Каким образом при гибридологическом анализе устанавливается независимость наследования признаков

Обновлено: 02.07.2024

способ изучения наследственных свойств организма путём скрещивания (гибридизации (См. Гибридизация)) его с родственной формой и последующим анализом признаков потомства. Г. а. впервые применил Г. Мендель (1865) для изучения механизма передачи наследственных задатков (Генов) от родителей потомкам и для изучения взаимодействия генов у одного и того же организма (см. Менделя законы). В основе Г. а. лежит способность к рекомбинации, т. е. перераспределению генов при образовании гамет, что приводит к возникновению новых сочетаний генов. По этим сочетаниям, которые проявляются в потомстве гибридной особи с определённой частотой, можно судить о Генотипе родительской формы, а по генотипу родительской формы можно предсказывать генотип потомства. Так, генотип особи, гибридной по паре аллелей, одна из которых — доминантная А, другая — рецессивная а, можно представить как Аа. Внешне, т. е. фенотипически (см. Фенотип), такая форма (Гетерозигота) не отличается от формы с генотипом АА (Гомозигота). Гибрид (Аа) формирует гаметы двух типов, каждый из которых несёт аллель А или аллель а. Т. о., гаметы никогда не бывают гибридными. С помощью различных видов скрещивания можно выявить, сколько типов гамет по данному гену формирует организм, и определить его генотип. Если у анализируемой формы (Аа) возможно самооплодотворение (что часто встречается у растений), схематично это будет выглядеть так: ♂ (А+а) × ♀ (А+а) (АА + Аа + Аа + аа. При этом в потомстве с определённой частотой появляется новая форма — аа.

Лит.: Руководство по разведению животных, пер. с нем., т. 2, М., 1963; Брюбейкер Дж. Л., Сельскохозяйственная генетика, пер. с англ., М., 1966; Лобашев М. Е., Генетика, 2 изд., Л., 1967.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Гибридологический анализ" в других словарях:

ГИБРИДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ — анализ характера наследования признаков с помощью системы скрещиваний. Г. а. заключается в получении гибридов и дальнейшем их сравнит, анализе в ряду поколений (анализ расщепления). Основоположник Г. а. Г. Мендель в 1866 в своей работе Опыты над… … Биологический энциклопедический словарь

гибридологический анализ — hibridologinė analizė statusas T sritis augalininkystė apibrėžtis Tikslus statistinis palikuonių pasiskirstymo pagal fenotipą, sukryžminus specialiai parinktas formas, įvertinimas, siekiant išaiškinti genetinę kryžminamų formų struktūrą.… … Žemės ūkio augalų selekcijos ir sėklininkystės terminų žodynas

ГИБРИДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ — анализ характера наследования признаков с помощью системы скрещиваний. Г. а. заключается в получении гибридов и дальнейшем их сравнит. анализе в ряду поколений (анализ расщепления). Основоположник Г. а. австр. естествоиспытатель Г. Мендель в 1866 … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

гибридологический анализ — гибридологический анализ, анализ характера наследования признаков с помощью системы скрещиваний. Г. а. заключается в получении гибридов и дальнейшем их сравнительном анализе в ряду поколений (анализ расщепления). Основоположник Г. а. австрийский… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь

ГИБРИДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ — С помощью системы скрещивания анализируется характер наследования признаков. Заключается в получении гибридов и дальнейшем их сравнительном анализе в ряде поколений. С его помощью выясняется генетическая обусловленность признаков, что имеет… … Термины и определения, используемые в селекции, генетике и воспроизводстве сельскохозяйственных животных

Анализ генетический — * аналіз генетычны * genetic analysis определение характера действия и числа генов, обусловливающих наследование анализируемого признака. А. г. включает в себя ряд частных методов, применение которых в отдельности или в комплексе направлено на… … Генетика. Энциклопедический словарь

анализ гибридологический — раздел генетического анализа, изучающий закономерности проявления и наследования признаков в потомстве различающихся по исследуемым признакам форм … Большой медицинский словарь

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ — совокупность методов исследования наследств, свойств организма (его генотипа); поскольку анализ элементов генотипа(групп сцепления, генов и внутригенных структур) осуществляется, как правило, опосредованно, через признаки, Г. а. является по… … Биологический энциклопедический словарь

Генетический анализ — совокупность методов изучения наследственных свойств организмов. Г. а. включает: 1) Гибридологический метод, изучающий законы наследственности, а также строение и поведение наследственных структур с помощью специальных видов скрещиваний… … Большая советская энциклопедия

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ — совокупность методов исследования наследств. свойств организма (его генотипа). Поскольку анализ элементов генотипа (генов и внутригенных структур) осуществляется, как правило, опосредованно, через признаки, Г. а. является анализом признаков,… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Охарактеризовать генетику как науку, её развитие и значение. Ввести понятие о гибридологическом методе изучения наследственности, основных генетических терминах и символике. Развивать познавательный интерес учащихся к изучению проблем генетики через мыслительную деятельность учащихся и навыки работы с генетической терминологией. Воспитывать у учащихся интерес к получению генетических знаний

Оборудование: Компьютеры, интерактивная доска, мультимедийный проектор, семена гороха.

Тип урока по основной образовательной цели: урок изучения нового материала с использованием персонального компьютера и презентации. Основные опорные моменты урока появляются на интерактивной доске с помощью мультимедийного проектора.

Генетика – как наука о наследственности и изменчивости.

Г. Мендель – основоположник генетической науки.

Основные генетические термины и символика.

Гибридологический метод изучения наследственности.

Основные наследственные закономерности, открытые Г. Менделем: I и II Законы чистоты гамет.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся:

В ходе фронтальной беседы по вопросам осуществляю проверку знаний учащихся по усвоению основных генетических понятий, изучаемых в курсе 9-го класса, и готовность к восприятию нового материала.

Выступления учащихся о интересных событиях в области генетики.

Повторение основных понятий генетики.

Вопрос. Что такое генетика?

Генетика – наука, изучающая законы наследственности и изменчивости.

Вопрос. Что такое наследственность?

Наследственность – это способность организмов передавать свои признаки следующим поколениям. Записывается учащимися в тетрадь.

Вопрос. Что такое изменчивость?

Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития. Записывается учащимися в тетрадь.

III. Изучение нового материала.

Формулировка темы и постановка целей урока ,плана урока (презентация, слайд 1, 2). Вступительное слово учителя о рождении науки генетики.

Итак, сегодня изучаем новую тему “Генетика” и первый урок этой темы “Моногибридное скрещивание. I и II законы Менделя”. Ещё в глубокой древности человек стал подмечать, что потомство похоже на родителей. Уже тогда люди старались получать, например, телят от самой удойной коровы, сеять семена растений, давших самый высокий урожай. Люди понимали, что в потомстве сочетаются признаки предков. Это нашло отражение даже в пословицах: “От худого семени не жди доброго племени”. Но закономерности, по которым те или иные признаки передаются потомкам оставались “тайной за семью печатями”. Среди учёных в середине XIX в. прочно утвердилось мнение: “Закон наследственности заключается в том, что никакого закона наследственности нет”.

Вступительное слово учителя о рождении науки генетики.

Становление этой науки связано с именем Грегора Иоганна Менделя. Именно он сформулировал основные законы наследственности в своей монографии “Опыты над растительными гибридами”, вышедшей в 1865 году. Но эта работа была не замечена научным миром. И в 1871 году Мендель оставил опыты навсегда. В конце своей жизни он сказал: “мои научные труды доставили мне много удовольствия, и я убежден, что не пройдет много времени – и весь мир признает результаты моих трудов”.

И он не ошибся. Законы наследования признаков, установленные Менделем, определили развитие генетики как науки на весь последующий период. Однако работы Менделя опередили своё время; они были оценены по достоинству только через 35 лет. Официальной датой рождения генетики принято считать весну 1900 года, когда независимо друг от друга Г. де Фриз, Корренс, Чермак переоткрыли законы Менделя. Результаты работ этих учёных доказали правильность закономерностей, установленных в своё время Г. Менделем. Они честно признали его первенство в этом вопросе и присвоили этим закономерностям имя Менделя. С этого момента генетика - это наука, представляющая собой стройку, где грохочут взрывы открытий. Четко сформулированные законы, предложенные Менделем легли в основу классической генетики. Мендель определил существование единиц наследования и назвал их задатками. Теперь мы знаем, что это гены.

1900 г. – официальная дата рождения науки генетики.

Грегор Мендель родился 22 июля 1822 г. в семье крестьянина в небольшой деревушке на территории современной Чехии, а тогда Австрийской империи. Мальчик отличался незаурядными способностями, и оценки в школе ему выставлялись лишь превосходные. Родители мечтали вывести своего сына “в люди”, дать ему хорошее образование. Иоганн окончил гимназию, затем двухгодичные философские курсы. В 1843 г. Мендель поступил в монастырь августинцев в г. Брно, где принял духовный сан. Позже он отправился в Вену, где провёл два года, изучая в университете естественную историю и математику, после чего в 1853 г. вернулся в монастырь. Такой выбор предметов, несомненно, оказал существенное влияние на его последующие работы по наследованию признаков у гороха. А ещё раньше Мендель скрещивал мышей, наблюдал, какое получалось потомство. Быть может, сложись судьба иначе, оппоненты позднее называли бы законы Менделя не “гороховыми” а “мышиными”? Будучи в Вене, Мендель заинтересовался процессом гибридизации у растений и в, частности, разными типами гибридных потомков и их статистическими соотношениями. Эти проблемы и явились предметом научных исследований Менделя, которые он начал летом 1856 г.

Постановка проблемного вопроса.

Почему Г. Мендель выбрал объект для опытов - горох?

Почему Г. Мендель, не будучи биологом, и работая в одиночку, открыл законы наследственности, хотя до него это пытались сделать многие талантливые учёные?

Самостоятельная работа учащихся с компьютером со статьёй “Как работал Мендель?”. Приложение 1)

Самостоятельно выясняют преимущества гороха огородного как объекта для опытов.

Проверка выполнения самостоятельной работы, пояснения и дополнения учителя.

Действительно, успехи, достигнутые Менделем, частично обусловлены удачным выбором объекта для экспериментов – гороха огородного. Другие учёные работали с ястребинкой, а этому растению свойственны отклонения от нормального полового процесса, о чём ботаники XIX в. не знали. Мендель избежал этой западни. Он потратил несколько лет, чтобы выбрать организм, с которым ему предстояло работать, и решить какие признаки этого организма следует изучать.

- Легко выращивать, имеет короткий период развития – в условиях Чехии можно получить несколько поколений за один год.

- Имеет многочисленное потомство.

- Много сортов, чётко различающихся по ряду признаков. Сорта гороха отличаются друг от друга хорошо выраженными наследственными признаками.

- Самоопыляющееся растение – растение происходит внутри одного цветка. Его репродуктивные органы защищены от проникновения пыльцы с цветков другого растения.

- Возможно искусственное скрещивание сортов. Горох – строгий самоопылитель, но возможно удаление тычинок и перенос пыльцы от растений другого сорта с целью получения гибридных семян. Гибриды плодовиты, что позволяет следить за ходом наследования признаков в поколениях.

Ознакомление учащихся с альтернативными признаками гороха, объяснение учителя.

Избрав в качестве экспериментального объекта горох, Мендель ещё потратил два года на предварительные опыты, чтобы найти чистые сорта с различными наследственными признаками. Чистые линии – это когда у одного растения семена только желтые, а у другого зеленые.

В процессе беседы с опорой на знания учащихся устанавливаем сущность гибридологического метода как основного метода генетики.

Г. Мендель поставил перед собой цель выяснить правила наследования отдельных признаков гороха. Эту работу он проводил в течение 8 лет, изучив за это время более 10000 растений гороха. В своих работах он использовал гибридологический метод исследования. Метод предполагает изучение признаков родительских форм, проявляющихся в ряду поколений у потомства, полученного путем скрещивания (гибридизации). Поскольку потомков от таких скрещиваний называют гибридами, то и метод получил название гибридологического. Суть метода заключается в:

- скрещивании (гибридизации) организмов отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам;

- анализе характера проявления этих признаков у потомков (гибридов).

Многие видные ботаники в то время пытались понять, как генетическая информация передаётся у растений от родителей потомкам. Однако все их попытки получить ответ на этот вопрос оказались неудачными, тогда как опыты Менделя позволили ему сформулировать законы наследственности. Как мог Мендель, работая в одиночку, увидеть то, чего не могли разглядеть его современники, тесно связанные с научным миром? Удачу Менделя определило стечение ряда обстоятельств. Ставя опыты, Мендель придерживался ряда правил:

- Использовал для экспериментов чистые линии, т.е. растения, в потомстве которых при самоопылении, не наблюдалось расщепления по изучаемому признаку.

- Ставил одновременно опыты с несколькими родительскими парами, чтобы больше получить экспериментального материала.

- Наблюдал за наследованием малого количества признаков. Наблюдал наследование многообразных признаков не сразу в совокупности, а лишь одной пары (или небольшого их числа пар) альтернативных признаков.

- Вёл строгий количественный учёт потомков. В своё время Мендель изучал математику и теорию вероятности. Поэтому он понимал, что при оценке результатов скрещиваний нужно оперировать большими числами. Математически обработанные данные позволили установить количественные закономерности в передаче изучаемых признаков.

Повторение генетической символики с использованием наглядного пособия (горох огородный).

В банке больше желтых горошин, чем зелёных. Какое понятие можно ввести (дети говорят о доминантном и рецессивном признаках)

Доминантный признак – это признак, который проявляется в поколение. Рецессивный признак - это признак, который подавляется. Доминантный признак обозначается – А. Рецессивный признак обозначается – а.

Ген – участок молекулы ДНК, отвечающий за развитие определенного признака.

Каждый организм обладает своим набором генов, то есть генотипом.

Но не все признаки, полученные организмом от родителей, проявляются у потомков. Каждый организм обладает своим фенотипом.

Все гены организма находятся в хромосомах – самоудваивающихся структурных элементах ядра, содержащих ДНК. Каждый ген имеет свое местонахождение – локус.

Каждая соматическая клетка содержит несколько пар одинаковых – гомологичных хромосом.

В каждой паре гомологичных хромосом содержатся аллельные гены (гены, ответственные за один признак). Поэтому любой признак организма мы обозначаем двумя буквами (АА или Аа или аа). В зависимости от того, какие гены содержит организм, он может быть гомозиготным и гетерозиготным.

Введение термина “моногибридное скрещивание” в процессе фронтальной беседы.

Опыты Менделя были тщательно продуманы. Свои исследования он начал с изучения закономерностей наследования всего лишь одной пары альтернативных признаков. При таком скрещивании прослеживаются закономерности наследования только двух вариантов признака (например, высокий и низкий рост растения, жёлтая и зелёная окраска семени), а все остальные признаки организма во внимание не принимаются. Далее учащиеся выдвигают свои предположения, что можно понимать под “моногибридным скрещиванием”. Затем даём определение - скрещивание двух организмов отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков.

Физкультминутка.

Изучение закономерностей наследования признаков, установленных Г.Менделем при моногибридном скрещивании (дети работают с компьютером и интерактивной доской).

Разбираем правило “Чистоты гамет” (дети работают с компьютером и интерактивной доской).

- Предложил парность определения каждого признака, т. е. признак определяется парой “наследственных факторов”. При образовании половых клеток в каждую из них попадает только один из пары “наследственных факторов”. В те годы, когда Мендель ставил свои опыты, о генах, хромосомах, митозе и мейозе не было известно ничего. Впоследствии было доказано, что в половую клетку действительно попадает одна из каждой пары гомологичных хромосом после редукционного деления мейоза.

IV. Закрепление.

Для активизации познавательной деятельности учащихся, повышения уровня осмысления изученного материала решаем генетические задачи (дети работают с компьютером и интерактивной доской).

V. Домашнее задание: (презентация, слайд 4) § 38, 39.

Решите задачу (оформите в тетради, используя генетическую символику):

Седая прядь волос у человека — доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца — нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.

VI. Подведение итогов работы и рефлексия:

Индивидуальная проверка изученного на уроке материала по вопросам с последующей взаимопроверкой.


В данном видеоуроке вашиученики познакомятся с работами австрийского биолога-монаха Грегора Менделя, его законами. Изучат гибридологический метод Менделя. Также познакомятся с правилом единообразия гибридов первого поколения. С законом частоты гамет и с правилом расщепления гибридов во втором поколении. В данном уроке приводятся следующие понятия: гибридологический метод, чистые линии, аллели.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "История развития генетики. Гибридологический метод"

Генетика изучает закономерности наследственности и изменчивости организмов.

Люди с давних времён задумывались над тем, почему дети похожи на своих родителей. Они замечали, что организмы передают признаки и свойства своим потомкам. Однако понять почему так происходит учёные тех лет не могли.


Великий учёный и врач Древней Греции – Гиппократ одним из первых пытался объяснить закономерности наследования признаков.


Он полагал что семя мужчины и семя женщины, из которых при слиянии возникает ребёнок, изготавливаются во всех частях организма родителей и поэтому несут в себе информацию об этих частях. При слиянии семени происходит борьба между признаками отца и матери, и от того, кто победит, зависит пол ребёнка и то на кого он будет похож.

Демокрит считал, что мужской и женский пол равноправны в наследственности, благодаря материальным частицам, передаваемым как отцом, так и матерью.


По Аристотелю, материю для развития организма в виде пассивного начала даёт мать. Нематериальное начало в виде духа, вносится со стороны отца.


Однако приблизится к истине наследования смог монах-учёный Грегор Мендель.

Он экспериментировал со скрещиванием гороха и других растений, и даже не догадывался что открывает совершенно новое направление в биологии.


Грегор Мендель изучал закономерности, по которым признаки передаются из поколения в поколение. Проводя опыты по скрещиванию различных сортов гороха, он установил ряд законов наследования, положивших начало генетике.


Однако работы Менделя опередили своё время, и были оценены по достоинству только через 35 лет когда их работы подтвердили несколько учёных. Которые независимо друг от друга на разных объектах переоткрыли законы Менделя. В ряду этих учёных был Хуго де Фриз, Карл Эрих Корренс и Эрих Чермак.


Результаты их работ доказали правильность закономерностей, установленных в своё время Менделем. Поэтому 1900 год считается официальной датой рождения науки генетики.

Познакомимся с Грегором Менделем и его работами.

Иоганн Мендель родился 20 июля 1822 года в крестьянской семье в маленьком сельском городке Хейнцендорф (Чехия).


Проучившись два года в философских классах института, в 1843 году он постригся в монахи Августинского монастыря Святого Фомы в Брюнне (ныне Брно, Чехия) и взял имя Грегор.

С 1844 по 1848 год Грегор Мендель учился в Брюннском богословском институте.

В 1847 году стал священником. Самостоятельно изучал множество наук.

Позднее, с 1868 г Мендель был настоятелем августинского монастыря в чешском городе Брно и одновременно преподавал в школе естественную историю и физику.

Основой работы Менделя был – гибридологический метод.

Суть его заключается в скрещивании (гибридизации) организмов, которые отличаются друг от друга какими-либо признаками, и в последующем анализе характера наследования этих признаков у потомства.

Для своих первых опытов Мендель выбирал растения, чётко различающиеся по какой-либо паре признаков, например, такие, как форма и цвет семян, цвет соцветий и высота растения.


Ставя опыты, Мендель придерживался нескольких правил.

Во-первых, работая с садовым горохом, он использовал растения, которые относятся к различным сортам.

Например, у одного сорта горошины всегда жёлтые, а у другого всегда зелёные.

Так как горох самоопыляемое растение то в природных условиях эти сорта не скрещиваются. При самоопылении горох даёт генетически идентичное и морфологически сходное потомство. Такие сорта называют чистыми линиями.

Во-вторых, чтобы получить больше материала для анализа законов наследственности, Мендель работал не с одной, а с несколькими парами гороха.

В-третьих, он намеренно упростил задачу и наблюдал не за всеми наследуемыми признаками сразу, а только за одним ─ за цветом семян гороха, например.

В-четвертых. Для обработки данных Мендель применял количественные методы. Он не просто замечал, каков цвет семян гороха у потомства, но и точно подсчитывал, сколько таких семян появилось.

Если скрещивать организмы, которые будут отличаться только по одному признаку (например, по цвету семян или только по форме семян), за который отвечают аллели одного гена, то такое скрещивание называют моногибридным.


Мендель начал свои исследования закономерностей наследования с моногибридного скрещивания. Он выбрал две чистые линии растений гороха, которые отличались только по одному признаку. У одних окраска горошин была всегда жёлтая, а других всегда зелёная. (При условии самоопыления).

Если пользоваться терминами, которые появились через много лет после работ Менделя, то можно сказать, что клетки растений гороха одного сорта содержат по два гена только жёлтой окраски, а гены растений другого сорта – по два гена только зелёной окраски.

Гены ответственные за развитие только одного признака (например, цвет семян) получили название аллельных генов.

Аллели — это различные формы одного и того же гена, которые расположены в одинаковых участках (локусах) гомологичных хромосом и определяют противоположные варианты развития одного и того же признака.


Если организм содержит два одинаковых аллельных гена (например, оба гена жёлтого цвета семян) то такие организмы называют гомозиготными.

Если же аллельные гены различны (то есть один из них определяет жёлтую, а другой зелёную окраску семян), то такие организмы называют гетерозиготными.


Правило единообразия гибридов первого поколения

Горох — это самоопыляющееся растение в его цветках пестик и пыльники, надёжно прикрыты лепестком лодочкой. Сюда не может проникнуть пыльца с другого растения.

Но опытным путём можно опылять растение пыльцой другого растения, то есть перекрёстно. Что и сделал Мендель. Из цветков одних растений он удалил все пыльники.

Затем с растений, приносящих семена другого цвета он собрал пыльцу и опылил цветки, лишённые пыльников. Семена гороха опылённого опытным путём были жёлтые.

Затем Мендель скрестил растения с пурпурными и белыми цветками. В результате получились гибриды с пурпурными цветками.


При скрещивании гороха с гладкими и морщинистыми семенами, наследовалась гладкая форма семян.

Преобладающие признаки (желтизну семян, пурпурный окрас цветков и гладкость семян) Мендель назвал доминантными. Так как данные признаки доминировали над подавляемыми признаками. А подавляемые признаки (зелёный цвет семян, белый окрас цветков и морщинистость семян) – он назвал рецессивными. (от лат. recessus - отступление).

Доминантные признаки принято обозначать прописными латинскими буквами (АBC), а рецессивные – строчными (а b c).


Исходя из данных опытов Мендель сформулировал правило единообразия гибридов первого поколения, который гласит что при скрещивании двух гомозиготных организмов, которые отличаются друг от друга одним признаком, все гибриды 1-го поколения будут иметь признак одного из родителей и поколение по данному признаку будет единообразным.


Вспомним символы, принятые в традиционной генетике.

Символом зеркало Венеры обозначается женский организм, символом копье Марса мужской, знак – скрещивания, (Р) – родительское поколение, (F1) − первое поколение потомков, а (F2) – второе поколение потомков.

F 3 – третье поколение потомков.

А-большое, B-большое, C-большое – доминантные гены.

а – малое, b-малое, c-малое – рецессивные гены.

АA, BB, CC – генотипы организмов моногомозиготных по доминантному признаку.

аа, bb, cc – генотипы рецессивных особей.

Аа, Bb, Cc – генотипы моногетерозиготных особей.

Буквой Ж (G) –обозначают гаметы, записываются они в кружках.


Закон частоты гамет


В оплодотворённую яйцеклетку попали оба гена. Но почему же проявился только жёлтый цвет. Куда исчез зелёный?

Что бы выяснить это Мендель посеял семена первого поколения. Теперь оплодотворение происходило как обычно – самоопылением.

Какими же будут семена у второго поколения гибридов? Среди жёлтых горошин оказались зелёные.


Проследим каким образом получается такое соотношение.

При скрещивании гибридов первого поколения образуются такие сочетания АA Аа Аа аа.

Сочетание где есть доминантный ген даёт жёлтую горошину. И только при сочетании рецессивных генов (а-малое, а-малое) – зелёную горошину.

Значит рецессивный ген, отвечающий за зелёный цвет семян не исчезал совсем. А был подавлен.

Мендель сорвал все бобы гороха. И подсчитал все горошины. Получилось, что 6022 горошины были жёлтого цвета, а 2001 зелёного. То есть соотношение жёлтых и зелёных семян получилось три к одному (3:1).

Явление, при котором скрещивание приводит к образованию потомства частично с доминантными, частично с рецессивными признаками, получило название расщепления.

И Мендель сформулировал правила расщепления гибридов во втором поколении: при скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление и снова появляются организмы с рецессивными признаками. Они составляют одну четвертую часть от всего числа потомков второго поколения.

Посмотрим, как происходит наследование признаков.

Выделим гомологичную пару хромосом. Обозначим гены (отвечающие за жёлтую окраску семян) на хромосомах условно точкой.


Перед мейозом каждая хромосома удваивается. Во время первого деления гомологичные хромосомы расходятся к полюсам. Образуется две клетки.


В результате второго деления мейоза они снова делятся. Получаются 4 половые клетки – гаметы. Каждая гамета содержит только один ген, который обуславливает жёлтую окраску семян.


Таким же образом получаются гаметы, которые содержат гены зелёной окраски семян.

При слиянии женской и мужской гамет образуется оплодотворённая яйцеклетка зигота. В ней восстанавливается двойной набор генов. Теперь зигота несёт гены и жёлтой и зелёной окраски семян. Зигота развивается в гибридное растение.


На будущий год во время цветения вновь происходит мейоз.

И вновь образуются гаметы. Каждая хромосома несёт либо жёлтый, либо зелёный ген окраски семян.


Далее при слиянии женских и мужских гамет могут образоваться такие сочетания. В трёх из них присутствуют доминантные гены. И лишь в одном оба гена рецессивные. Дающие зелёные семена.

Таким образом цитологические данные подтвердили идею Менделя о чистоте гамет.

Формирование у учащихся знаний о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, моногибридном скрещивании, законах единообразия гибридов первого поколения и расщепления, правиле чистоты гамет, цитологических основах закономерностей наследования при моногибридном скрещивании

ВложениеРазмер
gibridologicheskiy_metod_izucheniya_nastvennosti.doc 55 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

урок биологии в 9 классе

ГИБРИДОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

учитель: Догадина Елена Викторовна

Тема урока : ГИБРИДОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ.

Формирование у учащихся знаний о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, моногибридном скрещивании, законах единообразия гибридов первого поколения и расщепления, правиле чистоты гамет, цитологических основах закономерностей наследования при моногибридном скрещивании

Формирование умений составлять схемы скрещивания при решении генетических задач, использовать генетическую символику

Воспитание всесторонне развитой компетентной личности через использование знаний основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Г. Менделем

Содействие формированию научного мировоззрения на основе познаваемости и общности законов живой природы

Развитие общеучебных умений и навыков – работы с текстом, анализа и синтеза информации, составление плана

Развитие познавательного интереса учащихся к изучению проблем генетики

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедиа, компьютер.

  1. Работа с тестами
  2. Индивидуальная работа по карточкам (для слабоуспевающих..) 3-е учащихся
  3. Беседа с классом по следующим вопросам:
  1. Краткая история генетики.
  2. Назовите 2 основных свойства генетики.
  3. Что лежит в основе наследственности и изменчивости. Дайте определение гену, локусу.
  4. Какими бывают гены , что такое генотип и фенотип.

II ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

1. Да, действительно, на формирование фенотипа влияет генотип и факторы окружающей среды. Ещё в глубокой древности человек стал подмечать, что потомство похоже на родителей. Уже тогда люди старались получать, например, телят от самой удойной коровы, сеять семена растений, давших самый высокий урожай. Люди понимали, что в потомстве сочетаются признаки предков. Это нашло отражение даже в пословицах: “От худого семени не жди доброго племени”.

Но закономерности, по которым те или иные признаки передаются потомкам оставались “тайной за семью печатями”. Среди учёных в середине XIXв. прочно утвердилось мнение: “Закон наследственности заключается в том, что никакого закона наследственности нет”. Поколебать устоявшееся убеждение первым решился Г. Мендель – монах и ботаник-любитель из Брно. После ряда опытов, кропотливых, но гениально точных Мендель сформулировал свои знаменитые законы ( слайд №4 ) - 1865г. в статье “Опыты над растительными гибридами”. В этой публикации он обобщил результаты многолетней работы. В ней были изложены основные закономерности наследования признаков, которые легли в основу современной генетики. Однако работы Менделя опередили своё время; они были оценены по достоинству только через 35 лет.

(слайд №4) 1900г. – три учёных из разных стран голландец Г. де Фриз, немец К. Корренс, австриец Э. Чермак независимо друг от друга на разных объектах переоткрыли законы Менделя. Результаты работ этих учёных доказали правильность закономерностей, установленных в своё время Г. Менделем. Они честно признали его первенство в этом вопросе и присвоили этим закономерностям имя Менделя.

1900г. – официальная дата рождения науки генетики.

Постановка проблемного вопроса ( слайд №5 ):

Почему Г. Мендель, не будучи биологом, и работая в одиночку, открыл законы наследственности, хотя до него это пытались сделать многие талантливые учёные?

Грегор Мендель родился 22 июля 1822г. в семье крестьянина в небольшой деревушке на территории современной Чехии, а тогда Австрийской империи. Мальчик отличался незаурядными способностями, и оценки в школе ему выставлялись лишь превосходные. Родители мечтали вывести своего сына “в люди”, дать ему хорошее образование. Иоганн окончил гимназию, затем двухгодичные философские курсы.

В 1843г. Мендель поступил в монастырь августинцев в г. Брно, где принял духовный сан. Позже он отправился в Вену, где провёл два года, изучая в университете естественную историю и математику, после чего в 1853г. вернулся в монастырь. Такой выбор предметов, несомненно, оказал существенное влияние на его последующие работы по наследованию признаков у гороха. А ещё раньше Мендель скрещивал мышей, наблюдал, какое получалось потомство. Быть может, сложись судьба иначе, оппоненты позднее называли бы законы Менделя не “гороховыми” а “мышиными”? Будучи в Вене, Мендель заинтересовался процессом гибридизации у растений и в, частности, разными типами гибридных потомков и их статистическими соотношениями. Эти проблемы и явились предметом научных исследований Менделя, которые он начал летом 1856г.

- Обобщение учителя по выбору Менделем объекта для опытов:

Действительно, успехи, достигнутые Менделем, частично обусловлены удачным выбором объекта для экспериментов – гороха огородного ( слайд №6 ). Другие учёные работали с ястребинкой, а этому растению свойственны отклонения от нормального полового процесса, о чём ботаники XIXв. не знали. Мендель избежал этой западни. Он потратил несколько лет, чтобы выбрать организм, с которым ему предстояло работать, и решить какие признаки этого организма следует изучать.

- Легко выращивать, имеет короткий период развития – в условиях Чехии можно получить несколько поколений за один год.
- Имеет многочисленное потомство.
- Много сортов, чётко различающихся по ряду признаков. Сорта гороха отличаются друг от друга хорошо выраженными наследственными признаками.
- Самоопыляющееся растение – растение происходит внутри одного цветка. Его репродуктивные органы защищены от проникновения пыльцы с цветков другого растения.
- Возможно искусственное скрещивание сортов. Горох – строгий самоопылитель, но возможно удаление тычинок и перенос пыльцы от растений другого сорта с целью получения гибридных семян. Гибриды плодовиты, что позволяет следить за ходом наследования признаков в поколениях.

  1. Ознакомление учащихся с альтернативными признаками гороха, объяснение учителя:

Избрав в качестве экспериментального объекта горох, Мендель ещё потратил два года на предварительные опыты, чтобы найти чистые сорта с различными наследственными признаками. В конце концов, он выбрал для длительного изучения семь признаков, каждый из которых встречается у разных сортов гороха в двух чётко различающихся формах ( слайд №7,8 ).

  1. В процессе эвристической беседы с опорой на знания учащихся устанавливаем сущность гибридологического метода как основного метода генетики ( слайд №9 ):

Г. Мендель поставил перед собой цель выяснить правила наследования отдельных признаков гороха. Эту работу он проводил в течение 8 лет, изучив за это время более 10000 растений гороха. В своих работах он использовал гибридологический метод исследования. Метод предполагает изучение признаков родительских форм, проявляющихся в ряду поколений у потомства, полученного путем скрещивания (гибридизации). Поскольку потомков от таких скрещиваний называют гибридами, то и метод получил название гибридологического. Суть метода заключается в:

- скрещивании (гибридизации) организмов отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам
- анализе характера проявления этих признаков у потомков (гибридов).

Многие видные ботаники в то время пытались понять, как генетическая информация передаётся у растений от родителей потомкам. Однако все их попытки получить ответ на этот вопрос оказались неудачными, тогда как опыты Менделя позволили ему сформулировать законы наследственности. Как мог Мендель, работая в одиночку, увидеть то, чего не могли разглядеть его современники, тесно связанные с научным миром? Удачу Менделя определило стечение ряда обстоятельств. Ставя опыты, Мендель придерживался ряда правил ( слайд №10 ):

- Использовал для экспериментов чистые линии, т.е. растения, в потомстве которых при самоопылении, не наблюдалось расщепления по изучаемому признаку.
- Ставил одновременно опыты с несколькими родительскими парами, чтобы больше получить экспериментального материала.

- Наблюдал за наследованием малого количества признаков. Наблюдал наследование многообразных признаков не сразу в совокупности, а лишь одной пары (или небольшого их числа пар) альтернативных признаков.

- Вёл строгий количественный учёт потомков. В своё время Мендель изучал математику и теорию вероятности. Поэтому он понимал, что при оценке результатов скрещиваний нужно оперировать большими числами. Математически обработанные данные позволили установить количественные закономерности в передаче изучаемых признаков.

- Ввёл буквенные обозначения наследственных факторов (генов) для удобства оформления записей, что позволило ему легко объяснять полученные результаты.

- Предложил парность определения каждого признака, т. е. признак определяется парой “наследственных факторов”. При образовании половых клеток в каждую из них попадает только один из пары “наследственных факторов”. В те годы, когда Мендель ставил свои опыты, о генах, хромосомах, митозе и мейозе не было известно ничего. Впоследствии было доказано, что в половую клетку действительно попадает одна из каждой пары гомологичных хромосом после редукционного деления мейоза.

Читайте также: