Почему инвесторов лишают льгот

Обновлено: 04.07.2024

Государство вводит инвестиционные налоговые льготы, чтобы привлечь бизнес и деньги в регионы. Ведь все эти льготы региональные. Однако для бизнеса региональные налоговые преимущества не очевидны.

Кроме того, возможная налоговая экономия нивелируется сложной процедурой ее получения.

Но даже тем налогоплательщикам, которые льготу получили, в дальнейшем не всегда просто подтвердить налоговым органам и администрации региона правомерность ее использования.

Рассказываем, о каких льготах идет речь и как инвестору их использовать, чтобы сэкономить налоги.

Специальные инвестиционные режимы

Льготных инвестиционных режимов несколько:

  • специальный инвестиционный контракт (СПИК);
  • региональный инвестиционный проект (РИП);
  • территория опережающего социальноэкономического развития (ТОСЭР);
  • инвестиционный налоговый вычет (ИНВ).

Налог на прибыль. Ставка налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в бюджет региона, может быть снижена до 12,5 процента. Льготу устанавливают субъекты РФ. Порядок ее применения понятный и во многом привычный для большинства налогоплательщиков.

Однако с принятием в 2018 году изменений в налоговом законодательстве такое снижение ставки возможно лишь до 1 января 2023 года. После этой даты пользоваться пониженной ставкой можно будет только в рамках специальных инвестиционных режимов и инструментов. Причем в рамках таких режимов и инструментов есть возможность снизить и ставку налога в федеральный бюджет.

Льгота в Костромской области

В Костромской области инвесторы имеют право на льготу в отношении достроенного, дооборудованного, реконструированного, модернизированного или технически перевооруженного имущества. Льготу предоставляют на сумму увеличения первоначальной стоимости имущества в рамках реализации инвестиционных проектов, включенных в областной реестр (ст. 4.11 закона Костромской области от 24.11.2003 № 153-ЗКО).

Налог на имущество. Получить налоговые льготы можно только в той части, которая зачисляется в региональный бюджет. Подход законодателя к предоставлению этих льгот не изменился – размер налоговых преференций определяется законом субъекта РФ.

Круг организаций, которые могут претендовать на налоговую поддержку от государства по налогу на имущество, схож с льготами по налогу на прибыль. Это компании, реализующие инвестиционные проекты, – участники СПИК, РИП и ТОСЭР.

Сравнение инвестиционных режимов


Прочие налоги. Есть возможность получения льгот по НДПИ (например, для участников РИП, резидентов ТОСЭР), по страховым взносам (для резидентов ТОСЭР), по земельному и транспортному налогам.

Недостатки инвестиционных режимов

Условия получения льгот не способствуют расширению круга компаний, которым было бы интересно развивать свой бизнес в отдаленных регионах России. Большинство льгот доступны на Дальнем Востоке и в Сибири. Ими пользуются в основном судо-, машино- и приборостроители, а также добывающие компании.

Инвестиционный налоговый вычет. Для получения вычета необходимо сначала приобрести или модернизировать основные средства. Ведь льгота предоставляется только при условии подтверждения объема инвестиций и общей прибыльности компании (см. врезку).

Кроме того, ИНВ направлен на стимулирование роста вложений в основные средства, в их модернизацию и перевооружение. Это делает невозможным получить льготу для компаний, которые инвестируют, например, в сферу услуг или в развитие инфраструктуры.

Пользоваться инвестиционными налоговыми льготами можно только в рамках специальных инвестиционных режимов и инструментов

По данным ФНС за девять месяцев 2020 года, инвестиционным налоговым вычетом воспользовались лишь 77 компаний. В 2021 году ИНВ ввели в большем количестве регионов, но популярнее от этого налоговый инструмент не стал.

Региональный инвестиционный проект. Льгота в виде пониженной ставки налога на прибыль применяется, если компания получила 90 процентов своих доходов от деятельности в рамках регионального инвестиционного проекта (ст. 284.3 НК).

Но угроза для инвестора исходит не только от налоговых органов, но и от региональных властей. Так, администрация Костромской области предъявила инвестору претензии и взыскала убытки из-за нарушения инвестиционного соглашения. При этом налоговые органы не ставили под сомнение правомерность налоговых льгот.

Суд поддержал администрацию региона (дело № А31-10158/2019).

Инвестиционный налоговый вычет

Компания вправе уменьшить налог на прибыль на сумму инвестиционного вычета (ст. 286.1 НК). Вычет можно применить к расходам на основные средства третьей — десятой амортизационных групп. Исключение — здания, сооружения и передаточные устройства, относящиеся к восьмой — десятой амортизационным группам (п. 4 ст. 286.1 НК).

Воспользоваться инвестиционным вычетом можно только в тех регионах, которые приняли соответствующий закон. Максимальный размер вычета в процентах определяют исходя из суммы расходов, указанных в пункте 2 статьи 286.1 НК.

В большинстве регионов установлены требования к основным видам деятельности, осуществляемыми компаниями, претендующими на инвестиционный вычет. Если вы решили применять инвестиционный вычет, закрепите это в учетной политике для налогообложения.

Недочеты местных законодателей

Для большинства налоговых льгот установлен разрешительный порядок предоставления. Значит, потенциальному инвестору придется пройти сложную процедуру согласования инвестиционного соглашения с правительством региона. А в дальнейшем – подтверждать правомерность снижения налоговых обязательств.

Но даже если льготу удалось согласовать и подтвердить, это не избавляет инвесторов от последующих претензий. Техника написания региональных законов далека от идеала. Налоговики попытаются трактовать неясные моменты в пользу бюджета.

В судебной практике встречались следующие недочеты в региональных законах.

Такой термин допускает двоякое толкование. Что имеется в виду? Момент, когда инвестор впервые потратил деньги в рамках проекта? Момент, когда результаты инвестиций отразили на счетах бухучета?

Ошибка ценою почти в 600 млн руб. для международного автомобильного концерна была вызвана неудачными формулировками регионального закона. Закон давал льготу по налогу на имущество при строительстве завода. Льгота предоставлялась в отношении имущества, которое создано или приобретено:

  • в результате реализации инвестиционного проекта;
  • в течение первых трех лет реализации инвестиционного проекта.

Формулировка о сроке применения льготы в течение первых лет реализации инвестиционного проекта часто встречается в региональных налоговых законах. При ее буквальном толковании под льготу не подпадает большинство основных средств, созданных в рамках крупнейших инвестиционных проектов.

Завод – конструктивно сложный объект. Такие объекты строят и оснащают оборудованием дольше трех лет.

Соответственно, и ввод основных средств в эксплуатацию проходит за пределами льготного периода.

Недочет в условии об остаточной стоимости. Инвестиционные льготы предоставляют не только по новым, но и по модернизированным объектам. Такие льготы есть как по налогу на прибыль, так и по налогу на имущество.

Но база по налогу на имущество – его среднегодовая стоимость (п. 1 ст. 375 НК). Региональный же законодатель дает льготу лишь по части такой стоимости, приходящейся на модернизацию. В результате региональный закон входит в противоречие с федеральным.

Налогоплательщик в рамках реализации инвестиционного проекта модернизировал производственное здание. Компания определила среднегодовую стоимость льготируемого имущества исходя из остаточной стоимости всего объекта. Но налоговый орган подтвердил льготу только в сумме, на которую была увеличена остаточная стоимость в результате модернизации. Суд, принимая позицию инспекции, указал, что региональный закон не допускает иной трактовки.

Иначе был разрешен аналогичный спор в Санкт-Петербурге. Суд пришел к выводу, что бухгалтерские правила определения стоимости модернизированного основного средства предписывают увеличивать остаточную стоимость объекта на стоимость капвложений. Это позволяет льготировать именно полную остаточную стоимость, а не ее часть (постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.07.2012 № А56-48736/2011).

Областная администрация вправе взыскать с инвестора убытки от применения льгот, даже когда у налоговиков претензий нет

Недочет в условии об использовании ОС. Региональные законы ограничивают использование основных средств, созданных в рамках инвестпроектов:

  • определенными целями;
  • непосредственно плательщиком.

То есть объекты нельзя задействовать в другой деятельности или сдавать в аренду. В этих случаях инвестиционные льготы не действуют.

Закон предоставлял льготу по налогу на имущество организациям-инвесторам в отношении имущества, созданного или приобретенного для реализации инвестиционного проекта. Исключение составляло имущество, передаваемое полностью или частично в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, владение, пользование или распоряжение.

Из буквального прочтения нормы следует, что льгота доступна лишь для имущества, которое инвестор использует сам для осуществления основного вида деятельности. Налогоплательщик же сдавал льготируемое имущество в аренду подрядчику. Подрядчик участвовал в технологическом процессе производства в рамках инвестпроекта. Площадь переданных в аренду объектов составляла 0,4–0,5 процента от общей площади объектов инвестиций. Однако это позволило инспекции заявить о невыполнении компанией условий для применения льготы.

Компания аргументировала свою позицию тем, что предоставленное в аренду имущество по площади несоизмеримо с объемом инвестпроекта. Остальные здания и сооружения компания использовала самостоятельно в хозяйственной деятельности.

Кроме того, налоговый орган применил закон формально. Это не соответствует цели и смыслу предоставления льготы по налогу на имущество для субъектов инвестиционной деятельности. Но эти доводы не нашли поддержку у Верховного суда (определение от 06.08.2019 № 307-ЭС19-12416).

К 1 октября 2015 года правительство России должно по поручению президента рассмотреть возможность введения налоговых льгот промышленным предприятиям, инвестирующим в модернизацию производства. Целесообразность этого решения мы обсуждали на Петербургском экономическом форуме в рамках встречи главы государства с промышленниками. Предполагается, что уже со следующего года регионы смогут обнулять или снижать свою часть ставки налога на прибыль, а затем практика будет распространена и на федеральном уровне.

С момента ее отмены представители бизнеса неоднократно предлагали ее вернуть. Необходимость этого шага давно назрела. В 2014 году инвестиции в основной капитал составили 9,85 трлн рублей, что на 2,5% ниже, чем в 2013 году, при этом инвестиции крупных и средних предприятий сократились на 4,3%. За первый квартал 2015-го капвложения в годовом исчислении сократились (с учетом инфляции) еще на 3,6%. По некоторым прогнозам, по итогам 2015 года спад инвестиций может превысить 10%.

Ослабление налоговой нагрузки благоприятно скажется на инвестиционном климате всей страны, даст положительный сигнал инвесторам, заинтересованным в развитии капиталоемких производств. Введение инвестиционной льготы позволит промышленным предприятиям увеличить капиталовложения, провести модернизацию производства и повысить уровень конкурентоспособности продукции.

Если говорить об экономических показателях, то льгота поможет, как минимум, уменьшить спад инвестиций. И в перспективе выйти на рост на 3,4% (или на $200-300 млрд за три года), который, по оценке Института Гайдара, необходим для потенциально возможного 3-процентного темпа роста ВВП. При этом быстрого восстановлениея инвестиций в разрезе всей экономики не следует ожидать до 2017 года. И возвращение инвестиционной льготы — лишь часть необходимых мер по поддержке реального сектора экономики, наряду с денежно-кредитной политикой, обеспечением доступности кредитных ресурсов для предприятий, проектным финансированием, развитием инфраструктуры.

Инвестиционные льготы широко применяются в развивающихся экономиках. Так, в начале 1990-х годов Китай активно создавал льготные налоговые режимы для развития экспортоориентированных и высокотехнологичных отраслей. Массовый приток инвестиций в китайскую экономику в тот период, безусловно, явился фактором последующего стремительного экономического роста. Преференциальный налоговый режим для иностранных инвесторов, сформированный в Китае к началу 1990-х, обеспечил резкий рост прямых иностранных инвестиций. Например, в 1992 году показатель вырос почти в пять раз (до $58,1 млрд), а в 1993 году еще на 93,7% — до $111,4 млрд. Деньги, технологии и опыт иностранных компаний обеспечили десятикратный рост экспорта, со $121 млрд в 1994 году до $1,2 трлн в 2007 году. Темп прироста ВВП в 1990-м составил 3,9%, в 1993-м возрос до 14% и к началу 2000-х стабилизировался на уровне 8,4%.

В Великобритании в 2008 году для поддержки инвесторов в период кризиса была введена льгота для предприятий, инвестирующих в основные средства (заводы, оборудование). В 2009 году при сокращении ВВП на 5,8% налоговые скидки на инвестиции были удвоены. Было произведено временное снижение ставки НДС с 17,5% до 15%. К 2010 году экономика Великобритании вошла в стадию восстановления. К 2011 году рост ВВП составил 2%.

В США в 2006 году ввели инвестиционную льготу для предприятий, инвестирующих в проекты по созданию систем воспроизводства солнечной энергии и для частных лиц, устанавливающих подобные системы, в 30% от подоходного налога. С 2006 года средние темпы прироста объема использования энергии солнца составили 76%. Увеличилась энергоэффективность экономики.

Безусловно, решение о введении льготы в российских условиях будет непростым.

Введение налоговых льгот может лишить и без того дефицитные региональные бюджеты весомой части налоговых поступлений. Но в средне- и особенно в долгосрочной перспективе выгоды от введения инвестиционной льготы очевидны. Она будет способствовать сбалансированному развитию национальной экономики и, в конечном итоге, обеспечит тем же регионам новые рабочие места и дополнительные налоговые доходы.


Во времена нестабильной ситуации на рынках у инвесторов появляется естественное желание минимизировать затраты. В том числе, благодаря снижению налоговой нагрузки. Сегодня мы разберем несколько практических способов законного снижения налогов, которые подойдут начинающим биржевым инвесторам.

Примечание: для того, чтобы совершать операции на бирже, вам понадобится брокерский счет – открыть его можно онлайн. Познакомиться с торговым софтом без лишних рисков можно с помощью тестового счета с виртуальными деньгами.

Налоги рассчитываются по итогам года. Базовым параметром при этом является финансовый результат: доход от продажи ценных бумаг и других финансовых инструментов минус расходы на их покупку. Если инвестор купил, например, акции, и к концу года их еще не продал – такие активы не участвуют в расчетах.

Алгоритм действия здесь может быть следующим: если инвестор в течение года совершил какие-то сделки и заработал, то он должен будет заплатить налог. Уменьшить его можно, если какие-то акции, которые есть у него в портфеле, к концу года подешевели. Тогда их можно продать – зафиксировать убыток, и снизить налоговую базу. В будущем эти акции можно купить обратно по сниженной цене – если этого требует инвестиционная стратегия.

То есть если по акциям какой-то одной компании вы заработали, условно, 30к рублей, а по другой сделке – если ее закрыть сейчас – будет аналогичный убыток, то общий налог будет равен нулю.

Кроме того, статья 220.1 НК РФ позволяет использовать убытки прошлых лет для уменьшения налоговой базы будущих периодов.

Как уже было сказано выше – акции в портфеле инвестора не участвуют в рассчете налога на прибыль. Но еще один важный момент заключается в том, что налог удерживается брокером лишь при выводе денег со счета. И при этом брокер сравнивает выводимую сумму с общим налогом на основе финансового результата за год.

На практике это выглядит так: если инвестор заработал за год 500 тысяч рублей, то налог составит 65 тыс. (13%). Если инвестор захочет вывести со счета 50 тысяч рублей, то она будет меньше общей суммы налога. В таком случае брокер удержит 13% от суммы вывода (6,5 тысяч рублей). Если же вывести 100 тысяч рублей, то это сумма больше 65 тысяч налога – и он будет вычтен полностью.

В 2020 году в России существует несколько финансовых инструментов, инвестиции в которые позволяют получить дополнительные льготы.

К ним относятся, например:

  • Облигации с льготным купоном. Купоны по государственным и муниципальным облигациям, а также купоны по некоторым корпоративных облигациям не облагаются НДФЛ. Список таких облигаций есть на сайте Московской биржи.
  • Ценные бумаги инновационного сектора экономики. Существует специальный реестр ценных бумаг высокотехнологичной отрасли экономики. Прибыль от продажи от таких бумаг не облагается налогом, если инвестор владел этим активом больше года и продал его до 1 января 2023 года. Также налог не нужно платить и при продаже после 2023 года, если акции были в собственности инвестора более 5 лет.

Помимо финансовых инструментов с сопутствующими льготами, существует понятие налоговых вычетами. Их можно получить на законных основаниях по заявлению или на основании налоговой декларации.

Один из главных инструментов для экономии на налогах в том числе с помощью вычетов – это индивидуальный инвестиционный счет.

Владельцы счетов ИИС могут рассчитывать на получение льгот двух типов. Первая из них – налоговый вычет (13%). Чтобы его получить, нужно внести на инвестиционный счет деньги, а также иметь официальный, облагаемый налогом (НДФЛ) доход. Например, если внести на ИИС 400 тысяч рублей, то максимально в виде вычета можно будет вернуть 52 тысячи – для этого понадобится зарплата от 33 тысяч в месяц. По правилам деньги должны лежать на счете ИИС три года, вывести их раньше можно, но тогда вычеты придется вернуть.

То есть эта льгота подходит пассивным инвесторам, которые не планируют совершать транзакции.

Еще одна льгота, которая доступна при использовании ИИС – это освобождение от налога на прибыль от совершения операций на бирже. Это уже плюс для тех, кто хотел бы попробовать силы в инвестициях на бирже, но хотел бы оптимизировать расходы.

Заключение

В данной статье перечислены далеко не все способы легального уменьшения налоговой базы при инвестициях на бирже. Если тема окажется интересной, в будущем мы расскажем и о таких инструментах, как сальдирование налоговых баз или финансовых результатов при работе с разными брокерами и т.п.


В правительстве составили "Проект плана мероприятий ("дорожной карты") по формированию доступных финансов для инвестиционных проектов" (есть в распоряжении "Ведомостей"). Он включает 32 мероприятия, предполагающих запуск новых инструментов инвестирования и вовлечение в них широкого круга инвесторов. Реализовать их планируется до 2024 г. "Стимулирование инвестиций юридическими и физическими лицами на финансовом рынке обеспечит инвестиционные проекты долгосрочным финансированием", - обосновывают эти предложения в Минэкономразвития.

В частности, для повышения инвестиционной активности граждан пункт 32 плана предусматривает к концу 2022 г. повышение втрое потолка сумм для инвестсчетов - с 1 млн до 3 млн руб. - и внедрение индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) долгосрочного инвестирования, ИИС-3. Но особенно любопытным выглядит третий подпункт: "исключение налоговых стимулов приобретения иностранных ценных бумаг иностранных эмитентов". Напомним, сегодня для долгосрочных владельцев ценных бумаг предусмотрена льгота по НДФЛ (ст. 219.1 НК РФ). Если акции куплены после 1.01.2014, находились в собственности больше трех лет и на момент продажи обращаются на ОРЦБ, от налогообложения освобождается доход от продажи в пределах 3 млн руб. за каждый год владения (если владели 3 года - вычет 9 млн руб., 4 года - 12 млн руб. и т. д.).

"Предложения Минэкономразвития России по стимулированию инвестиций юридических и физических лиц на финансовом рынке выглядят обоснованными, - говорит вице-президент ЦСР Диана Каплинская. - У населения скопилось много свободных денег, которые они уже начали вкладывать в ценные бумаги. По данным Росстата, на конец 2020 г. объем сбережений в виде наличных денег на руках населения составлял 13,2 трлн руб. Этот огромный объем средств, по сути, не попадает в реальную экономику, лишая ее важного источника долгосрочных инвестиционных ресурсов".

Она отмечает, что в последние годы приток российских граждан на фондовый рынок резко возрос из-за снижения доходности главного инструмента сбережения россиян - банковских депозитов. "К началу марта количество физических лиц, имеющих брокерские счета на Московской бирже, достигло 10,3 млн, а количество открытых индивидуальных инвестиционных счетов - 3,7 млн", - говорит Каплинская.

Сейчас в России действуют только два типа ИИС, при этом гражданин может иметь лишь один счет. ИИС-1 предполагает налоговый вычет с суммы взносов на него, но не превышающих 400 000 руб. По ИИС-2 не облагается налогом полученный доход от инвестирования средств. Оба этих счета рассчитаны не менее чем на три года, а максимальный взнос по ним составляет пока 1 млн руб. Пополнение счета нового типа - ИИС-3, концепцию которого представил ЦБ осенью прошлого года, - возможно без ограничения. Он предполагает комбинированный налоговый вычет: во-первых, с взносов на сумму до 6% от дохода гражданина, а также c дополнительных 120 000 руб. в год, вносимых самостоятельно. Во-вторых, из полученного инвестиционного дохода при целевом расходовании накопленных средств - например, на пенсию. Минимальный срок инвестирования, дающий право на вычеты, составит 10 лет.

Новация о расширении лимита средств, допустимого к зачислению на счет ИИС, с 1 млн до 3 млн руб. в год, по мнению Каплинской, в первую очередь повысит привлекательность ИИС второго типа, по которым доход от операций с ценными бумагами освобождается от НДФЛ (так как лимит по ежегодному вычету в рамках ИИС первого типа останется неизменным). "Эта мера должна выступить значимым стимулом именно для активных инвесторов, готовых вкладывать средства в инструменты финансового рынка", - подчеркивает вице-президент ЦСР.

"Схема инвестирования в рамках индивидуальных инвестиционных счетов является действительно популярной и востребованной в нашей стране, - соглашается инвестиционный стратег "Алор брокера" Павел Веревкин. - Однако основной вопрос не в количестве счетов, а в объеме средств на них". По данным Банка России, средний размер ИИС в рамках брокерского обслуживания в прошлом году составил 88 000 руб. (годом ранее - 92 000 руб.), а в рамках ДУ - 263 000 руб. (годом ранее - 301 000 руб.). "Учитывая эти данные, сложно поверить в то, что расширение допустимого пополнения лимита с 1 млн до 3 млн руб. сможет существенно стимулировать наших граждан вкладывать деньги в бумаги отечественных компаний. В условиях многолетнего падения реальных располагаемых доходов инвестиционный потенциал населения снижается, поэтому емкость ИИС будет далеко не решающим фактором", - считает Веревкин.

"Появление ИИС третьего типа станет важным шагом для формирования в России нового канала долгосрочного инвестирования", - полагает Каплинская. Однако, по ее мнению, внедрение этого инструмента может сопровождаться невысоким спросом со стороны потенциальных инвесторов: на текущий момент большинство граждан строят свои инвестиционные стратегии на перспективу нескольких лет и значительное увеличение временного горизонта инвестирования (срок ИИС нового типа предполагается не менее 10 лет) будет ассоциироваться с резким ростом неопределенности и рисков. "Чтобы повысить доверие к такому типу инструментов, необходимо решать структурные проблемы российского финансового рынка, связанные с низким уровнем защиты миноритарных акционеров, неоднозначной правоприменительной практикой и т. д.", - говорит экономист.

Веревкин тоже отмечает, что ИИС третьего типа имеет потенциал для роста и развития как элемент негосударственного пенсионного обеспечения в условиях нарастающего недоверия населения к традиционной пенсионной системе. И тоже указывает на проблему низкого доверия россиян к долгосрочным инвестиционным инструментам. "Главное, чтобы этот инструмент сумел набрать кредит доверия у граждан, а государство не меняло правила игры, - подчеркивает аналитик. - Ведь, как показывает практика все той же пенсионной системы, 10 лет для нашего государства - это целая эпоха и нет никакой предсказуемости, так необходимой долгосрочным инвесторам".

По мнению заместителя директора Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ Олега Засова, для стимулирования активности частных инвесторов важно не только повышение потолка для инвестсчетов, но и увеличение суммы максимального налогового вычета. "Налоговый вычет показал себя хорошим стимулом для населения для входа на финансовый рынок, - подчеркивает он. - Если ЦБ не продолжит повышать ключевую ставку, рассматриваемые меры буду достаточно эффективными. Но при этом должна быть увеличена сумма максимального налогового вычета - без этого нет большого смысла расширять лимит".

При этом он указывает, что "надо заканчивать стимулировать отток капитала и отменять поощрения вложений в иностранные активы". С Засовым соглашается и Каплинская. "Предложение Минэкономразвития об исключении налоговых стимулов приобретения иностранных ценных бумаг иностранных эмитентов в рамках ИИС вполне справедливо: бюджетные средства должны направляться на стимулирование инвестиций в российскую экономику", - считает она.

Однако часть инвесторов может неоднозначно воспринять инициативу по сворачиванию налоговых льгот, что может оказать негативное влияние на их инвестиционную активность, предупреждает член генерального совета "Деловой России" Алим Бишенов. "Впрочем, в сложившейся санкционной борьбе и неоднозначной дипломатии между странами это, возможно, и необходимая мера", - добавляет он.

Эксперты соглашаются, что конкуренция между российскими и зарубежными бумагами довольно острая, поэтому лишение держателей зарубежных бумаг льгот в целом имеет смысл. "Но это самый примитивный путь, - отмечает Веревкин. - Отобрать и запретить - это не путь, по которому должна развиваться российская инвестиционная культура. Миллениалам нельзя насильно навязать акции "Газпрома", которые не растут годами, когда у них перед глазами истории Apple или Tesla. Поэтому главное - не подорвать такими инициативами доверие граждан к ИИС, которое формировалось годами".

Роман Кобленц

Привет! Мы решили актуализировать наше прошлогоднее видео по налоговым льготам для частного инвестора и сразу обнаружили плохую новость:

В 2020 году мы не платили налог по купонам с облигаций (ОФЗ, муниципальных и даже некоторых корпоративных). А в 2021 году этой налоговой льготы уже нет - и налог придется платить, 13%.

Так что -1 льгота. А вот, что осталось:

1. ИИС (Индивидуальный Инвестиционный Счет).

ИИС - главная налоговая льгота для инвесторов в России. Если у вас до сих пор не открыт ИИС счёт - обязательно откройте его прямо сейчас (можно по моей реферальной ссылке - вы и я получим бонусы): можете не класть на него деньги, а срок для получения льготы у вас при этом будет идти.

Есть два типа ИИС счета (А и Б): у каждого типа своя налоговая льгота. А ограничение при этом одно и то же:

Нельзя снимать деньги с ИИС счета в течение 3х лет с момента его открытия (именно поэтому, чем раньше откроешь ИИС, тем лучше).




ИИС типа А:

Льгота: возврат ранее уплаченного налога со взносов на ИИС счет.

Лимит: до 52 000 рублей в год (13% от 400 000 рублей).

Важно понимать, что возврат 52 000 в год идет не из воздуха, а из вашей налоговой базы (денег, которые вы ранее уплатили в виде налога, например с зарплаты). Соответственно, если налоговой базы у вас нет, то и возвращать будет нечего и тип А вам не подойдет.

Как работает ИИС типа А

Как работает ИИС типа А

ИИС типа Б:

Льгота: освобождение от уплаты НДФЛ (13%) с прибыли

Ограничение: на счет можно класть до 1 млн. рублей в год

Данный тип ИИС позволяет вам не платить налог с дохода по счету, при его закрытии и выводе активов. Этот тип однозначно стоит выбирать, если у вас нет налоговой базы и тип А не подходит или если вы планируете пополнять счет на суммы близкие к 1 млн. в год (максимальный лимит) и ожидаете достаточно высокую доходность.

Как работает ИИС типа Б

Как работает ИИС типа Б

2. ЛДВ (Льгота на долгосрочное владение).

Льгота ЛДВ похожа на ИИС типа Б и позволяет не платить НДФЛ после 3 лет непрерывного владения бумагами.

Плюсы: нет ограничения по сумме вложений (не нужно открывать отдельный ИИС счет, достаточно обычного брокерского и можно класть любую сумму денег)

Минусы: внутри ИИС вы можете продавать и покупать акции как угодно, главное не выводить 3 года деньги, а тут купленные акции продавать нельзя (3 года), иначе льгота не сработает.

Ограничение: максимальный доход, не облагаемый НДФЛ=кол-во полных лет владения * 3 млн.руб (очень даже много).

Можно совмещать преимущества ИИС и налога на ЛДВ: бумаги для наращивания в них доли - покупать на обычном брокерском счете, чтобы использовать льготу ЛДВ, так как здесь нет ограничения на лимит покупки. Бумаги для дальнейшей продажи - оставлять на ИИС.



3. ЛДВ для высокотехнологичного сектора.

Тоже самое, что ЛДВ, но для высокотехнологичных бумаг и лучше, но есть подвох:

- нет лимитов по сумме дохода, которая освобождается от НДФЛ;

- нужно ждать всего 1 год.

Конкретный список бумаг (и вот здесь как раз подвох), к которым данная льгота может быть применена, можно найти на сайте Московской биржи

ВОПРОС: а в чем именно подвох? Пишите в комментариях.

ВАЖНО: льгота действует до конца 2022 года.

4. Отмена валютной переоценки

Льгота была введена с начала 2019 года и касается еврооблигаций Минфина.

Пример:

Вы купили еврооблигации Минфина за 100 долларов и продали их через год за те же 100 долларов. Но если в момент покупки курс рубля был 50 рублей/доллар, а в момент продажи 100 рублей/доллар, то в рублях вы получили за этот период доход = 5 000 рублей.

Раньше с этого дохода вы должны были заплатить 13% - теперь же такой валютной переоценки нет. Вы купили за 100 долларов, продали за 100 долларов, НДФЛ вы не платите.

На этом все - пожалуйста, поделитесь этой статьей с теми, кому она может быть интересна.

Читайте также: