Почему возникают пробелы права

Обновлено: 02.07.2024

При выборе и юр. анализе прав. нормы, которая должна быть применена к конкретному случаю иногда обнаруживается пробел. Пробел в праве –это отсутствие правовой нормы при разрешении конкретных жизненных случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права. Ни одно законодательство не в состоянии учесть всё многообразие общ. отношений, которые требуют прав. регулирования. Поэтому в практике правоприменения может оказаться, что определенные обстоятельства, имеющие юр. хар-р, находятся в сфере прав. регулирования. Налицо пробел в праве. Наличие пробелов в праве нежелательно и свидетельствует об определенных недостатках правовой системы. Однако они объективно возможны, а в некоторых случаях и неизбежны. Пробелы в праве возникают по 3 причинам:

1. В силу того, что законодатель не смог охватить формулировками нормативного акта всех жизненных ситуаций, требующих правового регулирования

2.в результате недостатков юр. техники (упущения при подготовке НПА)

3.Вследствие постоянного развития общественных отношений.

Единственным способом устранения пробелов в праве является принятие соответствующим полномочным органом недостающей нормы или группы норм права. Однако быстрое устранение таким способом пробелов не всегда возможно, т.к. связано с процессом нормотворчества. Но органы, применяющие нормы права, не могут отказаться от решения конкретного дела по причине неполноты закон-ва. Во избежание этого в праве существует институт аналогий, означающий сходство жизненных ситуаций и правовых норм. Он предусматривает 2 оперативных метода преодоления, восполнения пробелов – аналогию закона и аналогию права.

Толкование права: понятие, виды значение.

Толкование норм права – это деятельность по выявлению воли законодателя, выраженной в правовой норме.

1) уяснение смысла и содержания правовой нормы лицом, ее применяющим (толкование по способу);

2) принятие актов государственными органами и высказывания отдельных лиц с целью разъяснения содержания правовой нормы;

3) интерпретация, т.е. выяснение соотношения объема толкуемой правовой нормы с объемом (буквальным смыслом) ее текста.

Толкование-разъяснение различается по субъектам:

- официальное легальное (разяснение юридической нормы, даваемое уполномоченным на то органом и являющееся в силу этого обязательным для подчиненных органов и должностных лиц либо в некоторых случаях даже общеобязательным).

- аутентичное (разъяснение, исходящее от органа, который установил данную правовую норму.

2) неофициальное (разъяснение исходящие от тех или иных лиц, не наделенных официальными полномочиями давать обязательные разъяснения правовых норм, не имеет юридической силы.

- доктриальное (от ученых-теоретиков и юристов-практиков)

Официальное толкование может быть нормативным (разъяснение общего характера, имеющее ввиду определенную категорию дел) и казуальным (обязательное разъяснение нормы права применительно к конкретному случаю (казусу), и обязательно только для решения дела, в отношении которого дано).

Толкование-интерпретация необходимо в том случае, если на лицо формальное несовершенство закона, т.е. недостатки в юридическом оформлении мысли законодателя или несоответствие между содержанием закона и логической формой его выражения.

Истолкование нормы права в точном соответствии со смыслом текста статьи закона называется буквальным, или адекватным, толкованием.

Если необходимо истолковать норму несколько уже или шире буквального смысла статьи, то истолкование называется ограничительным или расширенным.

В процессе толкования правовых норм большое значение имеют акты толкования – интерпретационные акты, которые содержат конкретизирующие нормативные предписания, разъясняющие юридические нормы.

В ТГП различаются два вида актов толкования:

- интерпретационные акты правотворчества (нормативные юридические акты, изданные в порядке аутентичного или легального толкования);

- интерпретационные акты правоприменения (специфические правовые акты, содержащие правила применения норм права, сформулированные в результате обобщения опыта их жизнедеятельности.

Способы толкования права.

Способ толкования — совокупность однородных приемов и средств толкования, направленных на установление содержания правовых норм и уяснения выраженной в них воли законодателя в целях практической реализации норм права.

Систематический способ толкования — это уяснение содер­жания и смысла правовой нормы в ее взаимной связи с другие ми нормами с учетом ее места и роли в законном нормативном акте, институте, отрасли, права в целом. Другими словами, что бы уяснить действительное содержание правовой нормы не-| обходимо установить ее логическую связь с другими нормами прежде всего близкими по содержанию с толкуемой и детали*! зирующими ее. При этом обращается внимание на то, в каком! нормативно-правовом акте она сформулирована, какое место| занимает в нем. С помощью систематического толкования определяются сфера действия нормы, круг заинтересованных лиц, структура правовой нормы. Такой способ толкования способ­ствует выявлению коллизий между правовыми нормами.

Историко-политическийспособ толкования предполагает уяснение смысла правовой нормы с учетом той исторической и политической обстановки, в которой она принималась, а так­же цели и задачи, которые преследовал законодатель при ее издании.

Использование историко-политического способа необхо­димо в тех случаях, когда толкованию подвергается норматив­но-правовой акт, действующий в течение длительного време­ни. Таким образом, в ходе исторического толкования выясняется, что норма акта не действует, так как исчезли отношения, которые она регулировала, а также, что данная норма, не отвечает це­лям и задачам правового регулирования на момент толкования.

Логическоетолкование осуществляется с использованием законов и правил формальной логики для уяснения смысла, содержания нормы права, ее соотношения с другими норма­ми, устранения неясностей, которые возникают при грамма­тическом толковании норм права.

Здесь применяются различные логические приемы: логи­ческий анализ понятий, умозаключения степени, преобразо­вание предложения, доведение до абсурда, выводы по анало­гии, аргументы от противного и т. д.

Специально-юридическоетолкование связано с анализом специальных терминов, конструкций, технико-юридических средств и приемов выражения воли законодателя, основано на профессиональных знаниях юридической науки и законодательной техники.

Применение данного способа толкования обусловлено, во-первых, тем, что в области законодательной стилистики существуют особый язык законов, специальные юридические термины и конструкции, смысл которых необходимо уяснить. Например, при толковании норм договора важно выяснить, какой это договор — купли-продажи или дарения. Во-вторых, юридическая наука формулирует новые понятия, термины (траст, акцепт, индемнитет). Чтобы раскрывать их смысл, интерпретатору следует обратиться к различным научным источникам, где дается готовый анализ тех или иных терминов и понятий.

Под телеологическим (целевым)способом толкования имеется в виду уяснение целей издания нормативно-правового акта и с позиций выявленных целей уяснение смысла нормы права, толкование недостаточно ясных, нечетных предписаний нормативно-правового акта. Обычно законодатель в преамбуле или общей части акта указывает цели и задачи его издания. В других же случаях цель выявляется через осмысление общих положений акта путем изучения материалов, отражающих ход подготовки и принятия нормативно-правового акта и т. д.

Результатом юридического толкования права должны быть пол­ная ясность и определенность, однозначность смысла право­вой нормы.

Пробел в праве— это полное или частичное отсутствие правового регулирования той сферы общественных отношений, которая объективно требует регламентации и не может нормально функционировать без обязательных для исполнения юридических норм (рынок, экология, безработица и т.п.)

1. Абсолютный – отсутствует необходимая норма для урегулирования возникшего спора.

2. Частичный – норма регулирует сходные отношения.

1. Первоначальный – возникает в момент принятия нормативного правового акта.

2. Последующий – необходимость в правовом регулировании возникает после принятия нормативного правового акта и в результате появления новых отношений.

1. Неурегулировано одно отношение, когда отсутствует одна норма

2. Отсутствие нормативного правового акта - не урегулирована система однородных отношений.

Причины пробелов в праве:

· относительная "консервативность" права по сравнению с более активной динамикой общественных отношений;

· несовершенство законов и юридической техники;

· бесконечное разнообразие реальной жизни;

· появлением новых отношений, которых не было в момент принятия той или иной нормы.

Имеет значение и то, что, как сказано выше, право опосредует не все взаимоотношения между людьми, а только наиболее принципиальные, но с течением времени одни факты могут выпадать из сферы его действия, другие, напротив, включаться в нее. На гранях соприкосновения правовой и неправовой сфер могут возникать "щели", нестыковки, пробелы.

Пробелы в праве имеют объективную и субъективную природу.

Законодатель может быть не готов к принятию того или иного закона. Законодательный орган раздирают политические страсти, столкновение интересов социальных групп, политических партий. Верхняя палата отклоняет закон, принятый нижней палатой. Общественные отношения обладают такой новизной и степенью сложности, что непонятно, как, с помощью каких правовых средств их надо регулировать. Это объективные факторы. Они ведут, как утверждают некоторые ученые, к появлению так называемых правовых вакуумов.

Существуют действительные и мнимые пробелы в праве.

Действительный пробел - отсутствие нормы права, регулирующей конкретное общественное отношение, в том случае, когда такое отношение входит в сферу правового регулирования. Его следует отличать от мнимого, или кажущегося пробела. Действительный пробел в праве может возникнуть с начала правового регулирования или вследствие развития новых отношений, которые не могли быть предусмотрены законодателем. Пробелы в праве объективно возможны, а в некоторых случаях просто неизбежны. Вместе с тем, действует правило, что если существует пробел, то нельзя на этом основании отказать в официальной правовой оценке поведении лиц, оказавшихся в ситуации, которая находится в сфере правового регулирования.

Мнимым является такой пробел, когда определенный вопрос не регулируется правом, хотя, по мнению того или иного лица, группы лиц, он должен быть урегулирован нормами права. То есть ситуация вообще не находится в правовом пространстве и, следовательно, не подлежит разрешению.

Мнимые (кажущиеся) пробелы вытекают из представлений, когда полагают, что общественное отношение должно быть урегулировано правовой нормой, хотя на самом деле оно вообще находится вне той сферы, которое правом регулируется (любовь, дружба и т.п.). Обычно, такие представления характерны для людей несведущих в праве.

Устранение пробела – путем законотворчества. Согласно действующему законодательству, отсутствие в законодательстве конкретного предписания для урегулирования возникшего спора не является для правоприменителя основанием для отказа в разрешении дела. Отказ от решения дела по существу в виду неясности, неполноты или противоречивости законодательства рассматривается как отказ в правосудии. Ч.3 ст.11 ГПК РФ определяет, что в случае отсутствия закона, регулирующего сходные отношения, суд применяет закон, регулирующий сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такого закона исходит из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права).

Способы преодоления пробелов:

1.Аналогия закона - правоприменительное решение принимается на основе конкретной нормы конкретного закс на, регулирующего сходные отношения.

2. Аналогия права - правоприменительное решение принимается на основе принципов права, духа законодательства. При отсутствии необходимой нормы дело можно решить, исходя из принципов справедливости и гуманизма. В этом случае будет не только преодолен пробел в праве, но и создан, судебный прецедент.

Аналогия в уголовном праве запрещена.

3.Субсидиарное применение права - правоприменительное решение принимается на основе нормы другой отрасли права. Так для решения имущественных вопросов в семейном праве можно использовать нормы гражданского права.

Таким образом, существует несколько видов пробелов в праве и способов их преодоления. Способ же восполнения пробелов только один - правотворчество


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел.

Понятие

Социальные отношения в мире с каждым годом усложняются. Государство издает все увеличивающееся количество нормативных актов, призванных регулировать эти отношения. Однако далеко не всегда удается охватить те или иные сферы жизни, и тогда возникает пробел в праве.

Пробел в праве — это отсутствие в праве нормы, при помощи которой необходимо решать конкретные жизненные ситуации, требующие правового регулирования.

Причины появления пробелов

Они могут быть объективные и субъективные.

Объективные, если в момент принятия соответствующих норм права не существовало тех отношений, которые впоследствии заявили о себе в качестве нуждающихся в правовом регулировании.

Примеры. УК РСФСР 1960 г. не устанавливал ответственность за угон воздушного судна, так как Советское государство в то время не знало такого вида преступлений. То же самое можно сказать о компьютерной преступности, которая появилась позже УК 1960 г.

Субъективные причины. Законодатель по каким-либо причинам сделал неверную оценку существующих общественных отношений и в силу этого что-то недосмотрел, упустил, неточно выразился, создал противоречие между нормами и т. д.

Они могут существовать:

В силу указанных выше экономических, поли тических или идеологических факторов законодатель намеренно не подвергает правовому регулированию соответствующие общественные отношения.

При этом законодатель:

  • либо сознательно оставляет вопрос открытым с целью предоставить его решение течению времени,
  • либо отдает его решение на усмотрение практических органов.

Пробел и ошибка в праве

В некотором отношении пробелы в праве и ошибки в праве совпадают. Так, и в том и в другом случае законодатель может ошибочно:

  • считать какие-либо отношения не подлежащими юридическому воздействию;
  • полагать возможным обойтись конкретизацией права в ходе его применения и передать решение вопроса на усмотрение правоприменителя.

При ошибке в праве законодатель, кроме того:

  • издает норму, в которой нет необходимости;
  • решает вопрос не так, как следовало бы решить в установленной норме.

Совпадения и различия между пробелом в праве и ошибкой в праве показано ниже.

Пробел в праве

Ошибка в праве

Нормотворческий орган ошибочно считает какие-либо отношения не подлежащими юридическому воздействию

Нормотворческий орган ошибочно полагает возможным обойтись конкретизацией права в ходе его применения

Нормотворческий орган ошибочно передает решение вопроса на усмотрение правоприменителя

Нормотворческий орган издает норму, в которой нет необходимости

Нормотворческий орган решает вопрос не так, как следовало бы решить в установленной норме

Виды пробелов в праве

Пробелы могут быть различными. Прежде всего, выделяют пробелы по времени выявления: первичные (первоначальные), проявившиеся в период опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, как правило, это результат упущения правотворческих органов. Вторичные (последующие), появившиеся после издания нормативных правовых актов в процессе правоприменения и развития общественных отношений.

Исходя из структуры нормы права, выделяют пробел в гипотезе, пробел в диспозиции и пробел в санкции.

По соответствующим источникам права:

  • пробел в позитивном праве — когда нет ни одного источника нрава: ни закона, ни подзаконного акта, ни обычая, ни прецедента, в которых бы присутствовала норма права, при помощи которой необходимо решать конкретную жизненную ситуацию, требующую правового регулирования;
  • пробел в нормативных актах — отсутствие норм права в законах и подзаконных актов;
  • пробел в законе — отсутствие норм права в данном законе. Подобно этому можно говорить о пробелах в иных нормативных актах, обычаях, прецедентах.

Отсутствие или неполнота нормы в данном акте есть и его пробел, и пробел права в целом.

По степени неурегулированности пробел существует в виде:

  • полного отсутствия норм по регулированию конкретной жизненной ситуации;
  • недостаточного регулирования имеющимися нормами.

Так, ст. 59 Конституции РФ устанавливает право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а также в иных установленных федеральным законом случаях. Долгое время данная конституционная норма не работала, поскольку не было специального федерального закона.

По времени появления имеются первоначальные и последующие пробелы в праве:

  • первоначальные (первичные) возникают в момент издания нормативных актов;
  • последующие (вторичные) возникают после их издания в процессе развития общественных отношений.

По степени вины законодателя пробелы могут быть:

  • непростительные — если необходимость в правовом регулировании существовала в момент подготовки и прохождения законопроекта, а законодатель по какой-либо причине ее не заметил;
  • простительные — законодатель не мог по каким-то причинам увидеть и предвидеть потребность в правовом регулировании.

Пробелы могут быть классифицированы по отраслевой принадлежности (в конституционном, гражданском, иных отраслях права), по виду нормативного акта и др.

Способы устранения, восполнения и преодоления пробелов в праве

В принципе пробелы в праве, как и случаи полной правовой неурегулированности, должны устраняться законодателем по мере их обнаружения. Однако в силу системности права, тесного взаимодействия элементов системы права пробел в праве можно преодолеть еще в процессе реализации права, а именно в процессе правоприменения.

В юриспруденции выделяют три способа преодоления (устранения) пробелов:

  • аналогия закона;
  • субсидиарное применение права;
  • аналогия права.

Аналогия закона — это способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе конкретной нормы конкретного закона, регулирующего сходные с рассматриваемыми отношения.

Аналогия закона предполагает соблюдение ряда условий:

  • наличие обшей правовой урегулированности данного случая;
  • отсутствие адекватной юридической нормы;
  • существование аналогичной нормы, т. е. нормы, в гипотезе которой указаны обстоятельства, аналогичные тем, с которыми столкнулся правоприменитель. Сходство юридических фактов как раз и позволяет задействовать диспозицию аналогичной нормы.

Субсидиарное применение права — это способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе нормы из другой отрасли права.

Это та же аналогия закона, но закона, относящегося к другой, родственной отрасли. Такое возможно, например, между нормами гражданского и семейного права.

Аналогия права — это способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе общего смысла и духа законодательства.

Аналогия права представляет собой менее точный прием решения юридического дела по аналогии и предполагает соблюдение следующих условий: наличие общей правовой урегулированности данного случая; отсутствие адекватной юридической нормы; отсутствие аналогичной нормы.

На практике это означает использование принципов — общих, межотраслевых, отраслевых институтов, которые закреплены в праве и так или иначе отражают закономерности предмета и механизма правового регулирования.

Применение аналогии права при наличии аналогичной нормы, как и применение аналогичной нормы при наличии адекватной, является ошибкой правоприменителя.

В уголовном и административном праве аналогия не допускается в принципе. Здесь действует правовая аксиома: нет преступления и нет проступка, как нет наказания и нет взыскания, если нет закона.

Богатство и многообразие жизни в сравнении с юридическими нормами подразумевает массу нестандартных ситуаций, требующих правового урегулирования, которые не могут быть заранее предусмотрены даже самыми совершенными законодательствами. Исходя из этого не одно мировое государство не может похвастаться беспробельным, идеальным правом, адекватно отражающим действительность. Пробелы и коллизии в праве существуют в законодательстве всех без исключения мировых государств. Наличие пробелов в законодательстве является нежелательным, однако следует признать их возможность и даже неизбежность.

Понятие права и законодательства не дождественны, однако в этом случае в целях небольшого упрощения следует рассматривать их в качестве взаимозаменяемых.

Пробел в праве – это отсутствие необходимой для разрешения возникшей ситуации нормы.

В научной литературе выделяется два вида правовых пробелов:

  • первоначальные – когда речь идет о недосмотре со стороны законодателя;
  • последующие – обнаруженные в процессе урегулирования и применения права в результате появления ранее неизвестных отношений.

Наличие пробелов в праве говорит о том, что присутствует неурегулированность, неопределенность, которые могут приводить к своеволию со стороны чиновников. Также следует обратить внимание на существование реальных и мнимых пробелов в праве. Под мнимыми пробелами понимаются ситуации, когда высказываются суждения о якобы наличии пробела в праве, хотя ситуация находится вне правового пространства, и, следовательно, не подлежит разрешению в этой плоскости.

К основным причинам, вызывающим пробелы в праве относятся: относительная консервативность права в сравнении с динамически развивающимися общественными отношениями; несовершенство законодательств и юридических техник; бесконечное жизненное разнообразие; появление принципиально новых видов отношений в обществе, отсутствующих на момент внедрения тех или иных правовых норм.

Институт правовой аналогии

В качестве первого и самого естественного шага к полному устранению пробелов выступает принятие новых правовых норм. Однако это далеко не самый короткий путь, поскольку законодатели не в состоянии на постоянной основе заделывать образовывающиеся дыры в пожарном порядке. Процесс происходит постепенно. В первую очередь устраняются наиболее важные и существенные правовые пробелы. А поскольку возникновение пробелов – процесс постоянный, то существует необходимость оперативного реагирования на их возникновение и заполнение. Для таких целей функционирует институт правовой аналогии.

Аналогия (от греч. Analogia – соответствие, подобие, сходство) в этом случае подразумевает сходство между правовыми нормами и отношениями, которые они регулируют. В задачу аналогии входит разрешение законодательно непредусмотренных ситуаций исходя и законодательного разрешения подобных ситуаций. Законодатели занимаются устранением пробелов, а правоприменители – восполняют и преодолевают их. Аналогия основывается на предположении о том, что схожие между собой по своим основным признакам и чертам отношения подлежат одинаковому разрешению. То есть существуют сходные отношения – аналогия, а значит вопросы, их качающиеся, должны регулироваться одинаково. При этом, рассматриваемый случай в обязательном порядке должен входить в круг отношений, подлежащих правовому регулированию, то – есть находится в рамках юридического поля.

К отношениям в сфере морали правовая аналогия не применяется.

Выделяют два вида правовых аналогий:

  • аналогия закона – подразумевающая поиск и применение сходности с другими законами и нормативными актами;
  • аналогия права – подразумевающая даже в случае не обнаружения сходных норм разрешение дел исходя из соответствия общему духу, смыслу и принципам действующих норм права. (Такая ситуация подразумевает особую роль правосознания, юридической культуры и профессионализма судей).

Институт правовой аналогии закреплен положениями Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, а именно статьей 1.

Научная литература выделяет еще и субсидиарная (дополнительная) аналогия, суть которой заключается в применении в процессе рассмотрения дел судом сходной нормы из другой отрасли права.

Коллизия законов: понятие и классификация

Противоположной к правовому пробелу является ситуация, когда при применении права обнаруживается несколько юридических норм, которые противоречат друг другу. Такие случаи называются коллизионными и фиксируют наличие коллизии закона.

Коллизия законов – это ситуация, при которой содержание нескольких нормативно-правовых актов, касающихся одного и того же вопроса, содержат столкновение и/или расхождение.

Суть разрешения коллизии состоит в том, что судом выбирается одна из противоречащих норм. На практике в случае обнаружения коллизии должностное лицо или соответствующий орган должны руководствоваться такими правилами:

  • в случаях, когда противоречащие акты изданы одним органом и касаются одного и того же вопроса, следует применять нормы акта, изданного позже;
  • в случаях, когда противоречащие акты изданы разными органами – применяется акт, имеющий более высокую юридическую силу;
  • в случаях расхождения одноуровневых общих и специальных актов, так называемой горизонтальной коллизии, применяются специальные акты; в случаях с равноуровневыми актами (вертикальной коллизии) – общие;
  • в случаях коллизий между национальными нормами и общепризнанными международными нормами следует применять международные нормы.

Существует множество различных классификаций правовых коллизий, но наиболее распространенным является следующее обобщение:

  • коллизия между положениями международных договоров РФ и национальными правовыми нормами;
  • коллизия между федеральными законами и нормативными актами субъекта РФ;
  • коллизия между актами с разной юридической силой;
  • коллизия между положениями кодифицированных актов с установленным приоритетом в отношении норм;
  • коллизия между положениями, содержащимися в общих и специальных нормах;
  • коллизия между положениями одноуровневых актов, принятых в разное время;
  • коллизия между нормами, содержащимися в частном и публичном праве;
  • коллизия между нормами, находящимися в различных отраслях права;
  • коллизия между положениями, содержащимися в подзаконных актах, изданных организациями, не находящимися в подчинении друг друга;
  • коллизия между принципами общеправового характера и нормами, которые закрепляют иные принципы права или права и обязанности;
  • коллизия между положениями одного и того же нормативно-правового акта.

Институт юридических коллизий является предметом изучения в правоведении и частью института международного частного права.

Пробел в праве – отсутствие или неполнота правовых норм, необходимых для регулирования общественных отношений. Признаки: 1)общественные отношения находятся в сфере правового регулирования, т.е. оно должно быть урегулировано нормами права; 2)отсутствие нормы права, необходимой для регулирования этого отношения. Причины: 1)объективные (отставание права от развития общественных отношений; введение в действие НПА предусматривающих необходимость принятия других НПА); 2)субъективные (недостатки юр. техники; недостаточный уровень правосознания правовой культуры участников правотворческой деятельности). Виды:1)по причинам образования (пробелы возникшие по объективным причинам; пробелы возникшие по субъективным причинам); 2)по времени образования (первоначальные; последующие); 3)по объёму (полные; частичные). Способы устранения и преодоления:устранить пробел в праве можно в ходе правотворческой деятельности, путём принятия правовых норм. Преодоление права осуществляется путём применения права по аналогии (аналогия права – это решение конкретного дела на основе общих начал и смысла законодательства; аналогия о законах – это разрешение конкретного дела на основе нормы права, регулирующие сходные общественные отношения).

Коллизии в праве: понятие, причины, виды, способы разрешения.

Коллизия в праве – это противоречия между нормами права, регулирующими одно и тоже общественное отношение. Причины:1)объективные (введение в действие нового НПА и одновременное действие ранее принятых актов. 2)субъективные (недостаток юр.техники, правосознания и правовой культуры участников правотворческой деятельности). Виды:1.Между положениями вступившего в силу для Российской Федерации международного договора и национального права. 2. Между нормами федеральных законов и актов субъектов РФ. 3. Между нормами, содержащимися в актах различной юридической силы. 4. Между нормами кодифицированных актов, в отношении которых установлен приоритет их норм. 5. Между общими и специальными нормами. 6. Между ранее действующей нормой и нормой, принятой позднее, которые содержатся в актах одного уровня. 7. Между нормами частного и публичного права. 8. Между нормами различных отраслей права. 9. Между нормами подзаконных актов организаций, не находящихся в подчинении друг у друга. 10. Между общеправовыми принципами и нормами права, закрепляющими иные принципы права, либо представительно – обязывающими нормами. 11. Между нормами права, закрепляющими иные принципы права, и представительно - обязывающими нормами. 12. Между положениями одного акта. Способы разрешения:1. толкование; 2. принятие нового акта; 3. отмена старого; 4. внесение изменений или уточнений в действующие; 5. судебное, административное, арбитражное и третейское разбирательство; 6. систематизация законодательства, гармонизация юридических норм; 7. переговорный процесс, создание согласительных комиссий; 8. конституционное правосудие; 9. оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики; 10. международные процедуры.

Толкование норм права: понятие, способы, виды.

Толкование норм права – это деятельность, направленная на установление смыслового содержания правовых норм. Способы:1.граматический (основан на использование гос. языка). 2.логический (основан на использовании законов и правил формальной логики) 3.систематический (основан на установлении связи, толкуемой нормой права с другими нормами права). 4.историко-политический (основан на анализе исторических условий принятия норм права). 5.телеологический (основан на выявлении целей принятий норм права. 6.специально-юридический (основан на использовании спец. юр. знаний). Виды:1)по объёму: буквальные (действительное содержание нормы права полностью совпадает с её словесной формулировкой); распространительная (действительное содержание шире); ограничительные (словесная формулировка шире). 2)по субъекту: официальные (нормативные; казуальные); неофициальные (обыденные; профессиональные; научные).

Акты толкования: понятие, признаки, виды.

Акт толкования – это официальный письменный документ, принятый уполномоченным субъектом в ходе интерпретационной деятельности и содержащий официальные разъяснения норм права и порядка их применения. Признаки:1)представляет собой официальный письменный документ; 2)принимается уполномоченным субъектом; 3)имеет установленную форму и реквизиты; 4)принимается в ходе интерпретационной деятельности; 5)принимается на основе норм права; 6)принимается в порядке, предусмотренным нормами права; 7)содержит официальные разъяснения норм права и порядка их применения; Виды:1.по субъекту толкования (акты аутентичного толкования; акты легального толкования); 2.по отраслевой принадлежности, толкуемой нормами права; 3.по структурным элементам, толкуемой нормы права (акты толкования гипотез; диспозиций; санкций); 4.по объёму толкования (акты буквального характера; распространительного; ограничительного); 5.по территории действия (акты, действующие на всей территории государства; на части территории государства); 6.по сроку действия (акты, не имеющие срока действия; имеющие срок); 7.по юридической силе толкуемых норм права (акты толкования законодательных норм; подзаконных норм).

Правомерное поведение: понятие, признаки, виды.

Правомерное поведение – это соответствующее нормам права социально-значимое поведение, обеспечиваемое государством. Признаки:1)социальная значимость (правомерное поведение полезно). 2)соответствие праву (это поведение в сфере правового регулирования, которое соответствует нормам прав). 3)осознанность и добровольность. 4)обеспечено государством (правомерное поведение обеспечено возможностью применения государством принуждения за неправомерное поведение, а так же применения мер поощрения за правомерное поведение). Виды:в зависимости от мотивов (социально-активные; привычный; комформизный; маргинальный); от внешнего выражения (поведение в форме действия; бездействия); от реализации прав или обязанностей (возможное; должное); по степени соц. значимости (обязательные; желательные; допустимые); по формам реализации права (поведение в форме использования; исполнения; соблюдения; применения); по правовым последствиям (поведения, влекущие возникновение правоотношения; изменение; прекращение); по субъектам (поведения индивидуальных субъектов; коллективных); по сферам общественной жизни (поведение в политической сфере; экономической; соц.-культурной); по сферам действия права (поведения в частноправовой сфере; публично-правовой).

Правонарушение: понятие, признаки, виды.

Правонарушение – это общественновредные, противоправные, виновные деяния, за которые предусмотрена юр. ответственность. Признаки: 1)правонарушение представляет собой деяние, выраженное в форме действия или бездействия. 2)общественная вредность. 3)противоправность. 4)виновность. 5)наказуемость. Виды:1)преступление – общественно-опасное противоправное виновное деяние, запрещённые уголовным законом под угрозой наказания. 2)проступок – общественно-вредное, противоправное, виновное деяние, характеризующиеся меньшей степенью общественной вредности по сравнению с преступлениями (гражданско-правовые; административно-правовые; дисциплинарные).

Состав правонарушения: понятие, элементы.

Состав правонарушения – совокупность элементов правонарушения, необходимых и достаточных для квалификации деяния и привлечения правонарушителя к юр. ответственности. Элементы:1)объект правонарушения (это охраняемые нормами права общественные отношения, которым правонарушением причиняется вред); 2)объективная сторона (это внешнее выражение правонарушения); 3)субъект правоотношения (это деликтоспособное лицо, совершившее правонарушение); 4)субъективная сторона правоотношения (представляет собой юр. конструкция, состоящую из взаимосвязанных элементов).

Читайте также: