Почему надо знать свои конституционные права проект

Обновлено: 21.05.2024

зам. директора Городского методического центра

Департамента образования города Москвы,

методист Городского методического центра

Департамента образования города Москвы,

Урок окружающего мира в 3–4-х классах

Цель учителя: организовать деятельность детей по ознакомлению их с правами, свободами и обязанностями граждан Российской Федерации.

Планируемые результаты обучения, на достижение которых направлен урок:

• формирование у учащихся основ российской гражданской идентичности;

• развитие у младших школьников чувства гордости за свою страну;

• принятие детьми основных норм гражданского общества;

• использование учащимися речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

• овладение школьниками логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

• готовность учеников слушать собеседника и вести диалог;

• сформированность у младших школьников уважительного отношения к России;

• освоение детьми элементарных правил нравственного поведения в мире людей.

Оборудование: презентация, интерактивная доска или компьютер с подключением к Интернету, раздаточный материал, листы бумаги формата А3, ножницы, клей, фломастеры.

Формы работы: фронтальная (в начале урока), групповая или парная (при выполнении практического задания).

1. Введение в тему урока

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок посвящен очень важной теме, мы познакомимся с главным документом нашей страны, узнаем, из каких частей состоит Россия, ознакомимся со своими правами и обязанностями.

Учитель может обсудить с детьми следующие вопросы:

• Как называется документ, о котором пойдет речь?

• Почему на интернет-странице, содержащей текст Конституции Российской Федерации, использован Герб Российской Федерации?

• Когда был принят текст действующей Конституции?

• Кем (каким образом)?

Важно попросить детей рассказать все, что они знают о Конституции РФ, дополнить эту информацию, сообщить, что днем принятия Конституции РФ является день всенародного голосования 12 декабря 1993 г.

Справка для учителя

Конституция Российской Федерации – основной закон Российской Федерации. Он имеет высшую юридическую силу, действует на всей территории нашей страны. В Конституции прописаны основные принципы устройства общества и государства, определены субъекты государственной власти, механизм ее осуществления, закреплены охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

В истории Российской Федерации было несколько Конституций. Первая была принята еще в 1918 г., а последняя – 12 декабря 1993 г. по результатам всенародного голосования (референдума). Эта дата является одним из самых значимых государственных праздников России.

2. Федеративное устройство в России

Прежде чем говорить с детьми о значимости всенародно принятого документа, можно спросить учеников:

• Как называется наше государство? (Российская Федерация, Россия.)

• Почему в названии документа использовано название государства?

Учитель: Ребята, посмотрите на карту России, представленную на экране проектора. Здесь обозначены все субъекты Российской Федерации и показан их полный список. Итак, в состав нашего государства входят 20 республик, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа и 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург).

(Учащиеся читают указанный пункт Конституции РФ. Можно также прочитать совместно с детьми статью 4 и рассказать, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (п. 1, ст. 59 Конституции РФ).)

3. Структура и содержание Конституции Российской Федерации

Можно обратить внимание детей на особенности текста Конституции РФ. Еще не читая ни одной строчки документа, детям можно предоставить возможность предположить, каким должен быть тип текста (деловой), какая лексика может употребляться в Конституции РФ (специальная). Эту часть работы следует выполнять динамично, не вдаваясь в подробности, только отмечая особенности.

Далее следует ознакомить школьников с четкой структурой Конституции РФ. Документ содержит 2 раздела; раздел 1 включает 9 глав, каждая глава состоит из нескольких статей. Каждая статья может содержать от одного до нескольких пунктов. Знание структуры документа позволяет быстро находить необходимые сведения, а при использовании текста документа (т. н. цитировании) нужно указывать номера пункта, статьи и название документа.

Ученики: Это пункт 1 статьи 81 главы 4 первого раздела Конституции Российской Федерации.

Далее можно спросить детей о том, в какой главе, на их взгляд, могут содержаться следующие положения:

Содержание указанных глав не надо читать, следует только обратить внимание учеников на верное или неверное предположение. Можно сразу проверять версии детей с помощью активных названий глав Конституции.

С целью перехода к следующему виду работы можно предложить детям определить главу, содержащую самое большое количество статей.

Справка для учителя

Права и свободы человека – совокупность социально-политических, экономических и иных норм, определяющих фундаментальные основы демократического и гуманистического статуса личности, ее взаимоотношения с другими людьми, обществом и государством, неотъемлемые свободы и права людей, присущие им от рождения.

В Конституции говорится не только о правах человека и гражданина, но и о его обязанностях.

Ключевые слова для поиска по тексту главы 2 Конституции РФ: Отечество (ст. 59), образование (ст. 43), жизнь (ст. 20), отдых (ст. 37), каждый гражданин.

Дальнейшее изучение прав и свобод происходит при выполнении практического задания.

5. Практическая работа учащихся

Практическая работа может быть выполнена в парах или в группах.

Формы представления результатов работы могут быть разнообразны: стенная газета, дайджест, презентация, альбом, защита проекта и т. д. Выставка работ может быть расположена в вестибюле образовательной организации и сопровождаться списком ссылок на ряд официальных сайтов, на которых ученики и их родители могут ознакомиться с текстом Конституции РФ и другими документами и материалами.

Цвиль Владимир

15 января в Послании Президента РФ Федеральному Собранию прозвучали предложения о внесении изменений в Конституцию РФ, и уже спустя 5 дней соответствующий, весьма масштабный для конституционных поправок законопроект № 885214-7 был внесен в Госдуму, а 23 января – единогласно принят в первом чтении.

Стабильность Конституции

Владимир Путин предложил внести коррективы, касающиеся перераспределения полномочий органов власти и усиления роли парламента и иных вопросов

Если для изменения закона или нижестоящих правовых актов достаточно наличия целесообразности, то для Конституции этого явно мало. Изменение Основного закона возможно лишь при явной необходимости, когда без него нельзя обойтись.

Предложенные в настоящее время поправки не получили должного и исчерпывающего обоснования в пояснительной записке к законопроекту, текст которой носит, на мой взгляд, декларативный характер. Кроме того, поправки не связаны друг с другом единой концептуальной идеей.

Представляется, что предусмотренные в законопроекте поправки не носят характер очевидно необходимых. Нельзя сказать, что общество к ним шло и требовало их – все они в той или иной степени основаны на политической целесообразности.

Вместе с тем для примера можно привести ряд предложений, запрос на которые со стороны общества действительно существует. Так, в силу крайней актуальности идеи ответственности перед будущими поколениями важными могли бы стать положения об экологических принципах и экологической ответственности государства. Или, исходя из идеи социальной солидарности, – предложения о кратной зависимости зарплат должностных лиц от размера прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда. Считаю, что такие поправки действительно были бы понятными и приемлемыми для конституционного развития страны и ознаменовали бы новый уровень ответственности государства в соответствующих сферах.

Оценка допустимости отдельных поправок

В законопроекте предлагается дополнить Конституцию положением о том, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции, не подлежат исполнению в России.

Само по себе это предложение преследует конституционную цель обеспечения государственного суверенитета. Однако и в действующем тексте Конституции этот принцип фактически присутствует: закреплен суверенитет государства (преамбула, ст. 4), а также прямо указано на верховенство и прямое действие Основного закона, при том что приоритет норм международного права касается уровня правового регулирования не выше закона (ч. 1 и 4 ст. 15).

Вместе с тем КС РФ неоднократно отмечал недопустимость и невозможность исполнения на территории России противоречащих Конституции решений межгосударственных органов (постановления от 6 декабря 2013 г. № 27-П; от 14 июля 2015 г. № 21-П; от 19 апреля 2016 г. № 12-П; от 19 января 2017 г. № 1-П). Таким образом, текст и смысл Конституции и в настоящее время не допускают действия противоречащих ей международных правовых актов.

Между тем больше всего заставляет задуматься вопрос о допустимости указанных изменений.

Как следует из ст. 135 и 136 Конституции, положения ее гл. 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены, а в случае необходимости их изменений в специальной процедуре принимается новая Конституция. Вносить поправки можно только в гл. с 3 по 8.

Согласно законопроекту изменения предполагается внести в ст. 75 и 79, входящие в гл. 3, регулирующую федеративное устройство.

Вместе с тем положение о приоритете Конституции над решениями межгосударственных органов непосредственно связано с основами конституционного строя и затрагивает содержание гл. 1 Конституции (ст. 15). А положения о МРОТ и индексации социальных выплат и пенсий, касающиеся прав и свобод человека и гражданина, включены в гл. 2 (ст. 37 и 39). Однако данные конституционные нормы не допускают ни явных, ни имплицитных изменений.

Таким образом, возникает проблема допустимости вносимых поправок: не являются ли они фактическим пересмотром не подлежащих изменению глав Конституции? Тут возможны два варианта толкования, противоположные по результатам.

Первый вариант, не допускающий изменений, заключается в том, что анализируемые поправки входят в круг регулирования, предусмотренный гл. 1 и 2 Конституции, и по содержанию фактически предполагают изменение (дополнение) ст. 15, 37 и 39. Положения гл. 3 Конституции, регулирующей вопросы федеративного устройства, – в частности, ст. 75 и 79, – для предлагаемых изменений не подходят.

Следовательно, указанные поправки не согласуются со структурой конституционного текста, а именно с нормативно-содержательной сущностью его глав. Однако его особенность состоит в том, что в нем не только юридические конструкции, но и отдельные слова, а также названия глав имеют важное нормативное значение. Исходя из этого нарушение содержательной структуры конституционного текста может повлечь нарушение его внутренних связей.

Таким образом, внесение в гл. 3–8 поправок, непосредственно касающихся (изменяющих, дополняющих или иным образом редактирующих) содержание гл. 1, 2 и 9, будет противоречить порядку изменения Конституции как гарантии ее основных свойств. Соответствующие изменения фактически предполагают обход режима недопустимости изменений отдельных глав Основного закона путем расположения соответствующих изменений в главе, на которую указанный режим не распространяется.

Теперь рассмотрим второй вариант толкования, допускающий изменения.

Для примера в этот ряд можно поставить также находящуюся в гл. 3 Конституции ст. 69, гарантирующую права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России. По своему содержанию эта норма должна входить в гл. 2, закрепляющую основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Вместе с тем, как указывалось, предполагается, что Конституция не имеет безусловных внутренних недостатков и противоречий, ее положения имеют глубокий, открывающийся со временем смысл. Исходя из этой концепции, можно полагать, что включение указанных статей в структуру гл. 3 имеет принципиальное стратегическое значение – обеспечить гибкость Конституции в обозначенных вопросах.

Таким образом, с точки зрения данного подхода предлагаемые изменения, хотя и вызывают сомнения, но допустимы.

Итак, возникает проблема выбора между двумя приведенными вариантами оценки допустимости анализируемых изменений Основного закона. Формально-юридически можно обосновать оба варианта. Поэтому выбор между ними должен быть сделан на основе методологии не рационально-логического толкования текста Конституции, а практического взвешивания положительного эффекта от применения названных подходов.

Так, первый, обосновывающий недопустимость изменений, возвеличивает ценность стабильности Конституции. Второй, аргументирующий возможность изменений, возвышает целесообразность последних как формы конституционного развития (обоснованность самой целесообразности здесь не оценивается).

Думается, что в рамках сравнения стабильность Конституции имеет больший вес и несет больший положительный эффект, нежели целесообразность изменений, обойтись без которых возможно. Стабильность текста – объективное качество, предопределяющее доверие общества к Основному закону, а необходимость изменений, вероятно, не лишена оснований, но носит относительный и субъективный характер и зависит от многих факторов, меняющихся с течением времени.

1 См.: Кряжков В.А. Поправки к Конституции Российской Федерации: правовые основы, пределы и их обеспечение // Государство и право. 2016. № 1. С. 5–12

Логотип

  • Вакансии
  • Нормативно-правовые акты
  • Квалификационные требования
  • Должностные инструкции
  • Условия и результаты конкурсов
  • Доход муниципальных служащих
  • Порядок поступления на муниципальную службу
  • График приема граждан
  • Регламент рассмотрения обращений
  • Работа с обращениями
  • Формы документов
  • Порядок рассмотрения обращений
  • Ответы на обращения, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц
  • Интернет-приемная
  • Распоряжения 2021
  • Распоряжения 2020
  • Распоряжения 2015
  • Распоряжения 2014
  • Распоряжения 2013
  • Распоряжения 2012
  • Распоряжения 2011
  • Распоряжения 2010
  • Распоряжения 2009
  • Постановления 2021
  • Постановления 2020
  • Постановления 2019
  • Постановления 2018
  • Постановления 2017
  • Постановления 2016
  • Постановления 2015
  • Постановления 2014
  • Постановления 2013
  • Постановления 2012
  • Постановления 2011
  • Постановления 2010
  • Постановления 2009
  • Нормативные правовые и иные акты
  • Комиссия по противодействию коррупции
  • Антикоррупционная экспертиза
  • Методические метариалы
  • Формы документов для заполнения
  • Сведения о доходах муниципальных служащих
  • Сообщить о факте коррупции

Вы здесь: Администрация Информация Значение Конституции РФ в жизни страны

Дополнительная информация

200x200

Значение Конституции РФ в жизни страны

Конституция – это главный нормативно-правовой акт, в котором закреплены главные нормы конституционного права. Именно в ней установлены конституционно-правовые нормы, которые носят общий характер и являются основополагающими.

Конституция является юридическим документом, основой государственности, законности и правопорядка. И именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. К тому же Конституция является политическим документом, потому что регулирует политические отношения в обществе.

Конституция, действующая в нашей стране, является конституцией демократического правового государства, она воплощает волю многонационального российского народа и признает высшей ценностью человека его права и свободы. В ней закреплены начальные принципы и роль государства, функции, которые оно призвано выполнять и основные формы и методы деятельности. Поэтому Конституция необходима для существования современного государства. Конституция - это средство, которое целенаправленно воздействует на общественные отношения. Благодаря Конституции все социальные слои общества согласованно взаимодействуют.

Конституция России имеет очень большое значение в жизни страны. Через Конституцию государство реализует свою национальную идею и то, каким оно видит обновляемую государственность. Конституции отведена своя роль в жизни страны и своё предназначение. Она является юридическим актом, которому присущи все черты и свойства Основного закона. Конституция занимает ключевое, приоритетное место в системе права нашей страны. В ней закреплены идеи и принципы, которые определяют характер общества, основные принципы экономики, политики, государства и права, социальной сферы. И чем ближе Конституция к национальной идее, тем эффективнее ее роль в развитии общества.

Если Конституция имеет расхождение с национальной идеей, игнорирует ее или идет против нее, то у нее практически нет никаких шансов на признание со стороны народа и государства.

Роль Конституции в жизни страны заключается в том, что она вносит порядок и организацию в общественную жизнь, регулирует взаимоотношения человека с государством и определяет место человека в обществе. В ней закреплены основополагающие принципы права, функции государственных органов, методы и формы их деятельности. Конституцией определены характер и пределы государственного регулирования всех основных сфер жизни страны: экономической, политической, социальной, духовной. Помимо этого Конституция регулирует особенности внешней политики государства, а также международное и внутригосударственное право.

Конституция — это основной закон нашей страны. Все законы и подзаконные акты должны ей соответствовать. Знать Конституцию — значит знать свои права и обязанности, понимать государственное и политическое устройство России.

Проверьте, насколько хорошо вы знаете свои конституционные права и можете ли спорить о политике.



Вопрос номер 14 некорректен. В соответствии с пунктом 3 части 3 ФКЗ "О Конституционном суде Российской Федерации" гражданин имеет право обратиться в Конституционный суд по вопросу соответствия закона, применяемого в конкретном деле, если он [закон] , по мнению гражданина, нарушает основные права и свободы


И вот как отвечать на вопросы на манер восьмого? Да, я знаю, что согласно Конституции у меня есть право стоять и зачитывать статьи из неё — и точно так же я знаю, что за это вполне можно оказаться задержанным, а то и обвинённым в призывах к экстремизму. Почему же ответ считается неверным?

Комментарии, появляющиеся под правильными ответами, нужно начинать со слов: "Как бы да, но не в нашей стране".


к сожалению наша конституция в нашей стране чудес не работает
напомню,что первая демонстрация протеста диссидентов на красной площади в СССР проходила под лозунгом "соблюдайте свои собственные законы"

14/14 Это не вы писали текст Конституции? Вы знаете, что в России работает, а что стоит изменить. Готовы поспорить, что вы без труда перечислите все 85 субъектов РФ. Со столицами!
Субъекты и их столицы не назову, а вот то, что на конституцию, как и на большую часть прав и свобод нынче положен большой и толстый - это скажу. Как можно праздновать день того, чего, по сути, нет и не будет, пока не передохнут приспешники и прочие холуи? (

Aleksei, за тысячу лет так и не передохли. Не хочется экстраполировать, но само напрашивается.



У нас нет права на труд. В Конституции РФ закреплена свобода труда. Свобода и права - разные вещи.


Kirill, молодец, держи 15 рублей


Яна, ну да, вы у нас одни правильные. Революционеры мамкины, которые просто гуляют, просто бросают урны, просто перекрывают дороги. А все остальные кремлеботы и проплаченные тролли.

Яна, не 15, а 10, и не рублей, а сребренников

"Вы знаете, что в России работает, а что стоит изменить. Готовы поспорить, что вы без труда перечислите все 85 субъектов РФ. Со столицами!" - давайте тест! перечислим, кнеш


По вопросу к какой ветви власти можно отнести президента РФ, я не соглашусь, что его нельзя отнести к исполнительной и законодательной. Во первых, он глава государства и у него есть обязательства; во- вторых, ониздакт Указы, которым обязаны подчиняться органы исполнительной власти. Кроме того вопрос, о том кто может обратиться в Конституционный суд РФ, считаю ответ неверным, так как в него по закону может обратиться любой гражданин РФ.


Azat, так вот кто голосовал за нынешнего президента, который 20 лет только бла-бла!


Согласен с мнением о некорректности 14-го вопроса.
Относительно развернувшейся ниже дискуссии между Владимиром и Еленой - замечание (довод) Лены считаю неубедительным. Нет никаих препятствий для абсолютно любого дееспособного гражданина РФ, обжаловать любую норму любого НПА в порядке КАС РФ, после чего обратиться непосредственно в Конституционный суд РФ. Так что, вне всяких сомнений, гражданин может обратиться с жалобой в КС РФ с целью проверить НПА на соответсвие Конституции.

Да, точно. Только проект Конституции называется Конституция Евразийских Государств


Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это написано в статье 3.

Конституция России: какую роль она играет в жизни страны и граждан, и зачем ее собрались менять?

Конституция – это основной закон государства, что определяет ее важность для каждого. Она устанавливает самые важные принципы, по которым живет страна, определяет, какие права есть у жителей России и как их можно защитить. Конституции в этом году исполнится 27 лет, но сейчас она проходит сложный период. Мы написали, что и как с ней будут делать, и что значит Конституция для каждого россиянина.

Как принимали Конституцию России

Такое явление, как Конституция, существует во всех странах мира, а историки относят первые прообразы основного закона к эпохе Древней Греции. В современном юридическом понимании первая Конституция была принята в 1787 году в США – и она до сих пор действует. Также среди первых были конституции Франции и Польши.

Каждый год в мире появляется примерно 5 новых конституций, а в 20-30 вносят поправки. Самыми молодыми конституциями считаются африканские – из 39 стран в 19 конституции появились после 2000 года. Относительно молодые конституции и у постсоветских стран – они были приняты после распада СССР в 1991 году.

Конституция – это основной закон государства. Это означает, что ни один другой закон или подзаконный акт не может противоречит конституции. Как правило, в конституции закрепляются основные положения правовой системы страны и порядок избрания высших руководителей.

А еще в них часто закрепляют основные права и обязанности граждан. Например, в конституциях 73 стран мира упоминается обязанность платить налоги, 98 конституций обязывают граждан служить в армии, а 41 конституция (в том числе в прогрессивной Японии) – обязывают граждан работать.

Российская Конституция была принята в 1993 году. Как известно, в начале 90-х в России были очень непростые политические и социально-экономические условия. Ее принятие было жизненно необходимо: после распада СССР для граждан и бизнеса были сняты многочисленные запреты, а в экономике был отчетливый кризис.

Что касается политического кризиса, он был связан с противостоянием президента Бориса Ельцина и вице-президента Александра Руцкого, которое в итоге привело к знаменитому указу №1400 и вооруженным столкновениям. И принятие новой Конституции было единственным способом разрешить кризис.

Изначально было много проектов основного закона, из которых главными считались 2:

  • проект Конституционной комиссии – в первоначальной версии предполагал создание парламентско-президентской республики;
  • проект Конституционного совещания (а по факту – Бориса Ельцина) – предусматривал широкие полномочия президента.

В итоге на прошедшем 12 декабря 1993 года за проект Конституции России проголосовали жители страны и она вступила в силу. Эта дата теперь считается Днем Конституции.

Что представляет из себя Конституция России

Юридически Конституция России – не просто закон, она имеет высшую юридическую силу, играет роль ядра правовой системы государства. Учитывая важность Конституции, для нее предусмотрен особый порядок внесения поправок.

Состоит Конституция РФ из преамбулы (вступление) и двух разделов. В первый раздел включены 9 глав:

  • основы конституционного строя;
  • права и свободы человека и гражданина;
  • федеративное устройство;
  • президент Российской Федерации;
  • федеральное Собрание;
  • правительство Российской Федерации;
  • судебная власть;
  • местное самоуправление;
  • конституционные поправки и пересмотр Конституции.

То есть, в 137 главах есть главное – устройство государства, а также основные положения о деятельности всех 3 ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная).

Ключевыми считаются первые 2 главы, а также девятая. Они настолько важные, что их нельзя пересматривать – только принимать новую Конституцию.

Основные принципы, на которых строится государство, перечислены в первой главе. Это, в частности, такие положения:

  • Россия – демократическое, федеративное, правовое, светское, социальное государство с республиканской формой правления;
  • человек, его права и свободы признаются высшей ценностью;
  • многонациональный народ России – единственный источник власти;
  • социальная политика должна создавать условия для достойной жизни человека;
  • признаются и защищаются все формы собственности, включая частную;
  • власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную;
  • местное самоуправление – признается и гарантируется;
  • идеологическое и политическое многообразие, ни одна идеология не может быть обязательной;
  • международное право – часть правовой системы РФ.

Как видно, Конституция России – документ достаточно прогрессивный с точки зрения декларируемых положений (то, как они исполняются – уже другой вопрос).

Как считают некоторые юристы, эти основания растяжимы. Тем не менее, российский Конституционный суд воспринимает принципы Европейского суда по правам человека по вопросам ограничения прав.

Конституция, являясь базой для текущего законодательства страны, обладает прямым действием. Это значит, что ее положения должны выполняться независимо от того, противоречат ли им другие акты.

Как менялась Конституция

Как известно, в рамках ежегодного послания Федеральному собранию (кстати, это конституционная обязанность) президент России Владимир Путин объявил о том, что в основной закон будут внесены некоторые изменения. Процесс пошел очень быстро – поправки попали в Госдуму через неделю.

Кажется, будто изменить Конституцию можно без проблем. На самом же деле это достаточно сложная процедура. Прежде всего, круг тех, кто может вносить такие поправки, ограничен: это президент, обе палаты парламента, правительство, законодательные органы регионов, группы депутатов или членов Совета Федерации (не менее 5 человек).

Речь идет о внесении поправки в статьи с 3 по 8 (в остальные, как известно, поправки внести нельзя). Для этого оговаривается определенный алгоритм:

  1. проект поправок вносится на рассмотрение Госдумы, где за него должны проголосовать не менее 2/3 депутатов;
  2. затем проект передается в Совет Федерации, где за его одобрение должны проголосовать не менее 3/4 представителей регионов;
  3. после этого проект передается в законодательные собрания регионов, и в течение года его должны одобрить минимум в 2/3 субъектов РФ;
  4. когда регионы проголосовали, Совет Федерации направляет проект президенту, который в течение 14 дней подписывает его.

Чуть более простой порядок принятия в состав РФ нового субъекта (например, слияния двух в один, или разделения одного на два) – тогда достаточно принять федеральный конституционный закон, одобрение регионов не требуется.

Еще проще внести поправки, если регион был просто переименован – это делается без участия Федерального собрания по указу президента.

Сложнее всего пересмотреть фундаментальные положения – главы 1, 2 и 9. Согласно самой же Конституции, Федеральное собрание не вправе это сделать. Однако есть один вариант – принять новый основной закон:

То есть, этот вариант внесения поправок самый сложный, и его за прошедшие десятилетия не использовали.

Тем не менее, другие поправки к Конституции России вносили. Больше всего было поправок, касающихся переименования, разделения и объединения разных регионов России. Например, в 2004-2006 годах объединили Пермскую область и Коми-Пермяцкий автономный округ в единый Пермский край, в 2005-2006 годах к Красноярскому краю присоединили Таймырский и Эвенкийский автономные округа.

В 2008 году пришло время более серьезных поправок к Конституции:

  • срок полномочий президента РФ увеличен с 4 до 6 лет;
  • срок полномочий Государственной думы РФ увеличен с 4 до 5 лет;
  • правительство обязали ежегодно отчитываться о результатах работы перед Госдумой.

Следующие поправки были внесены в Конституцию в 2013-2014 годах, это такие изменения:

  • слияние Высшего Арбитражного суда РФ с Верховным судом РФ;
  • повышение конституционного статуса прокуратуры и расширение полномочий президента при назначении на прокурорские должности.

Последние на сегодняшний день поправки к Конституции РФ были приняты в 2014 году и связаны они с Крымом и Севастополем.

Какие поправки ожидаются и как их будут принимать

Что же касается ожидаемых поправок к Конституции авторства президента, они не затрагивают фундаментальные положения, а значит могут быть приняты по обычной процедуре.

Поправок достаточно много:

  • закрепление МРОТ на уровне не ниже прожиточного минимума, регулярная индексация пенсий и социальных пособий;
  • приоритет российских нормативных актов над международными – но только там, где речь идет о правах и свободах граждан;
  • усиливается статус Госсовета, расширяются полномочия Госдумы и СоветаФедерации, президент получает новые права в силовом блоке;
  • кандидаты на высшие должности в стране не должны иметь гражданство или вид на жительство другого государства;
  • президент больше не сможет занимать должность больше двух сроков вообще (а не подряд);
  • местное самоуправление становится частью единой системы власти.

Все эти поправки были подготовлены в рекордно короткие сроки – всего за 4 дня. Уже через неделю после речи президента поправки были внесены на рассмотрение Госдумы, которая проголосовала за их принятие в приоритетном режиме.

В отличие от предыдущих поправок, в этот раз было решено вынести их на всенародное голосование (хоть это и не прописано Конституцией). Недавно поправки прошли Госдуму, Совет Федерации, получили подпись президента, но вступят в силу только после положительного решения избирателей.

Более того, всенародное голосование, которое объявили на 22 апреля, не предполагает минимальную явку – при любом количестве избирателей оно будет признано состоявшимся. Правда, из-за пандемии коронавируса голосование могут перенести.

Что касается конкретных положений, то эксперты считают некоторые из них достаточно спорными:

  • самое главное – право действующего президента снова баллотироваться на выборах. Он и так занимает свой пост уже 4-й срок (хотя даже 3-й срок многие в стране посчитали весьма сомнительным с правовой точки зрения), а теперь получит право еще на 2 срока;
  • норма о том, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума, и так действует с 2018 года;
  • тот факт, что в Конституции пропишут ежегодную индексацию МРОТ и пенсий, не гарантирует их реального роста – это будет оговариваться федеральными законами;
  • приоритет российского права над международным в части прав человека может быть попыткой отказаться от выполнения решений Европейского суда по правам человека;
  • в части назначения премьер-министра формально больше прав будет иметь парламент – но он все равно сможет назначить главу правительства лишь по согласованию с президентом;
  • президент получит право вообще не подписывать законопроект, если Конституционный суд не подтвердит его конституционность (и это при его сокращении с 19 до 11 членов). Сейчас Госдума может обойти право вето президента, собрав 2/3 голосов;
  • Госсовет может стать еще одним центром власти, а его полномочия будут определяться федеральными законами (то есть, о них будет известно позже);
  • органы местного самоуправления могут потерять часть своей самостоятельности, будучи встроенными в единую систему власти.

Что Конституция дает рядовому россиянину

Фактически Конституционный суд – это последняя инстанция, где гражданин может найти справедливость. Каждый год КС принимает примерно по 15 тысяч жалоб, но удовлетворяются из них только 30. Гражданин имеет право подать жалобу в КС только после того, как получит отказы от всех остальных судебных инстанций.

Что интересно, если КС признает какую-либо примененную в деле заявителя норму незаконной, то она теряет свою силу, и с учетом этого дело направляется на пересмотр. То есть, КС не выносит конкретные решения в пользу заявителей – он выносит постановления (если жалоба подтвердилась) и определения (если не подтвердилась), по которым работают нижестоящие суды.

За подачу жалобы нужно заплатить госпошлину в размере 450 рублей, а если заявитель получил определение (то есть, отказ), то он может снова обратиться в Конституционный суд по тому же делу, но уже с просьбой пересмотреть какую-то другую норму права.

Конституционный суд рассматривает жалобы по мере возможностей – особенно учитывая, что судей всего 19, и каждый год они получают по 30 тысяч жалоб, в каждой из которых нужно подробно разобраться.

КС рассматривает разные дела, и чаще выносит определения. А среди постановлений за 2018 год (более свежего обзора практики пока нет) выделяют несколько самых важных:

  • налоговые агенты не должны нести ответственность за несвоевременную уплату НДФЛ, если задержка перечисления связана с техническими ошибками и не была преднамеренной;
  • с пенсионера, получающего пенсию по инвалидности, нельзя взыскать выплаченные ему суммы в случае признания его справки об инвалидности недействительной, если это следствие лишь формальных нарушений;
  • законодательство должно четко определять, какой именно государственный орган должен обеспечивать жильем сотрудников военной прокуратуры и военных следственных органов СК;
  • тот, кто, будучи в нетрезвом состоянии за рулем автомобиля попал в ДТП с тяжкими последствия и скрылся с места аварии, не имеет преимущества перед тем, кто в этой ситуации остался на месте происшествия.

То есть, Конституционный суд рассматривает самые важные и сложные дела, помогая найти справедливость там, где ее не видят нижестоящие суды.

Именно это и есть та роль, которую Конституция России играет в жизни любого россиянина – ее обязаны выполнять все, а неисполнение рано или поздно будет иметь соответствующие последствия.

Читайте также: