Почему образование пробелов в законодательстве представляет собой закономерное явление

Обновлено: 28.04.2024

На тему пробелов праве существуют множество работ современных российских и зарубежных авторов. Отсюда можно встретить множество различных подходов к раскрытию понятия пробелов в праве, но их суть остается одинаковой.

Само по себе слово пробел может обозначать как недостаток,упущение чего-либо или как пустое незаполненное место.

Но если употребить его с прилагательным об означающим сферу профессиональной деятельности, то такое понятия четко будет указывать на небрежное исполнение обязанностей и ошибка по небрежности.

Так например, И. Сабо говорил что о пробелах в праве можно говорить в тех случаях , когда какое-либо отношение , ситуация или случай либо какие-нибудь аспекты данного отношения , ситуации или случая не урегулированы правом, хотя нормы более общего порядка говорят о том , что они должны быть регламентированны. [1]

Чаще всего можно встретить в литературе определения более частные, это связано с тем что выявление пробелов в праве осуществляется в ходе профессиональной практической деятельности. Так например понятие пробела в уголовно-процессуальном законодательстве дается через определение уголовно-процессуального права.

"Пробел в уголовно процессуальном праве есть полное или частичное отсутствие в уголовно процессуальном законодательстве нормативных установлений, обусловленных потребностями развития уголовного процесса или реализации действующих нормативных предписаний в практике уголовного судопроизводства, а также неопределенность уголовно-процессуальных норм, которая затрудняет их применение"

"Пробел в праве -это полное или частичное отсутствие нормативных установлений, необходимых для разрешения конкретных жизненных ситуаций, которые входят в сферу правового регулирования, установленную законодателем, а также неопределенность норм права, возникшая по объективным и субъективным причинам" - такое определение дает нам Подлесных С. Н. В своей монографии " пробелы в уголовно -процессуальном праве" [2]

Нерсесянц В. С. в своих работах предлагает разделять понятия пробелов на:

"Пробел в позитивном праве - это тот случай, когда нет ни закона, ни подзаконного акта, ни обычая, ни прецедента.

Пробел в нормативно-правовом регулировании - отсутствие норм закона и норм подзаконных актов.

Пробел в законодательстве (в узком и точном смысле этого слова) - отсутствие закона (акта высшего органа власти) вообще.

Пробел в законе - неполное урегулирование вопроса в данном законе. Подобно этому можно говорить о пробелах в иных нормативных актах, обычаях, прецедентах. Как правило, отсутствие или неполнота нормы в данном акте есть и его пробел, и пробел права в целом" [3]

Однако все авторы сходятся в том что пробел в праве это частичное или полное отсутствие нормы регулирующей конкретные общественные отношения. Это означает фактическое признание отсутствия должного регулирования права.

Существует также более современный синоним пробела в праве , это юридические лакуны, его используют как отечественные правоведы так и зарубежные, можно встретить этот термин в работах Верещакина А.Н.

Не смотря на существование пробелов в законодательстве ни один правоприменительных орган не вправе отказать в рассмотрении вопроса, так как в ст.222 где перечислены законные основания оставления дела без рассмотрения, не предусмотрен пункт "отсутствие подходящей нормы права". [4] Например, в соответствии с предписанием ст. 4 Гражданского кодекса Франции судья не может отказываться от ведения дела "под предлогом отсутствия, неясности или недостаточности соответствующего закона"

В законодательстве Российской Федерации функция восполнения пробелов законодательства возложена на правоприменительные органы, в том числе суды.

Причины возникновения пробелов в праве

В качестве основных причин возникновения пробелов в законодательстве можно назвать следующие обстоятельства:

- отставание развития законодательной системы от развития отношений в обществе, по объективным причинам.

- отсутствие должного, компетентного анализа ситуации право творческих органов перед принятием какого-либо нормативно го акта или для принятия его в случае сложившейся необходимости.

- резкая перемены политической и социальной ситуации, например революция после совершения которой практически все существовавшие нормы теряют свою юридическую силу, а для принятия новых нужен значительный промежуток времени.

В. Б. Дребескин в своей книге " Пробелы в российском трудовом праве " делает провакационные выводы о том что российский законодатель в ряде случаев отказывается от регулирования тех или иных отношений трудовым правом путем подмены трудовых норм права гражданскими нормами. Однако эта замена не меняет сущности самих отношений , которые остаются по сути своей трудовыми или тесно связаны с трудовыми. [5]

Подобные манипуляции нормами права создают иллюзию пробела, потому что при возникновении трудового спора вероятные решения разумно смотреть в трудовом законодательстве и только профессионалу удается распугать клубок разных норм.

Наравне с пробелами в законодательстве существует также и категория ляпов в законе, например в части 1 статьи 1 Уголовно процессуального кодекса российской федерации [6] законодателем сказано что " порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим кодексом" хотя далее в УПК РФ в ст 29 сказано что " только суд правомочен отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом" но в УПК РФ нет определения понятия " нижестоящий суд" оно есть в других источниках, получается что не только УПК регулируется процессуальных отношения. С. Н. Подлесных определил эту неточность в категорию наиболее существенных пробелов в действующем уголовно- процессуальном праве. Хотя эту неточность вряд ли можно назвать пробелом в раскрытом выше смысле этого понятия.

С точки зрения причин возникновения пробелов в законодательстве пробельность может быть первоначальной и последующей.

Первоначальная имеет место в том случае, когда обстоятельства, требующие правового урегулирования, уже существовали, но законодатель их упустил, не охватил формулировками нормативно-правового акта.

Последующая пробельность является следствием появления новых отношений в предмете правового регулирования в результате развития регулируемой социальной сферы, то есть той сферы, на которую законодатель в целом уже распространил свою волю. Таким образом, в каком-то смысле образование последующих пробелов в законодательстве - явление закономерное, хотя в таких ситуациях в полной мере себя должно проявлять правовое прогнозирование.

В принципе, пробелы в праве, как и случаи полной правовой неурегулированности, должны устраняться законодателем по мере их обнаружения. Однако в силу системности права, тесного взаимодействия элементов системы права, пробел в праве можно восполнить еще в процессе реализации права, а именно — в процессе правоприменения

Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился .

Читайте также: