Применение права как элемент мпр и как деятельность

Обновлено: 28.06.2024

Взаимодействие государства и права проявляется в активном использовании права при реализации государственно-властных функций и полномочий. Государство, в лице своих органов и должностных лиц, осуществляет деятельность по применению права .

Применение права - деятельность компетентных органов, направленная на реализацию в жизнь предписаний, закрепленных в нормах права .

Как мы отмечали ранее, применение права является особой формой реализации права . Сущностью применения права является организующая властная деятельность государства по управлению общественными делами путем регулирования деятельности различных субъектов общественных отношений. Применение права , как форма государственной деятельности, требует специальных условий. Существует целый ряд отличительных признаков применения права :

  1. Применение права осуществляется специальными субъектами - государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами этих органов. Субъекты правоприменительной деятельности наделены государственно-властными полномочиями, что подтверждает властный характер применения права. Уполномоченные субъекты должны действовать строго в пределах своей компетенции, которая определяется соответствующими нормативными правовыми актами. Выход за рамки своих полномочий, решение неподведомственных вопросов в процессе правоприменения является превышением своих полномочий и образует состав правонарушения.

Обычные граждане (не должностные лица) не являются субъектами правоприменения. Государство не уполномочило их для осуществления применения права . У них нет государственно-властных полномочий. Однако это отнюдь не означает, что рядовые граждане не участвуют в правоприменении. Они часто становятся инициаторами применения права , например, обращаются в государственные и муниципальные органы. Подача обращения влечет обязанность властного субъекта дать мотивированный ответ, осуществляемый в рамках правоприменения. Поступая на государственную и муниципальную службу, занимая выборные должности, граждане приобретают полномочия по применению права .

  1. Правоприменение осуществляется в рамках конкретных правовых отношений, которые получили название правоприменительные отношения. Они носят публично-правовой характер. Одним из участников всегда является властный субъект - государственный, муниципальный орган или должностное лицо. Субъекты правоприменения действуют не в своих интересах, а в интересах государства и общества. На это направлена вся их деятельность. Воздействуя на другого участника правоприменительных отношений, государство стимулирует его к правомерному поведению путем использования методов убеждения и принуждения. Говоря о целях и задачах государства и представляющих его субъектов правоприменения, необходимо указать на содействие, убеждение, принуждение, привлечение к ответственности, правовое воспитание, поощрение участников различных общественных отношений.
  2. Правоприменительная деятельность осуществляется в особой процессуальной форме. Это обеспечивает законность и правопорядок в государстве и обществе, и, кроме того, обеспечивает защиту интересов личности. Форма правоприменения должна быть установлена законом. Несоблюдение форм влечет неправомерность всего процесса правоприменения.
  3. Применение права имеет две разновидности, две основных формы. Правоприменение осуществляется через оперативно-исполнительную и правоохранительную деятельность властных субъектов. Оперативно-исполнительная деятельность предполагает создание, изменение или прекращение конкретных правоотношений на основе норм права. Оперативно-исполнительная деятельность является основной формой правоприменения.

Другой формой правоприменения является правоохранительная деятельность , которая предполагает действия уполномоченных органов по охране правовых норм от нарушений. Цель правоохранительной формы применения права - надзор и контроль за соответствием действий и решений различных субъектов правоотношений правовым предписаниям. В рамках правоохранительной деятельности осуществляется профилактика и пресечение правонарушений, применение мер юридической ответственности для устранения последствий нарушений законности и дисциплины. В процессе правоохранительной деятельности осуществляется, прежде всего, применение принудительных мер государственного воздействия. С помощью них удается добиться должного поведения субъекта и предупредить нарушения закона.

  1. Правоприменение включает в себя ряд последовательных стадий. Процесс правоприменения имеет свои характерные особенности. Но наличие общих стадий позволяет структурировать правоприменительный процесс, принять законное и правильное решение по делу, обеспечить его исполнение.
  2. Применение права сопровождается принятием или изданием индивидуального юридического акта - акта применения права. Субъект применения права материализует властные полномочия через создание правоприменительного акта. Правоприменительный акт имеет определенные юридические последствия и влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
  3. Правоприменение представляет собой сложную и многообразную форму реализации права и осуществляется в сочетании с иными формами реализации права. Эти формы взаимопроникают и в своей совокупности составляют содержание отношений в рамках государства и общества. Например, гражданин подает заявление о приеме на государственную службу. Тем самым, он реализует право равного доступа к государственной службе, использует субъективное право. Государственный орган, его руководитель, рассматривает указанное заявление и принимает положительное решение, издает приказ о назначении на государственную должность государственной службы, применяет нормы права. Возникают государственно-служебные отношения. В данном примере взаимодействия государства и личности применение права напрямую связано с использованием гражданином своего субъективного права.

Необходимость применения права объясняется самой природой государственно-властной деятельности. Правоотношение часто не может возникнуть без властного акта уполномоченного государственного органа или должностного лица. Особую актуальность применение права приобретает при наличии спора о праве. Зачастую стороны самостоятельно не могут прийти к согласию, тогда возникает необходимость в участии государства, например судебном разрешении правового конфликта. При совершении правонарушения реакция на него государства, в виде привлечения лица к тому или иному виду ответственности, осуществляется путем применения права , принятия индивидуального акта - решения, приговора, постановления суда или иного властного субъекта. С помощью применения права также устанавливается наличие или отсутствие факта, имеющего определенное юридическое значение (например, наличие брачных, родственных или иных семейных отношений).

Правоприменение, как особая государственная деятельность , основывается на ряде принципов:

  1. законность правоприменительной деятельности предполагает четкое и безусловное соблюдение закона в процессе правоприменения;
  2. целесообразность правоприменения означает учет конкретных условий и факторов, правовой ситуации для разрешения конкретного дела;
  3. обоснованность правоприменения означает тщательное изучение оснований для правоприменения, исследование всех фактов, обстоятельств, выявление соразмерности акта его основе;
  4. социальная справедливость при применении права подразумевает обеспечение интересов всего общества и его отдельных элементов, а не каких-либо социальных групп и коллективов;
  5. гласность правоприменительной деятельности, обнародование содержания и результатов правоприменения для обеспечения права на получение достоверной информации о деятельности государства, открытости решений и действий властных субъектов.

Процесс применения права , об особенностях которого упоминалось выше, представляет собой сложную разностороннюю деятельность . Он осуществляется в несколько стадий (этапов).

Абсолютного единства мнений о количестве стадий правоприменительного процесса нет, но анализ существующих позволяет сделать вывод о наличии трех основных стадий:

  1. Установление фактической основы дела. Указывая на взаимосвязь применения права с другими формами его реализации, мы упоминали о прямой связи правоприменения с конкретными личными и социальными обстоятельствами. Они образуют фактическую основу дела. Правоприменительный процесс начинается с установления и исследования фактических обстоятельств дела, по отношению к которым применяется право.

Установление фактов и обстоятельств осуществляется в процессе доказывания с помощью особых правовых средств - доказательств, которые могут быть устные и письменные, вещественные и другие. Они должны быть допустимыми, т.е. добытыми в соответствии с законом, в особой процессуальной форме и порядке; и относимые, т.е. прямо указывающие на наличие или отсутствие фактов и обстоятельств по конкретному делу. Всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела имеет первостепенное значение для установления истины по делу.

  1. Установление юридической основы дела. На этой стадии правоприменительного процесса дается правовая оценка установленным фактическим обстоятельствам дела, решается вопрос о распространении конкретной нормы права на конкретное дело.

Стадия установления юридической основы дела начинается с подбора правовой нормы. Следуя существующей в Российской Федерации системе права , правоприменитель вначале определяет отрасль права , затем отраслевой институт и, наконец, конкретную юридическую норму.

Выбранная норма должна быть подвергнута тщательному анализу на предмет ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Проверяются следующие факты: действует ли норма на данный момент, на какую территорию распространяется действие правовой нормы; применительно к каким субъектам - общим или специальным она действует. Одно из главных правил действия правовой нормы - "запрет обратной силы закона". Нельзя применять нормы права , которая хотя и действует на настоящий момент, но не действовала в момент возникновения правоотношения. Обратную силу могут иметь лишь нормы, смягчающие меры ответственности или каким-либо иным образом улучшающие положение субъекта правоотношения.

Другой запрет касается вступления нормы в законную силу. Не вступившая в законную силу норма применяться не должна. В Конституции РФ специально указано, что акты, затрагивающие права и свободы лица, вступают в силу только после их официального опубликования в установленном порядке. Следовательно, без этого они не действуют и не могут являться юридической основой для правоприменения.

При установлении юридической основы дела бывают случаи, когда данную фактическую ситуацию регулируют две и более действующей нормы, зачастую противоречивого характера. Возникает коллизия правовых норм, которая должна быть разрешена в соответствии с установленными правилами.

  1. Третья стадия правоприменительного процесса - принятие решения по делу. В процессе принятия решения осуществляется правоприменение в собственном смысле слова, по отношению к этой стадии предыдущие стадии являются подготовительными.

При принятии решения властный субъект реализует свои властные полномочия, сводя воедино фактическую и юридическую основы дела, определяя права конкретных субъектов правоотношения.

Решение по делу сопровождается принятием (изданием) индивидуального юридического акта, служащего основанием для возникновения правоотношения. Правильное и справедливое решение по делу обеспечивает законность и объективность государственно-властной деятельности, охраняет интересы государства и общества - с одной стороны, а с другой - охраняет и защищает права граждан.

Ряд авторов справедливо указывают на существование четвертой стадии - исполнения решения по делу. Иногда принятие решения по конкретному делу автоматически предполагает его исполнение (например, назначение наказание на месте совершения правонарушения), но чаще исполнение осуществляется в специальной правовой процедуре и происходит в установленный законом срок после принятия решения.

Выделяют два вида исполнения решения: добровольное и принудительное. Добровольное исполнение решения говорит о самостоятельной деятельности субъектов общественных отношений в рамках властного подчинения. В связи с этим в литературе указывается, что добровольное исполнение - это не стадия правоприменения, а ответная реакция на него со стороны тех или иных элементов общества. Но, во избежание путаницы в стадиях, мы включим его в правоприменительный процесс, указывая на его особый характер.

Принудительное правоприменение состоит в основанной на законе деятельности властного субъекта по исполнению решения по делу. Принудительное исполнение решения происходит, когда добровольное в силу ряда причин юридического и фактического характера невозможно, либо подчиненный субъект отказался добровольно его исполнять.

На основе вышеизложенного можно дать развернутое определение : применение права - осуществляемая в соответствии с законом государственно-властная деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по реализации норм права в рамках разрешения индивидуально-конкретного дела с вынесением акта применения права .

Непосредственным предметом правового регулирования является поведение участников общественных отношений. Однако правовому регулированию подвергается далеко не всякое поведение человека. Право регулирует лишь то поведение, которое социально значимо, оказывает влияние на интересы других людей. Правом не регулируется мыслительная, психическая деятельность человека, его личная жизнь.

Наиболее распространенными методами правового регулирования являются императивный и диспозитивный.

При императивном регулировании один из участников правоотношений находится в подчиненном положении по отношению к другому. Этот метод применяется при регулировании конституционно-правовых, административно-правовых, уголовно-правовых и подобных правоотношений.

Диспозитивный метод регулирует правоотношения, основанные на равенстве участников, отсутствии власти и подчинения между ними. С помощью диспозитивного метода регулируются отношения в частно-правовой сфере.

Иногда еще выделяются поощрительный (вознаграждение за правомерное поведение), рекомендательный (рекомендация определенного социального полезного поведения) методы.

Правовые средства - это правовые явления, выражающиеся в инструментах и деяниях, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.
В качестве правовых средств выступают нормы и принципы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения и наказания, акты реализации прав и обязанностей и т.д.


Общие признаки правовых средств:
1.Выражают собой юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей.
2.Отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений.
3.Сочетаясь определенным способом, правовые средства выступают основными работающими частями действия права, правового регулирования, правовых режимов
4.Приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам
5.Имеют юридическую силу и обеспечиваются гос.вом.

Классифицировать правовые средства можно по различным основаниям. В зависимости от степени сложности их подразделяют напервичные (элементарные) икомплексные (составные).

Если к первым относятся простейшие и неделимые предписания — субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты и т. п., то ко вторым — комбинированные, состоящие из простейших, — договор, норма, институт, правовой режим и проч. По выполняемой роли они делятся нарегулятивные (дозволения) иохранительные (меры защиты); по предмету правового регулирования — наконституционные, административные, гражданские, уголовныеи др.; по характеру — наматериально-правовые (рекомендации) ипроцессуальные (иск); по значимости последствий — наобычные (штраф) иисключительные (смертная казнь); по времени действия — напостоянные (гражданство) ивременные (премия); по виду правового регулирования — нанормативные(установленные в нормах права запреты) ииндивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей); по информа- ционно-психологической направленности — настимулирующие(льготы) иограничивающие (приостановления) и т. д.

Важнейшая функция правовых средств - это достижение ими целей правового регулирования. Функция проявляется в том, что своей работой обеспечивает движение интересов субъектов к ценностям, гарантируют их законное и справедливое удовлетворение, что отражает роль юридических инструментов и технологии в общей системе правовых факторов.
В теории права механизмом правового регулирования называют систему юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, определить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества. К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся (средства ): юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности. Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом.
Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной, базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права—это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер. .

2. Стадии правового регулирования и основные элементы МПР.

3. Подсистемы в МПР.

4. Элементы МПР, вопросы догмы права и техники юриспруденции.

1. Структура МПР.

Вопрос об элементах МПР — это вопрос о его структуре, составе и соотношении входящих в него правовых явлений.

Отграничивая элементы МПР от иных правовых явлений, важно обратить внимание на следующие их черты.

Институционность: к элементам МПР относятся средства — то, что выражает субстанциональную, статическую сторону правовой системы. Поэтому правовые явления-процессы (например, правотворчество и применение права) при всей их важности в правовом регулировании входят в МПР не непосредственно, а в виде актов, технико-юридических средств и т. д.

Конкретная функциональность: к элементам МПР относятся правовые явления, которые реально функционируют. Поэтому общие, глобальные правовые явления, например законность, правосознание, при всем их определяющем значении в правовой системе, выступают не в виде элементов МПР, а в виде, так сказать, его среды, общего фона — фактора, присоединяющегося к тому или иному элементу в процессе его функционирования.

2. Стадии правового регулирования и основные элементы МПР.

Исходный пункт при анализе МПР — это выделение основных его элементов.

Правда, в юридической литературе была предпринята попытка при освещении МПР просто собрать разноплановые правовые явления вместе и охарактеризовать их в одном ряду, причем независимо от их особенностей и ранга, т. е. изобразить в качестве однопорядковых и правотворчество, и юридические нормы, и законность, и правоотношения и т. д.[10] Такой подход к МПР, однако, не позволяет обрисовать его в виде функционирующей системы, вычленить в ней определяющие структурные связи.

Каков же критерий для выделения основных элементов МПР?

Здесь следует исходить из того, что правовое регулирование представляет собой длящийся процесс, распадающийся на ряд этапов, стадий. Последние и могут служить критерием для обособления ключевых элементов механизма правового воздействия.

В процессе правового регулирования весьма отчетливо выделяются как минимум три главные стадии:

а) стадия формирования и действия юридических норм, характеризующаяся тем, что введенные в правовую систему нормы общим образом регламентируют, направляют поведение участников общественных отношений, устанавливают для них тот или иной правовой режим;

б) стадия возникновения прав и обязанностей (правоотношений), характеризующаяся тем, что на основе юридических норм при наличии предусмотренных обстоятельств (юридических фактов) у конкретных субъектов возникают права и обязанности — индивидуализированные меры поведения;

в) стадия реализации прав и обязанностей, характеризующаяся тем, что программы поведения, которые заложены в юридических нормах и затем выражены в конкретных мерах поведения для данных субъектов (в правах и обязанностях), воплощаются в жизнь, осуществляются в фактическом поведении участников общественных отношений, становятся реальностью.

Кроме того, нередко возникает необходимость в дополнительной, факультативной, четвертой стадии, которая либо предшествует возникновению правоотношений, либо призвана обеспечить их реализацию. Это — стадия применения права, характеризующаяся тем, что компетентный властный орган (прежде всего суд) издает властный индивидуальный акт.

В соответствии с указанными стадиями правового регулирования четко выделяются три, а с учетом особой, факультативной стадии — стадии применения права — четыре основных элемента МПР:

— индивидуальные предписания применения права (факультативный элемент),

— акты реализации прав и обязанностей (см. схему 16).

Каждый из основных элементов МПР выполняет в процессе правового регулирования свои, специфические функции.

Индивидуальные предписания применения права — объективные результаты властных действий судов и иных компетентных органов, которые обеспечивают реализацию требований юридических норм, а именно: во властно-принудительном порядке либо обеспечивают возникновение правоотношений, либо гарантируют осуществление прав и обязанностей, нередко выражая в то же время индивидуальное поднормативное регулирование общественных отношений (I.19.1.).

Правоотношения являются первым и притом важнейшим шагом в реализации общих программ поведения, заложенных в нормах. Правоотношения представляют собой главное средство, при помощи которого нормы воплощаются в жизнь, инструмент перевода (переключения) общих моделей поведения в плоскость конкретных мер поведения — субъективных прав и юридических обязанностей для данных субъектов. Правоотношение свидетельствует, что перед нами — точно определенные лица, которые что-то в юридическом отношении могут и что-то должны.

Акты реализации прав и обязанностей — это юридически значимые результативные действия субъектов, в которых реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры поведения-возможности и требования. Здесь действие МПР завершается, происходит перевод общих предписаний юридических норм (на стадии правоотношения — конкретизированных в правах и обязанностях) в то фактическое, реальное поведение, на которое направлена воля законодателя[11].


Схема 16. Элементы механизма правового регулирования (МПР)

3. Подсистемы в МПР.

Выделение главных элементов МПР, помимо того что позволяет очертить специфические функции на каждой стадии процесса правового регулирования, дает возможность сгруппировать правовые явления и, связав их с тем или иным из основных звеньев, найти им свою, соответствующую их природе клеточку, условно говоря, в периодической системе элементов правовой действительности.

Каждый основной, узловой элемент МПР вместе с примыкающими к нему элементами представляет собой своего рода подсистему, в рамках которой правовые явления функционируют в единстве и во взаимосвязи. Через подсистемы в МПР вовлекаются и такие правовые явления, которые, строго говоря, находятся за пределами правового регулирования, в частности юридический инструментарий, опосредствующий правотворчество. Следовательно, при таком подходе понятие МПР становится еще более теоретически значимым, емким, дающим инструментальный (анатомический) срез всей правовой действительности.

На стадии формирования и общего действия юридических норм целостную подсистему образуют вместе с нормами нормативные юридические акты — акты правотворческой процедуры, интерпретационные акты, систематизация, юридическая техника и др.; на стадии возникновения прав и обязанностей вместе с правоотношениями — юридические факты, правосубъектность; на стадии реализации прав и обязанностей вместе с актами реализации — обеспечительные правоприменительные акты.

Существование подсистем в структуре МПР позволяет с предельной четкостью распределить все средства правового воздействия по клеточкам целостной системы, а это, в частности, служит основанием для научно обоснованного распределения научного материала, установления последовательности при его систематическом изложении.

4. Элементы МПР, вопросы догмы права и техники юриспруденции.

Определяющий критерий для отбора тех элементов правовой системы, которые должны быть предметом общетеоретической разработки в настоящем томе курса, связан с самой природой юридического инструментария, образующего МПР. Ведь это — те средства юридического воздействия, которые прямо относятся к практической деятельности юридических органов.

И именно принадлежность тех или иных юридических явлений к практике работы юридических органов служит главным основанием отбора элементов правовой системы для последующего общетеоретического анализа. А элементы правовой системы, обращенные к практической деятельности юридических органов, предстают в основном как догма права и техника юриспруденции, т. е. как реально существующие объективированные нормативные положения действующего права, выражающие технико-юридическое, конструктивное содержание его отраслей (догма права), и как средства и приемы работы юридических органов по правотворчеству и реализации права (техника юриспруденции).

Вот почему в последующем изложении рассматривается не правовая система, взятая в общем виде, и ее элементы, а анатомия правовой действительности, выраженная в МПР, — юридические нормы, правоотношения, правовые акты, правоприменительная деятельность, т. е. правовые явления, каждое из которых рассматривается в ракурсе, имеющем значение для специфически правовой деятельности юридических органов.

Глава 13. Механизм правового регулирования

Глава 13. Механизм правового регулирования Категорию "механизм правового регулирования" невозможно четко определить вследствие ее емкости и многогранности. В наиболее общем виде при уяснении этой категории за основу можно взять следующее определение: механизм

§ 13.1. Понятие механизма правового регулирования

§ 13.1. Понятие механизма правового регулирования Регулирование общественных отношений - главная функция права, его основная характеристика в действии, в движении, в процессе реализации его возможностей. Поэтому изучение механизма правового регулирования важно для того,

§ 13.2. Структура и стадии механизма правового регулирования

§ 13.2. Структура и стадии механизма правового регулирования Некоторые ученые-правоведы, рассматривая структуру механизма правового регулирования, выделяют два ее элемента:- нормативную основу или нормы права, выражающие главные способы воздействия права - дозволение,

§ 13.4. Эффективность механизма правового регулирования

§ 13.4. Эффективность механизма правового регулирования Под эффективностью правового регулирования понимается соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Если предписания, установленные в нормах права, реализовались в правомерном

Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами

Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами

2. Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики

2. Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики Государственное регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в широком социально-политическом смысле

Тема 18. Межотраслевое административно-правовое регулирование в области экономики: основные направления экономико-правового регулирования и сферы государственного управления

Тема 18. Межотраслевое административно-правовое регулирование в области экономики: основные направления экономико-правового регулирования и сферы государственного управления 1. Реформирование отношений собственности и формирование стратегических собственников

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования 1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:1) признание приоритетности

73. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИНТЕРНЕТЕ

73. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИНТЕРНЕТЕ Можно выделить основные направления правового регулирования отношений в Интернете:• защита от вредной и незаконной информации;• соблюдение авторских и смежных прав;• вопросы

Глава 24 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Глава 24 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 24.1 Понимание механизма правового регулирования Регулирование общественных отношений — главная функция права, его основная характеристика в действии, в движении, в процессе реализации его возможностей. Поэтому изучение

24.1 Понимание механизма правового регулирования

24.1 Понимание механизма правового регулирования Регулирование общественных отношений — главная функция права, его основная характеристика в действии, в движении, в процессе реализации его возможностей. Поэтому изучение механизма правового регулирования важно для

24.2 Структура и стадии механизма правового регулирования

24.2 Структура и стадии механизма правового регулирования Некоторые ученые, рассматривая структуру механизма правового регулирования, выделяют два ее полярных элемента:нормативную основу, или нормы права, выражающие главные способы воздействия права — дозволения,

24.3 Эффективность механизма правового регулирования

24.3 Эффективность механизма правового регулирования Обобщающей характеристикой механизма правового регулирования является его эффективность.Под эффективностью правового регулирования понимается соотношение между результатом правового регулирования и стоящей

Глава 21. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

Глава 21. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ 1. Понятие механизма правового регулирования.2. Различные подходы, или аспекты.3. Инструментальный, специально-юридический аспект МПР.4. Психологический аспект МПР.5. Социальный механизм действия

Читайте также: