Когда в россии было положено начало городской медицины 18 век

Обновлено: 30.06.2024

Прогрессивную
роль
в
развитии
производительных сил и
национальной культуры в
России,
в
укреплении
централизованного
феодального государства
сыграли
реформы,
проведенные Петром I .
Процесс
экономического
развития России в XVIII
веке
сопровождался
подъемом
русской
культуры,
науки
и
искусства.

2. ВМедА им. С.М. Кирова

3. Петербу́ргская акаде́мия нау́к

В
реформах Петра I значительное внимание было
уделено медицинскому ремеслу. Русские, ездившие
в страны Западной Европы, в том числе сам Петр I,
наряду с кораблестроением, мануфактурами и
школами знакомились там с больницами,
анатомическими
музеями
и
выдающимися
врачами Голландии .

6. Кунсткамера, вид с Невы

7. Военный госпиталь в Лефортово, начало XIX века

9. Здание военно-медицинской академии в 1914 году

12. Русские госпитальные школы XVIII века.

Первая госпитальная школа на 50 учеников была
организована в 1707 г. при Московском сухопутном
госпитале. В 1733 г. были открыты аналогичные
школы при сухопутном и адмиралтейском
(морском) в Петербурге, адмиралтейском в
Кронштадте госпиталях по 10 подлекарей и 20
учеников в каждом.

В 1756 г. контингент учащихся в Петербургском
сухопутном госпитале был увеличен до 50, а в
адмиралтейском — до 30 учеников. В 1758 г. была
открыта рассчитанная на 15 учеников школа при
Колывано-Воскресенском заводском госпитале,
выпустившая около 160 врачей. С 1788 по 1796 г.
существовала
госпитальная
школа
при
Елисаветградском госпитале, выпустившая 152
врача.

Московский госпиталь Петр I поручил строить и
организовать голландскому врачу Николаю
Бидлоо, ученику Бургава, племяннику анатома,
атласом которого пользовался сам Петр I. Ему же
Петр I поручил организовать при госпитале и
школу для подготовки врачей. В качестве
преподавателей в госпитале были приглашены
врачи-иностранцы, незнакомые с русским языком,
имевшие возможность преподавать только на
латинском
и
иностранных
языках
(преимущественно голландском и немецком).

16. Русские ученые в XVIII веке

В 1753—1760 гг. П. 3. Кондоиди и М. И. Шеин
улучшили преподавание анатомии и клиники,
устроили клинические палаты, были введены
обязательные вскрытия, преподавание акушерства
и женских болезней, изменен порядок экзаменов.
В разработке вопросов преподавания медицины во
второй половине XVIII века приняли активное
участие многие передовые врачи (П. И.
Погорецкий, А. М. Шумлянский, М. М.
Тереховский и др.).

Госпитальные
школы как основная форма
подготовки врачей в России просуществовали
около 80 лет. В 1786 г. госпитальные школы были
преобразованы в медико-хирургические училища.
В
1798
г.
были
организованы
медикохирургические академии в Петербурге и Москве с
более обширными программами, с новым учебным
планом.

18. В 1755 г. был открыт Московский университет.

19. М В Ломоносов и его учение

20. Ломоносов М.В (1711-1765)

21. С. Г. Зыбелин (1735–1802)

Семен Герасимович Зыбелин – первый русский
профессор Московского университета. После того
как
он
окончил
Славяно-греко-латинскую
академию в Москве, он был направлен на
стажировку
и
продолжение
обучения
в
университет города Лейдена. В Лейденском
университете он получил звание доктора
медицины.

После чего он вернулся в Москву. С 1765 по 1802 гг.
Зыбелин был профессором университета. Он читал
лекции по химии и медицине. Кстати сказать, он
был одним из первых, кто начал читать лекции на
русском языке. Лекции С. Г. Зыбелина включали
широкий спектр теоретической и практической
медицины, а также много других аспектов
деятельности врача:

24. Мероприятия по организации медицинской помощи населению России в XVIII веке.

В
1763 г. была организована Медицинская
коллегия.
В 1763—1771 гг. в Москве и Петербурге были
открыты
воспитательные
дома
с
родовспомогательными заведениями при них,
служившими
школами
для
подготовки
повивальных бабок.
В 1775 г. в губерниях были созданы приказы
общественного призрения, в ведение которых
были переданы гражданские больницы.

26. Павел Захарович Кондоиди (1710—1760)

В 1732 г. П. 3. Кондоиди окончил, медицинский
факультет
Лейденского
университета
и,
возвратившись в Россию, служил военным врачом.
В 1741 —1747 гг. П. 3. Кондоиди был помощником
генерал-директора медицинской канцелярии и
фактически руководил медицинским делом
России. Через несколько лет он вновь был
привлечен
к
руководству
врачебной
администрацией и с 1753 г. по 1760 г. был главным
директором Медицинской канцелярии.

В
1795 г. Дженнер в Англии провел первую
прививку, и в 1801 г. в Московском воспитательном
доме была проведена первая прививка против
оспы вакциной, полученной от Дженнера.

28. Эдвард Дженнер родился 17 мая 1749 г.

29. Эволюционное учение Вольфа Каспара Фридриха (1734—1794).

В результате реформ первой четверти XVIII в. в экономике России произошли большие изменения, укрепился ее международный престиж. Созданная Петром I (1682-1725 гг.) Российская империя стала великой европейской державой.
Преобразования Петра I существенно способствовали развитию медицинского дела и становлению образования в России.
В начале XVIII века в российской армии служили главным образом приглашенные в Россию врачи-иностранцы. В стране ощущалась острая нехватка отечественных врачей (докторов медицины) и лекарей. Как уже упоминалось, существовало два пути решения этой проблемы: направлении россиян за рубеж для получения высшего образования и создание медицинских учебных заведений в России.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Причины развития медицины России XVIII века. 4
Глава 2. Этапы развития медицины России XVIII века. 6
Реформы Петра. 6
Система обучения будущих врачей в России XVIII века. 8
Русские госпитальные школы XVIII века. 8
Мероприятия по организации медицинской помощи населению России в XVIII веке. 13
Передовые ученые и врачи. 16
Борьба передовых отечественных врачей XVIII века за самостоятельное развитие русской медицинской науки. 19
Заключение 22
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Реферат. Шестаковой М.Г.1.doc

Выдающиеся открытия и смелые теоретические обобщения М. В. Ломоносова в естествознании были могучим идейным источником развития материалистического мировоззрения во второй половине XVIII века и в последующие периоды.

Материалистические философские, естественнонаучные воззрения и общественно-политические демократические взгляды Ломоносова оказали большое влияние на развитие естествознания и медицины в России. На долгие годы во второй половине XVIII века и в XIX веке они были у учеников и последователей М. В. Ломоносова научной основой развития отечественной медицины.

Ломоносов не только указал на недостатки, но и поставил задачи улучшения медицинской помощи населению, увеличения числа врачей, лечебных учреждений, аптек, составления и издания доступных для широких кругов книг об оказании помощи при родах, о лечении детей. Он призывал улучшить уход за детьми, бороться с антигигиеническими обычаями в быту, в частности связанными с церковными обрядами, рассмотрел мероприятие по борьбе с детской смертностью.

Призывы М. В. Ломоносова во многом остались неосуществленными, но в ряде пунктов, например в отношении улучшения родовспоможения и подготовки повивальных бабок, передовые врачи второй половины XVIII века (Н. М. Максимович-Амбодик, Д. С. Самойлович, А. М. Шумлянский) в своей врачебной практической и санитарно-просветительной деятельности следовали заветам Ломоносова. М. В. Ломоносов боролся против иноземных ученых, тормозивших развитие русской науки.

Борьба передовых отечественных врачей XVIII века за самостоятельное развитие русской медицинской науки.

В XVIII веке в России происходила борьба передовых отечественных врачей за самостоятельное развитие русской медицинской науки и подготовку русских врачей. Эта борьба протекала в различных формах на различных этапах развития медицины в XVIII и XIX веках. Как в начале XVIII века при создании госпитальных школ и наборе слушателей для них при Бидлоо, так и в конце XVIII века при создании в Петербурге высшего медицинского учебного заведения, так называемого Калинкинского института, русской молодежи приходилось бороться за право учиться медицине.

К середине XVIII века из врачей, окончивших госпитальные школы и медицинские факультеты иностранных университетов, наиболее талантливые (М. Шеин, С. Зыбелин и др.) боролись за право быть преподавателями в медицинских школах России. Целое столетие (с середины XVIII века почти до середины XIX века) тянулась борьба за право пользоваться в медицине русским языком. Многочисленны примеры борьбы за возможность отечественным врачам занимать руководящие места в больницах и учебных заведениях, в научных и административных учреждениях.

В 1764 г. Медицинская коллегия получила право присваивать врачам степень доктора медицины, но в XVIII веке присвоили ее только 16 врачам, получившим образование в госпитальных школах. Кроме того, Медицинская коллегия присвоила звание профессора 8 ученым, прошедшим подготовку в адъюнктуре, а также И. Бушу и Я. Саполовичу звание профессора без защиты диссертации и прохождения адъюнктуры. Медицинский факультет Московского университета получил право присваивать степень доктора медицины только в 90-х годах XVIII века. Наконец, в 1859—1860 гг. было разрешено защищать диссертации на русском языке. [3]

Под влиянием протестов, последовавших за выступлением М. М. Тереховского, правительство при утверждении устава Калинкинского института вынуждено было снять пункт о запрещении русским поступать в число его студентов, но оставило другое ограничение, введя в институте преподавание всех предметов на немецком языке.

Подавляющее большинство русских ученых и врачей XVIII века были выходцами из трудовых слоев народа, знакомыми с его положением и нуждами. Они смотрели на науку, как на средство просвещения народных масс, развития производительных сил и поднятия благосостояния народа. Работавшие в России иностранцы, ученые и врачи, в основном бывшие сторонники реакционных теорий, смыкались с деятелями бюрократической верхушки и сами часто были из среды этой верхушки, поддерживали представителей дворянско-помещичьего класса и отражали интересы этого класса. Начиная с последнего десятилетия XVII века, при Петре I и в последующем, XVIII веке, особенно во второй его половине, царское правительство приглашало из других стран большое количество врачей-иностранцев и предоставляло им по сравнению с отечественными врачами служебные и материальные преимущества и привилегии.

Многие врачи-иностранцы, чуждые передовой науке вообще и русской в особенности, преследуя почти исключительно корыстные цели, тормозили развитие передовой русской научной мысли и, не брезгуя никакими средствами, сколько могли, чинили препятствия передовым русским ученым. Врачи-иностранцы, боясь конкуренции, различными путями противодействовали развитию русской медицинской науки и созданию кадров русских врачей, преподавателей и ученых. Многочисленные примеры подобного отношения к талантливым русским врачам встречаются в биографиях К. И. Щепина, С. Г. Зыбелина, Д. С. Самойловича, А. М. Шумлянского и многих других врачей XVIII века.

Конечно, среди иностранцев, работавших в России, были люди честно служившие русскому народу, понимавшие свои задачи, сделавшие Россию постоянным местом своей деятельности и оставшиеся здесь до конца своих дней (отец и сыновья Блюментросты, Н. Бидлоо, К. Вольф, П. Паллас и др.)

Обзорная статья посвящена исследованию становления научного медицинского знания и государственного здравоохранения России с XVI по XVIII века. Рассмотрены также народные представления о медицинской помощи этого периода.

Похожие материалы

В последнее время стала актуальной тема самобытности и уникальности России во всем ее историческом развитии. Не остается в стороне и интерес к историческому развитию научного знания, в том числе и к развитию научного знания в области здравоохранения в России: ведутся дискуссии о роли государства в этом процессе, способах финансирования, достижении доступности медицинской помощи, подготовке медицинских работников и др. Эти проблемы были актуальны в нашей стране и несколько столетий назад.

Также эти вопросы исследовали такие ученые как М.В. Ломоносов, С.Г. Зыбелин, историк медицины XIX в. Я.А. Чистович, Н.П. Загоскин; историки медицины XX в. П.Е. Заблудовский, Б.Д. Петров, М.М. Левит, М.Б. Мирский, Т.С. Сорокина и др.

Цель данного исследования – изучить становление научного медицинского знания и государственного здравоохранения России с XVI по XVIII века.

В связи с заданной целью, были сформулированы следующие задачи:

  • исследовать этапы становления государственной медицины (I этап: XVI век, II этап: XVII век, III этап: XVIII век);
  • рассмотреть политику государства на каждом этапе;
  • рассмотреть развитие научного знания и народные представления о медицинской помощи с XVI по XVIII века.

В связи с происходящими военными событиями (война с Польшей за Смоленск) у Аптекарского Приказа возникла еще одна функция – создание медицинской службы в русской армии. В эту функцию входило: назначение в войска лекарей, снабжение лекарственными средствами полковых аптек, организация временных военных госпиталей, освидетельствование солдат о пригодности их к несению военной службы.

Этот указ был последним крупным мероприятием в деятельности Аптекарского Приказа, так как в начале XVIII века он был заменен Медицинской канцелярией.

За период с XVI по XVII века в сфере научных медицинских знаний можно отметить таких первых отечественных ученых: Георгий (Франциск) Скорина из Полоцка, получивший в 1512 г. степень доктора медицины в Падуе; Епифаний Славинецкий, окончивший Краковский университет и преподававший в Киево-Могилянской академии, а затем в Лекарской школе при Аптекарском Приказе. Этот ученый еще известен тем, что им был сделан перевод труда Везалия по научной анатомии на русский язык. Иван Алманзенов (Иоан Эльмстон) в 1629 г. был послан в Англию в Кембриджский университет для обучения медицины, в 1645 г. вернулся в Россию, имея докторскую степень. П.В. Посников был удостоен степени доктора медицины в 1696 г. в Падуанском университете, впоследствии он служил российским послом в Голландии.

В 1719 г. состоялось открытие Аптекарского сада в С.-Петербурге, а в 1720 г. был создан первый в России завод государственного производства лекарственных средств из отечественного сырья.

1710 г. отмечен созданием Госпитального регламента, регулировавшего деятельность госпиталей.

Одним из важных событий XVIII века является открытие по инициативе великого русского ученого М.В. Ломоносова в 1755 г. Московского университета, в составе которого было три факультета: философский, юридический и медицинский.

Необходимо и отметить в становлении научного медицинского знания таких ученых как:

Но самым ярким примером, что XVIII век всё-таки становится веком рационализма и просвещения, может послужить пример Екатерины II, которая сама пожелала быть привитой от оспы и прививания вследствие приближенных дворян, а затем и жителей Санкт-Петербурга.

«В России прививки от оспы ввели во время царствования Екатерины II. Екатерина с детства испытывала страх перед оспой и потому пригласила из Англии доктора Томаса Димсдаля, снискавшего популярность удачно проведенными прививками.

Анализируя выше представленные факты, можно сделать вывод, о том, что XVI век являлся самой первой ступенью становления государственной медицины в России. Знание, существующее в это время, было еще не совсем научным, а больше опиралось на опыт предшествующих поколений.

Вплоть до XVIII века происходит окончательное становление медицинского научного знания. В России этого века уже имеются свои научные, учебные и лечебные достижения. Появляется ряд выдающихся ученых, которые поднимают медицинскую науку в России до европейского уровня и даже выше.

  • мы изучили становление медицинского научного знания и государственного здравоохранения в России в период с XVI по XVIII века;
  • были исследованы этапы становления государственной медицины (I этап: XVI век, II этап: XVII век, III этап: XVIII век);
  • была рассмотрена политика государства на каждом этапе;
  • а также было рассмотрено развитие научного знания и народные представления о медицинской помощи с XVI по XVIII века.

Список литературы

Преобразования российской медицины в 18 столетии связаны с реформами Петра I. Петровские реформы, направленные в основном на развитие промышленности и торговли, сыграли прогрессивную роль в дальнейшем развитии и укреплении Российского государства. Преобразования, охватившие все стороны экономической государственной и культурной жизни страны, касались также медицинской и фармацевтической науки и практики.

К основным реформам области медицины относятся от­крытие госпиталей и специальных школ для подготовки лекарей и аптекарей вольных (частных) аптек для продажи лекарств населе­нию, установление монополии на открытие аптек и аптекарских са­дов и дворов.

Указом 1701г. предписывалось открыть в Москве 8 частных аптек и закрыть зелейные лавки.

Первая частная аптека была отк­рыта в 1702 г. алхимистом Аптекарского приказа Иоганном Грегориусом.

Второе разрешение на открытие аптеки было выдано Даниилу Алексеевичу Гурчину. Д.А.Гурчин является автором книги ме­дицинских и фармацевтических сочинений, среди которых особую ценность представляют рукописные лечебники "Аптека домовая" (для гражданского населения) и "Аптека обозовая" (для медика санитарной службы армии), а также "Фармакопея", содержащая описание разнообразных лекарственных средств.

На открытие в Москве 8 частных аптек понадобилось 12 лет. Помимо Москвы аптеки появлялись и в других городах (Петербурге, Киеве, Симбирске, Нижнем Новгород, Перми и т.д.).

Первая ка­зенная аптека в Петербурге была открыта почти в одно время с основанием самого города - в 1704 г. Эта была так называемая Главная аптека. В течение последующих 5 лет в Петербурге были созданы еще две казенные аптеки: Нижняя и Адмиралтейская.

Воль­ные аптеки в новой столице России появились в 1721 г.

В 1706 г. в Москве был открыт первый военный сухопутный госпиталь и школа при ней. Позднее госпитали появились в Петер­бурге (1718, 1719 гг.), в Кронштате (1720 г.) и других городах.

При всех госпиталях и крупных воинских соединениях были организованы государственные военные аптеки, их деятельность регламенти­ровалась воинским уставом.

К 1721 г. в Петербурге был открыт первый в России завод "казенных врачебных изготовлений", занимавшийся приготовлением лекарственных средств.

В 1707 г. Аптекарский приказ был реорганизован и назван Аптекарской канцелярией.

В 1714 г. во главе Аптекарской канце­лярии вместо боярина был поставлен врач в должности архиатра.

В 1721 г. это учреждение переименовали в Медицинскую канцелярию, а затем (1763) оно было преобразовано в Медицинскую коллегию, обладавшую широкими правами и полномочиями и контролировавшую всю медицинскую и фармацевтическую деятельность в стране.

Сеть частных аптек в России развивалась очень медленно, несмотря на предоставленные Петром I исключительно широкие ль­готы, защищавшие интересы владельца аптеки:

1) никто в данном городе или районе не мог открыть другой аптеки;

2) аптеки были освобождены от военных постоев, а фармацев­ты - от воинской повинности и податного состояния;

3) учредителям аптек предоставлялось свободное помещение за счет государства и даже выплачивалось жалованье по 12 рублей в месяц в течение первых 3 лет.

Поэтому в дальнейшем российские монархи в целях поощрения вла­дельцев частных аптек всячески расширяли их привилегии.

В отли­чие от всех других торговых учреждений аптеки пользовались государственным гербом на вывесках и упаковках. Этим подчерки­валась особая государственная важность аптечного дела. Аптекари были освобождены от записи в купеческие гильдии и, соответственно, от уплаты особых налогов. Фармацевты могли получить почетное гражданство, дававшее практически дворянские привиле­гии. Все это, конечно же, способствовало росту числа аптек.

Аптека того времени являлась химической научно-исследова­тельской и производственной лабораторией, а также школой для подготовки специалистов. Здесь работали над получением химика­тов и медикаментов, разрабатывали технологические процессы при­готовления химико-фармацевтических средств и производили различные манипу­ляции (смешивание, дистилляция, кристаллизация, тер­мическая обработка), изыскивали новые химические вещества и ле­карственные препараты, осуществляли анализ химических продуктов и разнообразного сырья.

Одновременно с открытием аптек устанавливались некоторые правила, регламентирующие их работу. Только аптеки имели право продавать ядовитые вещества, в то же время им запрещалось тор­говать спиртными напитками. Была введена аптекарская такса, оп­ределявшая стоимость лекарств, и ревизия частных аптек.

С 1756 г. лекарства для внутреннего употребления разрешалось отпускать только по рецептам. В 1783 г. это положение было распространено на все лекарства.

В 1789 г. был издан I Аптекарский устав.

Он предъявлял к аптекарям высокие требования, регламентировал порядок приго­товления, хранения и отпуска лекарств. Устав запрещал изготав­ливать лекарство по неясному рецепту до получения от врача надлежащего объяснения. Аптекарю также запрещалось отпускать ле­карства по рецептам врачей, не получивших разрешения на прием больных. Ядовитые вещества предписывалось хранить "под замком и печатью", отпускать их мог только лично сам аптекарь, обяза­тельно по рецепту и только под расписку. Аптекари не имели пра­ва лечить больных, а также самостоятельно выписывать лекарства. К началу 19 века количество аптек в России достигло 400.

Во второй половине 18 века в России вышли в свет Первые фармакопеи (основной задачей фармакопеи является введение однообразия в изготовление лекарственных препаратов и установление единых обязательных норм и методов определения ка­чества лекарственных средств).

В 1765 г. была издана Военная Фармакопея на латинском языке.

К 1777 г. Медицинская коллегия закончила составление общегосударственной фармакопеи. До окончательного ее утвер­ждения разослала ее врачам и аптекарям г. Петербурга для просмотра и внесения замечаний. Напечатана она была в 1778 году в типографии Академии наук в количестве 1800 экзем­пляров, а в начале 1779 т. она была разослана госпиталям, аптекам и отдельным врачам.

Уже введение в первую русскую фармакопею информации об отечественных лечебных травах говорит о том, что основной ее идеей явилась идея М. В. Ломоносова об изучении и использовании огромных природных богатств России. Основной целью издания явилось создание лекарственной базы и на основе ее пересмотр и упрощение рецептуры.

Большое количество врачебных средств, завозимых ино­странными врачами, не вошли в первую русскую фармакопею. Была упрощена рецептура сложных препаратов. Сокращено было и количество скоропортящихся, нерациональ­ных прописей. Время оправдало все эти сокращения, фарма­копея прусская, вышедшая в 1830 г. (после выхода наших фармакопей), пошла также по этому пути — резких сокращений.

В 1798г. выходит в свет вторая государственная русская фармакопея — Pharmacopoea Rossica .

Фармакопея вскоре после ее издания была переведена на русский язык студентом университета Иваном Леонтовичем и издана в 1802 г.

Читайте также: