Шестидесятничество как явление культуры и общественной жизни борьба за права человека диссидентство

Обновлено: 04.07.2024

Диссиденты в СССР появились 60-х годах. Движущей силой движения стали деятели культуры и науки, несогласные с отсутствием в стране демократии. Граждане, протестующие против официальной государственной идеологии, предпринимали различные попытки заявить о себе, начиная с распространения листовок и заканчивая открытыми выступлениями. Но добиться результата, сходного с европейским, советским диссидентам не удалось.

Диссиденты в СССР: идеология и деятельность движения шестидесятников

Причины формирования оппозиционного движения

При правлении Н. С. Хрущева люди смогли получить немного больше свободы, поэтому политика Л. И. Брежнева, занявшего пост руководителя страны, спровоцировала агрессию со стороны граждан, возмущенных невозможностью свободно выражать свои мысли.

Идеология власти была основана на идее безжалостного подавления любого инакомыслия, в том числе и основанного на критике сталинизма. Многие люди присоединялись к тем, кто не боялся открыто возмущаться:

  • несбалансированностью экономики;
  • лишением граждан тех немногих свобод, что они получили в результате оттепели;
  • наличием конституционных прав гражданина только на бумаге, а не в реальности.

Диссиденты в СССР: идеология и деятельность

Причина возникновения диссидентского движения в СССР связана больше с нравственным конфликтом, а не с политическим. Идея организовать подобное общество зародилась среди представителей интеллигенции, семьям которых пришлось пережить ужас репрессий 30-х гг. Постепенно к инициаторам присоединились деятели науки и техники, желающие бороться за права человека:

Конституции СССР

  • соблюдение гражданских прав и свобод, прописанных в Конституции СССР;
  • отмену цензуры;
  • снятие железного занавеса;
  • предотвращение повторного террора, существовавшего в стране при И. В. Сталине.

Общее недовольство населения политикой нового руководства оформилось в оппозиционное движение в 1965 году.

Молодежные протесты приобрели агрессивную форму при выступлении против введения военных сил в Чехословакию. Единственное известное открытое выступление в официальных СМИ называлось не иначе как подрывной деятельностью спецслужб враждебно настроенных стран. О митинге сообщалось кратко, лидеров организации не называли.

Основные направления и методы

Граждане страны по-разному видели возможности достижения свободы, даже само это понятие в кружках и объединениях имело различные толкования. Постепенно активная деятельность диссидентов разделилась на 3 важных направления:

Активная деятельность диссидентов

  1. Гражданская оппозиция. Правозащитники пытались добиться смены политических приоритетов, позволяющей каждому использовать законодательство и другие легальные средства для защиты собственных прав и свобод. Члены движения призывали отказаться от вступления в политические объединения, с подозрением относиться к идее социального переустройства.
  2. Религиозные течения. Несогласные с официальной версией толкователей Библии были и среди верующих, что позволило им объединиться в различные группы. Так появились баптисты, шестидесятники, последователи средневековых рыцарей.
  3. Национальные объединения. На территориях стран, входящих в состав Союза, начали возникать митинги, призывающие уделить больше внимания традициям и языку коренного населения. Активней всего диссиденты работали на Украине, в Латвии, Эстонии, Грузии. Наибольшее число сторонников новая идеология находила среди заключенных лагерей.

В качестве основного инструмента для воздействия на общественные массы оппозиционеры использовали слово в машинописных или рукописных текстах. Для контакта с официальной властью применялся метод публичных обращений или отправка писем. Способом открыто заявить о своей силе и привлечь в число сторонников еще большее количество людей была организация различных митингов и демонстраций.

Обучение новых членов движения и разработка способов борьбы с политической идеей правительства происходили внутри групп. Цели нелегальных организаций не всегда совпадали:

Цели активной деятельности диссидентов

  • истинные коммунисты стремились очистить общество от искажения в марксистско-ленинской идее;
  • либералы утверждали, что людям уже пора повернуться к Западу и принять капитализм как единственно здоровый способ выживания;
  • националисты разделились на 2 лагеря: одни утверждали, что России уготован особый путь, и даже предлагали возродить монархию, другие же предлагали развалить Союз и позволить всем народам выживать самостоятельно;
  • эклектики поддерживали сразу несколько идей.

Методы воздействия в большинстве случаев подбирались в соответствии с агрессивностью главной идеи организации.

Этапы деятельности диссидентов

Формирование или период определения пришелся на 1965 год и последующие 7 лет. В это время были сформированы первые группы и кружки, основным инструментом воздействия для которых стало написание писем государственным служащим и политическим деятелям. Первые фонды, позволяющие поддерживать политзаключенных, создавались в этот же период.

В 1969 году появился Инициативный комитет по защите прав человека, который сразу попал под наблюдение КГБ как группировка политически вредная, но к его членам применялись в большинстве случаев профилактические меры или принудительное помещение в психиатрические клиники.

КГБ СССР

Ослабление движения произошло в 1973 году из-за ареста двух значимых фигур — В. Красина и П. Якира. Во время допроса они подписали документ о сотрудничестве с КГБ, выдали фамилии и адреса многих бывших единомышленников, что повлекло череду арестов, обысков в разных городах страны.

Реакция власти

Официального признания движение не получило. В прессе диссидентов называли отщепенцами, ставшими агентами Запада и ведущими подрывную деятельность в обмен на хорошее вознаграждение.

Ю. В. Андропов

Ю. В. Андропов официально заявил, что в стране идеологическое единство, а инакомыслящие — это агенты западных спецслужб, новой задачей которых является разрушение общества изнутри. Их целью становятся лица, недовольные властью. Андропов указывал, что подрывная деятельность обязательно велась за счет средств из-за рубежа. Публикации за границей изданий некоторых диссидентов только подтверждали подобное заявление о продажности активистов.

По уголовным статьям выносились приговоры о лишении свободы на срок 5—10 лет или 5 лет ссылки при рецидиве.

В список обвинений, предусматривающих законное преследование диссидентов, входили:

  • попытки изменить границы влияния церкви на общество;
  • формирование групп для причинения вреда жизни или здоровья граждан;
  • незаконное хранение оружия или наркотических средств (часто улики подбрасывались в процессе обыска).

С середины 70-х годов для предупреждения острой отрицательной реакции Запада относительно большого количества политзаключенных сотрудникам КГБ пришлось действовать более деликатно. Подозреваемые попадали под тотальную слежку, их карьера уничтожалась, в некоторых случаях применялось выселение на окраины.

Диссиденты в СССР

Максимальное внимание со стороны власти обеспечивалось деятелям культуры, поскольку они считались самым ненадежным слоем общества.

Результат инакомыслия

Диссиденты

Донести свою концепцию до большинства советских граждан активистам не удалось. Неугодные радиостанции подвергались глушению, а самиздатная литература выпускалась в ограниченных объемах, постоянно проводились рейды для ее выявления и уничтожения.

Зато на Западе работа диссидентов привлекла много внимания. Регулярно правительство получало требования освободить политических заключенных, а депортированных граждан встречали с уважением.

Освобождение из лагерей приобрело массовый характер только в 80-е годы при правлении Горбачева. Некоторые аналитики считают, что история инакомыслия в СССР имеет большое значение для психологической революции, благодаря которой началась перестройка.

Примерно тогда же СССР подписывает Международный пакт о гражданских и политических правах своих граждан Пакт Организации Объединенных Наций, основанный на Всеобщей декларации прав человека. Принят 16 декабря 1966 года. , о чем сообщается в советских газетах. Советские граждане с удивлением узнают, что об их правах заботится Комис­сия по правам человека ООН и что туда можно обращаться в случае их не­со­блюдения. Люди не обязательно пострадавшие, но считающие не­об­ходимым указать власти на правонарушения начинают собирать свидетельства.


Протестующие против ввода советских войск в Чехословакию. Прага, август 1968 года Getty Images

Тем не менее организации как таковой не было — каждый диссидент сам определял меру своего участия в общем деле: найти бумагу для самиздата, распространить, хранить его, самому писать воззвания или их подписывать или помогать деньгами политзаключенным.

У диссидентов не было лидера, но были авторитеты: скажем, письма, которые писал Сахаров, или заявления Солженицына весили больше, чем высказывания другого человека. Для власти отсутствие иерархии было пробле­мой — если нет главы, невозможно ликвидировать одного и тем самым разрушить всю организацию.

Чего добивались диссиденты?

Диссиденты не планировали захватить власть в СССР и даже не имели кон­крет­ной программы по его реформированию. Все вместе они хотели, чтобы в стране уважались базовые права человека: свободы передвижения, вероисповедания, слова, собраний, а каждая группа в отдельности добивалась своего — еврейское движение занималось репатриацией в Израиль, движение крымских татар выступало за то, чтобы вернуться в Крым, откуда татары были де­пор­ти­рованы в 1944 году; христианское движение хотело открыто исповедовать Христа и крестить детей; диссиденты-заключенные го­лодали за то, чтобы соблюдались их права и выполнялись тюремные правила; кришнаиты хотели спокойно заниматься йогой и кормить своих детей вегетарианской пищей, не боясь, что их лишат родительских прав.

Почему диссидентам было так важно обращаться к Западу?

Другим раздражающим фактором для советского правительства были письма от международных комитетов ученых в поддержку коллег — как, например, в защиту биолога Сергея Ковалева, историка Андрея Амальрика, физиков Юрия Орлова и Андрея Сахарова — на такие обращения невозможно было не реа­ги­ровать: бюрократическая система была устроена так, что по факту каждого обращения нужно было проводить расследование, наказывать, при­ни­мать меры.


Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев подписывает Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинки, 1975 год AFP / Getty Images

Вывозить информацию помогали иностранные корреспонденты, которых звали на домашние пресс-конференции. (Интересно, что общение с иностранцами в целом для обычного советского человека выглядело вопиющим диссидент­ским актом — о каждом случае такого общения становилось известно властям.) Распространяя информацию таким образом, диссидентам удавалось, не меняя системы в целом, спасать или смягчать участь отдельных людей.

Сколько всего диссидентов было в СССР?

Точное число неизвестно, и зависит оно от того, кого, собственно, мы считаем диссидентом.

С трудом можно понять, сколько людей слушало запрещенные песни Галича или читало самиздат, но известно, что сигнал западных радиостанций прини­мали многие тысячи людей.

Опасно ли было быть диссидентом?

Известен ряд случаев, которые можно назвать политиче­скими убийствами, но доказать это невозможно. Среди самых известных — нападение на перевод-чика Константина Богатырева в 1976 году и происшествие с математиком и организатором Еврейского народного университета Беллой Субботовской, которую в 1982 году при странных обстоятельствах задавил грузовик.

Боялась ли власть диссидентов?

Поскольку у диссидентов не было задачи свергнуть власть, то прямой угрозы они не представляли, но их действия постоянно доставляли неприятности руководству страны в целом и разным администрациям в частности.

Во-первых, неприятно было объясняться с западными компартиями, неудобно было заку­пать высокотехнологичное оборудование через подставные фирмы и быть жертвой санкций; неприятно было маленькому начальнику получать по шапке от вышестоящего за зэка. Политические заключенные за­брасы­вали тюремное руководство жалобами, которые нужно было про­токо­лировать и с которыми нужно было разбираться, ломая канцелярскую машину.

С другой стороны, КГБ был нужен внутренний враг, которого удобно было связать с внешним — Америкой, чтобы постоянно генерировать ощущение опасности. Это позволяло влиять на политические решения и получать дополнительное финансирование от КПСС.

Чего добились диссиденты?

Важнейший результат — помощь заключенным, прежде всего осужденным по политическим статьям, и их семьям, а также уволенным по политическим причинам. На эту помощь инакомыслящие собирали деньги с середины 1960-х; в 1974 году Андрей Сахаров отдал литературную премию Чино дель Дука на помощь детям политзаключенных; в 1974 году Александр Солженицын создал Фонд помощи политзаключенным и их семьям. Заключенные получали письма, посылки, им оказывалась разнообразная поддержка, одной из задач которой было про­де­мон­стри­ровать, что на воле о них не забыли, и сделать так, чтобы они не чув­ствовали себя отрезанными от происходящего в мире. Дисси­дент и политза­клю­ченный Валерий Абрамкин положил много усилий на то, чтобы в тюрьмах появились общественные наблюдательные комиссии Общественные наблюдательные комиссии образованы на основании Федерального закона № 76 от 10 июня 2008 года. . Благодаря диссиден­там, организовавшим 30 октября 1974 года в нескольких лагерях коллективную голодовку и День политзаключенного, теперь есть День памяти жертв поли­ти­ческих репрессий, официально признанный государ­ством.

Другой важный результат их деятельности — документирование проис­ходившего в 1960–80-е годы: это та часть истории, о которой бы мы сейчас не имели объективного представления без документов неофициального происхождения.

Четвертое — это внимание, которое обратили политики и психиатры всего мира на проблему использования психиатрии в политических целях благодаря деятельности Владимира Буковского.

Деятельность диссидентов меняла общественный климат страны, де­монстри­руя существование альтернативного взгляда на порядок вещей и утверждая ценность человеческой жизни и гражданских прав. Тем самым диссиденты подготовили интеллектуальную альтернативу советскому строю, а также нынешнюю общественную активность: это преемственность прин­ципов правозащитной деятельности.


Митинг в поддержку Съезда народных депутатов СССР. Москва, Лужники, 21 мая 1989 года ТАСС

Что стало с диссидентским движением?

Движение стало растворяться с выпуском из тюрем политзаключенных в 1987 году (хотя последние выходили до 1992 года). После 1987-го появляется возможность издавать то, что раньше было самиздатом, большими тиражами и безнаказанно, появляется уличная активность — выступления, митинги. Традиционные инструменты устрашения перестают работать.

Примерно тогда же СССР подписывает Международный пакт о гражданских и политических правах своих граждан Пакт Организации Объединенных Наций, основанный на Всеобщей декларации прав человека. Принят 16 декабря 1966 года. , о чем сообщается в советских газетах. Советские граждане с удивлением узнают, что об их правах заботится Комис­сия по правам человека ООН и что туда можно обращаться в случае их не­со­блюдения. Люди не обязательно пострадавшие, но считающие не­об­ходимым указать власти на правонарушения начинают собирать свидетельства.


Протестующие против ввода советских войск в Чехословакию. Прага, август 1968 года Getty Images

Тем не менее организации как таковой не было — каждый диссидент сам определял меру своего участия в общем деле: найти бумагу для самиздата, распространить, хранить его, самому писать воззвания или их подписывать или помогать деньгами политзаключенным.

У диссидентов не было лидера, но были авторитеты: скажем, письма, которые писал Сахаров, или заявления Солженицына весили больше, чем высказывания другого человека. Для власти отсутствие иерархии было пробле­мой — если нет главы, невозможно ликвидировать одного и тем самым разрушить всю организацию.

Чего добивались диссиденты?

Диссиденты не планировали захватить власть в СССР и даже не имели кон­крет­ной программы по его реформированию. Все вместе они хотели, чтобы в стране уважались базовые права человека: свободы передвижения, вероисповедания, слова, собраний, а каждая группа в отдельности добивалась своего — еврейское движение занималось репатриацией в Израиль, движение крымских татар выступало за то, чтобы вернуться в Крым, откуда татары были де­пор­ти­рованы в 1944 году; христианское движение хотело открыто исповедовать Христа и крестить детей; диссиденты-заключенные го­лодали за то, чтобы соблюдались их права и выполнялись тюремные правила; кришнаиты хотели спокойно заниматься йогой и кормить своих детей вегетарианской пищей, не боясь, что их лишат родительских прав.

Почему диссидентам было так важно обращаться к Западу?

Другим раздражающим фактором для советского правительства были письма от международных комитетов ученых в поддержку коллег — как, например, в защиту биолога Сергея Ковалева, историка Андрея Амальрика, физиков Юрия Орлова и Андрея Сахарова — на такие обращения невозможно было не реа­ги­ровать: бюрократическая система была устроена так, что по факту каждого обращения нужно было проводить расследование, наказывать, при­ни­мать меры.


Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев подписывает Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинки, 1975 год AFP / Getty Images

Вывозить информацию помогали иностранные корреспонденты, которых звали на домашние пресс-конференции. (Интересно, что общение с иностранцами в целом для обычного советского человека выглядело вопиющим диссидент­ским актом — о каждом случае такого общения становилось известно властям.) Распространяя информацию таким образом, диссидентам удавалось, не меняя системы в целом, спасать или смягчать участь отдельных людей.

Сколько всего диссидентов было в СССР?

Точное число неизвестно, и зависит оно от того, кого, собственно, мы считаем диссидентом.

С трудом можно понять, сколько людей слушало запрещенные песни Галича или читало самиздат, но известно, что сигнал западных радиостанций прини­мали многие тысячи людей.

Опасно ли было быть диссидентом?

Известен ряд случаев, которые можно назвать политиче­скими убийствами, но доказать это невозможно. Среди самых известных — нападение на перевод-чика Константина Богатырева в 1976 году и происшествие с математиком и организатором Еврейского народного университета Беллой Субботовской, которую в 1982 году при странных обстоятельствах задавил грузовик.

Боялась ли власть диссидентов?

Поскольку у диссидентов не было задачи свергнуть власть, то прямой угрозы они не представляли, но их действия постоянно доставляли неприятности руководству страны в целом и разным администрациям в частности.

Во-первых, неприятно было объясняться с западными компартиями, неудобно было заку­пать высокотехнологичное оборудование через подставные фирмы и быть жертвой санкций; неприятно было маленькому начальнику получать по шапке от вышестоящего за зэка. Политические заключенные за­брасы­вали тюремное руководство жалобами, которые нужно было про­токо­лировать и с которыми нужно было разбираться, ломая канцелярскую машину.

С другой стороны, КГБ был нужен внутренний враг, которого удобно было связать с внешним — Америкой, чтобы постоянно генерировать ощущение опасности. Это позволяло влиять на политические решения и получать дополнительное финансирование от КПСС.

Чего добились диссиденты?

Важнейший результат — помощь заключенным, прежде всего осужденным по политическим статьям, и их семьям, а также уволенным по политическим причинам. На эту помощь инакомыслящие собирали деньги с середины 1960-х; в 1974 году Андрей Сахаров отдал литературную премию Чино дель Дука на помощь детям политзаключенных; в 1974 году Александр Солженицын создал Фонд помощи политзаключенным и их семьям. Заключенные получали письма, посылки, им оказывалась разнообразная поддержка, одной из задач которой было про­де­мон­стри­ровать, что на воле о них не забыли, и сделать так, чтобы они не чув­ствовали себя отрезанными от происходящего в мире. Дисси­дент и политза­клю­ченный Валерий Абрамкин положил много усилий на то, чтобы в тюрьмах появились общественные наблюдательные комиссии Общественные наблюдательные комиссии образованы на основании Федерального закона № 76 от 10 июня 2008 года. . Благодаря диссиден­там, организовавшим 30 октября 1974 года в нескольких лагерях коллективную голодовку и День политзаключенного, теперь есть День памяти жертв поли­ти­ческих репрессий, официально признанный государ­ством.

Другой важный результат их деятельности — документирование проис­ходившего в 1960–80-е годы: это та часть истории, о которой бы мы сейчас не имели объективного представления без документов неофициального происхождения.

Четвертое — это внимание, которое обратили политики и психиатры всего мира на проблему использования психиатрии в политических целях благодаря деятельности Владимира Буковского.

Деятельность диссидентов меняла общественный климат страны, де­монстри­руя существование альтернативного взгляда на порядок вещей и утверждая ценность человеческой жизни и гражданских прав. Тем самым диссиденты подготовили интеллектуальную альтернативу советскому строю, а также нынешнюю общественную активность: это преемственность прин­ципов правозащитной деятельности.


Митинг в поддержку Съезда народных депутатов СССР. Москва, Лужники, 21 мая 1989 года ТАСС

Что стало с диссидентским движением?

Движение стало растворяться с выпуском из тюрем политзаключенных в 1987 году (хотя последние выходили до 1992 года). После 1987-го появляется возможность издавать то, что раньше было самиздатом, большими тиражами и безнаказанно, появляется уличная активность — выступления, митинги. Традиционные инструменты устрашения перестают работать.


Карта памяти 25.10.2013 // 5 919


В рамках этой дефиниции периодизация и локализация правозащитного движения не должна представить особых трудностей.

Хотя движение распространилось и на другие города и республики СССР, в основном его ядро было локализовано в Москве. Социальный базис движения составляла, главным образом, либеральная интеллигенция.

При том что диссидентское движение систематически выступало в защиту культурных, национальных и религиозных прав соответствующих групп и что отдельные представители этих групп являлись одновременно участниками движения, оно было принципиально иное, совершенно отдельное явление, имевшее свою специфику и, следовательно, требующее сейчас отдельного рассмотрения. К тому же, всякая история диссидентского движения, если она включает также и историю национальных, религиозных и прочих подобных движений, не может отразить каждое из них полноценно. Необязательно также рассматривать как часть диссидентского движения любые другие проявления протеста (рабочие, профсоюзные, пацифистские, экологические движения и т.д.). А это, как я уже упомянул в начале моего выступления, делают многие. В то же время исключительно важно отражать взаимодействие диссидентского движения и движений партикулярных.

За какие именно права человека боролись диссиденты? Создается впечатление, что определенное предпочтение отдавалось правам индивида (личная свобода, свобода мысли, совести, религии, убеждений и их выражения и т.д.), хотя довольно важное место в произведениях диссидентов уделялось также правам на вероисповедание и на самоопределение народов. Собственно политические права, однако, как бы отодвинуты на задний план. Это, например, права граждан принимать участие в ведении государственных дел, создавать политические партии, голосовать и быть избранным на подлинных выборах и т.д.

Правозащитники со всеми этими группами и индивидами или не сталкивались, или не захотели с ними иметь дело. В лучшем случае, они недооценили значение и масштабность этого явления. Вместо этого диссиденты начали постепенно обращаться к Западу. Даже правозащитный самиздат, который можно было бы превратить в мощный инструмент формирования общественного мнения, стал распространяться внутри СССР все меньше. Особенно в брежневский период (и, в частности, после арестов Якира и Красина) многочисленные обращения в защиту жертв репрессий, периодические правозащитные издания были в большей степени рассчитаны на Запад, чем для тиражирования и распространения в стране.

Из того, что сказано, можно выделить некоторые аспекты, характеризующие, на мой взгляд, диссидентское движение: это роль связующего звена, интерфейса, которую играло правозащитное движение в период его существования; приоритет прав человека в их мироощущении; законничество; лояльность к советской власти; аполитичность; ориентация на Запад; элитаризм. Остановимся еще раз на некоторых из этих характеристик.

Роль интерфейса. Любопытному историку не так интересно, какую информацию о партикулярных движениях диссиденты помещали в их публикациях и передавали на Запад. Это достаточно известно. У диссидентов была фактическая монополия на каналы передачи информации, а такие каналы были ограничены. К ним, буквально со всех углов Советского Союза, посыпалось информации больше, чем они могли перерабатывать, помещать в свои издания и передавать. Надо было произвести определенный отбор. Таким образом, наиболее любопытной является именно та информация, которая хотя и поступала к диссидентам, но не оглашалась и не передавалась. То есть какие сигналы и по каким критериям не пропускались через интерфейс. Это дало бы нам более полное представление о том, какими соображениями (кроме критериев достоверности) диссиденты руководствовались в отсеивании и отборе информации, и, следовательно, помогло бы более глубокому пониманию диссидентского мироощущения.

Лично я был воспитан в убеждении, что главное в законе — дух, а не буква закона, не чисто юридические формальности. И многие — не только представители советской юридической школы — согласятся со мной, что советская Конституция ставила выше всего интересы партии и государства, а сами законы подчиняла этим интересам.

Но пусть по этим двум вопросам выскажутся правоведы.

Аполитичность. На мой взгляд, отречение от политики означает фактический отказ от идеи добиться осуществления прав человека в масштабе всего общества. Таким образом, диссиденты задавались целью не столько вызывать какие-либо радикальные или даже косметические изменения в советском обществе, сколько добиться, путем западного вмешательства, освобождения того или иного узника совести или получения выездной визы для очередного желающего эмигрировать. Это одна из причин, почему многим диссидентское движение представлялось скорее как общество милосердия, чем как движение, способное оставить какой-нибудь глубокий и перманентный отпечаток в обществе.

Не совсем убедительным представляется мне мнение Валерия Чалидзе, согласно которому борьба за права человека в СССР была борьбой за создание условий для политической борьбы [12]. Политикой в истории человечества занимались задолго до того, как появилось вообще понятие прав человека. Скорее, осуществление прав той или иной социальной категории и, в конечном итоге, прав человека явилось результатом сугубо политической, подчас насильственной борьбы — борьбы за власть, за долю власти или хотя бы за ограничение власти власть имущих.

Неудивительно также, что многим скептикам, как на Западе, так и в Советском Союзе, движение казалось обреченным, как это бывает с движениями, вдохновленными исключительно моральными соображениями, лишенными какой бы то ни было конкретной силы или какой-то формы политической власти.

Таким образом, вместо того чтобы поощрять формирование внутреннего общественного мнения, которое могло бы взять на себя функцию оказания какого-то давления на режим, эту функцию правозащитники возложили с переменным успехом на западное общественное мнение, западные правительства и западные радиостанции. Таким образом, эти последние становились de facto суррогатом несуществующего отечественного общественного мнения.

Как я уже намекал, несмотря на явную ориентацию диссидентов на Запад, я не могу полностью поддержать тех, кто причисляет их к западникам. Если даже согласиться с тем, что в мироощущении диссидентов были элементы неозападничества, — например, тот же акцент на правах человека — то остается выяснить, какой смысл диссиденты вкладывали в само понятие прав человека и в понятие прав вообще, и совпадает ли он с представлениями о праве, бытующими в различных западных демократиях.

Разумеется, все то, что изложено до сих пор, далеко не исчерпывает списка проблем, возникающих при написании истории диссидентского движения. К тому же тезисы, представленные в этом выступлении, не являются достаточно четкими и окончательными. Скорее, это рабочие гипотезы, материал для дискуссии, а быть может, программа дальнейших исследований.

Читайте также: