Почему российские родители так держаться за право бить своих детей

Обновлено: 04.07.2024

В уголовном праве ситуация, когда человека бьют, квалифицируется как нанесение побоев либо нанесение вреда здоровью, а также истязание.

За каждое подобное деяние полагается уголовное наказание. Совершение подобных действий родителями в отношении детей является отягчающим обстоятельством преступления.

В современных реалиях в процесс воспитания ребенка довольно часто вмешивается вездесущая опека. Родителей могут обвинять в том, что они воспитывают своего ребенка ненадлежащим образом, плохо о нем заботятся, бьют.

В этой ситуации родителям может помочь адвокат, занимающийся взаимодействием с органами опеки.

Нанесение побоев ребенку

Поскольку не указывается, насколько сильными могут быть болевые ощущения, то шлепок по попе или попытка удержать ребенка, дернув его за руку, при желании могут быть отнесены к побоям.

В связи с этим родители боятся, что ребенок, обидевшись на шлепок, может заявить в полицию. А дети, которые любят манипулировать своими родителями, могут заявить о побоях, даже если шлепка и не было.

Когда встает вопрос о нанесении мамой или папой побоев своему ребенку, органы дознания, как правило, требуют предъявить синяки, царапины или другие физические следы насилия.

Проблема заключается в том, что у большинства детей есть синяки или ссадины, как результат их физической активности, а вовсе не насильственных действий. И выявить, как именно они появились, не представляется возможным. В случае сомнений полиция и опека встает на сторону ребенка.

За первый случай нанесения побоев своему ребенку родителя привлекут к административной ответственности по статье 6.1.1. Это чревато штрафом от 5 до 30 тыс. рублей, арестом на 10–15 суток или общественными работами в течение 120 часов. За второй случай полагается уголовное наказание до 2 лет тюрьмы. Кроме этого, опека может рассмотреть вопрос о лишении родительских прав.

Нанесение вреда здоровью ребенка

Вред здоровью, согласно статьям 115, 112, и 111 УК РФ, подразделяется на легкий, средней тяжести и тяжелый. Легкий вред здоровью человека нанесли, если его у него зафиксирована стойкая, но не долговременная потеря трудоспособности.

Фактом, подтверждающим легкий вред здоровью, являются ушибы головы, мягких тканей, конечностей. За такое полагается штраф до 40 000 рублей, обязательные работы или арест до 3 месяцев.

Вредом средней тяжести считается длительное расстройство здоровья или значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть. Если описывать повреждения, которые считаются вредом средней тяжести, то к ним относят:

  • трещины и переломы мелких костей,
  • вывихи мелких суставов,
  • потерю большого пальца руки,
  • удаление части почки и т.п.

За такой вред полагается ограничение свободы на срок от 1 до 3 лет, общественные работы или тюремное заключение сроком от 6 месяцев до 3 лет. Если это преступление совершил родитель в отношении малолетних детей, то судья имеет право посчитать этот факт отягчающим обстоятельством и дать обвиняемому реальный тюремный срок.

Тяжелым вредом здоровью признается ситуация, когда потерпевший в результате действий обвиняемого некоторое время находился в состоянии, опасном для жизни, или потерял зрение, речь, слух либо какой-либо орган. В эту же категорию попадает утрата органом своих функций.

Это преступление наказывается тюремным заключением сроком до 8 лет. Преступление родителя против своих малолетних детей, как и в предыдущем случае, является отягчающим обстоятельством. Кроме того, такого родителя опека лишит родительских прав, чтобы после освобождения он уже не смог навредить своим детям.

Некоторые дети могут шантажировать отца и мать этим правом, даже если факт побоев выдуман. Если ваш ребенок решил заняться подобными манипуляциями, то стоит объяснить ему, что возможным последствием для него будет переезд в детдом.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Почему нельзя бить детей и чем заменить наказания

Предлагаю разобраться в причинах и последствиях физических наказаний и найти альтернативные методы воспитания.

Можно ли бить детей

Бить детей нельзя, никогда и ни при каких обстоятельствах.

Родитель — значимый взрослый для ребёнка: он знакомит его с окружающим миром, прививает нормы поведения и помогает развиваться. Шлепком или подзатыльником не получится стать ближе ни к одной из этих целей. Зато можно надолго убить в развивающейся личности желание пробовать и проявлять инициативу, и это только одно из последствий побоев.

Чему учат ребёнка телесные наказания

Последствия побоев зависят не от самих физических воздействий, а от того смысла, которым они наполнены. Если родители бьют ребёнка в качестве наказаний, то проблема как раз в том, что наказания используются в воспитательных целях. С этой точки зрения нет принципиальной разницы в способах: отлупить ремнём или тапком, запереть в комнате или не пустить гулять. Плохо работают все наказания.

В дальнейшем такой человек учится быть удобным для всех, лишь бы снова не сталкиваться с побоями и другими проявлениями силы в свой адрес.

Психологические последствия

С психологической точки зрения из-за телесных наказаний ребёнок впитывает незрелые установки личности, с которыми ему сложно идти по жизни и развиваться.

Другие лучше знают, что мне нужно

Навязанные ориентиры могут быть хорошими. Но беда в том, что не сам ребёнок выбирает ориентиры и не сам контролирует движение к ним. Принуждая к хорошему, мы лишаем себя возможности понять мотивы детских поступков. А ребёнок лишается практики проявления инициативы и принятия ответственности. Поэтому либо становится пассивным и постоянно ищет указаний от окружающих, либо бунтует и постоянно нарушает правила.

Делать плохое можно, попадаться нельзя

Когда родители бьют ребёнка, они не спрашивают, что им движет. Но за детским поведением всегда стоит какая-то внутренняя правда и нужда. Если из-за запрета малыш не реализовал эту нужду, он будет пытаться найти обходные пути. А наказания-то не хочется — значит, логично стараться не быть наказанным.

Это прямой путь к вранью. Ребёнок будет стараться скрывать поступки и использовать стратегию избегания где надо, и где не надо. Попытки спрятаться от проблемы будут ухудшать положение, потому что эта стратегия заведомо провальная — рано или поздно правда вылезает наружу. И тогда малыш оказывается не просто человеком, который нарушил правила или родительскую волю, но ещё и тем, кто врёт и подло себя ведёт.

Такое поведение могут называть по-разному, но всё равно это будет какая-то гадость, которая появится в детском опыте:

Кто сильный, тот и прав

Ещё одно возможное последствие побоев — ребёнок начинает быть циником. Он понимает, что сильный прав и надо быть сильным — состоять совсем не в тёплых, человеческих, вдумчивых, осознанных отношениях, а пытаться всех заставлять.

Здесь есть определённые сложности, и мы ищем баланс: как сделать к максимальному обоюдному счастью. Тем не менее очевиден базовый тренд на то, что слабый прав. Именно к нему мы будем двигаться и находить какие-то решения. Это видно из тех тенденций, которые происходят в развитии общества. Сподвигая думать, что прав сильный, мы прививаем неправильные установки и модели поведения.

Можно делать что угодно, главное потом расплатиться

Ребёнок может решить, что можно делать что угодно, а потом каяться. Съесть конфету, которую мама запретила брать, а потом взять ремень, пойти и доложить, что теперь меня нужно побить. Или самому себя побить, после того как съел конфетку.

Это не очень продуктивный вариант, ведь мы не хотим постоянного раскаянья, саморасплаты и продолжения нарушения правил. Мы хотим, чтобы малыш учился ограничивать себя и не брать конфеты без разрешения.

Чтобы получить внимание, нужно сделать непозволительное

Всем детям важно внимание значимых взрослых, причём эмоционально заряженное. Когда мама бьёт ребёнка или кричит, то эмоциональный заряд происходящего очень большой. Он со знаком минус, но в нём много энергии.

Система наказаний подразумевает, что пока всё идёт хорошо, реагировать не нужно. Вот когда потребуется наказание, вот тогда… В итоге получается, что мы не очень эмоционально реагируем на что-то хорошее, но при этом очень эмоционально — на нежелательное поведение. Крик, побои и толчки вызывают ответные сильные эмоции. И этот заряд может стать настолько притягательным, что ребёнок будет стремиться получить хоть такую энергию. Даже ценой того, что будет делать плохие вещи и получать за это плохое в ответ.

Никому не могу доверять

Если в основе детско-родительских отношений лежит оценивание успехов ребёнка, а родитель – жандарм, то трудно ожидать доверительности. В такой системе ценностей опасно делиться сомнениями, трудностями, слабостями: вдруг меня осудят, а то и накажут?

Страх быть наказанным может приводить к тому, что ребёнок вовремя не просит помощи, вовремя не рассказывает что-то, что было бы важно родителю знать. По статистике дети, подвергающиеся насилию, чаще оказываются жертвами насилия или сами ведут себя агрессивно. Их внутренний компас неприемлемого сбит. И даже когда они понимают, что попали в неприятности, страх мешает обратиться к взрослому.

Лучше не отсвечивать

В краткосрочной перспективе может показаться, что наказания работают — ребёнок перестаёт лезть куда не следует. Но когда нужно будет проявить ответственность и инициативность, окажется что он уже не умеет. А заставить быть инициативным и самостоятельным нельзя, потому что невозможно принудить к самостоятельности.

Самостоятельность можно только сохранить, поддержать и дать малышу больше возможностей приобрести инструменты реализации своей самостоятельности. Всё более сложно и эффективно, с каждым разом на новом уровне. Свобода двухлетки отличается от свободы ребёнка трёх лет и свободы подростка. В каждом возрасте разные возможности, разная самостоятельность и разная ответственность, которую он может на себя взять. Но в каждом возрасте эту ответственность ему необходимо давать, иначе происходит атрофия инициативы, которая потом очень сложно возвращается.

Реабилитировать инициативность в глазах ребёнка — это уже психотерапевтическая задача. Иногда она решается, а иногда травма остаётся и проявляется как шрам безынициативности.

Если взрослый позволяет себе бить ребёнка, он показывает плохой пример. Не только потому, что через десять или двадцать лет сын может замахнуться на отца, а дочь влепить пощёчину матери. В силу возраста ребёнок принимает действия мамы и папы за правило. Учится у нас тому, что выставит его чужим, этаким старомодным дикарём в обществе, где побои — не вариант нормы.

Привычка бить ребёнка не соответствует общей культурной норме, которая является уже общепринятой в большинстве стран мира. Уровень насилия в современных обществах постоянно снижается.

Да, мы много чем ещё недовольны, никуда не делась преступность. Но 200 лет назад было совсем по-другому. Люди гораздо чаще прибегали к физическому воздействию друг на друга, чем в наше время. Даже 50 лет назад дети совершенно иначе играли между собой, совершенно по-другому взаимодействовали между собой взрослые.

Например, у В. С. Высоцкого мы читаем:

Детям вечно досаден
Их возраст и быт —
И дрались мы до ссадин,
До смертных обид,
Но одежды латали
Нам матери в срок,
Мы же книги глотали,
Пьянея от строк.

То есть даже самые читающие дети дрались и не совсем понарошку играли в мушкетёров или солдат, которыми были их отцы. В сельской местности среди молодёжи было вполне распространённым развлечением пойти и подраться в выходной день с юношами соседней деревни.

Сейчас реальность иная, это нельзя не признать. Вы это уже знаете, а дети узнают от вас. Или не узнают — и тогда мы подведём наших детей. Они ведь рассчитывают узнать именно через нас, какими быть людьми в современном мире.

Во многих странах физические наказания детей преследуются по закону: назначают штрафы и тюремные сроки. В России такой жёсткой регулировки родительского поведения пока нет. Но даже без законов стыдно избивать ребёнка прилюдно. Этот стыд — хороший маркер того, что взрослый подаёт искажённый пример культуры поведения в обществе и тем самым дезинформирует малыша — учит тому, что не одобряется в социуме. Это плохая подготовка к счастливой жизни, будем честны.

Физические последствия

Силу удара рассчитать сложно, поскольку он наносится под действием эмоций. Это делает шлепки и затрещины особенно опасными для малышей.
Родители, которые бьют детей, редко отдают себе отчёт в рисках для здоровья. Например, несильный, по ощущению взрослого, удар по голове малыша может привести к микротравмам головного мозга, его дисфункции, кровоизлиянию, гематоме.

Удар по губам может закончиться травмами висков и лобных долей.

Внутри ребёнка всё сжимается от страха перед ударом и ужаса после него. В такие моменты замедляется кровоток, развивается гипоксия, могут начаться проблемы с пищеварением, концентрацией внимания.

Тяжёлыми физическими последствиями могут стать гематомы, синяки, боли непонятного происхождения, вывихи, нарушения работы органов и даже летальный исход. Задаваясь вопросом о том, почему нельзя бить ребёнка, важно осознавать это.

Причины рукоприкладства, и как с ними работать

Возможны два варианта:

  1. Телесное наказание. Родитель считает, что есть ситуации, когда нужно бить детей для их же пользы в воспитательных целях. Это своего рода правило, которое соблюдается с постоянством.
  2. Рукоприкладство. Родитель считает, что бить детей нехорошо, но в некоторых ситуациях теряет контроль, терпение или просто не знает, как поступить иначе.

У каждого варианта ярче проявляются разные неблагоприятные последствия, о которых я рассказала выше.

Задаваясь вопросом о том, можно ли бить ребёнка в целях воспитания, осознать, что побои неприемлемы, — половина дела. Часто родители понимают, что бить детей не нужно. Но в полевых условиях что-то идёт не так: шлепки, подзатыльники и пощёчины применяются не для, а почему. Это способ выплеснуть гнев или раздражение, потому что не удалось найти более зрелого аргумента.

Рассмотрим причины, по которым родители применяют телесное наказание и рукоприкладство, и способы свести их на нет.

Нестабильность взрослого. Чаще срываются взрослые, которых самих в детстве били. Которые в раннем детстве впитали побои как допустимую норму и не имели возможностей в достаточной степени прожить собственные эмоции: взаимодействовать, управлять, понимать, рефлексировать. Такие непрожитые травмы приводят к тому, что родитель не очень хорошо справляется с эмоциями в трудные моменты. И когда возникает сложный момент в воспитании, у мамы или папы просто нет достаточных ресурсов зрелой личности.

В этом случае проблемы воспитания — дополнительный повод заняться собой, найти варианты самопомощи или помощи психолога.

Нестабильность требований. Часто не могут сдержаться родители, у которых ресурс личности достаточный, но не хватает воспитательных навыков. Тогда срывы в физическое воздействие связаны со сложной ситуацией, создаваемой нестабильностью требований.

Как это может выглядеть в жизни:

Такой подход дезориентирует ребёнка — ему нужны чёткие и стабильные границы и правила. Если они плавают, становится гораздо тяжелее их понять, и потому гораздо тревожнее. Применение физических наказаний ситуацию только ухудшает. Мало того, что не получается разобраться, чего от меня хотят и как это дать, так ещё и больно, страшно, обидно и вместо утешающих и поддерживающих — рассерженная мама или гневный папа.

Как мы увидели, кажущаяся простота наказания оборачивается большими сложностями в будущем. Ведь там, где есть наказание, сложно найти уважение и выстроить диалог. А они намного важнее и понятнее для ребёнка.

Если мы с раннего возраста воспитываем малыша в традициях уважения, диалога и передачи посильной ответственности, то получаем совершенно другого ребёнка и другие взаимоотношения с ним.

Вместо наказания мы выбираем сложный путь воспитания:

  • Вкладываем усилия в то, чтобы разбираться, что и почему с малышом происходит.
  • Уважаем детские устремления и желания, вне зависимости от того, смогли ли их понять.
  • Учимся договариваться: выясняем, кто чего хочет и как прийти к совместному результату. .
  • Работаем над собой — учимся конструктивно проявлять эмоции; учим тому же ребёнка.
  • Устанавливаем последовательные чёткие правила и следим за их соблюдением.

Подавайте качественный пример диалога и создавайте благоприятные условия для самостоятельности. И рано или поздно вы обнаружите, что ваш ужасный двухлетка повёл себя мило, несносный трёхлетка проявил сдержанность, шумный дошкольник терпелив, засыпающий тысячами вопросов школьник ищет и использует информацию сам, изводивший вас возмутительный подросток — предлагает варианты решения проблем с правилами. А вас совершенно не тянет стукнуть ребёнка в момент, когда он неудобен.

Альтернативы шлепкам и подзатыльникам

Вот несколько методов, которые помогут перейти от побоев и наказаний к уважительному воспитанию.

Рассмотрим на примере, когда двухлетний малыш разбил чашку. Любая реакция взрослых вызовет ответную реакцию. Сравните:

Ребёнок разбил чашку и подметает осколки

Вместо того чтобы плакать от побоев, малыш спокойно учится исправлять свои ошибки

Подготовленный родитель понаблюдает, сделает выводы и предложит альтернативу. А малыш вместо неудачи почувствует успех.

Вникать в происходящее затратно, но при этом мы даём ребёнку именно то, в чём он нуждается, помогаем найти способы быть хорошим. Сами учимся вести переговоры и узнавать другого человека, и учим тому же сына или дочь.

Давайте больше самостоятельности. Организованная с учётом возможностей и потребностей возраста среда позволяет ребёнку успешно проявлять инициативу, учиться делать выбор, действовать самостоятельно. Такая альтернатива наказанию — ценнейший подарок, который можно дать своим детям.

Уберите накал эмоций из нежелательных ситуаций. А в моменты, когда малыш сотрудничает, соблюдает правила, доводит до конца начатое — давать больше качественного общения. Не концентрироваться на плохом, фокусироваться на успехах, замечать их и давать самому похвалить себя за удачу, используя описательную похвалу.

Контейнируйте эмоции. С малышами своевременное контейнирование эмоций может практически моментально в разы сократить количество проблемных эпизодов. Контейнирование — это когда взрослый забирает себе часть детской боли, разрешает открыто поплакать и проговорить свои эмоции.

Планируйте качественно проведённое время. Это время, которое мама или папа тратят на то, чтобы быть именно с ребёнком. Максимально видеть его самого — переживания, нужды и эмоции такими, какие они есть. Это та самая суть человеческих взаимоотношений и соприкосновение душ.

Оно происходит, когда нет оценивания:

  • справляешься/не справляешься,
  • хороший/плохой,
  • сделал/не сделал.

Качественное время — это то, что мы сами хотим от других людей: душевное тепло, совместно разделённый опыт, общие занятия, интересности и впечатления.

Что делать, если альтернативные методы не работают

Альтернативные методы заработают не сразу, к этому нужно быть готовым. И чем глубже корни проблемы, чем чаще родитель наказывал ребёнка телесно, тем больше времени понадобится и взрослому, и малышу, чтобы перестроиться. Привыкнуть к новой стратегии разрешения разногласий.

Сначала обоим будет сложно. Но если родитель будет работать над собой, своим подходом к воспитанию и учиться слышать своего малыша — со временем получится прийти к гармонии и понять причины действий ребёнка.

Однако если родитель видит, что время идёт, но изменений в лучшую сторону нет, необходимо обратиться за помощью к детскому психологу. В некоторых случаях — посетить психолога, психотерапевта и самому. Это поможет разобраться в проблеме с большей вероятностью успеха и не потерять время на долгое самостоятельное распутывание своих внутриличностных конфликтов.

Что делать, если вы сорвались

Старайтесь узнать больше информации, которая помогает быть более компетентным родителем. Тогда появится больше инструментов и осознанности для успешного взаимодействия с ребёнком. Репертуар поведения расширится, и постепенно станет меньше срывов, уйдёт чувство беспомощности и нересурсные состояния.

Нормально не быть в ресурсе время от времени. Если же ситуация возникает регулярно, — это значит, что взрослый не смог вовремя о себе позаботиться. Не в ресурсе мало что можно дать малышу. Искать свои слабые места и вовремя возвращать себе ресурс — первый шаг к родительской компетенции.

Мы нужны своим детям. Малыши плохо справляются со своими эмоциями. Чем они младше, тем меньше у них навыков развитой личности, которые помогают успешно справляться с эмоциями. Зато есть незрелая нервная система, в которой эти эмоции бурлят совершенно не так, как у взрослого человека. То есть задача у детей тяжелее, а инструментов меньше.

Потому мы говорим о контейнировании и необходимости поддерживать. Дети только учатся конструктивно реагировать на своё состояние. Родитель тут — и пример, и опора.

Нам не нужно становиться идеальными прежде, чем быть в силах позаботиться о своих детях. Но полезно иметь некоторый запас зрелости, чтобы быть компетентным родителем. Искать помощи и поддержки извне, если не справляемся, — тоже показатель зрелости.

Коротко о главном

Мини-курсы для родителей от 199 руб.

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов


Мы думаем, что над своими детьми могут издеваться только неблагополучные родители, которые имеют зависимость либо проблемы с психикой. Нормальные родители, обычные мамы и папы, не бьют, они воспитывают. По-крайней мере, редко кто из взрослых готов вслух признать, что избивает своего ребенка за плохую оценку или невымытую оценку, что дает оплеуху, потому что достал, кричит со злости. Нет, все это делается в благих целях, потому что по-другому он не понимает.

Физические наказания – это традиция, которая своими корнями уходит в глубь веков. Возможно, поэтому мы не видим главной проблемы – насилие сильного по отношения к слабому. Дети во всем зависимы от родителей, которые вместо того, чтобы быть взрослыми, становятся в позицию жертвы “я так делаю, потому что вынужден, ты не понимаешь, не хочешь делать, как я говорю”. Но жертвы, которая обладает силой и властью наказывать. Поркой родители показывают, что они не умеют решать проблемы и находить общий язык с ребенком и одновременно показывают свою слабость. Они действительно не умеют, потому что слишком слабы, чтобы изменить себя.

Психолог Марина Байдюк выделили 5 причин, по которым родители продолжают бить своих детей, даже понимая, что поступают плохо. Не всегда взрослые понимают те причины, которые ими движут. Если разобраться с тем, что на самом деле беспокоит родителя, то можно избежать насилия в воспитании.

Почему родители бьют своих детей

Случаи семейного насилия над ребёнком встречаются довольно часто. Дети подвергаются избиению не только в неблагополучных семьях, но и во вполне интеллигентных, где родители – успешные, состоявшиеся люди, пользующиеся авторитетом среди коллег и уважением руководства.

А дома они превращаются в тиранов, жертвами которых становятся самые слабые в семье – дети.

При этом далеко не каждый родитель готов признать, что он бьёт своего ребёнка. Большинство из них будут рьяно отрицать это и даже осуждать.

Так почему же родители, понимая, что рукоприкладство ‒ неправильный метод воспитания, продолжают бить своих детей?

Причины насилия над ребёнком

Я как психолог выделила бы несколько наиболее распространённых причин, почему родители бьют своих детей.

Желание самоутвердиться. Каждому человеку нужно чувствовать себя успешным хотя бы в какой-то сфере – на работе, дома, с друзьями, в своём хобби. Ему необходимо признание его заслуг другими людьми.

Такого человека необходимо останавливать сразу, иначе он окончательно поверит в свою безнаказанность и станет домашним тираном не только для детей, но и для жены, других родственников, соседей. Ничем хорошим это точно не закончится.

Но они забывают о том, что мир с каждым годом становится всё более цивилизованным. И варварские методы воспитания не менее эффективно могут быть заменены на другие: разговор по душам с ребёнком, объяснение ему своей позиции и пользы правильных поступков, поощрение. И, что самое главное, – уважительное отношение и общение на равных, а не с позиций силы.

Бессилие и ощущение собственной беспомощности в попытке оказать влияние на ребёнка. Да, согласна, с некоторыми детьми бывает трудно удержаться от подзатыльника.

Но если у вас не получается договориться с ребёнком по-хорошему, то и от применения силы пользы тоже не будет. Поэтому единственный выход – искать подход и те душевные струны, воздействие на которые может оказать положительный эффект. Это трудно, но быть родителем ‒ вообще непростое дело.

Искренняя убеждённость, что таким методом можно вколотить в ребёнка правильные манеры, желание учиться, слушаться родителей. Жаль разочаровывать таких людей, но пользы от такого воспитания не будет.

Вы только озлобите собственного сына или дочь, заставите бояться вас, но никак не уважать. Более того, применяя грубую силу, вы растите из ребёнка закомплексованного человека, неуверенного в себе, боящегося не только высказывать, но даже иметь собственное мнение.

Это может наложить на всю его жизнь негативный отпечаток, лишить его счастья и возможности самореализации.

Сексуальная неудовлетворённость. Часто бывает, что неудачи в личной жизни родители переносят на детей просто потому, что это самый простой способ выместить свою злость и расстройство.

У мужчины случаются срывы в постели, и он вместо того, чтобы обратиться к врачу, хватается за ремень при малейшей провинности сына.

Женщина страдает от отсутствия близости с мужем и в раздражении может сурово наказать ребёнка за недостаточно высокую оценку или ошибку, допущенную в диктанте.

Как обойтись без насилия?

Можно ли обойтись без рукоприкладства в воспитании детей? Я убеждена, что да. Я ни в коем случае не призываю отказаться от наказания ребёнка за провинность в принципе. Оно необходимо и должно соответствовать степени проступка.

Но я уверена, что гораздо более тяжёлым наказанием являются не побои, а моральное воздействие.


В современном обществе жестокое обращение с детьми не является редкостью. Представители подрастающего поколения достаточно часто сталкиваются с моральным или физическим насилием со стороны родителей, учителей или других взрослых. При этом законодательство четко устанавливает меры допустимого при общении с детьми как для родителей и участников системы образования, так и всех членов общества. Многие взрослые и дети, чьи интересы были нарушены, хотят узнать, имеют ли право родители бить детей.

Законно ли это?

мать кричит на дочь

Избивать детей категорически запрещено законом. На вопрос, имеют ли право родители бить детей, ответ однозначно отрицательный. Законодательство защищает ребят от любого насилия, устанавливая жесткие меры наказания за подобные действия. С одной стороны, криминальная ответственность наступает за избиение любого человека, как взрослого, так и ребенка. С другой – закон предусматривает усиленную уголовную ответственность за причинение ущерба здоровью несовершеннолетнего.

На вопрос, право имеют ли родители бить своих детей, закон дает точный ответ. В статьях Семейного кодекса четко указано, что родители или опекуны не имеют права применять меры физического насилия по отношению к ребенку.

Наказание за избиение детей

отец бьет дочь

Не совсем уместно спрашивать, могут ли родители бить своих детей. Подобные действия однозначно являются незаконными и влекут за собой наказание. В зависимости от тяжести нанесенного ребенку вреда, применяется уголовная или административная ответственность по отношению к лицу, нарушившему права ребенка. Некоторые взрослые, не зная ответа на вопрос, имеют ли право родители бить детей, при обращении с ребенком преступают рамки закона. В некоторых случаях такие взрослые могут быть лишены родительских прав сотрудниками органов опеки.

Уголовная ответственность

отец кричит на дочь

Несовершеннолетие потерпевшего, который был подвергнут моральному или физическому насилию, всегда выступает отягощающим фактором при рассмотрении уголовного дела. В такой ситуации судья должен тщательно изучить обстоятельства совершения преступления и психологический портрет преступника до вынесения приговора. В зависимости от тяжести преступления, виновный может быть приговорен к разной степени ответственности. К виновным применяются меры от устного предупреждения до длительного тюремного заключения.

В законодательстве сказано, что родители и опекуны должны всячески отстаивать и защищать законные интересы ребенка. Любое насилие в адрес несовершеннолетних категорически запрещается. В качестве наказания за ненадлежащее исполнение своих обязанностей Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает для родителей и опекунов лишение прав опеки над ребенком, а вот Уголовный кодекс предусматривает более серьезную ответственность.

Если родители бьют ребенка, статья 156 УК РФ, в зависимости от тяжести преступления и степени вины, предусматривает такие меры ответственности:

  • материальная в виде штрафа;
  • дисциплинарная в виде общественных, исправительных или принудительных работ;
  • уголовная в виде лишения или ограничения свободы.

Аналогичная ответственность также предусмотрена для лиц, которые временно выполняют обязанности родителей или являются опекунами пострадавшего ребенка. Наличие родственных связей не дает человеку права избивать несовершеннолетних в воспитательных целях.

Реальная статистика

мама бьет дочь

Несмотря на строгое отношение закона к вопросу избиения несовершеннолетних, в Российской Федерации десятки тысяч детей подвергаются моральному или физическому насилию в семье. Такая статистика спровоцирована как общественными стереотипами, согласно которым строгое отношение к детям способствует их воспитанию, так и отсутствием реального контроля со стороны общественности, правозащитных и государственных организаций. Как правило, родители привлекаются к ответственности за жестокое обращение с детьми только в том случае, когда ситуация вызывает сильный общественный резонанс.

С другой стороны, в последнее время наблюдается активизация деятельности органов опеки над детьми, которые активно занялись выявлением неблагополучных семей, в которых дети подвергаются домашнему насилию со стороны взрослых. Государственные чиновники не всегда инициируют процесс лишения родительских прав сразу. Если действия по избиению детей не несут системного характера, а семья признается благополучной, сотрудники службы опеки часто ограничиваются профилактической беседой с родителями.

В каких семьях дети подвергаются насилию

наказанный ребенок

Статистика показывает, что больше всего домашнему насилию подвержены дети, родители которых активно употребляют спиртные напитки. Стоит отметить, что насилие над ребенком в состоянии алкогольного или наркотического опьянения является отягчающим фактором. Публичное оглашение подобных фактов часто приводит к лишению родительских прав лиц, нарушающих права ребенка под действием алкоголя или наркотических препаратов.

Случаи насилия над детьми чаще наблюдаются в семьях с низким уровнем достатка. Когда у родителей нет возможности свести концы с концами, они часто выплескивают негативные эмоции на детей. Дети из благополучных семей чаще подвержены насилию со стороны взрослых в школе, где рамки дозволенного часто переходят учителя.

Ответственность учителей за избиение ребенка

ребенка критикуют

Работники системы образования также не имеют права оказывать моральный или физический вред ребенку. Учитель не может оскорбить, ударить или унизить несовершеннолетнего. Тем не менее достаточно часто учителя в буквальном смысле травят детей. Такое явление больше актуально для школ, персонал которых состоит из работников старой советской закалки.

Закон защищает интересы детей во время нахождения в школе. Если ребенок был подвержен моральному или физическому насилию со стороны школьного персонала, родители имеют право подать жалобу в местные органы образования. К учителю или другому школьному работнику могут быть предприняты следующие меры:

  • выговор, понижение в должности;
  • увольнение;
  • лишение или ограничение свободы.

Что делать в ситуациях, когда родители избивают ребенка

Положительно отвечая на вопрос, имеют ли право родители бить детей, многие взрослые мотивируют это тем, что ребенок является собственностью своих родителей. Такое мнение является ошибочным. Многие люди просто не знают, что делать в ситуациях, если родители бьют ребенка, куда обращаться. При выявлении подобных фактов стоит сразу написать заявление в полицию или жалобу в органы опеки.

Если родители бьют ребенка, что делать воспитателю? Работники системы образования также обязаны подать жалобу в органы опеки или обратиться в полицию в ситуациях, если выявлены факты домашнего насилия над несовершеннолетним.

Насилие над детьми – актуальная проблема для России. Хоть закон всестороннее защищает права несовершеннолетних, нет реальных действий со стороны общественности по выявлению и огласке подобных фактов. Ответственность за воспитание будущего поколения лежит на каждом члене общества. Если человек становится свидетелем жестокого обращения с ребенком, не стоит оставаться равнодушным к проблеме, нужно сразу обращаться в правоохранительные органы.


Одни родители бьют детей в воспитательных целях, вторые — от бессилия бороться с разрушительной активностью своего ребенка, третьи — от незнания, как поступать иначе, а четвертые — из-за наследственной модели поведения, которая передается в семье из поколения в поколение. Можно ли бить детей? Как физические методы наказания отражаются на психике и здоровье ребенка? На эти вопросы нам ответили детский психолог Юния Корнеева и невролог Виктория Габышева.

Можно ли бить ребенка

Допустимо ли физически наказывать детей за мелкие проступки — разбили вазу, уронили горшок с цветком, отобрали игрушку у другого малыша, оторвали обои, сказали непристойное слово?

В. Г.: Если вы решили шлепнуть ребенка, то сначала встаньте на его уровень: опуститесь на колени или присядьте, чтобы быть с ним на одной высоте. А потом подумайте, а чем он сможет вам ответить в случае физического воздействия на него, как сможет постоять за себя.

Что происходит с ребенком в момент наказания?

Ю. К.: Самое главное и самое страшное — это потеря чувства защищенности и безопасности. Того самого чувства, которое является фундаментом для здорового психологического развития ребенка. Этот механизм очень похож на строительство дома: без крепкого и устойчивого фундамента невозможно возвести стены и положить крышу.

Какой возраст считается наиболее чувствительным, когда насильственные методы приводят к серьезным проблемам?

Ю. К.: В любом возрасте физическое наказание — это огромный стресс. До трех лет ребенок эмоционально еще связан с мамой и, если она причиняет ему физическую боль, это непременно сказывается на психоэмоциональном развитии малыша. Но и после трех лет любые физические воздействия непременно оставляют след в его психике. С помощью таких наказаний можно научить ребенка подчиняться, исполнять желания так, как вам удобно. Но не стоит забывать о том, что, уйдя из родительской семьи, он унесет с собой это умение: а кому он будет подчиняться после вас — большой вопрос!

Какие могут быть последствия для психики

На что может повлиять безобидный, по мнению родителей, шлепок по губам и попе или легкий удар ремнем?

Ю. К.: Любое физическое наказание, будь то удар, шлепок, подзатыльник, резкое одергивание за руку, действует на ребенка одинаково негативно. Физическое воздействие на ребенка — это как чинить микросхему кувалдой. При таких методах тормозится психосексуальное развитие: природные качества и таланты остаются неразвитыми. Это как сорвать зеленый апельсин с дерева и ждать, что он будет сладким.

В. Г.: Дети, постоянно вздрагивающие от ожидания физического наказания, не способны сосредоточиться ни на игрушках, ни на уроках.

Во время физических наказаний у ребенка может выработаться страх перед родителями: с течением времени это перерастает в невроз, глубокую обиду и ненависть. На фоне такого состояния малышу легче не подходить к маме и папе, сидеть в уголочке, играть одному. Такой ребенок потом очень тяжело адаптируется в окружающем мире: в общении со сверстниками и другими людьми в детском саду, школе.

Ребенок, которого в детстве били, выходя в свет, всегда очень насторожен: к резким движениям, звукам. Не может найти друзей, ему тяжело довериться кому-то, причем в отношениях со второй половиной тоже. В будущем у него — низкая самооценка и уверенность в жизни и себе. А еще его будет всегда преследовать право сильного: либо он будет чувствовать чью-то силу над собой, либо сам начнет применять ее в отношении тех, кто слабее его — детей, своего партнера.

Как физическое насилие влияет на ощущение личных границ?

В. Г.: Если вы отшлепали малыша в 1,5–2 года, то значит вы позволили прикасаться к его телу жестоко. В тот момент, когда ребенок выйдет в окружающий мир, он будет понимать, что к нему можно прикасаться с силой, грубостью, ненавистью и гневом. Так нарушается граница неприкосновенности.

Как физические наказания влияют на здоровье ребенка

По каким частям тела никогда нельзя бить и почему?

В. Г.: Если ударить ребенка по голове, у него может быть минимальная мозговая дисфункция, гематома, кровоизлияние, микротравма головного мозга. Если ударить по губам, то это может привести к травмам в области виска или лобных долей.

Невозможно рассчитать силу удара, потому он наносится чаще всего в эмоциональном порыве. А потом, кроме физических последствий, можно заметить, что ребенок стал меньше понимать все, плохо разговаривать.

У таких детей начинает наблюдаться дефицит внимания, гиперактивность.

Нужно ли перенимать родительский опыт

Есть ли какая-нибудь статистика, как выросшие дети, которых раньше били, поступают уже со своими детьми?

В. Г.: В 90% случаев избиваемый ребенок будет поступать так же, потому что он не знает другого способа. Но есть и те, кто, повзрослев, понимают, что не хотят поступать таким жестоким образом со своим малышом.

Как правильно наказывать детей

Какие есть правила, как, избегая шлепков и ударов, реагировать на провинности ребенка?

Важно помнить, что мы наказываем ребенка для того, чтобы что-то ему объяснить, научить, расставить границы дозволенного, а не унизить, оскорбить и обидеть.

Читайте также: