Обязан ли человек здороваться с незнакомыми людьми

Обновлено: 11.06.2024

Начнем с главного: с кем вообще надо здороваться. Когда мы встречаем знакомого, мы с ним здороваемся - это само собой разумеется. Точно так же принято здороваться с людьми, которым мы не представлены, но с которыми встречаемся регулярно и знаем в лицо: с соседями, постоянными попутчиками в общественном транспорте, продавцами в небольшом магазине, где мы постоянные покупатели и так далее. Такие приветствия - словесные или легким поклоном, без рукопожатий.

Приветствие в общественных местах вообще не должно быть шумным и привлекать всеобщее внимание. Приветствие - это часть личных отношений, и не стоит афишировать их, крича на всю улицу: "Здорово, старик!" или: "Привет, дорогой, сто лет тебя не видел!".

Если лицо человека кажется вам знакомым, но сразу не вспомнить - кто же это такой, стоит с ним поздороваться. В данном случае лучше ошибиться и поприветствовать совершенно постороннего человека, чем обидеть знакомого. Точно так же - если с вами здоровается незнакомый человек - вежливо поздоровайтесь в ответ.

Даже если вы не уверены, что ваш знакомый вас заметил, все равно стоит его приветствовать. Не страшно, если вы в этом случае не получите ответа, всегда лучше лишний раз поздороваться, чем прослыть невежей.

Как быть, если человек находится слишком далеко? В этом случае достаточно просто ему поклониться или помахать рукой, кричать на всю улицу не нужно. А если расстояние превышает 30 шагов, можно вообще не здороваться.

Если вы видите знакомого человека в компании незнакомых вам людей и хотите с ним поздороваться, следует приветствовать всех присутствующих. Но если вы решили приветствовать его рукопожатием, то вам придется пожать руки и всем его спутникам - невежливо пожимать руку только одному из компании.

Если вы с кем-то идете по улице, и ваш спутник здоровается со своим знакомым, вам тоже необходимо поздороваться. Точно так же вы должны ответить на приветствие, обращенное к вашему спутнику, даже если оно исходит от незнакомого вам человека.

Нередкая ситуация - вы идете с кем-то по улице, встречаете своего знакомого и хотите сказать ему несколько слов. Оставлять своего спутника стоять в сторонке невежливо, а если эти несколько слов превращаются в затянувшийся разговор, обязательно представьте друг другу обоих ваших знакомых. Особенно это важно, если вы сопровождаете даму - необходимо сразу представить ей вашего знакомого.

Если в ресторане все столики заняты, но имеются отдельные свободные места, то, прежде чем сесть, поздоровайтесь с сидящими за столом и попросите разрешения занять стул. Уходя от общего стола, попрощайтесь. Если вы заметили знакомых за соседними столиками, поздоровайтесь с ними легким поклоном.

Войдя в ложу театра или концертного зала, прежде чем сесть, поздоровайтесь со своими соседями. То же самое - при входе в купе поезда.

Одним словом, всегда лучше лишний раз поздороваться - пожелать человеку здоровья или доброго дня.

Есть даже такой необычный праздник, как Всемирный день приветствий, который отмечают 21 ноября. Его придумали два брата-американца в 1973 году, и сейчас уже более 140 стран мира участвуют в этом празднике-игре. По традиции, в этот день нужно десять раз поздороваться с совершенно незнакомыми людьми.

Порядок приветствий

Современный человек здоровается по многу раз в день, любой разговор обычно начинается с приветствия. Эти первые слова, обращенные к собеседнику - тоже часть нашего имиджа, причем они задают тон всему дальнейшему общению. Если мы здороваемся радостно, вежливо и непринужденно, то и дальнейшее общение пойдет легко и свободно. Вообще имидж человека включает в себя очень много элементов - это и внешний вид, и походка, и речь, и жесты и многое другое.

Но сразу возникает вопрос: а кто должен поздороваться первым? Особенно важно это в ситуациях, когда здороваются люди, разные по своему статусу. Например, мужчина и женщина, подчиненный и начальник, молодой человек и пожилой. Ответ один: первым должен поздороваться младший. А кого считать младшим - зависит от этикетной ситуации, в которой мы оказались.

О принципиальной разнице между светскими и деловыми этикетными ситуациями мы уже говорили - в каждой из них существует своя система старшинства. В светской ситуации, то есть при общении на улице, в гостях, в театре, в трамвае, "старшими" или "вышестоящими" принято считать женщин и пожилых людей, поэтому мужчина первым должен поздороваться с дамой, а молодой человек - с пожилым.

В деловой ситуации все иначе. Деловое общение - это общение на работе или в другом месте, но именно "по делу", в рамках производственных отношений, и старшинство здесь зависит только от должности, независимо от пола или возраста. Поэтому в офисе женщина-подчиненная должна первой приветствовать своего начальника. Но если они случайно встретились на улице, в гостях или в театре - то это уже светская ситуация, и начальник, как мужчина, должен поздороваться первым.

Вообще в современном деловом общении обычно следуют правилу: первым здоровается тот, кто первым другого увидел (если нет слишком большой разницы в статусе). А в военном уставе французской армии когда-то был пункт, согласно которому из равных по чину офицеров первым здоровается тот, кто лучше воспитан.

Теперь несколько слов о том, кто должен при приветствии вставать.
В светской ситуации мужчина, приветствуя входящего, всегда встает. Женщина должна встать, только здороваясь с женщиной или с очень пожилым мужчиной. Здесь есть одно исключение: хозяйка дома, принимая гостей, обязательно встает.

В деловой ситуации принято вставать, приветствуя старшего по должности.

В разных странах здороваются по-разному, но этикет во всем мире одинаков: люди при встрече желают друг другу здоровья, добра и благополучия, доброго дня или успехов в труде. Иногда это вопрос, не требующий ответа по существу. Например, в Китае существует дружеское приветствие (для людей, хорошо знакомых между собой), которое в буквальном переводе значит: "Вы поели?" На этот вопрос китаец обычно отвечает: "Поел", независимо от того, ел он вообще или нет.

В большинстве европейских стран и в Америке здороваясь, спрашивают: "Как дела?" и в ответ получают "хорошо" или "прекрасно". Ответить "плохо" считается просто неприличным.

Рукопожатие

Поздороваться, то есть произнести слова приветствия первым должен младший по статусу, то есть в светской ситуации мужчина первым здоровается с женщиной, а молодой человек с пожилым. В деловой ситуации подчиненный первым здоровается с начальником или просто старшим по должности. А с рукопожатиями все наоборот: решение о рукопожатии принимает старший по статусу, то есть женщина протягивает руку мужчине, а начальник - подчиненному.

Вопрос о том, может ли мужчина-руководитель подать руку младшей по должности женщине, непростой. Этикет ситуативен, и далеко не каждое правило пригодно для всех аналогичных ситуаций. Рассуждая формально, старший по должности мужчина может подать руку для приветствия младшей по должности женщине, но только в случае существенной разницы в статусах. А если эта разница не очень велика, и если, к тому же, дама значительно старше мужчине, то первым протягивать руку даме ему все же не стоит. Тем не менее, в деловой ситуации женщина не может первой протянуть руку старшему по должности, даже если по возрасту он годится ей в сыновья. Выход из этого положения один: взаимный легкий поклон, улыбка и слова приветствия.

Вообще рукопожатие - это очень древний символический жест. Подавая открытую ладонь, мы как бы показываем, что в ней нет оружия и у нас нет враждебных намерений. Не принять протянутую нам руку - значит оскорбить собеседника, выразить неуважение и даже враждебное отношение.

Руку пожимают, произнося слова приветствия или сразу после них. Рукопожатие должно быть коротким, но энергичным, при этом ладонь держат в вертикальной плоскости.

Не подавайте вялую, расслабленную руку, но и не сжимайте протянутую вам руку слишком сильно. Иногда ладонь собеседника обхватывают не одной, а двумя руками - получается так называемое "рукопожатие-перчатка". Этот жест обычно выглядит нарочитым, фамильярным и даже неискренним, так можно пожимать руку только при общении с хорошо знакомыми людьми, но ни в коем случае - при первой встрече.

Не принято пожимать руку через порог, через стол или какую-либо перегородку, однако на практике нередко случается, что во время дипломатических церемоний главы стран или правительств пожимают друг другу руки через стол или какой-нибудь барьер.

Бывают ситуации, когда невозможно пожать руку без затруднений, например, в коридоре, на лестнице, на улице или просто когда очень торопимся. В таких случаях достаточно в знак приветствия кивнуть головой, или слегка поклониться, или приподнять шляпу. Иногда в знак дружеского приветствия можно поднять руку с открытой ладонью.

В учебнике по этикету конца XIX века (Правила светской жизни и этикета, 1889) говорится, что дама не должна пожимать мужчине руку, а только подать ему свою и прикоснуться пальцами к его ладони. Согласно современному этикету, женское рукопожатие не отличается от мужского.

Интересно, что в Великобритании рукопожатие при приветствии далеко не так популярно, как в других европейских странах или в Америке. Англичане при встрече редко подают друг другу руки, а при прощании - вообще почти никогда.

В США рукопожатие характерно, скорее, для официальных случаев, чем для повседневной жизни. Также американцы пожимают руки при знакомстве, а когда встречаются старые знакомые или сослуживцы, пожимать руки не обязательно.

В мусульманских странах не принято, чтобы мужчина пожимал руку женщине, так как прикасаться к лицам другого пола недопустимо. Более того, мужчина вообще не должен первым приветствовать женщину.

Хорошо воспитанный человек эффективно взаимодействует с окружающими. Он уверен в себе, при разговоре соблюдает правила вежливости. Этикет приветствия поможет получить от общения исключительно положительные эмоции.

Приветствие

Варианты приветствий

Самые распространенные варианты приветствий — это слова и рукопожатия. В отдельных случаях здороваются кивком головы или прикладывают руку к головному убору (при несении воинской службы).

Слова

  1. Утро начинается в 6:00 и продолжается до 12:00.
  2. День длится с 12:00 до 18:00.
  3. Вечер — с 18:00 до 00:00.
  4. Ночь — с 00:00 до 6:00.

Рукопожатие

Это признак доверия и положительного настроя на общение. Рукопожатие позволяет установить деловой контакт, выразить благодарность за встречу. При таком приветствии невежливо сжимать руки. Когда человек кладет на кисть собеседника обе руки, это считается признаком дурного тона.

Первым должен подавать руку тот, кто старше или занимает более высокую должность. Нельзя протягивать ее через кого-либо или препятствия (стол, стул, полку).

Тактильное приветствие должно быть коротким, формальным, большой палец следует отвести в сторону. Если руки влажные, надо незаметно вытереть их.

Кто здоровается первым

В помещении могут присутствовать несколько человек разного возраста, пола и социального статуса.

Когда гость входит в комнату, где находятся люди, он должен первым с ними поздороваться, используя слова:

Слова следует произносить отчетливо, не слишком громко.

Старший или младший

По нормам этикета тот, кто младше, здоровается первым, но не протягивает руку. Но если хозяйка дома принимает гостей, то при встрече она должна поприветствовать их первой (в этом случае тоже можно обойтись без рукопожатия).

Начальник или подчиненный

Мужчина или женщина

Первым должен здороваться мужчина. Если он сидит и к нему подходит женщина, по этикету нужно встать. Этим жестом мужчина проявляет уважение к даме, показывает, что хорошо воспитан. Когда девушка встречает знакомого, который намного старше нее, она должна поздороваться первой.

Мужчина здоровается с девушкой

Гость или хозяин

Когда гости первые здороваются с хозяйкой, они не должны протягивать ей руку. Если случилось так, что гостья опоздала на встречу и вошла в дом, когда все уже собрались за столом, вначале ей надо поприветствовать женщин, а потом мужчин. Человек, пришедший вовремя, вначале здоровается с хозяином дома, а затем с пожилыми людьми (в первую очередь с женщинами).

Продавец или покупатель

Покупатель заходит в магазин, соответственно, ему следует поздороваться с продавцом. Если эти люди знакомы, приветствия выражают исходя из возраста и пола.

Ребенок или взрослый

Младший здоровается со старшим. Но завучи, педагоги, директора по этикету первые приветствуют детей в учебных заведениях.

Особенности светского общества

В светском обществе следует вести себя тактично. Представления, знакомства должны быть короткими, а не переходить в рассказ о жизни.

Следует правильно вести себя за столом. Вначале нужно спросить, из каких ингредиентов приготовлено блюдо, после — узнать, как правильно его есть.

Некоторые блюда японской кухни едят палочками, а не привычными столовыми приборами.

Чтобы поддержать светскую беседу, можно спросить, какие страны посетил гость. Важно правильно держать бокал. Можно хорошо проявить себя, если продемонстрировать знания о вине, чае, сортах кофе или расспросить гостей об их коллекциях.

Когда разговор заходит о покупках, не следует упоминать адреса, торговые марки, цены. Достаточно спросить, доволен ли человек приобретением. Это правило также касается отдыха. Не надо упоминать гостиницы, категории номеров, стоимость поездки.

В высшем обществе не принято говорить о диетах, заболеваниях, здоровом образе жизни. Вопросы на эти темы покажутся бестактными. Нельзя хвастаться подарками перед гостями. Можно обсуждать искусство.

Взгляд человека, который задает вопросы, должен быть заинтересованным.

Чтобы хорошо проявить себя в светском обществе, надо соблюдать и другие правила:

  1. Держать осанку. Благодаря этому человек демонстрирует ощущение собственного достоинства.
  2. Быть сдержанным. Гримасы, громкий смех, размахивание руками недопустимы.
  3. Контролировать эмоции. Культурный гость не трогает волосы, воротник или затылок, когда ведет дискуссию.
  4. Следить за речью. Она должна быть чистой, внятной, без повышенных тонов, криков и грубых выражений. Не следует вести пустые разговоры, “подкалывать” собеседников, делать им замечания, плохо отзываться о тех, кто не присутствует на мероприятии. Лучше не отходить от заданной темы и быть не слишком разговорчивым.

В светском обществе люди уважают мнение других, даже если чем-то недовольны. Когда возникает сложная ситуация, нельзя переходить на личности. При разговоре не стоит отвлекаться, заниматься посторонними делами.

Следует знать меру в комплиментах. Воспитанный человек не скупится на лестные высказывания, но и не злоупотребляет ими. Искренний уместный комплимент всегда порадует собеседника. В высшем обществе никогда не срываются на окружающих, дамы не разводят сплетни и не плетут интриги.

Общение

Можно ли здороваться через порог

По правилам этикета это не запрещено, но есть приметы, согласно которым дверной проем с порогом является гранью между 2 мирами (живых и ушедших). Поверья запрещают пожимать руки через порог: в дом могут попасть злые духи.

Когда человек заходит в свое жилище и выходит из него, он путешествует в 2 измерениях. Чтобы обезопасить дом от негативной энергии, эзотерики советуют соблюдать приметы. В соответствии с поверьями приветствия и прощания через дверь предвещают ссору.

Перед тем как поздороваться с человеком, желательно пустить его в свое жилище. Тогда порог выступит в качестве энергетического фильтра и предотвратит появление негатива. Рукопожатие через порог отрицательно сказывается на ауре хозяина.

Через порог

Вежливость в особых ситуациях

Жизненные ситуации бывают разными, но этикет не меняется. Вежливое отношение предполагает тактичность. Эта модель поведения ценится в любом обществе. Официальная вежливость включает правила речевого этикета, которые соблюдает человек в процессе коммуникации.

Ритуально-обрядовое общение предполагает уместные приветствия на торжественных мероприятиях. Здороваясь, человек сильнее выражает эмоции, чем в первом случае.

Он проявляет такие личностные качества:

  • приветливость;
  • добродушие;
  • тактичность.

Гость произносит фразы, соответствующие типу торжества.

Воинское приветствие символизирует сплоченность служащих и является признаком взаимного уважения. Служащие выражают приветствия, соблюдая правила, указанные в уставе Вооруженных Сил РФ.

Военный, младший по званию, первым выражает приветствие. Если у служащих равное положение, не имеет значения, кто первый здоровается.

Они отдают дань уважения:

  • Могиле Неизвестного Солдата;
  • братским могилам воинов, которые воевали за свободное существование Родины;
  • флагу — символу России;
  • похоронным процессам при сопровождении воинских подразделений.

Приветствие военных

В каких случаях приветствие можно опустить

Процедура прощания

Бывает так, что гость вечеринки беседует с кем-то, а ему срочно нужно уехать. Резко прерывать диалог невежливо. По возможности надо уходить, когда и другие гости расходятся. Необходимо попрощаться с другими.

Когда человек собирается уехать в другой город (страну), он встречается с друзьями или коллегами. Для этого лучше выбрать красивое место, завести приятные разговоры, вспомнить радостные события.

Не принято обращаться с порога. Если друг не в восторге от переезда, не надо задавать ему много вопросов на эту тему, а в пожеланиях важно быть искренним.

Правила хорошего тона никого еще не подводили. Благодаря им человек проявляет свои лучшие качества и устанавливает доверительные отношения с окружающими.

Решили проверить, поменяет ли что-то простая вежливость и внимательность к незнакомым людям, которые живут и работают с нами по соседству.

Решили проверить, поменяет ли что-то простая вежливость и внимательность к незнакомым людям, которые живут и работают с нами по соседству.

В ЧЕМ СУТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА?

Мы захотели проверить, как изменится жизнь человека, если он начнет уделять хоть немного внимания каждому человеку, который живет или работает рядом с ним. Журналистка CityDog.by Юлия в течение месяца здоровалась со всеми соседями редакции в бизнес-центре и с людьми, которые встречались ей в течение дня: дома, в транспорте, в магазине.

ИГНОР ОТ КАССИРШИ И ДРУЗЬЯ-ВЫПИВОХИ

«Не скажу, что для меня этот эксперимент был каким-то выходом из зоны комфорта, потому что я и так всегда стараюсь быть предельно вежливой и внимательной. Но ключевое слово здесь "стараюсь". Теперь мне нужно было обратить пристальное внимание на то, чтобы обязательно поздороваться с каждым, кто так или иначе встречается мне в течение дня.

И сразу же, выйдя из офиса, я провалила задание. Зайдя в лифт, даже не подумала, что должна поздороваться с приятным мужчиной, который, видимо, работает в одном бизнес-центре со мной. Вспомнив об этом, спустя несколько секунд, я выпалила смущенное "Здравствуйте". Мужчина, уже успевший забыть о моем существовании, с недоумением вяло отозвался: "Здрасьте" – я даже немного расстроилась из-за такого смазанного начала.

Следующее "здравствуйте" я сказала кассирше в супермаркете рядом с домом. В ответ со мной здороваться не стали, только уточнили наличие дисконтной карты. Кажется, жизнь не особо и меняется – к лучшему уж точно нет.


Следующего этапа я опасалась больше всего. У подъезда, в котором я живу, регулярно собирается компания любителей выпить. Мужчины лет за 50 рассаживаются на лавочке у подъезда, и ничто не может их остановить: ни милиционеры, которые грозятся забрать их за распитие, ни ругань жительниц первого этажа, ни даже претензии мам с детской площадки. Они тут завсегдатаи и, видимо, считают эту лавочку своим общим домом. Обычно мимо этой компании я прохожу, ускоряя шаг: ароматы неприятные, можно поскользнуться на упаковке от настойки боярышника, да и в целом атмосфера к общению не располагает. Но сегодня мне нужно еще и мило поздороваться.

Не останавливаясь, я на ходу бросила робкое "здравствуйте" и поспешила к двери подъезда. Но к моему удивлению, компания собутыльников прямо на глазах расцвела. Мне в ответ понеслось дружное "здравствуйте" и несколько радушных улыбок. Видимо, приветствие от молодой девушки им польстило, или, может быть, они просто обрадовались тому, что я не стала на них кричать, а просто поздоровалась. Наверное, сомнительное удовольствие – получить улыбку от алкоголика, – но уже какой-то результат!

ПАПИНА ГОРДОСТЬ И ЗНАКОМСТВО в ТУАЛЕТЕ

В целом здороваться оказалось совсем несложно. Если первые день-два было немного неловко лезть с приветствиями к незнакомцам, то потом это стало даже забавно. Через несколько дней я стала получать от этих приветствий особое удовольствие – мнила себя исключительно воспитанной и приличной девушкой. Есть какое-то необъяснимое удовольствие в том, чтобы чувствовать, что у тебя хорошие манеры. Подспудно задумываешься о родителях: "Папа гордился бы, что я такая воспитанная".

Реакции на мои приветствия были разные. Некоторые улыбались в ответ и здоровались, другие едва слышно бурчали что-то, отдаленно похожее на "здравствуйте". Были и такие, кому было проще проигнорировать – но я не обижалась: кто знает, о чем человек думает в этот момент? Обычно люди не обращали особого внимания, просто здоровались и, кажется, сразу же забывали об этом. Это такая автоматическая реакция. Думаю, если вам на улице кивнет незнакомец, вы тоже кивнете в ответ.

На третий день моего "здорования" мне удалось добиться первого ожидаемого результата. В ответ на мое приветствие молодой человек, уткнувшийся в телефон в холле бизнес-центра, поднял глаза, улыбнулся и мило ответил "Привет". Я уже было собиралась просто пройти мимо к двери своего офиса, как он начал разговор: "А ты здесь работаешь?". Не скажу, что мгновенный переход на "ты" меня очень обрадовал, но, с другой стороны, это уже что-то. После короткого разговора ни о чем молодой человек решил все же попросить у меня номер телефона. Видимо, парень подумал, что я подала ему сигнал.

На пятый день я уже совсем привыкла к новой необходимости. В уборной бизнес-центра поприветствовала женщину, но ответа от нее не дождалась. Когда вышла в коридор, женщина подошла ко мне и с подозрением спросила, откуда я ее знаю. Я объяснила, что мы и не знакомы, просто работаем в одном здании. Женщина с непониманием взглянула на меня и только коротко ответила: "А, ясно". Я направилась к офису, когда она вновь нагнала меня.

– А почему вы со мной поздоровались?

– Да просто, мы с вами в одном здании работаем – вот и поздоровалась.

– Просто это очень странно.

– Почему странно? Просто вежливость.

– Ну да, конечно. Просто никто так не делает. Тем более в туалете.

Это была самая показательная реакция за все время эксперимента – настоящая обратная связь. Оказалось, что мое приветствие не только простая формальность, но и довольно значимая часть общения. Скорее всего, мы с этой женщиной работали бы месяцами в соседних офисах и так никогда бы и не заговорили. И это было бы совершенно нормально. И никому из нас не было бы от этого плохо или неприятно.

ТАЙНЫЙ ЗАГОВОР ПЕНСИОНЕРОК И АЛИБИ УБОРЩИЦЫ

Здороваться с соседями по подъезду оказалось достаточно полезно. Прошло около 1,5 недели с начала эксперимента, и многие из тех, кто живет со мной рядом, привыкли к моим ежедневным приветствиям. Здороваться в ответ начали практически все. Исключением остался пожилой дедушка, который просто смотрел на меня, но никак не реагировал. Я не стала связывать это с нежеланием со мной говорить – возможно, он просто меня не слышал.

Однажды, возвращаясь домой, я поздоровалась с пенсионеркой, которая живет в моем подъезде. Раньше я знала только о том, что она живет на 9 этаже и всегда ходит с тростью. В ответ на мое приветствие она внезапно сказала: "Здравствуйте, Юля". Секунду я была шокирована, а потом в панике начала думать, откуда эта женщина знает мое имя. Мне даже не пришлось спрашивать, она сама с улыбкой объяснила мне, поняв мое удивление: "Я знакома с вашей свекровью, она много о вас говорит", – получила простое объяснение.

После этого мне предложили зайти и забрать сливы, которые вчера привезли с дачи. Приятная неожиданность в обмен на простое "здравствуйте"!


Как-то утром я выходила на работу и, спускаясь по лестнице, застала уборщицу в подъезде. С ней я уже автоматически поздоровалась, хоть и видела ее впервые. И она моментально воспользовалась моментом и сунула мне бумажку: "Вот, подпишите, пожалуйста, что я убрала ваш подъезд". Оказывается, теперь это форма отчетности, которую уборщицы должны сдавать в ЖЭСы.

Самого большого прогресса я достигла как раз с самой неожиданной аудиторией. Выпивающая компания у подъезда очень быстро привыкла к тому, что я лояльно здоровалась. Теперь каждое утро они, казалось, даже ждали, когда я выйду, а по вечерам помогали мне с тяжелыми пакетами. Очень скоро ко мне начали обращаться по имени и интересоваться, как у меня дела. Особенно шустрые и общительные стали отвечать: "Здравствуй, красавица".

Скажу честно, такое приятельство не вызывало приятных эмоций. Скорее было неловко и даже стыдно, что кто-то из знакомых увидит меня в компании немолодых пьяниц, тянущих пакеты в подъезд и осыпающих меня комплиментами. Но факт на лицо: эксперимент удался, эффект есть.

К ЧЕМУ МЫ ПРИШЛИ?

Здороваться с людьми не страшно. На самом деле не страшно, даже приятно: для человека, который старается быть с людьми вежливым и хочет такого же отношения к себе, не станет проблемой сказать "здравствуйте". Другое дело, что не нужно требовать от людей ответной вежливости. Делать это нужно только для себя.

Здороваясь, можно завести новые знакомства. Не всегда приятные, по моему опыту, но все же знакомства. Людям коммуникабельным это будет даваться проще, чем замкнутым.

Если заставлять себя здороваться даже с неприятными и совсем незнакомыми людьми, можно приучить себя выходить из зоны комфорта. Намного проще станет звонить незнакомым людям или задавать неудобные вопросы. Но это, наверное, актуально не для всех.

Привычка здороваться не поменяет жизнь кардинально. Да и происходить изменения будут небыстро. Со временем это просто станет частью жизни, автоматической реакцией на человека в твоем пространстве. И, наверное, это неплохо – хоть секунду посвящать людям вокруг, даже если видишь их первый и последний раз.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Кто должен здороваться первым согласно этикету?

В современном мире каждый человек хочет держаться свободно и уверенно чувствовать себя в любой обстановке. Чтобы преодолеть скованность нужно многое, в том числе знание основных правил этикета.

Знакомство

Этикет знакомства сформировался в давние времена и был присущ всем народом. Многие из ритуалов существуют и по сегодняшний день. Например, перед поступлением на работу требуются характеристика, деловая записка или телефонный звонок. А при знакомстве с коллективом новичка представляет официальное лицо.

Такая традиция пришла к нам еще с начала средних веков, когда незнакомцу, чтобы войти в дом требовался посредник или рекомендательное письмо. Сегодня знакомиться стало намного легче. Перед тем как начать общение с незнакомыми людьми, нужно просто представиться. Однако все последующее общение будет зависеть от первого впечатления – по манерам встречают.


Итак, давайте подробно разберемся, как нужно правильно себя вести:

  • Если появляется необходимость задать вопрос незнакомому человеку, то сначала нужно представиться, назвав имя и фамилию, отчество – по желанию. Применяется это правило как при личном общении, так и при разговоре по телефону или в электронной переписке. Конечно, не стоит представляться, если вам нужно лишь узнать дорогу до ближайшего метро и в других подобных ситуациях. Но в остальных случаях этикет соблюдается неукоснительно.
  • Во время встречи мужчины и женщины первым представляется мужчина. Однако существует несколько исключений, в которых представительницы слабого пола должны называть свои имена первыми:
  • Студентки в учебных заведениях во время знакомства с преподавателем;
  • При значительной разнице в возрасте;
  • Младшие по воинскому званию или служебному положению в деловой обстановке.



  • Если оба собеседника состоят на одной должности, старший по возрасту здоровается вторым.
  • Если вы знакомитесь с большой компанией или супружеской парой, то представляться нужно первым.
  • Секрет хорошего первого впечатления зависит от того, улыбаетесь вы или нет. Смотреть нужно строго в глаза собеседнику, а не по сторонам. Если вы находитесь в компании, которую представляют одному человеку, то нужно подождать пока очередь дойдет до вас, затем пожать руку.
  • Если вы являетесь общим знакомым, следует подвести друг к другу людей, которых нужно познакомить, и назвать их имена. Следуя этикету, гости не должны знакомиться друг с другом сами.
  • Если вам предстоит познакомить девушку с парнем, то сначала называют имя и отчество представителя слабого пола.

Человек, которого представляют собеседнику, придерживаясь правил, обязан подать руку вторым. В данном случае старший по званию может протянуть руку первым. Женщины тоже подают руку представителям сильного пола первыми.


  • Если в компании уже все знают друг друга, а вы приводите незнакомца, его нужно представить всем по имени и фамилии. Новенькому, после того как его представили, нужно сделать легкий кивок головой знак приветствия. Если новичок по какой-то причине опоздал к застолью, его также нужно представить всем и предложить свободное место. В этом случае опоздавший будет знакомиться сам с теми, кто находится к нему ближе всех за столом.
  • Если вам нужно познакомить человека с людьми, которые заняты в данный момент, то нужно немного подождать или повременить со знакомством.
  • Если мужчину представляют кому-то, то ему нужно обязательно встать. Однако женщина привстает только тогда, когда ее представляют даме, которая старше по возрасту или мужчине, пользующимся большим уважением в обществе или данной компании;


Общение

Инициатором диалога обычно становится человек, который старше или выше по карьерной лестнице. Если вы представляете мужчину женщине, то первым начинает беседу представительница прекрасного пола.



Если вы попали в большую компанию незнакомых людей, во время активной беседы желательно не отдавать большее предпочтение кому-то одному, лучше всего перекинуться хотя бы парой фраз со всеми людьми.

Все мы знаем, что каждый человек в какой-то степени является эгоистом. Следовательно, многие люди во время знакомств оценивают собеседников или стараются извлечь хоть небольшую выгоду из ситуации. Однако хорошо воспитанные люди всегда являются успешными в коллективе именно благодаря умению подавлять свои корыстные интересы. Такие люди всегда отличаются явной дружелюбностью ко всем, постоянно одаривая улыбками окружающих.


Оставить после себя хорошее впечатление достаточно просто. Главное – проявлять искренний интерес ко всему, о чем рассказывает ваш собеседник даже, если вы совсем не разбираетесь в сути и не можете дать совета. Просто слушайте, тогда ваш визави точно будет о вас хорошего мнения:

  • Во время разговора можно смотреть только в глаза собеседнику, люди с блуждающим взглядом по сторонам выражают свое неуважение, создают впечатление незаинтересованности в общении.
  • Во время диалога улыбаться стоит только искренне, иначе с вами вряд ли захотят дальше общаться, поддельная улыбка определяется сразу, она никому не нравится.
  • Во время разговора не нужно отвлекаться на посторонние мысли. Размышления на другие темы будут явно заметны на вашем лице, что испортит первое впечатление.
  • Каждому человеку приятно, когда его называют по имени, поэтому старайтесь делать это как можно чаще. Темы для общения нужно выбрать только такие, которые будут в равной степени интересны и вам, и вашему собеседнику.
  • В первый день общения с человеком желательно не говорить о личной жизни. Ваши проблемы вряд ли будут интересны собеседнику, поэтому рассказывать о них не стоит.
  • Чтобы не произвести негативное впечатление, во время первой встречи не стоит показывать свою настойчивость при обсуждении общих вопросов.
  • Для того чтобы ваш визави смог ощутить свою значимость, можно отметить его положительные качества, которые, по вашему мнению, являются превосходными. Однако льстить запрещено.



Как правильно вести себя при встрече?

Почти все бизнесмены очень неохотно идут на деловые встречи, испытывая страх оказаться в неловком положении. В такие ситуации люди попадают из-за того, что они не знают простых правил делового этикета. Однако проводить деловые встречи с партнерами по работе приходится достаточно часто, поэтому каждый должен овладеть необходимыми правилами поведения:

  • Опоздание — самая распространенная ошибка. На деловые встречи нужно приходить в указанное время. Пунктуальность – одно из лучших качеств человека, демонстрирующее серьезное отношение к поставленным задачам. Поэтому всегда все нужно делать в срок.
  • Если вы являетесь организатором встречи, а на ней есть новички, то в первую очередь нужно представить их компании.
  • Перед началом встречи необходимо очень хорошо подготовиться, вы должны знать о чем будете говорить. Если представляете презентацию, то нужно собрать достаточный объем информации, составить список вопросов.
  • На деловой встрече нужно составить четкий план и постоянно держать его под рукой. План является ключевым моментом в произведении хорошего впечатления и достижении целей.



Если вы все же поели, то за собой надо обязательно убрать, стол должен быть в таком состоянии, как он находился до вашего появления, если только это не ресторан или кафе.

Запрещено оставлять после себя беспорядок.

Нормы для рукопожатия

Есть специальные правила, согласно которым:

  • человек, опоздавший на беседу, обязан сам поздороваться со всеми присутствующими;
  • подчиненный первым подает руку начальнику;
  • человек, который находится ниже по рангу, всегда приветствуют тех, кто на ступеньках карьерной лестницы его повыше;
  • во время встречи супружеских пар, сначала дамы здороваются друг с другом, после чего представители сильного пола здоровается с дамами и далее пожимают друг другу руки;
  • во многих странах Европы мужчина имеет право поздороваться первым с дамой и протянуть ей руку для рукопожатия. Однако предпочтительно, чтобы женщины приветствовали первыми;
  • взрослый человек должен сам подать руку ребенку;
  • рука, оставшаяся висеть в воздухе, считается оскорблением.



Как грамотно попрощаться?

Если общение слишком затянулось, можно предложить своему визави познакомиться с остальными. После того как представите их друг другу, можно попросить прощения и отклониться.

Перед уходом из незнакомого коллектива, можно не прощаться с каждым индивидуально. Если вы уходите из очень большой компании раньше, чем все остальные, то прощаться следует только с хозяевами. Публичный уход может послужить знаком, что всем пора расходиться.

Прощание не должно сильно затягиваться. Простого обмена рукопожатиями будет достаточно.


Все правила приветствия по этикету смотрите в следующем видео.

Читайте также: