Почему прекратили выплаты переселенцам

Обновлено: 02.07.2024

Как и во многих других странах, в России государство оказывает социальную и материальную поддержку беженцам и вынужденным переселенцам. Какие виды помощи являются более значительными, чем другие, но для людей, которым пришлось бросить постоянное место жительства и перебраться в другую страну, любая помощь кажется существенной. Давайте выясним, какие полагаются льготы переселенцам в 2022 году.

Кто признается вынужденным переселенцем

Статус вынужденного переселенца является действительным в течение 5 лет, после чего он аннулируется.

Согласно действующему законодательству, вынужденным переселенцем называют гражданина России, который оставил привычное место проживания из-за того, что его самого или его семью преследуют, подвергают насилию, если имеется реальная угроза преследования из-за религиозных убеждений, национальной и расовой принадлежности, языка, политических убеждений, принадлежности к какой-либо социальной группе. Указанные отличия переселенца и членов его семьи должны были стать основанием для организации враждебных кампаний против него или группы лиц, а также нарушения общественного спокойствия.

Вынужденный переселенец должен соответствовать следующим условиям, чтобы получить соответствующий статус и претендовать на какие-либо льготы со стороны федеральный и региональных властей:

  • должен являться гражданином РФ, который не по собственной воле оставил прежнее место жительства, расположенное за пределами России, и переехал в Россию;
  • должен иметь российский паспорт и быть вынужденным оставить привычное место проживания, расположенное в каком-либо регионе России, и перебраться в другой регион России.

Кроме того, вынужденные переселенцы — это еще и граждане бывшего советского союза, которые проживали на постоянной основе на территории одной из республик-участниц СССР, которые приобрели статус беженца в России и затем утратили данный статус из-за вхождения в гражданство РФ, при условии наличия оснований, по которым они не смогли обустроиться во время действия статуса беженца на территории РФ.

Льготы переселенцам: обеспечение жильем

Поскольку бюджет программы весьма ограничен в виду финансового кризиса в стране, решено было вместо квартир предоставлять переселенцам субсидии (социальные выплаты) на самостоятельную покупку квартиры. Обладатель статуса вынужденного переселенца оформляет именной жилищный сертификат, который в последствии дает ему право на получение целевых средств.

Данная мера положительно повлияла на ход реализации программы, поскольку решение проблем с жильем было существенно ускорено, переселенцы смогли реализовать свое право на свободный выбор места проживания, жилье было выбрано такое, которое соответствовало бы нормам площади и санитарным и техническим нормам, покупка жилья на рынке недвижимости позволила сразу оформлять ее в собственность.

Жилищная субсидия выплачивается получателю в безналичной форме путем перевода средств на счет в банке из денег государственного бюджета. Социальная выплата считается совершенной с даты исполнения банковским учреждением распоряжения владельца счета о перечислении средств субсидии в счет оплаты купленной квартиры, оформленной по договору купли-продажи, предъявленному владельцем банковского счета.

Льготы переселенцам: социальное пособие

Обладателям статуса вынужденного переселенца выплачивается небольшое социальное пособие. Выплата предоставляется разово не только лицу, оформившему свидетельство о проведении регистрации ходатайства о присвоении ему статуса вынужденного переселенца, но и каждому из членов его семьи, включая всех несовершеннолетних. Размер пособия составляет 100 рублей.

Величина пособия увеличивается в случае, если семья переселенца признана малообеспеченной. Тогда на самого обладателя свидетельства о приеме ходатайства на присвоение статуса вынужденного переселенца и на каждого из членов его семьи, включая детей младше 18 лет, выделяется по 150 рублей. Выплата производится только один раз — это не регулярное пособие.

Чтобы оформить данное пособие, необходимо обратиться в региональное отделение ГУВМ МВД (бывшего УФМС) по месту пребывания семьи переселенца и подать письменное заявление, в котором указываются все переехавшие с переселенцем члены семьи. К документы прикладываются ксерокопия паспорта и свидетельство о присвоении статуса вынужденного переселенца.

Специалисты МВД могут потребовать предоставления дополнительных документов, если оформляется пособие в повышенном размере. Оно может быть получено:

  • одиноко проживающими пенсионерами;
  • одиноко проживающими инвалидами;
  • семьями, состоящими только из инвалидов и/или пенсионеров;
  • матерью-одиночкой или отцом-одиночкой с несовершеннолетним ребенком/детьми;
  • многодетными родителями, воспитывающими 3 и более несовершеннолетних детей.

Льготы переселенцам: компенсация провоза багажа и переезда

Семье вынужденного переселенца, помимо жилья и социальных выплат, полагается также компенсация стоимости билетов и перевозки личных вещей. Чтобы получить выплату, необходимо в течение 10 дней после регистрации в региональном отделении ГУВМ МВД по месту пребывания подать здесь же заявление по утвержденному образцу о возмещении затрат на переезд и на перевозку личных вещей. В заявлении необходимо прописать имена всех переехавших несовершеннолетних членов семьи.

Деньги будут перечислены на банковский счет. Размер компенсации не может превысить величину фактически понесенных расходов. Возмещение затрат предоставляется по правилу — не более 100 кг груза на одного члена семьи заявителя. Будут учитываться тарифы на перевозку грузов выбранным транспортом.

Чтобы претендовать на получение компенсации за переезд и провоз багажа, следует выбирать:

  • автобус общего типа при использовании автомобильного транспорта;
  • салоны эконом-класса при перелете на воздушном транспорте;
  • места 3 категории кают судов транспортных маршрутов, если используются услуги водного транспорта;
  • места 4 категории кают судов транспортных линий при переезде морским транспортом;
  • плацкартные вагоны поездов при следовании железнодорожным транспортом.

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 19.02.1993 № 4530-I О вынужденных переселенцах
Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 О предоставлении жилищной субсидии переселенцам
Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 № 724 О выплате социального пособия вынужденному переселенцу

Типичные ошибки

Ошибка: Гражданин, переехавший из одного региона России в другой по причине отсутствия возможности трудоустроиться, претендует на льготы для переселенцев.

Комментарий: Для получения льгот, предназначенных для переселенцев, нужно доказать, что переезд был совершен по причине угроз или преследований переселенца и членов его семьи.

Ошибка: Вынужденный переселенец, имевший реальные причины для переезда в другой регион России, претендует на получение льгот без предварительного оформления официального статуса переселенца.

Комментарий: Прежде чем обращаться за льготами для переселенцев, необходимо узаконить свой статус, получив свидетельство о регистрации ходатайства на присвоение статуса переселенца.

Ответы на распространенные вопросы про льготы переселенцам

Вопрос №1: Можно ли считать преследование со стороны властей лица, подозреваемого в совершении преступления, которого он в действительности не совершал, поводом для получения статуса вынужденного переселенца?

Ответ: Нет, а такой ситуации остается только сдаться властям и доказать свою невиновность, после чего продолжать жить прежней жизнью.

Вопрос №2: Супруг фигурировал в уголовном деле как подозреваемый, но был оправдан и отпущен на свободу, однако, соседи с тех пор относятся к семье враждебно. Можно ли считать это поводом к переселению и получению соответствующего статуса?

Ответ: Да, но только в том случае, если семья получает реальные угрозы, а не только упреки или насмешки со стороны соседей.

? Видео-советы. Какая помощь есть переселенцам в РФ по Госпрограмме ?

В видео раскрывается информация о помощи переселенцам в РФ по Госпрограмме. Конкретные первые шаги на подачу документов для РВП⇓

Что делать если переселенцу прекратили выплату пенсии?

Внутренне перемещенные лица (переселенцы) имеют право получать заслуженную пенсию на подконтрольной украинской власти территории по месту выдачи справки о взятии на учет внутренне перемещенного лица. При этом за проведением выплат пенсий переселенцам осуществляется усиленный контроль со стороны государства.

Виды проверок переселенцев

Установлены различные виды проверок переселенцев, по результатам которых выплата пенсии может быть прекращена:

Механизм осуществления контроля за выплатами переселенцам

Контроль за проведением социальных выплат внутренне перемещенным лицам осуществляют структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения районных, районных в г. Киеве госадминистраций, исполнительных органов городских, районных в городах советов (в народе – Собес) путем посещения фактического места проживания переселенца и составления акта обследования материально-бытовых условий семьи.

Периодичность проведения проверки Собесом

Собес осуществляет очередные и внеочередные проверки переселенцев.

Очередная проверка осуществляется 1 раз в 6 месяцев.

Дополнительная проверка может проводиться в случаях:

По результатам проведения проверки, в случае если переселенец отсутствовал по фактическому месту проживания и не явился в Собес в течение шести рабочих дней после проведения проверки, Собес, при наличии оснований, принимает решение об отмене действия справки о взятии на учет внутренне перемещенного лица и вносит на рассмотрение Комиссии по вопросам назначения (восстановления) социальных выплат внутренне перемещенным лицам представление о прекращении социальной выплаты такому лицу.

Основания прекращения выплаты пенсии:

  1. установление факта отсутствия внутренне перемещенного лица по фактическому месту проживания;
  2. рекомендаций Минфина по фактам, выявленных при осуществлении верификации социальных выплат;
  3. факта отмены справки внутренне перемещенного лица.

Комиссия в течение пяти календарных дней рассматривает представление о прекращении социальных выплат и принимает соответствующее решение.

Порядок восстановления выплаты пенсии

Переселенец имеет право на восстановление выплаты пенсии. Для этого необходимо заново пройти ту же процедуру, что и для первоначального назначения выплаты пенсии:

Первый шаг – получить статус внутренне перемещенного лица (в случае отмены действия справки по итогам проверки)

Для получения справки о взятии на учет внутренне перемещенного лица необходимо лично обратиться в Собес с соответствующим заявлением.

При подаче заявления о постановке на учет внутренне перемещенного лица заявитель предъявляет паспорт гражданина Украины с отметкой о регистрации места проживания (пропиской) на неконтролируемой территории. В день подачи заявления бесплатно выдается справка, которая распечатывается на листе формата А4, подписывается должностным лицом уполномоченного органа и скрепляется печатью такого органа.

В случае отсутствия у пенсионера прописки на неконтролируемой территории, он должен предоставить доказательства, подтверждающие факт проживания на этой территории на день возникновения обстоятельств, которые повлекли внутреннее перемещение. Такими доказательствами могут быть: военный билет со сведениями о прохождении военной службы, трудовая книжка с записями о трудовой деятельности, документ, подтверждающий право собственности на движимое или недвижимое имущество, медицинские документы, фотографии, видеозаписи и т.д. В таком случае Собес обязан рассмотреть заявление в течение 15 рабочих дней и принять решение о выдаче справки или отказе в ее выдаче.

Справка о взятии на учет внутренне перемещенного лица действует бессрочно.

Второй шаг – обратиться в Пенсионный фонд Украины

При этом необходимо предоставить следующие документы:

Третий шаг – пройти проверку Собеса

Для восстановления выплаты пенсии Собес на основании обращения управления Пенсионного Фонда в течение 15 рабочих дней проводит проверку достоверности указанной в заявлении информации о фактическом месте проживания/пребывания внутренне перемещенного лица. По результатам проведения проверки составляется акт обследования материально-бытовых условий семьи, который подписывается внутренне перемещенным лицом и представителями Собеса.

Затем Собес в течение трех рабочих дней со дня составления акта обследования материально-бытовых условий семьи и получения электронного дела заявителя выносит представление о назначении выплаты пенсии на рассмотрение Комиссии по вопросам назначения (восстановления) социальных выплат внутренне перемещенным лицам. Соответствующие комиссии образованы районными, районными в г. Киеве государственными администрациями, исполнительными органами городских, районных в городах советов.

Комиссия рассматривает представление о восстановлении пенсии в течение пяти рабочих дней и не позднее следующего рабочего дня после принятия решения о восстановлении / отказе в восстановлении направляет копии своего решения в Собес и в Управление Пенсионного Фонда.

Срок возобновления выплаты пенсии

Если выплата пенсии была прекращена на основании факта отсутствия внутренне перемещенного лица по фактическому месту жительства, выплаты возобновляются через два месяца с месяца принятия решения о прекращении таких выплат. Комиссия может принять решение о возобновлении социальных выплат внутренне перемещенные лица с месяца прекращения таких выплат в случае, когда такое лицо находится в сложных жизненных обстоятельствах и по уважительным причинам не явилась вовремя в Собес для прохождения проверки.

Если выплата пенсии была прекращена на основании получения рекомендаций Минфина относительно фактов, выявленных во время верификации, то по решению Комиссии выплата пенсии может быть восстановлена с месяца, следующего за тем, в котором были устранены факты, выявленные при осуществлении верификации.

В случае если выплата пенсии была прекращена на основании отмены действия справки о взятии на учет внутренне перемещенного лица, повторное назначение выплаты пенсии возможно лишь через шесть месяцев после такого прекращения.

СОВЕТ ЮРИСТА: Как переселенцу не потерять социальные выплаты

Внутренне перемещенным лицом (переселенцем) признается гражданин Украины, иностранец или лицо без гражданства, которое покинуло свое место проживания в результате или во избежание негативных последствий вооруженного конфликта, временной оккупации, повсеместных проявлений насилия и нарушений прав человека.

Социальные выплаты переселенцам

Взятое на учет внутренне перемещенное лицоимеет право на ряд социальных выплат.

Ежемесячная адресная помощь внутренне перемещенным лицам для покрытия расходов на проживание, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Основание выплаты адресной помощи

Кому выплачивается адресная помощь

Адресная помощь предоставляется внутренне перемещенным лицам, которые переехали:

- с временно оккупированной территории Украины;
- из населенных пунктов, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия;
- из населенных пунктов, расположенных на линии соприкосновения;
- с контролированной территории Украины, жилье которых разрушено или стало непригодным для проживания в результате проведения антитеррористической операции.

Период выплаты адресной помощи

Помощь начисляется и выплачивается со дня обращения за ее назначением на срок шесть месяцев. Для назначения пособия на следующий шестимесячный срок представитель семьи подает заявление, в котором сообщает об отсутствии изменений, влияющих на назначение пособия, а также предъявляют справки о постановке на учет внутренне перемещенных лиц всех членов семьи.

Размер адресной помощи

Помощь назначается на семью и выплачивается одному из ее членов в следующих размерах:

- для лиц с инвалидностью I группы и детей-инвалидов – 130% прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц;
- для лиц с инвалидностью II группы – 115% прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц;
- для лиц с инвалидностью III группы – прожиточный минимум для нетрудоспособных лиц;
- для трудоспособных лиц – 442 гривны на одного человека.

17 января 2018 года Кабинет Министров Украины утвердил повышение размера адресной помощи для нетрудоспособных лиц (пенсионеры и дети), который теперь составит 1000 гривен в месяц.

Также для всех без исключения семей вынужденных переселенцев увеличивается предельный размер общей суммы денежной помощи – 3000 гривен в месяц, и 5000 гривен –для многодетных семей.

Условия выплаты адресной помощи

Для оформления и дальнейшего получения адресной помощи внутренне перемещенными лицами должны соблюдаться следующие условия:

- Постановка на учет в качестве внутренне перемещенного лица в структурных подразделениях по вопросам социальной защиты и действие справки переселенца в течение всего периода получения помощи.
- Благополучное прохождение проверок, установленных для внутренне перемещенных лиц.
- Отсутствие у членов семьи права собственности на жилое помещение или часть жилого помещения, расположенного на контролируемой территории Украины, кроме жилых помещений, непригодных для проживания, что подтверждается соответствующим актом технического состояния.

При этом в соответствии с Семейным кодексом Украины, семью составляют лица, которые совместно проживают и связаны общим бытом.

Супруги считаются семьей и тогда, когда жена и муж в связи с учебой, работой, лечением, необходимостью ухода за родителями, детьми и по другим уважительным причинам не проживают совместно. Ребенок (лицо до 18 лет) принадлежит к семье своих родителей и тогда, когда совместно с ними не проживает.

Отсутствие у членов семьи депозита в сумме, превышающей 25-кратный размер прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц (на данный момент 44 050 грн).

Для лиц трудоспособного возраста – нахождение в трудовых отношениях с работодателем на контролируемой территории Украины (кроме граждан, ухаживающих за детьми до достижения ими трехлетнего возраста; граждан, которые ухаживают за детьми, нуждающимися в уходе на протяжении времени, указанного в медицинском заключении врачебно-консультативной комиссии, но не более чем до достижения ими шестилетнего возраста; граждан, имеющих трех и более детей в возрасте до 16 лет и ухаживающих за ними; граждан, которые ухаживают за лицами с инвалидностью I группы, или за детьми с инвалидностью в возрасте до 18 лет, или за лицами с инвалидностью I или II группы вследствие психического расстройства, или лицами, достигшими 80-летнего возраста, а также физических лиц, оказывающих социальные услуги, студентов дневной формы обучения).

Лицам, которые не трудоустроились или находятся в трудовых отношениях с работодателями на неконтролируемой территории, в течение двух месяцев со дня назначения выплаты денежной помощи ее размер на следующие два месяца уменьшается на 50%, а на следующий период прекращается.

В каких случаях можно потерять адресную помощь

Выплата денежной помощи прекращается со следующего месяца в случае:

Основание выплаты

Кому выплачивается пенсия

При наличии справки переселенца Пенсионный фонд Украины осуществляет:
- назначение пенсий впервые внутренне перемещенным лицам, достигшим пенсионного возраста после перемещения;
- продолжение выплаты пенсий внутренне перемещенным лицам, которые получали пенсию до момента внутреннего перемещения.

Период выплаты пенсии

Внутренне перемещенным лицам пенсия выплачивается только в период действия справки переселенца. В случае отмены действия справки выплата пенсии прекращается.

Условия назначения и выплаты пенсии

Внутренне перемещенным лицам назначается, восстанавливается и выплачивается пенсия только при соблюдении пенсионерами следующих условий:

Пенсионеры, не получившие пока платежную карту, которая одновременно является пенсионным удостоверением, обязаны проходить физическую идентификацию каждые три месяца со дня открытия счета или со дня предыдущей идентификации.

В каких случаях можно потерять пенсию

Пенсионный Фонд Украины на основании решения Комиссии по вопросам назначения (восстановления) социальных выплат внутренне перемещенным лицам может прекратить выплату пенсии на следующих основаниях:

Виды проверок переселенцев

Законодательством установлены различные виды проверок переселенцев, по результатам которых выплата адресной помощи и пенсии может быть прекращена.

Проверка Собесом фактического места проживания по адресу, указанному переселенцем при получении справки.

Верификация Министерством финансов Украины (проверка достоверности данных, предоставленных о себе переселенцем для начисления социальной выплаты).

Проверка, касающаяся пребывания на неподконтрольной территории более 60 дней.

Проверка Службы безопасности Украины (так называемые Списки СБУ).

Периодичность проведения проверки Собесом

Собес осуществляет очередные и внеочередные проверки переселенцев.

Очередная проверка осуществляется один раз в 6 месяцев.

При этом если переселенец к моменту осуществления очередной проверки прошел процедуру физической идентификации в Ощадбанке, то очередная проверка в соответствующем периоде не производится.

Дополнительная проверка может проводиться в случаях:

1) поступления информации о возможном изменении внутренне перемещенным лицом фактического места проживания (в соответствии с законом переселенцы обязаны в десятидневный срок уведомлять Собес о смене адреса проживания);

2) поступления информации о возвращении внутренне перемещенного лица на временно неподконтрольную территорию Украины (в случае нахождения лица на неподконтрольной территории свыше 60 дней Госпогранслужба Украины передает об этом данные в Собес) или его выезда за границу;

4) получения рекомендаций Минфина по результатам проведения верификации социальных выплат с указанием конкретных причин для прекращения соответствующих выплат.

По результатам проведения проверки, в случае если переселенец отсутствовал по фактическому месту проживания и не явился в Собес в течение шести рабочих дней после проведения проверки, Собес при наличии оснований принимает решение об отмене действия справки о постановке на учет внутренне перемещенного лица и вносит на рассмотрение Комиссии по вопросам назначения (восстановления) социальных выплат внутренне перемещенным лицам представление о прекращении социальной выплаты такому лицу.

Основания отмены действия справки переселенца

Решение об отмене действия справки принимается руководителем структурного подразделения по вопросам социальной защиты населения на следующих основаниях:

1) внутренне перемещенное лицо самостоятельно подало заявление об отказе от справки;

2) внутренне перемещенное лицо совершило преступление, направленное на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти; посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины; террористический акт; вовлечение в совершение террористического акта; публичные призывы к совершению террористического акта; создание террористической группы или террористической организации; содействие совершению террористического акта; финансирование терроризма; осуществление геноцида, преступления против человечности или военного преступления;

3) внутренне перемещенное лицо вернулось к покинутому месту постоянного проживания (считается, что лицо вернулось к покинутому месту проживания, если лицо отсутствует более 60 дней по месту жительства).

Как не потерять социальные выплаты

Для того чтобы не потерять социальные выплаты, переселенцам необходимо соблюдать указанные выше условия назначения и выплаты адресной помощи и пенсии, а также выполнять обязанности, установленные законодательством для внутренне перемещенных лиц.

Переселенцы обязаны

Уведомлять об изменении места жительства структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения районных, районных в городе Киеве государственных администраций, исполнительных органов городских, районных в городах советов по новому месту жительства в течение 10 дней со дня прибытия на новое место жительства.

Уведомлять о возвращении на покинутое место жительство структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения районных, районных в городе Киеве государственных администраций, исполнительных органов городских, районных в городах не позднее чем за три дня до дня отъезда.

При наличии у внутренне перемещенного лица обоснованных причин для продления срока его отсутствии по месту жительства более 60 дней, такое лицо может обратиться с соответствующим письменным заявлением в структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения. В таком случае срок отсутствия внутренне перемещенного лица по месту жительства может быть увеличен до 90 дней.

Предоставлять достоверные сведения для получения справки о постановке на учет и при оформлении социальных выплат.

Для пенсионеров – своевременно проходить физическую идентификацию в Ощадбанке (для владельцев электронных пенсионных удостоверений первые два раза каждые шесть месяцев, в дальнейшем – каждые 12 месяцев; для владельцев обычных платежных карточек банка – каждые три месяца со дня открытия счета).

пенсионеры-переселенцы

Более полутора миллионов переселенцев по официальным данным выехали на подконтрольную территорию Украины из зоны боевых действий. Многие из них получают от государства пенсии и социальные пособия. Однако чиновники постоянно придумывают причины для отказа в социальных выплатах сотням тысяч людей.

В одной из таких незаконных схем разбиралась "Страна".

Как лишают пенсий по "спискам СБУ"

О двух похожих случаях приостановки выплаты пенсий (вместе с "обнулением" долгов по ним) рассказала "Стране" адвокат Елена Алехина из адвокатского бюро "Прядко и партнеры". В одном случае пенсии, как единственного источника средств существования, лишили пенсионерку-инвалида, нуждающуюся в постоянном лечении.

С августа пенсионерке вновь прекратили выплачивать пенсию. Основанием для невыплаты в Пенсионном фонде снова назвали информацию о длительном отсутствии (свыше 60 дней) по месту проживания как "временно перемещенного лица" (ВПЛ). Отсутствие по месту проживания обосновали тем, что пенсионерка еще в июле 2014 года пересекла линию разграничения через КПП "Новоалексеевка", а информация о ее обратном въезде якобы отсутствует.

При этом чиновники "забыли", что пенсионерка затем приехала в Харьков, встала на учет как ВПЛ, и неоднократно подтверждала свое нахождение на контролируемой территории. А само районное управление Пенсионного фонда, которое дало ответ, получило у нее документы на оформление пенсии, проверило трудовой стаж и приняло решение о назначении пенсии.

В другом случае супружеская пара пенсионеров не смогла вовремя выехать из Донецка и пропустила дозволенный 60-дневный срок пребывания на неподконтрольной Украине территории. В результате, с мая 2018 года им также была прекращена выплата пенсий.

А в ответ на вопрос о сумме задолженности и основаниях приостановки выплат, районное управление Пенсионного фонда заявило, что задолженности нет, потому что пенсия не начислялась. Для восстановления выплаты пенсии чиновники предложили обратиться с соответствующим заявлением, но только через полгода. Как должна выживать семья все это время – Пенсионный фонд не объяснил.

Почему возникают проблемы

Проблемы с выплатами у пенсионеров-переселенцев возникают, если они по каким-либо причинам возвращаются на неподконтрольную территорию и остаются там более двух месяцев. В этом случае, по существующим правилам, они теряют статус ВПЛ, и их лишают пенсии в Украине.

Единственная возможность для таких пенсионеров сохранить право на пенсию – не позже чем на 59-й день пересечь линию разграничения, "отметившись" на подконтрольной украинской власти территории.

Действительно, пенсионеры, получившие статус ВПЛ, часто возвращаются в свои дома на неконтролируемой территории Донбасса. Но делают это они, как правило, из-за трудностей и унижений на подконтрольной территории.

Для многих критичен финансовый аспект. Например, проезд только в одну сторону из Донецка в Харьков обходится минимум в 800 гривен. А аренда самого скромного жилья в том же Харькове стоит не меньше 2500 – 3000 гривен в месяц.

При средней украинской пенсии в районе 2400 гривен выжить переселенцу на подконтрольной Украине территории просто нереально. Особенно если пенсионер является, например, инвалидом, или физически ограничен в передвижении по состоянию здоровья. А переселенцы, как правило, не имеют собственного жилья на подконтрольной территории и вынуждены его снимать.

Даже временный возврат на подконтрольную территорию связан с большими проблемами. Чудовищные многочасовые очереди на КПП с обысками и проверками – тяжелое испытание для пожилых людей.

В итоге жители неподконтрольных территорий либо не видят смысла, либо не имеют возможности переносить лишения, связанные с переездом на подконтрольную территорию, ради получения своих пенсий. В итоге чиновники лишают "невозвращенцев" положенных им социальных выплат.

Что говорит Закон

Украинские законы, в отличие от подзаконных актов Кабмина, полностью на стороне пенсионеров. Согласно статье 46 Конституции, пенсия – это конституционное право пенсионера, а не просто социальная помощь от государства. Причем пенсии должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума.

Часть 3 статьи 4 Закона "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" гласит, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения определяются исключительно законами о пенсионном обеспечении.

Это значит, что вопрос прекращения пенсионных выплат может регулироваться только законами, а не подзаконными актами. К последним относятся, например, постановления Кабмина, на которые ссылаются чиновники Пенсионного фонда.

Ни одним законом не предусмотрены такие основание прекращения или приостановки выплат пенсий, как "проведение верификации по спискам СБУ" либо "проверка места фактического проживания". Эти ограничения прописаны только в подзаконных документах Кабмина.

Право на получение пенсии переселенцам было подтверждено статьей 7 Закона "Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц". Причем им было гарантировано получение пенсий в соответствии с действующим законодательством.

Несмотря на прямой запрет в законе, Кабмин все-таки ввел свои ограничения на выплаты пенсий переселенцам. Порядок социальных выплат переселенцам, к которым правительство приравняло пенсии, был урегулирован постановлением № 365 от 8 июня 2016 года.

А 24 апреля этого года Кабмин постановлением № 335 внес изменения в этот Порядок. Теперь, после любого приостановления социальных выплат переселенцам (независимо от причин), возобновление выплат начинается только с момента их обращения с новым заявлением.

Причем суммы, не выплаченные за период после приостановления выплат, должны выплачиваться на условиях отдельного Порядка, который Кабмин еще должен утвердить. О сроках разработки и введения в действие такого Порядка не сказано ничего.

В итоге, Пенсионный фонд отказывает пенсионерам-ВПЛ в выплате пенсионных долгов, накопившихся за время приостановки выплат, ссылаясь на то, что Порядок их выплаты еще не утвержден Кабмином.

По правилам Кабмина, пенсионеры и другие лица, которым были прекращены социальные выплаты, могут рассчитывать на возобновление выплат только с момента обращения с новым заявлением в социальные органы. А если люди по какой-то причине они не обратились немедленно, то фактически теряют пенсию или другие социальные выплаты за период с момента прекращения выплат до момента нового обращения.

О пенсиях заговорили даже в ООН

strana.ua уже сообщала, что Управление Верховного комиссара ООН по правам человека в своем 22-м докладе о ситуации с правами человека в Украине подробно рассказало о массовых нарушениях прав переселенцев из зоны конфликта на Донбассе.

По данным ООН, в апреле 2017 года выплата пенсий была приостановлена 200 тысячам пенсионеров. Значительному количеству из них выплата пенсий была прекращена из-за процедуры верификации и идентификации, которая связывает выплату пенсий с регистрацией в качестве ВПЛ.

По состоянию на апрель 2018 года 123,5 тысяч человек подали иски в суд о восстановлении своих прав на пенсионное обеспечение. Иски были удовлетворены 91,6 тысячам пенсионеров.

образцовом деле", которым было признано неправомерным прекращение выплаты пенсии ВПЛ. Это решение является типовым для использования судами по аналогичным делам. Благодаря этому решению, аналогичные дела теперь считаются "несложными" и должны слушаться быстрее.

Что решил Верховный суд

"Страна" недавно сообщала о решении Верховного суда, который миссия ООН упоминала в своем докладе о ситуации с правами человека в Украине. Согласно материалам судебного дела, 24 марта 2017 года Бахмутское управление Пенсионного фонда в Донецкой области приостановило выплату пенсии гражданке Украины, которая, по данным СБУ, проживала на неподконтрольной территории.

Верховный суд отклонил апелляцию Пенсионного фонда и оставил в силе решение суда первой инстанции, согласно которому прекращение выплат пенсий ВПЛ по основаниям, не предусмотренным законом, считается неправомерным. Это касается, в том числе, и так называемой верификации пенсионеров-переселенцев по спискам СБУ.

Верховный Суд постановил, что пенсия по возрасту, за выслугу лет и другие ее виды, которые назначаются в связи с трудовой деятельностью, заслуженны предыдущей работой и являются одной из форм социальной защиты. А регистрация пенсионера как ВПЛ предоставляет возможность государственным органам учесть его особые нужды.

Статус ВПЛ не сужает объем конституционных прав и свобод личности, а предоставляет лицу специальные, дополнительные права, создавая дополнительные гарантии их реализации.

Верховный суд подтвердил, что по закону "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" нормы и порядок пенсионного обеспечения определяются исключительно законами о пенсионном обеспечении. Поэтому вопрос относительно прекращения пенсионных выплат не может регулироваться подзаконными актами.

Постановление КМУ № 365, на который ссылался Пенсионный фонд, является подзаконным нормативно-правовым актом, который ограничивает установленное законом право на получение пенсии.

Законом не предусмотрены такие основания прекращения или приостановления выплаты пенсии, как проведение верификации по спискам СБУ из оснований проверки места фактического проживания.

Еще Верховный суд упомянул решение Конституционного суда Украины от 7 октября 2009 года № 25-рп/2009. В нем КСУ указал, что право гражданина на получение предназначенной ему пенсии не может быть связано с условием постоянного проживания в Украине. Государство, согласно конституционным принципам, обязано гарантировать это право независимо от того, где проживает лицо, которому назначена пенсия.

Такой подход, по мнению Верховного суда, можно распространить не только на граждан, которые выехали на постоянное местожительство в другие страны, а также и на ВПЛ, которые имеют постоянное местожительство на неподконтрольной правительству Украины территории.

Верховный суд сослался также на решение Европейского суда по правам человека в деле "Суханов и Ильченко против Украины". В нем европейский суд указал, что уменьшение размера или прекращение выплаты надлежащим образом установленной социальной помощи является нарушением права собственности.

Как проголосуют полтора миллиона переселенцев

Еще Верховный суд привел в своем решении интересную статистику. Оказывается, по информации Минсоцполитики, по состоянию на 2 мая 2018 года в Украине учтено 1 500 186 переселенцев (или 1 225 470 семей) из Донбасса и Крыма. А пенсии выплачивались по состоянию на 1 января 2017 года 548,9 тысячам пенсионеров-ВПЛ, а на 1 января 2018 года их количество уменьшилось до 516,1 тысяч человек. При этом нет точных данных о численности пенсионеров, находящихся на неподконтрольной территории.

Судя по количеству пенсионеров-переселенцев, которым с завидной периодичностью приостанавливают выплаты пенсий, можно сделать вывод о сознательной и продуманной схеме "экономии" средств бюджета и Пенсионного фонда. Правда, такая экономия происходит за счет дискриминации людей, живущих в "неправильных" регионах.

В свете предстоящих в 2019 году президентских и парламентских выборов, более полумиллиона пенсионеров-переселенцев могут оказать решающее влияние на результаты голосования. Поэтому произвольное лишение их пенсий по признаку места жительства может на выборах серьезно сыграть в минус действующей власти.

Читайте также: