Почему свобода человека всегда связана с определенными обязанностями

Обновлено: 02.07.2024

Быть свободным – значит быть способным выбирать свой путь, принимать самостоятельные решения. Но свобода это не только преимущество выбора, но и ответственность. Человек не боится самой свободы, стремится к ней, а вот ответственность за свои поступки перед обществом, перед близкими людьми, перед своей совестью вызывает опасения. Вдруг сделаешь неправильный выбор, примешь неверное решение. Где начинается свобода одного человека, заканчивается свобода другого.

Последствия почти любого поступка, действия или бездействия можно предугадать. При жизни человека в обществе они непременно коснуться, кого то, приведут к определенным событиям, вызовут ответную реакцию. Об этом нужно думать, чтобы вместо положительного результата на свои поступки не получить негатив. Может показаться, что это трудная работа обдумывать каждый свой шаг, но у каждого уже есть свой определенный жизненный опыт и в теории опыт других людей. Применяя эти знания, можно просчитать результат того или иного действия. Любой человек, пользуясь своей свободой, совершив необдуманный поступок, может навредить себе или другим. С сознанием о последствиях у человека и наступает ответственность.

Если человек действует по принуждению, в силу обстоятельств ограничен в своей свободе и совершает поступки во вред обществу, то он не несет ответственности за свои действия. Даже если он считает себя виновным или невиновным, но это уже моральный аспект. Люди признанные недееспособными по медицинским показаниям, несовершеннолетние дети тоже не отвечают за свои действия. Они имеют свободу выбора в своих поступках и словах, но ответственность за них несут другие люди.

Быть свободным и ответственным трудно. Как человек распорядится своей свободой в выборе. Как распланирует свою жизнь. Всегда проще поступиться личной свободой и жить спокойно за спиной сильного и надежного человека. Но иногда жизненные ситуации вынуждают к принятию самостоятельных, сознательных решений, человек будет свободен в их выборе, и должен сознавать, что вся ответственность за полученный результат лежит на нем.

2 вариант

Что такое свобода? Этот вопрос люди, кажется, задавали себе и друг другу всегда. Уж очень он важный. Основополагающий.

Сначала о свободе говорили в узком или буквальном смысле. Вот есть неволя, есть цепи и веревки, а есть жизнь без них. Хочешь – идешь на все четыре стороны, не хочешь – возвращаешься домой, хочешь – трудишься, нет – ленишься.

И чем сложнее становилось общество, многограннее отношения людей, наконец, чем больше человек узнавал о мире вокруг и своем месте в нем, тем сложнее становилось и понятие свободы. В конце концов, рассуждения о природе этого понятия привели людей к другому, не менее сложному суждению об ответственности.

Даже когда человек лишен свободы передвигаться или свободы говорить, у него всегда остается свобода выбора. Смириться или бороться, терпеть или умереть. И за каждым таким выбором непременно наступает ответственность. Ведь любой выбор, сделанный в рамках свободы, ведет ко вполне определенным последствиям. И вот уже за них человек несет ответственность.

Не всегда легко просчитать, к чему может привести то или иное действие (или даже бездействие) человека. Но это совсем не значит, что думать и пытаться заглянуть на шаг или два вперед не нужно. В конечном итоге свобода – это не возможность делать то, что захочется, без оглядки на других. Люди, живые существа, сама природа находятся во взаимосвязи. И поступки каждого обязательно затрагивают кого-то, оказывают влияние, вынуждают к ответным действиям, провоцируют на реакцию. И обо всем этом приходится думать, чтобы хорошие намерения не заканчивались плачевно.

Впрочем, это только на первый взгляд может показаться, что постоянно думать над каждым словом и шагом – дело невероятно трудоемкое. На практике же у каждого человека есть немалый опыт, который составляют и его прошлые поступки, и теоретические знания об опыте других людей. Этот багаж информации позволяет очень быстро просчитывать, чем может закончиться то или иное действие. Начиная от самых очевидных последствий и заканчивая непредвиденными рисками, которые можно назвать фатальным стечением обстоятельств. Да, выходит, что пользуясь свободой, любой человек постоянно рискует причинить вред – себе или другим. По неосторожности, незнанию или просто потому, что кто-то где-то оказался в неподходящем месте в неподходящее время. Но именно это осознание всех возможных последствий и делает каждый выбор человека ответственным.

Как только человек начинает поступать не по своей воле, лишенный свободы, ответственность за совершенное ложиться уже не на его плечи. Так, человек, которого преступник угрозами заставляет нарушить закон, не будет считаться ответственным перед обществом за то, что он сделал в результате принуждения. С моральной точки зрения все, конечно, несколько сложнее. В одинаковой ситуации разные люди могут по-разному оценить меру своей ответственности. Кто-то будет винить себя, даже если его оправдает закон, а кто-то будет спокойно спать по ночам, даже если его ситуация будет казаться другим спорной.

В любом случае, перед судом ли, другими людьми или своей совестью держит человек ответ, сама эта связь ответственности и свободы наполняет последнюю глубоким смыслом. Возможно, именно поэтому цена свободы всегда была так высока. Люди отдавали за нее жизни и жертвовали здоровьем, мечтали о ней и закладывали ее в фундамент целых идеологий. В рассуждениях о ней возникло право, был создан закон и придуман порядок, на котором теперь основывается любое государство. Связь свободы и ответственности нашла свое отражение в религиях и нормах морали. Она – залог прочности общества людей и гарантия его будущего.

Также читают:

Картинка к сочинению Свобода означает ответственность

Популярные сегодня темы

В. Маяковский, один из самых ярких представителей футуризма 20 века. Считается что благодаря ему футуризм получил известность. Так же Маяковский был известен как автор советских плакатов и лозунгов

Неоднократно в литературе освещалась тема притчи о блудном сыне, но Пушкин приходит к тому, чтобы образ сына сменить на женский – на Авдотью Самсоновну Вырину, или просто – Дуню.

Мы живем в мире новых технологий, каждый день происходят тысячи новых открытий, за которыми трудно угнаться.

Свобода – одна из основных категорий философии. У данного термина множество трактовок и определений.

В широком смысле свобода – это возможность человека беспрепятственно действовать, реализовывать свои интересы и потребности.

Свобода и необходимость

Противоречие между волей и необходимостью

Если принять за истину все вышесказанное о необходимости, то возникает проблема свободы личности. Она заключается в том, что, если причина всех действий – необходимость, а случайности играют второстепенную роль, то новых возможностей не сущесвтует, и человек, постоянно действующий в соответствии с необходимостью, превращается в автомат, робота, который действует по заранее заданному алгоритму. Проблема свободы личности является центральной в работах знаменитых философов: Николая Бердяева, Альбера Камю, Жан-Поля Сартра.

Н.А. Бердяев, пытаясь решить эту проблему, пришел к выводу, что свобода человека состоит в способности создавать что-то новое, в самовыражении через творчество.

То есть свобода – это способность прервать необходимость, цепь причинно-следственных связей.

Противоречие между личностью и обществом в вопросе свободы порождает разные модели поведения:

  1. Открытый конфликт с обществом (такое поведение может быть характерным для последователей анархизма – системы идей, полностью отрицающей любую необходимость).
  2. Бегство от мира (не найдя себя в обществе, человек может встать на путь духовного самопознания, став монахом или аскетом).
  3. Приспособление к миру, добровольный отказ от стремления к свободе (этот путь выбирает большинство людей).

Свобода и ответственность

В реальности свобода чаще всего проявляется в возможности выбрать линию поведения. И за свой выбор человек несет ответственность.

Свобода действий всегда предполагает ответственность перед обществом. Таким образом свобода и ответственность – две стороны сознательной деятельности человека.

Свобода – это возможность поставить цель. Чем выше цель действия, чем лучше человек понимает объективные условия, тем полнее реализуется свобода в человеческой деятельности. Ответственность, в свою очередь, предполагает необходимость осознавать объективные условия и умение выбрать наиболее оптимальные, обоснованные пути достижения цели.

Свобода всегда порождает ответственность, а ответственность направляет свободу.

Таким образом свобода – это очень противоречивый феномен человеческой жизни, который может быть как великим даром, так и тяжелым бременем.

Задание EO2401s Чем различаются мотивы эгоистического и альтруистического поведения? Всегда ли эгоизм и эгоцентризм, по Вашему мнению, влекут противоправное поведение? Поясните свой ответ. Может ли, по Вашему мнению, альтруистическое поведение быть противоправным? Поясните свой ответ.

Если само право — это социально-регулятивная система, то регулирует она прежде всего и главным образом поведение человека, то, как он действует, как должен действовать. Вот почему теория права традиционно обращается прежде всего к характеристике поведения, вырабатывая критерии, которые позволили бы оценить конкретное поведение. Ведь именно поведение выступает итогом, результатом реализации права, и только эти оценки могут ответить на вопрос — соответствует ли поведение правовым требованиям или, напротив, отклоняется от этих требований, правомерно ли оно или противоправно… Таким образом, юридический интерес к поведению — это также одно из важных направлений в познании права как целостного социального института. Теория права при этом выделяет и формулирует только то, что органично связывает поведение с правовым воздействием, с регулятивной природой права.

На первом месте при этом оказывается проблема мотивов поведения: участвуют ли в формировании этих мотивов правовые требования или их природа знает иные, может быть, более глубокие пласты, причины. Конечно, это область знания не только теории права. Здесь она основательно пересекается с другими науками, и прежде всего — с психологией. Теория права в этой области во многом использует современные наработки именно психологии, особенно — социальной психологии.

Современный научный уровень знания последовательно связывает мотивы поведения с интересами, определяя последние как объективные или субъективные потребности жизнедеятельности субъектов права. Различают личные, общественные, государственные, национальные и иные интересы.

У физических лиц интерес всегда формирует те или иные личностные установки, предрасположенности, штампы, ценностные ориентиры, цели, способы их достижения и иные сознательные и эмоциональные стороны поведения, которые знать и учитывать особенно важно при правоприменении.

Во второй части вопроса нужно сказать, всегда ли эгоизм и эгоцентризм противоправны. Давайте вспомним разницу между этими двумя понятиями: эгоизм – это такая черта характера, при которой человек ставит свои интересы выше всего остального, а эгоцентризм – это способ мышления, для которого характерно то, что человек считает свое мнение по любому вопросу единственно верным. Во многих случаях поведение эгоиста оказывается далеко от принципов морали и бескорыстия, однако такой образ мышления не так часто оказывается причиной противоправного поведения. Человек может быть эгоистом и не совершать ничего противоправного; также он может проявлять свою черту характера только в общении с другими людьми, которое не регулируется нормами права.

Итак, ответ может выглядеть следующим образом:

Эгоизм и эгоцентризм не всегда влекут за собой противоправное поведение; часто они проявляются только в межличностном общении, не регулируемом правовыми нормами.

Ответ: смотрите решение

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Природа
  2. Потребность
  3. Деятельность
  4. Естественный
  5. Индивид
  6. Индивидуальность
  7. Духовный
  8. Глобальный
  9. Социальный

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Как мы знаем, негативное девиантное поведение вызывает осуждение окружающих и может даже нанести ущерб другим людям; позитивное девиантное поведение просто не соответствует определенным стандартам, принятым нормам – многие воспринимают его как что-то необычное, но не осуждают. Собирание марок, о котором говорится в первом примере – довольно необычное хобби для школьника, однако люди вряд ли станут его осуждать. То же можно сказать и про медсестру, берущую уроки живописи – это необычно, но ни в коем случае не плохо. А вот драка на стадионе – яркий пример негативного девиантного поведения. Посещение лекций – тоже довольно нестандартное, но позитивное поведение. Ну и пример о шумном поведении, без сомнений, относится к негативному поведению.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Деятельность бывает материальной и духовной.
  2. Деятельность человека полностью определяется рефлексами.
  3. Примерами видов деятельности являются игра, труд, творчество.
  4. Деятельность животных, как и деятельность человека, обусловлена потребностью в изменении окружающей среды.
  5. Деятельность помогает человеку реализовать различные потребности, в том числе познавательные и духовные.

Деятельность – это определенная активность, которая порождается разнообразными потребностями и направлена на преобразование окружающего мира. Она бывает материальной (направленной на создание материальных вещей и ценностей) и духовной (направленной на создание научных, художественных ценностей); следовательно, первое высказывание верно. Деятельность людей не определяется рефлексами: она имеет определенные мотивы и цели, поэтому вторая характеристика не подходит. Игра, труд, творчество – яркие примеры видов деятельности; также к ним можно отнести, например, общение и обучение. Третье высказывание верно. Деятельность людей носит созидательный и преобразовательный характер, а вот деятельность животных – нет; они могут только подстраиваться под окружающую среду, поэтому четвертая характеристика неверна. Осталось пятое высказывание, которое является верным: потребности лежат в основе формирования мотива деятельности и они могут быть самыми разными: от физиологических до социальных, познавательных и эстетических.

blank

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.

Тема 1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

Мы с вами продолжаем подготовку к ЕГЭ по обществознанию. Сегодняшняя тема будет довольно короткой и философской, поэтому вам не придется запоминать большое количество информации. Достаточно будет лишь разобраться в том, что же такое “свобода”, “ответственность” и “необходимость”. С этой темой, как и со всем блоком Человек и общество, проблем возникнуть не должно. Приступаем к теории!

Понятие “свободы

Обладает ли человек свободой, или все, что с ним происходит обусловлено внешней необходимостью: Божьей волей, судьбой или предопределением? Именно с этим вопросом всегда была связана проблема свободы человека. Данный вопрос является философским, поэтому дать на него четкий ответ довольно сложно.

Давайте же разберемся, что такое свобода. Свобода — слово многозначное, однако все же есть два главных определения, которые стоит запомнить:

  1. Свобода — есть познанная необходимость.
  2. Свобода — возможность поступать так, как хочется.

Первое означает, что мир устроен необходимым образом. Иначе говоря, мир представляет собой цепочку последовательных событий, происходящих в силу необходимости. В данном случае человек является роботом, действующим по определенной программе. Сюда же можно отнести понятие “фатализм”.

Фатализм — это мировоззрение, в основе которого лежит убежденность человека в том, что события уже давно предопределены и неизбежны, что все, что происходит в мире, подчиняется господству необходимости.

Второе определение означает, что человек является свободным существом и может делать все, что захочет. У него есть свобода выбора: пойти в кино или в тренажерный зал, заняться учебой или пойти на прогулку с друзьями. В данном случае сам человек является создателем своей жизни, а не судьба или предопределенность.

Сюда же относится понятие “волюнтаризм”. Волюнтаризм — это мировоззрение, в основе которого лежит человеческая воля и осознание того, что именно она является первоосновой всего сущего.

Необходимость — устойчивая и существенная связь между явлениями, объектами и процессами, обусловленная причинами, вытекающими из внутренней природы вещей. Другими словами, необходимость — это то, что закономерно; то, что обязательно должно произойти.

Социальные условия реализации свободы

В основе свободы лежит выбор. Получается, что человек, который не может из двух выбрать что-то одно, не может реализовать свою свободу. Но так как мы живем в обществе, то каждый наш выбор является определенной социальной ситуацией.

К социальным ситуациям можно отнести:

  1. Социальные нормы (например, закон);
  2. Место человека в обществе (статус);
  3. Социализация. Есть люди, у которых социализация прошла намного лучше других: такие люди не боятся высказывать свое мнение, не боятся того, что о них подумают другие. Такие люди в необходимой ситуации всегда могут сказать “нет”. А есть, наоборот, люди, которые боятся выделяться или выходить из зоны комфорта, им легче подражать другим.
  4. Уровень развития общества (например, место, где ты проживаешь: богатая и развитая ли это страна или нет; есть ли у тебя социальные и экономические условия для реализации своего желания);
  5. Формы общественной деятельности (борьба за защиту окружающей среды, помощь детям-сиротам, инвалидам и нуждающимся).
Виды свободы
  1. Экономическая: свобода от эксплуатации, свобода предпринимательства, равноправные экономические отношения;
  2. Политическая: организация политической партии, всеобщее избирательное право, набор гражданских прав;
  3. Духовная: свобода выбора мировоззрения, свобода вероисповедания.
Понятие “ответственности”

У каждого человека есть свои желания, но осуществление этих желаний должно соответствовать общепринятым социальным требованиям. Чем больше свобод дается человеку, тем выше становится его ответственность за пользование этими свободами.

Ответственность — это необходимость отвечать за свои действия, поступки, а также быть ответственным за их последствия.

Виды ответственности

По сферам ответственности выделяют следующие виды:

Рассмотрим примеры тестовых заданий

С теорией мы закончили, теперь пора начинать практику. Приступайте к выполнению типовых заданий самостоятельно, а затем проверяйте свои ответы.

blank

Правильный ответ: №1

blank

Правильный ответ: №1

blank

Правильный ответ: №4

blank

Правильный ответ: №2

Тема 1.6. Системное строение общества: элементы и подсистемы
Понятие “общество”

Общество (в широком смысле слова) — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя устойчивую систему связей, взаимодействий и отношений между людьми. Еще можно сказать, что общество — человечество в целом.

Общество (в узком смысле слова) — это круг людей, объединенных общими целями, интересами или происхождением. Кроме того, общество— страна, государство и регион, а также отдельное конкретное общество.

Как видите, понятие “общество” довольно обширное. На экзамене могут попасться задания как с широким, так и с узким значением слова, поэтому на всякий случай запомните оба этих определения.

Функции общества

Выделяют следующие функции общества:

  1. Распределение продуктов труда (деятельности)
  2. Производство материальных благ и услуг — создание благ для удовлетворения потребностей людей;
  3. Воспроизводство и социализация человека — рождение себе подобных и прохождение процесса социализации т.е. формирования личности;
  4. Духовное производство и регулирование активности людей — духовная деятельность, например, церковь или образование;
  5. Регламентация и управление деятельностью и поведением людей — установление правил поведения в обществе.

Обществу свойственны динамичность (постоянное развитие, движение и изменение) и целостность (общество состоит из сложных взаимосвязанных компонентов и элементов).

Общественные связи

Общественные связи — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, которые возникают между группами и индивидами.

Общественные связи, как и человеческая деятельность, делятся на материальную и духовную.

blank

К материальным отношениям можно отнести:

  1. Производственные — все, что сделано руками человека в результате производства;
  2. Экологические — отношения человека и природы;
  3. Отношения по делопроизводству — юридический аспект деятельности, связанный с документированием и работой с официальными документами.

К духовным отношениям относятся:

  1. Моральные — отношения, возникающие в процессе нравственной деятельности;
  2. Политические — отношения, связанные с политической властью;
  3. Правовые — отношения между субъектами права;
  4. Художественные — отношения по поводу произведений искусства;
  5. Философские — отношение к миру, другим людям и к самому себе;
  6. Религиозные — отношения в духовной сфере.

Общество — это динамическая саморазвивающаяся система.

Система — комплекс взаимодействующих элементов.

Элемент — некоторый компонент системы, который принимает участие в ее создании.

Подсистемы общества

Основными подсистемами общества являются:

  1. Экономическая (заводы, банки, фирмы);
  2. Политическая (правительство, партии);
  3. Духовная (школы, библиотеки, театры);
  4. Социальная (системы здравоохранения, коммунальные службы).
Рассмотрим примеры тестовых заданий

С теорией мы закончили, теперь пора начинать практику. Приступайте к выполнению типовых задания самостоятельно, а затем проверяйте свои ответы.

Свобода внутренне противоречива: с одной стороны – это отсутствие внешнего принуждения; с другой – свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. Поэтому свобода и ответственность всегда идут рука об руку.

Сочинения Свобода и ответственность

Что такое свобода и ответственность – сочинение

Свобода – это объективная независимость человека. Я думаю, свобода заключается во внутреннем состоянии человека, при котором человеку нечего скрывать. Свободный человек легко выходит за рамки стереотипов и предрассудков и способен сделать самостоятельный выбор.

Свободный, независимый человек всегда непринужденно руководствуется нравственными принципами и норами права. Свобода выбора всегда подразумевает ответственность за свои предпочтения. Даже если человек независим в своем выборе, он обязан предусмотреть последствия принятого решения.

Однако, не нужно бояться ответственности, ведь именно она является мотивацией, внутренним побуждением личности к действиям, отражая внутреннюю силу человека, его решимость и мужество.

Я думаю, в первую очередь, мы ответственны сами перед собой, потому что только мы знаем все тонкости нашего выбора, которые могут повлиять на дальнейшие обстоятельства. Помимо того, мы всегда ответственны перед обществом, в котором мы находимся.

Так, например, я как ученица гимназии ответственна за нарушения устава и правил гимназии, обязана соблюдать моральные нормы и все законы нашего государства. Я полагаю, на выбор человека влияет его воспитание, нравственные идеалы и морально-этические принципы (кодекс чести, например), нормы права, а также уровень стресса и уровень развития общества.

К сожалению, в моей жизни был неприятный опыт последствий нравственного выбора. На первый взгляд, это была обыденная ситуация из жизни, но впоследствии оказалось, что я очень обидела человека.

Но я переоценила ситуацию, и я крайне сожалею о случившемся, поэтому всегда нужно анализировать свой выбор и сложившиеся обстоятельства и сделать правильные выводы, чтобы впредь такого не совершать.

Сочинение на тему Свобода и ответственность

Декларация, в которой указаны права человека и гражданина общества, содержит пояснение свободы человека, как возможности делать все, что другому не способно нанести вреда.

Из этого следует, что ограничение осуществления естественных прав человека происходит теми рамками, что являются гарантом обеспечения других членов общества пользования аналогичными правами. Определение данных пределов входит в компетенцию исключительно закона.

Если выразиться проще, то понятие свобода подразумевает наличие шанса на беспрепятственное достижение результатов и беспрепятственное действие.

Ответственность выступает в качестве субъективной обязанности, предусматривающей несение ответственности за поступки и собственные действия, включая их последствии.

Подробно рассматривая два вышеописанных понятия, можно заявить, что “свобода” большинством людей будет разъясняться по-своему, ведь на это непосредственное влияние имеют ценности человека.

Например, в глазах поэтов свобода виделась всегда по-своему, а главам государств свойственна собственная точка зрения. Также с разными “мудрецами” можно как соглашаться, так и поспорить.

Ответственность, по мнению большинства людей, расценивается так же, как процитировано выше. Однако большинству людей, окрыленных свободой, свойственно забывать об ответственности, либо они просто не готовы пойти на определенные ограничения своей свободы, поэтому стремятся изолировать себя от общества.

Хотя не всегда это оправдано, так как человек считается существом биосоциальным, и общение является для него простой человеческой потребностью.

Мечтая о свободе, важно, конечно же, не забывать об ответственности. Люди разумные давно живут в цивилизованном обществе, и пусть даже в нем господствуют зачастую негуманные законы, и нас многие вещи не устраивают в том обществе, где нам приходиться жить, необходимо менять что-то, начав с себя.

Важно перестать бояться ответственности, так как она является аналогом решимости, мужества, чести и гордости, поэтому способна придавать силы.

Взаимосвязь свободы и ответственности

Что такое свобода? Это способность человека действовать в соответствии со своими интересами, желаниями и целями, основываясь на объективную необходимость в этих действиях. Индивид имеет право на свободную деятельность, но он должен нести за неё ответственность, т.е. отвечать за свои поступки и их последствия.

Проблема взаимосвязи свободы и ответственности очень актуальна в современном обществе. Люди часто совершают поступки, исходя из своих интересов в какой-то определённый период времени, и не задумываются об их последствиях. Таких людей называют безответственными, т.е. не осознающими своей ответственности.

Действительно, когда ребёнок просит родителей купить ему щенка, он не понимает, что за ним надо будет ухаживать. Когда малыш наиграется с щенком, который был для него лишь новой игрушкой, собаку, которая уже привязалась к людям в этой семье, выкидывают на улицу. Так поступают безответственные люди.

Возвращаясь к сказке Антуана де Сент-Экзюпери, стоит заметить, что маленький принц был очень ответственным. Он ухаживал за своей розой и понимал, что он за неё в ответе. Примером к этой проблеме может быть простая бытовая ситуация, которая, наверное, была с каждым.

Например, когда мама поздно возвращается с работы и просит свою дочь помочь ей с приготовлением ужина. Если ребёнок пообещал приготовить еду, то на него возлагается ответственность, и, не сделав это, он подводит свою маму.

Или, когда родители отпускают своего ребёнка гулять, то говорят ему, как стоит себя вести, что можно и нельзя делать. Ребёнок, пообещав следовать указаниям родителей, становится ответственным перед родителями за свои следующие действия.

Таким образом, свобода и ответственность тесно связаны между собой. Человек свободен в своих действиях, но в любом случае он несёт за них ответственность перед самим собой или перед тем, кому он пообещал что-либо.

К сожалению, люди не всегда понимают всю серьёзность этих двух понятий. Из-за этого случаются различные не самые приятные в своём исходе ситуации.

Эссе Свобода означает ответственность

Быть свободным – значит быть способным выбирать свой путь, принимать самостоятельные решения. Но свобода – это не только преимущество выбора, но и ответственность.

Человек не боится самой свободы, стремится к ней, а вот ответственность за свои поступки перед обществом, перед близкими людьми, перед своей совестью вызывает опасения. Вдруг сделаешь неправильный выбор, примешь неверное решение. Где начинается свобода одного человека, заканчивается свобода другого.

Последствия почти любого поступка, действия или бездействия можно предугадать. При жизни человека в обществе они непременно коснуться, кого то, приведут к определенным событиям, вызовут ответную реакцию. Об этом нужно думать, чтобы вместо положительного результата на свои поступки не получить негатив.

Может показаться, что это трудная работа обдумывать каждый свой шаг, но у каждого уже есть свой определенный жизненный опыт и в теории опыт других людей. Применяя эти знания, можно просчитать результат того или иного действия.

Любой человек, пользуясь своей свободой, совершив необдуманный поступок, может навредить себе или другим. С сознанием о последствиях у человека и наступает ответственность.

Если человек действует по принуждению, в силу обстоятельств ограничен в своей свободе и совершает поступки во вред обществу, то он не несет ответственности за свои действия. Даже если он считает себя виновным или невиновным, но это уже моральный аспект.

Люди признанные недееспособными по медицинским показаниям, несовершеннолетние дети тоже не отвечают за свои действия. Они имеют свободу выбора в своих поступках и словах, но ответственность за них несут другие люди.

Быть свободным и ответственным трудно. Как человек распорядится своей свободой в выборе. Как распланирует свою жизнь. Всегда проще поступиться личной свободой и жить спокойно за спиной сильного и надежного человека.

Но иногда жизненные ситуации вынуждают к принятию самостоятельных, сознательных решений, человек будет свободен в их выборе, и должен сознавать, что вся ответственность за полученный результат лежит на нем.

Рассуждение, почему свобода — значит ответственность

Свобода и ответственность – очень важные категории человеческой жизни. Проблема взаимодействия свободы и ответственности стоит неразрешенной очень давно, примерно всю историю общественной мысли.

У многих философов и мыслителей были разные идеи на этот счет, но к чему-то одному прийти так и не удалось. А главный вопрос в этой связи такой: является ли человек свободным, особенно когда он ответственнен?

Большинство мыслителей сходятся к тому, что ответственность и есть свобода человека. Имеется в виду, что человек берет на себя ответственность за свое поведение, за свои поступки и в этом он свободен перед самим собой, так и перед всем обществом. Он готов быть вольным и поступать так, как ему охота, и готов ответить за свою волю, за выбор, который он сделал.

Ответственность и свобода не одно и тоже, но обе категории наполняют друг друга смыслом. Ответственность не является волей, как свобода, а является сознательным осуществлением определенных требований.

Ответственность основывает личную позицию человека, которая может быть отлична от того, что общество считает нормальным. И да, в этом и есть некоторая свобода, плыть против реки или идти против ветра, но чувствовать свободу, а не обременность.

В любом случае, перед судом ли, другими людьми или своей совестью держит человек ответ, сама эта связь ответственности и свободы наполняет последнюю глубоким смыслом. Возможно, именно поэтому цена свободы всегда была так высока.

Люди отдавали за нее жизни и жертвовали здоровьем, мечтали о ней и закладывали ее в фундамент целых идеологий. В рассуждениях о ней возникло право, был создан закон и придуман порядок, на котором теперь основывается любое государство.

Связь свободы и ответственности нашла свое отражение в религиях и нормах морали. Она – залог прочности общества людей и гарантия его будущего.

Меня зовут Виктор. Мне 17 лет. Я готовлюсь к ЕГЭ по обществознанию 2022 года. Делюсь тут информацией, которую считаю полезной. Буду рад активности на канале!

1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.

По кодификатору нам нужно знать:

Там стоит плюс. Будем пытаться разобрать тему, исходя из её названия.

Обозначим главные пункты :

1. Определение понятия "Свобода" :

Свобода - умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность. (по Баранову) Лично мне данное определение не нравится, но оно хорошо связывает понятие "свобода" с понятием "необходимость".

Свобода - возможность выбора видов деятельности, в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках общечеловеческих ценностей гражданского общества (Боголюбов 10 класс) Определение хорошее, но слишком большое. Наглядно видно, что именно подразумевается под понятием "свобода". Это именно возможность выбора. То есть в задании 18, если вас попросят дать определение этому понятию, то целесообразно будет начать определение со словосочетания "возможность выбора". В данном определении, как мне кажется, лишним является уточнение источника формирования желаний, интересов и ценностей человека.

Свобода - отсутствие принуждения, возможность поступать по своему усмотрению, в соответствии со своими интересами и целями. (по Брандту) Суть та же, что и в определении Боголюбова, но сильно укорочена, а также не имеет в себе такого понятия как "деятельность", на основе которого и строиться вообще вся тема 1.7. (см. название темы)

2. Мировоззренческие концепции о свободе:

В справочнике Баранова представлены только две концепции, как обычно, являющиеся двумя крайними точками.

Фатализм - мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости.

Волюнтаризм - мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего существующего.

Очень странно, что в справочнике не говориться о такой концепции как Провиденционализм, являющейся как бы серединой между двумя концепциями, упоминаемыми выше, о котором наряду с фатализмом и волюнтаризмом говорит Д.А. Гусев (видео прикреплю в конце статьи).

3. Виды свобод :

Экономическая; Политическая; Духовная.

То есть здесь мы видим перечисление сфер общественной жизни, которые будут обсуждаться в рамках темы 1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы, но без Социальной сферы. Это объясняется, как я понимаю, социальной ответственностью и такой замечательной фразой - "Свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого".

Эта тема, как вы уже заметили, носит чисто философский характер, потому что-либо утверждать об этом невозможно. Перед тем как Баранов даёт определение понятию "свобода", он полторы страницы говорит о том, что свобода это как бы философия и как бы каждый понимает это по-своему. В том же учебнике Боголюбова по обществознанию за 10 класс определение понятию "свобода" даётся в конце параграфа в отделе "Словарь".

Но нет, эту тему всё равно решили засунуть в кодификатор.

4. Определение понятия "Необходимость"

Необходимость - устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития. (по Баранову) Мне это определение не нравится так же, как и определение свободы.

Необходимость - то, что обязательность должно произойти в данных условиях. (Боголюбов 10 класс)

Необходимость - то, что неизбежно должно наступить при определённых условиях. (по Брандту)

5. Определение понятия "Ответственность"

Ответственность - социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективном, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. (по Баранову)

Я не уверен, что определение данного понятия вообще могут спросить на ЕГЭ, так как его нет в учебнике Боголюбова, а так же из-за того, что обычно понятие "ответственность" связано с правовой сферой и проходится в теме 5.3. Понятие и виды юридической ответственности.

6. Классификации ответственности:

Историческая; Политическая; Нравственная; Юридическая и т.д.

Индивидуальная; Групповая; Коллективная (по Баранову)

Возможно, пригодится для плана.

В сборнике тренировочных вариантов Котовой и Лисковой не нашел ни одного задания на эту тему. Ни из первой, ни из второй части.

Даже на сайте "Решу ЕГЭ", хоть он и не самый хороший, но есть всего 4 задания, два из которых только косвенно затрагивают данную тему.

На что нам опираться - не понятно. Что нам знать - не понятно. А мы всё равно сделаем эту тему. Чтобы вы понимали всю трагичность ситуации, я скажу, что на ютубе не нашёл ни одной полноценной вузовской лекции по философии, на которой разбирается тема свободы и ответственности.

Прикрепляю вам план из справочника Баранова:

Чтобы вы знали, в справочнике отдельным предложением написано, что "план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах ". Но не сказано, что в трёх подпунктах, если, с точки зрения обществоведческой науки, не может быть более двух подпунктов.

У меня эта тема вызывает только отрицательные эмоции.

Делитесь полезными материалами в комментариях!

Используемые источники:

  • Справочник Баранова по обществознанию 2020 года выпуска
  • Сборник типовых экзаменационных вариантов Котовой и Лисковой 2020 года выпуска
  • КОДИФ и ДЕМО 2022 по обществознанию
  • Справочник Брандта по обществознанию 2020 года выпуска
  • Учебник по обществознанию Боголюбова 10 класс
  • Видео на ютубе:

Читайте также: