Согласно паспорту федерального проекта целью создания цифровой образовательной среды что является
Обновлено: 30.06.2024
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 2 декабря 2019 года N 649
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
в Министерстве юстиции
24 декабря 2019 года,
регистрационный N 56962
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 2 декабря 2019 года N 649
Целевая модель цифровой образовательной среды
I. Общие положения
1.1. Настоящая Целевая модель цифровой образовательной среды (далее - ЦОС) разработана в целях развития и регулирования цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания в рамках полномочий Минпросвещения России.
1.2. Настоящая Целевая модель ЦОС регулирует отношения участников ЦОС, связанные с созданием и развитием условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
1.3. При внедрении Целевой модели ЦОС используются информационные системы и ресурсы, предназначенные для хранения, поиска, обработки и представления информации и данных, в том числе государственные информационные системы и ресурсы (далее - ИСиР), включая открытую информационно-образовательную среду "Российская электронная школа", а также ИСиР, созданные в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст.375; 2019, N 34, ст.4880).
1.4. Внедрение Целевой модели ЦОС осуществляется в рамках проведения эксперимента по внедрению федеральной информационно-сервисной платформы ЦОС (далее - платформа ЦОС) на основании порядка и условий проведения эксперимента, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
1.5. Внедрение Целевой модели ЦОС обеспечивают Минпросвещения России, Минкомсвязь России в рамках установленных полномочий, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и участники ЦОС.
1.6. Для внедрения и функционирования Целевой модели ЦОС Минпросвещения России совместно с Минкомсвязью России за счет интеграции государственных и иных информационных систем и ресурсов, используемых в сфере образования и (или) необходимых для обеспечения работоспособности информационных систем и ресурсов платформы ЦОС (далее - ИСиР платформы ЦОС), информационных систем и ресурсов в сфере образования, в том числе разрабатываемых и эксплуатируемых Минкомсвязью России, создается платформа ЦОС, которую образуют ИСиР платформы ЦОС.
1.7. Развитие материально-технической базы, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры образовательных организаций направлено на внедрение Целевой модели ЦОС и заключается в:
обеспечении государственных и муниципальных общеобразовательных организаций высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" со скоростью не менее 100 Мб/с для городской местности и не менее 50 Мб/с для сельской местности;
оснащении образовательных организаций средствами вычислительной техники, программным обеспечением и презентационным оборудованием;
создании и (или) модернизации структурированных кабельных систем, локальных вычислительных сетей, систем контроля и управления доступом, видеонаблюдения на объектах образовательных организаций.
II. Цели, задачи и структура ЦОС
2.1. Целью ЦОС является обеспечение предоставления равного доступа к ИСиР платформы ЦОС участникам отношений в сфере образования, поставщикам цифрового образовательного контента и потребителям цифрового образовательного контента, способствующее повышению качества знаний, совершенствованию умений, навыков, компетенций и квалификации, обмену опытом и практиками, управлению собственными данными в электронной форме, предоставлению государственных (муниципальных) услуг и исполнению государственных (муниципальных) функций в сфере образования, построению индивидуального учебного плана, осуществлению мониторинга освоения образовательных программ с использованием средств обучения и воспитания, представленных в электронном виде, в том числе электронных образовательных и информационных ресурсов, средств определения уровня знаний и оценки компетенций, а также иных объектов, необходимых для образовательной деятельности в ЦОС, объективному оцениванию знаний, умений, навыков и достижений обучающихся (далее - цифровой образовательный контент).
2.2. Достижение цели, указанной в пункте 2.1 настоящей Целевой модели ЦОС, осуществляется посредством:
создания и развития ИСиР платформы ЦОС;
формирования информационно-телекоммуникационной и технологической инфраструктуры государственных и муниципальных общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций (далее - образовательные организации);
обеспечения образовательных организаций высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
развития технологий и решений, направленных на повышение эффективности функционирования системы образования, включая деятельность образовательных организаций за счет автоматизации процессов;
развития технологий анализа массивов больших данных с возможностью представления отчетов в режиме реального времени и корреляций событий участников ЦОС;
создания возможностей для построения индивидуальных учебных планов обучающихся;
создания системы организации образовательного процесса с применением цифрового образовательного контента и ИСиР платформы ЦОС при реализации образовательных программ;
организации коммуникационной среды в формате проектной деятельности и формирования сообществ участников образовательного процесса в целях обмена профессиональным опытом, реализации практики наставничества.
2.3. ЦОС включает:
данные участников ЦОС;
платформу ЦОС, включая ИСиР платформы ЦОС;
государственные и иные информационные системы и ресурсы, используемые в сфере образования и (или) необходимые для обеспечения работоспособности ИСиР платформы ЦОС, информационных систем и ресурсов в сфере образования в единой информационной среде;
цифровой образовательный контент.
III. Участники ЦОС
3.1. Участниками ЦОС являются:
участники отношений в сфере образования;
поставщики цифрового образовательного контента - физические лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие цифровой образовательный контент участникам отношений в сфере образования, обладающие соответствующими правами на владение, пользование и распоряжение цифровым образовательным контентом;
потребители цифрового образовательного контента - физические или юридические лица, использующие цифровой образовательный контент в образовательных и воспитательных целях.
3.2. Информация о физическом и (или) юридическом лице в электронной форме, представленная в рамках его участия в образовательном процессе, включающая биометрические данные, видео- и аудиозаписи, хронологию взаимодействия с другими участниками отношений в сфере образования и информацию о таком взаимодействии, в том числе о результатах обучения, полученных квалификациях, о трудоустройстве и профессиональной деятельности, рецензиях и оценках (далее - данные участников ЦОС), используется в соответствии с законодательством о защите персональных данных.
3.3. Поставщиком данных являются участники ЦОС, в том числе федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные им федеральные, региональные и муниципальные организации соответственно (далее - органы власти и организации), а также иные организации, использующие данные об участнике ЦОС, находящиеся в ИСиР платформы ЦОС, информационных системах и ресурсах, созданных за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации (далее - региональные ИСиР), и обеспечивающие доступ к данным участников ЦОС.
3.4. Доступ к данным участников ЦОС имеют участники ЦОС, а также органы власти и организации, использующие ИСиР для обработки и передачи данных при предоставлении государственных (муниципальных) услуг и исполнении государственных (муниципальных) функций в сфере образования.
3.5. Операторами данных являются органы власти и организации, использующие ИСиР для обработки и передачи данных при предоставлении государственных (муниципальных) услуг и исполнении государственных (муниципальных) функций в сфере образования.
3.6. Предоставление данных участников ЦОС, находящихся в ИСиР, ИСиР платформы ЦОС и региональных ИСиР, органам власти и организациям осуществляется с согласия участника ЦОС, полученного поставщиком данных и (или) оператором данных. При предоставлении государственных (муниципальных) услуг и исполнении государственных (муниципальных) функций в сфере образования данные предоставляются в электронном виде с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 24, ст.3503; 2018, N 40, ст.6142).
3.7. Защита данных участников ЦОС, находящихся в ИСиР, ИСиР платформы ЦОС и региональных ИСиР, должна осуществляться в соответствии с требованиями: о защите информации, содержащейся в системах, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации; к организации и мерам защиты информации, содержащейся в системе; о защите персональных данных, предусмотренными частью 3 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (в случае наличия в системе персональных данных).
Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст.3451; 2011, N 31, ст.4701.
3.8. Участники ЦОС при внедрении Целевой модели ЦОС могут использовать цифровой образовательный контент, ИСиР платформы ЦОС, региональные (муниципальные) ИСиР с возможностью оценки их работоспособности и эффективности использования, вносить изменения в свои данные участника ЦОС, размещаемые на ИСиР платформы ЦОС и региональных ИСиР.
IV. Региональные ИСиР
4.1. Функциональные требования к региональным ИСиР:
обеспечиваются взаимодействие различных региональных ИСиР, интеграция с ИСиР платформы ЦОС в зависимости от функциональной необходимости ИСиР платформы ЦОС для удовлетворения целей и потребностей участников ЦОС;
обеспечивается исключение повторного ввода аналогичных данных участников ЦОС в других региональных ИСиР, а также ИСиР платформы ЦОС.
4.2. Технические требования к региональным ИСиР:
используется единый механизм идентификации и аутентификации пользователей на порталах оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме, предоставляемый федеральной государственной информационной системой "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", а также механизмы идентификации и аутентификации пользователей в региональных порталах предоставления государственных (муниципальных) услуг;
обеспечивается использование информационного платежного шлюза федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ) при уплате в электронной форме государственной пошлины или иной платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, предоставляемых учреждениями (организациями) с использованием ЕПГУ, в региональных ИСиР при функциональной необходимости ИСиР платформы ЦОС;
размещаются, поддерживаются в актуальном состоянии, используются единые справочники и классификаторы, размещаемые в федеральной государственной информационной системе "Единая система нормативной справочной информации";
обеспечивается взаимодействие с другими региональными ИСиР, ИСиР платформы ЦОС посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия при функциональной необходимости ИСиР платформы ЦОС.
4.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления при внедрении Целевой модели ЦОС на территории соответствующего субъекта Российской Федерации:
а) осуществляют создание, внедрение и эксплуатацию региональных ИСиР, направленных на повышение эффективности функционирования системы образования, деятельности образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, на основе ведения административно-управленческих функций, а также на организацию и ведение образовательного процесса:
Опрос: Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления
Опрос: Местный референдум
Опрос: Муниципальные выборы
Опрос: Сход граждан
Опрос: Территориальное общественное самоуправление
Инициатива: Обращение к Путину В.В. Президенту РФ
Паспорт проекта утверждён: 24 декабря 2018 года.
- Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
- Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
- куратор национального проекта – заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова;
- руководитель национального проекта – министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
- в 2019 г. – 116 млрд 628,29 млн рублей;
- в 2020 г. – 132 млрд 741,25 млн рублей;
- в 2021 г. – 143 млрд 544,87 млн рублей;
- в 2022 г. – 129 млрд 293,48 млн рублей;
- в 2023 г. – 128 млрд 910,32 млн рублей;
- в 2024 г. – 133 млрд 335,32 млн рублей.
723,3 млрд руб. — федеральный бюджет
45,7 млрд руб. — бюджеты субъектов РФ
15,4 млрд руб. — внебюджетные источники
О проекте:
Разработка и утверждение методик показателей нацпроекта системы образования начнётся в I квартале 2019 года. Подготовительная работа Минпросвещения России и Минобрнауки России по формированию целевых моделей по ключевым мероприятиям нацпроекта будет проведена до 7 мая 2019 года. Об этом заявила министр просвещения РФ Ольга Васильева на Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, который состоялся в декабре 2018 года. В феврале 2019 года Васильева значительно уточнила задачи проекта и указала, в частности, что обновлять нужно не саму систему образования, а её содержание.
В Российской Федерации будет ликвидировано обучение в 3-ю смену к концу 2021 г.
70% обучающихся общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества к концу 2024 г.
Обучающимся 5-11 классов будут предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения, к концу 2024 г.
Будет создана сеть центров цифрового образования детей "IT-куб"
24,5 тыс. детей будут обучаться на вновь созданных местах в сельских школах и в школах, расположенных в поселках городского типа, к концу 2023 г. (тыс.)
25 школ будет построено и введено в эксплуатацию с привлечением частных инвестиций к концу 2024 года
В 70% школ будет работать целевая модель вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления общеобразовательными организациями, в т.ч. в обновлении образовательных программ, к концу 2024 г.
На 100% будет введена национальная система учительского роста педагогических работников к концу 2020 г.
70% учителей в возрасте до 35 лет будут вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы, к концу 2024 г.
Не менее 10% педагогических работников систем общего образования и дополнительного образования детей пройдут добровольную независимую оценку профессиональной квалификации к концу 2024 г.
50% педагогических работников системы общего, дополнительного образования детей и профессионального образования повысят уровень профессионального мастерства в форматах непрерывного образования к концу 2024 г.
В 85 субъектах РФ будет проведена оценка качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях РФ к концу 2024 г.
Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико- ориентированных и гибких образовательных программ
Мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс пройдет в г. Казани в августе 2019 г.
85 субъектов РФ внедрят программы профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс, с учетом продолжительности программ не более 6 месяцев, к концу 2023 г.
35 тыс. преподавателей-мастеров производственного обучения повысят квалификацию по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, не менее 10 тыс. из них — будут сертифицированы в качестве экспертов — к концу 2024 г.
Место Российской Федерации в мире по присутствию университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов
80 вузов из 40 субъектов РФ будут включены в перечень образовательных организаций высшего образования, обеспечивающих подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе в целях предоставления государственной поддержки, к концу 2019 г.
20% студентов будут осваивать отдельные курсы, дисциплины (модули), в том числе в формате онлайн-курсов, с использованием ресурсов иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе университетов, обеспечивающих соответствие качества подготовки обучающихся мировому уровню, к концу 2024 г.
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием (%)
Для 935 тыс. детей не менее чем в 7000 образовательных организаций, расположенных в сельской местности, будет обновлена материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом
Будут созданы100 центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в вузах
Не менее чем в 16 тыс. школ не менее чем в 80 субъектах Российской Федерации, расположенных в сельской местности и малых городах, будет создана материально-техническая база для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей с охватом не менее 800 тыс. детей
Ученикам 5-11 классов будут предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения, к концу 2024 г.
70% детей с ограниченными возможностями здоровья будут обучаться по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с использованием дистанционных технологий (%)
Численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций общего образования, среднего и высшего профессионального образования (млн человек)
В 85 субъектах РФ будет создана и внедрена система социальной поддержки граждан, систематически участвующих в добровольческих (волонтерских) проектах:
обеспечены персонализированный учет волонтеров, организаций, развивающих волонтерскую деятельность;
будет повышен уровень мобильности в целях участия в волонтерских мероприятиях и обучающих стажировках, проводимых в субъектах Российской Федерации;
будут учреждены награды и звания, стипендиальная поддержка (для обучающихся);
нематериальная поддержка граждан, участвующих в добровольческой деятельности
25 тыс. специалистов по работе в сфере добровольчества и технологий работы с волонтерами пройдут подготовку на базе центров поддержки добровольчества (волонтерства), НКО, образовательных организаций и иных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере добровольчества, к концу 2024 г.
До конца 2024 года будут проведены мероприятия по различным направлениям добровольчества
1100 тыс. человек будут использовать единую информационную систему в сфере развития добровольчества, для эффективного поиска информации, взаимодействия, коммуникации и обучения добровольцев, комплексного учета волонтерского опыта и компетенций, объединения запросов и предложений волонтерской помощи в одном месте, к концу 2024 г.
Дополнительные результаты национального проекта
1,7 млн граждан примут участие в 35 конкурсах профессионального и карьерного роста к концу 2024 г.
Будет внедрена система мониторинга трудоустройства выпускников вузов, учитывающая удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников в разрезе указанных организаций и реализуемых ими образовательных программ, а также соответствие направлений подготовки региональным рынкам труда и отраслевой структуре экономики, с учетом сектора самозанятости
60 университетов будут реализовывать не менее чем по 5 образовательных программ, прошедших международную аккредитацию, к концу 2024 г.
В 2 раза будет увеличено количество иностранных студентов, обучающихся в российских вузах (до 425 тыс. человек), к концу 2024 г.
77,6 тыс. новых мест появятся в студенческих городках для проживания иностранных и иногородних студентов и преподавателей к концу 2024 г.
50 ресурсных центров будут созданы для детей и педагогов с обучением на русском языке в странах-партнерах к концу 2024 г.
18 тыс. иностранных граждан пройдут обучение в летних и зимних школах, в т.ч. на базе летних оздоровительных лагерей, к концу 2024 г.
В 85 субъектах РФ родителям детей, получающих дошкольное образование в семье, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, с привлечением НКО окажут 20 млн услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи к концу 2024 г.
Наибольшую тревогу главы Минпросвещения, по её признанию, вызывает определение показателя, который характеризует долю детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных программой дополнительного образования. Ольга Васильева предложила определить Росстат координатором по сбору и расчёту данного показателя на переходный период до 2021 года. Это, по её мнению, позволит преодолеть риски задвоения информации о тех детях, которые одновременно посещают несколько организаций дополнительного образования.
Губернатор Нижегородской области Андрей Никитин предлагает с помощью внедрения и развития сетевой формы реализации образовательных программ привлекать к задачам образования и библиотеки, и музеи, и спортивные учреждения. Для небольших районов, по мнению главы региона, целесообразно создание единого центра, который мог бы объединить под одной крышей социальные учреждения, а также учреждения дополнительного и общего образования.
Андрей Никитин попросил Минпросвещения включить в нацпроекты ремонт общеобразовательных учреждений, а также дополнительно закладывать деньги в региональные бюджеты на содержание инфраструктурных объектов.
Цифровая образовательная среда в школе — что это такое?
- Информационные образовательные ресурсы.
- Технологические средства: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование.
- Систему педагогических технологий.
Изображение с сайта Министерства просвещения РФ
Основная задача ЦОС — создать современную и безопасную электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое качество обучения всех видов и уровней. Планируется, что к 2024 году современные цифровые технологии будут внедрены в 75 субъектах РФ для как минимум 500 тысяч детей.
Предполагается, что проект послужит стимулом для обновления содержательной базы образования, а также даст школьникам и учителям возможность ориентироваться в цифровом пространстве. При помощи ЦОС улучшится качество образования, так как педагоги смогут эффективнее повышать квалификацию, а в школах появится необходимая инфраструктура для совершенствования учебного процесса.
Как будет работать проект ЦОС в школах?
Вопреки распространенному среди родителей мнению, введение ЦОС в российских школах — это не переход на дистанционное обучение и не отказ от личного посещения детьми школ. Цифровая образовательная среда направлена в первую очередь на то, чтобы расширить интерактивность процесса обучения, а не подменить собой живое общение с педагогом.
ЦОС создаст условия для применения в традиционной классно-урочной системе возможностей электронного образования, дистанционных обучающих технологий и ресурсов. Также будет разработан единый для всей страны перечень материальных и технических условий, которым должна соответствовать современная школа.
Внедрение в российских школах ЦОС даст учащимся и педагогам следующие преимущества:
Такие изменения наиболее актуальны для отдаленных российских регионов — при помощи ЦОС они получат доступ к передовым образовательным стандартам и технологиям, что существенно повысит качество обучения.
Возможные проблемы ЦОС
Цифровые технологии внедряются практически во все сферы жизни современных людей и влияют не только на развитие отдельной страны, но и всего мира. Чтобы быть конкурентоспособным на глобальном уровне, государству необходимы специалисты, умеющие работать с современными информационными технологиями. Именно поэтому начинать цифровое обучение целесообразно уже со школы.
Однако при цифровизации образования общество может столкнуться с разными рисками, предотвратить которые нужно еще на этапе внедрения ЦОС в российских школах. В таблице ниже рассмотрены возможные проблемы и предполагаемые пути их решения.
Чтобы избежать этой проблемы, необходимо составить сильную дидактическую и методическую базу перехода к цифровому обучению.
- края: Алтайский и Пермский;
- области: Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Сахалинская, Тюменская и Челябинская;
- Ямало-Ненецкий автономный округ.
Однако в Постановлении Правительства, которое было принято 7 декабря 2020 года, перечня регионов нет. Возможно, этот список появится позже.
Введут ли в России дистанционное обучение?
С весны 2020 и до конца прошлого учебного года российские школы работали в режиме дистанционного обучения. В новом учебном году учебные заведения также время от времени переходят на дистанционку в связи со сложной эпидемиологической обстановкой. При этом ученики, родители и учителя нередко сталкиваются с различными сложностями: нехватка оборудования, отсутствие технологических средств для проведения онлайн-уроков, нехватка методических разработок для дистанционных занятий. Из-за этого в обществе возникло негативное отношение к дистанционному образованию.
На самом деле перед ЦОС никогда не стояла задача полностью отказаться от традиционной системы обучения и упразднить необходимость посещения детьми школы — речь шла лишь о внедрении различных электронных и технических средств для повышения качества образования.
Однако один из авторов законопроекта, глава Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова объяснила, что перевод образовательных учреждений на дистанционный режим работы стал вынужденной неотложной мерой на период коронавируса. При этом выяснилось, что в российском законодательстве не описаны многие вопросы, касающиеся проведения онлайн-уроков. Новый законопроект направлен именно на восполнение ряда пробелов в действующих законах.
В частности, поправки уточнят полномочия Минпросвещения и Минобрнауки при реализации онлайн-программ в образовании. В результате министерства смогут прописать подробный регламент дистанционного обучения, а в случае чрезвычайной ситуации, когда обучение в школах нужно будет перевести в онлайн-формат, каждое образовательное учреждение будет иметь четкую и подробную инструкцию. По состоянию на январь 2021 этот законопроект не был рассмотрен даже в первом чтении.
Также на рассмотрении Госдумы находится законопроект № 963511-7, в котором предлагается сделать дистанционный формат обучения добровольным, за исключением случаев введения в регионе или стране режимов ЧС, ЧП или повышенной готовности. То есть переводить весь процесс обучения в онлайн-формат на постоянной основе в ближайшее время не планируется.
Дистанционное обучение в 2020-2021 учебном году
С 1 сентября 2020 года о внедрении всероссийского дистанционного формата работы школ объявлено не было. Руководства отдельных регионов и образовательных организаций принимают решение о целесообразном режиме учебы в зависимости от эпидемиологической обстановки. По состоянию на январь 2021 года возвращать всероссийский дистант (как это было весной 2020) не планируется.
При этом в школах должны соблюдаться все рекомендации по организации работы образовательных учреждений в условиях сохранения рисков распространения коронавирусной инфекции, перечисленные в Постановлении главного государственного санитарного врача РФ № 16 от 30.06.2020.
Цифровая образовательная среда в школе — что это такое?
- Информационные образовательные ресурсы.
- Технологические средства: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование.
- Систему педагогических технологий.
Изображение с сайта Министерства просвещения РФ
Основная задача ЦОС — создать современную и безопасную электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое качество обучения всех видов и уровней. Планируется, что к 2024 году современные цифровые технологии будут внедрены в 75 субъектах РФ для как минимум 500 тысяч детей.
Предполагается, что проект послужит стимулом для обновления содержательной базы образования, а также даст школьникам и учителям возможность ориентироваться в цифровом пространстве. При помощи ЦОС улучшится качество образования , так как педагоги смогут эффективнее повышать квалификацию, а в школах появится необходимая инфраструктура для совершенствования учебного процесса.
Как будет работать проект ЦОС в школах?
Вопреки распространенному среди родителей мнению, введение ЦОС в российских школах — это не переход на дистанционное обучение и не отказ от личного посещения детьми школ. Цифровая образовательная среда направлена в первую очередь на то, чтобы расширить интерактивность процесса обучения, а не подменить собой живое общение с педагогом.
ЦОС создаст условия для применения в традиционной классно-урочной системе возможностей электронного образования, дистанционных обучающих технологий и ресурсов. Также будет разработан единый для всей страны перечень материальных и технических условий, которым должна соответствовать современная школа.
Внедрение в российских школах ЦОС даст учащимся и педагогам следующие преимущества:
Такие изменения наиболее актуальны для отдаленных российских регионов — при помощи ЦОС они получат доступ к передовым образовательным стандартам и технологиям, что существенно повысит качество обучения.
Возможные проблемы ЦОС
Цифровые технологии внедряются практически во все сферы жизни современных людей и влияют не только на развитие отдельной страны, но и всего мира. Чтобы быть конкурентоспособным на глобальном уровне, государству необходимы специалисты, умеющие работать с современными информационными технологиями. Именно поэтому начинать цифровое обучение целесообразно уже со школы .
Однако при цифровизации образования общество может столкнуться с разными рисками, предотвратить которые нужно еще на этапе внедрения ЦОС в российских школах. В таблице ниже рассмотрены возможные проблемы и предполагаемые пути их решения.
Чтобы избежать этой проблемы, необходимо составить сильную дидактическую и методическую базу перехода к цифровому обучению.
- края: Алтайский и Пермский;
- области: Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Сахалинская, Тюменская и Челябинская;
- Ямало-Ненецкий автономный округ.
Однако в Постановлении Правительства, которое было принято 7 декабря 2020 года, перечня регионов нет. Возможно, этот список появится позже.
Введут ли в России дистанционное обучение?
С весны 2020 и до конца прошлого учебного года российские школы работали в режиме дистанционного обучения. В новом учебном году учебные заведения также время от времени переходят на дистанционку в связи со сложной эпидемиологической обстановкой. При этом ученики, родители и учителя нередко сталкиваются с различными сложностями: нехватка оборудования, отсутствие технологических средств для проведения онлайн-уроков, нехватка методических разработок для дистанционных занятий. Из-за этого в обществе возникло негативное отношение к дистанционному образованию.
На самом деле перед ЦОС никогда не стояла задача полностью отказаться от традиционной системы обучения и упразднить необходимость посещения детьми школы — речь шла лишь о внедрении различных электронных и технических средств для повышения качества образования.
Однако один из авторов законопроекта, глава Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова объяснила, что перевод образовательных учреждений на дистанционный режим работы стал вынужденной неотложной мерой на период коронавируса. При этом выяснилось, что в российском законодательстве не описаны многие вопросы, касающиеся проведения онлайн-уроков. Новый законопроект направлен именно на восполнение ряда пробелов в действующих законах.
В частности, поправки уточнят полномочия Минпросвещения и Минобрнауки при реализации онлайн-программ в образовании. В результате министерства смогут прописать подробный регламент дистанционного обучения, а в случае чрезвычайной ситуации, когда обучение в школах нужно будет перевести в онлайн-формат, каждое образовательное учреждение будет иметь четкую и подробную инструкцию. По состоянию на январь 2021 этот законопроект не был рассмотрен даже в первом чтении.
Также на рассмотрении Госдумы находится законопроект № 963511-7, в котором предлагается сделать дистанционный формат обучения добровольным, за исключением случаев введения в регионе или стране режимов ЧС, ЧП или повышенной готовности. То есть переводить весь процесс обучения в онлайн-формат на постоянной основе в ближайшее время не планируется .
Дистанционное обучение в 2020-2021 учебном году
С 1 сентября 2020 года о внедрении всероссийского дистанционного формата работы школ объявлено не было. Руководства отдельных регионов и образовательных организаций принимают решение о целесообразном режиме учебы в зависимости от эпидемиологической обстановки. По состоянию на январь 2021 года возвращать всероссийский дистант (как это было весной 2020) не планируется.
При этом в школах должны соблюдаться все рекомендации по организации работы образовательных учреждений в условиях сохранения рисков распространения коронавирусной инфекции, перечисленные в Постановлении главного государственного санитарного врача РФ № 16 от 30.06.2020.
Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Сроки реализации: 01.01.2019 – 31.12.2024
Задача проекта:
создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Главные цифры проекта (к 2024 году):
внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране, внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы 25% общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской Федерации для как минимум 500 тысяч детей, обеспечение 100% образовательных организаций в городах Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности – 50 Мб/с, создание сети центров цифрового образования, охватывающей в год не менее 136 тысяч детей.
Общий бюджет проекта:
более 79,8 млрд рублей
Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.
Контактные лица:
В октябре 2019 г. в школу было поставлено новое оборудование в соответствии с примерным перечнем оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование".
Региональный проект ЦОС. Первые результаты.
Перечень оборудования:
- МФУ (принтер, сканер, копир)
- Ноутбук для управленческого персонала
- Программно-аппаратный комплекс в составе:
- ноутбук учителя,
- интерактивный комплекс,
- ноутбук мобильного класса.
В школе оборудованы 2 учебных кабинета, в которых установлено данное оборудование.
Повышение IT -компетенции педагогов школы
- ППК по программе "Современные технологии электронного обучения" в ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования" в объёме 48 часов прошли 3 педагога (ноябрь-декабрь 2019 г.)
- 15 апреля 2021 г. – обучающий мастер – класс для педагогов школы по созданию квестов в программе Learnis.
Мероприятия
Сентябрь – октябрь 2020 г. – тренировочное тестирование учащихся 9, 10 классов по подготовке к участию в общероссийской оценке по модели PISA (с использованием оборудования, полученного в рамках регионального проекта ЦОС).
20 – 22 октября 2020 г. – участие учащихся 9, 10 классов в общероссийской оценке по модели PISA (с использованием оборудования, полученного в рамках регионального проекта ЦОС).
- Формы дистанционного обучения как вспомогательное средство современного образования.
- Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности.
- Использование цифровых инструментов как средство повышения результативности образовательного процесса.
- Обзор эффективных образовательных технологий, используемых в практической деятельности педагогами школы.
Январь 2021 г. – защита обучающимися 11 классов итоговых проектов (с использованием оборудования, полученного в рамках регионального проекта ЦОС).
Февраль – март 2021 г. – подготовка учащихся 7 классов к выполнению заданий ВПР по английскому языку в компьютерной форме (с использованием оборудования, полученного в рамках регионального проекта ЦОС).
- Формирование ИКТ-компетентности учащихся начальной школы.
- Возможности использования интерактивного комплекса в образовательном процессе.
- Использование возможностей Google в профессиональной деятельности учителя.
- Использование ресурсов сайта СДАМ ГИА в преподавании математики, информатики и экономики.
- Российская электронная школа (РЭШ) как инструмент обучения школьников.
15.04.2021 г. – обучающий мастер – класс для педагогов школы по созданию квестов в программе Learnis.
21.04.2021 г. – ВПР по английскому языку (7 класс) в компьютерной форме (с использованием оборудования, полученного в рамках регионального проекта ЦОС).
© МОУ "Средняя школа № 84 с углубленным изучением английского языка", 2017 2022 Работает на CMS2.edu при поддержке © ГУ ЯО "Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании"
Читайте также:
- Какой орган осуществляет экспертно криминалистическую деятельность
- Что из нижеперечисленного бизнес инкубаторы предоставляют создаваемым на их базе компаниям
- Стоянов как прожить на прожиточный минимум
- Компенсация проезда ркс и мкс что это
- Свидетелей этого завоевания чему считаются наследниками культуры