Почему поляки претендовали на русский престол

Обновлено: 30.06.2024

Как вы считаете для чего Русские бояре призвали на престол Русского Царства сына Короля Польского и Великого Князя Литовского Владислава IV ? сын король князь царство боярин престол владислав

Владислав IV (9.6.1595–20.5.1648) – старший сын польского Короля Сигизмунда III, с 6 февраля 1633 г. Король польский и Великий князь литовский. 27 августа 1610 г. как "московский царь" принял присягу московского боярского правительства.

Напомним, что неудачи Царя Василия Шуйского в борьбе с интервентами, недовольство народа, дворян и части бояр привели к свержению Шуйского 17 июля 1610 года. Патриарх Гермоген пытался удержать бояр и народ от бунта против законной власти, тем более в условиях войны с поляками, но верх одержали бояре. После свержения с престола Василия Шуйского власть перешла к Боярской думе ("Семибоярщине"), где председательствовал князь Феодор Мстиславский. Большинство бояр, ради установления польских шляхетских вольностей, стояло за избрание русским царем 15-летнего польского королевича Владислава.

Бояре готовили свой переворот заранее. Еще 4 февраля 1610 г. под Смоленском был заключен договор между польским королем Сигизмундом и боярским посольством о том, что королевич Владислав должен был занять Московский престол после принятия Православия. После предательской сдачи полякам Москвы "Семибоярщина" признала Владислава царем, принесла ему присягу и чеканила от имени "Владислава Жигимонтовича" монету.

Святейший Гермоген сказал, что другого исхода нет, как только собрать всенародное ополчение, которое освободит Москву и все государство от поляков, а затем избрать Царя. Народ согласился с Патриархом. Святитель начал писать грамоты, призывая русские города ополчиться для избавления святой Руси от бед. За это святитель был замучен поляками. Но его призыв пробудил православный народ. Ополчение Минина и Пожарского в октября 1612 г. освободило Москву. Боярское правительство королевича Владислава было низложено; в 1613 г. на царство был призван Михаил Федорович Романов. Этим и был положен конец Смутному времени.

Тем не менее Владислав в Польше продолжал пользоваться титулом "Великого князя Московского" и не оставлял своих притязаний. В 1617–1618 гг. он, поощряемый польским сеймом, неудачно попытался овладеть Московским престолом. Однако, даже одержав некоторые победы, он не сумел захватить Москву, ограничившись русскими территориальными уступками Польше по Деулинскому перемирию. Окончательно он отказался московского титула и от претензий на Москву по Поляновскому миру в 1634 г., уже будучи польским королём.

Итак, Владислав никогда не правил Россией, хотя сохранял за собой титул "царя" до 1634 г. и во время торжественных приёмов надевал т.н. "московскую корону". НЕ ОЧЕНЬ ДЛИННО ПОЛУЧИЛОСЬ?

Владислав IV (9.6.1595–20.5.1648) – старший сын польского Короля Сигизмунда III, с 6 февраля 1633 г. Король польский и Великий князь литовский. 27 августа 1610 г. как "московский царь" принял присягу московского боярского правительства.

Напомним, что неудачи Царя Василия Шуйского в борьбе с интервентами, недовольство народа, дворян и части бояр привели к свержению Шуйского 17 июля 1610 года. Патриарх Гермоген пытался удержать бояр и народ от бунта против законной власти, тем более в условиях войны с поляками, но верх одержали бояре. После свержения с престола Василия Шуйского власть перешла к Боярской думе ("Семибоярщине"), где председательствовал князь Феодор Мстиславский. Большинство бояр, ради установления польских шляхетских вольностей, стояло за избрание русским царем 15-летнего польского королевича Владислава.

Бояре готовили свой переворот заранее. Еще 4 февраля 1610 г. под Смоленском был заключен договор между польским королем Сигизмундом и боярским посольством о том, что королевич Владислав должен был занять Московский престол после принятия Православия. После предательской сдачи полякам Москвы "Семибоярщина" признала Владислава царем, принесла ему присягу и чеканила от имени "Владислава Жигимонтовича" монету.

Святейший Гермоген сказал, что другого исхода нет, как только собрать всенародное ополчение, которое освободит Москву и все государство от поляков, а затем избрать Царя. Народ согласился с Патриархом. Святитель начал писать грамоты, призывая русские города ополчиться для избавления святой Руси от бед. За это святитель был замучен поляками. Но его призыв пробудил православный народ. Ополчение Минина и Пожарского в октября 1612 г. освободило Москву. Боярское правительство королевича Владислава было низложено; в 1613 г. на царство был призван Михаил Федорович Романов. Этим и был положен конец Смутному времени.

Тем не менее Владислав в Польше продолжал пользоваться титулом "Великого князя Московского" и не оставлял своих притязаний. В 1617–1618 гг. он, поощряемый польским сеймом, неудачно попытался овладеть Московским престолом. Однако, даже одержав некоторые победы, он не сумел захватить Москву, ограничившись русскими территориальными уступками Польше по Деулинскому перемирию. Окончательно он отказался московского титула и от претензий на Москву по Поляновскому миру в 1634 г., уже будучи польским королём.

Итак, Владислав никогда не правил Россией, хотя сохранял за собой титул "царя" до 1634 г. и во время торжественных приёмов надевал т.н. "московскую корону".


О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась над грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.

А. С. Пушкин. Клеветникам России

О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась над грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.

А. С. Пушкин. Клеветникам России


О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась над грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.

А. С. Пушкин. Клеветникам России

Сын польского короля формально оказался на русском престоле в Смутное время, когда половина российской знати поддерживала претензии на престол самозванца Лжедмитрия II ("Тушинского вора"), а другая - московскую Боярскую Думу, взявшую управление государством на себя после принудительного отречения царя Василия Шуйского.

Католическое крещение Литвы повлекло усиление польского и католического влияния. Литовским и русским боярам."Семибоярщина" избирает на Московский престол польского королевича Владислава. Владислав IV .Тем временем в Литве шла усобица между Свидригайло и Сигизмундом — претендентами на престол великого князя Литовского. Разногласия между русскими князьями, неоднозначно, но очевидно определяет причину борьбы за власть, а вернее за ветви христианских верований.

Вот это Вы загнули. Бояре готовили свой переворот заранее. Еще 4 февраля 1610 г. под Смоленском был заключен договор между польским королем Сигизмундом и боярским посольством о том, что королевич Владислав должен был занять Московский престол после принятия Православия. После предательской сдачи полякам Москвы "Семибоярщина" признала Владислава царем, принесла ему присягу и чеканила от имени "Владислава Жигимонтовича" монету.

закончить войну.соединить Московское государство с Польшей неразрывным союзом; 2) установить между ними свободную торговлю; 3) возвратить Польше и Литве страны, от них отторгнутые, преимущественно княжество Смоленское, а из Северского – города Брянск, Стародуб, Чернигов, Почеп, Новгород-Северский, Путивль, Рыльск и Курск, а также Невель, Себеж и Велиж; 4) отказаться от прав на Ливонию и Эстляндию.

Я вообще не понимаю ситуации, когда на русском престоле или в советский период нашей страной управляли иностранцы. В других странах не пускают чужаков к власти, а у нас - пожалуйста, стоит нам заикнуться о национальности, нас сразу начинают обвинять внационализме и во всех смертных грехах, при том, что нас спокойно притесняют в других странах и это считается нормально. Меня это бесит!

Некоторые историки считают, что таким образом появилась возможность укрепить связи России с Европой, не реализованная из-за католической веры королевича. Другая точка зрения сводится к тому, что те бояре, которые присягнули Владиславу и впустили в ночь на 21 сентября 1610 г. польские войска во главе с гетманом Гонсевским в Москву, совершившим акт национальной измены.

В 1612 году Второе народное ополчение освободило Москву от интервентов, однако война полыхала до 1618 году, когда польские и казацкие соединения разорили южные области русского государства и без успеха осаждали Москву. Война завершилась подписанием Деулинского перемирия, по которому среди прочих территориальных потерь Речи Посполитой был уступлен Смоленск.

. Владислав православия не принимал, в Москву не прибыл и венчан на царство не был. До 1634 года Владислав продолжал пользоваться титулом Великого князя московского. Короче был просто именем, от которого правили бояре, после Шуйского. И слава Богу, его правление привело Польшу к Потопу.

Было время когда Литве пренадежала подмосковье или даже Москва боюсь соврать точьно не помню чтото делили.Литва была даже до Чёрного моря оттуда и татаре были привезены и заселеные в Вильнюских округах,Тракай и тд.и тп. Почитайте в интернете

Бояре готовили свой переворот заранее. Смоленском был заключен договор между польским королем Сигизмундом и боярским посольством о том, что королевич Владислав должен был занять Московский престол после принятия Православия

Для того, чтобы присоединить земли польские к Москве, и этим прекратить набеги поляк на Русь, что. как мне помниться ничего не дало для Москвы, а вообще то это так давно все изучалось, что точного ответа дать уже не могу.

Да эту чушь придумали Романовы, что бы оправдать свою узурпацию трона. За 400 лет мы уже просто обязаны это принимать за "чистую монету". Недавние исследования зарубежных архивов дают немного другую версию тех событий.

тогда, помнится, Смута была. А княжич Владислав был предложен интервентами, т.к. своего правителя не было. А там далее уж Романовых бояре избрали, опять же, из соображений "сделать марионетку". Но вот не вышло как-то.


Основные причины смутного времени в России можно выразить в следующем:

  • Экономические причины. В результате погодных условий случился голод 1601-1603 годов. Население массово умирало. Доверие к действующей власти падало.
  • Династический кризис. После гибели царевича Дмитрия в Угличе и Федора Ивановича в Москве, династия Рюриковичей прервалась.
  • Социальный кризис. Практически все слои населения России конца 16 — начала 17 века были недовольны своим положением.
  • Политический кризис. В России шла активная борьба за власть между боярскими группировками.
  • Польша и Швеция усиливались и активно выказывали свои претензии на русские земли и престол.

Более детальные причины Смуты приведены в следующей схеме:


Последние вспышки Смуты

Накануне избрания на царство Михаила Романова началась борьба с казачьим предводителем Иваном Заруцким. В его стане находилась Марина Мнишек и её сын – Иван, которого тоже можно было предложить в качестве кандидата на престол. В конце 1612 года Заруцкий отступил от Москвы к Рязани, а далее двигался через Воронеж к Астрахани. Его задумка состояла в том, чтобы поднять против Михаила Романова терских, волжских и донских казаков, но из этого ничего не вышло. Он смог разорить купцов в Астрахани, но даже оборонять городской кремль не решился и сбежал из городов в сторону реки Урал (Яик), где и был пойман. В Москву его доставили отдельно от жены. Марину Мнишек отправили в тюрьму, а Заруцкого с сыном казнили.

После этого серьёзных внутренних противников не было, но активные боевые действия со шведами велись до 1615 года (осада Пскова), а с поляками – до декабря 1618 года.

Третий этап смуты

Правление поляков, и играющих под их дудку бояр вызывало сильное недовольство широких кругов населения. Вскоре все объединяются для их изгнания, во главе масштабного восстания встают знатные люди: князь Заруцкий, Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин. Создано народное ополчение.

Периодизация смутного времени

Она может быть различной и зависит от выбранного критерия. В качестве такового можно выбрать правителя, который находился на престоле в Москве:

  • 1598 – май 1605 года. Борис Годунов и его сын Фёдор.
  • Июнь 1605 – май 1606. Лжедмитрий I.
  • Июнь 1606 – июль 1610. Василий Шуйский.
  • 1610-конец 1612. Польский королевич Владислав Сигизмундович. Фактически страной управляла Семибоярщина. Монету чеканили от имени Владислава.
  • С января 1613. Михаил Романов. Он правил до 1645, но фактически Смута завершилась к декабрю 1618 подписанием Деулинского перемирия.

Таким образом, от 15 до 20 лет продлился этот период истории.

Внешнее вмешательство тоже подойдёт в качестве варианта периодизации:

  • 1604–1609 гг.– Польско-литовская интервенция в поддержку самозванцев Лжедмитрия I и Лжедмитрия II.
  • 1609–1618 гг. – Война с Речью Посполитой.
  • Лето 1610–март 1617 г. – Война со Швецией.

Третьим критерием для периодизации можно выбрать характер власти:

  • 1598–1605 гг. – Избранный Земским собором царь Борис Годунов и его наследник.
  • 1605–1606 гг. – Самозванец.
  • 1606–1613 гг. – Боярский характер власти.
  • С 1613. Династия Романовых.

Правление Бориса Годунова

Рис. 1. Борис Годунов.

Рис. 1. Борис Годунов.

Несмотря на то, что Годунов принял царство в сложный период социального бедствия и сложного положения России на международной арене, он был хорошим государственным деятелем, трон он не наследовал, что делало его права на престол сомнительными.

Новый царь начал и последовательно продолжал курс реформ, направленных на улучшение экономики страны: купцы были освобождены от уплаты налогов на два года, землевладельцы – на год. Но это не сделало внутренние дела России проще – неурожай и голод 1601-1603 гг. вызвал массовую смертность и повышение цены на хлеб невиданных размеров. И во всем народ обвинял Годунова. Во время правления Бориса Годунова вспыхнуло восстание Хлопко Косолапого. А с появлением в Польше “законного” наследника престола, который якобы был царевичем Дмитрием, ситуация усложнилась еще больше.

Ход Смуты

Начало Смуты было ознаменовано ухудшением экономики (из-за неурожайных лет) и недовольством политикой Бориса Годунова.

После смерти Федора Иоанновича новым царем был избран Борис Годунов. Появились слухи, что царевич Дмитрий (сын Ивана Грозного) жив, а царствование Годунова незаконно.

В Польше появился человек, назвавший себя спасшимся сыном Ивана Грозного. Лжедмитрий обещал передать часть русских земель Польше, а поляки взамен помогли ему снарядить войско. В середине 1604 года Лжедмитрий перешел границу России, взял ряд городов и подступил к Москве. После неожиданной смерти царя Бориса Годунова армия перешла на сторону самозванца. В мае 1605 года он вступил в Москву и был венчан на царство. Однако он не выполнил данных Польше обещаний и в 1606 году был убит в результате мятежа.

После смерти Лжедмитрия новым царем был выбран один из заговорщиков Василий Шуйский. В 1607 году появился самозванец Лжедмитрий II. Он осадил Москву, создал свои двор, приказы и боярскую думу.

Василий Шуйский за помощью обратился к Швеции. Был заключен договор, согласно которому Россия отказалась от претензий на Балтийское побережье, а шведы дали армию для борьбы с Лжедмитрием II.

Лжедмитрий II после нескольких неудач бежал в Калугу и был убит. В 1610 году Василий Шуйский был свергнут и пострижен в монахи. В столице образовалось временное правительство из семи бояр, впустившее в город поляков и пригласившее на престол польского королевича.

В 1611 году в Нижнем Новгороде начало формироваться второе народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

В 1613 году новым царем был избран Михаил Романов.

Земский собор 1613 года — это собрание представителей сословий и земель Русского царства, проведенное для избрания нового царя.

Окончание Смутного времени

Формально Смутное время в России завершилось в 161

Формально Смутное время в России завершилось в 1613-1614 годах, с началом правления Михаила Романова. Но по факту в этот момент было сделано только следующее — поляки выкинуты из Москвы и… И все! Окончательно решить польский вопрос удалось только в 1618 году. Ведь Сигизмунд и Владислав активно претендовали на российский престол, понимая что местная власть там крайне слаба. Но в итоге было подписано Деулинское перемирие, по которому Россия признавала все завоевания Польши в период Смуты, а между странами устанавливался мир на 14,5 лет.

Но была еще и Швеция, которую призвал Шуйский. Мало кто об этом говорит, но Швеция владела практически всеми северными землями, включая Новгород. В 1617 году Россия и Швеция подписали Столбовский мир, по которому шведы вернули Новгород, но сохранили за собой все побережье Балтики.

Ход событий

Как вы видите, мы разбираем данное событие по рекомендуемой мной и другими коллегами схеме, о которой вы можете прочитать здесь.

Правление Бориса Годунова продолжалось с 1598 года по 1605 год. В это время произошли следующие события в начале 17 века:

Борис Годунов

Борис Годунов

  1. Страшный голод 1601 — 1603 годов, следствием которого было восстание Хлопка Косолапа, и массовое бегство населения на юг. А также недовольство властью.
  2. Выступление Лжедмитрия первого: с осени 1604 года по июнь 1605 года.

Правление Лжедмитрия Первого продолжалось один год: с июня 1605 по май 1606 года. В его царствование продолжались следующие процессы:

Лжедмитрий Первый (он же Гришка Отрепьев)

Лжедмитрий Первый (он же Гришка Отрепьев)

Рост недовольства его правлением у боярства, так как Лжедмитрий не уважал русских обычаев, женился на католичке, стал раздавать русские земли в вотчины польскому дворянству.В мае 1606 года самозванца свергли бояре во главе с Василием Шуйским.

Василий Шуйский

Василий Шуйский

Далее возникает период хаоса и анархии, конец которому положило Второе ополчение во главе с Козьмой Мининым и Дмитрием Пожарским в конце октября 1612 года.

Таковы были участники и правители этого исторического явления

Второй период Смуты

В 1606 г. поднялось восстание, предводителем которого стал И.И. Болотников. В ряды ополчившихся входили люди из разных слоев общества: крестьяне, холопы, мелкие и средние феодалы, служилые, казаки и посадские люди. В битве под Москвой они потерпели поражение. В итоге Болотников был казнен.

Недовольство властью продолжалось. И вскоре появляется Лжедмитрий 2-й. В январе 1608 г. его войско направилось к Москве. К июню Лжедмитрий 2-й вошел в подмосковное село Тушино, где и обосновался. В России образовалось две столицы: бояре, купцы, чиновники работали на два фронта, иногда даже получали жалование от обоих царей. Шуйский заключил договор со Швецией, и Речь Посполитая начала захватнические военные действия. Лжедмитрий 2-й бежал в Калугу.

Шуйский был пострижен в монахи и отправлен в Чудов монастырь. В России наступило междуцарствие — Семибоярщина (совет из семи бояр). Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами, и 17 августа 1610 г. Москва присягнула польскому королю Владиславу. В конце 1610 г. был убит Лжедмитрий 2-й, но борьба за престол на этом не окончилась.

Итак, второй этап Смуты был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606-1607), царствованием Василия Шуйского (1606-1610), появлением Лжедмитрия 2-го, а также Семибоярщиной (1610).

Глава пятая. Избрание русского Царя и Патриарха

Содержание:

Избрание Патриарха Московского и всея Руси

После смерти 17 (27) февраля 1612 года Патриарха Московского и всея Руси Гермогена не менее важным, чем избрание нового русского царя, был вопрос избрания Патриарха Русской Православной Церкви. Тем более, что для подтверждения божественного происхождения власти русского царя настоятельно необходимо было Венчание на царство (Священное коронование) и проведение обряда помазания на царство Патриархом Московским и всея Руси.

Третий Рим. Глава пятая. Избрание русского Царя и Патриарха

Преподобный Дионисий архимандрит Радонежский

Третий Рим. Глава пятая. Избрание русского Царя и Патриарха

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

В апреле 1613 года в Москву приехал Константинопольский патриарх Тимофей II Мармаринос (октябрь 1612 – март 1620). 10 (22) апреля 1613 года в день Иверской иконы Божией Матери предстоятель первой среди равных православных церквей совершил интронизацию по чину поставления Московского патриарха Дионисия Радонежского.

Избрание русского царя

Земские соборы созывались в России неоднократно на протяжении полутора столетий – с середины XVI до конца XVII века. Однако во всех остальных случаях они играли роль совещательного органа при действующем монархе и, по сути, не ограничивали его абсолютной власти. Земский собор 1613 года созывался в условиях династического кризиса. Его главной задачей было избрание и легитимизация новой династии на российском престоле.

Третий Рим. Глава пятая. Избрание русского Царя и Патриарха

Соборная площадь Московского Кремля

Созыв собора

Кандидаты на престол

Среди представителей местной знати выделялись следующие фамилии (как видно из приведённого списка, все они имели серьёзные недостатки в глазах избирателей):

Годуновы и Шуйские. И те, и другие являлись родственниками ранее правивших монархов. Род Шуйских, кроме того, происходил от Рюрика. Однако родство со свергнутыми правителями таило в себе определённую опасность: взойдя на престол, избранники могли увлечься сведением политических счётов с оппонентами.

Мстиславские и Куракины. Представители этих знатных русских родов подорвали свою репутацию сотрудничеством с властями Речи Посполитой и не рассматривались как реальные кандидаты на русский престол.

Голицыны. Этот род происходил от Гедимина Литовского, однако отсутствие В.В. Голицына[4] (он был в плену в Варшаве) лишало этот род сильных кандидатов. Кроме того, его постоянные метания от одного правителя к другому отвращали от него большинство представителей Земского собора.

В списках кандидатов присутствовали также князь Трубецкой Дмитрий Тимофеевич[5], князь Черкасский Дмитрий Мамстрюкович[6] и князь Пронский Пётр Иванович[7]. Они, бесспорно, прославили свои имена во время штурма Москвы, но они не были родственниками Ивана Грозного и Фёдора Ивановича и их боялись.

Хотя Трубецкой был из Гедиминовичей, но он подорвал свой авторитет среди боярства командованием казаками, которые при этом поддержать его претензии на трон не хотели и не могли. Так же ранее дискредитировал себя служением Лжедмитрию II и имел незначительную поддержку князь Черкасский.

Таким образом, князь Пожарский Дмитрий Михайлович Благословенный являлся практически единственным реальным претендентом на русский престол, имел неоспоримые преимущества на соборе, и за ним стояла реальная военная сила, с которой его политическим противникам приходилось считаться.

Избрание на царство

Собор открылся 16 января 1613 года под председательством князя Воротынского Ивана Михайловича . Открытию предшествовал трехдневный пост, целью которого было очищение от грехов смуты. В полуразрушенной Москве осталось единственное здание, способное вместить всех выборных – Успенский собор Московского Кремля, сходились в котором день за днем.

Третий Рим. Глава пятая. Избрание русского Царя и Патриарха

Успенский собор Московского Кремля

Третий Рим. Глава пятая. Избрание русского Царя и Патриарха

Утверждённая грамота Земского собора об избрании на царский престол князя Пожарского Дмитрия Михайловича Благословенного

Келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицин со ступеней Успенского собора Московского Кремля провозгласил решение земского собора.

Третий Рим. Глава пятая. Избрание русского Царя и Патриарха

Московский Кремль 21 февраля (3 марта) 1613 года

23 апреля (3 мая) мая 1613 года в День Святого Великомученика и Победоносца Георгия в Москве состоялось Венчание на царство (Священное коронование) и Патриархом Московским и всея Руси Дионисием обряд помазания на царство Великого Государя Царя и Великого Князя всея Руси Дмитрия Михайловича Благословенного.

Отмена местничества

Для укрепления власти избранного Государя необходимо было назначить на дворцовые, приказные и воинские должности верных и решительных людей, происходивших как правило не из самых знатных родов, что настоятельно требовало скорейшего устранение местничества. Собор должен был не только навсегда отменить самый обычай, но и сделать совершенно невозможным возвращение к нему когда-либо.

Теперь, с отменой местничества, правительству уже не нужно было считаться, при назначениях на должности, с тем, к какому роду принадлежит данное лицо, и можно ли его назначить под начальство менее знатного по происхождению, но более способного. Это значительно облегчало выбор и улучшало состав должностных лиц во всех областях государственного и военного управления.

Примечания:

[2] Архимандрит Дионисий Радонежский (в миру – Давид Фёдорович Зобнинов, ок. 1570, Ржев – ок. 5 (15) мая 1633 года, Троице-Сергиева лавра) родился в посадской семье. При крещении был наречён Давидом (в честь Давида Солунского). Когда ему исполнилось 5 или 6 лет, его родители переехали в Старицу, где отец стал старостой Ямской слободы. В этот же период Давид был отдан на воспитание местным священникам: Гурию Ржевитину и Герману Тулупову.

Достигнув совершеннолетия, по настоянию родителей вступил в брак с женщиной по имени Васса, которая родила ему двоих сыновей – Василия и Козму. В этот же период стал священником при церкви Богоявления, находившейся в одном из владений Свято-Успенского монастыря в Старице. После смерти жены и обоих сыновей (в 1601–1602 годах) был пострижен под именем Дионисия в этом же монастыре, где вскоре стал казначеем, а в середине 1605 года или в августе 1607 года – архимандритом.

[3] В реальной истории это решение было принято на Московском соборе 1620 года. Решением Большого Московского собора 1666-1667 годов заменено чиноприемом через миропомазание.

[4] Князь Василий Васильевич Голицын (1572 год – 25 января 1619 года) – полководец и видный деятель Смутного времени; дворянин московский и воевода, затем боярин (с 1591 года). Старший из трех сыновей боярина князя Василия Юрьевича Голицына (умер в 1584 году) от брака с Варварой Васильевной Сицкой, вдовой боярина Ф. А. Басманова-Плещеева. Младшие братья – князья Иван и Андрей Голицыны.

В 1603–1604 году служил судьёй Московского судного приказа. В 1604 году назначен Борисом Годуновым в передовой полк, направленный против Лжедмитрия I, участник битвы под Новгородом-Северским. После смерти царя Бориса Годунова вместе с П.Ф. Басмановым изменил Фёдору Борисовичу Годунову под Кромами, перешёл на сторону самозванца, приказав себя связать, чтобы представить себя пленником.

В начале июня 1605 года князь Василий Голицын был прислан Лжедмитрием в Москву как наместник и руководил убийством Фёдора Годунова. В дальнейшем неизменно был на стороне победителей во всех конфликтах, участвовал в свержении и Лжедмитрия (один из организаторов заговора в 1606), и Василия Шуйского (1610).

Весной 1608 года боярин Василий Голицын вместе с боярином князем Дмитрием Ивановичем Шуйским (братом царя) в качестве второго воеводы большого полка возглавил русское войско, которое было дважды разбито князем Романом Рожинским, главным воеводой Лжедмитрия II. После поражения под Болховом В. В. Голицын вместе с другими воеводами бежал с поля боя.

В.В. Голицын участвовал в посольстве к Сигизмунду III (1610), был задержан в Польше как пленник вместе с митрополитом Филаретом. Несмотря на это, его имя называлось среди кандидатов в цари на Земском соборе 1613 года. Умер в Вильно, находясь польском плену в 1619 году. Потомства не оставил.

22 октября (4 ноября) 1612 года казаки князя Дмитрия Трубецкого взяли штурмом Китай-город. Этот день стал церковным праздником Казанской иконы Богоматери (в память освобождения Москвы). Через два дня поляки начали переговоры о капитуляции, и Смутное время подошло к концу.

[6] Князь Дмитрий Мамстрюкович Черкасский ближний боярин и воевода в Русском царстве, был одним из самых ревностных приверженцев Лжедимитрия II, так как в 1610 году из московских знатных людей только он да Дмитрий Трубецкой остались при нём в Калуге. Однако, в следующем 1612 году имя Черкасского встречается среди деятельных сподвижников Кузьмы Минина. Дмитрий Мамстрюкович был послан против гетмана Яна Ходкевича и побил его. Выгнал казаков из Антониева монастыря в Бежецком уезде и из Углича. На жалованной грамоте Дмитрию Трубецкому, данной в 1613 году во время междуцарствия от Боярской думы, Василий Бутурлин приложил руку и за себя, и за князя Дмитрия Черкасского. Считаясь главным претендентом, не хотел собственноручно отречься от своих претензий на престол. На грамоте об избрании на царство, за него расписался князь Василий Туренин.

В 1613 году на российский престол, помимо Михаила Романова, претендовали как представители местной знати, так и представители правящих династий соседних стран. Среди последних кандидатами на престол были:

· Польский королевич Владислав, сын Сигизмунда III

· Шведский королевич Карл Филипп, сын Карла IX

Среди представителей местной знати выделялись следующие фамилии. Как видно из приведённого списка, все они имели серьёзные недостатки в глазах избирателей.

· Голицыны. Этот род происходил от Гедимина Литовского, однако отсутствие В. В. Голицына (он был в польском плену) лишало этот род сильных кандидатов.

· Мстиславские и Куракины. Представители этих знатных русских родов подорвали свою репутацию сотрудничеством с поляками (см. Семибоярщина)

· Воротынские. По официальной версии наиболее влиятельный представитель этого рода, И. М. Воротынский подал самоотвод.

· Годуновы и Шуйские. И те, и другие являлись родственниками ранее правивших монархов. Род Шуйских, кроме того, происходил от Рюрика. Однако родство со свергнутыми правителями таило в себе определённую опасность: взойдя на престол, избранники могли увлечься сведением политических счётов с оппонентами.

· Дмитрий Пожарский и Дмитрий Трубецкой. Они, бесспорно, прославили свои имена во время штурма Москвы, но не отличались знатностью.

14. НАЧАЛО ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ.

Романовы - русский боярский род, происходивший от Кобылы Андрея Ивановича, имевшего 5 сыновей, младший из которых, Федор Кошка, стал во главе весьма многочисл. потомства, составившего такие знаменитые фамилии, как Кошкины-Захарьины, Яковлевы, Лятские, Беззубцевы, Шереметевы и др. В 6-м поколении от А. Кобылы в роду Кошкиных-Захарьиных был боярин Роман Юрьевич, от которого и пошёл род бояр, а затем царей Романовых.

Иван Кобыла
Андрей (?-1351+)
Федор (?-1393+)
Иван Кошкин (?-1427+)
Захарий (?-1461+)
Яков Захарьин Юрий Захарьин (?-1504+)
Роман (?-1543+)
Никита Юрьев-Захарьин (?-1586+)
Ирина Годунова Федор Романов (1554-1633+)
Михаил Романов

Романовы - русский боярский род, царская (1613-1721), императорская (1721- 1917) династия. Фамилия ведет свое начало от боярина Андрея Ивановича Кобылы (первая половина XIV в.). Его потомки: Кошкины, Захарьины и Захарьины-Юрьевы. Возвышение Дома произошло после женитьбы (1547) царя Ивана IV Грозного на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой. Брат последней Никита Романович Романов считается родоначальником династии. Представители рода приходились ближайшими родственниками царю Федору Ивановичу (сыну царицы Анастасии) и заняли видное положение при дворе. После смерти бездетного царя (1598), последнего Представителя династии Ивана Калиты на московском престоле, Романовы оказались срединаиболее вероятных претендентов на трон. С приходом к власти Бориса Годунова они подверглись опале (1600) и были сосланы (1601), в том числе и двоюродный брат царя Федора Ивановича Федор Никитич (будущий патриарх Филарет). После освобождения Москвы от поляков (1612) сын последнего Михаил Федорович был избран царем на Земском соборе (1613). В прямом мужском поколении династия прервалась со смертью Петра II (1730), женская прямая линия пресеклась после смерти Елизаветы I (1761). В лице Петра III началась Гольштейн-Готторпская династия Дома Романовых, последний представитель которой, император Николай II, был свергнут с престола февральской революцией (1917).

15. РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ. ПРИКАЗНЯ СИСТЕМА. ОТМЕНА МЕСТНИЧЕСТВА. НАЧАЛО СТАНОВЛЕНИЯ АБСОЛЮТИЗМА



16. ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРТА И АРМИИ. РЕФОРМАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А. Л. ОРДИНА-НАЩОКИНА И В.В. ГОЛИЦЫНА, ЦАРЯ ФЕДОРА АЛЕКСЕЕВИЧА

После событий Смутного времени перед первым правителем из рода Романовых – Михаилом Федоровичем – стояла непростая задача восстановления общества. Еще беспокоили самозванцы, на престол претендовал Владислав, власть еще не была крепкой. Восстановление государства шло трудно еще и потому, что царь Михаил не был государственным деятелем.

Выход находили в постоянном диалоге с обществом в лице Земского собора. В первой половине XVII в. Земский собор работал непрерывно, решая буквально все дела. Он стал органом представительства дворян и посадских людей, созывался часто, чуть ли не ежегодно. Земский собор по существу превратился в орган распорядительной власти, обреченный на роль послушного орудия в руках самодержавия. В первой половине века Земские соборы рассматривали вопросы войны и мира, сбора экстренных налогов и отношений с соседними странами. Ситуация медленно, но стабилизировалась.

Считалось, что царь правит страной вместе с Боярской думой. В нее входили представители четырех думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. В XVII в. немалое число людей вошло в состав Думы благодаря родству с царями по женской линии. Число членов Боярской думы менялось. В конце 70-х гг. в ней было 97человек: 42боярина, 27окольничих, 19думных дворян и 9думных дьяков. Аристократический характер Думы сохранялся, но все же не оставался неизменным – в Думу попадало все большее количество дворян и дьяков.

В думе по указанию царя обсуждали и решали наиболее важные государственные дела: объявление войны, заключение мира, сбор чрезвычайных налогов, принятие нового закона и т. д. , спорные или сложные вопросы по представлению приказов – министерств XVII столетия, по жалобам отдельных лиц. Решение Думы становилось законом или его разъяснением.

Русское войско формировалось из служилых людей по отечеству (феодалы из думных, московских чинов, городовых дворян и детей боярских), служилых людей по прибору (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.), нерусских народов – башкир, татар и др. Дворяне являлись на службу в города и полки дважды в году или в военные походы вместе со своими вооруженными слугами. Приборные комплектовались из вольных, охочих людей, родственников самих стрельцов и др. В военное время из податных сословий собирали даточных и посошных людей для вспомогательных работ в войске и участия в военных действиях. С 1630 г. началось создание полков нового строя— солдатских, рейтарских, драгунских.

Реформы А. Л. Ордина-Нащокина
Во главе внешнеполитического ведомства он выступил за расширение экономических и культурных связей со странами как Западной Европы, так и Востока. От соперничества с Речью Посполитой он предложил перейти к союзу с ней, направленному на борьбу с турецкой угрозой.

В области внутренней политики Ордин-Нащокин во многом опередил реформы Петра I. Он предложил сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких полков, ввести в России рекрутскую повинность. Это означало постепенный переход к постоянной армии.

Ордин-Нащокин попытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения.

Стремясь к процветанию российской экономики, он отменил привилегии иностранных компаний и предоставил льготы русским купцам (эти меры были закреплены в Новоторговом уставе 1667 года) , основал ряд новых мануфактур.

По проекту Ордина-Нащокина была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.

Однако многое из задуманного так и не удалось осуществить. В 1671 году Ордин-Нащокин был подвергнут опале, после чего постригся в монахи.

Голицын без умолку твердил боярам о необходимости учить своих детей, выхлопотал разрешение посылать их в польские школы, советовал приглашать польских гувернеров для их образования. Несомненно, широкие преобразовательные планы роились в его голове. Жаль, что мы знаем только их обрывки или неясные очерки, записанные иностранцем Невиллем, польским посланцем, приехавшим в Москву в 1689 г. незадолго до падения Софьи и Голицына. Невилль видался с князем, говорил с ним по-латыни о современных политических событиях, особенно об английской революции, мог от него кое-что слышать о положении дел в Москве и тщательно собирал о нем московские слухи и сведения. Голицына сильно занимал вопрос о московском войске, недостатки которого он хорошо изведал, не раз командуя полками. Он, по словам Невилля, хотел, чтобы дворянство ездило за границу и обучалось там военному искусству, ибо он думал заменить хорошими солдатами взятых в даточные и непригодных к делу крестьян, земли которых оставались без обработки на время войны, а взамен их бесполезной службы обложить крестьянство умеренной поголовной податью. Значит, даточные рекруты из холопов и тяглых людей, которыми пополняли дворянские полки, устранялись, и армия вопреки мысли Ордина-Нащокина сохраняла строго сословный дворянский состав с регулярным строем под командой обученных военному делу офицеров из дворян же. Военно-техническая реформа в мыслях Голицына соединялась с переворотом социально-экономическим. Преобразование государства Голицын думал начать освобождением крестьян, предоставив им обрабатываемые ими земли с выгодой для царя, т. е. казны, посредством ежегодной подати, что, по его расчету, увеличивало доход казны более чем наполовину. Иноземец кое-чего недослышал и не объяснил условий этой поземельной операции. Так как на дворянах оставалась обязательная и наследственная военная служба, то, по всей вероятности, насчет поземельного государственного оброка с крестьян предполагалось увеличить дворянские оклады денежного жалованья, которые должны были служить вознаграждением за потерянные помещиками доходы с крестьян и за отошедшие к ним земли. Таким образом, по плану Голицына операция выкупа крепостного труда и надельной земли крестьян совершалась посредством замены капитальной выкупной суммы непрерывным доходом служилых землевладельцев, получаемым от казны в виде возвышенного жалованья за службу. При этом не стесненный законом помещичий произвол в эксплуатации крепостного труда заменялся определенным поземельным казенным налогом. Подобные мысли о разрешении крепостного вопроса стали возвращаться в русские государственные умы не раньше как полтора века спустя после Голицына. Много другого слышал Невилль о планах этого вельможи, но, не передавая всего слышанного, иноземец ограничивается общим несколько идилличным отзывом: "Если бы я захотел написать все, что узнал об этом князе, я никогда бы не кончил; достаточно сказать, что он хотел населить пустыни, обогатить нищих, дикарей превратить в людей, трусов в храбрецов, пастушечьи шалаши в каменные палаты". Читая рассказы Невилля в его донесении о Московии, можно подивиться смелости преобразовательных замыслов "великого Голицына", как величает его автор. Эти замыслы, переданные иностранцем отрывочно без внутренней связи, показывают, однако, что в основании их лежал широкий и, по-видимому, довольно обдуманный план реформ, касавшийся не только административного и экономического порядка, но и сословного устройства государства и даже народного просвещения. Конечно, это были мечты, домашние разговоры с близкими людьми, а не законодательные проекты

Читайте также: