Какая взаимосвязь существует между преступностью несовершеннолетних

Обновлено: 03.05.2024

Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Необходимость такого выделения обусловливается особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием.

Свои особенности присущи количественной и качественной характеристикам преступности несовершеннолетних. Данная преступность по сравнению со взрослой отличается высокой степенью активности, динамичностью. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном, возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и представляют собой резерв для взрослой преступности. Между преступностью несовершеннолетних и преступностью взрослых существует тесная связь. Одной из причин преступности взрослых является преступность несовершеннолетних. Преступность взрослых уходит корнями в то время, когда личность человека только формируется, вырабатывается его жизненная ориентация, когда актуальными являются проблемы воспитания, становления личности с точки зрения направленности поведения.

Психологические особенности несовершеннолетних преступников - Психология несовершеннолетних

Психология несовершеннолетних

Нельзя забывать, что различие между несовершеннолетними и взрослыми имеет не столько количественный, сколько качественный характер. Поэтому понимание проблематики несовершеннолетних предполагает наличие специальных знаний и опыта, отличных от тех, которые необходимы при осуществлении борьбы с преступностью взрослых лиц.

Речь идет об учете возрастных особенностей несовершеннолетних, во-первых, при разработке законодательных норм, определяющих специфику их уголовной ответственности и судопроизводства по этой категории дел, и, во-вторых, при расследовании и судебном разбирательстве, реализации уголовного наказания и осуществлении всех направлений профилактики преступного поведения несовершеннолетних. Необходимо при этом знать и правильно учитывать как общие возрастные особенности несовершеннолетних, так и индивидуальные психологические характеристики конкретных подростков – правонарушителей: темперамент и характер, способности и запас знаний, потребности и интересы, уровень развития эмоционально – волевой сферы. Иными словами, следует различать возрастные особенности, которые характеризуют общие, свойственные данной возрастной группе закономерности формирования личности, и индивидуальные, относящиеся к особенностям развития отдельного лица.

Психологические особенности среднего школьного возраста

Средний школьный возраст рассматривается в возрастной психологии как весьма важный этап развития в силу того, что происходящие в этом возрасте изменения являются существенными для правильной оценки закономерностей развития в более позднем периоде. В рассматриваемый период интенсивно происходит развитие самосознания. Это выражается, прежде всего, в возникновении чувства взрослости. Сущность его состоит в том, что подросток испытывает огромное стремление к самоутверждению себя как личности равной взрослому, требует, чтобы с ним считались, уважали его мнение. Ощущая себя взрослым, подросток стремится отмежеваться от всего, что кажется ему детским.

Психология несовершеннолетних правонарушителей

Существует закономерность: рост преступности соответствует приросту или уменьшению населения подросткового возраста. Возросло количественно подростково-юношеское население страны, выросло и количество совершаемых им преступлений, и наоборот, уменьшилось численно подростково-юношеское население — уменьшилось и количество совершаемых им преступлений. Тогда пропорция остается приблизительно одинаковой, т.е. коэффициент преступности не изменяется. Сейчас же прирост преступности среди подростков и юношей значительно опережает рост подростково-юношеской популяции: преступность среди несовершеннолетних за 10 лет выросла приблизительно в два раза. А подростково-юношеское население уменьшилось на 15-20%.

При этом высок уровень латентности преступности, когда преступление совершено, но правоохранительным органам об этом неизвестно. Например, не все жертвы изнасилований, рэкета, карманных и квартирных краж, мошенничества заявляют о совершенном на них факте преступного посягательства. Причины высокого уровня латентности самые различные: характер совершенного преступного посягательства, неверие в возможности органов милиции изловить и привлечь к уголовной ответственности преступников; выбор наименьшего зла, самообвинение и т.п.

В связи с уменьшением рождаемости 14-17 лет назад в настоящее время наблюдается уменьшение численности подростково-юношеского населения (очередной демографический спад), а количество преступлений в этой среде растет. В некоторых регионах — каждое четвертое преступление совершается подростком или юношей.

Психологическая характеристика группового характера преступности несовершеннолетних

При рассмотрении особенностей преступности несовершеннолетних необходимо учитывать прочную и гибкую ее связь с молодежной модой. При этом имеют в виду преимущественно связь групповой преступности с модой на вещи (одежду, обувь, другие предметы), которые становятся объектами группового преступного посягательства. Однако это представление однобокое, неполное, поверхностное.

Молодежная мода многолика, она проявляется не только в вещно-предметной сфере, но, прежде всего, в образе жизни (поведении, проведении досуга, в занятиях спортом, межличностных отношениях, в выборе друзей, в получении образования, выборе престижной профессии и т.п.). В криминологической и социологической литературе обычно отражается только механизм связи моды с корыстными преступлениями, где объектами посягательства становятся модные вещи (одежда, обувь, стерео- и видеоаппаратура, автомотосредства, диски, драгоценности и т.п.). Это и понятно, поскольку данная связь наиболее зрима и наиболее полно отражается в материалах уголовных дел и уголовной статистике.

Криминогенные факторы преступности несовершеннолетних

1. Российские криминологи, в частности Миньковский Г.М., выделяют следующие криминогенные обстоятельства, которые играют решающую роль в формировании личности несовершеннолетних, могущих в определенной ситуации совершить преступления:

-отрицательные влияния в семье. Существенные дефекты семейного воспитания имеют место в большинстве случаев искаженного формирования личности и последующего перехода на преступный путь конкретных подростков. В 30 — 40% случаев преступлений несовершеннолетних установлено отрицательное влияние примера со стороны родителей и других старших членов семьи;

-отсутствие (временное или длящееся) родителей в кризисной ситуации возможности обеспечивать минимально необходимые потребности детей. Около 30 млн. россиян имеют доход ниже прожиточного минимума. В таких семьях порождаются настроения безнадежности, социальной зависти и озлобленности из-за тяжелого материального положения. При отсутствии социальной помощи эти обстоятельства формируют мотивацию преступлений — краж, хулиганства и т. д.;

-отрицательные влияния в ближайшем окружении — бытовом, учебном и т. п. со стороны сверстников или взрослых. Отрицательное влияние на поведение подростка может оказать наблюдение действий и ситуаций, порождающих у него неправильное представление о допустимости и безнаказанности преступных действий; наблюдение действий, свидетельствующих о разрыве между словами и поступками самих воспитателей и т. п.;

-длительное отсутствие определенных занятий у несовершеннолетних, оставивших учебу, также обусловливает возникновение антиобщественных взглядов и привычек, могущих реализоваться в ситуационных преступлениях или повлечь вхождение в преступную группу;

-проникновение в среду молодежи стандартов повседневного поведения, не совместимых с ценностными ориентаииями нашего общества (культ силы, жестокости, культ наркотиков и т. д.).

2. Наряду и во взаимодействии с указанными факторами формированию криминогенной мотивации и ее проявлению в преступности несовершеннолетних способствуют социальные факторы:

-безнадзорность как отсутствие должного контроля со стороны семьи и образовательных учреждений за поведением, связями, времяпрепровождением несовершеннолетних. Она отмечается в четырех пятых случаев преступлений несовершеннолетних;

-безнадзорность несовершеннолетних-потерпевших, содействующая созданию ситуации и поводов для преступлений;

-низкий уровень работы образовательных учреждений (формализм, нечестность, непрофессионализм, отказ от индивидуального подхода и т. д.);

-распад системы трудоустройства подростков;

-отсутствие достаточной сети клубных учреждений для подростков;

-увеличение доли детей и подростков с отставанием в интеллектуальном и волевом развитии.

В заключение хотелось бы отметить, что преступность несовершеннолетних при значительных масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению. Для этого следует постоянно совершенствовать формы и методы работы органов внутренних дел, обеспечивать должным образом их приоритетное кадровое пополнение и материально-техническое снабжение. Задача состоит прежде всего в снижении уровня преступности несовершеннолетних, недопущении разлагающего влияния несовершеннолетних преступников на других подростков и пополнения ими рядов взрослых преступников-рецидивистов. В решении этой и других задач важная роль принадлежит мерам общей и индивидуальной профилактики, применяемым органами внутренних дел в целях устранения причин и условий, способствующих преступлениям несовершеннолетних. Эффективность такой деятельности в значительной степени зависит от того, насколько данные меры базируются на положениях, разработанных криминологией, уголовным правом, уголовно-исполнительным правом, психологией, педагогикой.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Какая взаимосвязь существует между преступностью несовершеннолетних и правами ребенка?


Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности

вообще, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет

рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического

Необходимость такого выделения обусловливается особенностями

соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних,

а также их социальной незрелостью.

В подростковом, юношеском возрасте в

момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта,

в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или

проявиться со значительным запозданием.

Свои особенности присущи

количественной и качественной характеристикам преступности

Данная преступность по сравнению со взрослой

отличается высокой степенью активности, динамичностью.

Люди, вставшие на

путь совершения преступлений в юном, возрасте, трудно поддаются

исправлению и перевоспитанию и представляют собой резерв для взрослой

Между преступностью несовершеннолетних и преступностью

взрослых существует тесная связь.

Одной из причин преступности взрослых

является преступность несовершеннолетних.

Преступность взрослых уходит

корнями в то время, когда личность человека только формируется,

вырабатывается его жизненная ориентация, когда актуальными являются

проблемы воспитания, становления личности с точки зрения направленности


Объясните в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия?

Объясните в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия.


В чем вы видите взаимосвязь морали и права?

В чем вы видите взаимосвязь морали и права?


Докажите что между природой и обществом существует взаимосвязь?

Докажите что между природой и обществом существует взаимосвязь.


Как закон защищает права несовершеннолетних ?

Как закон защищает права несовершеннолетних ?


Какие границы возраста ребенка существуют в международных документах о правах ребенка?

Какие границы возраста ребенка существуют в международных документах о правах ребенка?


Какие границы возроста ребенка существуют в международных документах о правах ребенка ?

Какие границы возроста ребенка существуют в международных документах о правах ребенка ?


Чем грозит нарушения для несовершеннолетних или правила ?

Чем грозит нарушения для несовершеннолетних или правила ?


Объясните в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия?

Объясните в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия.


Мини - исследование "трудовое право РФ о правах несовершеннолетних"?

Мини - исследование "трудовое право РФ о правах несовершеннолетних".


Существует ли взаимосвязь гражданского общества и правого государства?

Существует ли взаимосвязь гражданского общества и правого государства.


Могу привести пару примеров гуманизма в нынешнее время, далее от них уже и пиши реферат. 1)Отмена казней людей 2) Льготы для пенсионеров и инвалидов(Раньше, например в Спарте детей с дефектами просто убивали) 3) Отмена смирительных рубашек 4) Широка..

7 основных причин подростковой преступности и пути их решения

По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2013 году рост подростковой преступности в Москве увеличился на 24,1%. При этом почти на 40% возросло количество совершенных несовершеннолетними краж, грабежей и разбоев. Чем вызван такой всплеск детской преступности и какие имеются пути его преодоления, обсудили члены Общественной палаты РФ на экстренном расширенном заседании Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, состоявшемся в середине февраля 2014 года.

Причина № 1: слабая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Под профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних понимают систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").

По данным ГУ МВД России по г. Москве, за 2013 год в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних было проведено 1884 мероприятия. В частности, в образовательных учреждениях города Москвы было прочитано свыше 15 тыс. лекций по профилактике преступлений, о вреде наркомании, токсикомании и алкоголизма. За указанный период ГУ МВД России по г. Москве совершило 5 комплексных оперативно-профилактических операций "Подросток" и 114 специализированных рейдов. В ходе мероприятий в территориальные отделы МВД России по районам г. Москвы было доставлено 13 870 несовершеннолетних, привлечено к административной ответственности 6025 родителей и 3591 подросток.

Однако не стоит забывать, что проблема профилактики правонарушений среди несовершеннолетних – это комплексная проблема, и она касается не только правоохранительных органов, но и всех субъектов профилактики (в том числе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения, органов опеки и попечительства и т.д.). "Правоохранители не обязаны воспитывать наших детей. Правоохранители – это те люди, которые могут отсигналить о проблемах, из-за которых дети оказались в трудной ситуации. Мы же перевешиваем всю ответственность за профилактику на силовые структуры. Посмотрите, у нас всегда спрос с прокуратуры, с МВД России. Конечно, МВД России курирует комиссию о профилактике правонарушений и старается что-то предпринять, но очевидно, что это не головное ведомство, которое должно так или иначе формировать политику в этой области. Мы должны выстроить систему профилактики общественных структур неправоохранительного характера", – заявила Ольга Костина, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, председатель Правления Межрегиональной правозащитной общественной организации "Сопротивление".

Причина № 2: плохая организация общественной работы с несовершеннолетними

По данным Генеральной прокуратуры РФ, около 75% несовершеннолетних, совершивших преступления в 2013 году, – учащиеся и студенты. В связи с этим представляется логичным создание в учебных заведениях специальных органов, способствующих формированию правосознания подростков и предупреждению совершения парвонарушений.

В рамках реализации плана мероприятий МВД России по выполнению Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы" во многих образовательных учреждениях созданы отряды "Юные друзья полиции". Указанные отряды имеют правоохранительную направленность и ставят основной задачей профилактику правонарушений несовершеннолетних.

Хороший опыт работы с проблемными подростками показывают созданные во многих учебных учреждениях "Службы примирения". Урегулирование спора при помощи этой службы напоминает медиацию: ученики разбирают конфликты между своими сверстниками и ребятами из младших классов. В проекте принимают участие школьники средних и старших классов, а руководит процессом социальный педагог, прошедший тренинг по восстановительной медиации. "Не акции и не лекции, а медиация должна быть первичной основой профилактики", – считает Олег Зыков, директор Института наркологического здоровья нации при Общественной палате РФ. Однако торопиться с введением обязательной "Службы примирения" в каждом учебном заведении не стоит. Нодари Хананашвили, к. ю. н., член Общественного совета города Москвы так отзывается о школьной медиации: "Было бы серьезной ошибкой, если бы мы завтра распорядились создать по всей России школьные "Службы примирения". Послезавтра у нас отчитались бы, что службы созданы, только на деле ничего не произойдет. Очень важно выстраивать эту работу осторожно, ведь это своего рода социальное садовничество, садоводство, очень аккуратное и очень тонкое".

Порой общественные формирования по работе с несовершеннолетними имеют очень серьезный профилактический эффект. Такие органы, как "Совет отцов" и "Совет бабушек" создаются в целях активизации участия родительской общественности в организации эффективной работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. В частности, "Школьный совет отцов" организует профилактическую работу с семьями, состоящими на учете. "Школьный совет бабушек" – орган общественного объединения, созданный в целях содействия семье и школе в осуществлении образовательного процесса, развития, воспитания и защиты школьников и обучающихся. Указанные органы помогают сформировать у несовершеннолетних уважение к общечеловеческим ценностям: морали, нравственности, культуре поведения.

"Советы профилактики правонарушений" в образовательных учреждениях помогают комплексно решать проблемы подростков. При работе указанных советов формируется единый подход к проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защищаются права подростков, осуществляется их социальная реабилитация, адаптация и коррекция.

Безусловно, указанные выше сообщества оказывают благотворное влияние на подростков, но основную воспитательную функцию осуществляют учителя и родители несовершеннолетних. И если государство не может заставить родителя регулярно проводить с детьми воспитательные беседы, обучить его основам нравственности и толерантности, выработать у учащегося стройкую неприязнь к преступной среде, то вменить это в обязанность образовательного учреждения – задача реальная.

Причина № 3: отсутствие воспитательной функции в системе обучения

"Система образования декларирует, что ее главная задача – учить и воспитывать, – напоминает член Общественной палаты РФ Сергей Симак. – На самом деле вся система образования в России ориентирована на дрессировку, на натаскивание на знания. Воспитание при всех многочисленных декларациях остается "под ковром". Мы неоднократно этот вопрос поднимали, но на что всегда будет ориентирован учитель и директор? На те показатели, которые у него проверяют. Что у него проверяют? ЕГЭ. Все остальное не проверяют, это не целевые показатели".

При этом будет не лишним отметить, что п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. "В школах вообще убрали систему воспитания. Закрыт вход для патриотических клубов. Никто не работает с преподавателями", – подчеркнул член Общественной палаты РФ Антон Цветков.

В отношении некоторых трудных подростков необходима организация оказания психологической помощи. "Линия со школьным психологом не выстроена, ее просто не существует, – утверждает уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович. – Посмотрите рейтинги школ – это ЕГЭ, ГИА и т. д. А ведь рейтинг школ, это не пустой звук: это гранты, дополнительные выплаты учителям и всем остальным. Мы можем много говорить красивых слов о подростке, о возрастной физиологии, но если все знают, что за это школа получает дополнительное финансирование, за это получают поощрения учителя и т. д., они и будут заниматься прежде всего предметниками. Мы можем говорить, что нужно отправлять врачей, психологов на переподготовку, но школы, которые получают на это деньги, будут отправлять математиков, учителей русского языка и литературы, потому что это обязательные экзамены. Когда мы оцениваем школы, то давайте посмотрим, что за атмосфера в этой школе, что происходит с ее детьми после обязательных занятий. Это все должно быть вписано в отчетный критерий, а не только выпускной экзамен или какой-то еще".

При проведении независимой оценки качества образования помимо мониторинга общей напряженности в школе, наличия факультативных занятий и досуговых центров не будет лишним включить оценку системы безопасности учебных заведений, ведь согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" создание безопасных условий обучения является обязанностью образовательной организации.

Причина № 4: недостаточная организация системы безопасности учебных заведений

3 февраля 2014 года в московской школе № 263 произошел трагический случай. Учащийся 10-го класса, угрожая оружием охраннику, зашел в кабинет на первом этаже, в котором шел урок географии, захватил в заложники своих одноклассников и убил двух человек – учителя и полицейского. Абсолютно очевидно, что не из-за слабой физической подготовки школьного охранника и не из-за отсутствия у него боевого пистолета подросток решился на совершение преступления. Однако надлежаще организованная системы безопасности способна остановить несовершеннолетнего нарушителя, а самое главное – защитить невиновных людей, оказавшихся жертвами преступника.

Владимир Слепак, член Общественной палаты РФ так высказался о проблеме: "У нас есть вообще система безопасности в школах? Ее нету. Я отец пятерых детей, регулярно вожу их в школу и наблюдаю людей, не похожих ни на охранников, ни на сторожей. Это вахтеры, которые готовы работать за 10 000-12 000 руб. Хотите сделать систему безопасности – пожалуйста, есть система вневедомственной охраны. Сегодня те люди, которые работают в режиме ЧОПа, обязательно должны иметь подготовку, пройти полицейскую или другую службу. Во всем мире создаются органы резерва, которые сегодня обеспечивают охрану детских учебных учреждений. И по-моему, мы должны принять вот эти первоочередные меры, чтобы защитить наших детей. Надо создать условия для обеспечения комплексной безопасности детей на всей территори нашей страны". Помимо этого, Владимир Слепак выступил за необходимость создания во всех учебных заведениях паспортов безопасности (официальной информационно-справочной документации, которая предназначена для определения готовности к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, уменьшению рисков их возникновения, а также смягчению последствий) с возможностью их утверждения и проверки родителями учащихся.

Причина № 5: проблемы межведомственного взаимодействия

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"). А это значит, что для организации эффективной работы по профилактике подростковой преступности необходимо взаимодействие всех указанных выше органов.

"Мы регулярно собираем представителей Минобрнауки России, Минздрава России, ФСКН России, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В каждом субъекте РФ мы проводим совещания и семинары, на которых идет обмен опытом работы", – отчитался начальник Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России Юрий Демидов. И тем не менее, недостаточное межведомственное взаимодействие является одним из важнейших факторов увеличения роста преступности среди несовершеннолетних. "Если вы занимаете нишу в своем направлении, вы можете сколько угодно это делать, но толку от этого не будет, пока вы не начнете взаимодействовать с другими органами", – высказал свою позицию Анатолий Кучерена, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов.

Причина № 6: излишне мягкая ответственность за совершение преступления

Напомним, что особенностям привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних посвящена глава 14 УК РФ. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ст. 87 УК РФ).

Некоторые правоприменители утверждают, что срок привлечения к уголовной ответственности необходимо снизить с 14 до 12 лет, а судам чаще использовать в качестве меры наказания к таким лицам ограничение и лишение свободы. Абсолютно противоположеной точки зрения об ответственности несовершеннолетних придерживается Олег Зыков: "Абсолютно мерзейшая тема – снижение возраста уголовной ответственности детей до 12 лет. Как это может быть в нашем государстве и обществе, где нет никакой системы? Это издевательство над детьми. Ни в коем случае нельзя снижать возраст уголовной ответственности, этот разговор должен быть прекращен".

Причина № 7: отсутствие системы пробации

Пробация – форма условного осуждения, при которой суд направляет осужденного на определенный срок под наблюдение чиновника службы пробации, которому поручается осуществлять контроль за его поведением. Оставленному на свободе осужденному надлежит исполнять установленные приговором правила поведения (например, пройти курс обучения или лечения, отказаться от посещения определенных мест и встреч с определенными людьми, проживать по указанному адресу и т. д.). В настоящее время института пробации в нашей стране нет, хотя споры о его создании длятся уже несколько лет. Введение пробации в России предусматривает также создание специализированной службы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Многие общественные деятели (например, Олег Зыков, а также член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Андрей Бабушкин) придерживаются мнения, что появление в России системы пробации поможет решить проблему подростковой преступности. "Я полагаю, что именно сейчас тот ключевой, поворотный момент, когда мы четко можем заявить руководству страны, что пробация входит в число важнейших приоритетов. Я убежден, что именно на пути пробации работа с трудным подростком в тот момент, когда он еще не совершил преступление, и работа с ним, когда он совершил маленькое преступление, но не совершил большого – это намного более плодотворный путь, чем повышение наказания" – высказался Андрей Бабушкин.

По итогам проведения экстренного расширенного заседания Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Общественная палата РФ подготовит рекомендации, которые будут направлены в Совет безопасности РФ с просьбой дать поручения различным ведомствам подготовить предложения и выработать регламент по профилактике работы с трудными подростками.

Документы по теме:

    – ИА "ГАРАНТ", 11 февраля 2014 г. – ИА "ГАРАНТ", 3 февраля 2014 г. – ИА "ГАРАНТ", 8 ноября 2013 г. – ИА "ГАРАНТ", 27 сентября 2013 г.

Инфографика:

7 февраля 2014
Безопасность детей в образовательных учреждениях России
3 февраля 2014 года произошел трагический случай. Учащийся 10-го класса московской школы № 263 захватил в заложники свой класс и убил двух человек – учителя и полицейского. Пока следователи выясняют причины, приведшие к этой трагедии, мы подготовили подборку аналогичных случаев, происходивших в России в последние годы. Какие учебные заведения подвергались нападению, сколько человек при этом пострадали и как обеспечивается безопасность учащихся в России и других странах — узнайте из нашей инфографики.

Секция работы: исследования по юриспруденции.

НАУЧНАЯ РАБОТА

"Причины совершения преступлений несовершеннолетними"

Автор работы:

Зейналлы Рафаэль Риза оглы


Волгоград 2017г.

ГЛАВА 1. Правонарушения: понятие, виды, признаки

1.1 Понятие и признаки правонарушения……………………………. 5

1.2 Виды правонарушений и их признаки……………………………. 7

ГЛАВА 2. Преступление – деяние против здоровья и жизни людей

2.1 Преступление: понятие, признаки, виды……………………………9

2.2 Причины совершение преступлений несовершеннолетними

по Волгоградской области………….………………………………. ….11



Преступность несовершеннолетних является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Необходимость такого выделения обусловливается особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием­­.

Свои особенности присущи количественной и качественной характеристикам преступности несовершеннолетних. Данная преступность по сравнению со взрослой отличается высокой степенью активности, динамичностью. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном, возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и представляют собой резерв для взрослой преступности. Между преступностью несовершеннолетних и преступностью взрослых существует тесная связь. Одной из причин преступности взрослых является преступность несовершеннолетних. Преступность взрослых уходит корнями в то время, когда личность человека только формируется, вырабатывается его жизненная ориентация, когда актуальными являются проблемы воспитания, становления личности с точки зрения направленности поведения.

В настоящей работе предпринята попытка исследования состояния и динамики преступности несовершеннолетних по Волгоградской области, а также выявления фактов, способствующих ухудшению криминогенной ситуации в этой сфере.

Актуальность данной темы обусловлена, с одной стороны, существенной ролью, занимаемой подростковой преступностью в общей структуре преступности, с другой – необходимостью коренного пересмотра концептуальных подходов к профилактике противоправных проявлений среди несовершеннолетних, к уголовно-правовой политике.

Цель работы – выяснить причины совершения преступлений несовершеннолетними на примере Волгоградской области.

Проанализировать причины совершения преступлений несовершеннолетними на основе статистических данных и социологического исследования.

Выяснить методы и приемы профилактики совершения преступлений несовершеннолетними.

Гипотеза – подростковые преступления совершаются только несовершеннолетними из социально неблагополучных семей.

Для достижения поставленной цели и решения указанных задач были выбраны использованы следующие методы:

Анкетирование и социологический опрос среди трех групп населения г. Волгограда (учащиеся, родители, учителя).

Работа с архивными и статистическими данными Волгоградской области, в частности г. Волгограда и их анализ.

Отбор нужного материала для аргументации моей точки зрения.

Обобщить полученные результаты и сделать вывод.

ГЛАВА 1. Правонарушения: понятие, виды, признаки

1.1 Понятие и признаки правонарушения

Правонарушение - это виновное противоправное деяние, совершенное деликтоспособным лицом. Всякое правонарушение есть деяние: действие - акт активного поведения или бездействие – ситуация, при которой по служебному долгу лицо обязано было что-то сделать, но не сделало.

Любое правонарушение противоправно, представляет собой нарушение запретов, ясно и недвусмысленно указанных в законе, в подзаконных актах, либо невыполнение обязанности, вытекающей из нормативно-правового акта, акта применения права или заключенного на основе закона трудового или иного договора.

Правонарушение является виновным деянием. Вина - это психическое отношение лица к собственному поведению и к его результатам, в котором выражено отрицательное или легкомысленное отношение к праву, к интересам общества и государства, к правам и свободам других лиц.

Наконец, правонарушением признается деяние деликтоспособного лица. Деликтоспособностью называется признанная законом способность лица сознавать значение своих противоправных деяний и нести за них юридическую ответственность.

Юридической наукой разработано понятие состава правонарушения, которым называется описание признаков правонарушения по схеме: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объект правонарушения - это область общественных отношений, регулируемых и охраняемых правом, в которой произошло деяние и, (или) которой этим деянием причинен вред.

Объективная сторона - это внешнее проявление противоправного деяния. Именно по такому проявлению можно судить о правонарушении - о том, что оно произошло и какой вред причинило. Для ряда составов правонарушений достаточно только совершения деяния, даже если оно и не повлекло последствий. Если это деяние повлекло вредные последствия, то ответственность за него, либо усиливается, либо осуществляется по другому составу, предусматривающему более строгую ответственность.

Субъект правонарушения - является дееспособный субъект права: вменяемый, достигший определённого возраста, гражданин государства или иностранец, не обладающий дипломатическим иммунитетом, либо лицо без гражданства.

При осуществлении ответственности качества лица, совершившего правонарушение, учитываются как обстоятельства, влияющие на степень строгости наказания, - смягчающие или отягчающие.

Субъектами некоторых правонарушений являются организации. За имущественные правонарушения отвечают физические и юридические лица. Субъектами правонарушений могут быть органы печати и другие средства массовой информации, распространившие о ком-либо неправильные сведения.

Субъективная сторона - формы вины. В отношении составов, где деяние квалифицируется без связи с его последствиями, действует общий принцип: незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение.

В сложных составах, содержащих описание деяния и его последствий, сверх того важна дифференциация форм вины, которая бывает двух видов: умысел и неосторожность.

Таким образом, правонарушение – это такое поведение человека, которое:

выражается в действии или бездействии;

противоречат нормам права и совершаются вопреки им;

признается только виновное поведение субъектов права;

обладает общественно опасным характером, то есть наносят вред или создают опасность такого вреда для личности, собственности, государства или общества в целом;

1.2 Виды правонарушений и их признаки

Виды правонарушений или их классификация – это деление правонарушений на группы, категории по определенным признакам: характеру регулируемых отношений, степени общественной опасности, субъектам, распространенности (по количеству, времени, регионам).

По областям регулируемых отношений правонарушения различаются:

гражданские – правонарушения в области гражданского законодательства;

трудовые – правонарушения по поводу выполнения трудового законодательства;

уголовные – правонарушения, подводящие под уголовную ответственность;

административные – правонарушения, за которые настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность;

По общественной опасности правонарушение принято делить на:

иные правонарушения (проступки, деликты) – административные, дисциплинарные, гражданско-правовые.

Существует также классификация правонарушений на основе наличия экономических, социальных, политических отношений общества. В связи с этим различают три вида правонарушений:

в области экономических отношений (собственность, труд, распределение и т.д.);

в области социально-бытовых отношений (семья, быт, общественный порядок);

в сфере управления (деятельность государственного аппарата, общегражданские обязанности).

Можно также различать правонарушения, посягающие на:

духовные и материальные блага;

общественные и личные интересы.

Каждая классификация в известной степени условна, поскольку между различными правонарушениями проявляется определенная связь. Например, совершение правонарушения одним человеком может предопределить совершение правонарушение другим человеком. Одно и тоже деяние может нарушить диспозиции нескольких отраслей законодательства и одновременно влечь несколько различных санкций.

ГЛАВА 2. Преступление – деяние против здоровья и жизни людей

2.1 Преступление: понятие, признаки, виды

Согласно ст. 14 УК РФ преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом под угрозой наказания.Из определения преступления вытекают четыре обязательных признака преступления:

противоправность;

наказуемость;

общественная опасность.

Уголовно-правовая теория под составом преступления понимает совокупность установленных в уголовном законе объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретные общественно опасные деяния как преступление. В него входят следующие элементы:

объект преступления;

место совершения преступления;

время совершения преступления ;

способом совершения преступления ;

обстановка совершения преступления ;

о рудия и средства совершения преступления .

Если говорить о субъективной стороне преступления, то в нее входит субъект преступления – это физическое лицо, совершившее общественно опасное деяние, запрещённое УК РФ, и способное нести за него уголовную ответственность. Ст. 19 УК РФ определяет, что уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного Уголовным кодексом РФ.

Физическое лицо, чтобы признаваться субъектом преступления, должно достичь 16 лиц. К этому возрасту подросток способен понимать общественную опасность своего поведения и давать ему правильную объективную оценку. Для двадцати видов преступлений, перечисленных в ч. 2 ст. 20 УК РФ, законодатель установил пониженный возраст уголовной ответственности – с 14 лет. Это преступления, общественная опасность которых очевидна и для лиц, достигших этого возраста.Физическое лицо, чтобы признаваться субъектом преступления, должно быть вменяемым.

Каждое преступление имеет мотив ( побуждение, которое вызывает у лица решимость совершить преступление) и цель (представление о желаемом результате, к достижению которого стремится лицо, совершая общественно опасное деяние).

В УК РФ названы четыре вида соучастников: исполнитель, организатор, подстрекатель и пособник.

Таким образом, преступление – это особо опасное деяние, приносящее большой вред здоровью и жизни общества. Преступление имеет отличительные признаки, характеризуется объективной и субъективной стороной. Преступление – противоправное деяние, поэтому имеет систему наказаний.

2.2 Причины совершение преступлений несовершеннолетними в Волгоградской области, в частности г. Волгограда.

Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они, прежде всего, зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий.

Преступности несовершеннолетних способствует и неконтролируемое отчисление подростков из школ и ПТУ.

Одной из специфических причин преступности несовершеннолетних на современном этапе жизни общества является катастрофическое положение с организацией досуга детей и подростков по месту жительства. Многие детские учреждения, организации прекратили свое существование, а помещения, принадлежавшие им, переданы в аренду коммерческим структурам.

Продолжается процесс разрушения системы оздоровления и летней занятости. Многие оздоровительные лагеря для детей­ и подростков закрыты, а в оставшиеся дети из неполных малообеспеченных семей не всегда могут попасть из-за высокой стоимости путевок.

Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям.

К условиям, способствующим преступному поведению несовершеннолетних, относятся и недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с преступностью несовершеннолетних. В настоящее время наблюдается фактическое бездействие общественно-государственных структур, призванных осуществлять воспитательную и профилактическую работу с подростками.

В Волгоградской области, как и в любом другом уголке нашей страны, преступления совершаются несовершеннолетними.

Для того, чтобы выяснить, что думают жители г. Волгограда о причинах совершения преступлений несовершеннолетними был проведен социологический опрос среди 45 человек трех групп: учащиеся МОУ СШ № 3 школьное отделение №2 (14-17 лет), родители (35-50 лет), учителя (См. Приложение 1. Таблица 1. Причины совершения преступления несовершеннолетними).



В результате анкетирования учащиеся и родители считают, что причины совершения преступления несовершеннолетними является семейное и материальное благополучие. Многие учителя и дети говорят о такой причине, как отсутствия контроля со стороны родителей, разрыве родительско-детских отношений, причем выделяют как самую главную. Трое родителей выделят влияние СМИ и Интернета на совершение правонарушений подростками, а трое учащихся считают, что причина – в употреблении алкоголя и наркотических веществ. Из всего анализа анкетирование можно сделать вывод о том, что ответы у респондентов неоднозначные.

Также им было предложено ответить на вопрос о том, какие мероприятия необходимо проводить для профилактики и предотвращения совершения правонарушений (См. Приложение 1. Таблица 2. Меры профилактики совершения преступлений несовершеннолетними в Волгограде). Учителя и родителя утверждают, что необходимы систематические беседы с подростками по данной теме, проведение классных часов, направленных формирование правовой культуры. Шесть учащихся, а это практически 40% респондентов считают, необходимо улучшить досуг подростков, особенно спортивного. Не считают более 80 %, что преступления можно предотвратить, проводя пропаганду здорового образа жизни. Не считают респектабельным все анкетируемые, что надо повышать духовно-нравственное воспитание. Таким образом, можно сделать вывод, что профилактическими мероприятиями, направленными на предотвращение совершение преступлений подростками, является улучшение досуга, беседы учителей и родителей с детьми.

Из всех проанализированных данных, социологического опроса, работы с документами правоохранительных органов можно сделать вывод, что преступления совершаются всеми подростками, независимо из благополучных семей они или нет. Самыми распространенными преступления по сей день остается кража и разбойные нападения.

Читайте также: