Подчинился золотой орде и обеспечил владимиро суздальской руси передышку от вторжений кочевников кто

Обновлено: 04.07.2024

Монархия — национальная Верховная власть, прошедшая тысячелетний командирский путь во главе русского народа на всевозможных цивилизационных фронтах русской истории. Она жила жизнью народа, вместе с ним побеждала и вместе с ним проигрывала свои исторические сражения, никогда не предавая своих подчинённых, как настоящий природный командир.

Сила Царской власти всегда была пропорциональна способности народных сил ей подчиняться. И только такая колоссальная власть смогла создать столь величайшее государство, как Россия.

Отеческое распоряжение этими силами и есть то капитальное отличие отношения Монархии к своему народу от той классовой эксплуатации, выжимавшей здесь и сейчас все соки из русского населения, которой занимались временщики-коммунисты во имя несбыточных социальных мечтаний и мировых интернационалистских проектов.

Родовые отношения в призвании Рюриковичей

Призвание рода Рюриковичей княжить совершилось в благоприятных условиях развитого родового строя. Межродовая напряжённость как проблема роста русского общества потребовала своего урегулирования. Понадобилась сила уравновешивающая, равноудалённая от различных родовых интересов.

В сложившейся ситуации, как повествует древнерусская летопись, старейшины и родоначальники славянских и финских родов проявили мудрость и порешили, что без третейского властного монархического судьи им не создать общего государственного союза. В череде межродовых распрей старейшины, не найдя среди своих родовых лидеров настоящего вождя, решили призвать княжеский род Рюриковичей.

Почему это было сделано именно в 862 году и почему был призван именно род Рюрика, историки гадают до сих пор. Но для нашего изложения этот вопрос не столь существенный.

Для нас важно, что Рюриковичи привнесли на Русскую Землю уже не родовую идею, а идею монархической третейской властной силы.

Здесь же интересно отметить, что понятие династичности явилось на Руси раньше, чем понятие единовластия. Верховная власть над Русской Землёй принадлежала династии, роду Рюрика, в этом не было никаких соперников практически сразу. Все родовые старейшины и родовые князья сразу как бы пропадают, становятся ниже Рюриковичей.

Но та же родовая идея поначалу указывала на старейшего в роде, как на законного обладателя власти. И власть его не носила самодержавного характера в отношении к другим князьям. Он был лишь старший среди князей.

Христианство и язычество, борьба Духа и естества

Особую учреждающую роль в жизни Русской Земли сыграло принятие Крещения в 988 году и последовавшая затем христианизация жизни русского человека. Князья сыграли в этом духовном рождении Русской цивилизации первенствующую роль. Именно они выбрали нам Православную веру, и Великая княгиня Ольга и Великий князь Владимир оба стали равноапостольными.

В древности не писали специальных политических трактатов, но практически все летописцы были не только историографами, но и политическими теологами. Летописцы были самыми последовательными идеологами христианизации и пропагандистами монархической власти. Именно они поставили и всячески подчёркивали параллель между развитием и укреплением христианской веры на Руси и утверждением и распространением власти Дома Рюрика. Именно ими ставились целью для княжеской власти преображение языческой грубой физической силы и достижение правды, основанной на христианских верованиях. Победа Духа Божия над слепым человеческим естеством.

В глазах русских летописцев Русская земля из страны лесов и болот, дикой языческой силы, становилась страной златоглавых церквей, преображённой христианской верой землёй.

Как княжеской власти Русских Государей покорилась естественная сила полей и лесов, покрытых ими христианскими храмами и монастырями, так преобразилось и физическое естество, физическая сила русского народа. Христианский Дух покорил силу физическую и народа, и природы.

Русские летописцы воспринимают княжескую власть как духовную силу, содействующую распространению христианства и защищающую правду. Как властную волю, главная опора которой есть не военная мощь, а Воля Божия, в которой они ходят добровольно. Почему власть княжеская оправдывается господством Духа над миром. Князья позиционируются как некие руки Божии на земле, творящие правду.

Колонизация и разрушение родового быта

Наряду с усилением княжеской власти на Руси сохранялась широкое поле и для народного самоуправления, и для развития аристократических сил.

Свобода передвижения, огромные возможности для колонизации больших пространств сыграли немалую роль в разрушении изначальной родовой системы. Эти новые пространства колонизировали уже не целые рода, а выделившиеся из рода — семьи. Домовладыки, а не родовые патриархи становились основателями новых поселений, особенно на севере Руси. Новые общины при такой мобильности населения уже не носили родового характера, а скорее имели вид общинных союзов семей во главе со своими домовладыками.

Эти колонизационные процессы сохраняли народную энергию, давая ей поле для активной деятельности и сохраняя важные для народа свободы. На севере в Новгороде, во Пскове развивалось народное самоуправление, вполне определённые демократические элементы.

На юге же Русской Земли мы видим более развитое аристократическое, боярское начало, которое иногда даже спорит с началом княжеским. Но в целом безуспешно.

Сильное развитие и народного самоуправления, и боярско-дружинного аристократизма вызывало между этими силами определённое противостояние, которое всё чаще находило своего примирителя только в княжеской власти.

Это ярко проявляется уже во времена Св. благоверного Андрея Боголюбского (ок. 1111–1174).

Мономаховичи и царская идея

Особую роль в становлении идеи самодержавия сыграли потомки Великого князя Владимира Мономаха (1053–1125). В дальнейшем все великие князья, кроме трех, были потомками этого Святого благоверного князя.

Этот род дважды роднился с греческими императорскими фамилиями. Сам Владимир Мономах предположительно родился от дочери от первого брака Императора Константина IX Мономаха (ок. 1000–1055).

Владимир Мономах даже именовал себя архонтом всея земли Русской. Сохранились печати с этим византийским термином, означающим высокопоставленного вельможу, князя.

Сын Владимира Мономаха — Великий князь Юрий Долгорукий (1090-е–1157) во втором браке также был женат, скорее всего, на какой-то родственнице греческого императора. Поскольку его сын Великий князь Всеволод Большое Гнездо (1154–1212), будучи в изгнании (1162–1169), за пределами Русской Земли жил со своей матерью и братьями у Византийского императора Мануила I Комнина (1118–1180).

Мономахович Великий князь Юрий Долгорукий основал Москву.

А мономахович Великий князь Андрей Боголюбский первым перенёс центр Руси из Киева на Север, во Владимиро-Суздальскую землю, единолично без совета с другими князьями. Он был первым из князей, который начал выделять свою власть на фоне власти земской и других князей.

Престолонаследие при северных Мономаховичах пробуется передаваться от отца к сыну, а Русская Земля в большинстве своём концентрируется в руках семьи Великого князя. Но эти процессы борьбы с удельной разделённостью, не доведённые до конца, разрушаются вместе с нашествием монголов на Русь и оттягивают на несколько столетий консолидацию самодержавной власти и появление единого русского государства.

Дали ли монгольские ханы идею власти московским царям?

Весьма распространённым заблуждением является приписывание ханам Золотой Орды влияния на власть московских Государей. Ещё и до евразийцев раздавались голоса, что, мол, Цари Московские наследовали власть ханов Золотой Орды, и те передали свои представления о единодержавии своим победителям.

Далее не чингизит Тамерлан, захвативший власть, нанёс Орде удар, от которого она уже не оправилась.

Так что ханская власть носила типичный деспотический характер, с весьма туманными нравственными религиозными установками. Постоянное дробление на более мелкие орды контрастировало с тем единовластием, которое транслировала Византия в своей практике династии Палеологов и многочисленных русских летописцев, пропагандировавших самодержавие.

Собственно, единовластием Московских Государей русское государство и победило разрозненные татарские государства. Просто сильная личная власть - это ещё не идея. Тем более, что Москва всегда понимала иго как результат своих грехов и лелеяла способы освобождения. С принятием ислама татарская власть стала более агрессивной и в отношении Православия. И борьба из национальной превратилась ещё и в религиозно-национальную.

В русском государстве XIV–XV столетий полным ходом шло религиозное возрождение, основывались монастыри, становившиеся духовными центрами стремления церковного и национального движения к самостоятельности.

В этом процессе народ отдал власть своим Государям, понимая их тяжёлую миссию, часто сопряжённую и с неблаговидными поступками, как Божиим служителям, которые сами должны отвечать перед Небом.

Это было, по сути, отдание своей народной воли в Волю Божию, в волю Его слуг великих князей и царей, с верой, что Бог Сам найдёт пути возродить Русь теми путями, которыми Он захочет.

И здесь нет места евразийству, этому внерелигиозному представлению времен упадка национального духа.

Земли Владимиро-Суздальского княжества располагались между Волгой и Окой. Местность здесь была в основном лесистая, но было немало мест, на которых можно было заниматься земледелием. Почва здесь была плодородная.

Славяне расселились в этих краях давно. Кроме них, здесь проживали и неславянские племена – меря, мурома, весь и другие. Однако славянское население преобладало, поэтому уже в IX-X веках другие племена ассимилировались. Численность славянского населения увеличивалась не только за счет естественного прироста. Сюда на жительство стекались люди и из других земель, в частности из Новгородской и Смоленской. Позднее, в конце XI – начале XII века, сюда потянулось население с юго-запада. Там жизнь становилась неспокойной и небезопасной. Нападали не только половцы, но и свои князья, которые непрерывно воевали друг с другом. Крестьяне потянулись на север, спасаясь от нещадной эксплуатации.

Пришлое население заселяло прежде всего безлесное пространство между Клязьмой и Волгой. Здесь располагались древнейшие города Ростов и Суздаль. Поэтому эти земли и называли Ростово-Суздальскими. Их еще называли Залесским краем, так как они находились далеко за лесом, дремучими труднопроходимыми лесами с дебрями и завалами. Именно такой лес описан в былинах об Илье Муромце. Такая опасная дорога через труднопроходимые леса соединяла Северо-Восточную Русь и Киев. Но эти земли интенсивно осваивали. Уже во времена основателя Москвы Юрия Долгорукого по этим дорогам шли из Ростово-Суздальской земли, направляясь в Киев, войска.

Появились не только дороги, но и новые города: Владимир-на-Клязьме, Юрьев-Польский, Переяславль-Залесский, Дмитров и, наконец, Москва. Население края занималось главным образом скотоводством и земледелием. Отсюда в Новгород вывозили рожь, лен, хмель. Развивались рыбные, соляные, бортные промыслы. Значительное место занимала охота на пушного зверя. В городах работало много ремесленников.

Развитию Ростово-Суздальской земли способствовало то, что она располагается на Волжском пути. По этому пути шла торговля с западными и восточными странами.

Крупное местное боярство группировалось вокруг больших городов, таких как Ростов и Суздаль. Они и являлись истинными хозяевами всей Ростово-Суздальской земли. Только позднее власть сосредоточилась в руках князя. Князю непрерывно приходилось бороться с боярами, чтобы укрепить свою власть.

Когда Киевская Русь была поделена на отдельные суверенные княжества между сыновьями Ярослава Мудрого, Северо-Восточная Русь досталась Всеволоду Ярославичу. В 1097 году состоялся Любечский съезд князей. Он подтвердил, что Северо-Восточная Русь является собственностью сына Всеволода – Владимира Мономаха. Сам Мономах бывал здесь редко. На княжение здесь он посадил своего сына Юрия, который со временем стал Долгоруким.

Юрий стал полновластным князем после смерти его отца Владимира Мономаха. Как мы уже говорили, после смерти Мономаха Киевская Русь развалилась окончательно. Все княжества и земли стали самостоятельными. Вышла из-под власти Киева и Северо-Восточная Русь.

Построенная Юрием Долгоруким крепость занимала очень выгодное военно-стратегическое положение. Крепость возвышалась на крутом холме. Холм (и крепость) был защищен рекой Москвой и притоком Москвы-реки речкой Неглинной. Деревянная крепость имела в окружности всего 1200 метров. Положение Москвы было оптимальным в экономическом отношении. Она находилась в центре богатого района, который был густонаселен. Здесь был перекресток речных и сухопутных дорог. С запада в Москву шла дорога из Смоленска, с юга – из Курска. Через Москву проходили дороги во Владимир, Ярославль, Новгород, из Рязани и Курска.

Юрий Долгорукий владел богатым, обширным и перспективным княжеством. Здесь было по горло дел. Он строил города и крепости, развивал торговлю. Но этого князю было мало. Его и назвали Долгоруким за то, что он хотел владеть не только своим законным, но и чужим. Он долго и упорно воевал с Киевским княжеством, ослабляя русские земли перед лицом внешней угрозы. Дважды Юрий Долгорукий занимал Киев и дважды его оттуда изгоняли. В 1155 году он занял Киев в третий раз. Но завоеватель поцарствовал в городе менее двух лет. Он умер в Киеве 10 мая 1157 года скоропостижно, после пира у княжьего судьи Патрилы.

После смерти Юрия Долгорукого хозяином Суздальской земли стал его сын Андрей Боголюбский. Столицей княжества он сделал город Владимир-на-Клязьме. Недалеко от столицы находилось княжеское село Боголюбово. Князь Андрей здесь построил замок и практически все время жил в нем. Именно поэтому князя Андрея назвали Боголюбским.

Андрей Боголюбский пытался расширить свои владения за счет Новгородского княжества. В открытой схватке Андрей не смог взять верх. Тогда он пошел на хитрость – он перехватил торговые пути, которые шли по Суздальской земле из Новгорода в Рязань. Новгородцы вынуждены были пригласить суздальского князя на княжение. Но это не значит, что Новгород подчинился Андрею Боголюбскому.

В 1169 году Андрей Боголюбский взял Киев исключительно с целью грабежа и завладения богатой добычей. Город грабили в течение трех дней. Такого на Руси еще не было…

Андрею Боголюбскому этого было мало. В 1173 году он еще раз наведался в Киев, заставив принимать в своих бесчинствах активное участие князей смоленского, полоцких, туровских и пинских.

Андрей Боголюбский разорил не только Киев. Он в 1164 году разорил Булгарию на Каме и с населения взял богатую дань. Затем он вторгся в мордовскую землю. Отряды Боголюбского захватили Арзамас (Эрземас). В грабительских походах участвовал и сын Андрея Мстислав. По заданию отца Мстислав взял город Ибрагимов. Город был сожжен, а жители окрестных земель были обложены данью. В 1221 году на месте сожженного города был построен Нижний Новгород.

Боясь потерять власть, Андрей Боголюбский изгнал из Смоленско-Суздальской земли своих братьев. В борьбе с противниками он был неразборчив в средствах. Главными противниками были бояре. Андрей Боголюбский казнил одного из родственников по линии жены. Братья казненного в 1174 году убили князя в его спальне.

На престол были посажены сразу два князя – племянники князя Андрея Мстислав и Ярополк Ростиславичи. Но горожане столицы этому воспротивились и пригласили на княжение братьев Андрея – Михаила и Всеволода. Михаил вскоре умер. Князем Северо-Восточной Руси стал Всеволод, которого впоследствии стали звать Большое Гнездо. Он правил с 1176 по 1212 год.

С такой дружиной Всеволод вел успешную борьбу с боярами. Он отобрал у многих из них родовые вотчины. Обычно их обвиняли в заговоре, а конфискованные земли присоединяли к княжеским.

В 1180 году Всеволод совершил поход на Рязань. Город разорил и увез богатую добычу. Всеволоду подчинились Киев и частично Новгород. Камских булгар Всеволод вытеснил на левый берег Волги. Четырежды Всеволод разорял мордовские земли.

Всеволод еще при жизни завещал всю власть в Северо-Восточной Руси своему второму сыну Юрию. Старший его сын Константин отказался ехать во Владимир и остался в Ростове. По завещанию все сыновья Всеволода должны были подчиняться Юрию. Ему присягнули на верность бояре, купцы и епископ.

Однако как только Всеволод умер, Владимиро-Суздальское княжество распалось на части, в которых правили сыновья Всеволода Большое Гнездо. Затем дележ шел между поколениями сыновей. Так образовались следующие княжества: Суздальское, Ростовское, Белозерское, Тверское, Московское, Переяславское, Ярославское, Костромское. Эти княжества, в свою очередь делились на более мелкие.

§ 11. ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО

§ 11. ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО 1. Залесский край в VII – начале XII вНа северо-восток от Днепра, между верхней Волгой, Окой и Двиной тянулись дремучие леса. Коренными жителями Залесского края являлись финно-угорские племена – мурома, меря, весь. В VII – VIII вв. здесь стали

Новое великое княжество Суздальское, или Владимирское 1167-1173 годы

Новое великое княжество Суздальское, или Владимирское 1167-1173 годы Когда почти все князья в южной России ссорились из-за киевского престола, в северо-восточной части ее жил князь, еще в молодых летах удивлявший всех своей храбростью и умом. Это был прекрасный и мужественный

§ 5. Владимиро-Суздальское княжество

§ 5. Владимиро-Суздальское княжество Северо-Восточная Русь в течение долгих веков была одним из самых глухих углов восточнославянских земель. В то время, когда в X—XI вв. Киев, Новгород, Чернигов и другие города Среднего Поднепровья и северо-запада благодаря своему

Глава первая Суздальское гнездо

Владимиро-Суздальская земля

Владимиро-Суздальская земля В XI–XII веках на территории Верхнего Поволжья возникли небольшие государства — княжества Суздальское, Тверское, Рязанское…Неизвестно, сколько там всего было княжеств и где проходили их границы. Удивительно, но до сих пор мы так и не имеем

ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО

ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО Владимир именем показывает свое основание великим князем Владимиром Святым.Он находился в стране древлян, имевших еще, сколько известно, города Вручий (Овруч) и Коростен.По Ярославову делению Владимирское княжество получил пятый сын,

СУЗДАЛЬСКОЕ ИЛИ ВЛАДИМИРСКОЕ (НА КЛЯЗЬМЕ) КНЯЖЕСТВО

СУЗДАЛЬСКОЕ ИЛИ ВЛАДИМИРСКОЕ (НА КЛЯЗЬМЕ) КНЯЖЕСТВО Залесская (относительно Киевской Руси) сторона, занимая восточную часть ее владений, соприкасалась на севере с Новгородскими волостями, а с востока и юга была окружена финскими племенами, рассеянными и внутри некоторых

Владимиро-Суздальское княжество

2.2. Характеристика основных удельных центров (Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынское княжество)

2.2. Характеристика основных удельных центров (Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынское княжество) Важную роль в политической жизни Руси играла Владимиро-Суздальская земля, которая отделилась от Киева в 30-х гг. XII в. Она была расположена на

Владимиро-Суздальская земля

Владимиро-Суздальская земля Северо-Восточная Русь была далекой окраиной Древнерусского государства, ее окружали труднопроходимые леса (часто эти земли называли Залесьем). В ХI—ХII вв. активизируется миграция славян из Юго-Западной Руси, из новгородских земель в эти

ВЛАДИМИРО -СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО Земли Владимиро-Суздальского княжества располагались между Волгой и Окой. Местность здесь была в основном лесистая, но было немало мест, на которых можно было заниматься земледелием. Почва здесь была плодородная.Славяне

Владимиро-Суздальское княжество

Владимиро-Суздальское княжество 1174–1176Ростов и Суздаль, призвав на помощь племянников Андрея Боголюбского, вступают в конфликт с Владимиром и Переяславлем, которые обращаются к его младшим братьям и в конце концов одерживают верх. Всеволод Юрьевич Большое Гнездо

3. Владимиро-Суздальская земля

3. Владимиро-Суздальская земля 3.1. Природные условия и колонизация. История Северо-Восточной Руси, расположенной в бассейне Оки и верхнем течении Волги, вызывает особенный интерес потому, что именно эта земля позже стала ядром нового Российского государства.

§ 5. Владимиро-Суздальское княжество

§ 5. Владимиро-Суздальское княжество Северо-Восточная Русь в течение долгих веков была одним из самых глухих углов восточнославянских земель. В то время, когда в X – XI вв. Киев, Новгород, Чернигов и другие города Среднего Поднепровья и северо-запада благодаря своему

1. Владимиро-Суздальское княжество

1. Владимиро-Суздальское княжество Ростово-Суздальская земля досталась младшему сыну Ярослава Мудрого Всеволоду Переяславскому и закрепилась за его потомками как родовое владение. В XII – первой половине XIII в. Ростово-Суздальская земля переживала экономический

Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.

Лев Толстой

Владимиро-Суздальское княжество и его история - важная страница российской истории, поскольку уже на рубеже 12-13 веках именно князья из Владимира добились господства над другими княжествами, в результате чего именно Владимиро-Суздальская земля стала доминировать на Руси, а ее князья стали оказывать наибольшее влияние на политику и уклады не только своего княжества, но и на соседние. Фактически к 13 веку окончательно произошел перенос политического центра Руси с Юга (Киев) на Северо-восток (Владимир и Суздаль).

Географическое положение

Владимиро-Суздальское княжество располагалось в северо-восточной части Руси, в междуречье Оки и Волги.

Карта Владимиро-Суздальской земли в 12-13 веках

Карта Владимиро-Суздальского княжества

Крупнейшие города в княжестве: Владимир, Суздаль, Углич, Тверь, Москва, Кострома, Галич, Белоозеро, Великий Устюг и другие. В основном города располагались в южной части княжества, и чем дальше на север - тем меньше городов.

Границы Владимиро-Суздальского княжества проходили с: Новгородской республикой, Смоленским княжеством, Черниговской землей, Рязанским и Муромским княжествами.

Князья

По Любеческом съезду князей было решено, что Ростово-Суздальская земля (так княжество называлось изначально) передается в управление роду Владимира Мономаха. Поэтому первым князем здесь стал Юрий Долгорукий, сын Мономаха.

Полный список князей:

Фреска - встреча Долгорукого и Ольговича 1147 год

Достаточно взглянуть на список, чтобы понять, что именно эти люди пользовались наибольшим влиянием на Руси. Владимиро-Суздальские князья в основном преследовали цель независимости от Киева и подчинение других княжеств своей власти.

Особенности

Политические особенности Владимиро-Суздальского княжества заключались в сильной власти князя. В отличии от большинства других земель, здесь князь был главой и решал все важные вопросы. Схематически политическая особенность данной земли может быть представлена так.

Политическое устройство Владимиро-Суздольского княжества

Сильная власть князя была возможна из-за того, что в этих землях было большое количество новых городов, где еще не успело сформироваться сильное боярство. В результате реальная власть была только у князя, а Вече носило только совещательный характер.

В целом же особенности развития княжества в удельный период (12-13 вка) следующие:

  • Неограниченность княжеской власти.
  • Увеличение населения. Люди переселялись в эти земли, поскольку они были сравнительно безопасными от набегов кочевников.
  • В княжестве активно развивалось земледелие. Было множество лесов, служивших естественной защитой.
  • Быстрый рост городов. Это относится как к новым городам, построенным в этот период (Москва, Переяславль-Залесский и другие), так и к старым городам (Владимир, Суздаль, Ростов, Ярославль и другие).
  • Географическое нахождение на пересечении важных торговых путей по Волге и Оке.

Экономические особенности

Несмотря на географическое положение, Владимиро-Суздальская земля обладала большим количеством пашенных земель, что делало сельское хозяйство ключевым аспектом экономического развития региона. Также в этих землях активно развивались и другие промыслы: рыболовство, охота, бортничество.

Большое влияние для экономического развития княжества сыграло переселение людей с юга. Они не просто переселялись, но и несли с собой элементы культуры. Многие из них были ремесленниками, в результате чего ремесло во Владимиро-Суздальской земле стало развиваться очень быстро.

Развитие

Примерно в 30-е годы 12 века Владимиро-Суздальское (на тот момент еще Ростово-Суздальское) княжество избавилось от власти Киева. Так произошло создание собственного княжества, которое значительно отличалось от других по форме политического устройства. Во Владимире была сильна княжеская власть. Во многом это и послужило причиной возвышения этих земель на другими. Достаточно вспомнить, что в других княжествах система управления была другой и менее эффективной: в Новгороде правили бояре через Вече, а в Галицко-Волынских землях власть князя была сопоставимой с властью бояр.

Изначально княжество называлось Ростово-Суздальским (при Долгоруком), затем Суздальской землей (при Боголюбском) и только потом Владимиро-Суздальской землей (при Большое Гнездо).

Монгольские воины

Важное событие для этого княжество случилось в 1238 году - оно подверглось нашествию татаро-монголов. Причем это было одно из первых княжеств для вторжения монголов, поэтому на Владимиро-Суздальскую землю пришелся основной удар. В результате с 1238 года княжество признало монгольскую власть и находилось в зависимости от Орды.

Культура

Культура Владимиро-Суздальской земли сложилось многогранной. Расцвета здесь достигло летописание. Характерная черта летописей этого княжества - подчеркивание величие княжества над другими, а также особое положение города Владимир.

В этих землях активно развивалась архитектура и строительство. Строители чаще всего использовали камень-известняк белого цвета. Пик строительства пришелся на правление Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.

Храмы Владимиро-Суздальской земли

В городе Владимир были возведены каменные стены с золотыми воротами, а также построен Успенский собор. Именно в этом храме хранились главные религиозные святыни княжества. Позже, во времена правления Всеволода Большое Гнездо, в городе был построен Дмитриевский собор. В Боголюбове был построен один из уникальнейших архитектурных памятников Древней Руси - церковь Покрова на Нерли. Церковь была построена по приказу Андрея Боголюбского на берегу реки Нерль.

Обращает на себя внимание и развитие живописи. Например, фрески Успенского и Дмитриевского соборов поражают своим изяществом.

Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.

Лев Толстой

Владимиро-Суздальское княжество и его история - важная страница российской истории, поскольку уже на рубеже 12-13 веках именно князья из Владимира добились господства над другими княжествами, в результате чего именно Владимиро-Суздальская земля стала доминировать на Руси, а ее князья стали оказывать наибольшее влияние на политику и уклады не только своего княжества, но и на соседние. Фактически к 13 веку окончательно произошел перенос политического центра Руси с Юга (Киев) на Северо-восток (Владимир и Суздаль).

Географическое положение

Владимиро-Суздальское княжество располагалось в северо-восточной части Руси, в междуречье Оки и Волги.

Карта Владимиро-Суздальской земли в 12-13 веках

Карта Владимиро-Суздальского княжества

Крупнейшие города в княжестве: Владимир, Суздаль, Углич, Тверь, Москва, Кострома, Галич, Белоозеро, Великий Устюг и другие. В основном города располагались в южной части княжества, и чем дальше на север - тем меньше городов.

Границы Владимиро-Суздальского княжества проходили с: Новгородской республикой, Смоленским княжеством, Черниговской землей, Рязанским и Муромским княжествами.

Князья

По Любеческом съезду князей было решено, что Ростово-Суздальская земля (так княжество называлось изначально) передается в управление роду Владимира Мономаха. Поэтому первым князем здесь стал Юрий Долгорукий, сын Мономаха.

Полный список князей:

Фреска - встреча Долгорукого и Ольговича 1147 год

Достаточно взглянуть на список, чтобы понять, что именно эти люди пользовались наибольшим влиянием на Руси. Владимиро-Суздальские князья в основном преследовали цель независимости от Киева и подчинение других княжеств своей власти.

Особенности

Политические особенности Владимиро-Суздальского княжества заключались в сильной власти князя. В отличии от большинства других земель, здесь князь был главой и решал все важные вопросы. Схематически политическая особенность данной земли может быть представлена так.

Политическое устройство Владимиро-Суздольского княжества

Сильная власть князя была возможна из-за того, что в этих землях было большое количество новых городов, где еще не успело сформироваться сильное боярство. В результате реальная власть была только у князя, а Вече носило только совещательный характер.

В целом же особенности развития княжества в удельный период (12-13 вка) следующие:

  • Неограниченность княжеской власти.
  • Увеличение населения. Люди переселялись в эти земли, поскольку они были сравнительно безопасными от набегов кочевников.
  • В княжестве активно развивалось земледелие. Было множество лесов, служивших естественной защитой.
  • Быстрый рост городов. Это относится как к новым городам, построенным в этот период (Москва, Переяславль-Залесский и другие), так и к старым городам (Владимир, Суздаль, Ростов, Ярославль и другие).
  • Географическое нахождение на пересечении важных торговых путей по Волге и Оке.

Экономические особенности

Несмотря на географическое положение, Владимиро-Суздальская земля обладала большим количеством пашенных земель, что делало сельское хозяйство ключевым аспектом экономического развития региона. Также в этих землях активно развивались и другие промыслы: рыболовство, охота, бортничество.

Большое влияние для экономического развития княжества сыграло переселение людей с юга. Они не просто переселялись, но и несли с собой элементы культуры. Многие из них были ремесленниками, в результате чего ремесло во Владимиро-Суздальской земле стало развиваться очень быстро.

Развитие

Примерно в 30-е годы 12 века Владимиро-Суздальское (на тот момент еще Ростово-Суздальское) княжество избавилось от власти Киева. Так произошло создание собственного княжества, которое значительно отличалось от других по форме политического устройства. Во Владимире была сильна княжеская власть. Во многом это и послужило причиной возвышения этих земель на другими. Достаточно вспомнить, что в других княжествах система управления была другой и менее эффективной: в Новгороде правили бояре через Вече, а в Галицко-Волынских землях власть князя была сопоставимой с властью бояр.

Изначально княжество называлось Ростово-Суздальским (при Долгоруком), затем Суздальской землей (при Боголюбском) и только потом Владимиро-Суздальской землей (при Большое Гнездо).

Монгольские воины

Важное событие для этого княжество случилось в 1238 году - оно подверглось нашествию татаро-монголов. Причем это было одно из первых княжеств для вторжения монголов, поэтому на Владимиро-Суздальскую землю пришелся основной удар. В результате с 1238 года княжество признало монгольскую власть и находилось в зависимости от Орды.

Культура

Культура Владимиро-Суздальской земли сложилось многогранной. Расцвета здесь достигло летописание. Характерная черта летописей этого княжества - подчеркивание величие княжества над другими, а также особое положение города Владимир.

В этих землях активно развивалась архитектура и строительство. Строители чаще всего использовали камень-известняк белого цвета. Пик строительства пришелся на правление Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.

Храмы Владимиро-Суздальской земли

В городе Владимир были возведены каменные стены с золотыми воротами, а также построен Успенский собор. Именно в этом храме хранились главные религиозные святыни княжества. Позже, во времена правления Всеволода Большое Гнездо, в городе был построен Дмитриевский собор. В Боголюбове был построен один из уникальнейших архитектурных памятников Древней Руси - церковь Покрова на Нерли. Церковь была построена по приказу Андрея Боголюбского на берегу реки Нерль.

Обращает на себя внимание и развитие живописи. Например, фрески Успенского и Дмитриевского соборов поражают своим изяществом.

Читайте также: