Какую роль в праве играют правовые идеи и правовые эмоции

Обновлено: 02.07.2024

Право играет важную роль в организации общественной жизни, регулировании человеческого поведения и функционирования коллективов. Вопрос о понятии права является дискуссионным. Существуют разные определения права, которые дают и дают представители разных направлений прецедентного права.

Представители теории естественного права считают, что право содержит абсолютные, неизменные принципы справедливости, проистекающие из самой природы. После исторической школы право развивается органически: оно вытекает из того, как оно формируется исторической жизнью конкретного народа.

Школа психологии объясняет происхождение и функционирование права психологией личности. Они видят в этом продукт психологического отношения, опыта и институтов.

Марксистско-ленинская теория делает акцент на классовую сущность права — волю господствующего класса, возведенную в закон.

Право — это система юридических норм, регулирующих важнейшие общественные отношения на основе справедливости и свободы.

В юридической науке термин право используется в двух смыслах:

  • объективное право (закон как совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе правовых норм);
  • субъективное право (право, принадлежащее определенному лицу).

Источники права

Источник (форма) права — это способ закрепления правовых норм.

Виды источников права

Первый источник права следует рассматривать как правовой обычай.

Различают происхождение права в материальном, идеологическом и формальном (правовом) смысле. Источником права в материальном смысле являются сами общественные отношения, т. е. материальные условия в обществе, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т. д.

Источником права в идеологическом смысле является правовое сознание и правовая культура. Это означает как правовую осведомленность законодателей, так и правовую осведомленность людей, влияющих на формулирование права.

Правовой источник в формальном (правовом) смысле — это способ закрепления существующих правовых норм. Вы также можете говорить об источниках права в историческом и политическом плане: в историческом плане он представляет собой различные памятники права (Законы Ману), а в политическом плане мы понимаем источник права как государство.

Состав и система правовых источников, существующих в данной стране, определяют исторические характеристики и принадлежность правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т. д.). Таким образом, в англосаксонской правовой системе, в отличие, например, от романо-германской, правовые прецеденты (судебные или административные) имеют важное значение. Доказательство древних обычаев, существующих в этом районе, часто требуется при разрешении юридических споров в английских судах. В религиозно-правовых семьях теологические доктрины могут иметь юридическое значение.

Теория формально определяет следующие правовые источники:

  • нормативный правовой акт;
  • основной нормативный правовой акт (включая конституцию, религиозные тексты);
  • закон;
  • подзаконный нормативный правовой акт;
  • нормативное соглашение (в том числе международные, межправительственные соглашения);
  • правовой прецедент (судебный или административный прецедент);
  • юридические обычаи;
  • правовая доктрина (включая религиозные догмы);
  • принцип права (включая принципы международного права).

Основные черты и признаки права

  1. Нормативность. Право состоит из норм, то есть правил общего характера, адресованных всем людям.
  2. Общеобязательность. Правовые нормы регулируют поведение всех членов общества и являются обязательными для всех людей и организаций.
  3. Формальная уверенность. Правовые нормы изложены письменно и записаны в различных юридических источниках.
  4. Системность. Все правовые нормы логически взаимосвязаны, вытекают друг из друга и образуют единую правовую систему.
  5. Государственная гарантия. Реализация правовых норм обеспечивает принудительную силу государства.
  6. Многократность применения. Правовые нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Роль права в жизни государства и особенности

Право действует как регулятор общественных отношений, защищая права граждан и государства. Именно поэтому существование и функционирование государства невозможно представить без правовой системы, поскольку в противном случае общественные отношения не будут регулироваться должным образом.

Демократические страны, составляющие большинство современных развитых стран, не имеют возможности осуществлять какую-либо деятельность вне системы общеобязательных правил. В задачи права входит регулирование внутренних отношений в государственном механизме и формирование структуры государства.

Форма правления, политический режим той или иной страны также определяются законом. Право определяет компетенцию государственных органов и компетенцию должностных лиц, представляющих государственные органы.

Право определяет, как должен быть организован государственный аппарат, а также общеобязательные права и обязанности граждан отдельного государства. Законодательная деятельность государства осуществляется посредством закона, определяющего необходимость регулирования (правовой характер) определенных отношений.

Таким образом, с помощью законодательной деятельности государства создаются законы, указы и другие рациональные правовые формы. С другой стороны, право регулирует деятельность государства — оно придает ему правовую форму и вводит в рамки требований права.

Это означает, что право закрепляет интересы наций и национальностей, населяющих многонациональное федеративное государство.

Государство через право выполняет как внешние, так и внутренние функции. И во многом успешность выполнения той или иной функции государства зависит от того, насколько полно это юридически прописано. Право выполняет свои функции с двух сторон: со стороны граждан и со стороны государства.

Право влияет на государство в его отношениях с населением, а само государство влияет через правовую систему (в пределах требований закона). И это право, который определяет пределы вмешательства государства в жизнь граждан.

Различные отрасли права с характеристиками

Отрасль права — это элемент правовой системы, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль отличается оригинальностью предмета и способом правового регулирования.

  1. Предметом правового регулирования является совокупность общественных отношений, регулируемых нормами соответствующей отрасли.
  2. Метод правового регулирования — это методы и способы, которыми нормы, составляющие отрасль, влияют на ее предмет.

Все отрасли права по назначению делятся на:

1. Материальные — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения:

  • конституционное;
  • гражданское;
  • уголовное;
  • финансовое;
  • административное;
  • семейное;
  • трудовое.

2. Процессуальные — состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права:

  • уголовно-процессуальное;
  • гражданско-процессуальное право;
  • административно-процессуальное право.

Процессуальное право — это система правил, регулирующих судопроизводство при разрешении споров или установление ответственности за проступки. В России признается пять видов судопроизводства: гражданское, уголовное, административное, арбитражное и конституционное.

По предметному единству отрасли делятся на:

  1. Базовые (также называемые первичными или базовыми) — они не могут включать нормы других отраслей права (конституционного, гражданского, уголовного и т. д.).
  2. Вторичные — сформировалась в разные периоды внутри основных ветвей (семейное, отдельное от гражданского права, уголовно-исполнительное, отдельное от уголовного права).
  3. Комплексные — в юридической литературе с 1940-х гг. выражена идея дополнения правовой системы комплексными отраслями права.

По регулируемым отношениям (по сфере интересов) делятся на:

  1. Публичное право — это совокупность правовых отраслей, которые защищают общие (общественные) интересы на благо всей страны.
  2. Частное право — это совокупность правовых отраслей, обеспечивающих частный интерес отдельного человека, коллектива людей.

Конституция Российской Федерации является отправной точкой для всех отраслей права. В России правовая система охватывает около 30 отраслей.

Правосознание
Как известно, право - регулятор общественных отношений, который действует через сознание и волю людей. Поэтому на первый план выходит такое явление как правовое сознание (правосознание), ибо без осознанных действий индивида нет никакого правового воспитания, правового послушания.
Первый русский митрополит Илларион в "Слове о законе и благодати" отмечал, "что божественный дар разумности получает тот, в ком развились высокие умственные способности" [6, с. 25].
Известный русский правовед, философ И.А. Ильин (1883 - 1954) писал: "Право говорит на языке сознания и обращается к сознательным существам; оно утверждает и отрицает, оно формулирует и требует - для того, чтобы люди знали, что утверждено и что отринуто, и сознавали формулированное требование . Самая сущность, самая природа права в том, что оно творится сознательными существами и для сознательных существ, мыслящими субъектами и для мыслящих субъектов" [8, с. 83 - 84].
Отсюда вытекает главная задача государства - совершенствование правовой культуры личности, что должно осуществляться не только при помощи всей системы эффективного механизма правового регулирования, но и через правовое образования вообще.
Таким образом, приходим к такому важному, что обучение в вузе способствует становлению правовой культуры будущего специалиста через активизацию его учебной (умственной) деятельности.
Однако правовая культура не достигается без осознанных действий самого индивида. Само право предполагает сложную систему деятельности и отношений. В нем, как и во всякой социальной системе выделяются два уровня - уровень практический и уровень сознания, другими словами - правосознание. При этом в системе права сознание играет большую роль, чем в экономике или в политике.
В правосознании зафиксирована наличная система правового регулирования. Другими словами, в нем находится система узаконенных законодательной властью нормативов, куда входят: юридические кодексы и комментарии к ним, постановления и распоряжения правительства, указы и распоряжения президента, а также процессуальные положения и инструкции. Таким правосознанием должны обладать практически все граждане государства для нормального обеспечения жизнедеятельности в стране. Тем более, право включает в себя права, свободы и обязанности гражданина, определяющие правовой статус человека. "К сожалению, простые люди (да и не только они) находятся на довольно низкой ступени правового сознания, " [15, с. 660].
Следовательно, вытекает вывод: необходима плавная трансформация правосознания в обыденное, массовое. Чтобы каждый человек шаг за шагом мог превращаться в свободного правового субъекта, свободно ориентирующегося в своих правах, свободах и обязанностях и умеющего правовыми же средствами их отстаивать и закреплять, решать законным путем конкретные жизненные ситуации, возникающие в процессе обыденной жизнедеятельности каждого индивида в обществе [4].
По мнению профессора В.В. Лазарева [11, с. 30 - 32] правосознание как особая форма общественного сознания представляет с собой совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств индивидов, их объединений или всего общества относительно права и его роли.
Правосознание предполагает:
- осмысление и ощущение права;
- оценку права;
- осознание необходимости создания развитой системы законодательства;
- осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов;
- восприятия процесса и результатов реализации права;
- соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, политическими и т.д.).
Правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда, и вопреки указанным нормам. Все зависит от того, насколько существующая норма одобряется правосознанием и в какой степени полно регулирует она общественные отношения.

Структурно правосознание состоит из:
- правовой психологии;
- правовой идеологии.
Однако та или другая составляющая характеризуются на уровне индивида (индивидуальное правосознание), группы (групповое) или общества в целом (общественное).
Правовая психология - это, прежде всего, область чувств, настроений, эмоций, представлений, иллюзий и отражает преимущественно созерцательный момент познания. Они зависят от жизненных реалий, явлений государственно-правовой жизни.
Правовая идеология - это концептуально оформленные идеи и понятия о необходимости и роли права, о его обеспечении, совершенствовании, методах и формах проведения в жизнь. Она отражает преимущественно результаты абстрактного мышления. Ведущими в правовой идеологии являются следующие идеи:
- неотъемлемых прав и свобод человека;
- закона как акта высшей юридической силы;
- законности;
- охраны прав государством и связанности самого государства правом.

Реализация норм права
Реализация норм права - это перевод правовых (нормативных) предписаний в жизнь, деятельность граждан, их объединений, должностных лиц и органов государственной и муниципальной власти по выполнению адресованных им норм.
Принятием правовых норм дело не завершается, основная цель состоит в проведении их в жизнь, то есть в переводе так называемого "бумажного права" в действующее, реально осязаемое.
Это означает конечный результат реализации права, так как достигается полное соответствие между требованиями норм совершить, или воздержаться от совершения определенных поступков и фактически последовавших действий со стороны норм права.
Кроме этого, в юриспруденции реализация права рассматривается как процесс, который характеризуется с объективной и субъективной стороны.
С объективной стороны она представляет собой совершение определенными средствами, в известной последовательности, в сроки и местах, предусмотренных нормами права, правомерных деяний.
С субъективной стороны реализация права характеризуется отношением субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установками и волей в момент совершения предписываемых действий.
Формы реализации правых норм:
1. Соблюдение. При этом реализуются запрещающие нормы, и суть этой формы состоит в пассивном воздержании от совершения действий, находящихся под запретом.
2. Исполнение. Эта форма требует активных действий, связанных с претворением в жизнь, обязательных предписаний.
3. Использование. Направлено на осуществление правомочий лица. Но лицо может строить свое поведение, как с активной стороны, так и пассивной.
4. Применение права. Это комплексная властная деятельность по реализации норм права. Сочетает в себе одновременно разные поведенческие акты. С одной стороны это обещание награды в случае правильного применения, с другой стороны - угроза физического принуждения или лишения какого либо блага. Как правило, правовые запреты реализуются преимущественно под угрозой наступления неблагоприятных последствий в случае их нарушения (штраф, исправительные работы, дисквалификация и т.д.).

Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:

- право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

- право в нормативной форме должно отражать требования общественной справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;

- право частной собственности является основой всех прав человека;

- право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством[35].

Исторически сложилось несколько научных направлений и школ, сформировавших свои представления о праве. Коротко познакомимся с основными идеями и представителями некоторых из них, определим слабые стороны и достоинства различных концепций.

Естественно-правовая теория свою завершённую форму получила в период буржуазных революций XVII-XVIII вв.

Сторонники этой теории права (Т. Гоббс, Д. Локк, А. Радищев и др.) полагали, что кроме права, которое устанавливает государство, существует естественное право, присущее человеку от рождения. Это - право на жизнь, свободу, равенство, собственность и ряд других. Следовательно, естественное право (сумма естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменяемых прав человека) – это высшее право по отношению к действующему праву (законы, обычаи, прецеденты), это право, воплощающее в себе разум и вечную справедливость. В рамках данной теории разделяются право и закон, т.е. наряду с позитивным правом (законами, принимаемыми государством), существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. Один из идеологов этой теории Э. Кант утверждал, что каждый человек вправе действовать по своему усмотрению. Но его произвол должен совмещаться с произволом другого равноправного с ним индивида.

Положительная черта данной теории заключается в том, что каждый человек должен самоограничивать себя, не допускать нарушения прав других лиц, а в случае нарушения – нести за это ответственность. Недостатком является возможность неограниченного господства сильного человека, подавление им воли и ущемления прав и свобод других, более слабых людей.

Историческая школа права логически завершенную форму получила в конце XVIII – начале XIX в. Представителями данной школы являлись

Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др. Основные идеи исторической школы права состоят в том, что: право представляет собой историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, не сводится к совокупности законов[36], а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно; право идентично с правовыми обычаями, то есть с исторически сложившимися правилами поведения, произрастающими из недр национального духа и глубин народного сознания, влекущими за собой юридические последствия. Законы же производны от обычного права.

Достоинства данной теории: впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учёта в правотворческом процессе; показан объективный характер права, его независимость от произвола законодателя; справедливо отдана дань таким свойствам правовых обычаев, как стабильность и проверенность временем.

К недостатком можно отнести следующее: данная теория отрицала естественные права человека, по сути являлась идеологией феодализма, уже уходящего с исторической сцены; её представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству.

В нормативистской концепции (П.Н. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой, Г. Кельзен и др.) право рассматривается как иерархия норм, в которой каждая верхняя или вышестоящая норма обусловливает существование нижестоящей. Самой верхней нормой является конституция. Далее идут законы и другие нормативные правовые акты. Источником права является государство, которое само есть правовая организация, организованный правопорядок.

Положительными чертами данной концепции являются: выделяется и подчеркивается основное свойство права – его нормативность; отмечается формальная определенность правовых норм, соблюдение которых исключает произвол и беззаконие; чёткая фиксированность государственного принуждения.

Недостаток данной концепции заключается в том, что государство, являясь источником права, само небезупречно. Оно может издавать несправедливые нормы, несоответствующие интересам граждан, использовать устаревшие и т.д.

Социологическая концепция (Дж. Дьюи, Р. Паунд, Д. Фрэнк, Е. Эрлих и др.) возникла во второй половине XIX века, когда в сфере экономики активно развивалось предпринимательство, как свободная и инициативная деятельность людей и стала одним из основных направлений правоведения XX века.

Положительная черта данной концепции состоит в том, что живое, реальное право идёт впереди формального, развивает его, создавая правовые нормы соответствующие жизни.

Недостатками концепции являются: отсутствие или недостаточный учёт юридической нормативной базы, законодательства; опасность некомпетентного решения и даже произвола со стороны лиц, принимающих правовые решения; возможность решения вопросов в пользу сильного и в ущерб слабому.

Психологическая теория основана на психологическом, эмоциональном отношении к имеющему юридическое значение факту, событию.

Один из главных теоретиков этой концепции Л.Н. Петражицкий утверждал, что право – это эмоции, "обязательственно-притязательные переживания", психологическое состояние, вызванное определенным событием, и отношение к нему в этом психологическом состоянии[38].

Достоинство данной концепции состоит в том, что в правовое регулирование включается и общественная психология, психологическое состояние и отношение общества к социально-правовым явлениям, в том числе и преступного характера, которые имеют значение для оценки этих явлений.

Недостаток данной концепции заключается в том, что возможен произвол, самосуды, использование психологии толпы.

Материалистическая (классовая, марксистская)теория. Самыми известными представителями этой являются К. Маркс, Ф. Энгельс,

В.И. Ленин. Они отмечали, что история человеческого общества всегда была историей классовой борьбы, в которой угнетатель и угнетенный находились в резком противостоянии друг другу. Политическая власть есть организованное использование силы одним классом для подавления и подчинения другого класса. Господствующий класс видоизменяет обычаи в свою пользу, приспосабливает их к своим нуждам, а если нужно, то и целенаправленно создает необходимые для достижения своей цели законы[39].

Таким образом, право является возведенной в закон волей господствующего класса, его орудием, применяемым для подавления класса угнетенного.

Достоинство этой теории состоит в том, что право связывается с социальными условиями, с реальными жизненными обстоятельствами, которые и обусловливают его появление.

Недостаток теории выражается в односторонности права, его принадлежности одному классу или слою общества вопреки воле и интересам других классов. Такое понимание права создает основу для социального насилия одной части общества по отношению к другой.

Интегративная теориявключает в себя черты многих других концепций. Она признаёт нормативность права, одновременно допускает создание норм права судьями, когда их прецеденты соответствуют жизни, реальным обстоятельствам. Признаются также природные права человека, например, право на жизнь, на неприкосновенность личности. Одновременно считается, что право имеет общесоциальное значение. Его содержание определяется социально-экономическим и политическим строем, классовым и национальным составом общества, уровнем религиозности населения, другими обстоятельствами.

Достоинство данной теории состоит в том, что она охватывает все основные характеристики права, рассматривает его всесторонне. Недостатком является её эклектизм, некоторая несовместимость черт и свойств права, признаваемых данной концепцией.

Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:

- право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

- право в нормативной форме должно отражать требования общественной справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;

- право частной собственности является основой всех прав человека;

- право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством[35].

Исторически сложилось несколько научных направлений и школ, сформировавших свои представления о праве. Коротко познакомимся с основными идеями и представителями некоторых из них, определим слабые стороны и достоинства различных концепций.

Естественно-правовая теория свою завершённую форму получила в период буржуазных революций XVII-XVIII вв.

Сторонники этой теории права (Т. Гоббс, Д. Локк, А. Радищев и др.) полагали, что кроме права, которое устанавливает государство, существует естественное право, присущее человеку от рождения. Это - право на жизнь, свободу, равенство, собственность и ряд других. Следовательно, естественное право (сумма естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменяемых прав человека) – это высшее право по отношению к действующему праву (законы, обычаи, прецеденты), это право, воплощающее в себе разум и вечную справедливость. В рамках данной теории разделяются право и закон, т.е. наряду с позитивным правом (законами, принимаемыми государством), существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. Один из идеологов этой теории Э. Кант утверждал, что каждый человек вправе действовать по своему усмотрению. Но его произвол должен совмещаться с произволом другого равноправного с ним индивида.

Положительная черта данной теории заключается в том, что каждый человек должен самоограничивать себя, не допускать нарушения прав других лиц, а в случае нарушения – нести за это ответственность. Недостатком является возможность неограниченного господства сильного человека, подавление им воли и ущемления прав и свобод других, более слабых людей.

Историческая школа права логически завершенную форму получила в конце XVIII – начале XIX в. Представителями данной школы являлись

Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др. Основные идеи исторической школы права состоят в том, что: право представляет собой историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, не сводится к совокупности законов[36], а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно; право идентично с правовыми обычаями, то есть с исторически сложившимися правилами поведения, произрастающими из недр национального духа и глубин народного сознания, влекущими за собой юридические последствия. Законы же производны от обычного права.

Достоинства данной теории: впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учёта в правотворческом процессе; показан объективный характер права, его независимость от произвола законодателя; справедливо отдана дань таким свойствам правовых обычаев, как стабильность и проверенность временем.

К недостатком можно отнести следующее: данная теория отрицала естественные права человека, по сути являлась идеологией феодализма, уже уходящего с исторической сцены; её представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству.

В нормативистской концепции (П.Н. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой, Г. Кельзен и др.) право рассматривается как иерархия норм, в которой каждая верхняя или вышестоящая норма обусловливает существование нижестоящей. Самой верхней нормой является конституция. Далее идут законы и другие нормативные правовые акты. Источником права является государство, которое само есть правовая организация, организованный правопорядок.

Положительными чертами данной концепции являются: выделяется и подчеркивается основное свойство права – его нормативность; отмечается формальная определенность правовых норм, соблюдение которых исключает произвол и беззаконие; чёткая фиксированность государственного принуждения.

Недостаток данной концепции заключается в том, что государство, являясь источником права, само небезупречно. Оно может издавать несправедливые нормы, несоответствующие интересам граждан, использовать устаревшие и т.д.

Социологическая концепция (Дж. Дьюи, Р. Паунд, Д. Фрэнк, Е. Эрлих и др.) возникла во второй половине XIX века, когда в сфере экономики активно развивалось предпринимательство, как свободная и инициативная деятельность людей и стала одним из основных направлений правоведения XX века.

Положительная черта данной концепции состоит в том, что живое, реальное право идёт впереди формального, развивает его, создавая правовые нормы соответствующие жизни.

Недостатками концепции являются: отсутствие или недостаточный учёт юридической нормативной базы, законодательства; опасность некомпетентного решения и даже произвола со стороны лиц, принимающих правовые решения; возможность решения вопросов в пользу сильного и в ущерб слабому.

Психологическая теория основана на психологическом, эмоциональном отношении к имеющему юридическое значение факту, событию.

Один из главных теоретиков этой концепции Л.Н. Петражицкий утверждал, что право – это эмоции, "обязательственно-притязательные переживания", психологическое состояние, вызванное определенным событием, и отношение к нему в этом психологическом состоянии[38].

Достоинство данной концепции состоит в том, что в правовое регулирование включается и общественная психология, психологическое состояние и отношение общества к социально-правовым явлениям, в том числе и преступного характера, которые имеют значение для оценки этих явлений.

Недостаток данной концепции заключается в том, что возможен произвол, самосуды, использование психологии толпы.

Материалистическая (классовая, марксистская)теория. Самыми известными представителями этой являются К. Маркс, Ф. Энгельс,

В.И. Ленин. Они отмечали, что история человеческого общества всегда была историей классовой борьбы, в которой угнетатель и угнетенный находились в резком противостоянии друг другу. Политическая власть есть организованное использование силы одним классом для подавления и подчинения другого класса. Господствующий класс видоизменяет обычаи в свою пользу, приспосабливает их к своим нуждам, а если нужно, то и целенаправленно создает необходимые для достижения своей цели законы[39].

Таким образом, право является возведенной в закон волей господствующего класса, его орудием, применяемым для подавления класса угнетенного.

Достоинство этой теории состоит в том, что право связывается с социальными условиями, с реальными жизненными обстоятельствами, которые и обусловливают его появление.

Недостаток теории выражается в односторонности права, его принадлежности одному классу или слою общества вопреки воле и интересам других классов. Такое понимание права создает основу для социального насилия одной части общества по отношению к другой.

Интегративная теориявключает в себя черты многих других концепций. Она признаёт нормативность права, одновременно допускает создание норм права судьями, когда их прецеденты соответствуют жизни, реальным обстоятельствам. Признаются также природные права человека, например, право на жизнь, на неприкосновенность личности. Одновременно считается, что право имеет общесоциальное значение. Его содержание определяется социально-экономическим и политическим строем, классовым и национальным составом общества, уровнем религиозности населения, другими обстоятельствами.

Достоинство данной теории состоит в том, что она охватывает все основные характеристики права, рассматривает его всесторонне. Недостатком является её эклектизм, некоторая несовместимость черт и свойств права, признаваемых данной концепцией.

Читайте также: