Почему моральные и правовые оценки поступка человека могут быть противоположными

Обновлено: 07.07.2024

Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка - это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека - единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.

В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы - это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, т. е. присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организации). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тя жести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы - Десять заповедей, сформулированные в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы - одна из форм выражения нравственных требовании, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношении между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм - признание человека высшей ценностью; альтруизм - бескорыстное служение ближнему; милосердие сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм - сознательное стремление со действовать общему благу; отказ от индивидуализма противопоставления индивида обществу, всякой социальности и эгоизма - предпочтения собственных интересов интересам всех других.

Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы - понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Кант характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, "божественного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

§ 2. Мораль и право

Соотношение морали и права - один из важных аспектов изучения этих социальных явлений, представляющий особый интерес для юристов. Ему посвящен ряд специальных работ. Мы коснемся здесь лишь отдельных принципиальных выводов, существенных для рассмотрения последующих вопросов

Мораль относится к числу основных типов нормативного регулирования деятельности, поведения человека Она обеспечивает подчинение деятельности людей единым общесоциальным законам Мораль выполняет эту функцию совместно с другими формами общественной дисциплины, направленными на обеспечение усвоения и выполнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии и взаимопереплетении.

Мораль и право - необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам.

Мораль и право выполняют единую социальную функцию регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).

Нормативность - свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регулирования во многом совпадают. Но регулирование их осуществляется специфическими для каждого из регуляторов средствами. Единство общественных отношений "с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем".

📌 Правовая оценка даётся на основе правовых норм.

Она опирается на законы или иные нормативные правовые акты; в ней выражается отношение государства к совершаемым поступкам, признание их соответствующими или не соответствующими нормам права.

📌 Моральная оценка — это одобрение или осуждение деятельности человека с позиций моральных принципов и требований.

Моральная оценка опирается на понимание добра и зла.

🔎 Право — это понятие юриспруденции, один из видов регуляторов общественных отношений; СИСТЕМА ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫХ, формально-определённых, принимаемых в установленном порядке гарантированных государством ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ, которые регулируют общественные отношения.

🔎 Мораль — это совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде.

Мораль держится на трех китах:

🔺 Традиции, обычаи, нравы
🔺 Сила общественного мнения
🔺 Сознательность каждой отдельной личности

Сходство морали и права

Рассмотрим ситуацию, когда моральная и правовая оценки совпадают.

Человек, нарушивший указанные нормы закона и наказанный государством за это, одновременно подвергается моральному осуждению.

Сходства морали и права

🔸 В системе социальных норм выступают универсальными и оказывающими действие на все общество в целом.
🔸 Имеют один объект регулирования — общественные отношения.
🔸 Обладают общей целью — регулированием людским поведением.
🔸 Определяют строгие границы свободы личности.
🔸 Считаются достижением культур и цивилизации.
🔸 Основываются на одних и тех же духовных и социально-экономических отношениях.
🔸 Исходят от общества.

Различия морали и права

Правовая и моральная оценки поступков могут не совпадать. Рассмотрим пример.

Такое поведение взрослого здорового мужчины вызывает моральное осуждение. Можно попытаться воззвать к его совести, гордости, пробудить у него чувства стыда, раскаяния. Но никаких мер юридического характера к нему применено быть не может. Его поведение противоречит нравственным ценностям, но не является нарушением норм права. Интересно, что в законодательстве СССР было предусмотрено наказание за тунеядство.

Различия морали и права

🔺 Происхождение (мораль появляется вместе с обществом, а право — вместе с государством).
🔺 Форма выражения (мораль содержится в сознании общества, а право – в в письменной форме).
🔺 Время введения в действие (моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, нормы права — в точно установленный срок).
🔺 Способ обеспечения (моральные нормы обеспечиваются мерами социального воздействия, а правовые — мерами воздействия государства).
🔺 Критерии оценки (моральные нормы регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, а правовые — с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного).


📌 2. Правомерное поведение и поощрение

🔎 Правомерное поведение — это поведение, которое соответствует правовым нормам и не нарушает их.

Виды правомерного поведения

Необходимое (желательное)

Пример: поведение сопровождающееся неукоснительным соблюдением всех правовых норм:

  • работник и работодатель заключают трудовой договор в полном соответствии с нормами права;
  • водитель, управляющий автотранспортным средством, соблюдает правила дорожного движения и т. п.

Социально допустимое

Пример: нежелательные, но социально допустимые явления.

  • неучастие граждан в голосовании, расторжение брака и т. п.

📝 РАБОТА С ТЕКСТОМ


Правомерное поведение должно быть нормой для абсолютного большинства населения. В противном случае (массовое нарушение правовых норм) стабильная жизнь общества была бы невозможна.

Наиболее желательно для общества и любой социальной группы, чтобы все вели себя в соответствии с предписаниями права, поэтому правомерное поведение поощряется.

🔎 Поощрение — это положительное оценивание поведения человека, которое может принимать различные формы. Рассмотрим это на примере трудовых правоотношений.

Для каждого работника самая важная награда за его труд — достойная и своевременно выплаченная заработная плата. Но это его право, установленное Трудовым кодексом РФ. К не менее значимым относят иные материальные и моральные меры поощрения за успехи в труде. Их правильное использование позволяет обеспечить трудовую дисциплину и поддерживать её на должном уровне.


Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

Иногда высказывается мнение, согласно которому проблемы этики можно значительно упростить или вовсе устранить, если перевести их в правовую плоскость. Однако большинство специалистов считают, что необходимо все же проводить различие между правом и моралью, между правовой и моральной оценкой каких-либо событий, между правовыми и моральными суждениями.

Существовали законы против неприличия, лжеверия, непочтительности, чревоугодия, неблагоразумия и др. — таким образом государство устанавливало предварительную цензуру над поведением своих подданных, что означало законодательно оформленное недоверие к каждому человеку.

Недоверие к человеку, указывает Э.Ю. Соловьев, в рамках традиционного понимания права может доводиться до следующего парадокса: опекая и заботливо принуждая членов общества, государственная власть лишь удовлетворяет их естественное право на защиту от их же собственного безволия, непредусмотрительности и порочности.

1. Хотя право непосредственно занимается регулированием отношений морали (доверия, любви, равенства, достоинства, свободы, власти, ответственности, статуса и т.д.), его нельзя рассматривать как отражение и воплощение моральных стандартов общества.

Законопослушный человек отнюдь не обязательно является высоконравственным и добродетельным, а правовое закрепление какого-либо порядка не оправдывает его с моральной точки зрения. Человек, признанный по закону виновным, не обязательно является виновным и с моральной точки зрения. Признание или непризнание его виновным с моральной точки зрения зависит от морального принятия или легитимности тех законов, на основании которых судят данного человека.

Произвол государственной власти во время Второй мировой войны вызвал естественное стремление народов к созданию свода правил, которые бы ограничивали этот произвол и служили нравственным обоснованием действиям борцов против него.

Международным сообществом были разработаны и приняты документы, цель которых состоит в том, чтобы защитить индивида, оградить человеческое достоинство от незаслуженных унижений, гарантировать права личности и по возможности не допустить насилия над индивидом. Это Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и др.

3. Не все то, что аморально, можно объявлять незаконным. Если, например, считается общепринятым, что лгать безнравственно, то это не значит, что необходимо принять закон, запрещающий всякую ложь. Такой закон оказался бы невыполнимым.

4. Произвол корпораций. В ряде случаев возникает острая потребность укрепить защиту личности, прав и свобод граждан (мораль) через правосудие (право). В настоящее время эта потребность все чаще возникает в связи с произволом корпораций, который может выражаться в эксплуатации людей, в дискриминации по признаку пола, национальности, расы, социального положения и т.д., в принуждении сотрудников совершать неэтичные поступки ради блага корпораций (например, скрывать неблаговидную деятельность корпорации, производство опасной продукции, коррупцию и др.).

Узко корпоративные (эгоистичные) интересы присущи также и различным органам государственной власти. Используя свои властные полномочия, данные социальные структуры могут в своих притязаниях на долю общественного продукта (корпоративная мораль) использовать собственные властные полномочия (право), и это иногда приводит к тому, что отдельные сферы деятельности аппарата государственного управления целиком выпадают из-под контроля общегражданской юстиции (право). Поэтому связанность государственных учреждений законом (право) является наиболее действенной гарантией от злоупотреблений властью (корпоративная мораль).

На основе приведенных выше аргументов можно сделать следующее заключение: не все то морально, что законно, и не все то аморально, что незаконно.

Мораль и право: чем различаются и где пересекаются

Различия между моралью и правом специалисты в области этики и юриспруденции объясняют рядом факторов.

Право регулирует отношения в ограниченном социальном пространстве и в ограниченных временных рамках —только сегодняшние отношения между людьми. Право всегда несколько запаздывает: в общественной практике должно накопиться определенное количество коллизий, в результате чего возникает потребность их правового урегулирования. Поэтому между моментом обнаружения вредности применяемой практики и разработкой и принятием того или иного закона, объявляющего данную практику незаконной, существует временной интервал, иногда значительный.

Моральное регулирование отношений не ограничено во времени. Моральному одобрению или осуждению подвергаются люди, социальные институты, идеи, государства, народы, существующие в настоящее время и существовавшие сотни лет назад. Мораль также способна регулировать отношения людей, которые только еще будут жить на Земле. Многие люди, живущие сейчас, руководствуются моральными принципами, направленными в будущее — на сохранение всего живого на планете, на охрану окружающей среды и природных ресурсов ради будущих поколений.

Мораль регулирует отношения, опираясь, прежде всего, на традиции, привычки, обычаи, силу общественного мнения. Мораль — это всегда свободный, добровольный выбор формы поведения или поступка, который не всегда определяется рациональными соображениями. В моральном выборе большую роль играют эмоции, чувства любви, заботы, смирения, служения, альтруизма, дружбы, уважения, верности, преданности, самоотверженности, религиозные чувства и принципы. Мораль обращается к внутреннему миру человека, в то время как право интересуют только поступки людей в рамках жизни общества.

Согласно логике морального языка, частное моральное повеление обосновывается при помощи ссылки на общую норму; в свою очередь, общая норма обосновывается через принцип, а моральные принципы — в рамках целой системы моральных представлений и других принципов. Обоснование (оправдание) самой системы моральных представлений осуществляется за ее пределами, путем обращения к социальной практике и другим нормативным системам (права, политики, государственного устройства).

Право не может обойтись без гибких понятий морального языка, потому что оно предназначено, для того чтобы обеспечивать равновесие между юридическим порядком и социальной средой, подчинять ему живую социальную жизнь. Поэтому оно должно быть способно воспроизводить пластичные формы реальной жизни и может сделать это только благодаря существованию определений с широким значением, которые могут охватить сразу все известные и неизвестные случаи и предложить для них соответствующую трактовку.

Например, в настоящее время не принято морально осуждать как убийцу того, кто:

Следующая процедура обоснования морального принципа — подбор нужных аргументов. Наиболее эффективными аргументами при обосновании моральных принципов являются:

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

moral.infotaste.com

Motiv

Все люди делятся на 2 типа. Первым будет тот тип людей, у которых сильно выражено чувство совести. Их легко найти среди других людей. Они ответственные, внимательные, доброжелательны, им свойственно сильное чувство морали. Данный тип людей ведет себя максимально прилично.

Второй тип — это полная противоположность. Бессовестные люди. Такие люди если и придерживаются каких-либо принципов, то скорее всего это те, которые они сами себе придумали. Они неспособны к сочувствию, не могут разделить ни радость, ни горе с другими людьми. Зачастую они самовлюбленные. Но для таких людей есть место тоже в этом мире. В этом злом и жестоком мире, что, кстати, объясняет их отношение к нему.

По своему происхождению любой поступок является социальным, по тому, что он формировался в обществе. Так же стоит отметить, что все поступки, которые мы совершаем, оставляют след на нас. Нельзя судить о людях по их поступкам, ведь мы не знаем истинную причину тех. Или иных поступков.

Поступок – это действие, которое человек делает сознательно. Мы совершаем поступки настолько часто, что даже не замысливаемся над этим. Например, корда нас попросили о помощи. Мы можем помочь, а можем и нет. И то, и другое будет поступком.

Само по себе действие, как в прочем и бездействие, является лишь носителем поступка, его сутью же, является именно смысл и моральная сторона.

Поступок, как и любое действие человека, может носить разное значение, но его моральную сторону всегда будут оценивать по единой шкале. Любое оценивание чего-либо предпологает сравнение данной единицы с нормой. В данной ситуации правило не есть исключением. Для того, что бы прости оценивание поступка нужно сравнить его с моральными нормами, идеалом данного поведения. Есть известное высказывание, которое гласит, что любое действие способствующие моральному благу является
морально добрым.

Итак, что бы оценить поступок, обязательно нужно сложить воедино и внешнюю его сторону (непосредственно действие) и его внутреннюю (смысл данного действия).

Совершая какой-либо поступок существуют определенные условия совершения данного поступка. Они могут ему способствовать, быть нейтральными или же препятствовать. Именно зная условия совершения поступка мы можем оценить его моральную ценность. Моральная ценность поступка будет тем выше, чем тяжелее было преодоление преград и каким именно образом их преодолевали. Какие человек проявил умения, возможно волю, или даже совесть.

Так же существует и другая сторона. Поступок, который был совершен с каких-либо корыстных побуждений, который противоречит моральным нормам, будет расценен, как преступление. При этом, данный поступок будет оцениваться в зависимости от хитрости, подлости, которые было использовано при его совершении.

Так же хотелось бы сказать, что всегда, при любых обстоятельствах, более важным и морально-ценным поступком будет тот, для совершения которого был более сильный мотив. Примером может служить высокая работоспособность трудящегося, мотивированная чувством патриотизма. А вот для примером антиценного поступка может служить преступление. В данных примерах хорошо видно как результат поступка совпадает с ценностью, или же его полной бесценностью в целом.

В данной системе ценностей поступка, подавляющие большинство поступков можно расценивать, как относительно ценные и, соответственно, относительно неценные. Для данного примера можно взять поступок, который был совершен из добрых побуждений, но привел к негативным последствиям. Причиной такого исхода действия могут быть глупость совершающего поступок человека, его невнимательность, нерешительность.

Так же данную позицию модно сравнить и с поступком, который не привел к негативным последствиям, но в то же время он и не был мотивирован высокими моральными побуждениями. Как пример: человек, работающий на производстве ради личного заработка. Он эгоистично настроен на процесс, но при этом, ничего плохого не совершает.

В связи с данной ситуацией некоторые авторы предпочитают выделять в структуре поступка два результата вместо одного. Первым будет предметный результат, вторым – моральный. Это безусловно логично, ведь мы сами только что убедились, что не все поступки совершенные с добрыми намерениями будут иметь хорошее окончании и наоборот.

Подведя итоги можно сказать, что моральная оценка может быт простой и сложной. А так же если рассматривать поступок с таких сторон как его мотив и его результат, то тут нудно брать их совокупность. В противном случае оценка окажется ошибочкой. Так же стоит отметить, что сама задача оценивая очень усложняется когда мы начинаем брать во внимание обстоятельства, при которым был совершен тот или иной поступок.

Так же не стоит забыть про характер человека, его качества как личности. Во многих случаях ситуация (условия) могут невероятно сильно повлиять на сход поступка, что, в свою очередь может изменить его ценность.

Читайте также: