Подразделение обеспечения деятельности органов внутренних дел чем занимаются

Обновлено: 30.06.2024

Официальная эмблема Министерства внутренних дел России .

Министерство внутренних дел Российской Федерации ( МВД РФ ) – орган центральной власти, осуществляющий функции в сфере внутренних дел. В данное понятие входит широкий спектр вопросов, от противодействия преступности до оформления документов и контроля за миграционными потоками.

Структуры, аналогичные МВД РФ , есть в большинстве стран мира, их функции и состав полномочий отличаются. В одних государствах они выполняют исключительно полицейские функции, в других – охраняют места лишения свободы, контролируют обороты наркотических веществ и оружия.

Как правило, МВД подчиняются главе исполнительной власти, президенту или премьер-министру. Названия ведомств также может отличаться. Например, в США функции МВД исполняет Министерство нацбезопасности. Если страна имеет федеративное устройство, то МВД нередко имеет подразделения на уровне субъектов.

МВД России – это военизированное формирование, его сотрудники имеют право на использование оружия и спецсредств. МВД является, как правоохранительной, так и гражданской службой. В этом отношении данное ведомство напоминает МЧС и Следственный комитет РФ .

Согласно указу президента от 2018 года численность сотрудников министерства не должна превышать 895 тыс. человек. Нынешним руководителем ведомства является Владимир Колокольцев , он занял свой пост в 2012 году.

Центральный офис МВД РФ находится в Москве , по адресу: ул. Житная, 16. Официальный сайт министерства – мвд. рф.

У Министерства внутренних дел есть эмблема. Она представляет собой золотого государственного орла с расправленными крыльями. На его груди находится круглый щит, наложенный на перекрещенные мечи. На щите изображен пехотинец, поражающий змея. Фоном этому рисунку являются цвета российского флага.

Знамя МВД – это полотнище прямоугольной формы и темно-синего цвета, в правом углу которого расположен герб министерства.

Каждый год 10 ноября сотрудники МВД РФ отмечается свой профессиональный праздник.

Функции и полномочия

В функции МВД РФ входит:

  • правовое регулирование в сфере своих полномочий;
  • управление собственными территориальными структурами;
  • защита любых форм собственности;
  • борьба с экстремизмом и терроризмом;
  • контроль оборота спецсредств и оружия;
  • охрана грузов и коммуникаций;
  • участие в охране диппредставительств на территории РФ ;
  • обеспечение защиты судей, других участников уголовных производств и их близких;
  • участие в мобилизационных мероприятиях и организации теробороны;

Также МВД обеспечивает безопасность движения на дорогах, оно обязано защищать судей и других участников уголовных процессов.

Здание Министерства внутренних дел РФ .

Кроме того, МВД РФ задействовано в работах по сертификации, метрологии и стандартизации. Оно участвует в хранении и учете архивных документов, создает и поддерживает работу специальных баз данных, обязано изучать общественное мнение относительно функционирования структур МВД.

Кроме того, ведомство обязано сотрудничать со СМИ, рассматривать и проверять обращения граждан, организовывать их прием, отчитываться перед властными органами разных уровней.

Структура ведомства

Высшее руководство ведомством осуществляет министр МВД РФ . Он назначается на должность и снимается с нее указом главы державы.

В структуру ведомства входит центральный аппарат (ЦА), территориальные структуры, исследовательские учреждения, больницы, санатории, госпитали, курорты, представительства министерства в других государствах.

ЦА МВД РФ состоит из управлений, центров и департаментов. В его структуру входят следующие главные управления (ГУ МВД):

  • по миграционным вопросам;
  • обеспечения безопасности движения;
  • противодействия экстремизму;
  • по наркоконтролю ;
  • уголовного розыска;
  • обеспечения общественного порядка;
  • транспортное;
  • собственной безопасности;
  • уголовного розыска.

Среди других подразделений МВД можно отметить управление по борьбе с коррупцией, следственный департамент, центры, занимающиеся метрологией, кинологическим обеспечением, защитой данных, и центр криминалистики.

На уровне федеральных округов территориальные органы министерства представлены главными управлениями (ГУ МВД), на региональном – республиканскими министерствами. В районах и населенных пунктах, а также на важных объектах действуют отделы и управления ведомства. Кроме того, в структуру министерства входят управления на различных видах транспорта.

Знаки отличия и форма

Специальные звания сотрудников МВД РФ идентичны званиям, которые используются в ВС РФ . К названиям добавляются нужные приставки, указывающие, где именно служит сотрудник, в полиции, во внутренней службе или юстиции.

Нынешний министр МВД РФ Владимир Колокольцев .

С 2013 года начался переход ведомства на форму одежды и знаки отличия. Был введен единый стандарт погон с закругленной формой. У полиции и внутренней службы они получили красную окантовку, у органов юстиции – серо-голубую. Изменению подверглось и плетение погон – оно стало темно-синим.

У МВД РФ имеется большое количество собственных медалей и знаков отличия. Чаще всего отличившихся сотрудников награждают медалями:

Вооружение и спецсредства

МВД РФ относится к военизированным формированиям, его сотрудники имеют право носить и применять ручное стрелковое оружие и специальные средства.

После образования Росгвардии из состава МВД были выведены все специальные подразделения с их бронемашинами и серьезным стрелковым оружием.

Кроме стрелкового оружия, сотрудники МВД используют большое количество специальных средств. Это электрошокеры, аэрозоли со слезоточивым или раздражающим газом, светошумовые гранаты, дубинки, травматическое оружие, наручники.

История

Официальной датой создания МВД РФ считается 16 мая 1992 года. Но на самом деле история российского министерства внутренних дел началась куда раньше.

Полиция была образована в 1718 году по указу императора Петр I. Она действовала только в столице империи, первым начальником этого ведомства стал Антон Девиер. Полицейские поддерживали порядок в городе, патрулировали его улицы, исполняли наказания. Через несколько лет аналогичная служба появилась в Москве .

В 1731 году была учреждена Тайная канцелярия, которая занималась расследованием преступлений на территории всей страны. В основном она расследовала дела, связанные с политикой.

В 1733 году полиция появилась в 23 крупнейших городах государства. В 1774 году для выполнения полицейских функций в деревнях были введены должности десятских и сотских. Инструкции для них писала лично Екатерина II. В 1775 году в губерниях появился новый орган надзора – земский суд. В 1784 году было разработано специальное уложение, определявшее работу полицейское аппарата на местах.

В 1801 году император Александр I в день своей инаугурации подписал указ о запрете пыток во время следствия.

В 1802 году для осуществления государственной политики внутри страны было учреждено новое ведомство – Министерство внутренних дел. Его первым руководителем стал близкий друг императора – граф Виктор Кочубей .

Изначально планировалось, что новое ведомство не будет заниматься охранительными функциями, однако после присоединения к нему полиции в 1819 году этот подход изменился. Одновременно из МВД были выведены департамент торговли и почтовое ведомство.

В 1880 году к МВД был присоединен корпус жандармов и министр стал его руководителем. В 1895 году исправительные учреждения были переданы из МВД в управление министерства юстиции. В 1898 году при МВД был образован Особый отдел, которому была поручена работа с агентурой, проверкой писем, изъятие антиправительственной литературы.

Так менялась форма советских милиционеров.

После революционных событий 1905 года МВД началась реформа ведомства, ее инициатором выступил Петр Столыпин .

После февральской революции 1917 года МВД фактически перестало существовать, как единая структура. Для поддержания правопорядка в крупных городах была создана милиция, в состав которой в основном набирали рабочих. Была объявлена масштабная амнистия и десятки тысяч уголовников оказались на свободе.

После отмены НЭПа сотрудники НКВД вплотную занялись экономическими преступлениями. Они ловили валютчиков, спекулянтов, мошенников, взяточников.

В 1934 году было учреждено НКВД СССР. Это ведомство выполняло множество функций. Кроме милиции, в ее состав входило управление госбезопасности, пожарная охрана, внутренние войска, пограничная служба и управление пенитенциарных учреждений.

В 1940 году было решено выделить госбезопасность в отдельную структуру и в целом реорганизовать ведомство, но война помешала этим планам. В 1946 году наркомат переименовали в министерство.

В 1990 году СССР стал членом Интерпола , а в январе 1991 года появился новый закон о деятельности милиции. После распада страны единая система МВД начала делиться по границам бывших советских республик. В декабре 1991 года Ельцин подписал указ о прекращении деятельности советского МВД на территории независимой России .

90-е годы были трудными для сотрудников МВД РФ . Тяжелая экономическая ситуация в стране привела к настоящему разгулу преступности. Медленно и сложно шла наработка правовой базы, необходимой для работы ведомства, не хватало опыта и технической оснащенности.

В 2001 году из структуры МВД в МЧС была передана противопожарная служба, в начале 2002 года – образована миграционная служба, которая позже вошла в состав данного ведомства.

Начиная с 2004 года численность сотрудников МВД постоянно уменьшалась. К 2012 году она достигла 1,1 млн человек, в настоящее время в ведомстве работает менее 900 тыс. сотрудников.

В 2016 году из состава МВД вывели внутренние войска и все специальные подразделения. На их основе была сформирована Росгвардия . В состав министерства вошли служба по наркоконтролю , а также миграционная служба. Они получили статус главных управлений МВД.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Служба в МВД требует мужества, подготовки, умения мыслись, сопереживать. Цена работы- человеческая жизнь. Служба в органах требует проявления положительных личностных качеств- сострадания, сопереживании и готовности прийти на помощь. Основная задача МВД – обеспечить права и свободы для гражданина, а также встать на его защиту.

Что такое министерство внутренних дел РФ?


МВД является исполнительным органом власти, который осуществляет защиту граждан. В обязанности органов входит осуществление административно-распорядительных функций, а также борьба с преступностью.

В состав МВД входят полицейские отделы. Их задача защищать жизни, здоровье, права и свободы граждан, а также вести борьбу с организованными преступными группировками, с экономическими преступлениями.

Органы проводят уголовные расследования, исследуют правонарушения и находят виновных. Кроме того, существует дорожная полиция, проводится борьба с нелегальной иммиграцией и контроль за наркотическими средства.

Граждане страны, иностранные граждане, лица без гражданства должны быть защищены полицейскими от преступлений. Обеспечивается охрана общественного порядка, собственности и проводится политика защиты гражданской безопасности.

Руководит деятельностью Президент. Вносятся поправки и через министра внутренних дел, руководителя подразделений и территориальных органов.

Какова структура министерства?

На вершине руководства — генерал полиции. После идет:

  • Первый заместитель — генерал полковник;
  • Статс- секретарь – государственный советник первого класса;
  • Преемник Министра фельдмаршал полковник полиции;
  • Преемник Министра генерал –капитан полиции;
  • Преемник Министра генерал –капитан юстиции.

МВД состоит из главных управлений, касающихся вопросов обеспечения безопасности на дорогах, охраны общественного порядка, координации взаимодействия с другими органами, департаментов, управлений и центров.

Также на территории России действуют образовательные организации, территориальные органы и представительства за рубежом. Для осуществления своей деятельности Министерство внутренних дел должны иметь в установленном порядке в соответствии с правом управления здания, сооружения, помещения, оборудование и другие необходимые материалы.

Состав

В структуре есть подразделения. На их основе уже создаются административные структуры:

  1. МВД является центральным органом правоохранительной системы РФ. Оно подчиняется непосредственно Президенту страны. Обеспечивает общее централизованное управление всеми органами внутренних дел страны. Вверху находится главнокомандующий внутренними делами.
  2. Департамент общего управления. Субъекты, имеющие в своем составе функциональные компетенции администрации, могут создавать службы уголовных расследований, безопасности, охраны общественного порядка, подраздел по борьбе с преступностью, отдел экономической безопасности, инспекционный и юридический департамент, подразделение логистики, финансов и экономики, генеральный директорат.
  3. Генеральный директорат осуществляет проверку в пределах юрисдикции, ограниченных либо географических, либо функционально (отвечает за определенное количество правоохранительных задач). Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями — подразделение в центральном офисе министерства. МВД России возглавляет Управления или Департаменты Министерства внутренних дел России. Субъекты Российской Федерации с населением более двух миллионов человек или особым статусом обусловлены определенными обстоятельствам, над которыми обычно работают МВД России по Москве, России, по области. Глава Государственного МВД обычно имеет специальное звание генерал-лейтенант — генерал-полковник.
  4. Управление министерства России — орган управления в системе внутренних дел, имеет статус низкого МВД России, но перед МВД России.
  5. МВД субъекта Российской Федерации — осуществляет общее руководство органами внутренних дел в пределах данного субъекта Федерации. В зависимости от структуры персонала, которая определяется населением и другими факторами, она соответствует УВД России или МВД России по субъектам федерации.
  6. Департамент МВД России -главный орган в системе внутренних дел Российской Федерации. В подчинении вышестоящего территориального МВД России субъекта обычно являются территориальные МВД России. Надзор за всеми правоохранительными действиями в сфере внутренних дел осуществляется на административной территории.
  7. Отделение полиции (ОП) является региональным подразделением в составе департамента или департамента Министерства внутренних дел России.

Какие подразделения входят в состав полиции РФ?


В состав входит управление по обеспечению безопасного дорожного движения, а также:

  • Инспектора ГИБДД;
  • Отделы по борьбе с преступностью в рамках потребительного рынка и исполнения административного законодательства;
  • Также специальное подразделение Гром и его отряды входят в состав полиции.

Отдельное место для борьбы с коррупцией и оборотом наркотических и психотропных веществ. Органы экологической полиции есть в Казани и Москве.

Кому подчиняется полиция в России?

Подчинение производится по рангу и по должности, то есть:

  1. Следователь, начальник следствия, глава отдела.
  2. Начальник УР, начальник криминальной полиции, руководитель отдела.
  3. Участковый-начальник, участковый-начальник полиции общественно безопасности, руководитель отдела.
  4. Дознаватель глава дознания, и тот свою очередь руководителю отдела.
  5. Инспектор ГИБДД в подчинении начальника ГИБДД и тот подчиняется руководителю отдела.
  6. Уполномоченный штаба начальнику штаба и руководителю отдела.
  7. Уполномоченный ЛРР руководителю отдела.
  8. Помощник дежурной части дежурному и руководителю штаба, далее начальнику отдела.

Каковы полномочия?

МВД орган ликвидируется и реорганизуется в порядке, установленном законодательством. Координацией деятельности МВД субъектов в пределах полномочий занимает главное управление министерства по округу.

В своей деятельности основой для руководства служат нормы международного права, договоров, федеральные законы, постановления и распоряжения.

Финансирование производится из средств федерального бюджета. Если управление производится на уровне субъектов, тогда из казны местных бюджетов.

Какие задачи ставятся перед министерством?

  • Обеспечение общественного порядка на территории страны.
  • Обеспечить предотвращение, пресечение, выявление правонарушений, исполнение которых возложено на органы внутренних дел.
  • Расследование уголовных преступлений, связанных с юрисдикцией
  • Проведение миграционной политики.
  • Сохранность безопасности дорожного движения на территории страны
  • Контроль за перевозкой гражданского и служебного оружия, взрывчатых веществ и продуктов, содержащих их.
  • Надзор за негосударственной охранной деятельностью и негосударственной детективной деятельностью.
  • Соблюдение законодательства России о гражданстве Российской Федерации и регистрации граждан в пределах полномочий.
  • Защита физических и юридических лиц по договорам.
  • Управление отделам внутренних дел районов, городов и других населенных пунктов субъекта Российской Федерации, других подведомственных подразделений и организаций.

Для выполнения поставленных задач Департамент имеет право:

  1. Полностью осуществлять оперативно-розыскные мероприятия.
  2. Принимать решения в порядке, установленном законом о государственной защите работников, должностных лиц и их родственников, а также осуществлять контроль за применением мер безопасности.
  3. Проводить проверку, связанную с ответственностью Генерального директората, проверку деятельности учреждений, организаций и подразделений системы МВД России.
  4. Организовывать комиссии и рабочие группы.
  5. Запрашивать информацию, справки, копию документов и другую информацию, необходимую для принятия решения о деятельности главного управления, у государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и государственных служащих.
  6. Использовать ресурсы министерства и его местных органов власти, в том числе систем связи и передачи данных, офисов, транспортных средств, информационных систем и баз данных, современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, архивирования и учета, для обеспечения собственной безопасности материалов и других документов.

Следят за деятельностью полиции законодательные и исполнительные органы. При осуществлении этих полномочий государственные органы не имеют права вмешиваться в судебные разбирательства, предварительные расследования и административные правонарушения.


Сотрудник полиции — гражданин Российской Федерации, являющийся членом федеральной должности в МВД и получивший особый статус в установленном порядке.

Работники полиции формируют караульную полицию и криминальную. Это основные виды деятельности данного отдела. На данный момент в составе полиции более 780 тысяч человек.

Согласно законодательству, финансирование производится из бюджетных средств. Российская полиция — один из самых крупных органов по охране населения.

Основную деятельность по обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, противодействию преступности, охране общественного порядка и собственности, обеспечению общественной безопасности осуществляют органы внутренних дел РФ. Органы внутренних дел РФ в системе правоохранительных органов исполнительной власти, призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. В своей деятельности органы внутренних дел опираются на принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, подконтрольности. Органы внутренних дел представляют собой целостную организацию, которая реализует функцию охраны правопорядка и безопасности на территории РФ.

Органы внутренних дел РФ представляют собой систему федеральных органов исполнительной власти, призванных осуществлять в пределах своих полномочий охрану прав и свобод человека и гражданина, реализуя функцию охраны общественного порядка и безопасности на территории РФ.

Основными задачами органов внутренних дел РФ является:

— обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

— организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

— обеспечение охраны общественного порядка;

— организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

— обеспечение безопасности дорожного движения;

— организация государственной охраны имущества и организаций;

— организация и осуществление контроля за частной детективной и охранной деятельности на территории РФ, а также деятельности ведомственной охраны;

— и другие задачи.

Органы внутренних дел РФ при реализации функции охраны общественного правопорядка и безопасности осуществляют правоохранительную деятельность в следующих направлениях.

Борьба с преступностью. Данное направление деятельности органов внутренних дел РФ предусматривает:

— производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел;

— организацию и непосредственного осуществления оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности по уголовным делам;

— обеспечение реализации мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, проведению проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

— выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование тяжких и особо тяжких преступлений, совершенные организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящие транснациональный или межрегиональный характер, либо преступления, вызывающие большой общественный резонанс;

— принятие в соответствии с федеральным законом мер, направленных на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности;

— обеспечение в соответствии с законодательством РФ государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

Административная деятельность. Основная деятельность органов внутренних дел РФ, как раз, и связана с административной деятельностью.

Данная деятельность органов внутренних дел направлена на:

— осуществление мероприятий по охране общественного порядка на территории РФ;

— производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск, а также предупреждение и пресечение административных правонарушений;

— осуществление действий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, разработке и проведению мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий, организации и осуществлению специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения;




— лицензионно-разрешительную деятельность в сфере занятия определенными видами деятельности, производствами работ (оказание услуг), подлежащих лицензированию в системе МВД России, а также контроль за их осуществлением.

Иные направления деятельности органов внутренних дел РФ:

— участие в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— организация и обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизация в системе МВД России, а также контроль и координация деятельности ФМС России по мобилизационной подготовке и мобилизации;

— обеспечение выполнения мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

— участие в выполнении мероприятий гражданской обороны и мероприятий по повышению устойчивости работы ФМС России в условиях военного времени, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

— участие в организации территориальной обороны РФ, а также в совместных действиях с Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами по обеспечению обороны РФ;

— организация специальных и воинских перевозок в пределах Российской Федерации в интересах органов внутренних дел и внутренних войск, а также на основании решений Правительства РФ и межведомственных соглашений — в интересах соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

— обеспечение по решению Президента РФ участие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности;

— и другие направления.

Традиционно органы внутренних дел входят в систему МВД России.

Министерство внутренних дел РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции (п. 1 Положения о МВД России). По своей системе и структуре построения органов МВД России является уникальным правоохранительным органом исполнительной власти РФ. Данное построение органов, в первую очередь, связано с различными полномочиями, которыми наделено МВД России. Условно вся система построения органов МВД России имеет вертикальную составляющую и горизонтальную.

В зависимости от вертикальной составляющей система органов МВД России состоит:

— на федеральном уровне — из центрального аппарата МВД России;

— на окружном уровне — главных управлений МВД России по федеральным округам, управлений на транспорте МВД России по федеральным округам;

— на межрегиональном уровне — оперативных бюро МВД России, центров специального назначения МВД России, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

— на региональном уровне — министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам РФ;

Система МВД России на горизонтальном уровне представлена:

— органами внутренних дел, включающими в себя полицию;

— организациями и подразделениями, созданными для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России (п. 14 Положения об МВД России).

В состав органов внутренних дел входят:

— центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России);

— территориальные органы МВД России;

— образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России;

— окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России;

— представительства МВД России за рубежом;

— иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел (п. 15 Положения об МВД России).

Кроме того, каждый из вышеназванных органов МВД России строит систему своих органов в зависимости от федерального, окружного, межрегионального, регионального и районного уровня, т.е. выстраивается вертикальная иерархия названных органов.

В качестве отдельного органа в системе МВД России существует коллегия МВД России, которая образуется в составе Министра (председатель коллегии), заместителей министра, директора ФМС России, начальника Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, входящих в нее по должности, а также других сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России. Состав коллегии МВД России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ.


Штабное подразделение (штаб) на протяжении нескольких десятков лет неизменно вносит весомый вклад в практическое развитие системы МВД. Однако, многие часто недооценивают и не понимают значение штабной службы, поскольку сотрудники не занимаются расследованием дел, не выезжают на оперативные задания и не обезвреживают преступников. Вследствие этого необходимо определить роль штабных подразделений (штабов) в системе внутренних дел.

В статье описывается понятие штабного подразделения (штаба) как важной структурной единицы в системе органов внутренних дел, а именно перечисляются предпосылки (обстоятельства) создания органа, определяется роль, анализируются функции, которые выполняет штаб в системе МВД.

Ключевые слова: Министерство внутренних дел, органы внутренних дел, штаб.

Штаб — это орган межотраслевого управления, подготавливающий по поручению начальника проекты управленческих решений, документы аналитического характера, а также осуществляющий информационное обеспечение. В целом деятельность штаба направлена на содействие органам внутренних дел реализации защиты прав и свобод человека и гражданина, что является высшей ценностью государства [1].

Законодательную основу деятельности штаба составляют: Конституция Российской Федерации, признанные в обществе принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты МВД России, правовые акты территориального органа МВД России, а также положение о штабе.

Образование штабных подразделений, их основные задачи, штатная численность устанавливаются нормативными актами Министерства внутренних дел России. Штабное подразделение непосредственно подчиняется начальнику органа внутренних дел.

Штаб возглавляет начальник штабного подразделения, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке. Начальник штаба- сотрудник органов внутренних дел, взявший на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в соответствующей должности, которому присвоено специальное звание [3].

1) координирует работу инспекторов информационного обеспечения штабного подразделения, которые находятся у него в непосредственном подчинении;

2) несет личную ответственность за эффективность работы и основные показатели деятельности штабного подразделения;

3) разрабатывает положение о штабе и предоставляет его начальнику территориального органа МВД России для одобрения и согласования;

4) ставит задачи и дает задания инспекторам информационного обеспечения, которые находятся в его подчинении;

5) осуществляет контроль за выполнением инспекторами информационного обеспечения поставленных задач;

6) анализирует текущую информацию об эффективности деятельности отдела и прогнозирует ее перспективы развития;

7) в пределах своих полномочий участвует в профессиональном становлении граждан, пришедших на должности инспекторов информационного обеспечения;

8) вносит предложения начальнику отдела о повышении квалификации инспекторов информационного обеспечения;

9) в рамках своей компетенции занимается подготовкой инспекторов информационного обеспечения, которые направляются в служебные командировки;

10) в пределах своих полномочий занимается рассмотрением кандидатов для назначения начальников штабов нижестоящих уровней органов МВД;

11) в рамках своих полномочий реализует условия социальной направленности для подчиненных инспекторов информационного обеспечения;

12) в целях сохранения здоровья при выполнении своих трудовых функций сотрудниками МВД, является участником мероприятий по охране труда;

13) имеет доступ к секретной информации и несет ответственность за ее неразглашение;

14) представляет в установленном порядке сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

15) придерживается соблюдения запретов, ограничений и обязанностей, а также пользуется своими правами, которые предусмотрены действующей законодательной системой Российской Федерации;

16) выполняет другие обязанности на основании действующего законодательства России [4].

Создание штабных подразделений в структуре органов внутренних дел предопределено многими обстоятельствами:

  1. Органы МВД стоят на страже охраны правопорядка и участвуют в реализации принципа неотвратимости наказания что является трудновыполнимыми задачами без наличия специализированных централизованных и координационных структур, которыми и являются штабы.
  2. Многоуровневая структура системы государственных органов РФ, требует согласованной и слаженной работы при достижении закрепленных в Конституции основных принципов функционирования российского общества.
  3. Многоэлементная структура органов МВД подразумевает наличие сложных информационных данных, с которыми необходимо проводить аналитическую работу для обеспечения бесперебойного и эффективного функционирования.
  4. Для отслеживания эффективности деятельности органов МВД и определения проблемных показателей, нуждающихся в корректировке, необходимо наличие контролирующего органа, в роли которого выступает штаб.
  5. Функционирование органов МВД предполагает разработку планов: определение значений показателей, которых необходимо реализовать в плановом периоде, и последовательность мероприятий по их достижению.
  6. При осуществлении своей деятельности, органы внутренних дел часто сталкиваются с различного рода трудностями, которые необходимо незамедлительно устранять. В данном случае, штаб принимает непосредственное участие в этом процессе [2].

Штабные подразделения (штабов) как структурные единицы органов МВД:

1) принимают участие в организации незамедлительного реагирования сотрудников органов МВД к выполнению приказов и распоряжений;

2) осуществляют постоянную аналитическую работу по мониторингу действующей обстановки среди населения для предотвращения появления трудностей функционирования органов МВД;

3) участвуют в разработке планов и организуют согласованную работу подразделений, входящих в состав органов МВД;

4) организуют функционирование органа МВД и его подразделений при возникновении чрезвычайных ситуаций;

5) осуществляют подготовку управленческих решений начальника органа внутренних дел;

6) обеспечивают информационно-аналитическое и организационное составляющие управленческих решений начальника органа внутренних дел;

7) занимаются подготовкой проектов и организуют реализацию комплексных программ, планов и других управленческих решений начальника органа внутренних дел путем координации усилий всех подразделений и служб и обеспечения взаимодействия между ними;

8) своевременно распространяют информацию о поставленных задачах, приказах и распоряжениях до соответствующих подразделений и служб;

9) в пределах своих полномочий содействуют достижению поставленных целей и контролируют работу подразделений органов МВД;

10) обеспечивают налаживание различных информационных каналов посредством электронно-вычислительных машин и других средств связи;

11) занимаются исследованием практической деятельности иных органов МВД и в частности штабов для выявления и использования успешного опыта;

12) подготавливают выступление перед штабом вышестоящего уровня в виде статистических данных оперативно-служебной обстановки и принятых начальником органа МВД решений;

13) занимаются распространением информации среди начальников и штабов нижестоящих уровней, взаимодействующих и соседних органов МВД, об изменении значений показателей, характеризующих состояние окружающей обстановки;

14) участвуют в формировании правовой основы функционирования органов МВД;

15) принимают участие в обеспечении взаимодействия органов МВД разных уровней;

16) обеспечивают реализацию организационно-методической составляющей штабов нижестоящих уровней;

17) занимаются организацией и совершенствованием системы управления органами внутренних дел, а также способствуют ее отлаженному функционированию;

18) исследуют мнение населения о состоянии правопорядка и эффективности деятельности органа внутренних дел [5].

Таким образом, процесс возникновения и становления штабной функции в системе МВД является крайне важным элементом, обеспечивающий эффективную и бесперебойную работу органов внутренних дел. Роль штабной функции заключается в оптимизации управленческого процесса. Сотрудники штабных подразделений (штабов) непосредственно не расследуют уголовных дел, не раскрывают напрямую преступления, но при этом, они незримо участвуют в каждом этапе расследования преступлений и сохранении общественного правопорядка. Функционирование отделов внутренних дел становилась более многопрофильной. И вследствие этого для обеспечения реализации всех направлений деятельности были сформированы штабные структуры, как органы, призванные обеспечить слаженную работу всех подразделений.

Исходя из всего вышесказанного, можно подвести итог: функции, которые выполняет штабное подразделение (штаб) являются неотъемлемой составной частью системы управления органов внутренних дел. Они направлены на обеспечение взаимодействия между службами и подразделениями, планирование и реализацию управленческих решений, совершенствование форм и методов работы, координацию деятельности всех служб.

Основные термины (генерируются автоматически): информационное обеспечение, дело, штабное подразделение, Российская Федерация, штаб, орган, подразделение, управленческое решение начальника органа, аналитическая работа, имущественный характер.

органы внутренних дел

Органы внутренних дел РФ относятся к исполнительной власти. Они формируют целостный институт, реализующий функцию охраны порядка и обеспечения безопасности на территории страны. Рассмотрим далее подробно, что собой представляет система органов внутренних дел.

Задачи

Деятельность органов внутренних дел базируется на принципах:

  1. Соблюдения и уважения свобод и прав человека и гражданина.
  2. Гласности.
  3. Гуманизма.
  4. Законности.
  5. Подконтрольности.

Положение о службе в органах внутренних дел формулирует пределы полномочий, а также определяет ключевые задачи института. К последним, в частности, относят:

  1. Обеспечение защиты свобод и прав граждан в рамках своих полномочий.
  2. Организацию в пределах компетенции предупреждения, пресечения, выявления, расследования и раскрытия преступлений.
  3. Обеспечение охраны правопорядка в обществе.
  4. Предупреждение и пресечение административных правонарушений.
  5. Осуществление госконтроля оборота оружия.
  6. Организацию госохраны имущества и организаций.
  7. Обеспечение безопасности на дорогах.
  8. Контроль частной охранной и детективной деятельности, а также вневедомственной охраны на территории страны.

Борьба с преступностью

Положение о службе в органах внутренних дел определяет ключевые направления их работы. Одним из них выступает борьба с преступностью. В рамках противодействия незаконным посягательствам органы внутренних дел осуществляют:

положение о службе в органах внутренних дел

  1. Дознание, предварительное следствие по уголовным преступлениям, отнесенным к их компетенции.
  2. Организацию и непосредственное проведение оперативно-розыскной работы и экспертно-криминалистических мероприятий.
  3. Выявление, предотвращение, пресечение, расследование и раскрытие преступлений, отнесенных к тяжким и особо тяжким, совершенных криминальными сообществами, организованными группами, отличающиеся межрегиональным или транснациональным характером или вызывающие широкий общественный резонанс.
  4. Обеспечение государственной защиты свидетелей, потерпевших и прочих участников судопроизводства по уголовным делам, судей, следователей, прокуроров, должностных лиц контролирующих и правоохранительных структур, прочих субъектов, защищаемых законом.
  5. Выявление, пресечение, предотвращение, расследование и раскрытие, проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственных операций на предприятиях, организациях, в учреждениях вне зависимости от их форм собственности.
  6. Принятие мер, направленных на борьбу с экстремизмом.

Административная работа

В органах внутренних дел российской исполнительной власти проводятся мероприятия, направленные на:

  1. Охрану порядка на территории государства.
  2. Производство по делам, связанным с административными правонарушениями, включенным в компетенцию ОВД.
  3. Обеспечение безопасности на автотрассах страны, разработку и внедрение мероприятий по предотвращению ДТП, уменьшению тяжести последствий аварий, организацию и выполнению специальных надзорных, контрольных и разрешительных функций в сфере БДД.

Органы внутренних дел Российской Федерации проводят также лицензионную работу в сферах, подлежащих лицензированию, контролируют отношения, возникающие в них.

Другие функции

Органы внутренних дел Российской Федерации участвуют в обеспечении режима ЧС и военного положения при их введении на территории страны либо в отдельных ее регионах. Структуры обеспечивают проведение мероприятий в рамках военного времени и единой госсистемы ликвидации и предупреждения чрезвычайных ситуаций. ОВД организуют и проводят мобилизационную подготовку в системе МВД, контролируют и координируют работу ФМС в данной сфере. Органы внутренних дел обеспечивают выполнение мероприятий ГО, способствуют повышению стабильности функционирования внутренних войск в военное время и при возникновении ЧС в мирных условиях.

служба в органах внутренних дел

Структуры участвуют в территориальной обороне, в совместных действиях с ВС, прочими формированиями. Органы внутренних дел организуют специальные воинские перевозки в границах страны в интересах ОВД и ВС в соответствии с межведомственными соглашениями и правительственными постановлениями и в интересах соответствующих институтов исполнительной власти. По решению президента ОВД обеспечивают участие своих сотрудников, солдат внутренних войск и госслужащих в мероприятиях по восстановлению либо поддержанию международной безопасности и мира.

Система органов внутренних дел

Федеральным институтом, осуществляющим функции по разработке и реализации госполитики и нормативному регулированию в сфере ВД и миграции, является МВД. Построение системы органов обуславливается разными полномочиями, которыми наделяются структуры, входящие в нее. Она включает в себя горизонтальные и вертикальные связи. В последнем случае система состоит из:

  1. Центрального аппарата - на федеральном уровне.
  2. Главных управлений по округам, транспортных ведомств - на окружном уровне.
  3. Оперативных бюро, центров спецназначения, линейных подразделений на воздушном, водном, железнодорожном транспорте - на межрегиональном уровне.
  4. Министерств по республикам, управлений (главных в том числе) по прочим субъектам - на региональном уровне.
  5. Отделов, ведомств, подразделений по городам, районам, прочим муниципальным образованиям, на режимных и особо важных объектах, на комплексе "Байконур", воздушном, железнодорожном, водном транспорте - на районном уровне.

Горизонтальные связи представлены следующим образом:

в органах внутренних дел российской

  1. Органы внутренних дел, полиция в том числе.
  2. Внутренние войска.
  3. Подразделения и организации, сформированные для реализации полномочий и задач, возложенных на МВД.

Структура ОВД

Органы внутренних дел включают в себя:

  1. Центральный аппарат Министерства ВД, кроме главного командования внутренними войсками МВД.
  2. Территориальные подразделения.
  3. Научно-исследовательские, санаторно-курортные, медико-санитарные организации, образовательные учреждения.
  4. Окружные управления по материально-техническому снабжению.
  5. Зарубежные представительства.
  6. Прочие подразделения и организации, сформированные для реализации полномочий и задач, возложенных на ОВД.

Кроме этого, каждый из перечисленных институтов выстраивает собственную систему органов в соответствии с тем или иным уровнем (федеральным, территориальным, районным и пр.).

Коллегия МВД

Этот орган рассматривается отдельно от прочих. В состав коллегии МВД входят:

  1. Председатель - министр ВД.
  2. Заместители.
  3. Начальники ФМС.
  4. Руководитель управления по Северо-Кавказскому ФО.
  5. Лица, входящие по должности.
  6. Прочие сотрудники ОВД, военнослужащие внутренних подразделений, федеральные госслужащие, работники МВД.

деятельность органов внутренних дел

Состав коллегии, за исключением лиц, включенных в нее по должности, утверждает президент России.

Управление

Руководство работой МВД осуществляет глава государства. Возглавляет институт министр. Назначение его на должность, а также освобождение от нее осуществляется президентом в соответствии с представлением председателя правительства. Министр несет индивидуальную ответственность за реализацию задач и полномочий, которые возлагаются на МВД, а также за осуществление госполитики в сфере ВД. Должностное лицо имеет заместителей. Они назначаются и освобождаются от должности президентом также в соответствии с представлением председателя правительства. Министр может иметь 8 заместителей.

Служба в органах внутренних дел Российской Федерации

Она осуществляется на должностях начальствующего и рядового состава. Они устанавливаются министром ВД. Служба в органах внутренних дел также осуществляется на должностях высшего руководящего состава. Они утверждаются президентом. Особый порядок, в соответствии с которым проходит служба, установлен законодательством, ведомственными нормативными документами. Работа сотрудников основывается на тех же принципах, что и строится функционирование всей структуры МВД. Кроме указанных выше основных положений, можно выделить следующие:

органы внутренних дел рф

  1. Приоритет интересов государства.
  2. Выполнение обязанностей на всей территории страны.
  3. Единоначалие ОВД.
  4. Компетентность и профессионализм.
  5. Политическая нейтральность.
  6. Ответственность за все принимаемые решения.
  7. Правовая и социальная защищенность.
  8. Справедливое вознаграждение за работу.
  9. Продвижение по службе в соответствии с результатами труда и с учетом квалификации и способностей.

Правовой статус должностей

В соответствии с ним формируются ключевые обязательные требования к кандидату. С момента замещения соответствующей должности субъект становится сотрудником ОВД. Служащий органа ВД является гражданином страны, имеющим свободы, права и обязанности, установленные для всех Конституцией и прочими нормативными актами. Вместе с этим, с момента замещения должности он получает соответствующий статус.

Это обеспечивает его участие в государственно-служебных отношениях. Занимая определенную должность, лицо наделяется специальными обязанностями и правами, за реализацию которых он несет ответственность. Осуществляя свои полномочия, сотрудник ОВД использует юридические возможности в соответствии со своей компетенцией, согласно закону, присяге и контракту. При исполнении своих обязанностей субъект находится под государственной защитой по ФЗ № 45. Никто, за исключением должностных органов и лиц, прямым образом уполномоченных на это, не может вмешиваться в деятельность сотрудника ОВД.

Обязанности

В юридической литературе предлагается следующая классификация:

Служебные обязанности. Они возводятся в ранг нормативных предписаний и закрепляются ФЗ, нормативными документами президента, актами МВД. Именно служебные обязанности характеризуют сотрудника ОВД как представителя исполнительной федеральной власти. Среди них следует отметить:

  • Соблюдение Конституции, ФЗ и прочих правовых актов.
  • Добросовестное выполнение обязанностей.
  • Обеспечение защиты и соблюдения законных интересов и прав граждан и так далее.

служба в органах внутренних дел российской федерации

Должностные обязанности. Они устанавливаются в инструкциях и положениях. К таким обязанностям, в частности, относят соблюдение условий контракта и присяги, внутреннего порядка и дисциплины и пр.

Права

Они сопровождают государственно-служебную деятельность сотрудника, формируют условия его защищенности и в социальной, и юридической сфере. Права, по своей сути, обладают обеспечительным характером. Ряд авторов предлагает следующее разделение:

  1. Права, которые способствуют непосредственному исполнению обязанностей. К этой категории, например, относят возможность ознакомиться с материалами и документами, регулирующими деятельность сотрудников ОВД, должностной рост, повышение квалификации, членство в профсоюзе и пр.
  2. Права, которыми сопровождается служебная деятельность субъекта. К ним, например, можно отнести ношение и хранение оружия, форменной одежды и пр.

Кроме того, для сотрудника устанавливаются определенные ограничения. Они призваны обеспечивать его моральный облик и свободу действий служащего в рамках его компетенции.

Читайте также: