Почему становление казахстана в многонациональное государство исторически закономерно

Обновлено: 04.07.2024

1. Социально-экономическая ситуация в Казахстане в начале ХХ века.

2. Формирование казахской интеллигенции: социальный состав, образование, деятельность.

3. Казахская степь в годы Первой мировой войны.

4. Февральская буржуазно демократическая революция в России и ее влияние на Казахстан.

Социально-экономическое положение Казахстана в начале XX века

В начале XX в. основная территория Казахстана состояла из шести областей: Сырдарьинская и Семиреченская области входили в состав Туркестанского генерал губернаторства (центр г. Ташкент), Акмолинская, Семипалатинская, Уральская, Тургайская - в состав Степного (центр г. Омск). Территория Внутренней (Букеевской) Орды входила в Астраханскую губернию, а Мангышлакская - в Закаспийскую область.

По данным Всероссийской переписи населения 1897 г. на территории края в пределах нынешних границ проживало 4147,8 тыс. человек, из них 3392,7 тыс. или 81,7% казахов. К 1914 г. общая численность населения края составила 5910,0 тыс. чел., из них казахов - 3845,2 тыс. чел., т.е. 65,1%. Рост населения края помимо других источников происходил в основном за счет переселенцев, которые особенно после столыпинской аграрной реформы массовым потоком направлялись в Акмолинскую, Семиреченскую и Тургайскую области. Вначале XX в. население края становится еще более многонациональным.

Основное население Казахстана жило в сельской местности и занималось полукочевым скотоводством, для которого характерна пастбищно-полустойловая система содержания скота, занятие земледелием, сенокошение и др. Казахи разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот, верблюдов и коз.

В конце XIX - начале XX в. в Казахстане все большее распространение получает земледелие. По данным 1897 г., удельный вес казахов среди населения, занятого земледелием, составлял - 55,4%. Земледелие преобладало в Шымкентском и Аулие-Атинском уездах Сырдарьинской области, где на каждое сеющее хозяйство приходилось до 10,7 дес. посева. В Канальском уезде Семиреченской области в 1910 г. земледелием занималось 81% казахских хозяйств, а в Верненском - 79,3%. В Кустанайском уезде земледелием занималось - 88% казахских хозяйств, которые засевали 107440 дес., а на одно сеющее хозяйство приходилось 22,2 дес. Значительную роль в развитии земледелия сыграли переселенцы. Быстрое распространение земледелия среди казахского населения, освоение новых сельскохозяйственных орудий и приемов обработки почвы, спрос рынка на зерновые и фуражные культуры содействовали тому, что все большее место в посевах стали занимать пшеница, ячмень и овес. Расширяются посевы риса, бахчевых и огородных культур. В начале XX в. в крае намечается тенденция роста городского населения. Во всех областях городское население в 1897-1914 гг. выросло более чем в полтора раза. Крупными городами являлись Уральск (47,5 тыс. чел.), Петропавловск и Верный (по 43,2 тыс.), Семипалатинск (34,4 тыс.) 4. Большинство городов, возникнув как административные центры, быстро превращались в центры торговли и обрабатывающей промышленности.

Формирование казахской интеллигенции: социальный состав, образование, деятельность.

Новое поколение казахской интеллигенции как социальная общность сложилось из выпускников профессиональных учебных заведений России, национальных окраин, в том числе Казахстана, а также дальнего зарубежья. Ее отличали такие качества и свойства, как мобильность, открытость ко всем инновационным веяниям, широта кругозора, жажда знаний, хорошая осведомленность о событиях и процессах в мире. Так, в 80-е годы ХІХ века высокоодаренный юноша Наурызбай Таласов, известный в северном регионе как Науан Хазрет, обучался в высшей духовной семинарии в Бухаре, прошел стажировку в Багдаде. Став муллой Кокшетауской соборной мечети, много труда вложил в культурно-нравственное развитие соплеменников, открыл медресе с интернатом. Его помощником по медресе был Шаймерден Кощегулов, избранный депутатом Государственной Думы России І и ІІ созывов. Выпускник Омского технического училища (1890 г.) и Санкт-Петербургского императорского лесного института (1894 г.) А.Букейханов стал лидером либерально-демократического движения в Казахстане, своей неутомимой деятельностью вошел в когорту политической элиты России. Незначительное количество специалистов дали средние специальные учебные заведения края. Накануне первой мировой войны в 7 учебных заведениях по медицине, просвещению и сельскому хозяйству обучались 352 человека.

Справедливости ради здесь следует отметить, что первые казахи с профессиональным образованием заявили о себе в начале ХIX века. Воспитанник сибирского войскового казачьего училища султан Чингис Уалиханов – отец Шокана славился глубоким знанием казахского фольклора и этнографии. Высокообразованным человеком своего времени был Жангир хан, еще в 1844 году избранный почетным членом Ученого совета Казанского университета. В 50-е годы ХIХ века Ш.Уалиханов встал в ряды выдающихся востоковедов России. Признание специалистов получили публикации М.-С. Бабажанова. Однако таковых было очень мало, профессиональное образование оставалось доступным лишь единицам, в экономической и общественно-политической жизни степи их роль вовсе не ощущалась. Слабость внутреннего рынка, отсутствие транспортных связей между регионами, регресс в системе обмена информацией, узость школьного образования тормозили процесс роста и консолидации интеллектуальных сил края.

Только в 70-е годы ХІХ века первые казахи стали студентами высших учебных заведений, начала выходить казахская газета, усилилось влияние расширявшихся вглубь и вширь капиталистических отношений.

Профессиональная казахская интеллигенция начала ХХ в. не является, впрочем, единственным носителем интеллектуального потенциала края. По характеру, содержанию и результатам социальной практики и интеллектуального воздействия национальную интеллигенцию изучаемого периода можно разделить на две большие группы. Первую группу образовала традиционная интеллигенция. Ее истоки и рождение уходят в глубокую древность. Беки, батыры-полководцы, мыслители, религиозные деятели, мудрые наставники молодежи воспеваются в древнетюркских памятниках письменности. Связь времен и поколений не прерывалась и в последующие века, она выдержала разрушения монгольского нашествия, походов Тамерлана, столетней войны с джунгарами. Внутренняя структура и дифференциация традиционной интеллигенции не претерпела существенных изменений.

На этапе эволюционного перехода к капитализму как в социально-творческом, так и в культурно-нравственном отношениях активную позицию занимало литературно-музыкальное крыло традиционной интеллигенции. В его художественном творчестве отражались практически все проблемы жизни и бытия степи, начиная от рождения ребенка до критики указа царя. Кюй Курмангазы, Таттимбета, Сайдалы сары Тока, песни Акана, Биржана, Жаяу Мусы, литературное наследие Суюнбая, Шернияза, Шортанбая и многих других по сей день являются бесценным достоянием казахской культуры. Они объясняли мир казахов, в этом заключались их заслуга и предназначение. Им не была уготована миссия изменить мир казахов. Тонкости политики и идеологии государства не входили в орбиту их интересов.

Представителями традиционной интеллигенции оставались служители исламской религии – муллы, ходжи, ишаны, руководители мечетей. Накануне ХХ века только в городе Туркестана и Туркестанском уезде насчитывалось около 5 тыс. мул и ходжей, в 4632 мусульманских мектебах Туркестанского края обучалось 44,8 тыс. шакирдов. Поскольку религиозность казахов и раньше носила неравномерный, порой противоречивый характер, значение и роль этой группы интеллигенции проявились неоднозначно. В целом, ее влияние дальше конкретного населенного пункта, в лучшем случае отдельно взятого региона не распространялось. К тому же колониальные органы власти придерживались антиисламской позиции.

Численность и удельный вес традиционной интеллигенции в составе казахского населения не поддается учету. В общественном сознании кочевников учет и перепись населения воспринимались как начало беды. Ясно одно – казахский социум всегда выдвигал из своей среды столько акынов, кюиши, жыршы, баксы-балгеров, зергеров, емши, народных ветеринаров, агрономов, архитекторов, сколько их было необходимо для обеспечения естественно-исторического развития системы, сложившейся на протяжении многих веков.

Иначе обстоит с данными, характеризирующими статистический портрет профессионально подготовленных специалистов. В научных публикациях разных лет приводятся многочисленные факты, цифровые материалы относительно численности казахов-студентов и выпускников того или иного высшего и среднего специального учебного заведения дореволюционной России и ряда зарубежных государств, динамики их численности и размещения в различных отраслых экономики и культуры края. Все ученые едины в одном: казахская интеллигенция с профессиональной подготовкой была малочисленна: за 70 лет дооктябрьского периода не более 1000 казахских юношей и девушек получило общее среднее и высшее образование. Колоссальный разрыв между численностью коренного населения и ничтожными масштабами подготовки специалистов свидетельствует о грубых просчетах и антинародном характере национально-культурной и образовательной политики царизма.

Бесперспективен и исчерпал себя подход, когда причины формирования позиции интеллигенции связывались с ее социально-классовым происхождением. Ибо давно отвергнуто и самой историей и научными поисками мнение, будто выходцы из среды эксплуататоров есть реальные противники идей пролетарской революции, интеллигенты-середняки придерживаются нейтральной позиции, интеллигенты-представители социальных низов были и будут в союзе с рабочим классом.

Безусловно, глубинные причины формирования общественно-политической позиции казахской интеллигенции начала ХХ века следует искать в связах и отношениях той эпохи. Человек живет интересами и потребностями конкретного времени и пространства. Он – продукт своей эпохи. Тем не менее мы считаем, что, изучая объективно-исторические условия и факторы, определившие позицию интеллигенции, на первое место следует поставить сознательный и субъективный выбор конкретного человека.

Так, сын крупного землевладельца Н.Тюрякулов, будучи студентом экономического факультета Московского коммерческого института, всерьез увлекался идеями таких политических партий, организаций, течений, как движение Алаш, национально-демократический, лево-эсеровский, социал-демократический. В итоге его выбор пал на большевистскую альтернативу социального прогресса. Подобная эволюция взглядов и судеб была характерна для многих интеллектуалов, в частности, А.Букейханову, С.Асфендиарову, С.Торайгырову и др. Колониальное иго объективно способствовало формированию радикально настроенной интеллигенции, яркими представителями которой останутся А.Жангильдин, С.Сейфуллин, Т.Рыскулов и др. Ни один правитель, никакая идеология или Декрет не в состоянии отменить сознательно-субъективное начало в поведении и деятельности интеллигенции по определению собственной позиции.

Общественно-политическая позиция новой казахской интеллигенции была, таким образом, разновекторной. В главном и основном свою миссию она видела в служении народу, облегчении его колониальной участи, взяла на себя ответственность вернуть политический и социокультурный долг многих десятилетий. Идейность и самоотверженность малочисленной социальной общности обеспечила ей огромный авторитет и популярность.

Пятимиллионное коренное население края даже в условиях отсутствия единого информационного пространства и достойной культурной среды четко осознало, что их судьбы и будущее теперь зависят от идей и социальной практики интеллектуальной элиты нежели от титулов и званий волостных, старшин, переводчиков, почетных граждан. Вообще, к началу ХХ века статус и значимость казахской чиновничьей интеллигенции (по образному выражению М.Дулатова – сатрапия) находились в глубоком кризисе. Как в реальной жизни, так и в общественном сознании она перестала быть самодостаточным и авторитетным явлением. Часть ее, превратившись в марионетки колониальной администрации, потеряла всякую историческую перспективу роста, жестоко высмеивалась, например, великим Абаем. Другие, для которых интересы народа были выше собственных, со временем перешли в лагерь либерально-демократической или радикальной интеллигенции.

Общественное мнение о роли и значении казахской интеллигенции, рожденной на стыке веков, еще более укрепилось в ходе революции 1905-1907 годов. Настоящей демонстрацией потенциала новой интеллигенции и ее идейно-политической зрелости стало принятие на имя правительства России Каркаралинской петиции 1905 года, составленной, по всей вероятности, А.Байтурсыновым, А.Букейхановым, Ж.Акпаевым и подписанной 14,5 тыс. казахами. Позже, анализируя содержание петиции, М.Ауэзов писал, что в ней на первом месте стоит земельный вопрос, народное требование остановить изьятие казахских земель и прекратить переселение крестьян. Второе требование касалось предоставления казахам прав земского управления. Наконец, осуждалась русификаторская политика царизма.

Итак, петиция вычленила насущные проблемы казахского общества, ознаменовала рождение новой национальной идеи, а ее авторы, со временем еще более углубляя свои программные установки, пополняясь новыми сторонниками и единомышленниками, организуясь в политическую партию, возглавили движение Алаш. В момент принятия Каркаралинской петиции новое поколение казахской интеллигенции выступало с единой позиции, его объединяла идейная общность.

Идейно-политический раскол наступил позже, де-юре и де-факто он стал в период национально-освободительного восстания 1916 года. Ведущие позиции и руководящая роль все же оставались за либерально-демократической интеллигенцией.

Жизнь не стоит на месте, она всегда полна противоречий, борьбы, конфликтов. Когда последние протекают в рамках законности, демократии, без насилия и кровопролития, служат мощным фактором социального прогресса, объективным катализатором осуществления интеллигенцией своей исторической миссии. До октября 1917 г. эти условия действовали в рамках формулы 50 на 50. Ибо закон единства и борьбы противоположностей соблюдался только в среде различных групп казахской интеллигенции, отличавшихся друг от друга идейно-политическими установками и классовой ориентацией. Отношение официальной власти и ее местных органов к национальной интеллигенции края оставалось на протяжении всего колониального периода высокомерным, пренебрежительным, недоверчивым, в случае политического инакомыслия – репрессивно-карательным.

В целом, идейно-политическое размежевание казахской интеллигенции начала ХХ века, хотя и нанесло урон национально-освободительному движению, дало толчок активизации общественного сознания, стало для широких слоев населения школой возмужания.

Политика и идеология были главной, но не единственной сферой деятельности новой казахской интеллигенции. Свое жизненное кредо она выразила и в образовании, литературе, искусстве, науке. В Отечественной истории начала ХХ века А.Байтурсынов известен, например, как педагог, языковед-реформатор, поэт, А.Букейханов – как ученый-экономист, историк и публицист, С.Сейфуллин и М.Жумабаев – как поэты и композиторы, М.Дулатов и М.Сералин – как журналисты и организаторы печати, С.Асфендиаров – как профессиональный врач. Таких личностей Абай называл "толық адам" – цельный человек.

Казахская степь в годы Первой мировой войны.

Управление общественного развития города Алматы объясняет, что согласно Конституции народ Казахстана – един. Понятие "национальное меньшинство" не используется.

"Единство в многообразии" – главный принцип, по которому строятся межэтнические отношения в Казахстане и благодаря которому сохраняется внутриполитическая стабильность.

Конституция РК наделяет граждан Казахстана равными правами. Одним из приоритетов и гордостью Казахстана является межэтническое согласие. Следовательно, нет причин оперировать понятием "национальное меньшинство".

  1. Каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность.
  2. Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

В зарубежных СМИ нередко встречаются формулировки из разряда "русская (или какая-либо другая) диаспора в Казахстане". Это в корне неверная формулировка, поскольку ни в законодательстве республики, ни даже в обиходе не используются такие определения как "диаспора" или "национальное меньшинство". В Казахстане на сегодняшний день проживают представители более 130 национальностей, и вне зависимости от национальности граждане страны считают себя единым народом – казахстанцами.

Как подчеркивает президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, Казахстан представляет собой многонациональное государство, в котором сохраняется межэтническое согласие. Недавно Касым-Жомарт Токаев в интервью газете "Комсомольская правда" отметил, что казахстанцы, независимо от их этнического происхождения, считают себя единым народом, единой нацией.

"Межэтническое согласие – это важнейший фактор внутриполитической стабильности, без которого невозможно устойчивое развитие страны. Казахстан, как и Россия, – многонациональное государство. Считаю, что это большой стратегический плюс, мы исходим из принципа "единство в многообразии". По сути казахстанцы, независимо от их этнического происхождения, считают себя единым народом, единой нацией. В Казахстане нет понятия "национальное меньшинство", – отметил президент.

Глава государства также прокомментировал прогнозы некоторых экспертов о возможном повторении сценария Крыма или Донбасса в Казахстане.

"Такие прогнозы псевдоэкспертов не имеют под собой серьёзной основы . Скорее, они рассчитаны на дестабилизацию ситуации в Казахстане и подрыв добрососедских, союзнических взаимоотношений между нашими государствами. Такие прогнозы могут высказывать только некомпетентные люди, недоброжелатели, подпевающие чужим голосам", – отметил Касым-Жомарт Токаев.

Действительно, на протяжении всей истории независимого Казахстана в законодательстве страны отсутствует понятие "национальное меньшинство", которое по сути своей означает некую этническую группу, представители которой являются гражданами страны, но не принадлежат к коренной национальности.

По определению польского учёного Владислава Чаплинского, национальное меньшинство – это группа людей, живущая и сосредоточенная в одном регионе государства и, соответственно, стремящаяся к автономии.

В Казахстане разные этносы проживают в разных регионах, в стране нет общин, политика межэтнических отношений и модель межнационального согласия, разработанная Первым Президентом страны, позволяет всем народам жить в мире на огромной территории Казахстана.

Все этносы объединены общей судьбой с казахским народом, а потому представляют собой единый народ. Казахстанские идеологи и аналитики никогда не используют понятия "диаспора" и "национальное меньшинство", поскольку это политически и социально неверные формулировки.

Приведём простой пример. На сегодняшний день в Казахстане проживает 3,5 млн русских, что составляет почти 20% от всего населения страны. Эти люди занимаются бизнесом, занимают посты в государственных органах, вносят свой вклад в развитие промышленности, сельского хозяйства, туризма и других важных отраслей экономики. Никто не подвергается дискриминации по национальному признаку, более того, русский язык наравне с казахским используется и официально употребляется в государственных органах. Что касается представителей других этносов, чья численность меньше, ситуация та же. Никто не подвергается какой-либо дискриминации по закону.

Уникальная модель межэтнического согласия и отсутствие таких провокационных понятий как "национальное меньшинство" позволяют Казахстану сохранить стабильность, мир и по-настоящему человеческие отношения между людьми. Каждый гражданин Казахстана понимает, что судьба страны – это судьба всего народа, и только будучи сплочёнными мы можем дать достойный ответ вызовам современности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Республика Казахстан - многонациональное, независимое, суверенное государство. Оно единственное в мире по количеству национальностей, но при этом все живут дружно и в согласии, не зависимо от национальности, пола, религии, цвета кожи. Благодаря нашему Президенту Нурсултану Абишевичу Назарбаеву наша Республика процветает, развивает и сотрудничает со многими государствами мира. Цель этого классного часа - воспитывать у учеников начиная с начальных класов доброту, уважение к старшим, сплоченность, научит детей к бесконфликтному решению споров, терпимости к окружающим людям,

Цели: научить детей бесконфликтному решению спорных вопросов; воспитывать чуткость, терпимость к окружающим людям.

Ход мероприятия I. Вступительная часть

Чтобы понять, какую личность мы называем толерантной и чем она отличается от интолерантной, нужно знать, что такое толерантность. В переводе с латинского толерантность означает терпение. В современной психологической литературе существует множество определений этого понятия (обращается к плакату):

Т - терпимость к другим мнениям, верованиям и поведению;

О - отказ от причинения вреда и насилия;

Л - лучшее качество человека;

Е - единство, взаимопонимание, дружба;

Р - равноправие народов и рас;

Н - небезразличие к окружающим людям;

Т - творческое общение;

О - ответственность за то, что происходит с нами и вокруг нас;

С - соблюдение прав человека;

Т - терпимость к различиям;

Ь - чуткость и снисходительность.

II. Лекция-беседа о толерантности

Теперь разберемся, чем толерантная личность отличается от интолерантной. Этих различий (по Г. Оллпорту) довольно много.

3. Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такая: не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.

5. Ориентация на себя - ориентация на других. Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности к внешним институтам и авторитетам, т. к. им не нужно за кого-то прятаться.

6. Способность к эмпатии. Эта способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях.

В одном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных людей. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по своему образу и подобию. Толерантные студенты оказались более точными в своих суждениях и адекватно оценили своих собеседников.

7. Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками и не стремятся к превосходству над другими.

8. Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда студентов попросили назвать великих, с их точки зрения, людей, интолерантные назвали имена политических лидеров, имевших власть над другими, а толерантные - имена ученых, артистов. Интолерантную личность устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью, где царит строгая дисциплина. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

Таким образом, выделяются два пути развития личности: толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на других, ощущением нависшей угрозы, гипертрофированной потребностью в порядке и власти.

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя и поэтому признающего право других на личностные и индивидуальные особенности. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

III. Практическая часть

Упражнение 1. Скажи мне что-нибудь хорошее

Задачи: повысить самооценку; получить поддержку от группы; развивать социальную интуицию, чувствительность, понимание другого человека.

Упражнение 2. Волшебная лавка

Задача: дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считать себя подлинно толерантной личностью.

Процедура проведения: ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные вещи (таблички с названиями висят на доске): терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Вызывается один из участников. Он может выбрать одну или несколько вещей, которых у него нет. В качестве платы продавец просит взамен то, что у этого человека имеется в избытке. Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. Покупатель в качестве оплаты предлагает чувство юмора, которого у него в избытке.

Упражнение 3. Как быть толерантным в конфликтной ситуации?

Задача: обучить конструктивным способам выхода из конфликтной ситуации.

Процедура проведения: перед упражнением ведущий знакомит участников с правилами выхода из конфликтной ситуации (можно каждому раздать отпечатанные листы).

Правило 1. Контролируйте собственные эмоции, которые мешают оценивать происходящее.

Правило 2. Проанализируйте подлинные причины конфликта, иногда они бывают скрыты под мнимыми.

Правило 3. Стремитесь сузить область противоречий до минимума.

Правило 4. Не увлекайтесь самозащитой, это мешает вовремя заметить изменения в обстановке и поведении противника в споре.

Попробуй проанализировать ситуации и предложи их решения:

1. В вашем классе новенький ученик. У него иной цвет кожи. Классный руководитель тебе предлагает сидеть с ним за одной партой. Ты…

2. Ты идешь по улице. К тебе подходит мальчик-цыган и просит денег. Ты…

3. На твоих глазах оскорбляют человека за то, что он другой национальности. Ты…

4. Тебе предлагают вступить в организацию, которая борется против людей иной веры и национальности. Ты…

5. Ребята во дворе смеются над людьми, которые исповедуют иную религию, отпускают в их адрес неприличные реплики. Ты..

1. Влияет ли цвет кожи и национальность человека на его интеллектуальные и моральные качества?

2. Зависит ли доброта от национальности?

3. Есть ли у тебя друзья иных национальностей?

4. Как отнеслись бы твои родители к тому, что к тебе в дом пришел твой друг другой национальности?

Ход классного часа

- Толерантность - это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга.

Видимо, поэтому, был учрежден международный день толерантности, который отмечается 16 ноября.

- Что значит быть толерантным?

- С какими стереотипами в оценке людей, наций вы сталкивались?

Рыцарь Ланцелот въезжает в город. Ему рассказывают о доброте и справедливости деспотичного правителя города –Дракона, который сделал много важного и полезного для страны.

Обмен мнениями по отрывку

Ребята! При ответе на вопрос выберите один вариант ответа, под конкретной буквой, запишите букву после номера вопроса.

1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, т. е. к тому, чтобы подчинить своей воле других?

2. Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно, и ненавидят?

б) ответить затрудняюсь;

3. Кто вы в большей степени?

4. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

5. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?

а) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива в ее перспективности;

б) изучил бы, кто есть кто, и установил контакт с лидерами;

в) чаще советовался бы с людьми.

6. В случае неудач какое состояние для вас характерно?

б) плохое настроение;

в) обида на самого себя.

7. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

б) скорее всего, да;

8. Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

б) скорее всего, да;

9. Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе:

в) нетерпимость критики других.

10. Кто вы в большей степени?

в) генератор идей.

11. Каким человеком считают вас ваши друзья?

12. С чем вам чаще всего приходится бороться?

а) с несправедливостью;

б) с бюрократизмом;

13. Что для вас наиболее характерно?

а) недооцениваю свои способности;

б) оцениваю свои способности объективно;

в) переоцениваю свои способности.

14. Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми?

а) излишняя инициатива;

б) излишняя критичность;

в) излишняя прямолинейность.

Обработка результатов тестирования. Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах. Замените выбранные вами буквы баллами и посчитайте их общую сумму.

Управление общественного развития города Алматы объясняет, что согласно Конституции народ Казахстана – един. Понятие "национальное меньшинство" не используется.

"Единство в многообразии" – главный принцип, по которому строятся межэтнические отношения в Казахстане и благодаря которому сохраняется внутриполитическая стабильность.

Конституция РК наделяет граждан Казахстана равными правами. Одним из приоритетов и гордостью Казахстана является межэтническое согласие. Следовательно, нет причин оперировать понятием "национальное меньшинство".

  1. Каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность.
  2. Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

В зарубежных СМИ нередко встречаются формулировки из разряда "русская (или какая-либо другая) диаспора в Казахстане". Это в корне неверная формулировка, поскольку ни в законодательстве республики, ни даже в обиходе не используются такие определения как "диаспора" или "национальное меньшинство". В Казахстане на сегодняшний день проживают представители более 130 национальностей, и вне зависимости от национальности граждане страны считают себя единым народом – казахстанцами.

Как подчеркивает президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, Казахстан представляет собой многонациональное государство, в котором сохраняется межэтническое согласие. Недавно Касым-Жомарт Токаев в интервью газете "Комсомольская правда" отметил, что казахстанцы, независимо от их этнического происхождения, считают себя единым народом, единой нацией.

"Межэтническое согласие – это важнейший фактор внутриполитической стабильности, без которого невозможно устойчивое развитие страны. Казахстан, как и Россия, – многонациональное государство. Считаю, что это большой стратегический плюс, мы исходим из принципа "единство в многообразии". По сути казахстанцы, независимо от их этнического происхождения, считают себя единым народом, единой нацией. В Казахстане нет понятия "национальное меньшинство", – отметил президент.

Глава государства также прокомментировал прогнозы некоторых экспертов о возможном повторении сценария Крыма или Донбасса в Казахстане.

"Такие прогнозы псевдоэкспертов не имеют под собой серьёзной основы . Скорее, они рассчитаны на дестабилизацию ситуации в Казахстане и подрыв добрососедских, союзнических взаимоотношений между нашими государствами. Такие прогнозы могут высказывать только некомпетентные люди, недоброжелатели, подпевающие чужим голосам", – отметил Касым-Жомарт Токаев.

Действительно, на протяжении всей истории независимого Казахстана в законодательстве страны отсутствует понятие "национальное меньшинство", которое по сути своей означает некую этническую группу, представители которой являются гражданами страны, но не принадлежат к коренной национальности.

По определению польского учёного Владислава Чаплинского, национальное меньшинство – это группа людей, живущая и сосредоточенная в одном регионе государства и, соответственно, стремящаяся к автономии.

В Казахстане разные этносы проживают в разных регионах, в стране нет общин, политика межэтнических отношений и модель межнационального согласия, разработанная Первым Президентом страны, позволяет всем народам жить в мире на огромной территории Казахстана.

Все этносы объединены общей судьбой с казахским народом, а потому представляют собой единый народ. Казахстанские идеологи и аналитики никогда не используют понятия "диаспора" и "национальное меньшинство", поскольку это политически и социально неверные формулировки.

Приведём простой пример. На сегодняшний день в Казахстане проживает 3,5 млн русских, что составляет почти 20% от всего населения страны. Эти люди занимаются бизнесом, занимают посты в государственных органах, вносят свой вклад в развитие промышленности, сельского хозяйства, туризма и других важных отраслей экономики. Никто не подвергается дискриминации по национальному признаку, более того, русский язык наравне с казахским используется и официально употребляется в государственных органах. Что касается представителей других этносов, чья численность меньше, ситуация та же. Никто не подвергается какой-либо дискриминации по закону.

Уникальная модель межэтнического согласия и отсутствие таких провокационных понятий как "национальное меньшинство" позволяют Казахстану сохранить стабильность, мир и по-настоящему человеческие отношения между людьми. Каждый гражданин Казахстана понимает, что судьба страны – это судьба всего народа, и только будучи сплочёнными мы можем дать достойный ответ вызовам современности.

Читайте также: