Как добиться повышения в должности

Обновлено: 14.05.2024

Карьерный рост — это цель, к которой необходимо стремиться каждому, кто хочет добиться успеха в своей профессии. Но не всегда выбранная работа может оказаться продуктивной и иметь перспективы для будущего роста. Сам работник может просто не замечать, что не прикладывает усилий для того, чтобы получить повышение, в то время как пойти и попросить его кажется не совсем приличным. Мы решили разобраться, как нужно действовать в такой ситуации и выяснили, что нужно делать, чтобы повысить шансы на карьерный рост, не говоря об этом начальству напрямую.

1. Найти покровителя

Недавнее исследование показало, что 4 из 5 работников, которые имели доверительные отношения с кем-то из вышестоящих сотрудников, получили повышение. Попасть в покровительство к кому-то из уважаемых людей в коллективе — значит иметь возможность получить полезный совет в том, как ускорить свои успехи на работе, а также обзавестись хорошим отзывом о своей работе. Подобные отношения могут быть полезными для тех, кто хочет повышения, так как кто-то, в чье рабочее окружение вы сможете войти, обязательно замолвит за вас слово. Помимо этого, можно всегда оставаться в курсе интересных новостей и важных дел, что уже повышает ваши шансы блеснуть своими знаниями в подходящий момент (не в качестве сплетен, разумеется).

2. Подсчитать результаты

Повышение не всегда основано на ваших прошлых успехах, но тем не менее, очень важно вести учет вашим успехам в течение продолжительного периода времени. Записывайте все свои результаты, которые помогли вашей компании выполнить план, повысить эффективность или любым другим способом оригинально или креативно изменить ситуацию к лучшему. Таким образом, вы будете подготовлены и в любой момент сможете аргументированно отстоять свое право на повышение. К тому же, объективные данные о ваших достижениях смогут дать представление о вашей компетенции, профессионализме и способностях.

Скромность в данном вопросе лишняя, так как для того, чтобы получить повышение и стремительно двигаться по карьерной лестнице, необходимо уметь себя продавать.

3. Наладить связи с начальником

Наладить связь с непосредственным начальником очень важно, так как этого человека необходимо воспринимать так же, как и всех своих коллег. Начальник может помогать вам или же тормозить ваше развитие по ряду причин, относящихся к человеческому фактору, но тем не менее, быть ближе к нему — лучший способ добиться повышения. Начните чаще советоваться со своим боссом, подчеркивать тот факт, что вы заинтересованы в том, чтобы остаться в компании, что вы заинтересованы в ее успехе. Разговаривайте со своим управляющим о возможном продвижении для вас, узнавая, какие есть перспективы есть у вас, как у сотрудника. Быть уверенным в глазах начальства — это отличный навык, показывающий, что вы знаете себе цену и ваши профессиональные заслуги — это не пустой звук, и вашему боссу стоит за вас держаться.

Также очень полезно знать немного о жизни своего начальника, сферу его интересов и уметь вести беседу о том, что важно для него и для вас на корпоративах, конференциях и прочих неформальных мероприятиях.

4. Обзавестись новыми знаниями

Приобретение новых знаний и профессиональных возможностей делает из вас незаменимого сотрудника, особенно если развиваться вы умеете регулярно и в сферах, полезных деятельности вашей компании. Не стоит игнорировать умение работать с технологиями и разбираться в последних гаджетах, так как развитие их не стоит на месте, а вы тем самым можете стать более опытным сотрудником, репутация которого будет привлекать внимание. Но быть в тренде необходимо не только в отрасли технологий, но и в области всего, что касается специфики вашей работы и компании.

5. Развивать отношения с сотрудниками

Доверительные отношения с сотрудниками так же важны, как и отношения с боссом. Коллеги, которые знают о ваших заслугах, ценят вашу работу и доверяют вам в делах, могут стать помощниками в продвижении, ведь во время следующего обсуждения возможной кандидатуры на продвижение ею можете быть вы, если ваши сотрудники выделят вас, как полезного работника. К тому же, общениа с коллегами помогает получить много новой информации о месте вашей работы, особенностях начальства и тонкостей функционирования самой компании.

Дополнительным бонусом могут стать приятные знакомства, которые помогут вам еще и получать удовольствие от нахождения в офисе.

6. Взять больше обязанностей

Ваша интенция делать больше, чем вы делаете сейчас — еще один хороший способ стать более полезным и заинтересованным в глазах начальства. Главное, чтобы такая инициатива не привела к использованию вас для работы, которая должна выполняться другими. Помните, что труд должен оплачиваться, а если вы всё же помогаете бесплатно, то обратите внимание, какая работа принесет вам помощь и выгоду, а какая превратится в эксплуатирование вашего времени и сил.

7. Работать в команде

Несмотря на то, что повышение — это дело, касающееся только вас, необходимо не забывать о том, что любая компания — это команда. Работая в команде, обязательно нужно считаться с мнением и потребностями коллег, поддерживать тех, кто работает вместе с вами над одним проектом и, конечно же, уметь делиться успехом и похвалой с теми, кто тесно связан с вашей работой. Работа в команде не только облегчит жизнь в офисе и принесет много полезных знаний, но и поможет вам развить в себе лидерские качества, если вы хотите расти в своей компании.

8. Придумывать новые задачи

После того, как вы выяснили, какие цели преследует компания, и в чем она нуждается, подумайте о сферах, которые остались незамеченными, но все же нуждаются в совершенствовании. Решите, что можно сделать, чтобы улучшить положение и начните развивать новые знания в этой области. Не бойтесь предлагать новые идеи и проекты, ведь именно так вы показываете свою осведомленность, заинтересованность и креативность, которые не останутся незамеченными со стороны руководства.

Каждый сотрудник хотя бы раз в жизни просил повысить ему зарплату. А иногда руководителям приходится отказывать, когда у них просят прибавку к зарплате. Это всегда непростые разговоры, к которым нужно готовиться заранее. А помогут в этом советы HR-экспертов.


Как специалистам повысить себе зарплату


Мало кто может набраться смелости и конструктивно поговорить с руководителем о повышении зарплаты. Без шантажа, угроз, демонстрации офферов и так далее.

Но на самом деле это не так страшно и сложно, если следовать нескольким правилам:

1. Перед разговором четко сформулируйте аргументы, на которые будете опираться в процессе. Например, вы:

— стали брать на себя новые обязанности;

— нашли новых клиентов;

— внедряете что-то полезное в работу команды;

— обучаете младших сотрудников;

— перевыполняете план по KPI.

Эти и подобные примеры — повод поговорить с руководителем об увеличении зарплаты.

3. Иногда разговор нужно отрепетировать. Можно с друзьями, а можно просто проговорить всё перед зеркалом, чтобы от волнения слова не вылетели из головы. Будьте готовы к тому, что руководитель может не согласиться с вашим мнением и привести контраргументы, их тоже нужно заранее отработать.

4. Разговаривать с руководителем стоит наедине, а не при коллегах. В противном случае можно получить демонстративный отказ, ведь на следующий день все остальные сотрудники тоже захотят прибавку к зарплате.


Словом, хорошие результаты работы, подготовка к разговору и конструктивные аргументы творят чудеса.

К встрече лучше подготовиться. Подумайте:

— Какие достижения у вас были за последние 6–12 месяцев. Приведите примеры и укажите конкретные цифры, если они есть.

— Какие вопросы могут быть у руководителя и как вы будете отвечать на них.

Перед встречей можно потренироваться перед зеркалом.

Встречу лучше ставить заранее и выбирать время после обеда. Как правило, люди добрее после еды.

Вести себя стоит спокойно и уверенно, а формат встречи зависит от ваших отношений с руководителем и регламентов в компании. В любом случае не стоит шантажировать руководителя и угрожать уходом в другую компанию. Театральных постановок тоже лучше избегать. Чтобы не волноваться, представьте, что самое страшное может произойти. И поймите, готовы ли вы на такой риск и что будете делать в случае неудачи.

В целом во многих компаниях принято повышать зарплату сотрудникам раз в год, поэтому получить прибавку к зарплате можно в этот период.

Если прозрачного процесса по повышению зарплаты в компании нет, то подумайте, за что руководитель может платить вам больше денег. Возможно, вы:

— совмещаете несколько ролей в рамках одной должности;

— успешно внедрили новый процесс, который привел к росту показателей или сделал работу коллег легче.

Эти и подобные истории — повод поговорить с руководителем о повышении зарплаты.

Если вы подготовились к разговору и в компании нет финансовых проблем, то руководитель, скорее всего, согласится поднять вам зарплату. Вполне вероятно, что он уже в курсе ваших достижений и готов вас поощрить.

Если вы всё же получили отказ, спросите руководителя о причинах и обсудите, что можно сделать. Как вариант, договориться о конкретных результатах, зафиксировать сроки, а после этого повторно обсудить вопрос о повышении зарплаты.

Что делать руководителям, если они не могут поднять сотрудникам зарплату


Что точно стоит сделать

1. Даже если вы боитесь потерять ценного сотрудника, нельзя по первому требованию бежать и поднимать ему зарплату. Иначе завтра все остальные ваши сотрудники тоже захотят зарплату побольше.

2. Диалог о повышении зарплаты это двусторонний процесс: ты — мне, я — тебе. Можете предложить сотруднику подготовить отчет о проделанной работе за последние 3, 6 или 12 месяцев: рассказать о результатах, проанализировать эффективные решения и ошибки. А уже после этого разговаривать о зарплате.

3. Стоит составить план задач и целей на следующие 3 месяца и зафиксировать договоренности, при соблюдении которых вы сможете поднять сотруднику зарплату. И тут два варианта: либо сотрудник выполнит план (а вы сможете справедливо повысить ему зарплату), либо он не будет работать по плану, а значит, и о повышении зарплаты говорить рано.

Чего делать нельзя

2. Уходить от разговора. Удивительно, но я до сих пор встречаю руководителей, которые пытаются избежать подобных диалогов с сотрудниками и начинают от них прятаться (в буквальном смысле).

3. Обещать повысить заработную плату в каком-то ближайшем будущем (например, в следующем году). Подобные поступки руководителя демотивируют сотрудника и коллектив в целом, а это приводит к снижению эффективности в работе.

Что можно предложить взамен, если не можете поднять зарплату

— Один дополнительный выходной в месяц. В тот день, когда сотруднику он нужен. Очень часто работодатели бояться этой мотивации, а зря. В большинстве случаев сотруднику просто важно знать, что у него есть этот день. А пользуются данной привилегией (по моему опыту) лишь 27% сотрудников.

— Возможность иногда работать удаленно, если должность сотрудника позволяет это сделать.

— Подумать о партнерских программах, благодаря которым сотрудники смогут получать скидки в салонах красоты, фитнес-студиях и т. д

Стоит ли искать другие варианты: например, предлагать сотруднику новую должность

Для начала разберитесь, насколько сотрудник ценен для вашего бизнеса. Применимы ли его навыки и компетенции на другой позиции, где зарплата более высокая? Готовы ли вы вкладывать время и деньги в обучение сотрудника? Если ответы утвердительные, то можно смело пробовать этот вариант.

Кроме этого, можно рассмотреть:

— Доплату за наставничество. Например, к вам обратился менеджер по продажам и просит повышения. При этом должность руководителя отдела продаж занята. Предложите сотруднику стать наставником и помогать новым коллегам.

— Дополнительные задачи, за которые сотрудник будет получать надбавку. При этом задачи могут и не относиться напрямую к его должности, главное, чтобы сотрудник смог их выполнить.


Напоследок скажу: если в компании есть гибкая система мотивации, оклад и бонусы, то таких разговоров, как правило, не возникает в принципе.

Если прямо сейчас вы не можете повысить сотруднику зарплату, то нужен честный и конструктивный диалог: расскажите, почему не можете поднять зарплату, и обсудите, что нужно сделать сотруднику, чтобы это было возможно в будущем. Зафиксируйте договоренности и сдержите свое обещание, конечно же.

Можно обсудить систему нематериальной мотивации. Для этого нужно поговорить с сотрудником и выяснить его мотиваторы: например, обучение, дополнительные дни отпуска или выходные. Если говорить о материальной мотивации, можно подумать над KPI или премиями, но это отдельная большая тема, которая требует проработки. Ещё можно предложить сотруднику другую должность, если у него есть желание и нужные компетенции.


— На мой взгляд, просить о повышении вообще не надо. Если ты специалист, твоя работа видна и люди прекрасно понимают, сколько ты стоишь. Когда человек делает больше, чем я от него ожидала, то я сама предложу повысить ему зарплату.

Как точно не надо просить зарплату?

Я всегда готова оплатить обучение. Самое ценное — это когда человек не стоит на месте и растёт. Но есть те, кто выучил три движения и считает себя самым крутым. А когда человек говорит, что хочет научиться, например, определённой технике массажа, то без проблем. Потом демонстрируем результат и смотрим, что из этого получается.


Когда вы в последний раз просили о повышении зарплаты сами?

— 20 лет назад в Америке. Мы работали с подругой, у нас предполагался финальный бонус по окончании контракта. Мы обсудили, что внесли большой вклад в дело и не спали по ночам, так что пойдём-ка к нашему работодателю и скажем, что наш труд стоит дороже. Он засмеялся и ответил, что мы обнаглели. А потом сутки подумал — и выплатил бонус.

То есть, чтобы повысить зарплату, нужно быть немного наглым?

— Я считаю, нужно быть честным и прямым. Конечно, руководитель на месте обязан предвидеть сам, как изменяется рынок труда, сколько и какой вклад вносит каждый человек. Он должен работать на опережение. Но это в идеале.

Если у сотрудника продолжительное время не растёт зарплата, это звонок?

— Я это расцениваю как то, что сотрудник не несёт добра бизнесу. И, соответственно, себе самому. Людей, которые довольствуются маленькой зарплатой, как работодатели мы любим меньше всего.

Если на собеседовании кандидат запрашивает зарплату ниже той, которую ожидали вы, о чём это говорит?

Нормально ли повысить зарплату за выслугу лет?

— Не-а. Те, кто долго в компании, делятся на две категории: балласт и золотой фонд. Среднего нет. Первые не развиваются, не учатся новому, ты их жалеешь, потому что помнишь, какими хорошими они были сотрудниками. А золотому фонду всегда чего-нибудь надо — они растут от продавца к менеджеру, оттуда к руководителю и так далее. Они и есть те 20%, которые выполняют 80% работы.

Самая креативная просьба о повышении зарплаты?

Дмитрий Заболотный, создатель и директор ателье Dmitry Zabolotny, в котором в лучших традициях bespoke tailoring шьют костюмы, смокинги, сорочки, пальто.


Идеальная просьба о повышении зарплаты, какая она?

— Во-первых, руководитель никогда не берёт цифру из воздуха. Он всегда назначает сотрудникам ту или иную зарплату, руководствуясь данными о положении на рынке труда. Во-вторых, если человек действительно хочет повышения зарплаты, он должен чётко понимать свою ценность для компании и осознавать, как можно поднять свою стоимость.

И, наконец, в-третьих, на такой разговор следует приходить подготовленным. Собрать список нынешних обязанностей и тех, которые он ещё может взять на себя. Это и будет идеальным способом повышения заработной платы.

Как лучше поступить: прийти и сразу предложить, что можно сделать для повышения, или же сначала спросить, что вы хотите от сотрудника?

— Любому руководителю нравится, когда сотрудник может ответить, как он помогает компании и как увеличивает её показатели. Ещё приятнее, если работник знает, что и как он может сделать лучше и какую ответственность готов взять на себя для повышения зарплаты. Такой вариант оптимален.

Как точно не стоит просить о повышении?

Также не советую говорить, что где-то платят больше. Не нужно сравнивать. Даже в одном сегменте компании конкурируют. Есть те, что крупнее. Есть те, что более узнаваем. В каждой из них могут платить по-разному, но каждая из них может предлагать разные типы мотивации. Зарплата — лишь один из них.

А просить повышения за выслугу лет — нормально?

— Нет. Даже если человек долго работает, он комфортный и проверенный, повышать зарплату просто так нельзя.

Самая креативная просьба о повышении зарплаты в вашей практике?

— Такой, к сожалению, не было, потому что за креатив как раз можно доплатить. Но могу рассказать один показательный кейс.

Год назад нанимали на работу сотрудника. Договорились на определённую сумму. Спустя две недели работник спросил, будет ли он получать больше. Я ответил, что если он хочет поднять зарплату, ему нужно стать незаменимым в рамках своих полномочий.

Через какое-то время с этим человеком пришлось расстаться, потому что он не просто не стал незаменимым, но и часть своих обязанностей выполнял плохо.

Кстати, сейчас подключиться к зарплатному проекту Альфа-Банка стало ещё проще. Никаких бумаг и встреч в офисе — тотальный онлайн и экономия вашего времени.

Фото: Pexels

Большинство компаний отмечают ценность инвестиций в человеческий капитал. Согласно исследованию ВЭФ, две трети топ-менеджеров хотят в первый год получить возврат средств, вложенных в обучение сотрудников. Но лишь 17% уверены, что смогут сделать это.

Одна из причин этого — иерархичность и опора на связи, процветающие в российских компаниях, отметила эксперт. До сих пор на работу зачастую берут не самых компетентных и мотивированных сотрудников, а знакомых и родственников. Другая причина — раздутый штат в организациях, состоящий во многом из малокомпетентных работников, получающих высокую зарплату. Они тянут компанию вниз, но не все руководители это понимают. Мария Тронина также выделяет невысокий эмоциональный интеллект сотрудников в качестве фактора, мешающего прогрессу компании. Даже самые умные и квалифицированные работники не всегда могут понять друг друга, договориться, научиться взаимодействовать.

При этом требования к навыкам сейчас повышаются, из-за этого программы обучения устаревают быстрее, чем прежде. Это также является причиной неэффективности кадров, уверена Эльза Егорова, CEO направления HCM-платформы компании-разработчика HRtech-решений TalentTech. Зачастую компании тратят много средств на уже не эффективные процессы.

Фото:РБК Тренды

Для повышения эффективности работы команды эксперт рекомендует индивидуальный подход. Например, это могут быть личные беседы каждого с корпоративным психологом для выявления актуального состояния человека.

Фото:Unsplash

Правильная мотивация не всегда возникает за счет выстроенной системы вознаграждения. Для многих сотрудников важнее личные отношения с коллективом, сообщает Мария Тронина. Часть руководителей удерживают сотрудников на харизме, уважении к собственной персоне. Люди работают во благо компании, потому что считают ее чуть ли не своим домом.

При этом в основе продуктивной стратегии лежит агрегированная аналитика, собранная в одном месте, отмечает Эльза Егорова. Это что-то сродни продвинутому дэшборду: необходим инструмент, который не только визуализирует, но и анализирует любые данные. С помощью него можно проанализировать как информацию по всей команде, так и данные по конкретному сотруднику. Важно изучить цели, вовлеченность, навыки, а затем оцифровывать все и представить руководителям или HR-специалистам подсказки, куда двигаться конкретному работнику.

Фото:РБК Тренды

Сотрудников можно разделить на три группы по уровню эффективности:

Подобное разделение поможет обратить внимание на проблемы конкретного человека и развить именно его талант, а не применять к разным людям одинаковый метод –– это бесполезно.

Вообще, универсальный подход к развитию навыков устарел, добавила эксперт. Сейчас актуально адаптивное тестирование знаний и настройка образовательного контента для человека с его уникальными пробелами в компетенциях. Если добавить к этому удобный формат, с которым сотрудник может воспользоваться контентом прямо в своем смартфоне, тогда развитие команды станет удобным и для учеников, и для их руководителей.

Фото:sirtravelalot / Shutterstock

Нейросети в помощь

По данным Gartner, 17% организаций планируют использовать искусственный интеллект в процессе рекрутинга, а 30% внедрят эту технологию к 2022 году. В целом, пока тренд сфокусирован на оптимизации количественных показателей. Но ИИ может применяться и для персонализации внутренней карьерной траектории сотрудника. Такой подход со временем приводит к повышению производительности и улучшению показателей.

В западных компаниях этот подход применяется уже сегодня. Например, сервис Sora помогает автоматизировать рабочие процессы, построить рабочее пространство для каждого сотрудника, подыскать новичку напарника, который введет его в курс дела и так далее. Другой пример — сервис Personio, который агрегирует большие данные и отслеживает параметры каждого сотрудника с момента собеседования на всех этапах карьерного роста. Сервис уже может выполнять роль карьерного коуча и ментора, который помогает сотруднику в профессиональном развитии.

Российские компании также подхватили новый тренд. Как рассказала РБК CEO Univertus Елена Абашкина, недавно было принято решение разработать интеллектуальную систему, которая выстраивает цифрового двойника с конкретными характеристиками сотрудника. Работодатель получает возможность строить прогнозы, анализировать результативность сотрудников, необходимые инвестиции в обучение, а также составлять индивидуальную траекторию развития каждого работника. Это дает компаниям возможность повышать мотивацию и уровень вовлеченности отдельных сотрудников предприятия и команд на 20–30%, а качество планирования обучения и развития работников ― на 70%.

Читайте также: