Почему я обязана ходить в школу

Обновлено: 02.07.2024

Я окончила 9 класс. Мне 16 лет. После лета собиралась проходить курсы. С начала сентября меня вызвали в школу с родителями. В школе говорят, что обязательно идти или в 10-11 класс или поступать в колледж. говорят что если я не поступлю до 10 числа, школа передаст документы в полицию, к нам будут ездить по делам несовершеннолетних, выпишут штраф. Характеристика у меня хорошая, не пью, не курю, школу не прогуливала, в аттестате 4/5. Что мне делать?

Оксана добрый день,

Для начала позвольте процитировать закон

Если, нет желания обучаться в 10-11 классе или колледже, Вы после 9 класса можете идти работать, при этом проходить обучение в вечерней школе, чтобы получить аттестат и иметь возможность учиться далее.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования Основное общее образование установлено 9 классов. Это образование вы обязаны получить, но как я указывал ранее — так же до достижении 18 лет вы обязаны обучаться далее (или школе или в колледже или в вечерке)

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Согласно вышеуказанного закона:

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;

школа передаст документы в полицию, к нам будут ездить по делам несовершеннолетних, выпишут штраф.

Оксана

Такое тоже может быть, на основании

КоАП РФ Статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних

1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
2. Нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, -

В соответствии с ч. 4 ст. 43 Конституции РФ,

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

В соответствии с внесенными в Порядок изменениями аттестат об основном общем образовании с отличием и приложение к нему выдается выпускникам 9 класса, завершившим обучение по образовательным программам основного общего образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию (далее — ГИА).

Это не так, до достижения 18 лет установлены требования по обязательности получения Среднего общего образования

Извините, коллега, я останусь при своём мнении.

Совершенно правильно говорят.

Ваши родители обязаны обеспечить получение Вами общего образования.

Это конечно Ваше право не хотеть учиться, и Вы при этом никакой ответственности не понесете, но Вам следует знать то, что в таком случае ответственность будут нести Ваши родители до Вашего совершеннолетия.

И 9 классов — основное общее образование, и 11 классов среднее общее образование.

Общее, это основная группа, а основное и среднее это его подгруппы, включенные все в общее образование.

К общему образованию относится согласно положениям другой статьи Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование:

Так вот за невыполнение приведенной мной выше обязанности, родители могут быть привлечены к административной ответственности, приняты необходимые меры со стороны уполномоченных государственных органов, по выполнению этой обязанности родителями и получению Вами полного общего образования.

Вот к примеру разъяснения органов МВД РФ по официальной ссылке:

Административная ответственность может наступить по статье КоАП РФ Статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, из положений которой следует, что:

А потому либо доучиваться в школе, либо в колледж.

то есть, основным общим образованием является обучение с 5 по 9 классы. Если вы не желаете учиться после 9 класса, дальнейшее образование для вас не является обязательным, Извините, коллега, я останусь при своём мнении.

Таубулатов Эмиль

Среднее общее образование по федеральному закону — обязательно.

И здесь не важно мнение, если оно не основано на законодательстве РФ.

Никому не следует вводить клиентов в заблуждение.

Конституция Российской Федерации

Статья 43 часть 4

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.


2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Что такое нормативный правовой акт


Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:

1. Конституция РФ

Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции.

2. Международные договоры

3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)

Извините, остаюсь при своём мнении.

Конституция Российской Федерации
Статья 43 часть 4
Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Таубулатов Эмиль

Да, Конституция закрепляет обязательным основное общее, но по среднему общему она не содержит таких положений, но и не содержит положений о том, что оно необязательно, и это уже давно известно, странно что кто то тем более дающий юридическую консультацию об этом незнает.

Так вот в части среднего общего это и регулируется ФЗ об образовании, он в этой части не противоречит Конституции РФ как раз потому, что она не регулирует вопрос касающийся среднего общего образования и здесь его можно регулировать ФЗ. А потому игнорировать ФЗ об образовании обязательный для исполнения всеми невозможно. Уверен, незнающие в скором времени убедятся в этом.

Не хочу учиться после 9 класса, школа тащит меня в 10 говорит что обязательно нужно работать или поступать, я на подработках не официально угрожают родителям опекой если не вернусь в школу

Обязательно учиться после 9 класса? Учителя говорят что я обязана учится до 18 лет! Угрожают что у мамы будут проблемы

Здравствуйте, дело в том, что я окончила 9 класс, и планирую устроиться на работу. С учетом того, что дальнейшее образование получать не собираюсь, так как не вижу в этом смысла. Обязательно ли поступать после 9?

Не учусь после 9 класса в 10 классе нет смысла так как не здам егэ в 11 классе а в колледж не взяли,не прошел конкурс аттестатов Устроился на работу официантом,спустя месяц мне звонит бывший класс.рук. и говорит что я обязан учится Так ли это

Большинство родителей воспитывают детей так, что они не должны прогуливать школу. Ни при каких обстоятельствах. Даже если они от нее устали, заболели или просто не хотят в нее идти.

Некоторые родители отправляют в школу детей даже в том случае, если они плохо себя чувствуют. Например, если у них болит голова. Или если у них сопли, кашель и температура.

Мы расскажем о том, почему детям иногда нужно разрешать не идти в школу. Рассмотрим преимущества этого подхода. И расскажем, почему он эффективнее, чем заставлять ребенка не пропускать ни одного школьного дня.

Разрешать ребенку не ходить в школу можно, но лишь изредка


Сразу оговоримся, что мы будем рассказывать о том, почему ребенку можно не ходить в школу лишь иногда. Не чаще двух-трех дней в месяц. Максимум - одной недели.

Речь не идет о том, чтобы давать ребенку возможность не ходить в школу по несколько раз в месяц. Подобный подход действительно может пагубно повлиять на чадо. И привести к тому, что он потеряет интерес к учебе.

Почему родители боятся оставлять ребенка дома?

Давайте рассмотрим основные причины, по которым родители не разрешают ребенку даже изредка пропускать занятия. И узнаем, есть ли основания бояться этого на самом деле.

Взрослые боятся, что подросток пропустит новую тему

Вполне возможно, что тинейджер действительно может пропустить важную тему. Однако, не думайте, что если он будет присутствовать на уроке, то сможет ее освоить. Большинство учеников даже находясь на уроке математики, физики или биологии, ничего не понимают. А когда приходят домой, то вынуждены по несколько раз перечитывать параграф учебника. Чтобы попытаться понять мысль, которую до них пытался донести преподаватель.

В домашней обстановке ребенку предстоит самостоятельно ознакомиться с новой темой. Сделать это ему будет намного легче. Поскольку он сможет выучить материал, оставшись наедине с собой. А не в шумном классе.

Взрослые боятся, что ребенок привыкнет прогуливать

Опасения взрослых по поводу оставления ребенка дома заключаются еще и в том, что он, якобы, привыкнет прогуливать. Больше не будет ходить в школу. И будет часто просить родителей оставить его дома.

Это не так. Всем детям нужен отдых. Если на протяжении нескольких дней или недели ребенок просидит дома, то отлично отдохнет от школы. Зарядятся бодростью и энергией. С новыми силами пойдет на учебу. И с легкостью проучится до следующих каникул. Возможно, даже улучшит свою успеваемость.

Родители боятся, что ребенок начнет прогуливать без их спроса


Также, взрослые боятся, что если подросток один раз прогуляет с разрешения родителей, то начнет часто пропускать занятия. При этом, не будет спрашивать об этом родителей. Это не так.

Помните фразу "Запретный плод - сладок"? Она относится и к прогулам. Большинство детей хотят пропускать школу потому, что для них это новое и неизведанное чувство. Запрет на прогулы вызывает еще больший интерес.

Если же родители будут разрешать чаду периодически оставаться дома, то ему больше не будет смысла без разрешения пропускать школу. Он будет понимать, что делать это ему никто не запрещает. Соответственно, его интерес к прогулам угаснет.

Вот увидите, вы сами будете предлагать ребенку остаться дома, а он будет отвечать вам: "Спасибо за предложение, мам, но пока не время. Мы вскоре будем проходить новую тему и писать контрольные. Я останусь дома, когда все пройдет".

Родители боятся, что их могут застыдить

Многие родители не разрешают ребенку пропускать школу потому, что боятся общественного порицания. Что люди обвинят их в плохом воспитании тинейджера. Однако, переживать об этом не стоит.

Поверьте, каждый ребенок по несколько раз в семестр хочет пропустить уроки. Даже отличник. Просто кому-то это делать родители разрешают. А кто-то учится до последнего. Даже когда сил получать новые знания нет. А есть только лишь усталость и перегруженная информацией голова.

К тому же, никто не узнает о том, что вы разрешили ребенку остаться дома без уважительной причины.

Как объяснять учителю, почему ребенок не пришел на уроки?


Большинство классных руководителей просят родителей предупреждать их о том, что ребенка не будет в школе. В этом случае вам нужно позвонить преподавателю и сказать, что чадо пропустит уроки "по семейным обстоятельствам". Это расплывчатая формулировка, которая может обозначать все, что угодно. С помощью нее можно объяснять прогулы по несколько раз в семестр.

Почему ребенку нужно разрешать иногда прогуливать уроки?

Разрешать ребенку иногда прогуливать уроки нужно потому, что:

  1. Ребенок начинает относиться к походу в школу позитивно. Он знает, что в любой момент может попросить у родителей остаться дома. И они разрешат. Следовательно, походы в школу перестают быть рутиной. Становятся веселым времяпрепровождением.
  2. Ребенок сможет набраться сил для того, чтобы с рвением получать новые знания. Писать самостоятельные и контрольные работы.
  3. Ребенок больше не будет сбегать с уроков. Прогуливать занятия вместе со своими друзьями. В этом больше не будет необходимости. Поскольку он сможет не ходить на уроки "легально".
  4. Ребенок не будет выбиваться из сил на учебе. Если он чувствует, что морально устал, то может сделать перерыв. И восстановиться. Чтобы в будущем снова вернуться к учебе.

Чем ребенок должен заниматься, когда он остается дома?


Когда ребенок остается дома, и не идет в школу, у него должны появляться обязанности. Связанные с учебой. Поставьте перед ребенком условие: "Я разрешаю тебе остаться дома. Но ты выполняешь все домашнее задание, которое тебе дали".

Когда ребенок не идет в школу, это время должно стать для него отдыхом. Однако, это не значит, что он должен забыть об учебе. Ребенок должен понимать, что если он остается дома, то все равно должен получать новые знания. Разница лишь в том, что он сидит не на уроках, а за уютным рабочим столом. А также в том, что он может чуть-чуть позднее проснуться.

Предложите ребенку заниматься саморазвитием, пока он сидит дома

Когда ребенок останется дома, предложите ему заняться саморазвитием. Почитать любимые книжки. Порисовать. Пособирать конструктор. И многое другое.

Сделайте так, чтобы дни, проведенные дома, ребенок провел с пользой. Насладился ими. И набрался сил перед школой.

Развлекайте ребенка, пока он сидит дома


Если вы оставите ребенка дома на несколько дней, то в обязательном порядке развлеките его. Сводите в кино, в парк аттракционов, на другие развлечения. Важно, чтобы ребенок развеялся во время импровизированных каникул. И морально отдохнул от школы.

Если ребёнок не проведет время дома весело, то от прогула не будет никакого толку.

Как сделать так, чтобы ребенок не хотел прогуливать школу даже если вы ему разрешаете?

Существует один простой способ сделать так, чтобы ребенок не хотел прогуливать школу. Вам достаточно дать ему много домашнего задания. И нагрузить его обязанностями по дому. Стиркой вещей, готовкой и уборкой.

На следующий день после этого ребенок поймет, что лучше бы ему было пойти в школу. Потому, что даже оставшись дома он не отдыхает, а работает. Причем даже больше, чем делал бы это на занятиях.

Попробуйте воспользоваться этим лайфхаком. Подобные действия покажут, что вы готовы разрешать ребенку иногда не ходить в школу. Но за это ему придется платить. Физическим трудом в плане уборки квартиры. И выполнением большого объема домашнего задания.

Почему не разрешать ребенку прогуливать - нельзя?


Если вы будете запрещать ребенку прогуливать, и он будет ходить в школу каждый день, на протяжении одиннадцати лет, это негативно повлияет на него. Он потеряет интерес к учебе. Из-за моральной усталости перестанет выполнять домашнее задание. И перейдет в некий "режим энергосбережения". Будет делать только те предметы, за невыполнение Д/З по которым он может получить двойку. Или вовсе не будет делать абсолютно ничего.

Кроме того, если ребенок не будет отдыхать, это негативно повлияет на его учебу в университете. Когда он попадет в среду полного отсутствия контроля за прогулами, то начнет пропускать пары.

Хорошо, если делать это он будет редко. Однако, бывают ситуации, когда юноши, которым запрещали прогуливать, входят во вкус. И начинают пропускать пары месяцами. В результате, их исключают из университета.

Чтобы подобного не произошло, разрешайте детям иногда прогуливать школу. Это очень полезно.

Старшее поколение вспоминает свои школьные годы так: на уроках внимательно слушаем учителя, выполняем все задания; на переменах помогаем дежурным учителям удерживать беготню в коридорах; после уроков приводим в порядок класс, поливаем цветы, моем пол; возвращаемся домой, и только после того, как добросовестно сделаем уроки, бежим с чистой совестью на улицу.


Рабочие будни нынешнего школьника: кто слушает учителя, кто нет, можно и пошалить; на переменах бегаем по коридору или на улице, ещё и в магазине побываем; шуршим упаковками с чипсами и шоколадом, можно бросить фантики на пол – кто-нибудь уберёт; помыть доску после урока? – Догони меня учитель! Надо поскорей убежать, чтобы не заметили; в столовой я потребитель, с чего я должен вытереть стол? А дома можно делать всё что угодно, тут никто ничего заставлять делать не будет. Домашка? — Спишу завтра у отличника, сейчас посижу в интернете или гулять пойду.

права и обязанности школьников


Я не училась в советское время, поэтому прошу простить, если не так описала его. Просто фильмы дали мне такие светлые представления о советском образовании и поведении учеников в школе. А про положение дел в наше время я знаю не понаслышке.

Почему же так изменилось поведение школьников?

Я думаю, проблема коренится во многих причинах.

  • Во-первых, изменилось государство и с ним ценности в образовании. Учителя стали обслуживающим персоналом (образование стало услугой, а учитель – по сути обслуга), а про других сотрудников школы (не педагогический состав) я промолчу. Их вообще ни во что не ставят. Учитель должен заинтересовывать любыми способами, во всех проблемах с учениками тоже виноват он – должен уметь справляться с любыми детьми. Главная цель получения образования в школе – не самоцель (получение образования!), а сдача ЕГЭ на хороший балл. А как же развитие личности?
  • Во-вторых, вместе с государством изменились и законы (об образовании, в частности). Об этом поговорим чуть ниже.
  • В-третьих, самая главная причина – отсутствие воспитания . Если ребёнку всё дозволено дома, то в школе он тоже будет чувствовать себя главным и вести себя как захочет.

Причин может быть гораздо больше, я описала основные. Если вы хотите что-то добавить, то напишите в комментарии. Не только на школьных, но и на жизненных примерах многим из нас понятно, что человек начал изучать (и потом качать) свои права, но почему-то совсем забывает про обязанности. А знать он их должен с пелёнок, не то, что уж со школьной скамьи.

Права и обязанности школьников: тогда и сейчас

Права учащихся закреплены в Конституции – это право на образование , причём бесплатное, начиная с садика и заканчивая вузом. Высших образований у нас может быть сколько угодно, но бесплатное – одно. Хотя и здесь есть оговорка – вы имеете право раз в жизни получить профессию (в том числе и высшее образование) во второй раз за счёт государства, если обратитесь в службу занятости. Ещё к правам школьников мы можем отнести право на безопасные условия обучения, на бесплатные учебники и пособия, бесплатное пользование библиотекой и другим инвентарем в школе, на бесплатное питание (при определённых условиях) и дальше по списку прав человека в Конституции РФ.

Перейдём к обязанностям…

Что входило в обязанности учащихся в СССР:

  • систематически и глубоко овладевать знаниями и практическими навыками, развивать свои способности, вырабатывать умение самостоятельно пополнять знания и применять их на практике;
  • участвовать в общественно полезном, производительном труде, самообслуживании, соблюдать правила внутреннего распорядка учебно — воспитательного учреждения (правила для учащихся), быть дисциплинированными и организованными, вести здоровый образ жизни, повышать свой культурный уровень;
  • беречь и укреплять социалистическую собственность, беречь природу и охранять ее богатства, неукоснительно соблюдать советские законы и уважать правила социалистического общежития, нетерпимо относиться к антиобщественным проявлениям;
  • укреплять здоровье, заниматься физической культурой, готовить себя к защите социалистического Отечества.

Пусть много обязательств по отношению к государству, но сколько в то же время требований к самому себе – развивай личность, умения, знания, укрепляй здоровье.

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;
5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Если сравнить, то в принципе и в новом законе сохраняются те же обязанности по развитию своей личности, соблюдению устава школы и т.д. Но исчез один важный пункт – участие в общественно-полезном труде и самообслуживании .

Почему я обращаю такое внимание на этот пункт?

Я описала в самом начале статьи день современного школьника. На просьбу помыть доску после урока отзываются только самые отзывчивые ребята. Остальные, то ли в меру загруженности учебного дня или отсутствия воспитания сразу убегают после урока. Про помощь в конце дня я вообще молчу. В нашей школе уборщица мыла только полы. А остальное? Эту работа остаётся кому? Правильно, учителю. Но у него и так много забот, так еще и убираться в классе надо?

Своей статьей я хочу убедить уважаемых родителей воспитывать в своих детках трудолюбие. Просто убирать за собой после еды, намусорил – убери, позанимался с книгами – сложи на место. Это и вам поможет содержать дом в порядке и школе. Раз в четверть решите на родительском собрании провести в классе генеральную уборку. Помогите классному руководителю организовать это неблагодарное, но нужное для здоровья дело.

что же ребёнок не обязан делать в школе.

Почему я размещаю данный раздел в самом конце статьи? Потому что он рассчитан на совесть. Хотите — делайте, хотите — нет. Вы не обязаны:

Школа даёт нам бесплатное образование, а мы можем помочь ей в благоустройстве, мелком ремонте, покупке нужных вещей. Всё равно детям там учиться, всё делаем только для комфорта наших детишек.
Понравилась статья? Поделись с друзьями через кнопки. Спасибо за внимание!


КТО ХОДИТ В ШКОЛУ ПО УТРАМ
ЧАСТЬ 1

Но летом 1992 года Ельцин выпустил исторический указ, в котором было объявлено, что отныне ЛЮБОЙ РЕБЕНОК (независимо от состояния его здоровья) имеет право учиться дома. Более того ;-), там даже говорилось, что школа должна ДОПЛАЧИВАТЬ родителям таких детей за то, что выделенные государством деньги на обязательное среднее образование они реализуют не с помощью учителей и не в помещении школы, а самостоятельно и у себя дома!

В сентябре того же года я пришла к директору школы, чтобы написать очередное заявление о том, что и в этом году мой ребенок будет учиться дома. Она дала мне прочитать текст этого указа. (Записать его название, номер и дату я тогда не додумалась, а теперь спустя 11 лет уже не помню. Кому интересно ищите в Интернете информацию. Найдете поделитесь: опубликую в рассылке.)

Правда, через некоторое время я забрала документы моих детей из школы, где у них принимали экзамены бесплатно, и с тех пор они сдавали экзамены в другом месте и за деньги -но это уже совсем другая история (про платный экстернат, который организован проще и удобнее, чем бесплатный по крайней мере, так было в 90-е годы).

А в прошлом году я прочитала еще более интересный документ опять-таки, не помню ни названия, ни даты публикации мне показали его в той школе, куда я пришла договариваться об экстернате для моего третьего ребенка. (Представьте ситуацию: я прихожу к завучу и говорю, что хочу записать ребенка в школу. В первый класс. Завуч записывает имя ребенка и спрашивает дату рождения. Выясняется, что ребенку 10 лет ;-). А теперь самое приятное. Завуч реагирует на это СПОКОЙНО. ) Меня спрашивают, за какой класс он хочет сдавать экзамены. Я объясняю, что у нас нет никаких справок об окончании каких-либо классов, поэтому начинать нужно я полагаю с самого первого!

А в ответ мне показывают официальный документ об экстернате, в котором черным по белому написано, что ЛЮБОЙ человек имеет право прийти в ЛЮБОЕ государственное учебное заведение в ЛЮБОМ возрасте и попросить, чтобы у него приняли экзамены за ЛЮБОЙ класс средней школы (не спрашивая никаких документов об окончании предыдущих классов. ). А администрация этой школы ОБЯЗАНА создать комиссию и принять у него все необходимые экзамены.

То есть можно прийти в любую соседнюю школу, скажем, лет в 17 (или раньше, или позже кому как нравится; вместе с моей дочерью, например, получали аттестаты два бородатых дяденьки ну, приспичило им вдруг аттестаты получить) и сразу сдать экзамены за 11-й класс. И получить тот самый аттестат, который всем кажется таким необходимым предметом.

Но это теория. Практика, увы, сложнее ;-(. Однажды я (скорее из любопытства, чем из нужды) зашла в ближайшую к дому школу и попросила аудиенции у директора. Я ей рассказала, что мои дети давно и бесповоротно перестали ходить в школу, а в данный момент я ищу место, где можно быстро и недорого сдать экзамены за 7-й класс. Директору (приятной молодой женщине с вполне прогрессивными взглядами) было очень интересно со мной пообщаться, и я охотно рассказала ей о своих идеях ;-) но в конце разговора она посоветовала мне поискать какую-нибудь другую школу.

Понятно, что меня такие перспективы просто рассмешили ;-). Понятно, что я отказалась. Но директор, тем не менее, сделала для меня именно то, что мне было нужно! (Просто потому, что ей понравился наш разговор.) А именно мне нужно было взять в библиотеке учебники за 7 класс, чтобы не покупать их в магазине. И она тут же позвонила библиотекарю и распорядилась выдать мне (бесплатно, под расписку) все необходимые учебники до конца учебного года!

Вот только желания такого у него почему-то нет ;-). Наоборот. Ему такое предложение кажется бредом. Он не понимает, ЗАЧЕМ нормальному человеку ходить в школу.

Я думаю, что большинству детей это покажется слишком простой задачей ;-). И они предпочтут читать не по 15, а по 50 страниц в день, чтобы покончить с этим учебником не за 10 дней, а за 3! (А некоторым даже проще сделать это ЗА ОДИН день!)

Конечно, не все учебники читаются легко, и не всегда этого достаточно. Есть еще математика, где нужно решать задачи, и русский язык, где нужно писать, а потом еще физика и химия Но оптимальные способы изучения более сложных предметов находятся в процессе учебы. Стоит только начать А если даже что-то не будет получаться можно найти репетитора по самому сложному предмету, по двум, по трем Только перед этим было бы очень желательно дать ребенку возможность поучиться самостоятельно тогда он, по крайней мере, начнет понимать, что именно у него не получается.

Обычно мои дети сами думали, когда и как они будут учиться. С каждым годом я все реже задавала им вопросы по поводу учебы. (Иногда они сами обращались ко мне с вопросами я помогала им, если видела, что моя помощь им действительно нужна. Но не вмешивалась в то, что они могли делать сами.)

А если ему не нужно ходить в школу и двигаться в навязываемом ему темпе, делая попутно сотни ненужных действий тогда можно спокойно (выспавшись, не спеша позавтракав, поболтав в родителями, поиграв с кошкой впишите недостающее ;-) ) открыть этот же учебник в подходящий момент и С ИНТЕРЕСОМ почитать, о чем там написано. И знать, что никто не вызовет тебя к доске ;-) с грозным видом и не обвинит тебя в том, что ты не все запомнил. И не стукнет портфелем по голове. И не выскажет твоим родителям свое мнение о твоих способностях

Ответ однозначный: ДА. Если бы было иначе, они бы просто ходили в школу. Я никогда не лишала их такой возможности, и за прошедшие 12 лет было совершено несколько попыток это делать. Им самим было интересно сравнить хождение в школу и домашнюю свободу. Каждая такая попытка давала им какие-то новые ощущения (не знания! знания они приобретали не в школе!) и помогала им понять что-то важное о себе, о других, о жизни Т.е., несомненно, это был очень полезный опыт. Но каждый раз вывод был один и тот же: дома лучше ;-).

Я думаю, что уже нет смысла перечислять, почему им лучше дома. И так уже все понятно ;-) можно заниматься тем, что тебе интересно, ты сам решаешь, что тебе делать и когда, тебе никто ничего не навязывает, тебе не надо рано вставать и давиться в общественном транспорте И так далее, и тому подобное

Письма читателей и ответы на вопросы.

Другой пример родители, которые рано утром уходят на работу и поздно вечером возвращаются, уставшие и невменяемые. Даже если ребенку очень интересно общаться и с ними, и с их гостями (скажем, в выходные) ему понравится сидеть дома только в том случае, если он вообще не слишком общительный и умеет наслаждаться одиночеством. Если же ему недостаточно общения только в выходные, а хочется общаться каждый день разумеется, именно в школе он сможет удовлетворить эту потребность.

Я совершенно согласна с тем, что мало кому из детей в 7 лет интересно и понятно все, что написано в школьных учебниках для младших классов. (Я, конечно, видела эти учебники и тоже удивлялась тому, как там все сложно и запутанно как будто авторы поставили перед собой цель внушить детям и родителям, что самостоятельно никто в этом не разберется, так что извольте ходить в школу и слушать учителя.) Но я из этого сделала другой вывод ;-) а надо ли 7-летнему ребенку во всем этом разбираться? Пусть лучше занимается тем, что ему интересно, и тем, что у него получается.

Правда, тут есть одна тонкость. Если ребенок до 9-10 лет не только не ходил в школу, но и вообще ничем не занимался (лежал на диване и смотрел телевизор) конечно, пройти всю программу начальной школы быстро и легко он вряд ли сможет. Но если он давно уже научился читать и писать (пусть и не так, как учат в прописях), если он все эти годы занимался какими-то интересными делами (т.е. развивался, а не стоял на месте), то школьная программа не вызовет у него никаких затруднений.

Я иду по другому пути. Я просто пытаюсь донести до их сознания мысль (начиная с раннего детства), что они должны сами делать выбор и сами прилагать усилия для реализации этого выбора. (Это то умение, которого очень не хватает многим детям.) При этом я оставляю за детьми ПРАВО сделать не тот выбор, который я считаю правильным ;-(. Оставляю за ними право на их собственные ошибки.

И детям понятно, что такую работу обычно делают люди, которые получили определенные знания и умеют что-то такое, чему нужно было специально учиться. И у них как-то естественно возникает мысль о том, что надо сначала поучиться, чтобы потом заниматься в жизни тем, что тебе нравится и интересно.

———————————————————

Ксения:

Я поняла, что больше не хочу ходить на работу, когда у меня родился второй ребенок. И вот уже много лет я работаю только дома. Так что дети очень редко оставались дома одни. (Только когда сами захотят чтобы удовлетворить свою потребность в одиночестве, которая есть у каждого человека. Поэтому, когда вся семья куда-то собирается, один из детей вполне может сказать, что ему хочется остаться дома одному и никто не удивится.)

Если же ребенку действительно нужна моя помощь, а я не занята срочной работой конечно, я могу отложить свои дела и помочь.

Наверное, если бы я уходила на работу на весь день, мои дети учились бы как-то иначе. Может быть, они охотнее ходили бы в школу (по крайней мере, в первые годы учебы). А может быть, наоборот им было бы приятно ощущать свою полную самостоятельность и независимость, и они охотно сидели бы дома в одиночестве.

Но такого опыта у меня нет и ;-), думаю, уже не будет. Мне так нравится сидеть дома, что вряд ли когда-нибудь я предпочту другой способ жизни.

В двух словах все эти возможности, о которых Вы пишете, доступны не только тем, кто ходит в школу. Но попробую ответить на все по порядку.

Если ребенка интересует какой-то отдельный предмет, которым невозможно заниматься дома — можно ходить в школу только на эти уроки, а все остальное сдавать экстерном. А если химия и физика ему не интересны — сдать экзамен можно без всяких опытов. Домашнее обучение позволяет не тратить время впустую на то, что ребенку не интересно.

Что касается интересных учителей конечно, такие попадались. Но разве это веская причина для того, чтобы ходить в школу ;-)))? У нас дома, среди гостей, попадались не менее интересные люди, с которыми можно было общаться один на один, а не в толпе, на те же самые темы. А ведь личное общение — это намного интереснее, чем сидение в классе среди толпы учеников.

Вы пишете, что хороший учитель, помимо учебников, использует самые разные материалы. :-) Но ведь любопытный ребенок тоже находит самые разные материалы, если ему интересен этот предмет. Книги, энциклопедии, Интернет — все, что угодно.

Если ребенок попробовал выполнять какую-то работу за деньги, то у него возникает более четкое представление о том, что любые деньги связаны с чьими-то затраченными усилиями. И возникает понимание ответственности, которую ты берешь на себя, взявшись за какую-то работу.

Кроме того, ребенок просто получает полезный жизненный опыт он учится расходовать заработанные деньги оптимальным образом. Это ведь тоже не все умеют делать ;-). А в школе этому не учат.

А теперь обещанное интересное письмо.

— Говорят, что если не учиться в школе, то трудно будет в институте, если, конечно, в оный пойдешь. Ерунда. В институте-то уже (и чем дальше — тем больше) важны не клеточки с края страницы, а способность к самостоятельной работе, которая как раз и достигается (неуклюже как-то звучит, но это правда) опытом самостоятельной работы, каковой у меня был. Мне было значительно легче, чем многим однокурсникам — на сколько бы лет они меня не были старше — пойти по пути научной работы, мне не требовалась опека со стороны руководителя и т.п. Собственно, сейчас я научной работой и занимаюсь, и вполне успешно.

— Все-таки есть вещи, которые могут пригодиться в жизни, но которые ребенку нельзя выучить самостоятельно (понятно, что есть ребята с разными способностями к разным предметам и т.п., но я-то только о своем опыте…). Языки, например. Из своих попыток самостоятельно листать учебники попеременно английского и немецкого в школьные годы я не вынес совершенно ничего. Это потом приходилось наверстывать с большими усилиями — и до сих пор иностранные языки (а мне их в силу специфики деятельности жизненно необходимо знать!) у меня слабое место. Я не говорю, что в школе можно выучить язык — просто все-таки если есть хоть какой-то учитель, то учить язык гораздо проще, а выучить его — по крайней мере, теоретически — реально.

Такие вот итоги опыта.

Ксения:

Ксения:

Читайте также: