Почему на паспортном контроле задают странные вопросы

Обновлено: 04.07.2024

Что делать, если на паспортном контроле пограничник усомнился в моей личности? Говорит, что я не похожа на фото шестилетней давности.

Можно ли через суд получить компенсацию, если по этой причине я не успела на свой самолет?

В пересечении границы действительно могут отказать, и это будет законно. Но только если у пограничника будут веские причины утверждать, что паспорт на самом деле не ваш и на фотографии изображены не вы.

Неприятностей, связанных с задержкой вылета, можно избежать, и я расскажу, как это сделать.

На что смотрит пограничник и зачем

За нарушение требований этой статьи уголовный кодекс предусматривает наказание от штрафа до 200 тысяч рублей до двух лет лишения свободы.

Регламент дает пограничнику три минуты на проверку. За это время нужно понять, стоит ли перед ним настоящий владелец паспорта или кто-то другой. В большинстве случаев сличения фотографии бывает достаточно. Но ситуации бывают разные. Например, человек сделал пластическую операцию и изменил внешность. Или сильно похудел. Или получил травму, изменившую его лицо.

Изменения стрижки или цвета волос для отказа недостаточно. Сотрудников пограничных пунктов пропуска специально обучают выделять уникальные элементы внешности на фото и у человека, который предъявил паспорт. На стрижку никто смотреть не будет. Зато обратят внимание на форму ушей, кончика носа, разрез глаз.

У паспорта гражданина РФ срок действия может доходить до 20 лет. Разумеется, за это время могут произойти различные изменения во внешности владельца, например связанные со старением. Но это все равно не делает паспорт недействительным.

Если пограничник откажет в выезде, а потом выяснится, что произошла ошибка, то пострадавший может обратиться в суд, и тогда государству придется возмещать ущерб.

Бывают и другие ситуации. Иногда несознательные граждане используют для пересечения границы документы своих родственников, например братьев и сестер, в надежде, что пограничники не заметят. А они замечают, возбуждают уголовные дела и привлекают нарушителей к ответственности. Так, Октябрьский районный суд Екатеринбурга вынес приговор по такому уголовному делу и назначил штраф.

Что такое процедура идентификации?

Если пограничник усомнился в том, что вы — это вы, не стоит торопиться и скандалить. Спокойно позвольте ему провести процедуру идентификации. Пограничник постарается убедиться, что человек, на имя которого выдан паспорт, и вы — одно и то же лицо. Он будет задавать вопросы. Спросит, ваше ли фото, как давно вы его меняли, почему изменилась внешность.

Не удивляйтесь, если вам будут задавать вопросы, которые, на первый взгляд, не имеют прямого отношения к процедуре пересечения границы. Могут спросить, например, кто вы по знаку зодиака: свой знак люди, как правило, помнят, а вот если взяли паспорт внешне похожего родственника — могут с ходу и не ответить.

Еще могут спросить, есть ли у вас водительское удостоверение, какие категории в нем открыты, когда оно выдано, — и при этом проверить, соответствует ли ваш ответ информации из базы данных ГИБДД .

Таких вопросов может быть много, они будут разные, приводить их все я не стану: чтобы не облегчать жизнь нарушителям границы. Но с помощью таких достаточно простых, но эффективных приемов пограничники регулярно останавливают на КПП даже тех, кто пытается пройти по паспорту брата или сестры-близнеца.

Не забывайте: проверяют не только ваши ответы, но и реакцию на вопросы. Скандалить и ругаться в данном случае — худший вариант поведения из всех возможных.

Что делать, если внешность изменилась по объективным причинам

Самый простой способ не попадать в такую ситуацию — это своевременно поменять загранпаспорт, чтобы фотография в нем была актуальной. Но это далеко не всегда возможно — например, если человек лечился за рубежом или изменил там внешность.

Если изменение внешности связано с травмами, пластическими операциями, заболеваниями или специфическим лечением, очень поможет справка с печатью из медицинского учреждения.

Есть еще один способ избежать конфликтов на пункте пропуска: специальный приказ Минюста позволяет нотариусам заверять ваши фотографии на документы.

На специальное свидетельство приклеивают вашу фотографию и ставят на нее печать нотариуса. В документе нотариус указывает, что человек, изображенный на фото, это действительно вы. Стоит это недорого. Такие услуги нотариусы могут оказывать и в консульских подразделениях за рубежом, если изменение внешности произошло за границей.

Свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, выглядит так. Источник фото

Но нужно понимать, что такое свидетельство не замена документу, удостоверяющему личность. Без паспорта юридической силы оно не имеет. По этому свидетельству нельзя выехать за границу или купить билет на самолет. Оно просто подтверждает, что на фотокарточке изображен конкретный человек.

Итак, вот что следует сделать, если собираетесь за границу:

  1. Подойти к зеркалу и проверить, насколько вы похожи на фотографию в загранпаспорте. Если похожи — дальше не читайте, идите собирать чемодан. Если думаете, что у пограничника все-таки могут возникнуть вопросы, переходите к следующему пункту.
  2. Если нет времени и возможности поменять загранпаспорт, возьмите с собой дополнительные документы, удостоверяющие личность: паспорт гражданина РФ , водительское удостоверение, пропуск на работу.
  3. Приготовьтесь отвечать на вопросы сотрудников пограничного контроля и не нервничать.
  4. Если внешность изменилась в результате заболевания, травмы или медицинского вмешательства, возьмите с собой соответствующие справки.
  5. В будущем оформите у нотариуса свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Сколько страшилок о прохождении паспортного контроля можно начитаться перед поездкой в страны с особо строгим визовым режимом. Помимо США, в негласный список государств с усиленной миграционной политикой входят Великобритания, Канада и Германия.

Вопросы на границе задают всем: кому-то больше, кому-то меньше, кому-то раз в сто лет, кому-то постоянно. Подготовиться заранее стоит особенно тем, кто не очень хорошо говорит на английском языке. Тем более с недавней отменой миграционных карт в Великобритании вопросов может прибавиться.

20,4 тыс.

4

5 минут чтения


Теперь при въезде в Великобританию не нужно заполнять миграционную карту, а значит, у пограничников есть повод задать тебе пару-тройку вопросов.

Место вылета

  • Вопрос : Where are you traveling from? — Откуда вы прилетели?
  • Ответ : I have arrived from X… — Я прилетел из… (или просто называешь город вылета).

Цель поездки

В данном вопросе стоит учитывать, что важно совпадение типа визы и цели поездки.

  • Вопрос : What is the purpose of your trip? — Какова цель визита?
  • Ответ : I am a tourist / Tourism — Я турист / Туризм. Или: I am visiting friends/family who live in … — Я навещаю друзей/семью, которые проживают в городе Х.

Основательная подготовка

Если ты всерьёз переживаешь за свой английский и хочешь без проблем общаться не только в аэропорту, но и в любых других ситуациях, советуем начать с уроков в онлайн-школе Skyeng .

На первом бесплатном занятии методист поможет составить схему обучения именно под твои цели — будь то частые командировки, экзамен на знание языка или просто желание свободно и грамотно общаться. На основе твоих интересов и пожеланий подберут преподавателя, с которым тебе будет максимально комфортно.

И самое приятное: по промокоду Ostrovok все новички получат ещё четыре урока в подарок. Тебе нужно только оставить заявку на сайте Skyeng , перейти в личный кабинет и ввести промокод в соответствующее поле. Пробный урок бесплатно!

Длительность поездки

Если ответ недостаточно убедителен или не соответствует заявленной цели поездки, то могут попросить обратные билеты.

  • Вопрос : How long are you staying in the UK for? — Сколько времени планируете провести в Великобритании?
  • Ответ : Х days/weeks/months — Х дней/недель/месяцев.
  • Вопрос: Could I see your return ticket? — Могу я взглянуть на ваш обратный билет?
  • Ответ : Sure, here it is. — Конечно, вот он.


Обратные билеты лучше держать наготове, но не показывать, пока тебя не попросят. Это касается любых документов.

Место проживания

Точный адрес заучивать не надо, достаточно общих деталей (город и/или название отеля), но вот держать наготове распечатку или скриншот можно.

  • Вопрос : Where are you staying during your trip? — Где планируете остановиться во время пребывания в стране?
  • Ответ : I’m staying in X, here is my hotel/apartment reservation — Я буду проживать в городе Х, вот бронь отеля/апартаментов. Или: I’m staying with friends/family, here is the address — Я планирую остановиться у друзей/семьи, вот их адрес.

Денежные средства

Офицеры пограничного контроля Великобритании любят поинтересоваться, на что ты планируешь жить во время поездки, поэтому приготовь пару карт и немного наличных.

Особенно эти каверзные вопросы любят задавать молодым одиноким девушкам. Если попадаешь в эту категорию, запасись убедительным ответом и будь готова показать кошелёк с содержимым.

  • Вопрос : How are you supporting yourself during your stay? / How are you paying for your trip? — Чем вы будете оплачивать свои расходы в Великобритании?
  • Ответ : Here are my credit cards and here is my cash — Вот мои банковские карты и/или вот мои наличные.


Не пугайся, если спросят, на какие средства планируешь отдыхать – просто покажи карты и/или наличные.

Знакомые в Великобритании

Если едешь по туристической визе и твой очень дальний родственник или друг с Facebook проживают в стране, то упоминать это не нужно. Пограничников скорее интересует, есть ли у тебя в случае иммиграционных намерений близкие знакомые, которые могут как-то помочь задержаться в стране.

  • Вопрос : Do you have any friends or family in the UK? — Есть ли у вас родственники или знакомые в Великобритании?
  • Ответ : Yes/No.

Если ответил положительно, придётся разбираться с чередой вопросов: кто, где, когда, кем работает и т. д.

Вопросы личного характера

Помимо вопросов о поездке, британские пограничники любят поживиться личной информацией. Например, кем ты работаешь, семейное положение и тому подобное. Если виза у тебя гостевая или студенческая, могут интересоваться самыми разными деталями.

Например, кем работает супруг(а) твоего знакомого или отец твоего заграничного бойфренда, на какую специальность ты планируешь учиться и почему выбрал именно её. И в случае, если семейные связи не так очевидны, всегда лучше знать как можно больше информации о британском знакомом.

Возможные вопросы

  • What is your occupation? — Кем вы работаете?
  • What do you study? — На кого учитесь? (для студентов)
  • How do you know this person? — Откуда вы знаете друг друга? (в случае гостевой визы)
  • Can you show me the invitation letter from your university? — Покажите приглашение от университета (для приезжающих учиться).
  • What is your friend/family member doing in the UK? — Чем занимаются ваши родственники/знакомые?

Ответы

  • I am a software developer/teacher/business owner — Я разработчик/учитель/бизнесмен.
  • I study economics/medicine/law — Я учусь на экономиста/врача/юриста и т. д.
  • We met while travelling / in university / through friends in common — Мы встретились во время путешествия / в университете / через общих друзей и т. д.
  • No problem, here it is — Да, вот (подойдёт для любых доказательств цели поездки, которые у тебя попросят).
  • She/he is a student / works here as X — Он/она студент / работает в сфере Х.


Не нервничай, если не понимаешь вопроса — честно признайся в этом или вежливо переспроси.

И в завершение несколько общих правил успешного прохождения паспортного контроля.

1. Подготовь все документы, чтобы долго и мучительно не рыться в сумке.
2. Сохраняй спокойствие и вежливо отвечай на все вопросы.
3. Коротко и ясно проговаривай основные детали поездки без лишних подробностей.
4. Не показывай обратные билеты или дополнительные документы, если их у тебя не просят.

Ну а чтобы раз и навсегда добавить себе железобетонной уверенности и перестать волноваться не только на паспортном контроле, а вообще в любой заграничной поездке, запишись на бесплатный пробный урок в Skyeng.

Подпишись на обновления блога, и мы откроем для тебя целый мир вдохновляющих путешествий, тревел-лайфхаков и небанальных направлений на все случаи и для любых компаний.

Вопросы/требования пограничников. Что отвечать/показывать?

Аэропорты мира отзывы. Информация об аэропортах мира. Сервис в аэропорту. Стыковки в аэропорту. Терминалы аэропорта. Курение в аэропорту. Бары, рестораны, магазины в здании аэропорта. Дьюти фри в аэропорту. duty free wi-fi аэропорт. Бесплатный интернет в аэропорту

Написано документ, потому что это не обязательно паспорт.
Та же книжка моряка, насколько помню по службе, заменяет паспорт.

Чтобы найти алмаз, не всегда обязательно копать шахту. Иногда достаточно внимательно посмотреть вокруг©

вечный отпускник писал(а) 17 авг 2013, 19:55: Для сведения, если раньше паспортный контроль возлагался на погранвойска, то сейчас за стеклышком сидит сотрудник ФСБ.


Погранвойска относятся и относились к системе госбезопасности (вчк, огпу, кгб, фсб и т.д) большую часть времени своего существования. Сейчас, погранслужба входит в структуру фсб с 2003го

С прошлым загранпаспортом была такая ситуация на паспорном контроле:

к концу действия документа я совсем перестала быть похожа на фото, причем на визы в основном сканировали то старое фото из паспорта, а не "свежее" фото из анкеты/предоставленное фото. Поэтому, отдавая паспорт сразу снимала очки, не дожидаясь этой просьбы.
Так вот, однажды, девушка-пограничник на паспортом контроле долго меня разглядывала, а потом так резко: "Вы кто по гороскопу?" - я прибалдела, но ответила. Затем также резко: "Когда паспорт выдан?" - тут уже менее уверенным, дрожащим голосом: ". в июле 2007 вроде бы..". Пропустили

Вот что это было?

Cruises: Silja, Princess, Viking, Celebrity, Costa(2), Carnival, Azamara,
NCL, A-ROSA(2), MSC(3), Oceania(2), St.PeterLine(2), AIDA(3), TUI

Это была проверка Вашей личности. Вопрос про гороскоп - для сопоставления с датой Вашего рождения. Вопрос про паспорт - ну, обычно все помнят хотя бы год выдачи.
То есть у пограничника возникли сомнения, Ваш ли это паспорт. Ответили бы неточно - проверка продолжилась бы.
А уж в какой форме - на усмотрение пограничника.

Несколько раз подвергался опросам при пересечении границы РФ в аэропортах при выезде. Как правило, первый выезд с новым паспортом. Да вот, кстати, в крайнюю поездку и подвергался, и паспорт совсем не новый. Но вопрос, как правило, один - цель поездки. И пару раз расспрашивали при въезде, когда приезжал посреди зимы с загорелой рожей. Там спрашивали, откуда прилетел. Все. Но людей, которых на погранконтроле мурыжат всякими вопросами, видел великое множество раз.
Ну, и есть таблички, вывешенные на будках погранконтроля при выезде по-русски и по-английски: предъявите паспорт и посадочный талон. Посадочный, по моей памяти, смотрят не всегда. В крайние пару раз смотрели внимательно.

О, только сейчас обратил внимание, что дискуссия перенесена в новую тему. Так ответ на вопрос "Что отвечать/показывать?" тривиален: отвечать правдиво на все вопросы, показывать все, что потребуют.

Fort писал(а) 18 авг 2013, 09:23: Так ответ на вопрос "Что отвечать/показывать?" тривиален: отвечать правдиво на все вопросы, показывать все, что потребуют.

Да, да! Помнится уже после погранконтроля Порт Кавказ подошел такой красавец (паспорт уже проштамповали пограничницы) и начал интересоваться не только целью поездки, а местом работы, домашним адресом и т.д. После вопроса о деятельности компании был, грубо говоря, мягко послан. Только после этого вопросы ко мне закончились.

Если бы задавал вопросы о количестве сексуальных партнеров, тоже "имеет право"? И показывать прям все-все-все?

А вот что действительно считаю большим "+" - украинцам паспорта в родных аэропортах не штампуют, штамп о пересечении границы ставят на посадочный талон. Так что ничего не имею против его предоставления пограничнику.

вечный отпускник писал(а): Еще раз повторяю, на паспортном контроле работает сотрудник ФСБ, а не военнослужащий погранвойск.
Специально уточнял причину изменения формы при прохождении контроля на одном из КПП.

Paloma писал(а) 18 авг 2013, 10:25: Если бы задавал вопросы о количестве сексуальных партнеров, тоже "имеет право"? И показывать прям все-все-все?

Утрировать-то не надо. Хотя теоретически, если уж совсем-совсем припрет, расскажете и о количестве (и даже о качестве) сексуальных партнеров, и покажете "прям все-все-все".

Наш правовой нигилизм порой просто потрясает. Насмотрелся красавцев, по дороге от Питера до границы с Финляндией низэнько-низэнько летящих на машине над землей и вытворяющих на дороге черт-те что, а в Финляндии неимоверно тупящих, едущих по знакам точно по спидометру. Им подобные чувствуют себя чуть ли не королями в общении с нашими пограничниками, а финнам с угодливой улыбкой разве что анус не вылизывают. К этому же могу отнести и раболепное распахивание крышки багажника, если вдруг финны начинают проверку с первой стоящей в цепочке машины.
К чему это я. А, тут кто-то гордился своим достаточно вольным отношением к нашим пограничникам, на что было рекомендовано их потроллить, типа не выездные вы, бедолаги, и посмотреть на результат. Могу предложить вариант попроще и поэффективней - попробовать таким смельчакам, в частности, Kille , повести себя с импортными погранцами так, как, по их словам, они ведут себя с нашими. Гарантирую удивительный результат. В том смысле, что они будут удивлены. И вряд ли приятно.

000

Безусловно, первое место по "приставучести" к туристам держит Великобритания. Впервые я оказался в этой стране в 2007 году, следуя транзитом в Марокко. Надо было переночевать рядом с аэропортом Станстед и утром улететь в Касабланку. На паспортном контроле прицепился пограничник индо-пакистанец, что-то в этом духе. Ниже мы еще затронем вопрос поведения чиновников из нац-меньшинств, которые всеми силами пытаются показать что они "свои", а вовсе не недавние мигранты. В принципе вопросы были стандартные, но их было очень много:

-Цель визита? Транзит? Покажите билеты в Марокко.
-Где будете ночевать в Великобритании? Бронь отеля покажите.
-Сколько денег при себе? (поверили словам, наличность показывать не пришлось).
-Почему вы так много ездите? Печать некуда поставить. В следующий раз не впущу в страну.
-Вы журналист? Нет? А почему так много ездите? Просто турист? А кем работаете?

1

Канада, пограничный пункт на трассе из Бостона в Монреаль

Все вопросы были предсказуемы, кроме одного. Они спросили, почему я впервые въехал в США всего 2 недели назад, но уже успел 4 раза выехать из США и въехать обратно? Подчеркну, это Канада, а вовсе не США, если бы такой вопрос задали американцы - было бы понятно. Отвечаю, что из США удобно путешествовать в Центральную Америку, вот и использую Нью-Йорк как базу. Спросили, что у меня в Центральной Америке, друзья? Отвечаю, что просто путешествую. Те внимательно листают паспорт. Спрашивают, а в Сальвадоре тоже путешествовали? Отвечаю, что да и начинаю улыбаться, кажется мне понятно к чему они клонят - наркотрафик. Раз я многократно ездил в Мексику - Сальвадор - Никарагуа, то значит я наркобарон, или в крайнем случае провожу в желудке героин. Ну, по крайней мере такие сценарии нам с вами известны из кинофильмов.

Пограничник спрашивает, чего смешного? Я ему честно отвечаю, что догадываюсь, что сейчас будет личный обыск на предмет наркотиков. С чего вы взяли, тот спрашивает? Отвечаю, что это было предсказуемо, мол, раз человек часто бывает в Центральной Америке - значит среднестатистический пограничник будет подозревать такого туриста в наркотрафике. Тот ответил, что дело совсем в другом. Он спросил: "Это точно ваш паспорт? Где вы его получали?". Отвечаю, что паспорт мой, получал там-то. После этого тот поставил мне печать о въезде и добавил: "Не надо за офицера думать, мы без вас знаем какие вопросы задавать и кому" -

2

Великобритания, аэропорт Лютон

Три года спустя после первого посещения Великобритании, я оказался в этой стране вновь. На этот раз прилетел в аэропорт Лютон. И снова транзитом, летел в Португалию. Полагал, что раз я уже "проверен" тремя годами раньше в Станстеде, то особо цепляться не будут. Ошибка! Наиболее подозрителен тот, кто не вызывает подозрений. Вопросы сыпались как из рога изобилия. Но это все ерунда в сравнении с тем, что ждало мою попутчицу, которую не хотели впускать в страну на 24-часовой транзит, хотя все ее документы и билеты были в норме.

Моя спутница добиралась до Лондона через центральную Европу, и в Лондоне мы встречались. Итак, наступает день "Икс", и я стою в очереди на проверку безопасности в аэропорту. Звонок на мой сотовый. Это моя спутница, и ее отказываются сажать на рейс в Лондон, мотивируя это тем, что у нее нет британской визы. Она пыталась обьяснять, что россиян впускают до 24 часов в Великобританию при условии транзита в третью страну и наличия визы этой страны и билетов. Все это у нее в наличии. Но представители авиакомпании в Германии утверждают, что все не так. И сажать на рейс отказываются. Вот же чертовщина! Прошу девушку передать трубку супервайзеру Изиджета на месте. Она передает.

Голос с сильным немецким прононсом обьясняет мне, что он знает про 24 часа в Лондоне для россиян, но это касается регулярных рейсов (приводит в качестве примера Люфтганзу, мол, если бы у девушки был билет Дюссельдорф - Лондон - Лиссабон, то все нормально, а так, при двух билетах Дюссельдорф - Лондон и Лондон - Лиссабон это уже не транзит), а не лоукостов у которых нет понятия транзита. Я ему объясняю, что он путает иммиграционные правила Великобритании с правилами перевозки пассажиров авиакомпании Изиджет. Говорю, что абсолютно неважно на какой авиакомпании россиянин прилетает в Лондон и на какой он оттуда летит дальше. Но тот упёрся и с немецким упрямством твердит, что это я не понимаю законов, а не он. Тогда я прошу его выдать девушке бумагу об отказе в посадке на рейс по причине того, что это "не транзит". Тот спрашивает - зачем? Отвечаю, что я адвокат специализирующийся на исках к авиаперевозчикам (выдумал сходу), и надеюсь получить с Изиджета хорошие деньги. И добавляю, что представлю на суд письмо об отказе в посадке и документ из консульства Великобритании о правилах транзита на срок до 24 часов.

Немецкий супервайзер немного смутился, и стал мне говорить, что у него нет ничего личного против граждан России, он просто выполняет свои обязанности. На что я ему говорю, что он не умеет читать правила, и если бы он заглянул в Тиматик (с которым работают все авиакомпании), то данный разговор был бы абсолютно излишен. Он обещает посмотреть Тиматик, и я жду на проводе. Проходит минута, и он говорит несколько смущенно "Ну да, в чем-то вы правы, но поймите меня, русские это проблемные пассажиры, у него будут проблемы если девушку развернут в Лондоне". Такое дикое откровение немца меня просто взбесило, но стараясь оставаться спокойным отвечаю, что Изиджет обязан выполнять свои обязательства по договору перевозки, а действия британских властей в отношении туристов из России - не касаются авиакомпании. Тот отвечает, что хорошо, он разрешит девушке лететь. И добавляет "В качестве исключения".

3

Ирландия, аэропорт Дублин

Все бы отлично, но попался на паспортном контроле очень нервный пограничник, мол ни одной свободной страницы нет в моем паспорте, это. "неуважительно по отношению к офицеру". Минут 7 сидел и ворчал, непонятно чем занимался, паспорт мой отложил в сторону и что-то смотрел в компе с оскорбленной физиономией. Потом поставил печать и от руки дописал "5 days" (попросил у меня обратные билеты, посчитал сколько дней между прилетом и вылетом), я ему говорю, вы зачем это написали, у меня же 6 дней, да и вообще имею право 90 дней находится без визы. Он посчитал, говорит, да, и вправду 6 получается, ошибся. Но это неважно 5 или 6, говорит он мне. Вот же идиот. Впрочем, я вспомнил, что все равно на вылете из Ирландии контроля нет, пусть хоть полчаса записывает.

5

Великобритания, аэропорт Ливерпуль

Полагал, что третий мой визит в Соединенное Королевство пройдет без допросов с пристрастием. Но нет! В этот третий раз докапывались больше, чем в два предыдущих вместе взятые. Помимо стандартных вопросов о цели визита и обратных билетах было еще следующее:

-Почему вы прилетели именно в Ливерпуль? Прилетели из Вильнюса? А чем вы занимаетесь в Вильнюсе?
-У вас есть литовский паспорт? Нет? Вы где родились?
-Вы журналист? Много ездите (листает паспорт), паспорт полный, хотя выдан полгода назад.
-Почему именно остров Мэн?
-Куда потом летите? Да, я билеты вижу, вы назад в Литву. А из Литвы куда?

Голову морочили минут семь, потом поставили печать -

9

Великобритания, аэропорт Хитроу

Поняв, что хоть ты 100 раз приезжал в эту страну - ни капли доверия в глазах пограничника не заработаешь, я уже готов давать отповедь зачем, куда, почему. В руках файлик с обратными билетами, отелем и прочей макулатурой. Но вдруг случилось чудо и мне не задали ни одного вопроса. Молча печать и "Welcome" -

8

Великобритания, аэропорт Гатвик

Рано расслабился двумя неделями раньше в Хитроу. Опять задавали вопросы, хотя и без необходимости доставать из рюкзака брони отелей и прочее - поверили на слово. В принципе, вопросов было всего два: цель визита и на какой срок. Шлепнули стандартную печать на 6 месяцев -

7

Латвия, аэропорт Риги

Давно замечено, что самые проблемные чинуши это те, кто ощущает себя человеком второго сорта в своей собственной стране. Известно, что быть русскоязычным не в моде в современном Прибалтике. Печальное явление, на мой взгляд. Но находятся те русскоязычные люди, которые всеми силами пытаются показать латышам "Ребята, я такой же как вы, я почти латыш, только фамилия подкачала и акцент". Поясню, о чем речь. Я прилетал в Ригу за последние годы раз 15. На паспортном контроле никогда не задавали ни единого вопроса. Во все предыдущие приезды пограничники были во всех случаях с латышскими фамилиями. В этот раз был некто "Olegs Smirnovs" (имя выдуманное), который говорил со мной строго по-английски (нет проблем, если бы он сам еще в достаточно мере знал английский). Зачем-то прицепился и задавал кучу вопросов:

-Цель приезда в Латвию?
-На какое время приехали?
-Где будете жить?
-Покажите бронь отеля!
-Покажите обратные билеты!
-Денег сколько при себе?
-Куда потом едете после Латвии?
-Где живете?
-А почему место рождения указано USSR?

Апогеем стал следующий вопрос: "-Интересно, у вас есть все документы, специально что ли для контроля подготовили?". На что я ему ответил на русском (до этого общались на английском): "-Уважаемый, предлагаю на этом наш разговор закончить и позвать начальника смены. Вы явно меня пытаетесь оскорбить и этот факт мы зафиксируем протоколом". После этого Олегс Смирновс резко потерял ко мне интерес, поставил печать о вьезде и позвал следующего пассажира -

10

Азербайджан, граница с Грузией в Лагодехи/Белоканы

С грузинами все быстро и легко. Затем иду пешком через пограничный мост и попадаю в Азербайджан. Там все не так, как в Грузии. Там царил отменный Совок в лучших традициях: вместо улыбчивых грузинских полицейских в красивой форме - хмурые автоматчики в советских шапках-ушанках, а вместо многочисленных табличек "Дача взятки карается 7 годами тюрьмы" - портреты отца и сына Алиевых. Очень строгий и неприветливый человек в штатском сказал "Паспорт". Протягиваю. Он долго его изучает, тщательно рассматривая каждую страничку. Зачем-то скребет ногтем грузинскую визу (в ту пору с российским паспортом требовалась виза), очевидно, полагая, что я ее нарисовал в Фотошопе прямо на пограничном мосту. Затем что-то мне говорит на азербайджанском. Я отвечаю, что к сожалению, азербайджанским не владею, спрашиваю в свою очередь: "Do you speak english?", мало ли, вдруг человек русский не знает. Тот усмехается и говорит мне на чистейшем русском: "-Я вас на армянском спросил вообще-то". Ух ты, неужели армянин служит в азербайджанской госбезопасности? Фантастика. Спрашиваю его: "-Извините, а вы армянин?". У того глаза на лоб полезли: "-Что?? Я - армянин? С чего вы взяли? Я - азербайджанец". Тогда я спрашиваю, так чего же вы со мной на армянском разговариваете? Тот прервал меня: "-Так, хватит болтать, если спрашиваю - значит так надо".

20 секретов, которые работники аэропортов не рассказывают пассажирам. С момента входа в здание аэропорта и до посадки несколько часов путешественники и багаж находятся под неусыпным контролем. Все предполетные процедуры сейчас представляют собой компромисс между безопасностью и скоростью обработки данных пассажиров.

20 секретов, которые работники аэропортов не рассказывают пассажирам

20 секретов, которые работники аэропортов не рассказывают пассажирам

20 секретов, которые работники аэропортов не рассказывают пассажирам

Безопасность

  • Тепловизор позволяет определить человека с повышенной температурой непосредственно в движущемся потоке.
  • С помощью теплового сканера следят за температурой тела, чтобы не допускать больных пассажиров на борт.

Особенно тщательно контроль осуществляется во время вспышек гриппа. Прибор определяет температуру тела человека на расстоянии до 10 м с точностью до 0,1°.

В некоторых аэропортах работают профайлеры — специалисты, которые обращают внимание на

  • жесты
  • мимику
  • особенности поведения пассажиров

и на основе этого выявляют потенциально опасных.

Сканеры, предназначенные для досмотра граждан, абсолютно безопасны.

20 секретов, которые работники аэропортов не рассказывают пассажирам

Больничный рентген-аппарат выдает около 600 микрозивертов, а современные сканеры для досмотра не превышают порог 0,5 микрозиверта.

Кадры видеонаблюдения из зала обрабатывает компьютерная программа, способная оценить психоэмоциональное состояние и преобразовать малейшие движения человека в цветовые индикаторы

  • много зеленого — пассажир безопасен
  • больше красного — повод остановить его для проверки.

Пластиковые лотки в зоне досмотра

Ученые выявили в пробах, взятых с них, 10 различных респираторных вирусов, среди которых вирус

  • гриппа А и больше 100 патогенных микроорганизмов.

Для служб безопасности одними из самых подозрительных предметов одежды и поводом для дополнительной проверки могут стать

  • свободные брюки карго с накладными карманами
  • длинные юбки или платья.

Службу безопасности также точно напряжет

Это часть профайлинга — метод проверки поведения для выявления подозрительных людей

  • Если вы отреагируете слишком резко или ответите неуверенно, это станет поводом для дополнительного контроля.
  • Если вы не сделали ничего противозаконного, а просто разнервничались из-за всех подозрений и проверок, признайтесь в этом сотруднику. После этого он с большей вероятностью посчитает вас менее подозрительным и даже, может быть, успокоит.
  • Чтобы не привлекать к себе внимания службы безопасности, лучше обойтись без заколок-невидимок для волос.
  • Если их будет слишком много, металлодетектор среагирует, как и на крупные металлические браслеты и ожерелья.

Подозрительных лиц отправляют на спецдосмотр со сканером, который просвечивает буквально насквозь, до внутренних органов.

Раньше сканеры выдавали еще и анатомически подробную картинку, но теперь можно не беспокоиться

  • современные аппараты показывают контролеру только посторонние предметы и прячут не интересные ему рельефы тела.

Если вы попробуете пронести что-то запрещенное, то не сможете забрать предмет обратно.

Изъятыми вещами распоряжается служба авиационной безопасности. Часть утилизируют, иногда продают с аукциона.

  • Чтобы избежать ошибок, сотрудники службы безопасности обычно меняют свои позиции каждые 30 минут.

Они не будут подолгу заниматься сканированием, проверкой билетов, так как слишком долгое выполнение одной и той же монотонной операции может привести к тому, что в системе безопасности что-то упустят. Такое переключение позволяет агентам быть в тонусе.

Сотрудники службы безопасности не только используют официальные кодовые слова, но и изобретают свои. Например

Прямо перед входом в контрольно-пропускной пункт агент службы безопасности аэропорта может пометить ваш посадочный талон специальным знаком, чтобы сообщить другим сотрудникам о том, что вы должны пройти дополнительную проверку

  • Оранжевым цветом обозначаются ткань и вода
  • зеленым — металлические элементы
  • синим — электронные устройства.
  • Она блокирует рентгеновские лучи, а потому кажется лишь темным пятном на экране контролера. Вас попросят открыть сумку и показать упакованную вещь.

Животные, работающие в аэропорту, это своего рода собачий спецназ, поскольку там тяжелейшие условия службы

  • большое скопление людей
  • постоянный шум
  • обилие запахов.

Такие собаки ищут

  • не только запрещенные вещества
  • но и крупные пачки денежных купюр
  • изделия животного происхождения, которые могут оказаться контрабандой.

Собака, которая заподозрит неладное, не будет громко лаять, пугая окружающих.

  • Она использует тонкий язык тела, например может вилять хвостом, чтобы сообщить об угрозе. Таким образом, когда обнаружен подозрительный запах, у кинологов есть время подать сигнал, не вызывая подозрений потенциально опасного путешественника.

В конце досматриваемого рейса собаке необходимо поощрение.

  • Для того закладывают специальный тренировочный багаж, в котором находится имитатор запаха запрещенного вещества. Когда пес его находит, он получает любимую игрушку. Это необходимо, чтобы у животного не пропадал интерес к работе. Для служб безопасности аэропорта очень важно, чтобы собака постоянно была в тонусе. Для этого по зданию периодически прохаживается человек с имитатором запаха. Если собака учуяла что-то подозрительное, она подает знак кинологу.

Специально для работы в здании аэропорта выводят целые породы.

20 секретов, которые работники аэропортов не рассказывают пассажирам

20 секретов

зал ожидания

Багаж

20 секретов, которые работники аэропортов не рассказывают пассажирам

По данным компании SITA, международного IT-провайдера индустрии, которая следит за перевозками багажа, общее число утерянных чемоданов уменьшилось с 46,9 млн в 2007 году до 24,8 млн в 2018 году. И это в то время, когда количество пассажиров самолетов увеличилось практически вдвое.

  • Если ваш чемодан показался подозрительным и его открывали, на него должны повесить специальную наклейку, в которой будет указано, что ваш багаж подвергся дополнительному досмотру.
  • Прежде чем попасть в самолет, ваш багаж пройдет сканирование интроскопом. Подозрительные сумки подвергаются 4 дополнительным проверкам. В том числе с помощью компьютерного томографа и дифракционной установки.
  • Часто, несмотря на наличие современных устройств, ручную кладь досматривают люди. Это связано с тем, что многие вещества трудно отличить друг от друга при сканировании. Например, музыкальные поздравительные открытки на сканерах похожи на бомбы. А мед или большой круг сыра могут выглядеть так же, как и жидкое взрывчатое вещество.
  • Грузчики в аэропорту поднимают и перекидывают до 125 тыс. сумок в год. По их мнению, наиболее вероятной причиной потери багажа является позднее прибытие в аэропорт. Вас служба безопасности проверит за полчаса, а вот на контроль чемоданов может не хватить времени, и они не попадут в самолет.
  • Если вам непременно хочется тащить тяжелый багаж или у вас просто нет выбора, оставьте бирку с весом багажа для грузчиков. Вам несложно, им приятно. Больше всего грузчиков в аэропорту раздражают переполненные чемоданы, под завязку набитые вещами.
  • Часто при транспортировке молния расходится и вещи вываливаются, обратно их утрамбовывают уже грузчики. Хуже этого только жидкости в маленьких боковых карманах. Они вытекают, раздавленные, обливая еще и соседний багаж.
  • У клади с удобными ручками больше шансов остаться целой и невредимой. В идеале ручки должны быть сверху и снизу. Такие сумки грузчики берут первыми и аккуратно перекладывают в багажный отсек.
  • Еще один способ уберечь багаж — не делать его слишком тяжелым. Лучше взять 2 чемодана поменьше, чем 1 тяжелый. Большинство сумок, которые повреждают при погрузке, весят более 20 кг.

20 секретов, которые работники аэропортов не рассказывают пассажирам

Диспетчерская

На диспетчерской вышке есть несколько рабочих мест

  • управляющего наземным движением на поле
  • управляющего посадкой и взлетом
  • отслеживающего промежутки между землей и подходами.

У каждого своя зона. Для того чтобы объекты не врезались друг в друга, все должны общаться между собой. За действиями диспетчеров следят

  • старший смены, который контролирует нагрузку и адекватность команд,
  • и руководитель полетов.

Несмотря на наличие специального оборудования, все диспетчеры обучаются и метеорологии.

Если машина даст сбой, они выясняют направление и скорость ветра с помощью ветроуказателя. А для того чтобы определить уровень видимости, диспетчеры смотрят на конкретные ориентиры

  • соседние здания
  • водонапорные башни
  • вышки сотовой связи.

Если в диспетчерской ломается радио, сотрудник из башни направляет зеленый луч на кабину, давая понять, что самолет может приземлиться.

20 секретов, которые работники аэропортов не рассказывают пассажирам

Если же на взлетно-посадочной полосе есть помехи, сигнал меняют на мигающий красный, и пилот понимает, что посадка небезопасна.

Один борт ведут десятки диспетчеров.

Кажется, что в небе очень много места, но это не так: оно словно соты разделено на участки, и на каждом из них есть свои трассы и перекрестки. В воздушном пространстве огромное количество трасс, в зависимости от их длины и количества пересечений все небо разделено на сектора разной длины. К примеру, если самолет летит из Внуково в Калугу, его ведут 7 человек.

20 секретов, которые работники аэропортов не рассказывают пассажирам

Диспетчер должен тренировать голос

  • В обычной жизни он может говорить тихо и невнятно. Но на работе его голос меняется так же, как диктора перед камерой. Это необходимо, чтобы информация, которую диспетчеры передают по радио, была ясна и понятна.

Право выбора языка общения возложено на диспетчера. Но, если экипаж российской авиакомпании заговорит по-английски, то на том же языке ему ответит и диспетчер.

Есть нормы, согласно которым все используют стандартные фразы. Однако диспетчеры признаются, что бывают случаи, когда необходимо отступить от правил и употребить бытовые выражения.

  • когда один самолет начинает разбег, а другой принимает решение уйти на 2-й круг.

В такой ситуации главное для диспетчера — быстро отреагировать и отвернуть в сторону борт, уходящий на 2-й круг, поскольку его скорость больше.

Каждые 2 часа диспетчер обязан отдыхать. В среднем выходит 20 минут. Для отдыха есть специальная комната с диванами и телевизором. Можно

  • пойти выпить кофе
  • полежать
  • поговорить по телефону
  • погулять
  • почитать.

В здании есть и тренажерный зал, но не рекомендуется пользоваться им во время работы.

20 секретов, которые работники аэропортов не рассказывают пассажирам. Аэропорт будущего

Роботы-гиды аэропорта Инчхон после сканирования посадочного талона сопровождают потерявшегося или опаздывающего путешественника к выходу на посадку.

Недавно презентовали платформу, которая может обнаружить взрывчатку, спрятанную в обуви людей, стоящих в очереди на проверку безопасности.

Сканер обуви использует сетку чувствительных электродов для анализа обуви и ее содержимого.

Идет работа над объединением искусственного интеллекта с более чувствительной версией сканеров миллиметровых волн, которые уже используются в аэропортах.

Это даст возможность пассажирам проходить сквозь сканеры с полными карманами, а службе безопасности при этом выявлять скрытые угрозы.

Пассажиров избавят от необходимости убирать электронику и жидкости из сумок во время проверок безопасности.

Искусственный интеллект

  • сможет анализировать, как выглядит типичный ноутбук
  • распознает, был ли он изменен таким образом, чтобы содержать материалы, которые система никогда не видела ни в одном другом ноутбуке ранее.

Разработан экологически чистый вариант традиционного подноса для еды.

  • Основа изготовлена из кофейных зерен
  • салатник — из прессованного бананового листа
  • а ложка и вилка — из кокосового дерева. Дешевого и легкодоступного материала.

Придумана система под названием MagRay, основанная на технологии сканирования, разработанной для медицинских применений.

  • Это сочетание рентгеновских лучей и ядерного магнитного резонанса, которое используется в МРТ-сканировании. Два метода объединили, чтобы быстро отличить обычные жидкости от опасных.

Роботы смогут принимать багаж пассажиров прямо у входа.

Такой робот, разработанный SITA, тестирует, например, аэропорт в Женеве. Устройство позволяет пассажиру самостоятельно

  • отсканировать свои посадочные талоны
  • положить сумки в грузовой отсек робота
  • прикрепить на них напечатанные роботом бирки.

Роботизированный терминал открылся в аэропорту Сингапура. Пассажирам доступны

Читайте также: