарном году.

Январь 2016 года отработал, а с 1 февраля пошел в отпуск по 10 марта, с 10 марта рассчитываюсь. Какое будет у меня фактически отработанное время в текущем 2016 году? Один месяц, или с января по 10 марта?

Помогите разобраться и разъяснить такой вопрос-Я явлюсь директором муниципального унитарного предприятия, учредителем которого является администрация поселения. Они же меня на работу и принимали. В данный момент предприятие ликвидируется по областному закону. Положены ли мне какие либо выплаты при ликвидации предприятия от учредителя? И обязаны ли мне платить три месяца после увольнения заработную плату?

Я устроилась в администрацию муниципального образования по срочному трудовому договору на место сотрудницы, ушедшей в декретный отпуск. Проработала там год, через 3 месяца тоже собираюсь в декретный отпуск. В этот период времени взамен меня хочет выйти прежняя сотрудница. Согласно ст. 261 ТК РФ руководитель имеет право меня уволить. В каком случае моё увольнение будет незаконным и какие у меня преимущества по поводу выплат при уходе?

Здравствуйе, прошу ответить на следующий вопрос:

В настоящее время происходит ликвидация муниципального унитарного предприятия расположенного в местностях приравненных к районам крайнего севера. Статья 318 часть 1 ТК РФ предусмотренна выплата среднего месячного заработка на период трудоустройства на срок не свыше трех месяцев со дня увольнения. Ч 2 предусматривает сохранение ср. мес. зар. в исключительных случаях в течение 4,5,6 месяцев по решению органов службы занятости населения. Служба занятости обязывает МУП выплачивать ср. мес. зар. уволенным работникам в течении 4, 5, 6 месяцев, при этом не обосновывая в чем заключается исключительность случаев. МУП не имеет возможности и желания производить данные выплаты. Является ли законным отказ МУП оплачивать этот ср. мес. зар в течении 4, 5, 6 месяцев?

Меня уволили по п 2 ч 1 ст 81 ТК и установили пенсию за выслугу лет. А единовременное денежное поощрение (ЕДП) в связи с назначением пенсии не выплатили, ссылаясь на муниципальные правовые акты г.Урай от 05.03.09№447 (ред.23.06.09№1675) и от 05.05.10№1222 (МПА), согласно которым ЕДП выплачивается при увольнении с должности муниципальной службы в связи с выходом на пенсию.

Можно ли признать (через суд) МПА противоречащими, недействительными и не подлежащими применению, т.к. ч 1 ст 24 ФЗ от 02.03.07№25 ФЗ, ч 2 ст 17 закона ХМАО от 20.07.07№113 оз указывает то,что на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распостраняются права госуд. Гражд. Служ. А ст 28 (раздел: Пенсионное обеспечение. ) законаХМАО от 31.12.04№97 оз предусматривает ЕДП при назначении пенсии за выслугу лет и не связана с формой увольнения.

Правомерен ли отказ в выплате ЕДП?

Я была муниципальным служащим. С 2010 г. вышла на трудовую пенсию но продолжала работать. По достижению муниципального стажа 25 лет (дата-27.10.2016 г.) уволилась. Муниципальная пенсия (далее МП) мне была начислена ранее, но я ее не получала т.к. находилась на муниципальной службе. После увольнения я обратилась в министерство соцзащиты о пересмотре и выплате мне МП. При расчете МП была учтена сумма трудовой пенсии начисленная (с индексацией) , но не выплаченная (без индексации). Я индексацию не получала. В итоге у меня МП не изменилась. Верно ли это?

Я уволилась с работы из Муниципального бюджетного учреждения 18.01.2013 г. без отработки. Но до сих пор мне не выдали расчёт. Директор объясняет, что на день увольнения никаких денег мне выдавать не должны (а только посчитать, т.е. рассчитать сумму денег положенной за данный месяц), а также аргуметирует это тем, что в договоре при устройстве на работу мне было написано: выплата заработной платы осуществляется 10 и 25 числа каждого месяца безналичным путём. Но это же не зарплата. Что мне делать? Я единственный родитель, воспитывающий ребёнка-инвалида. Я неправильно понимаю закон? Или это администрация учреждения издевается? Куда мне следует обратиться?

Работаю в УИС из за нехватки кадров заставляют подписывать заявление на выход в выходные дни, Эта практика является регулярной, при рабочих часах с 8 до 5 и 5 дневной рабочей неделе переработка в будние дни составляет от 1 до 4 и это каждый день, При этом выход в выходные дни заставляют подписывать под угрозой увольнения и не выпуска с работы. Законно ли это? и так каждый месяц получается работа с 4 выходными днями и от 24 до 72 часов не оплачиваемой переработки по времени! Выход в выходные дни оплачивается в двойном размере, но сумма выплаты не учитывает выплаты за стаж и вредность. Согласно статья 113 ТК Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.2) для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества; как быть в данном случае? Работодатель не соглашается компенсировать выходные дни отгулом.

Работала в должности специалиста 1 категории в администрации сельского поселения с 9 января 2017 года по положению о денежном содержании муниципальных служащих мне была положена единовременная выплата по заявлению к отпуску в размере одного должностного оклада и материальная помощь в размере 2 х окладов по заявлению, по пункту 37 данного положения Не предоставленая материальная помощь в течении календарного года выплачивается в декабре текущего года без заявления. В течении 2017 г мною не было получено ни одной положенной вышеуказанной выплаты. В январе 2018 г работая в должности специалиста 1 категории в администрации сельского поселения и по совместительству исполняющей обязанности главы сельского поселения на 0,5 ставки мною было издано распоряжение о выплате мне как специалисту единовременной материальной помощи в размере одного должностного оклада (стаж работы в должности специалиста 1 категории в администрации сельского поселения на тот момент 1 год). 1 марта 2018 года я уволилась по собственному желанию и как специалист и как исполняющая обязанности главы сельского поселения. Сейчас ведётся проверка правоохранительными органами о выплате мне материальной помощи. Утверждают что я как Исполняющая обязанности главы сельского поселения не имела права издавать такое распоряжение сама на себя и предлагают вернуть полученные мной денежные средства организации. На мои объяснения, что я работала на тот период по основной должности специалиста 1 категории в администрации сельского поселения и по совместительству исполняющей обязанности главы сельского поселения на 0,5 ставки с правом подписи и получила материальную помощь именно как специалист что подтверждается расчётный листом из бухгалтерии администрации, никаких комментарий. Насколько правомерны мои действия и действия сотрудников правоохранительных органов. По п. 39 положения При увольнении муниципального служащего по собственному желанию материальная помощь не выплаченная (оставшаяся) в течении календарного года выплачивается пропорционально времени нахождения на муниципальной должности от начала календарного года до даты увольнения. В случае если увольняемому муниципальному служащему материальная помощь уже была выплачена в полном объёме её перерасчёт не производится. И имею ли я право затребовать недовыплаченную мне материальную помощь в размере одного должностного оклада и единовременную выплату к отпуску которую я не получала.

Увольнение с муниципальной службы по собственному желанию — это не единственное основание, по которому госслужащий может покинуть должность. Это особая категория работников, для которых законодательно установлены дополнительные основания расторжения трудового договора.

Кто относится к муниципальным служащим

Определение находим в статье 10 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ: так называют работника, который занимает муниципальную должность в органе власти местного уровня. Работа на такой должности регулируется местными нормативными актами, а вознаграждение за труд выплачивается ему из местного бюджета.

Нельзя отождествлять гражданских служащих, которые работают в органах федеральной государственной власти и органах власти субъектов Российской Федерации, и местных служащих — это две отдельные системы. Муниципальная служба не является подвидом государственной гражданской службы и регулируется специальными законодательными актами.

Как регулируется увольнение муниципальных служащих

Главным законом, регулирующим общие правила вступления в трудовые отношения и освобождения от должности сотрудников, является Трудовой кодекс РФ. Вопросам увольнения посвящена глава 13.

Причины увольнения муниципальных служащих

С местной службы гражданин увольняется по общим основаниям, установленным Трудовым кодексом РФ, и к нему применяют специальные основания для увольнения муниципального служащего. Общие основания собрали в таблице:

Статья ТК РФ Основание Пояснение
ст. 78 ТК РФ Соглашение сторон Трудовой договор расторгается в любой момент, если к тому есть волеизъявление и сотрудника и работодателя
ст. 79 ТК РФ Истечение срока договора По общему правилу, трудовой договор — бессрочный, но в ст. 59 ТК РФ установлено ограниченное количество случаев, когда договор заключается на определенный срок, например, на время отсутствия основного сотрудника. Истечение срока договора ведет к освобождению от должности сотрудника
ст. 80 ТК РФ По инициативе работника Решение о прекращении трудовых отношений принимает сам сотрудник, о чем подает соответствующее заявление
ст. 71 и 81 ТК РФ По инициативе работодателя Увольнение по инициативе работодателя требуется обосновать. Трудовой кодекс устанавливает закрытый перечень случаев, когда работник освобождается от должности, реализации каждого из этих случаев должна сопутствовать определенная процедура
ст. 83 ТК РФ По обстоятельствам, не зависящим от воли сторон К таким обстоятельствам относятся, например, призыв работника на военную службу, его смерть, восстановление на работе гражданина, ранее занимавшего эту должность, чрезвычайная ситуация

Трудовой кодекс РФ в ст. 75 содержит основание для увольнения руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера, если в организации сменился собственник. Спорным является вопрос, относятся ли к этому основанию случаи увольнения муниципальных служащих при смене руководства органа власти. Основанием для увольнения является смена собственника. В случае местного органа это приватизация имущества из муниципальной собственности в частную. Если в организации просто сменился руководитель либо даже местный орган реорганизован, у него изменилась подведомственность, форма собственности осталась прежней, оснований для кадровых перестановок нет.

Специальными основаниями для освобождения от должности муниципального служащего являются:

Основание Пояснение
Достижения предельного возраста нахождения на муниципальной службе Пункт 2 ст. 13 Федерального закона № 25-ФЗ устанавливает предельный возраст службы в 65 лет. Статья 19 того же закона позволяет расторгнуть трудовой договор с сотрудником, достигшим этого возраста. Продлить срок пребывания на работе можно, но единовременно только на один год. Количество продлений не регламентировано, поэтому продлевать срок работы допустимо сколь угодно долго по согласованию с работодателем
Утрата гражданства РФ или государства, граждане которых находятся на муниципальной службе в РФ По общему правилу, местными служащими являются только граждане РФ, но с рядом иностранных государств, в том числе Белоруссией и Арменией, у России есть международные соглашения, позволяющие их гражданам участвовать в российском местном управлении
Несоблюдение ограничений Федеральным законом № 25-ФЗ установлен перечень ограничений, которых обязан придерживаться местный служащий, например, он не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, занимать государственные должности или оплачиваемые должности в профсоюзе или избирательном органе
Дисквалификация Это вид административных наказаний за совершение, например, административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.63 КоАП РФ. Наложение такой меры исключает возможность работы гражданина на должности

Уволенного из-за утраты доверия включают в специальный реестр! Снова поступить на муниципальную службу такой работник не сможет.

Полный путеводитель по процедуре увольнения от КонсультантПлюс

1. Как оформить соглашение о расторжении трудового договора

По соглашению сторон трудовой договор может быть расторгнут в любое время в срок, определенный сторонами. Это следует из совокупности положений ст. 78 ТК РФ, п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2. Инициатором расторжения договора по данному основанию может являться как работник, так и работодатель.

Сроки для увольнения

Срок расторжения отношений с муниципальным служащим зависит от основания, по которому это происходит:

  1. Если основанием является сокращение численности штата, предупредить сотрудника необходимо как минимум за два месяца.
  2. Если сотрудник увольняется добровольно, вся процедура займет две недели.
  3. По соглашению сторон трудовой договор расторгается в течение периода, о котором договорятся работник и работодатель. Допустимо сокращение периода увольнения до одного дня.
  4. В связи с утратой доверия и при неоднократном неисполнении должностных обязанностей — не менее двух рабочих дней. Увольнение по этим основаниям является дисциплинарным взысканием. Прежде чем его применить, работодатель обязан затребовать у работника письменное разъяснение. На его предоставление работнику дается два рабочих дня. Издавать приказ об увольнении до истечения этого срока является нарушением трудовых прав работника.
  5. В случае достижения предельного возраста увольнение оформляется со дня, следующего за днем рождения служащего. Законодательно не оговаривается специальная процедура уведомления о грядущем расторжении договора с сотрудником, но следуя соображениям деловой этики, работодателю стоит заблаговременно известить сотрудника о том, что договор с ним не продлят после наступления предельного возраста.

Как оформляется увольнение муниципального служащего

Процедура снятия с должности состоит из этапов:

  1. Выявление и документальное оформление оснований.
  2. Издание приказа.
  3. Оформление записи в трудовой книжке гражданина и выдача всех документов.
  4. Полный расчет.

Например, увольнение муниципального служащего по собственному желанию предполагает следующую последовательность действий.

Шаг 1. Муниципальный служащий подает заявление.

Оно не имеет строго определенной формы, сотрудник составляет его в том виде, в котором считает нужным. Важно, чтобы в документе было четко выражено намерение уволиться и дата, с которой трудовые отношения будут прекращены.


Шаг 2. Передача дел.

На следующий день после дня подачи заявления начинает течь двухнедельный срок отработки. Работодатель ищет увольняющемуся сотруднику замену, а тот заканчивает и передает дела.

Шаг 3. Работодатель оформляет приказ об увольнении муниципального служащего по унифицированной форме Т-8, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1.


Шаг 4. В последний день работы в трудовой книжке делают отметку об увольнении. Ее и остальные документы сотрудника выдают ему на руки.

Шаг 5. Полный расчет. Все причитающиеся деньги нужно выдать в последний рабочий день.

Выплаты и компенсации муниципальным служащим

При увольнении гражданину выплачиваются:

  • заработная плата за отработанную часть месяца с учетом всех регулярных надбавок и регулярных премий;
  • компенсация неотгулянного ежегодного отпуска;
  • выходное пособие при увольнении муниципального служащего, если он сокращен в связи с уменьшением штата или расформированием органа власти.

Гарантии для муниципальных служащих при увольнении

Гарантии предоставляются в случае, если расторжение трудового договора происходит в связи с ликвидацией или расформированием органа власти. Тогда работодатель обязан предоставить работнику возможность либо перевестись на другую, более низкооплачиваемую должность, либо дать информацию о возможности трудоустройства в другом органе власти. Если работник отказывается от предоставленных возможностей, оформляется расторжение.

Увольнение осужденного к лишению свободы

В пп. 2 п. 1 ст. 13 Федерального закона № 25-ФЗ сказано, что гражданин, осужденный к лишению свободы, не вправе оставаться на местной службе.

Трудовой кодекс РФ относит осуждение сотрудника к лишению свободы к основаниям расторжения договора, не зависящим от воли сторон. Расторжение трудовых отношений в связи с приговором реализуется только после вступления в силу решения суда. Вступившее в силу решение становится для работодателя основанием для расторжения трудового договора.

Работодатель издает приказ и под подпись ознакомит с ним муниципального служащего. Если ознакомление невозможно из-за того, что сотрудник находится в местах лишения свободы, об этом делается отметка в приказе со ссылкой на решение.

В трудовой книжке сотрудника причина прекращения трудовых отношений указывается со ссылкой на п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Особенности для полиции

Снятие с должностей сотрудников полиции подчиняется правилам, установленным Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ и Трудовым кодексом РФ (в части, которая не регулируется 342-ФЗ), но не подчиняется Федеральному закону № 25-ФЗ, поскольку полиция, будучи структурой Министерства внутренних дел РФ, не относится к местным органам власти.

Рассматривается инициатива создания муниципальной милиции, обеспечиваемой за счет местных бюджетов, но пока это не реализовано.

Порядок увольнения сотрудника полиции по его инициативе урегулирован Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ. Статья 84 указывает на то, что полицейский вправе принять решение об увольнении до окончания срока его контракта. Чтобы покинуть службу, он подает рапорт не менее чем за один месяц до предполагаемого расторжения контракта.

Право на ежегодный оплачиваемый отпуск относится к числу основных конституционных прав граждан. Оно гарантируется всем лицам – как работающим по трудовому договору, так и заключившим контракт с нанимателем в лице государственного или муниципального органа. В статье рассмотрены нарушения, встречающиеся при предоставлении и расчете отпускных государственным (муниципальным) гражданским служащим.

Порядок предоставления отпусков государственным (муниципальным) гражданским служащим регулируется федеральными законами:

Соблюдение порядка предоставления отпусков

В силу п. 1 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ, п. 1 ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Вышеперечисленные законы предусматривают, что ежегодный отпуск служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Продолжительность основного отпуска зависит от должности. Так, в соответствии с п. 3, 4 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней, а служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, – 30 календарных дней.

Отметим, что, кроме права на основной оплачиваемый отпуск, государственный (муниципальный) служащий имеет право на дополнительные отпуска:

  • ежегодный дополнительный отпуск за выслугу лет;
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями;
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день.

При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет. При этом общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, – 40 календарных дней.

Что касается продолжительности дополнительных отпусков за выслугу лет, предоставляемых муниципальным служащим, в силу п. 4 ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ их продолжительность, установленная федеральными законами и законами субъекта РФ, не может быть более 15 календарных дней.

В соответствии с положениями ст. 73 Федерального закона № 79-ФЗ к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным законом, применяются федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права. Исходя из ст. 423 ТК РФ постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов. Поскольку Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 № 235 в настоящее время применяется в части, не противоречащей ТК РФ, нормы, закрепленные в данных документах, подлежат обязательному исполнению. Таким образом, при составлении графика отпусков наниматель должен был учесть желание женщины о предоставлении ей отпуска в удобное для нее время.

Далее необходимо отметить, что п. 8 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ допускает предоставление отпуска по частям по заявлению гражданского служащего. При этом продолжительность одной части отпуска не должна быть менее 14 календарных дней. По согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему может предоставляться часть отпуска иной продолжительности. Аналогичного прямого указания, касающегося муниципальных служащих, нет, данная норма содержится лишь в ст. 125 ТК РФ.

Иногда причины деления ежегодного отпуска по частям отпуска прямо установлены нормативным актом органа местного самоуправления или законом субъекта РФ. Так, Решением Воронежской городской думы от 10.06.2009 № 152-II определено, что если в результате суммирования основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков продолжительность отпуска составит более 45 календарных дней, то отпуск по согласованию с представителем нанимателя может предоставляться по частям в соответствии с утвержденным графиком отпусков.

Во избежание между нанимателем и служащими спорных моментов рекомендуем при составлении графика отпусков учитывать приведенные выше положения нормативных актов.

Соблюдения порядка выплаты денежного содержания за отпуск

Как уже было отмечено выше, законодательство РФ гарантирует гражданскому служащему за время нахождения в ежегодном отпуске сохранение замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания (п. 1 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ, п. 1 ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ).

  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
  • ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • ежемесячное денежное поощрение.

Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска (п. 6 Правил № 562).

Для справки

Кроме ежемесячного денежного содержания за время нахождения в ежегодном отпуске, федеральному гражданскому служащему один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания (п. 11 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ). Более конкретизированный порядок данной выплаты содержится в нормативных актах нанимателя. Например, согласно Приказу ФАС РФ от 13.10.2006 № 259 единовременная выплата к отпуску осуществляется гражданскому служащему одновременно с выплатой денежного содержания за период отпуска за текущий рабочий год. В случаях использования служащим отпуска частями выплата производится при использовании части отпуска не менее 14 календарных дней. Как отмечается в Апелляционном определении Рязанского областного суда от 27.08.2014 № 33-1686, если наниматель не произвел выдачу единовременной выплаты перед уходом федерального гражданского служащего в отпуск, то данная денежная сумма должна быть учтена при исчислении денежного содержания при его увольнении. В связи с этим судом была взыскана с нанимателя в пользу бывшего гражданского служащего недоплаченная компенсационная выплата с учетом ст. 236 ТК РФ.

Что касается исчисления денежного содержания муниципального служащего на период его нахождения в отпуске, в соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ его размер определяется в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы. На практике данная трактовка вызывает вопросы, касающиеся исчисления суммы отпускных, поэтому рассмотрим ее более подробно и отметим ошибки и нарушения, выявляемые в ходе проверок.

Статья 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных трудовым законодательством, устанавливает единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

  • единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • материальная помощь.

Таким образом, материальная помощь, выплаченная в связи с вступлением в брак или в связи со смертью близкого родственника, носит социальный характер, то есть не имеет отношения непосредственно к трудовой деятельности. Аналогичная позиция имеется в судебной практике. Например, Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в Апелляционном определении от 29.11.2012 № 33-2696 пришел к выводу о том, что материальная помощь, выплачиваемая муниципальным служащим, находится вне системы оплаты труда (см. также Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.09.2012 № 33-2190).

В Апелляционном определении Верховного суда Республики Коми от 24.02.2014 по делу № 33-834/2014 суд отметил: несмотря на то что материальная помощь входит в систему оплаты труда муниципального служащего, она определена как дополнительная выплата и не связана с исполнением муниципальным служащим своих функциональных обязанностей. Таким образом, на основании анализа имеющейся судебной практики можно сделать вывод, что материальная помощь, выплаченная муниципальному служащему, не должна участвовать в расчете денежного содержания начисляемого на период нахождения муниципального служащего в отпуске.

Аналогичным образом в расчете не должны участвовать разовые премии к празднику, не предусмотренные системой оплаты труда муниципальных служащих нанимателя (муниципального органа) (Апелляционное определение Калининградского областного суда от 27.06.2012 по делу № 33-2711/2012г).

Что касается единовременной выплате к отпуску, она также не включается в расчет суммы отпускных, поскольку носит социальный характер (компенсация к отпуску) и выплачивается служащему вместе с денежным содержанием перед уходом в отпуск.

Соблюдение сроков выплаты денежного содержания за отпуск

В силу п. 10 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ выплата денежного содержания государственному гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска. Например, если отпуск предоставляется работнику с 01.09.2015, отпускные нужно выплатить не позднее 21.08.2015.

Поскольку Федеральный закон № 25-ФЗ не устанавливает конкретных сроков выплаты отпускных, их выплата осуществляется в сроки, установленные ст. 136 ТК РФ не позднее, чем за три дня до его начала.

Напомним: если отпускные выплачены несвоевременно, то у служащего возникает право получения компенсации за каждый день задержки (ст. 236 ТК РФ). Представитель нанимателя обязан выплатить отпускные с процентами (денежной компенсацией) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Следует учитывать, что обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины представителя нанимателя (см. Апелляционное определение Рязанского областного суда от 27.08.2014 № 33-1686).

Кроме того, если в добровольном порядке наниматель своевременно не выплатит отпускные и компенсацию за задержку обязательных выплат перед уходом в отпуск, служащий может обратиться в суд с возмещением ему морального вреда на основании ст. 237 ТК РФ. Так, в Апелляционном определении Московского городского суда от 20.11.2013 по делу № 11-37441 суд обязал нанимателя возместить служащему моральный вред, причиненный ему неправомерными действиями по задержке выплаты отпускных.

Если гражданскому служащему своевременно не была произведена плата за время ежегодного оплачиваемого отпуска либо он был предупрежден о времени начала отпуска позднее чем за две недели до его начала, то по его письменному заявлению представитель нанимателя обязан перенести отпуск на другой срок, согласованный с гражданским служащим (ст. 124 ТК РФ). При переносе отпуска служащий не может требовать указанной денежной компенсации, поскольку в таком случае отпуск оплачивается за 10 дней до новой даты и срок его оплаты не нарушается.

Удержание из денежного довольствия сумм излишне начисленных отпускных

Согласно ст. 122 ТК РФ оплачиваемый отпуск должен предоставляться служащему ежегодно. При этом право на использование отпуска за первый год работы возникает по истечении шести месяцев непрерывной работы у данного нанимателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск может быть предоставлен и до истечения шести месяцев.

На практике нередко возникают случаи, когда отпуск гражданскому служащему предоставлен авансом, а после выхода из отпуска служащий увольняется. При увольнении может сложиться ситуация, когда суммы денежного довольствия недостаточно и удержать излишне выплаченную сумму отпускных за неотработанные дни отпуска невозможно ввиду недостаточности средств на лицевом счете гражданина. Возможно ли нанимателю вернуть излишне выплаченные денежные средства посредством обращения в суд?

Если наниматель не может удержать излишне выплаченную сумму за неотработанные дни отпуска в связи с отсутствием или недостаточностью суммы выплаты, причитающейся бывшему служащему при увольнении, последний может возместить ее в добровольном порядке. Основания для взыскания образовавшейся задолженности в судебном порядке у нанимателя отсутствуют в силу ч. 4 ст. 137 ТК РФ, поскольку недобросовестности в действиях работника или счетной ошибки нет. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Определение ВС РФ от 14.03.2014 № 19-КГ13-18, Апелляционное определение Московского городского суда от 04.12.2013 по делу № 11-37421/2013).

Следовательно, орган государственной власти РФ, субъекта РФ либо орган местного самоуправления после увольнения гражданского служащего не вправе обратиться в суд для взыскания суммы, подлежащей удержанию из его заработной платы.

Сформулируем основные выводы:

  1. Гражданский служащий имеет право на ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
  2. Отпуск предоставляется в соответствии с графиком отпусков, при составлении которого следует учитывать ст. 123 ТК РФ, которая предписывает нанимателям предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск определенной законодателем категории служащих в удобное для них время.
  3. При расчете денежного довольствия, выплачиваемого перед уходом в отпуск, следует учитывать нормы законодательства РФ, законов субъектов РФ, нормативных актов местного самоуправления и ведомственных отраслевых документов.
  4. Выплата отпускных производится в строго установленные сроки; если отпускные выплачены несвоевременно, у служащего возникает право получения компенсации за каждый день задержки.
  5. Наниматель может требовать от гражданина при увольнении суммы излишне выплаченных отпускных только в добровольном порядке.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Содержание

Содержание

  • Основания для прекращения служебного контракта с госслужащим
  • Компенсации при увольнении государственного служащего
  • Зарплата
  • Компенсация неиспользованного отпуска
  • Выходное пособие
  • Дополнительные компенсации

Основания для прекращения служебного контракта с госслужащим

  1. По собственному желанию. Расторжение служебного контракта возможно на основании Заявления, поданного госслужащим не менее чем за 2 недели до планируемого увольнения. Приказ об увольнении госслужащего по собственному желанию можно скачать здесь ⇒ Приказ об увольнении с госслужбы по собственному желанию.
  2. По согласованию сторон. Госслужащий и представитель нанимателя могут согласовать дату расторжения служебного контракта и зафиксировать ее в соответствующем заявлении.
  3. По сокращению. Госслужащий может быть уволен в связи с ликвидацией госоргана, а также по сокращению госдолжностей.
  4. По медицинским показаниям. Служебный контракт может быть расторгнут на основании медицинского заключения, в соответствие с которым госслужащий не может выполнять возложенные на него обязательства по медицинским показаниям. Также возможно увольнение в случае отсутствия госслужащего на работе в течение более 4-х месяцев подряд по причине временной нетрудоспособности.
  5. Несоответствие занимаемой должности. Основанием для прекращения служебного контракта является несоответствие занимаемой должности, установленное по результатам аттестации, а также утрата доверия к госслужащему в связи с нарушением ограничении и законов о противодействии коррупции.

При сокращении государственной должности представитель нанимателя уведомляет сотрудника и выборный орган профсоюзов не менее чем за 2 месяца до планируемого увольнения.

Компенсации при увольнении государственного служащего

Перечень компенсаций, выплачиваемый при увольнении госслужащего, и порядок их расчета зависит от оснований, по который прекращен служебный контракт.

№ п/п Основание для увольнения госслужащего Выплаты и компенсации при увольнении
Зарплата Компенсация отпуска Выходное пособие, дополнительные компенсации
1 По собственному желанию Выплачивается в полном объеме Выплачивается в полном объеме Не выплачивается
2 По согласованию сторон Выплачивается в полном объеме Выплачивается в полном объеме Не выплачивается
3 В связи с утратой доверия Выплачивается в полном объеме Выплачивается без учета материальной помощи Не выплачивается
4 По медицинским показаниям Выплачивается в полном объеме Выплачивается в полном объеме Выплачивается компенсация в размере 4-месячного оклада
5 За нарушение трудовой дисциплины Выплачивается в полном объеме Выплачивается без учета материальной помощи Не выплачивается
6 Ликвидация органа, сокращение штата Выплачивается в полном объеме Выплачивается в полном объеме Выплачивается выходное пособие в размере среднемесячного заработка

Зарплата

В день увольнения госслужащему выплачивается зарплата, начисленная за фактически отработанные дни в отчетном периоде. День увольнения считается рабочим днем и подлежит оплате в общем порядке. К примеру, госслужащему, уволенному 09.11.2022 года, в день увольнения выплачивается зарплата за период 01-09.11.2022 (7 рабочих дней).

В общем случае в расчет зарплаты включается:

  • оклад, установленный в соответствие с классным чином;
  • надбавка за выслугу лет;
  • доплата за особые условия труда (работа в опасных условиях, доступ к информации, составляющей государственную тайну, т.п.);
  • премия за выполнение особо важных государственных заданий.

Вознаграждение госслужащему может включать иные виды доплат, предусмотренные действующим законодательством. При этом наниматель вправе не выплачивать госслужащему суммы, начисляемые за добросовестное выполнение должностных обязанностей, в случаях, когда расторжение служебного контракта связано с:

  • нарушением трудовой дисциплины, трудового распорядка;
  • недобросовестным выполнением поставленных задач;
  • утратой доверия.

Компенсация неиспользованного отпуска

Согласно ст. 46 закона №79-ФЗ, госслужащий вправе на получение оплачиваемого отпуска периодом 30 календарных дней. Также закон предусматривает предоставления госслужащему дополнительного отпуска:

  • 1 календарный день – за выслугу от 1 года до 5-ти лет;
  • 5 дней – за выслугу от 5-ти до 10-ти лет;
  • 7 дней – за выслугу от 10-ти до 15-ти лет;
  • 10 дней – за выслугу от 15-ти лет.

В случае если на момент увольнения отпуск использован госслужащим не полностью, наниматель выплачивает увольняемому сотруднику компенсацию, рассчитанную в следующем порядке:

Компенсацияотпуск = СрЗар * КолДн,

где СрЗар – среднедневной заработок, рассчитанный на основании общего дохода, полученного госслужащим в течение расчетного года;
КолДн – количество календарных дней неиспользованного отпуска.

В общем случае, помимо компенсации отпуска, увольняемому госслужащему выплачивается материальная помощь в размере не более 3-х окладов. При этом материальная помощь не начисляется в случаях, когда расторжение служебного контракта обусловлено виновными действиями госслужащего либо утратой доверия.

Выходное пособие

В соответствие с требованиями ТК РФ, при увольнении госслужащего в связи с упразднением госоргана либо сокращением должностей, сотруднику выплачивается выходное пособие в размере среднемесячного заработка.

Формула расчета пособия при увольнении госслужащего в связи с сокращением штата или ликвидацией госоргана имеет следующий вид:

ВыхПособие = Доход / 12 мес.,

где Доход – общая сумма годового дохода госслужащего (оклад, премии, надбавки, доплаты, т.п.) за период 12 месяцев, предшествующих месяцу увольнения.

Рассмотрим пример. 01.09.2022 года сотрудник исполнительного комитета городского муниципалитета Сурков В.Д. получил уведомление об увольнении в связи с сокращением штата госслужащих в госоргане.

01.11.2022 года Сурков уволен на основании приказа.

Для расчета выходного пособия Суркову учтен доход за расчетный период (01.11.2017 – 31.10.18) в размере 302.000 руб. (общая сумма дохода с учетом оклада, доплат, надбавок, премий).

В день увольнения Суркову выплачено выходное пособие в размере среднемесячного заработка 25.166,67 руб. (302.000 руб. / 12 мес.).

Кроме того, согласно закону №79-ФЗ, выходное пособие в размере 4-х месячных окладов выплачивается госслужащим, уволенным в связи с упразднением госоргана или сокращении штата в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Дополнительные компенсации

Действующим законодательством предусмотрены дополнительные компенсации при увольнении госслужащих при отказе от перевода на другую должность, в связи с возвратом временно отсутствующего сотрудника, т.п.

Сумма дополнительных компенсаций при увольнении госслужащих в частных случаях – в таблице ниже:

Читайте также: