Подлежат ли лица осужденные к лишению свободы обеспечению пособием по временной нетрудоспособности

Обновлено: 04.07.2024

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001г. N 727 "О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001 г., N 43, ст.4106)

1. Утвердить "Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, и выдачи им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность" (приложение).

2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации А.И. Вялкова, заместителя Министра юстиции Российской Федерации Ю.И. Калинина, заместителя Председателя Фонда социального страхования Российской Федерации В.В. Линника.

Председатель Фонда социального страхования

Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, и выдачи им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность

I. Общие положения

1.2. Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность осужденных, привлеченных к оплачиваемому труду, является листок нетрудоспособности, который выдается при заболевании (травме), связанном с временной утратой трудоспособности, при беременности и родах.

1.3. Выдача листка нетрудоспособности лицам, осужденным к лишению свободы и отбывающим наказание в исправительных учреждениях, в связи с временной утратой ими трудоспособности производится врачом ЛПУ УИС. В случаях их отсутствия может производиться лечащим врачом учреждения системы здравоохранения соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - ЛПУ).

1.4. ЛПУ УИС (ЛПУ), осуществляющие проведение экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, и выдачу им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, должны иметь лицензию на данный вид медицинской деятельности.

1.5. Листки нетрудоспособности осужденным к лишению свободы и отбывающим наказание в исправительных учреждениях на руки не выдаются и хранятся в ЛПУ УИС. После закрытия листки нетрудоспособности передаются администрациям указанных исправительных учреждений, которые производят назначение и выплату пособий или направляют их в организации, где трудятся осужденные. В ЛПУ листки нетрудоспособности передаются под расписку на руки лицу, сопровождающему осужденного к лишению свободы и отбывающего наказание в исправительных учреждениях.

1.6. Выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляются медицинскими работниками после личного осмотра осужденного и подтверждаются записью в листке нетрудоспособности в строке "освобождение от работы". Обоснованность выдачи и продления листка нетрудоспособности подтверждаются записью в медицинской документации.

1.7. Дата, по которую продлевается листок нетрудоспособности, должна соответствовать дате явки больного на очередной прием в ЛПУ УИС (ЛПУ).

1.8. Листок нетрудоспособности выдается и закрывается в одном ЛПУ УИС (ЛПУ) и, при показаниях, может быть продлен в другом учреждении здравоохранения, с учетом ориентировочных сроков временной нетрудоспособности и продолжительности предшествующей временной нетрудоспособности.

1.9. Листок нетрудоспособности не выдается:

1.9.1. за время проведения периодического медицинского осмотра осужденного в установленных законодательством Российской Федерации случаях, в том числе при нахождении в стационаре лечебно-профилактического учреждения;

1.9.2. осужденным, не привлеченным к оплачиваемому труду;

1.9.3. в случае наступления нетрудоспособности осужденного в период временной приостановки работы;

1.9.4. в случае наступления нетрудоспособности в период, когда осужденный не работал вследствие отстранения от работы в связи с нарушением установленного порядка отбывания наказания, - за все время отстранения от работы;

1.9.5. в случае умышленного причинения осужденным вреда своему здоровью с целью уклонения от работы или других обязанностей либо симулянтам, - за все время нетрудоспособности;

1.9.6. в случае возникновения временной нетрудоспособности осужденного вследствие заболевания или травм, полученных при совершении им преступления или злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания, - за все время нетрудоспособности;

1.9.7. за время принудительного лечения по определению суда;

1.9.8. в случае нарушения осужденным режима, установленного для него врачом, либо неявки без уважительной причины в назначенный срок на врачебный осмотр или на освидетельствование в учреждение медико-социальной экспертизы - листок нетрудоспособности не выдается - со дня, когда было допущено нарушение, на срок, установленный администрацией исправительного учреждения.

В случае, если состояние временной нетрудоспособности продолжается после окончания временной приостановки работы, листок временной нетрудоспособности выдается со дня, когда осужденный по окончании указанного периода должен был приступить к работе.

1.10. Листок нетрудоспособности выдается только в день осмотра больного медицинским работником, имеющим право выдачи листков нетрудоспособности.

1.11. Контроль за обоснованностью выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду, и за соблюдением положений настоящего Порядка осуществляется, в пределах своей компетенции, медицинской службой территориальных органов УИС Министерства юстиции Российской Федерации, органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

II. Порядок выдачи листков нетрудоспособности в связи с заболеванием (травмой) и проведения экспертизы временной нетрудоспособности

2.1. Право выдачи листков нетрудоспособности имеет лечащий врач, а при его отсутствии - медицинский работник со средним медицинским образованием. Органы управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, территориальные органы УИС Минюста России ежегодно утверждают по согласованию с региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации список медицинских работников со средним медицинским образованием, имеющих право выдачи листков нетрудоспособности.

2.2. Врач, а при отсутствии врача - медицинский работник со средним медицинским образованием, осуществляющие экспертизу временной нетрудоспособности:

- определяют признаки временной утраты трудоспособности на основе оценки состояния здоровья, характера и условий труда;

- в медицинской документации фиксируют жалобы пациента, анамнестические и объективные данные, назначают необходимые обследования и консультации, формулируют диагноз заболевания и степень функциональных нарушений органов и систем, наличие осложнений и степень их тяжести, обуславливающих нетрудоспособность;

- определяют сроки нетрудоспособности с учетом индивидуальных особенностей течения основного и сопутствующих заболеваний, наличия осложнений и ориентировочных сроков нетрудоспособности при различных заболеваниях и травмах;

- назначают дату очередного посещения врача, о чем делают соответствующую запись в медицинской документации;

- при последующих осмотрах отражают динамику заболевания, эффективность проводимого лечения, обосновывают продление сроков освобождения пациента от работы;

- при восстановлении трудоспособности и выписке на работу отражают в медицинской документации объективный статус и аргументированное обоснование для закрытия листка нетрудоспособности.

2.3. Сведения о диагнозе в листок нетрудоспособности вносятся с согласия осужденного.

2.4. Врач выдает листок нетрудоспособности единолично и единовременно на срок до 10 календарных дней и продлевает его единолично до 30 календарных дней.

2.5. Медицинский работник со средним медицинским образованием выдает листок нетрудоспособности осужденным единолично и единовременно на срок до 5 дней и продлевает его единолично до 10 дней, в исключительных случаях, после консультаций с врачом ближайшего ЛПУ (ЛПУ УИС), сроком до 30 дней.

2.6. При сроках временной утраты трудоспособности более 30 дней решение вопроса о продлении листка нетрудоспособности осужденному осуществляется по решению клинико-экспертной комиссии ЛПУ (ЛПУ УИС), далее - КЭК ЛПУ (ЛПУ УИС),

2.7. В особых условиях (в отдаленных и труднодоступных районах и т. д.), по приказу руководства ЛПУ УИС выдача листков нетрудоспособности может быть разрешена лечащему врачу до полного восстановления трудоспособности или направления на медико-социальную экспертизу по согласованию с органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации и с исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации.

2.8. По решению КЭК ЛПУ (ЛПУ УИС), при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе, листок нетрудоспособности может быть продлен до полного восстановления трудоспособности, но не более 10 месяцев, а в отдельных случаях (травмы, туберкулез) - не более, чем на 12 месяцев, с периодичностью освидетельствования КЭК ЛПУ УИС не реже одного раза в 30 дней.

2.9. При амбулаторном лечении осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, в отдельных случаях (при проведении сложных урологических, гинекологических, проктологических и др. методов исследования) листок нетрудоспособности может быть выдан по решению КЭК ЛПУ УИС прерывисто, только на дни проведения процедур, при необходимости освобождения от трудовой деятельности.

2.10. При выписке из стационара, по решению КЭК ЛПУ УИС (ЛПУ), листок нетрудоспособности выдается за весь период стационарного лечения, а при сохранении нетрудоспособности осужденного может быть продлен с учетом дней, необходимых для транспортировки больного, с последующей явкой в ЛПУ УИС (ЛПУ) для амбулаторного лечения, но не более, чем на 10 дней.

2.11. При наступлении временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы в период отпуска по беременности и родам листок нетрудоспособности выдается со дня окончания указанного отпуска, в случае продолжающейся нетрудоспособности.

III. Порядок выдачи листка нетрудоспособности по беременности, родам и операции по поводу прерывания беременности

3.1. Листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается врачом акушером-гинекологом, а при его отсутствии - врачом, фельдшером, ведущим общий прием. Выдача листка нетрудоспособности производится с 30 недель беременности единовременно, продолжительностью 140 календарных дней (70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов). При многоплодной беременности листок нетрудоспособности выдается с 28 недель беременности единовременно продолжительностью 194 календарных дня (84 календарных дня до родов и 110 календарных дней после родов).

3.2. При осложненных родах женщине дополнительно выдается листок нетрудоспособности на 16 календарных дней по справке лечебно-профилактического учреждения, где произошли роды. В этих случаях общая продолжительность дородового и послеродового отпусков составляет 156 календарных дней.

3.3. При родах, наступивших в сроке до 30 недель беременности, и рождении живого ребенка листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается лечебно-профилактическим учреждением, где произошли роды, на 156 календарных дней, а в случае рождения мертвого ребенка или его смерти в течение первых 7 дней после родов - на 86 календарных дней.

3.4. При операции прерывания беременности листок нетрудоспособности выдается врачом ЛПУ УИС (ЛПУ), в котором производилась операция, на весь период нетрудоспособности, но не менее 3 дней (в том числе и при миниаборте).

IV. Направление осужденных на освидетельствование в учреждения медико-социальной экспертизы

4.1. На медико-социальную экспертизу направляются осужденные, имеющие признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и трудоспособности при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе, и нуждающиеся в социальной защите.

4.2. Направление осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, на медико-социальную экспертизу оформляется лечащим врачом и заверяется КЭК ЛПУ УИС и руководством исправительного учреждения.

4.3. При установлении группы инвалидности срок временной нетрудоспособности завершается датой, предшествующей дню регистрации документов в учреждении медико-социальной экспертизы.

4.4. Лицам, не признанным инвалидами, листок нетрудоспособности продлевается ЛПУ УИС по решению КЭК до восстановления трудоспособности или повторного направления на медико-социальную экспертизу.

4.5. Листок нетрудоспособности не продлевается со дня отказа больного от освидетельствования в учреждении медико-социальной экспертизы. Неявка на освидетельствование или отказ от направления на медико-социальную экспертизу указываются в графе нарушения режима листка нетрудоспособности.

1. Осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пособия по беременности и родам выплачиваются осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств.

2. Осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Выплата пенсий осужденным осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение по месту нахождения исправительного учреждения, путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных.

4. Осужденные, утратившие трудоспособность в период отбывания лишения свободы, имеют право на возмещение ущерба в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5. Из пенсий осужденных производятся удержания. Основания, виды и порядок удержаний из пенсий определяются статьей 107 настоящего Кодекса.

Комментарии к ст. 98 УИК РФ

1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи обязательному государственному социальному страхованию в местах лишения свободы подлежат только осужденные, привлеченные к труду. Исключение составляют осужденные женщины, которым пособия по беременности и родам выплачиваются независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств.

Порядок обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, установлен Постановлением Правительства РФ от 15.10.2001 N 727. Этим Постановлением утверждено Положение об обеспечении пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду.

В Положении регламентирован порядок обеспечения осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, исходя из условий отбывания наказания в виде лишения свободы следующими видами пособий:

  • по временной нетрудоспособности (кроме несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);
  • по беременности и родам;
  • единовременным пособием женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель);
  • единовременным пособием при рождении ребенка (кроме случаев, когда дети осужденных находятся на полном государственном обеспечении);
  • ежемесячным пособием на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (в случае отбывания наказания в колониях-поселениях).

Осужденные имеют право на получение пособий, если до освобождения от работы в связи с нетрудоспособностью или беременностью трудовые обязанности исполнялись ими в соответствии с установленным графиком работы.

Пособия выплачиваются осужденным за счет единого социального налога (взноса), уплачиваемого в ФСС РФ организациями, в которых трудятся осужденные.

Размеры пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам устанавливаются в соответствии с Законом об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности в зависимости от продолжительности страхового стажа.

В страховой стаж включаются:

  • периоды работы по трудовому договору;
  • периоды государственной гражданской или муниципальной службы;
  • периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе периоды привлечения к оплачиваемому труду лица, осужденного к лишению свободы, при условии выполнения им установленного графика работы.

Пособие по временной нетрудоспособности застрахованному осужденному выплачивается в следующем размере:

  • имеющему страховой стаж восемь и более лет - 100 процентов среднего заработка;
  • имеющему страховой стаж от пяти до восьми лет - 80 процентов среднего заработка;
  • имеющему страховой стаж до пяти лет - 60 процентов среднего заработка.

Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, и выдачи им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, установлен совместным Приказом Минздрава России, Минюста России, ФСС РФ от 14.07.2003 N 316/185/180.

Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной осужденной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.

Размеры единовременных и ежемесячного дополнительных пособий осужденным женщинам определены в Федеральном законе от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в ред. от 05.12.2006). В настоящее время они составляют: единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель) - 300 рублей; единовременное пособие при рождении ребенка - 8000 рублей; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми.

Пособия назначаются и выплачиваются администрацией по месту работы осужденных. Выплата пособий осуществляется путем их зачисления на лицевые счета осужденных. Осужденным, отбывающим лишение свободы в колониях-поселениях, пособия выдаются на руки.

2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи осужденные к лишению свободы имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение.

Статья 5 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. от 03.06.2006) устанавливает следующие виды трудовых пенсий:

  • трудовая пенсия по старости;
  • трудовая пенсия по инвалидности;
  • трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Осужденным, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору.

Осужденным, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в ред. от 09.04.2007).

Право на трудовую пенсию по старости имеют осужденные мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.

Признание осужденного инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" и иными нормативными правовыми актами.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

Оформление и представление документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, осуществляются администрацией соответствующего учреждения.

3. Часть 3 комментируемой статьи определяет, что выплата пенсий осужденным осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных.

Пенсия, полагающаяся осужденному, перечисляется на счет исправительного учреждения, открытый в банке для хранения депозитных сумм. Бухгалтерия учреждения в трехдневный срок зачисляет пенсии на лицевые счета осужденных, указанные в списке пенсионеров, представленном органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.

Для выплаты пенсии осужденным, получавшим ее до осуждения, администрация исправительного учреждения направляет в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, список пенсионеров с указанием в нем вида пенсии, номера пенсионного удостоверения, адреса места жительства (пребывания), по которому выплачивалась пенсия, и др., а также справку на каждого осужденного о месте его пребывания.

При освобождении осужденного из места лишения свободы в связи с прекращением отбывания наказания его лицевой счет закрывается. Выплата пенсии освобожденному производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства.

4. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи осужденные, утратившие трудоспособность в период отбывания лишения свободы, имеют право на возмещение ущерба в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ.

Согласно ст. 184 ТК РФ при повреждении здоровья осужденного вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания осужденному возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Виды, объемы и условия предоставления осужденным гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в ред. от 21.07.2007).

Выплата денег осужденным осуществляется из средств ФСС РФ, но исправительное учреждение (предприятие), где работал осужденный, может и самостоятельно оплатить расходы на лечение за свой счет.

Кроме того, если трудоспособность осужденного утрачена по вине исправительного учреждения (предприятия), где работал осужденный, он вправе обратиться в суд с иском о возмещении имущественного ущерба и морального вреда.

5. За счет получаемых пенсий, социальных пособий осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости, а также оплачивать дополнительные лечебно-профилактические и иные предоставляемые по их желанию услуги, определяемые Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Согласно ч. 5 комментируемой статьи из пенсий осужденных производятся удержания. Основания, виды и порядок удержаний из пенсий определяются ст. 107 УИК РФ (см. комментарий к указанной статье).

от 15 октября 2001 года N 727

О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду

(с изменениями на 18 августа 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2011 года N 86 (Российская газета, N 39, 24.02.2011) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года);

В целях реализации пункта 1 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

2. Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации.

Порядок выдачи осужденным к лишению свободы лицам, привлеченным к оплачиваемому труду, документов, удостоверяющих их временную нетрудоспособность, утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации.

3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации давать в случае необходимости разъяснения по вопросам, связанным с применением Положения, утвержденного настоящим постановлением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 октября 2001 года N 727

ПОЛОЖЕНИЕ
об обеспечении пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду

(с изменениями на 18 августа 2021 года)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации порядок обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду (далее именуются - осужденные), исходя из условий отбывания наказания в виде лишения свободы (пункт в редакции, введенной в действие с 9 августа 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2007 года N 475, - см. предыдущую редакцию).

2. Осужденным выплачиваются следующие пособия по обязательному государственному социальному страхованию:

а) по временной нетрудоспособности (кроме несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);

б) по беременности и родам;

г) единовременное пособие при рождении ребенка (кроме случаев, когда дети осужденных находятся на полном государственном обеспечении);

д) ежемесячное пособие по уходу за ребенком (в случае отбывания наказания в колониях-поселениях) (подпункт дополнительно включен с 28 августа 2002 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2002 года N 586; в редакции, введенной в действие с 9 августа 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2007 года N 475, - см. предыдущую редакцию).

3. Пособия выплачиваются осужденным за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации организациями, в которых трудятся осужденные. При этом выплата пособий по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств указанных организаций (пункт в редакции, введенной в действие с 9 августа 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2007 года N 475; в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 819; в редакции, введенной в действие с 4 марта 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2011 года N 86, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года, - см. предыдущую редакцию).

4. Осужденные имеют право на получение пособий, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Положения, если до освобождения от работы в связи с нетрудоспособностью или беременностью трудовые обязанности исполнялись ими в соответствии с установленным графиком работы.

5. Пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня восстановления трудоспособности, установления инвалидности, окончания отпуска по беременности и родам, рождения ребенка. При этом пособие по временной нетрудоспособности выдается не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за пособием, достижения ребенком возраста полутора лет (пункт дополнен с 9 августа 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2007 года N 475; в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 819, - см. предыдущую редакцию).

6. Ответственность за назначение, исчисление и выплату пособий по обязательному государственному социальному страхованию несут руководитель и главный бухгалтер организации, где трудятся осужденные.

7. Контроль за правильным назначением, исчислением и выплатой пособий по обязательному государственному социальному страхованию в организациях, где трудятся осужденные, осуществляется отделениями (филиалами) Фонда социального страхования Российской Федерации.

II. Пособие по временной нетрудоспособности

8. Пособие по временной нетрудоспособности выдается при заболевании (травме), связанном с утратой трудоспособности.

Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности.

Осужденные, отбывающие наказание в колониях-поселениях, получают листки нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях самостоятельно для последующего их предъявления администрации по месту работы.

Осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях иных видов, листки нетрудоспособности оформляются медицинскими частями исправительных учреждений, в которых они отбывают наказание, и передаются администрациям указанных исправительных учреждений, которые производят назначение и выплату пособий или направляют их в другие организации, где трудятся осужденные (абзац дополнен с 9 августа 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2007 года N 475 - см. предыдущую редакцию).

9. Пособие по временной нетрудоспособности выдается с первого дня утраты осужденным трудоспособности вплоть до ее восстановления либо до установления инвалидности, если иное не определено нормативными правовыми актами по вопросам обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности (пункт в редакции, введенной в действие с 9 августа 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2007 года N 475; в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 819, - см. предыдущую редакцию).

10. Пособие по временной нетрудоспособности не назначается:

а) за период освобождения осужденного от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска;

б) за период отстранения от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если за этот период не начисляется заработная плата;

в) за период простоя, за исключением случаев временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя (подпункт дополнительно включен с 4 марта 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2011 года N 86, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года).

10_1. Основаниями для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности являются:

а) наступление временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения осужденным вреда своему здоровью или попытки самоубийства;

б) наступление временной нетрудоспособности вследствие совершения осужденным умышленного преступления.

10_2. Основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности являются:

а) нарушение осужденным без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом;

б) неявка осужденного без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы;

в) заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением.

10_3. При наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности указанное пособие выплачивается осужденному в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов (абзац дополнен с 1 января 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 819, - см. предыдущую редакцию):

при наличии оснований, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 10_2 настоящего Положения, - со дня, когда было допущено нарушение;

при наличии оснований, указанных в подпункте "в" пункта 10_2 настоящего Положения, - за весь период нетрудоспособности.

11. Размер пособия по временной нетрудоспособности составляет от 60 до 100 процентов среднего заработка осужденного, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, в зависимости от продолжительности страхового стажа и других обстоятельств, предусмотренных нормативными правовыми актами.

Осужденным, имеющим страховой стаж менее 6 месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 819. - См. предыдущую редакцию)

12. При установлении осужденному размера пособия по временной нетрудоспособности учитывается его страховой стаж, который определяется в соответствии с правилами подсчета и подтверждения страхового стажа, установленными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Периоды привлечения осужденного к оплачиваемому труду включаются в страховой стаж при условии соблюдения им установленного графика работы.

III. Пособие по беременности и родам*

13. Пособие по беременности и родам осужденным женщинам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, а при рождении 2 и более детей - 110) календарных дней после родов, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется осужденной женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

14. Основанием для назначения пособия по беременности и родам является листок нетрудоспособности, выданный в установленном порядке.

Осужденные женщины, отбывающие наказание в колониях-поселениях, получают листки нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях самостоятельно для последующего их предъявления администрации по месту работы.

Осужденным женщинам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях иных видов, листки нетрудоспособности оформляются медицинскими частями исправительных учреждений, в которых они отбывают наказание, и передаются администрациям указанных исправительных учреждений, которые производят назначение и выплату пособий или направляют их в организации, где трудятся осужденные женщины.

Пункты 17-20 предыдущей редакции с 28 августа 2002 года считаются пунктами 16-19 настоящей редакции - постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2002 года N 586.

16. Пособие по беременности и родам начисляется в размере 100 процентов среднего заработка осужденной женщины, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Осужденной женщине, имеющей страховой стаж менее 6 месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 819. - См. предыдущую редакцию)

Долженкова Галина Дмитриевна, ведущий научный сотрудник ВНИИ МВД РФ, кандидат юридических наук.

В настоящее время в России проводится реформа государственной системы социального обеспечения в целях приведения ее в соответствие с новой социально - экономической реальностью. Юридическая база реформы определена Конституцией РФ, в соответствии с которой право на социальное обеспечение граждан является одним из основных социально - экономических прав. В современных условиях право социального обеспечения развивается на основе новых концепций и принципов, охватывает новые области отношений, которые раньше находились за рамками правовой регламентации. Так, впервые в нашей стране осужденные к лишению свободы согласно ч. 7 ст. 12 УИК РФ имеют ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (выделено мною. - Г.Д.), которое представляет собой комплекс социально - экономических мер, проводимых государством, по предоставлению им различных выплат и услуг в случаях, если они окажутся лишенными всех или части своих доходов от труда на все время или на какой-то период, в связи с нетрудоспособностью, старостью и в других случаях, предусмотренных российским законодательством.

На осужденных к лишению свободы распространяется государственное социальное страхование, так как оно является одной из основных организационно - правовых форм осуществления социального обеспечения . За рубежом принцип страхования используется уже давно, теперь он реально закреплен и в российском законодательстве.

См.: Андреев В.С. Конституционные основы советского права социального обеспечения // Вопросы теории и практики социального обеспечения. М., 1978. С. 4.

До недавнего времени в соответствии с ч. 1 ст. 98 УИК РФ осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежали обязательному государственному социальному страхованию НА ОБЩИХ ОСНОВАНИЯХ. Таким образом, осужденные, работающие в исправительных учреждениях, уравнивались в праве на социальное страхование со всеми иными категориями граждан Российской Федерации, участвующими в труде и подлежащими этому виду страхования. Федеральный закон от 9 марта 2001 года внес некоторые изменения в эту норму, заменив слова "НА ОБЩИХ ОСНОВАНИЯХ" словами "В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Здесь просматривается изменение подхода законодателя к данной проблеме, в частности выделение осужденных к лишению свободы, привлеченных к труду, в отдельную категорию лиц, нуждающихся в социальном страховании.

Каковы же основные виды социального обеспечения осужденных к лишению свободы?

Рассматривая структуру социального обеспечения, необходимо отметить, что ее "сердцевиной" является пенсионное обеспечение граждан.

Состояние действующей системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации представляет собой одну из острейших социально - экономических проблем. Социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы почти 37 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильцев, определенную часть из которых составляют лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.

В настоящее время законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также из иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" ЗАСТРАХОВАННЫМИ являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, на которых распространяется пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

См.: СЗ РФ. 2001. N 53. Ст. 5051.

Основанием для социального страхования осужденных к лишению свободы был и остается факт их привлечения к труду. В статье 1 названного Закона указано, что организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию "РАБОТОДАТЕЛЬ". Они собирают и представляют сведения о периодах привлечения к труду лиц, осужденных к лишению свободы, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Необходимо отметить, что право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется только в случае уплаты страховых взносов. Установление и выплата обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию осуществляются в порядке и на условиях, которые закреплены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным законом "О погребении и похоронном деле".

Таким образом, согласно действующему законодательству в этой области обязательным страховым обеспечением граждан в Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию являются:

страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;

страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Порядок установления и выплат пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируется Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей". Граждане Российской Федерации в соответствии с вышеназванными законами имеют право на следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия по старости; пенсия за выслугу лет; пенсия по инвалидности; социальная пенсия.

Следует пояснить, что социальные пенсии - это принципиально новый институт в российском пенсионном законодательстве. Впервые социальные пенсии вошли в пенсионную систему в связи с принятием Верховным Советом СССР Закона "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" от 15 мая 1990 года. Основная цель введения социальных пенсий - обеспечение гарантированной государственной минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели права на трудовую пенсию в связи с отсутствием у них трудового стажа .

См.: Буянова М.О., Кондратьева З.А., Кобзева С.И. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М., 1997. С. 38.

Вопрос о назначении и выплате социальных пенсий осужденным к лишению свободы был частично решен Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 года , где было указано о целесообразности приостановления выплаты социальных пенсий во время лишения пенсионера свободы по приговору суда с учетом целевого назначения и сущности этого вида пенсий.

См.: Российская газета. 1995. 21 окт.

В соответствии с ч. 2 ст. 98 УИК РФ осужденные к лишению свободы имеют право НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ в старости (мужчины - по достижении 60 лет, женщины - 55 лет), при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, которое реализовывается в форме выплат соответствующих пенсий и пособий. В этой связи согласно ст. 107 УИК РФ из заработной платы работающих осужденных производятся обязательные отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иные обязательные отчисления, предусмотренные законодательством. Из пенсий, получаемых осужденными, производятся удержания для возмещения стоимости питания, одежды и коммунально - бытовых услуг, предоставляемых осужденным, содержащимся в исправительном учреждении, кроме стоимости спецодежды, в порядке, предусмотренном ст. ст. 99 и 107 УИК РФ.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации НА ТРУДОВЫЕ ПЕНСИИ, представляющие собой ежемесячные денежные выплаты в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, регулируются Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Таким образом, право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также нетрудоспособные члены семей этих лиц и иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения выступает трудовая деятельность. Обязательным условием при определении права на трудовую пенсию является наличие у лица СТРАХОВОГО СТАЖА, который представляет собой суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж и предусмотренных ст. 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно этой же статье период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке, засчитывается в страховой стаж для определения права на трудовую пенсию.

Кроме трудовых и социальных пенсий, социальное обеспечение предполагает такой массовый вид обеспечения, как СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ. Путем предоставления пособий государство имеет возможность оказывать социальную поддержку наиболее нуждающимся гражданам. Ранее существовавшая система государственных пособий претерпела существенные изменения, обусловленные как трансформацией социально - экономических основ общества, изменением пенсионного законодательства, так и несовершенством ранее действовавшей системы государственных пособий.

Необходимо отметить, что если вопросы пенсионного обеспечения осужденных к лишению свободы после принятия УИК РФ 1997 г. были практически решены, то порядок обеспечения пособиями по обязательному страхованию осужденных к лишению свободы не был в полной мере урегулирован. До последнего времени было неясно: следует ли осужденным выплачивать пособия по временной нетрудоспособности, а женщинам - пособия по случаю рождения ребенка и уходу за ним до достижения последним полутора лет. Дело в том, что неработающие по болезни осужденные и осужденные кормящие матери на период освобождения от работы питание получают не только бесплатно, но и по повышенным нормам.

В целях реализации п. 1 ст. 98 Уголовно - исполнительного кодекса РФ Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 15 октября 2001 года, утверждающее Положение "Об обеспечении пособиями по обязательному государственному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду" .

См.: СЗ РФ. 2001. N 43. Ст. 4106.

Принятие Положения, определяющего порядок обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы, исходя из условий отбывания наказания в виде лишения свободы, представляется важным шагом по пути реализации права на социальное обеспечение осужденных к лишению свободы. Однако следует отметить, что в указанном Положении имеется ряд существенных ограничений в обеспечении пособиями осужденных к лишению свободы, что, на наш взгляд, является не совсем правильным решением данной проблемы.

Так, в настоящее время осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, имеют право на выплату следующих пособий:

по временной нетрудоспособности (кроме несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);

по беременности и родам;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности (до 12 недель);

единовременное пособие при рождении ребенка (кроме случаев, когда дети осужденных находятся на полном государственном обеспечении).

Основное внимание законодателя при этом акцентировано на том обстоятельстве, что осужденные к лишению свободы имеют право на получение пособий (кроме единовременного пособия при рождении ребенка), если до освобождения от работы в связи с нетрудоспособностью или беременностью трудовые обязанности исполнялись ими В СООТВЕТСТВИИ С УСТАНОВЛЕННЫМ ГРАФИКОМ РАБОТЫ.

Если учесть тот факт, что с момента принятия Уголовно - исполнительного кодекса РФ до недавнего времени осужденные женщины обеспечивались пособиями по беременности и родам на ОБЩИХ ОСНОВАНИЯХ, что, наверное, более правильно, то Федеральный закон от 9 марта 2001 года, который внес изменения в ч. 1 ст. 98 УИК РФ, закрепив право осужденных женщин на выплату пособий по беременности и родам "В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", а впоследствии и принятие соответствующего постановления следует расценивать как значительное сужение права на социальное обеспечение осужденных к лишению свободы.

Не очень убедительными представляются обстоятельства, при которых осужденным к лишению свободы устанавливается размер пособия по временной нетрудоспособности. Так, при установлении размера пособия по временной нетрудоспособности учитывается непрерывный трудовой стаж, исчисляемый со дня начала работы осужденного до дня наступления временной нетрудоспособности. При этом периоды привлечения осужденного к оплачиваемому труду включаются в непрерывный трудовой стаж ПРИ УСЛОВИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ИМ УСТАНОВЛЕННОГО ГРАФИКА РАБОТЫ.

Кроме того, в связи с принятием Трудового кодекса Российской Федерации, который введен в действие с 1 февраля 2002 года, появились некоторые несоответствия в действующем трудовом и уголовно - исполнительном законодательстве Российской Федерации.

Согласно ст. 227 Трудового кодекса Российской Федерации расследованию и учету подлежат несчастные случаи на производстве, происшедшие с работниками и другими лицами, в том числе подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при исполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или работодателя. К указанным лицам, кроме работников, выполняющих работу по трудовому договору, и студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, относятся также лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду администрацией организации.

Несмотря на это, в соответствии с комментируемым Положением осужденные к лишению свободы, привлекаемые к труду, не имеют права на выплату пособия по временной нетрудоспособности при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.

Мы рассмотрели структуру и правовое регулирование основных видов социального обеспечения осужденных к лишению свободы, что стало возможным лишь после принятия Уголовно - исполнительного кодекса РФ, который впервые законодательно закрепил право осужденных к лишению свободы на социальное обеспечение.

Принятие последующих нормативных правовых актов, регламентирующих данную область правоотношений, было, с одной стороны, необходимым, так как любые пробелы в законодательстве ведут к последующим неточностям и ошибкам в процессе применения нововведений. С другой же стороны, выделение осужденных к лишению свободы, привлеченных к труду, в отдельную категорию лиц, нуждающихся в социальном страховании, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и введение существенных ограничений в обеспечении пособиями осужденных к лишению свободы значительно сужают их права на социальное обеспечение.

Острота данной проблемы обусловлена большой значимостью института социального обеспечения при решении воспитательных задач в местах отбывания лишения свободы и вопросов адаптации освобожденных к жизни на свободе.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: