Доклад социальное страхование как элемент социальной защиты населения 2021

Обновлено: 02.07.2024

В Российской Федерации осуществляется обязательное социальное страхование, которое соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Обязательное государственное социальное страхование является одной из организационно-правовых форм социальной защиты населения.

Обязательное социальное страхование – это система правовых, экономических и организационных мер, создаваемых государством, для компенсации или минимизации последствий изменения материального или социального положения работающих граждан и иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья, профессионального заболевания, инвалидности, болезни и травмы, беременности и родов, потери кормильца, наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения, а также наступления других социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхования, которые установлены законом РФ.

Система социального страхования является основным институтом социальной защиты в условиях рыночной экономики. Она создана для того, чтобы обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы. Главная цель института обязательного социального страхования заключается в сохранении имеющегося или достигнутого жизненного уровня застрахованных лиц. Учитывая то, что социальное страхование имеет особую значимость для развития страны и граждан, а также оказывает влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, которые дают возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.

Закон определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Базовыми характеристиками обязательного социального страхования являются:[4]

- общедоступный вид правоотношений субъектов социального страхования, тем самым обеспечивая обязательность участия в нем субъектов и высокий уровень гарантий защиты страхуемых, ненадобность кропотливой и затруднительной процедуры оформления индивидуальных договоров и контроля их выполнения между работодателями и работниками;

- обязательное право для застрахованных на получение страховых выплат при наступлении страховых случаев;

- высокий уровень надежности сохранности финансовых средств, что достигается солидарностью поколений и применения государственного контроля за правильностью и целевым характером расходования средств;

Социальный риск – это факторы нарушения нормального социального положения людей, вероятность наступления материальной необеспеченности в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным, социально значимым причинам, а также необходимость дополнительных расходов на лечение и социальные услуги. Социальными признаются риски, которые появляются по причинам общественного характера, от которых в большинстве случаев практически невозможно защититься самостоятельно с высокой степенью надежности. Они предопределены сложным комплексом объективных социально-экономических условий и практически не зависят от воли человека.

Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с Федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Государство, в свою очередь, гарантирует устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. Следует отметить и существующие проблемы в процессе формирования системы социального страхования в России на современном этапе. Остается невысоким реальный уровень заработной платы, являющийся базой для самофинансирования гражданами пенсионного и медицинского страхования, не завершено становление финансовых институтов личного и социального страхования, низкая заинтересованность страхователей в уплате страховых взносов, необоснованное занижение страхового тарифа страхователями, применение специальных налоговых режимов.

Все это зачастую вызывает многочисленную незаинтересованность населения трудоспособного возраста в своевременной и полной уплате страховых взносов в государственные социальные фонды.

Препятствиями, которые затрудняют формирование института социального страхования, являются:[5]

- большой объем теневого рынка труда и доходов, связанный с нерегистрируемой занятостью, неофициальной и неучитываемой заработной платой. Все это существенно снижает уровень социальных гарантий для работников и сужает экономические возможности для финансирования государственных внебюджетных социальных фондов. По оценкам экспертов, сегодня в России из 87 млн. трудоспособного населения только 48 млн. человек (55%) официально платят налоги;

- устаревшее социальное законодательство, сохраняющее нестраховые механизмы приобретения прав на социальное страхование, стимулирует уклонение работников и работодателей от оформления трудовых отношений и уплаты налогов и страховых взносов в полном объеме;

- довольно-таки высокие и необоснованные различия в системе заработ- ной платы и доходах населения в различных сферах экономики и регионах страны, а также ее слабая привязка к системе страховых отчислений и системе социальной защиты в целом;

- несовершенство механизмов исчисления размеров пенсий и пособий на основе минимальной заработной платы, поскольку ее размеры не позволяют связать уровень социальной защиты с объемом заработанных пенсионных прав и других социальных выплат.

ПроСтрахование24

Система социальной защиты населения состоит из ряда гарантий, которые обеспечивают материальную помощь для всех слоев населения. Социальное страхование является гарантией предоставления помощи для тех людей, которые не могут обеспечивать себя самостоятельно.

Сущность

Социальное страхование в государственной социальной защите население – это объективно существующая необходимость.

На определенном этапе развития страна берет под свою опеку лиц, которые не могут трудиться и получать оплату за свою работу.Социальное страхование является гарантией справедливости и опорой политической стабильности.

Общегосударственной гарантией может считаться только обязательное страхование. Добровольное страхование имеет значительно больший круг применения, но зависит от личного волеизъявления граждан.

Социальное страхование позволяет формировать денежные фонды. Оно создано для того чтобы сократить разрыв по уровням материального обеспечения разных слоев населения.

Денежные суммы на данный момент выделяются во внебюджетные фонды. Это выступает гарантией того, что в случае проблем с основным балансом, социально незащищенные группы будут обеспечены надлежащим способом.

ОГСС осуществляется следующими организациями:

Указанные выше организации сформированы как страховые, но деятельность их далеко не всегда отвечает принципам, которые служили основанием для их создания.

Главная цель, которую они преследуют – это реализация ряда конституционных прав. И это единственное условие, которое должно соблюдаться. Внебюджетные организации создаются на основании решения правительства.

Бюджеты формируются за счет периодических обязательных выплат физ. и юр. лиц. Все средства фондов находятся в собственности государства, но являются автономными.

Обязательное страхование – это не только основанная гарантия, но и совокупность прав и обязанностей. ОГСС направленно на минимизацию последствий изменения материального положения граждан.

Роль в системе социальной защиты населения

Социальное страхование – это всегда материальная гарантия.

Как элемент системы оно выполняет следующие функции:

  • защита – поддержание обычного для человека прожиточного уровня в случае, когда он лишается ежемесячного дохода, а также при возникновении непредвиденных расходов;
  • компенсация – ликвидация ущерба в случае утраты работоспособности;
  • воспроизводство – обязательное страхование компенсирует денежные утраты и поддерживает достойный уровень жизни на всех этапах человеческой жизни (при рождении, в пенсионном возрасте и в случае смерти);
  • перераспределение – за социальные риски несут ответственность все застрахованные; материальные средства перераспределяются между представителями разных слоев населения;
  • стабилизация – согласование интересов субъектов по ряду вопросов.

Социальное страхование основывается на следующих принципах:

  • персональной ответственности;
  • солидарности;
  • организационного самоуправления;
  • общности;
  • обязательности;
  • государственного регулирования.

Этот вид страхования часто приравнивают к гарантиям конституционного права. Но по своей сути оно является основой для их применения.

В системе социальной защиты населения в РФ социальное страхование – это рычаг, которые позволяет выровнять материальное положение разных социальных групп.

Государство здесь выступает посредником между плательщиками сборов и нетрудоспособными личностями. В данном случае оно гарантирует, что одна группа субъектов будет содержать в случае необходимости другую нетрудоспособную часть населения.

Чем отличается от других элементов системы

Система социальной защиты включает:

  • социальную поддержку;
  • социальное страхование;
  • социальные гарантии;
  • социальные индексации.

В отличие от других элементов системы, социальное страхование является комбинацией двух рисковых событий: государственного регулирования и страхования. Все остальные элементы являются сугубо ступеньками государственной политики.

Социальное страхование является частью социально-политического проекта и разновидностью страхования одновременно.

От прочих элементов системы этот вид отличается рядом следующих признаков:

  • предметом страхования могут быть только те риски, которые становятся причиной полной или частичной потери дохода;
  • в больше части социальное страхование распространяется на работающее население; субъектом этой системы может считаться только лицо, которое имеет официальную работу;
  • бюджет формируется в большей части из налогов, взносов работодателей и частных предпринимателей;
  • страхование основывается на принципе ограниченной эквивалентности; отчисления для фондов осуществляются в зависимости от размера заработной платы; общая сумма взысканий никогда не может быть больше 70%, в ином случае это уже нарушение одного из основных трудовых прав;
  • гарантией права граждан на выплаты по социальному страхованию является обязанность по перечислению страховых взносов в соответствии квалификационным уровнем;
  • обязанность по уплате страховых взносов несут работники и работодатели солидарно.

Социальное страхование можно рассматривать как часть системы соц.защиты, а можно и как элемент государственного регулирования. Его добровольный вид имеет мало общего с системой управления и социального обеспечения.

Обязательное социальное страхование можно рассматривать как элемент трудового права. Все отчисления связаны с взаимодействием двух основных субъектов этого права – работника и работодателя.

Какие существуют причины развития

Социальное страхование стало рычагом воздействия государства на трудящихся лиц. Основанная его причина развития и внедрения социального страхования – трудовая и политическая нестабильность.

Государство – это целостный, живой организм внутри которого на разных уровнях постоянно происходят изменения. Ежедневно люди лишаются дохода по разным причинам.

Так как моральных норм далеко не достаточно для того, чтобы заставить обеспеченные слои населения делиться своими доходами, государство создало гарантии исполнения их обязательств – нормы социального обязательного страхования.

Власть выступает гарантом права, но субъективные интересы финансово незащищенного населения подлежат реализации только при регулярном перечислении страховых взносов во внебюджетные фонды.

Все эти организации наделены полномочиями относительно применения санкций к неплательщикам. Иначе создать автономные денежные фонды не было бы возможным.

Кроме причин развития социального страхования, существуют факторы, которые меняют его внутреннюю структуру:

  • уровень социального риска в обществе (рассчитывается в доле относительно процента населения утратившего доход);
  • степень потери материального обеспечения – полная, частичная;
  • временной период утраты работоспособности – временная или постоянная;
  • государственная мера, которая устанавливается для покрытия рисков (формируется исходя их поставленных социально-политических целей).

Все факторы, которые влияют на развитие элементов системы социального страхования, часто становятся основанием для изменения базы налогообложения.

структура фонда социального страхования РФ

Как выглядит схема структуры фонда социального страхования РФ, узнайте из статьи: структура фонда социального страхования Российской Федерации.

Про аналитический учет по счету 69 расчеты по социальному страхованию, читайте в этой статье.

Основные задачи

Социальное страхование является гарантией материального обеспечения в случае возникновения ряда рисков. Оно считается обязательной частью любого политического курса.

Социальное страхование направлено на решение следующих задач:

  • обеспечение реализации основных конституционных прав;
  • разработку и реализацию программ по охране здоровья и совершенствованию социального страхования;
  • обеспечение социального равенства и перераспределения доходов между различными социальными группами;
  • обеспечение мер, поддерживающих финансовую устойчивость внебюджетных организаций;
  • материальная помощь нуждающимся лицам на всех этапах их жизни;
  • поддержание внутригосударственного социального баланса (ст.1-2 ФЗ №125).

Очевидно, что социальное страхование является гарантией права как одним из основных элементов предоставляемой государством защиты и рычагом социально-политического влияния.

Оно имеет много общего со всеми элементами системы, но также приобрело ряд характерных признаков и от обычного страхования (например, четко установленный перечень рисков и субъектов).

субъекты обязательного социального страхования

Кто является субъектами обязательного социального страхования, рассматривается в статье: субъекты обязательного социального страхования.

Про обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, узнайте здесь.

Что такое отчисления в фонд социального страхования, вы можете прочитать в этой статье.

Видео: Вестник Социального страхования (часть 1)

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.


Социальное страхование в России представлено системой социальной защиты, призванной обеспечить реализацию конституционного права граждан на финансовое обеспечение в случаях:

  1. Виды социального страхования
  2. Заявление в фонд социального страхования
  3. Обязательное социальное страхование
  4. Отчисления в фонд социального страхования
  5. Условия социального страхования
  • болезни;
  • утраты трудоспособности, частичной или полной;
  • безработицы;
  • потери кормильца;
  • по достижению определенного возраста.

Социальное страхование может быть коллективным, государственным, смешанным.

Виды социального страхования

Обязательное социальное страхование в России — часть государственной системы по соцзащите населения. Речь идет о социальной защите как работающего, так и неработающего населения от вероятных изменений в их материальном или социальном положении, вследствие субъективных или объективных причин.

Социальное страхование в РФ представлено следующими видами:

  • обязательное социальное;
  • обязательное медицинское;
  • обязательное пенсионное;
  • страхование пассажиров;
  • страхование автогражданской ответственности.

Заявление в фонд социального страхования

Фонд социального страхования РФ представляет собой один из внебюджетных государственных фондов, цель которого заключается в обеспечении обязательного социального страхования российских граждан.

Обратившись с заявлением фонд социального страхования, вы можете рассчитывать на:

  • возмещение расходов, связанных с лечением, устранением последствий форс-мажорных обстоятельств;
  • выплату пособий;
  • подтверждение вида деятельности;
  • оплату больничного листа;
  • оплату родовых сертификатов, выплату пособий, связанных с беременностью и материнством;
  • обеспечение льготников путевками на санаторно-курортное лечение.

Обязательное социальное страхование

Обязательное социальное страхование — особая система защиты россиян, имеющих работу, и членов семей, находящихся на их иждивении, от потери трудового дохода в случаях наступления нетрудоспособности (вследствие болезни, старости, материнства, инвалидности и так далее).

Финансовые средства, вращающиеся в системе обязательного социального страхования, аккумулируются и распределяются 3-мя фондами: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского образования, Фонд социального страхования. Все эти фонды имеют собственные бюджеты, которые никак не связаны с бюджетной системой РФ.

Отчисления в фонд социального страхования

Фонды, деятельность которых простирается в рамках обязательного страхования в России, являются внебюджетными, это значит, что они не зависят от российской бюджетной системы.

Все отчисления в Фонд социального страхования осуществляются предприятиями (страхователями), где работают застрахованные физические лица. Если наблюдается дефицит бюджета в фондах, недостаток средств восполняется из федерального бюджета РФ с помощью трансферных платежей.

Что касается размера страховых взносов, то рассчитываются они при учете размеров оплаты труда работников, а также других выплат и вознаграждений. В особом порядке суммы взносов определяются в случае с ИП, нотариусами и адвокатами.

Условия социального страхования

В соответствии с трудовым кодексом РФ условия социального страхования в обязательном порядке должны отражаться в трудовом договоре. Наличие в договоре пункта о социальном страховании дает возможность работнику рассчитывать на различные пособия и льготы в случае временной или постоянной потери трудоспособности. Содержание этого пункта может быть разным и зависит от характера и объема выполняемой работы. Чем более вредной является работа, чем большими рисками получения увечий она сопровождается, тем более высокими будут страховые взносы. В трудовом договоре также необходимо отразить наличие услуг дополнительного пенсионного или медицинского страхования, если работодатель оказывает такие услуги.


федеральное агентство по образованию

имени К.Э. Циолковского

Институт социальных отношений

Система социального страхования,

как средство защиты населения

Выполнил студент 4 курса

Глава 1. Понятие, виды, особенности социального страхования

1.1. Страхование как форма защиты населения

1.2. Виды социального страхования

1.3. Особенности социального страхования

Глава 2. Современная система социального страхования в

2.1. Система государственных внебюджетных фондов

2.2. Принципы построения системы социального страхования в РФ

2.3. Модели финансирования социального страхования

Список используемой литературы

В 90-е годы в связи с кардинальной перестройкой экономики и политической структуры российского общества предметом пристального внимания ученых и практиков стала система государственного социального страхования. Будучи по своей природе одной из форм социальной защиты населения, она становилась все менее эффективной и неадекватной новым, порождаемым переходом к рыночной экономике, потребностям общества. Причина тому - генетическая связь этой системы с административно-плановой экономикой советской эпохи, слабая адаптированность ее к рыночным социально-экономическим и производным от них реалиям. В новых условиях хозяйствования это объективно заводит в тупик всю систему социальной защиты населения, что, как показывает исторический опыт, порождает угрозу социальной стабильности общества.

Проблемы социальной защиты личности, отдельных социальных групп и всего населения имеют общегосударственное значение и характеризуются статусом национальной безопасности. От решения их зависит социальное воспроизводство населения, социально-психологическое состояние людей, стабильность функционирования общества, трансформация его в гражданское состояние.

Государственная система социальной защиты строится в двух формах: социальное обеспечение и социальное страхование. Социальное страхование является одной из форм общей системы социальной защиты, характеризуется своей спецификой. Оно должно иметь форму взаимной ответственности (в широком смысле) для всех ее основных субъектов, а именно: застрахованного, предприятия и государства. Социальное страхование - это система полноправного участия каждого из субъектов в социальной защите, а также взаимного страхования.

Эти и ряд других обстоятельств и порождают актуальность исследования концептуальных моделей государственного социального страхования как формы социальной защиты населения и обеспечения социальной стабильности общества, выработки концепции ее наиболее адекватной потребностям современного периода. Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы на современном этапе.

Объектом исследования – социальное страхование.

Предметом исследования – система социального страхования как средство защиты населения.

Цель работы – рассмотреть систему социального страхования, как средство защиты населения.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

­ изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования;

­ определить виды и особенности социального страхования;

­ проанализировать состояние социального страхования в России, его виды и формы;

­ выявить принципы построения системы социального страхования;

­ рассмотреть модели финансирования социального страхования.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Понятие, виды, особенности социального страхования

1.1. Страхование как форма защиты населения

Государственное социальное страхование - государственная система материального обеспечения граждан РФ в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а так же семей, в которых есть дети.

И система социального обеспечения, и система социального страхования все более активно используются как высокоэффективные механизмы социальной защиты всех граждан независимо от взносов или продолжительности их трудового стажа, хотя эти факторы продолжают играть заметную роль при определении размеров отдельных пособий, превышающих основной минимум. Формирование идей, доктрин, а впоследствии и механизмов социальной защиты, основанных на принципах социальной справедливости, позволяет странам Запада распространять материальную поддержку на широкий круг лиц, исходя скорее из их потребностей, нужд, чем из приобретенных ими прав на пособие.

Нужда при этом интерпретируется достаточно широко и связывается с уровнем доходов нуждающегося в прошлом (при установлении уровня пособий по старости, инвалидности и безработице), или исходя из некоторых общепринятых прав на социальную помощь (медицинское обслуживание, образование). [29, с. 29]

Постепенно системы социального страхования и обеспечения расширили свою деятельность, перестав ограничиваться лишь теми, кто имеет полную занятость в государственном или частном секторах. Системы стали охватывать другие социальные группы (практически всех трудящихся и граждан) — трудящихся, работающих неполное рабочее время, а также не имеющих постоянного места работы, работающих самостоятельно. Такой подход позволил развитым странам обратить внимание на нужды и других категорий населения, например, безработной молодежи, не имеющей дохода, а также предоставить материальную помощь родителям-одиночкам; охватить медицинским обслуживанием лиц, не пользующихся системами медицинского страхования; дать возможность досрочного выхода на пенсию безработным трудящимся пожилого возраста и предоставлять медицинское обслуживание более продолжительное время по сравнению с тем, которое предусмотрено в рамках системы, основывающейся на взносах. [27, с. 74]

Расширение сферы применения систем социального страхования и обеспечения выходит за рамки прямой зависимости между взносами и пособиями и подводит общество к пониманию того, что оно должно нести ответственность за своих неимущих членов, по разным причинам испытывающих нужду. Эта ответственность измеряется скорее реальными нуждами, чем приобретенными правами.

При всех недостатках, присущих системам социального страхования в западных странах, необходимо отметить, что принципы, концепция этих систем в большой мере соответствуют целям и задачам, поставленным в декларациях о правах человека. Развитые страны, в которых внедрены такие системы, сегодня приближаются к критериям, сформулированным в конвенциях и рекомендациях Международной Организации Труда, Всемирной Организации Здравоохранения и МАСО. [16, с. 12]

Рост расходов на социальные нужды как в форме непосредственных денежных выплат, так и в форме социального обслуживания стал возможным в результате бурного и устойчивого экономического роста и высокого уровня занятости, которые были характерны для развитых стран до середины 70-х годов. Позже рост расходов на социальные нужды замедлился, программы социальной защиты достигли высокого уровня зрелости. Возникли и новые проблемы, и прежде всего был предпринят поиск новых эффективных регуляторов взаимодействия между социальными программами, экономикой и рынком труда, а также новых форм и способов функционирования социальных служб. В США, например, планы широкого распространения частных индивидуальных пенсий некоторыми кругами открыто рассматриваются в качестве альтернативы государственной пенсионной системе, которую предлагается постепенно демонтировать, передав практически все социальное страхование в руки частного страхового бизнеса. [26, с. 27]

Как показывает опыт развитых стран, наличие сбалансированных систем социального страхования и социального обеспечения как базовых элементов социальной защиты трудящихся и всего населения расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, усиливает национальный потенциал экономического роста, является необходимым условием проведения реформ, а также содействует политической и экономической стабилизации общества.

Понятие социальной защиты, ее составляющих, было дано еще в 1952 г. в Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения, принятой Международной Организацией Труда (МОТ). Конвенция установила 9 видов социальной защиты: медицинское обслуживание, пособие по безработице, по производственному травматизму, по инвалидности, в связи с потерей кормильца, по беременности и родам, по болезни, семейные пособия и пенсия по старости.

На базе Конвенции фактически формировались национальные законодательства во многих странах. Законодательство в социальной сфере наиболее развито в странах Северо-Западной Европы, наименее — в США, где “центр тяжести решения социальных вопросов переносится на коллективные соглашения, систему арбитража и т.п.” [12, с. 76]

Разница в подходах к построению системы социальной защиты несомненно обусловлена национальными особенностями общества, сложившимся менталитетом. Так, для населения США наиболее характерно стремление к личной инициативе и самореализации, к ответственности человека за свои успехи, за свою жизнь, свое будущее, поэтому государство оказывает помощь тем, кто не смог в силу объективных причин позаботиться о себе сам.

Принципиально иной подход отмечается в такой стране, как Швеция: так называемый солидарный подход предполагает, что в интересах общества должна быть исключена сама возможность нищеты, так как это может вызвать рост социальной напряженности, а также потребует больших экономических вложений. Налоговая система в этой стране построена так, чтобы свести к минимуму социальное расслоение граждан по доходам.

Таким образом, приведенные примеры построения системы социальной защиты, основаны на диаметрально противоположных принципах. В большинстве стран система основана на принципах, занимающих промежуточное положение между этими двумя крайностями.

Читайте также: