Суицидальное поведение несовершеннолетних как социально педагогическая проблема

Обновлено: 04.07.2024

Суицидальное поведение также относится к распространенной патологии поведения подростков. Именно в этом возрастном периоде оно отличается многообразием: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки.

До 13-летнего возраста суицидальные попытки практически не встречаются. Начиная с 14-15 лет эта активность резко возрастает, достигая максимума к 16-19 годам. Эти возрастные границы совпадают с возрастом учащихся, обучающихся в старших классах и учреждениях начального и среднего профессионального образования. В связи с этим психологу необходимо очень внимательно отнестись к малейшим признакам предрасположенности того или иного подростка к суициду.

Для своевременного распознавания склонности к такой патологии и оказания психологической помощи специалист должен знать факторы суицидального риска, определять его степень, уметь оказать экстренную помощь при потенциальном суициде.

Немаловажную роль в работе психолога в этом направлении играет и просветительская работа с педагогами, которых необходимо проинформировать о тех особенностях личности и поведения подростков, которые могут спровоцировать суицидальную попытку.

Распознавание суицидальной опасности

Факторы суицидального риска

Многолетние исследования особенностей различных групп людей, покушающихся на самоубийство, выявили определенные медицинские, биографические и другие характеристики, связанные с суицидальным поведением.

Социально-демографические факторы

· Пол — мужской (уровень суицидов у юношей в три-четыре раза выше, чем у девушек, в то время как у женщин уровень суицидальных попыток примерно в три раза выше).

· Возраст — подростки и молодые люди 14—24 лет.

· Семейная ситуация (непонимание со стороны родителей, безразличное отношение друг к другу и т. п.).

Медико-психологические факторы

1. Психическая патология:

· депрессия, особенно затяжной депрессивный эпизод в не
давнем прошлом;

· зависимость от других психоактивных веществ;

· циклоидная, сенситивная, эпилептоидная, истероидная акцентуации характера.

2. Соматическая патология — тяжелое хроническое прогрессирующее заболевание:

· врожденные и приобретенные уродства;

· потеря физиологических функций (зрения, слуха, способности двигаться, утрата половой функции);

Биографические факторы

· Гомосексуальная ориентация (подростки обоего пола).

· Суицидальные мысли, намерения, попытки в прошлом.

· Суицидальное поведение родственников, близких, друзей,
других значимых лиц (музыкальные кумиры и т. д.).

Следующие вопросы помогут вам точнее определить биографические факторы и их значение: Что случилось тогда? Что удержало тогда от суицидальной попытки? Пытался ли покончить с собой кто-либо из близких, друзей подростка? Есть ли человек, которым он восхищается (является для него примером), жив ли он? Как он умер?

Индикаторы суицидального риска

Это особенности сложившейся ситуации, настроения, когнитивной деятельности и высказываний человека, которые также увеличивают степень риска суицидального поведения.
Ситуационные индикаторы суицидального риска:

· смерть любимого человека;

· расставание с любимой(ым);

· вынужденная социальная изоляция, особенно от друзей или семьи (переезд на новое место жительства);

Для консультанта крайне важно не оценивать события с точки зрения своей системы ценностей, а понять, что это значит для самого подростка.

Поведенческие индикаторы суицидального риска:

· злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;

· эскейп-реакции (уход из дома и т. п.);

· изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;

· предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;

Вопросы: Как изменилось поведение подростка в последнее
время?

Информацию о поведенческих индикаторах можно получить скорее от близких ему людей, мастера производственного обучения, преподавателей и т. п.

Коммуникативные индикаторы суицидального риска:

· разрешающие установки к суицидальному поведению;

· негативная триада, характерная для депрессивных состояний: негативная оценка своей личности, окружающего мира и будущего;

· наличие суицидальных мыслей, намерений, планов; степень суицидального риска прямо связана с тем, имеются ли у человека только редкие неопределенные мысли о самоубийстве или они постоянны, оформилось намерение совершить самоубийство, и появился конкретный план. Чем более обстоятельно разработан суицидальный план, тем выше вероятность его реализации;

· импульсивность как характерологическая черта играет важную роль в суицидальном поведении. Поэтому, когда мы имеем дело с подростком, важно помнить, что отсутствие суицидального плана в настоящее время ничего не говорит о степени суицидального риска;

· существенное значение имеет доступность средств суицида
(фармакологические препараты всегда под рукой или их еще нужно приобрести) и т. п. Подросток чаще использует жестокие средства суицида, такие как прыжки с высоты — в данном случае нет необходимости специально готовиться к суицидальному акту.

Подросток с любыми признаками суицидальной активности должен находиться под постоянным наблюдением взрослых, разумеется, это наблюдение должно быть неназойливым и тактичным. Подростка нельзя предоставлять самому себе.

Эмоциональные индикаторы суицидального риска:

· амбивалентность по отношению к жизни;

· депрессивное настроение: безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, отчаяние;

Вопросы: Как пациент чувствует себя в последнее время? Какое у него теперь настроение? Часто ли его охватывает отчаяние? Когда он в последний раз чувствовал сильную подавленность? Сколько времени это продолжалось?

Средства решения проблем

· позитивный опыт решения проблем.

· поддержка семьи и друзей;

· индивидуальная психотерапевтическая программа.

Определение степени суицидального риска

Оценивая степень суицидального риска в настоящий момент и в перспективе, необходимо анализировать информацию об учащемся с учетом перечисленных выше факторов и индикаторов.

У юноши неполная семья, отец ушел к другой, старший брат уехал в Германию, но связи с семьей не теряет, помогает деньгами матери и брату; престарелая мать (поздний ребенок в семье) больна неизлечимой болезнью. Практически В. предоставлен сам себе, мать не может оказывать на него воспитательного воздействия в силу болезни.

У юноши широкий круг общения, но настоящих друзей нет. Мальчики его недолюбливают, хотя и не показывают это открыто, в основном он общается с девушками, имеет кличку Казанова.

Для удобства можно использовать таблицу 1.

Таблица 1
Определение степени суицидального риска

Читайте также: