Почему в начале 20 века так остро встала проблема обеспечения безопасности дорожного движения

Обновлено: 25.05.2024

Обеспечение безопасности дорожного движения признано одной из острых социально-экономических и демографических проблем , представляющих угрозу национальной безопасности страны. Основным Законом нашей страны определяется, что в ведении Российской Федерации находится безопасность, а в совместном ведении РФ и ее субъектов - обеспечение общественной безопасности. При этом Президент Российской Федерации является гарантом по защите безопасности государства, а Правительство Российской Федерации должно осуществлять меры по обеспечению государственной безопасности РФ.
--------------------------------
Войтенков Е.А. Актуальные проблемы в сфере безопасности дорожного движения и возможные организационно-правовые пути их решения // Юридический мир. 2010. N 8. С. 52 - 55.

Отметим, что под национальной безопасностью понимается такое состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства .
--------------------------------
Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Российская газета. N 88. 2009. 19 мая.

В свою очередь, система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации представляет собой совокупность субъектов, сил, органов и средств национальной безопасности, обеспечивающих на основе действующего законодательства и в рамках единой государственной политики Российской Федерации устойчивое развитие, реализацию и защиту национальных интересов .
--------------------------------
Кардашова И.Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Дис. . д-ра юрид. наук. М.: ВНИИ МВД России, 2007.

Стоит подчеркнуть, что безопасность дорожного движения традиционно исследуется учеными как разновидность общественной безопасности, специфическое состояние упорядоченных в результате нормотворчества и правореализации общественных отношений с целью исключения реальных и потенциальных угроз для участников дорожного движения, степень и качество их защищенности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий при осуществлении общественно необходимого перемещения людей, предметов их труда .
--------------------------------
Майоров В.И. К вопросу о безопасности в сфере дорожного движения // Транспортное право. 2009. N 4. С. 38 - 42.

Напомним, что дорожное движение рассматривается как совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог . Вместе с тем безопасность дорожного движения определяется как состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий .
--------------------------------
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (в ред. от 28.03.2012) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 47. Ст. 4531.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ (в ред. от 19.07.2011) "О безопасности дорожного движения" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) // Российская газета. N 245. 1995. 26 декабря.

В целях качественного улучшения ситуации в сфере безопасности дорожного движения в 2006 г. были приняты Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" , Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. , а также Транспортная стратегия России до 2030 г. , которые, так или иначе, затрагивают вопросы безопасности дорожного движения .
--------------------------------
Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 100 (в ред. от 02.08.2011) "О Федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" // Собрание законодательства РФ. 2006. N 9. Ст. 1020.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (в ред. от 08.08.2009) "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // Собрание законодательства РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р "О Транспортной стратегии Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 50. Ст. 5977; 2008. N 52 (ч. 2) (поправка).
Войтенков Е.А. Актуальные проблемы в сфере безопасности дорожного движения и возможные организационно-правовые пути их решения // Юридический мир. 2010. N 8. С. 52 - 55.

Конституции некоторых зарубежных стран регулируют сферу дорожного движения, что составляет основы развития текущего законодательства и положительно сказывается на безопасности дорожного движения и обеспечении права на жизнь . К сожалению, в России нет конституционных основ данного направления государственной деятельности. Возможно, следовало бы обратиться к опыту конституционного правового регулирования сферы обеспечения безопасности дорожного движения в соответствующих странах.
--------------------------------
Коняев С.А. Конституционное регулирование сферы дорожного движения в зарубежных странах // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 7. С. 62 - 64.

С учетом сказанного можно прийти к выводу о том, что понятие безопасности дорожного движения следует рассматривать шире, связывая его с конституционно-правовой точки зрения с гарантиями конституционного права на жизнь как одну из конституционных гарантий данного права.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

К 2030 году в дорожно-транспортных происшествиях не должно погибать более четырех человек на 100 тысяч населения. Что для этого необходимо сделать еще? Каковы основные проблемы в области безопасности дорожного движения на сегодняшний день? Какие нововведения ожидают водителей и какие задачи стоят перед Госавтоинспекцией? Обо всем этом в интервью "Российской газете" рассказал начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников.

Михаил Черников: наезды на пешеходов, выезды на полосу встречного движения и управление в нетрезвом виде - имеют наиболее тяжкие последствия. Фото: ГУОБДД МВД России

Михаил Черников: наезды на пешеходов, выезды на полосу встречного движения и управление в нетрезвом виде - имеют наиболее тяжкие последствия. Фото: ГУОБДД МВД России

Разговор начали с самой громкой темы последних дней. МВД выступило с инициативой сделать техосмотр добровольным для владельцев легковых автомобилей и мотоциклов. Как это может повлиять на безопас­ность на дорогах? Возможно ли вообще такое решение в свете международных обязательств?

Фото: Сергей Михеев

Вы предложили сделать техосмотр для легковых автомобилей, а также мотоциклов добровольным. Эксперты опасаются, что это обернется ростом аварийности в связи с ростом неисправных машин.

Михаил Черников: Действительно, МВД России подготовило предложения в правительство России по внесению изменений в некоторые нормативные акты, где процедуру прохождения тех­осмотра для личных легковых автомобилей предложено сделать не обязательной, а добровольной. Мы считаем, что ответственные автолюбители заинтересованы в исправности своего автомобиля и потому должны проходить ТО добровольно. Что касается роста аварийности, то оцените сами: за последние десять лет, когда большинство автовладельцев не проходили тех­осмотр, а покупали диагностические карты, катастрофического всплеска аварийности по причине неисправностей автомобилей не произошло. Это подтверждают и данные страховщиков. Российский союз автостраховщиков указывает, что по технической неисправности автомобиля происходит менее 0,1 процента ДТП.

В соответствии с правилами владелец обязан исключить из эксплуатации технически не­ис­правный автомобиль вне зависимости от того, прошел он техосмотр или нет. Согласно правилам водитель должен убедиться в исправности автомобиля перед выездом и обеспечивать его исправность во время эксплуатации. При этом не важно, есть у него действующая диагностическая карта или нет.

А это не противоречит международным актам?

Михаил Черников: Международные обязательства Российской Федерации по допуску к экс­плуатации транспортных средств, предусмотренные Венской Конвенцией о дорожном движении от 1968 года, предписывают обязательное проведение периодических техос­мотров для автобусов и грузовых автомобилей разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонны, а также прицепов к ним. Надо понимать, что сегодня значительная часть водителей оплачивает услугу по проведению техосмотра только для того, чтобы оформить полис ОСАГО, но при этом автомобиль не проходит реальную диагностику. Это многомиллиард­ный рынок.

В то же время проведенный МВД России мониторинг доступности для населения услуг по тех­осмотру транспортных средств показал неготовность действующей системы к реализации новых положений законодательства. В ряде субъектов РФ не выполняются нормативы минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра. При этом тарифная политика регионов при формировании стоимости технического осмотра оказывает негативное влияние на ситуацию с развитием рынка данных услуг. Принимая во внимание негативные факторы, МВД России выступило с инициативой отменить обязательное прохождение тех­ничес­кого осмотра для легковых автомобилей и мотоциклов, принадлежащих физическим лицам.

Также мы предлагаем проработать меры стимулирования автовладельцев к добровольному прохождению процедуры технического осмотра. Такими мерами могли бы стать понижение ставки транспортного налога или снижение стоимости полиса обязательного страхования гражданской ответствен­ности владельцев транспортных средств.

А что будет с техосмотром автомобилей, участвующих в перевозках пассажиров и грузов?

Михаил Черников: Наши инициативы не коснутся автомобилей, участвующих в перевозочной деятельности: автобусов, такси, грузовиков, а также легковых автомобилей предприятий и организаций - для них техосмотр останется обязательным. Более того, действующими правилами предусмотрено участие сотрудников Госавтоинспекции в процедуре техосмотра автобусов. Это важно, потому что зачастую техническая неис­правность становится сопутствующей причиной ДТП при оказании услуг по грузопассажирским перевозкам. Нередко экономические причины преобладают над разумом, над безопасностью, и водители, перевозящие пассажиров или грузы в коммерческих целях, нацелены на то, чтобы сделать больше рейсов, получить больший доход. А на то, что транспортное средство уже давным-давно требует ремонта, внимание обращается в самую последнюю очередь.

Итак, техническое состояние транспорта не главная причина аварийности. А какова главная?

Михаил Черников: Мы не раз говорили, что наиболее тяжкие последствия имеют наезды на пешеходов, выезды на встречную полосу и управление транс­порт­ными средствами в состоянии опьянения.

Фото: Сергей Михеев

Насколько остро сейчас стоит проблема пьянства за рулем?

Михаил Черников: Достаточно сказать, что каждое двенадцатое ДТП произошло по вине водителей, находившихся в состоянии опьянения. Несмотря на снижение количества ДТП с участием водителей с признаками опьянения, число погибших и пострадавших в них людей, тяжесть последствий таких ДТП в два раза выше, чем в авариях с трезвыми водителями, и составляет 14 погибших на 100 пострадавших. Госавтоинспекцией последовательно реализуется комплекс мер, направленных на повышение уровня правосознания участников дорожного движения и профилактику данного вида правонарушений.


По итогам шести месяцев 2021 года в этой работе достигнуты определенные положительные результаты. За указанный период сотрудниками Гос­автоинспекции пресечено свыше 238 тысяч фактов управления транспортными средствами водителями в состоянии опьянения. Из них более 89 тысяч случаев, когда водители отказались от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Сегодня Госавтоинспекция осуществляет активное взаимодействие с общественными организациями, включающее целый комплекс мероприятий. Это и оперативное информирование активистами подразделений ГИБДД о нарушениях общественного порядка, о фактах управления транспортными средствами в состоянии опьянения либо иных грубых нарушениях ПДД, а также других обстоятельствах, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

По итогам шести месяцев 2021 года в субъектах Российской Федерации организовано и проведено свыше 25,4 тысячи профилактических мероприятий, в том числе почти 7,2 тысячи с привлечением СМИ. В ходе этих мероприятий выявлено более 26,8 тысячи водителей, управлявших транспорт­ными средствами в состоянии опьянения.

Одно из широко обсуждаемых нововведений в области контроля за пьяными водителями - так называемые экспресс-тесты. Что это за приборы?

Михаил Черников: В настоящее время в рамках реализации федерального проекта "Безопас­ность дорожного движения" национального проекта "Безо­пасные качественные дороги" прорабатывается вопрос применения индикаторов паров алкоголя, или так называемых экспресс-тестов.

Такие экспресс-тесты станут одним из перспективных способов выявления нетрезвых водителей. В отличие от традиционных алкотестеров они сразу показывают наличие или отсутствие алкоголя в выдохе водителя, но без указания точного коли­чест­ва вещества.

Эти системы получили широкое распространение за рубежом. Они, в частности, активно применяются в Канаде, Великобритании и других странах.

Количество ДТП с нетрезвыми водителями сокращается, но тяжесть последствий в них в два раза выше, чем в авариях с трезвыми, и составляет 14 погибших на 100 пострадавших

Экспресс-тесты могут быть эффективны при проведении массовых проверок водителей на состояние опьянения. Это когда автоинспекторы останавливают одновременно несколько автомобилей и проводят проверку. Экспресс-тест займет пару минут, водителям даже не надо будет выходить из машины. Достаточно приоткрыть окно и следовать указаниям инспектора. Тот, у кого выдох "чистый", сразу сможет продолжить движение и будет избавлен от необходимости проходить полноценную проверку с понятыми, ви­део­фиксацией, оформлением документов. Очевидно, что это гораздо удобнее.

Если же будут выявлены пары алкоголя, водителя направят на освидетельствование, как это делается сейчас. Сегодня, чтобы проверить водителя на трезвость, необходимо сначала отстранить его от управления, для чего оформить протокол, указав признаки опьянения, и только потом предложить пройти освидетельствование на алкогольное опьянение. Все это занимает время, за которое мимо может проехать действительно нетрезвый водитель.

Применение средств индикации позволит минимизировать временные затраты при общении водителей с сотрудниками полиции, исключить их субъективизм, предотвратить конфликтные ситуации.

При этом показания указанных технических средств - это лишь метод первичной диагностики, позволяющий сотрудникам Госавтоинспекции оперативно проверять каждого остановленного в ходе проведения соответствующего профилактического мероприятия водителя, который может отказаться от такой проверки, что не повлечет наступления каких-либо правовых последствий. По сути, показания такого теста - это лишь один из признаков опьянения.

Применение экспресс-тестов будет способствовать профилактике и предупреждению управления транспортными средствами в состоянии опьянения, что, в свою очередь, позволит эффективно исключать из транспортного потока нетрезвых водителей.

Одно время обсуждалась возможность информационного обмена между МВД и минздравом. Планировалось, что минздрав будет оперативно информировать о появлении у того или иного водителя противопоказаний к управлению автомобилем. В какой стадии эта работа сейчас?

Михаил Черников: Сейчас ведется работа по совершенствованию информационного обмена сведениями о выданных медицинских заключениях между МВД России и Минздравом России. В настоящее время отсутствие таких сведений затрудняет выявление граждан, имеющих медицинские ограничения по допуску к управлению транспортными средствами. Но работа идет. И есть надежда, что такой информационный обмен будет налажен.

Довольно остро стоит проблема аварийности с участием такси. Тут и переработки, и отсутствие предрейсового медосвидетельствования. Да и водительские удостоверения таксистов зачастую вызывают вопросы. Что делается для ее решения?

Михаил Черников: Во-первых, мы сейчас прорабатываем вопрос удаленного доступа освидетельствования водителя в части его допуска к управлению - так называемый предрейсовый медицинский осмотр. Телемедицина давно шагнула вперед. Водитель, прежде чем сесть за руль, сможет пройти в режиме удаленного доступа все процедуры: проверку давления, температуры, содержания алкоголя в выдохе. Тогда мы заведомо будем понимать, что этот водитель неуставший, здоровый и его можно выпускать на дорогу.

Также мы планируем соз­дать к концу этого года единую информационную платформу с информацией о водителях такси. Через нее компании и предприятия смогут увидеть, лишен ли прав управления тот или иной водитель такси, сколько раз он привлекался к административной ответственности, нарушая ПДД и так далее. На этом основании уже агрегаторы будут решать, допускать такого водителя к перевозкам пассажиров или нет.

В этом году началась реализация доработанного федерального проекта "Безопасность дорожного движения" в рамках нацпроекта "Безо­пасные качественные дороги". В чем его основные отличия?

Михаил Черников: Федеральный проект "Безопасность дорожного движения" включает комп­лекс мероприятий, направленных на снижение смерт­ности населения в ДТП. В результате на дорогах в 2020 году общее количество происшествий сократилось на 11,07 процента, число погибших в них людей - на 4,49 процента, раненых - на 12,75 процента. Удалось сохранить более 900 человеческих жизней.

В соответствии с указом президента заложенный в национальных проектах горизонт планирования сместился с 2024 на 2030 год.

Главный показатель федерального проекта "Безопас­ность дорожного движения" - снижение риска гибели участников дорожного движения в ДТП - сохранен в качестве приоритетного. В 2030 году он должен составлять не более 4 погибших в ДТП на 100 тысяч населения. Но он не в полной мере отражает эффективность проводимых мероприятий, поскольку сильно зависит от демографии в регионах, от миграционных процессов. Поэтому с 2021 года будет применяться также транспортный риск - ­число погибших в дорожно-транспортных происшествиях человек на 10 тысяч транспортных средств.

В рамках федерального проекта подразделения получали новые патрульные автомобили. Как обстоят дела с этим в 2021 году?

Михаил Черников: Как и в прошлые годы, продолжается закупка и поставка в регионы оборудования, необходимого для обеспечения безопасности дорожного движения. По линии МВД России в рамках федерального проекта на эти мероприятия в 2021 году выделено 8,6 миллиарда рублей. Подразделения получат 4,2 тысячи новых патрульных автомобилей, сейчас по будущим конт­рактам проводятся конкурс­ные процедуры. Закупаемые автомобили имеют улучшенные эксплуатационные качества, в том числе повышенную проходимость, что позволяет автоинспекторам работать в разных дорожных условиях. Также в рамках федпроекта планируется закупить новые приборы контроля за состоянием автодорог. В этом году будет приобретено более 900 люксометров - средств измерения освещенности дорожного покрытия, все они скоро поступят в распоряжение инспекторов. Часть мероприятий 2021 года касается вопросов медицины. К примеру, для оперативного оказания помощи пострадавшим в ДТП людям закупаются новые автомобили "скорой помощи". Проходят закупки хроматографов для выявления у водителей в условиях медицинских стационаров и поликлиник состояния опьянения в результате употребления наркотических средств, психотропных или иных веществ.

Спасибо, Михаил Юрьевич, за подробный, информативный рассказ. Поздравляем Вас и ваших коллег с юбилейным 85 годом образования Госавтоинспекции!

Глава российской Госавтоинспекции Михаил Черников — о безопасности дорожного движения

В июле 2021 года российская Госавтоинспекция празднует 85-летний юбилей. Руководитель ГУОБДД МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников рассказал о новых задачах, стоящих перед ведомством, о реформах в области проведения экзаменов на права и техосмотра, о контроле за установкой камер и борьбе с агрессивными водителями.

Глава российской Госавтоинспекции Михаил Черников

Глава российской Госавтоинспекции Михаил Черников

Фото: ГУОБДД МВД России

Глава российской Госавтоинспекции Михаил Черников

Фото: ГУОБДД МВД России

К 2030 году в дорожно-транспортных происшествиях не должно погибать более четырех человек на 100 тыс. населения. Но, поскольку этот показатель сильно зависит от демографических и миграционных процессов, с 2021 года было решено добавить еще один маркер — транспортный риск, или количество погибших в ДТП человек на 10 тыс. транспортных средств. Он, на наш взгляд, добавит объективности картине изменений, происходящих в сфере безопасности дорожного движения.

— В результате реформы экзаменов, стартовавшей с 1 апреля, сдавать на права стало гораздо сложнее, больше граждан отправляется на пересдачу. Хорошо ли это с точки зрения дорожной безопасности?

— Принципиального усложнения при сдаче экзаменов не произошло. Теоретический экзамен остался таким же. Практический экзамен, в общем-то, тоже. Просто раньше он состоял из двух частей — площадки и города, а с апреля это одна процедура. Да, ездить не по тем маршрутам, которые ранее просто заучивались, стало для многих некомфортно. Водитель, окончив автошколу и выехав на незнакомые улицы, теряется в новой для него дорожной ситуации.

Хочу обратиться к опытным водителям: если видите на дороге начинающего автомобилиста, вспомните, что поначалу за рулем вы были точно такими же. Помогите ему, уступите дорогу, дайте возможность проехать. Сейчас мы зачастую видим, что окружающие только агрессивно сигналят новичкам и тем самым лишь дополнительно их нервируют. Хотелось бы, чтобы люди относились добрее и уважительнее друг к другу. Это один из элементов культуры вождения, к повышению которой мы постоянно стремимся.

— Говорить об этом преждевременно. Пока лишь могу сказать, что в настоящее время активно прорабатываются вопросы модернизации механизма формирования билетов и экзаменационных задач.

— Одна из самых интересных тем для автомобилистов — это работа систем автоматической фиксации нарушений. Сколько сегодня камер на территории страны?

— За десять лет работы система автоматической фиксации нарушений развернута на всей территории страны: сейчас на дорогах работает более 23,2 тыс. камер, включая передвижные и стационарные. Комплексы фиксируют не только превышение скорости, но и проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на полосу для движения маршрутных транспортных средств и другие нарушения. За первое полугодие 2021 года с помощью систем фотовидеофиксации было вынесено 62 млн постановлений по делам об административных правонарушениях, что составляет 87% от общего числа штрафов за нарушение ПДД.

— Нередко у автомобилистов вызывают вопросы места установки камер, особенно передвижных, и отсутствие предупреждающих об этом знаков.

Главная идея в том, что специальные технические средства должны устанавливаться с целью повышения безопасности движения, а не обеспечения поступления в бюджет средств от взыскиваемых с их помощью штрафов. Именно поэтому места установки камер в обязательном порядке согласовываются с подразделением Госавтоинспекции на региональном уровне. Кроме того, водителей надо обязательно предупреждать о местах дислокации таких комплексов. Автомобилисты в большинстве своем законопослушные граждане, на них необязательно воздействовать административными мерами. Полагаю, что информация о размещении комплексов фотовидеофиксации должна быть им доступна. Для этого на интернет-сайте Госавтоинспекции уже несколько лет работает и регулярно обновляется сервис с актуальной схемой и координатами размещения комплексов по стране. Данные абсолютно публичны и доступны как для водителей, так и для разработчиков навигационного софта.

Кроме того, сейчас в Государственную думу внесены поправки в КоАП, согласно которым правительство должно будет разработать требования к комплексам, к местам их установки, а также к передаче материалов с них. Несоблюдение этих требований станет основанием для прекращения производства по административному делу, то есть, говоря простыми словами, для отмены штрафа. Мы поддерживаем разработку таких правил.

Однако ничего принципиально нового в осуществлении надзора за дорожным движением на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы (так называемого скрытого надзора) нет.

Такой надзор предусмотрен ныне действующим административным регламентом исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденным приказом МВД России от 23 августа 2017 года №664, а также наставлением по организации деятельности дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции.

В проектируемом порядке определено, что наряд, осуществляющий надзор за дорожным движением на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы, будет только фиксировать нарушения правил дорожного движения. При этом в первую очередь подлежат фиксации факты опасного вождения, выезд на полосу встречного движения, превышение установленной скорости движения, нарушение правил проезда перекрестков, пешеходных переходов, правил пользования телефоном водителем транспортного средства и иные способствующие совершению ДТП нарушения.

В случае же необходимости пресечения и оформления административного правонарушения остановка нарушителя производится нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой.

— А почему наряд ДПС не может остановить машину лихача сам?

— Какие еще принимаются меры по привлечению к ответственности злостных нарушителей?

— Это комплексная система. Во-первых, если водитель часто нарушает и отказывается оплачивать постановления, то в отношении него применяется штраф в двойном размере. Это предусмотрено ст. 20.25 КоАП. Параллельно с этим в целях обеспечения принципа неотвратимости наказания идет активная работа с Федеральной службой судебных приставов — в ее распоряжении большой выбор правовых инструментов для борьбы со злостными неплательщиками, вплоть до запрета их выезда за границу.

— Есть общее ощущение, что грубо нарушать ПДД, снимать это на видео и выкладывать в соцсети стало модным явлением. Как с этой тенденцией бороться?

Сотрудники Госавтоинспекции на постоянной основе осуществляют мониторинг соцсетей. После изучения соответствующих фотовидеоматериалов, указывающих на наличие события административного правонарушения в области дорожного движения, принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в соответствии с положениями ст. 28.7 и 4.5 КоАП.

По окончании административного расследования либо составляется протокол об административном правонарушении, либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

— С функционированием камер плотно связана работа центров автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП). Принято решение о переводе центров на единое программное обеспечение. Для чего это нужно?

— С 2018 года в России обсуждается возможный переход на цифровые водительские документы. Настанут ли времена, когда водителям не надо будет возить с собой права, СТС и ОСАГО?

— В 2020 году информационные системы Госавтоинспекции были серьезно модернизированы: в банках данных теперь хранятся полноценные электронные документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью. Уже работают, в частности, государственный реестр транспортных средств (в нем хранятся записи обо всех регистрационных действиях, из него можно получить выписку на портале госуслуг) и единая автоматизированная система технического осмотра ЕАИСТО, в которой аккумулируются данные об автомобилях, прошедших ТО и получивших диагностическую карту.

В связи с этим нельзя исключать, что в будущем водители смогут не возить с собой традиционные документы, которые можно будет хранить дома, а станут подтверждать регистрацию транспортного средства и права управления только с помощью мобильного приложения. Подлинность будет гарантирована средствами криптографической защиты информации.

Отмечу, что до 2023 года мы планируем ввести в работу единое федеральное решение для административного делопроизводства сотрудников дорожно-патрульной службы на мобильных устройствах. Это значительно сократит время контакта сотрудников с водителями, а сотруднику даст возможность наиболее эффективно выполнять все проверки, избавившись от значительной части бумажной работы.

—Эксперты прогнозируют массовое появление беспилотных транспортных средств. Как вы относитесь к появлению новых участников движения на дорогах?

— К беспилотным автомобилям отношусь осторожно. Я бы пока говорил о высокоавтоматизированных транспортных средствах, в салоне которых находится водитель. Такого типа уже есть самолеты: автоматика выполняет основную часть задач, но пилот все равно присутствует в кабине для подстраховки. Также и с автомобилями. Находясь за рулем такой машины, водитель сможет отдать управление автоматизированной системе, при этом наблюдая и контролируя, как автомобиль ведет себя на дороге. В Москве, Санкт-Петербурге и Казани такие автомобили уже активно тестируются.

Полностью беспилотные автомобили без водителя, наверное, должны двигаться по отдельным дорогам, чтобы возникало как можно меньше рисков возникновения ДТП. Такие транспортные средства также можно использовать на предприятиях, к примеру на полигонах или карьерах, без выезда на дороги общего пользования.

— Довольно остро стоит проблема аварийности с участием такси. Что делается для ее решения?

—К концу года мы планируем создать единую цифровую информационную платформу сведений обо всех водителях такси. Через нее компании и предприятия смогут увидеть, лишен ли прав управления тот или иной водитель такси, сколько раз он привлекался к ответственности за нарушения ПДД и т. д. На этом основании компания будет решать, допускать такого водителя к перевозкам пассажиров или нет.

Еще одна важная тема — введение возможности дистанционного предрейсового медицинского осмотра с помощью телемедицины. Прежде чем сесть за руль, водитель сможет пройти в режиме удаленного доступа все процедуры — проверку давления, температуры, пульс, замер содержания алкоголя в выдохе. Так мы заведомо будем понимать, что водитель выходит на линию неуставший и здоровый и его можно выпускать на дорогу для перевозки пассажиров и грузов. Работнику при этом не надо будет тратить время на поездку в медкабинет, как это требуется сегодня. Данный проект реализуется Минздравом России, мы его всячески поддерживаем.

— Судя по статистике, серьезной проблемой по-прежнему остаются ДТП, в которых страдают или гибнут дети. Почему это происходит?

— В текущем году мы видим, что число погибших детей-пассажиров увеличилось на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И это вызывает у нас серьезное беспокойство. Важно понимать, что это происходит не из-за незнания правил дорожного движения детьми, а из-за нарушения правил водителями, в том числе родителями, перевозящими детей без использования детских удерживающих устройств (автокресел).

Кроме того, в 2021 году мы видим общий рост числа погибших детей в ДТП (не только пассажиров) в 19 регионах, включая Москву, Башкирию, Карелию, Татарстан, Амурскую, Брянскую, Тверскую области. Необходимо как можно быстрее остановить эту негативную динамику. Этот тренд накладывается и на традиционный ежегодный рост аварийности с детьми в связи с наступлением лета: самыми травмоопасными месяцами года являются июль и август.

— Одна из основных угроз для БДД — это водители, использующие за рулем смартфоны: они не только разговаривают, но и сидят в соцсетях прямо во время вождения, что нередко становится причиной ДТП. Что можно сделать, чтобы искоренить это явление на дорогах?

Кроме того, в Москве начато осуществление контроля за данным видом правонарушений с применением технических средств автоматической фиксации. С начала 2021 года по ч. 1 ст. 12.36 КоАП (нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства) в столице России вынесено более 3,4 тыс. постановлений по делам об административных правонарушениях. Не вижу препятствий для дальнейшего распространения такой практики (в случае ее поддержки со стороны руководства субъектов Российской Федерации) в масштабах всей страны.

Дорожное движение — это совокупность движущихся и взаимодействующих между собойтранспортных средств и пешеходов.

Безопасность движения - степень защищенности людей и окружающей среды отвредноговоздействия транспорта.

Городская дорожная сеть содержит большое количество пересечений отдельных дорог имагистралей. Чаще эти пересечения находятся в одном уровне. В этом случае имеет местопересечение потоков транспортных средств и пешеходов, которые называют конфликтующими. Сувеличением интенсивности конфликтующих транспортных и пешеходных потоков повышаетсяопасность возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Большую роль в обеспечении безопасных условий движения играют технические средстварегулирования: дорожные знаки, светофоры, разметка, которые устанавливают очередность,приоритетность и допустимые направления движения транспортных средств.

Для современных условий характерной является высокая мобильность населения городов. Дляперемещения используются как транспортные средства, так и пеший способ.Наиболее сложная дорожная обстановка возникает в районах вокзалов, кинотеатров, магазинов.

Высокий уровень автомобилизации создает существенные проблемы при организациистояночного режима. Значительное количество автомобилей, стоящих на улицах городов, снижаетпропускную способность, создает помехи маршрутному транспорту.

Постоянное увеличение численности автопарка вовлекает в процесс дорожного движениябольшую массу водителей-новичков, имеющих слабые навыки вождения автомобиля, что обостряет проблему обеспечения безопасности дорожного движения.Однако, выполняя большую экономическую и социальную функции, автомобильныйтранспорт является причиной ряда негативных явлений. Ежегодно в дорожно-транспортныхпроисшествиях во всем мире погибает около 300 тыс. человек и около 9 млн. получают ранения.

Велик и ежегодный материальный ущерб от ДТП. Отрицательные последствия автомобилизации:

-Увеличение количества ДТП.

-Ухудшение экологического состояния окружающей среды. В отработавших газах содержатсяканцерогенные компоненты (окислы азота и углерода, альдегиды, свинец, хлор, фосфор и т.д.)

- Отрицательно воздействует на человека и шум, который является причиной более 70% нервныхрасстройств жителей городов, вызывая усталость, раздражительность, бессонницу. В общемшумовом фоне города удельный вес транспортного шума достигает 80%. Уровень шума зависит отинтенсивности дорожного движения и от скорости транспортного потока.

-Загромождение улиц стоящими автомобилями.

Основные причины аварийности на автомобильном транспорте.

- Недостаточная обеспеченность автомобильного транспорта соответствующими по своим

- Недостаточная изоляция транспортных потоков от других участников движения

- Невысокий средний уровень квалификации водителей.

Потребность в быстром и эффективном перемещении пассажиров и грузов является постояннойдвижущей силой, способствующей непрерывному развитию автомобильного транспорта. Кнастоящему времени число транспортных средств (ТС) в мире превысило 500 млн единиц. Уровеньавтомобилизации в начале третьего тысячелетия (число единиц транспортных средств на 1000 жителей)характеризуется следующими статистическими данными: США —780, страны Западной Европы — 350 —510, Россия —220. Ежегодно в России более двух миллионов человек получают право науправление ТС, пополняя армию водителей, составляющую 40 —45 млн человек. Эффективноефункционирование такой сложной системы требует организации соответствующего управления.Систему управления дорожным движением принято называть системой водитель—автомобиль— дорога—среда (ВАДС).

Понятие о дорожном движении и системе "Водитель - автомобиль - дорога - среда"

Особенности и проблемы дорожного движения обусловлены, прежде всего, системой "Водитель -автомобиль - дорога - среда".

Эту систему можно представить в виде взаимосвязанных компонентов "Водитель - автомобиль -дорога", функционирующих в среде движения.

Термин среда движения охватывает пешеходов и погодно-климатические факторы.


Применительно к водителю речь идет о состоянии его здоровья, уровне подготовки, степениутомлённости и т.д. Применительно к автомобилю можно отметить, что на безопасность движениявлияют его геометрические размеры, тяговые и тормозные свойства, освещение, удобство рабочегоместа водителя и т.д.

Применительно к дороге - это такие характеристики, как ширина проезжей части, коэффициентсцепления, ровность покрытия, геометрические параметры и т.д. Безопасность дорожного движениязависит от надёжности входящих в систему ВАДС компонентов. Отказы в системе ВАДС приводят кнарушению её функционирования (заторы в движении, неисправности транспортных средств,повреждения дорог, дорожно-транспортные происшествия).

В структуре системы можно выделить подсистемы АД, ВА. ВД, СВ. СА, СД.

Основным элементом системы ВАДС является подсистема водитель—автомобиль (ВА). Цельфункционирования подсистемы ВА — перемещение из пункта X в пункт Y. Условия движенияформируют конкретные задачи, которые должен решать водитель и которые сводятся кизменению скорости и траектории движения ТС. Особенностью подсистемы ВА является то, что вотличие от машиниста и пилота водитель сам формирует план действий, причем, как показываетстатистика, именно на этой стадии возникает 85. 90 % ошибок, приводящих к ДТП, и безопасностьдорожного движения поэтому значительно ниже, чем на железнодорожном и воздушном видахтранспорта.

Лекция 2

Читайте также: