Политико правовой режим как элемент формы государства

Обновлено: 30.06.2024

Еще одно измерение формы государства олицетворяется понятием политико-правового режима, призванного дополнять формы правления и государственного устройства, конкретизировать их реальные проявления в определенной плоскости.

Формы правления и государственного устройства сами по себе далеко не всегда показывают, насколько демократично то или иное государство: некоторые унитарные государства бывают демократичнее федеративных, монархические - республиканских и т.д. Для более полной характеристики формы государства важны и методы (приемы, способы) осуществления публичной власти, обеспеченность прав, свобод и законных интересов личности.

Для обозначения данной стороны формы государства в литературе нередко применяется термин "политический режим", под которым понимается совокупность способов осуществления государственной власти[198], или термин "государственный режим", имея в виду либо те же способы властвования[199], либо те или иные "особенности функционирования государственного механизма"[200]. Мы предпочитаем более емкое понятие "политико-правовой режим" с учетом того, что, во-первых, все государственное является частью политического, во-вторых, речь должна идти не только о способах осуществления публичной власти или об особенностях функционирования государственного механизма, а о значительно большем - о режиме и для всех других общественно-политических структур в сферах отношений, на которые оказывается юридическое воздействие.

Ведь все государственно-правовые явления, в конечном счете, носят политический, а многие из политических явлений - государственный, правовой характер. Кроме того, отношение властных структур к политическим процессам и уровень гарантированности прав, свобод и интересов личности настолько взаимосвязаны между собой, что каким-то образом отрывать их друг от друга невозможно.

Только что отмеченные обстоятельства учитываются, когда речь идет именно о политико-правовом режиме, подразумевая под ним методы (способы, приемы) осуществления публичной власти, отношение властных структур к основам жизнедеятельности общества, наделенность граждан и их объединений правами и свободами, уровень обеспечения таких прав и свобод, взаимная ответственность их обладателей и государственных структур. При таком подходе не только берутся в органическом единстве взаимосвязанные характеристики государства в политико-правовом срезе, но и открывается простор для учета оказывающих на эти характеристики факторов, в том числе экономических, исторических, политических, социальных и духовных. Тем самым создается возможность более полно отразить степень демократичности всей политико-правовой жизни общества, включая сюда деятельность государственных структур и их взаимоотношения с людьми, политическими партиями, общественными объединениями, общественно-политическими движениями, инициативами и т.д.

Политико-правовые режимы подразделяются, прежде всего, на демократические и недемократические. Демократические режимы бывают там, где публичная власть согласовывает и выражает интересы широких масс населения, стремится создать надежный правовой фундамент для развития общества, признает и обеспечивает права, свободы и законные интересы граждан и созданных ими организаций, берет на себя определенные обязанности так же, как возлагает их на других.

В древних аристократических республиках публичная власть выражала интересы "свободных" сословий (например, патриции и плебеи в Риме после реформ Сервия Туллия), опиралась на их поддержку, заботилась об их правах. свободах и имущественных интересах. В современных демократических государствах публичная власть не проводит юридически значимых различий между различными слоями населения, устанавливает для всех своих граждан одинаковый политико-правовой режим, защищает права и свободы каждой личности на своей территории, а в некоторых ситуациях - права и свободы людей даже на чужих территориях, если там они попираются в такой степени, что это приобретают негативное международно-правовое значение (к примеру, в Боснии, Чечне, Абхазии).

Демократические политико-правовые режимы сориентированы на плюрализм мнений, на свободу средств массовой информации, на защиту граждан от любых проявлений произвола и беззакония и на функционирование в стране реального механизма воздействия населения на властные структуры.

Недемократические политико-правовые режимы были и остаются в государствах, где власть сосредоточена в руках узкой социальной группы, ее органы формируются по назначению или путем сугубо формальных выборов, распределение между ними властных функций носит условный характер, власть опирается преимущественно на силовые структуры, личность подавляется, ее права, свободы и естественные интересы ущемляются, средства массовой информации, профсоюзы и многие общественно-политические образования огосударствляются, государство имеет примат над правом, его органы фактически связаны не столько с правовыми нормами, сколько с указаниями сверху.

Такие режимы могут существенно отличаться друг от друга. Авторитаризм, например, позволяет сосредоточивать власть, главным образом, в руках одного лица; элитаризм - возвышать над обществом клановую, "семейную", политическую, техническую или иную элиту; тоталитаризм - беспредельно вмешиваться в жизнедеятельность людей, регламентировать ее даже в частностях; охлократизм - перехватить власть на некоторое время митингующей, восставшей толпой; расизм - возвести в публичный ранг деление рас на высшие и низшие; фашизм - использовать открыто шовинистические, "национал-социалистические" идеи для оправдания тирании.

Однако все это - разновидности недемократического политико-правового режима с теми или иными особенностями, подавляющего личность, ограничивающего возможности граждан и их объединений участвовать в формировании властных структур и реально воздействовать на их деятельность.

В монархической России политико-правовой режим не отличался демократичностью: власть была сосредоточена в руках правителей, подавляющее большинство населения не участвовало в ее формировании и осуществлении. Сословно-представительные и представительные учреждения, фигурировавшие в некоторые периоды исторического прошлого страны, не меняли природы власти.

Советская власть на словах принадлежала трудящимся массам, на деле - партийной элите. Формально проводились регулярные выборы, но всегда таким образом, что у избирателей фактического выбора не было. Хотя провозглашалась свобода слова, вся идеология была монополизирована партией, инакомыслие жестоко преследовалось. Несмотря на конституционное декларирование прав и свобод граждан, интересы личности повсюду ущемлялись. Партийная номенклатура не была связана действующим правом, могла решать те или иные вопросы "по целесообразности", вопреки закону. Пределы ее вмешательства в жизнь людей не ограничивались. Экономическая свобода, необходимая для материального благополучия, по сути, отрицалась. Политико-правовой режим в целом носил авторитарный и тоталитарный характер.

Конституция РФ 1993 года во многом открывает возможность для утверждения в стране демократического политико-правового режима. Личность наделяется широкими правами и свободами, в том числе естественными, неотчуждаемыми. Человек, его права и свободы объявляются высшей ценностью, на государство возлагается обязанность их признания, соблюдения и защиты. Провозглашается идеологическое и политическое многообразие. Оно подкрепляется частной собственностью, простором для каждого использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной экономической деятельности, не запрещенной законом. Вводится местное самоуправление, не подчиненное органам государственной власти. Усиливается судебная защита прав, свобод и законных интересов граждан и других участников общественных отношений (ст.ст.2,3,12, 17-66 Конституции РФ). Все это позволяет считать новый конституционный строй в России демократическим.

Вместе с тем, однако, нельзя пройти мимо как существенных изъянов в самом этом строе, о котором говорилось выше, так и явно неудовлетворительного состояния претворения в жизнь всего провозглашенного. Россия в очередной раз оказалась на развилке дорог, одна из которых ведет к истинно демократическому политико-правовому режиму, другая - к обыкновенному, но не менее изощренному авторитаризму. Долг каждого, кто заинтересован в цивилизованном будущем России, - на деле содействовать всячески утверждению демократического политико-правового режима в подлинном его значении.

Политико-правовой режим представляет собой совокупность политико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и характер.

Политико-правовые режимы по степени политической свободы личности и соблюдения государством ее прав и свобод делятся на демократические и антидемократические. Антидемократический режим в свою очередь характеризуется как тоталитарный режим, авторитарный режим, военный режим.

Демократический режим

В современной политической науке под демократией понимается политико-правовой режим (иногда говорят о политической системе, форме государственно-политического устройст­ва), основанный на признании народа источником и субъектом власти. Основными признаками демократического режима явля­ются:

1) формирование органов власти выборным путем,

2) свобо­да деятельности различных субъектов политической жизни,

3) признание и гарантирование государством политических прав и свобод личности.

Антидемократический режим

Антидемократическим называют политико-правовой режим, основанный на попрании прав и свобод человека и установлении диктатуры одного человека или группы лиц. Антидемократические режимы делятся на тоталитарные, авторитарные и военные.

Тоталитарный режим

Тоталитарный режим - это политический режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны государства. Западные политологи (3. Бжезинский и К.Фридрих) выделяют следующие признаки тоталитарного режима:

1) наличие единственной массовой партии, фактически сросшейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидером-диктатором; обожествление лидера, его пожизненная невменяемость;

3) монополия власти на информацию, ее полный контроль над средствами массовой информации;

4) монополия государства на средства вооруженной борьбы;

6) подчинение экономики государству, командно-административная система управления.




Тоталитарный режим может сохранять видимость демократии, в частности регулярно обращаться к такой ее форме, как проведе­ние референдумов.

Хотя тоталитарный режим претендует на установление всеобщего равенства и ориентирован на создание социально одно­родного общества, на самом деле он порождает глубокое неравенство между бюрократическим аппаратом и населением.

Авторитарный режим

Политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом, называется авторитарным.

Признаки авторитарного режима:

1) носителем власти при авторитарном режиме является один че­ловек или группа лиц (правящая элита),

2) народ отчужден от власти, и она не подконтрольна гражданам,

3) деятельность политической оппозиции запрещена.

4) государство отказывается от то­тального контроля над обществом, не вмешивается во внеполитические сферы жизни.

5) авторитарный режим занимается обеспечением: собственной безопасности и стабильности.

Режим потенциально опирается на силу, которая, однако, не всегда используется в форме систематического полицейского террора.

Военный режим

Военный режим - это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая власть в результате государственного переворота.

Признаками военного режима являются:

1) переход власти в результате военного переворота к хунте;

2) отмена конституции и замена ее актами военных властей;

3) роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их военными;

4) ограничение действия политических прав и свобод человека;

5) создание при хунте консультативных органов из технокра­тов.

Нередко военные перевороты происходят под прогрессивными лозунгами проведения экономических реформ, установления по­литической стабильности, ликвидации коррупции.

Вопросы для самоконтроля

1 Признаки демократического режима;

2 Признаки антидемократического режима;

3 Признаки тоталитарного режима;

4 Признаки авторитарного режима;

5 Признаки военного режима.

План:

Теория разделения властей.

Характеристика законодательной власти.

Характеристика исполнительной власти.

Характеристика судебной власти.

Система разделения властей

Демократия и её признаки.

Теория разделения властей

Принцип разделения властей имеет давнюю историю. Основы теории разделения властей были заложены еще античными мыслителями, в частности Аристотелем. В наиболее полном виде ее сформулировал в 1784г. французский просветитель Ш.-Л. Монтескье. Потребность в разделении властей на законодательную, ис­полнительную и судебную вытекает, по мнению Монтескье, из природы человека, его склонности к злоупотреблению властью: всякая власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан. Эта теория была призвана обосновать такое устройство государства, которое исключило бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а в частности - любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем ее стали ис­пользовать как идеологическую основу борьбы против всех форм диктатуры. История показывает, что опасность последней является постоянной: общество и государство все время борются между собой, и периодически в этой борьбе побеждает государство.

Таким образом, разделение властей представляет определен­ные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Однако принцип разделения властей нельзя абсолютизировать: для нор­мального функционирования государства необходимо взаимо­действие всех ветвей единой государственной власти.

Политический режим (от лат. regimen — управление) — совокупность способов и средств осуществления государственной власти. Он характеризуется степенью участия граждан в управлении страной, а также уровнем политических свобод в обществе.

Виды политических режимов

Все политические режимы можно разделить на демократические и антидемократические.

Демократический режим

Демократический режим — политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Демократический режим основывается на принципах народовластия, свободы и равноправия граждан. В условиях этого режима народ осуществляет власть как непосредственно, так и через образуемые им органы представительной власти.

Признаки демократического режима:

1. Регулярное участие народа в формировании и осуществлении государственности власти посредством референдума и свободных выборов.

2. Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства.

3. Неприкосновенность частной собственности.

4. Свобода средств массовой информации.

5. Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека.

6. Легитимность государственной власти.

8. Доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения.

9. Существование гражданского общества с его развитой структурой.

10. Реальное осуществление принципов правового государства.

12. Политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его.

13. Свобода вероисповедания.

14. Принцип разделения властей.

Антидемократические режимы

Антидемократический режим - политический режим, для которого характерно отсут­ствие гарантий политических свобод, принципов разделения властей и верховенства права, неприятие демократичес­ких принципов управления, политического плюрализма.

В рамках данного политического режима принято выделять авторитарные и тоталитарные режимы.

Авторитарный режим

Авторитарный режим - (от лат. autoritas - власть, влияние). Это тот политический режим, который занимает промежуточную позицию между демократией и тоталитаризмом, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения. История человечества дает нам много примеpoв авторитарных государств. Это и восточные деспотии, и тирании Древнего мирa и абсолютные монархии Средневековья. Распространены авторитарные режимы и в современном мире. B основном oни существуют в развивающихся государствах Азии, Африки, Латинской Америки.
Признаки авторитарного режима:

Авторитарная государственная власть пытается всячески контролировать жизнь граждан, но не ставит своей задачей переделать устоявшиеся порядки во имя высшей цели. Наоборот, сторонники авторитаризма стремятся сохранить определенные традиции.

Тоталитарный режим

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — режим, при котором государство осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества. Термин был введен в политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссо­лини.

Признаки тоталитарного режима:

1. Политическая цензура и пропаганда в СМИ.

2. Культ личности, вождизм.

3. Единственная общеобязательная государственная идеология.

4. Отсутствие реальных прав и свобод граждан.

5. Сращивание государственного и партийного аппарата.

6. Изоляция от внешнего мира (“железный занавес”).

7. Преследование инакомыслия, создание в общественном сознании образа “врага народа” (внутреннего и внешнего).

8. Жесткая централизация государственного управления, разжигание социальной и национальной розни. Развязывание террора по отношению к собственному народу.

9. Командно-административная экономика, отсутствие частной собственности и экономических свобод.

10. Политический монополизм, подавление региональной самостоятельности и упразднение местного самоуправления.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства. Согласно одной точке зрения, понятия "политический режим" и "государственный режим" можно расценивать как тождественные. По мнению других авторов, понятие "политический режим" более широкое, чем понятие "государственный режим", поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Политический режим - это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории "политический режим" и "политическая система" тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая - как эта власть реализуется, как действуют данные институты: демократично либо недемократично. Политический режим представляет собой совокупность способов, средств и методов практического осуществления правящими кругами, главным образом высшими должностными лицами, государственной властной воли. Политический режим обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность политической власти; управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.

Понятие "политический режим" включает в себя следующие параметры (признаки): - степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования; - соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; - гарантированность прав и свобод личности; - характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; - степень реализации политической власти непосредственно народом; - положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата; - место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти; - тип политического поведения; характер политического лидерства; - доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти; - политическое и юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.); - меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима - демократический и антидемократический.

Демократический режим. Понятие "демократия" означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Основными характеристиками демократического режима являются следующие: - провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; - решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; - предполагается существование правового государства и гражданского общества; - выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям; - силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества; - доминируют методы убеждения, компромисса; - политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции; - гласность; средства массовой информации свободны от цензуры.

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной. Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название - непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения. Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

К антидемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа.

Читайте также: