Почему граждане многих современных государств сознательно отказываются от участия в политике

Обновлено: 30.06.2024

Население большинства прогрессивных стран имеет возможность влиять на принятие законов и выбор представителей органов власти. Способы участия граждан в политической жизни государства закреплены в Конституции РФ. От принятых решений зависит благополучие людей. По этой причине всякий человек должен не только знать свои права, но и активно их реализовывать.

Участие граждан в политической жизни

Характерные черты деятельности

Участие граждан в политической жизни страны — это осознанное влияние конкретного человека на принятие и реализацию важных общественных решений или формирование органов государственной власти. Такая деятельность всегда осуществляется на добровольной основе и является главным признаком демократической системы. Степень вовлечённости населения в политическую жизнь страны зависит от множества факторов, среди которых:

Вовлечённость населения в политическую жизнь страны

  • установленный политический режим;
  • наличие соответствующих традиций;
  • уровень развития общества;
  • текущая политическая обстановка в стране;
  • личные качества гражданина (темперамент, социальное положение, религия, возраст).

По степени политической вовлечённости всех граждан условно делят на активных, пассивных и отчуждённых. Кроме этого, в обществознании есть такое понятие, как абсентеизм. Это абсолютное уклонение индивида от участия в политической жизни страны. С точки зрения демократии это явление принято считать отрицательным.

Пассивное отношение граждан к выборам и обсуждению законопроектов тормозит развитие политической системы, лишая её гибкости.

Основные формы участия

В обществознании выделяют два вида воздействия населения на жизнь государства. Первый тип опосредованного влияния осуществляется через выбранных представителей. Второй тип называется непосредственным и включает в себя основные формы политического участия граждан. Какова бы ни была степень вовлечённости населения в общественную жизнь в государстве, эти способы участия обязаны использовать все демократические страны.

Выборы и референдумы

Выборы — самая массовая форма участия в политической жизни. Так называют процесс избрания депутатов, президента или иных должностных лиц на ограниченный период. Выборы обеспечивают сменяемость и обновление власти. В период предвыборной кампании кандидаты демонстрируют свои политические программы. Любой человек может изучить основные положения и осуществить выбор в соответствии с собственными интересами. Участие в выборах производится на основании принципов избирательного права:

Выборы — самая массовая форма участия в политической жизни

  1. Голосование осуществляется тайно.
  2. Право на голос имеют все лица, достигшие 18 лет.
  3. В рамках одного мероприятия гражданин может отдать только 1 голос.
  4. Осуществлять голосование можно только лично.

Принципы избирательного права не распространяются на недееспособных лиц и граждан, находящихся в тюремном заключении на основании приговора суда. Мероприятие может проводиться на федеральном, региональном или местном уровне.

Референдум — всенародное голосование, организованное для обсуждения проектов закона или других важных вопросов. К примеру, такое мероприятие проводилось в 1993 г. для принятия российской Конституции и в 2014 г. для присоединения Крыма.

Как и выборы, референдум проводится посредством тайного голосования. Но принятое решение имеет наивысшую юридическую силу, то есть не подлежит обжалованию. На референдуме нельзя обсуждать вопросы:

  • изменения статуса субъекта РФ;
  • досрочного прекращения полномочий президента, парламента;
  • продления сроков полномочий главы государства и правительства;
  • переноса сроков выборов;
  • принятия ЧС.

Отменить референдум можно только в случае объявления военного положения или ЧС. Голосовать по одному и тому же вопросу чаще одного раза в 2 года запрещается. При этом срок отсчитывается с момента опубликования решения, принятого на предыдущем референдуме.

Жалобы и публичные выступления

Гражданин участвует в политике, когда подаёт официальные обращения в органы власти в виде жалобы, заявления или предложения. Несмотря на отсутствие строгих правил оформления документов, сроки рассмотрения обращений и предоставления ответа регламентированы законом. За нарушение предусмотренных правил должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности. Обращения граждан отличаются по цели и содержанию:

Подача заявления

  1. Жалоба — требование о восстановлении нарушенного гражданского права и привлечения к ответственности должностного лица.
  2. Заявление — просьба о реализации какого-либо права в установленном законом порядке.
  3. Предложение — инициатива, в которой гражданин может кратко высказать идеи по совершенствованию деятельности органов власти или перечислить способы решения наиболее важных общественных проблем.

Ещё одно право граждан, закреплённое в 31-й статье Конституции, заключается в возможности принимать участие в публичных мероприятиях. К ним относятся митинги, шествия, демонстрации, пикеты, забастовки. Публичные собрания проводятся для привлечения внимания к злободневным темам.

В России принята уведомительная схема проведения публичных мероприятий. Это значит, что организаторы собраний обязаны предупредить местные органы власти о предстоящем митинге, шествии, демонстрации. Граждане могут собираться только в мирных целях и без оружия. Правопорядок обеспечивается полицией. В случае нарушения предусмотренного плана или массовых беспорядков правоохранители могут применять специальные средства защиты.

Государственная служба и политическая карьера

Государственная служба

Люди, занимающие должности в органах власти, имеют больше возможностей влиять на политическую деятельность в стране, поэтому все граждане в РФ имеют равный доступ к государственной службе. Чтобы стать должностным лицом, необходимо иметь соответствующие профессиональные навыки. Кроме того, кандидат должен пройти установленный законом порядок назначения на должность.

Отправление правосудия можно осуществлять в качестве присяжного заседателя. Граждане имеют право сами участвовать в общественных объединениях (союзах, ассоциациях и политических партиях). В этом случае появляется возможность создания собственной программы развития государства. Основные формы участия личности в политической жизни представлены в таблице.

Опосредованная форма (представительная) Непосредственная форма (прямая)
Официальные обращения граждан в виде жалоб, заявлений и предложений. Действие должностных лиц и политических лидеров Участие в выборах, референдуме, публичных мероприятиях. Организация ассоциаций, объединений, партий и участие в их деятельности

Для выражения мнения по поводу общественных вопросов человеку нужно владеть всей информацией, поэтому политика должна быть гласной. Это означает, что политические партии должны проводить презентацию своих проектов в СМИ, а органы государственной власти обязаны составлять доклады об осуществлённой деятельности. Ключевую роль в развитии демократических институтов играет свобода слова, мысли и массовой информации, запрет цензуры.

Материал может быть использован учениками старших классов для составления эссе и реферата, а также учителями для оформления конспекта и технологической карты урока.

Как на Западе изменилось представление о нашей стране

Дмитрий Родионов

Россия - страна бензоколонка или уже нет?



Кроме того, по словам Латама, Россия «активно продвигает идею о существовании жизнеспособных альтернатив вырождающейся западной демократии.

Таким образом, любая американская стратегия, уверен эксперт, должна будет учитывать силу России, и только после принятия этого факта США смогут сделать шаг на встречу стратегической ясности.

— Основные западные стереотипы о постсоветской России сформировались в 90-е годы прошлого века, когда страна переживала самый сложный период в своей новейшей истории, — считает Заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Павел Фельдман.

— Латам политический реалист. Он, как и подобает ученому, констатирует положение, которое объективно занимает Россия в современном мире. Можно соглашаться или не соглашаться с позицией РФ по ключевым вопросам глобальной повестки, но глупо отрицать ее влияние на мировой политический процесс. Наша страна позволяет себе невиданную роскошь — идти суверенным курсом, открыто заявляя о своих национальных интересах. Эксперты из США это прекрасно понимают.

— Мир, может быть, и не бежит, но и в Европе, и в США есть миллионы диссидентов, которые выступают против глобализма и современных леволиберальных ценностей. Есть евроскептики, есть недовольные миграционной политикой, есть разочаровавшиеся в самой демократии и средствах ее силового насаждения. Для этих людей Россия выглядит как страна здравого смысла — последний оплот традиционных ценностей. Самим фактом своего бытия она доказывает, что существует жизнеспособная альтернатива доминирующей на Западе модели политического устройства. К сожалению, слабым местом РФ по-прежнему остается низкий уровень жизни граждан, который никак не соответствует уровню ее геополитических амбиций.

— Несмотря на то, что Запад упорно отказывается видеть в России равноправного мирового игрока, ее позицию негласно учитывают. Трудно игнорировать мнение ядерной и сырьевой сверхдержавы, имеющей постоянное место в Совете безопасности ООН. Если бы это было иначе, то Украина и Грузия давно бы уже вошли в НАТО, а Лукашенко, Асад и Мадуро разделили бы судьбу Каддафи. Проблема заключается в том, что США и ЕС по-прежнему находятся во власти политических стереотипов и отказываются принимать реальность.

— Совокупность признаков ставит Россию скорее в ряд таких государств как Индия, Бразилия или Турция, чем приближает нас к США или Китаю. Основная проблема — слабая экономика с низким уровнем диверсификации экспорта. Отсюда мы получаем низкий уровень жизни людей, высокую смертность, низкую продолжительность жизни — Россия обладает многими признаками страны второго и даже третьего мира.
Наш нынешний высокий геополитический статус во многом унаследован от СССР. Но остаётся открытым вопрос, может ли современная Россия спонсировать свои внешнеполитические амбиции без ущерба для уровня жизни российских граждан? Ответ очевиден: не может, так как огромная часть бюджета идет на финансирование силового блока, армии и госаппарата, из-за чего остаются недофинансированными многие гуманитарные направления, которые прямым образом влияют на уровень жизни россиян.

Наука, здравоохранение, образование — эти блоки получают слишком мало бюджетных траншей, чтобы Россия могла бы считаться сверхдержавой.

Современная сверхдержава должна развивать потенциал своих людей, ведь на фоне сниженной фертильности в странах первого и второго мира, мировые лидеры будут активно конкурировать за мозги. Современная Россия не является привлекательным местом, куда бы стремились переехать жители других стран. К нам едут из весьма ограниченного числа государств бывшего постсоветского пространства. И тут стоит сделать оговорку, что едут, в основном, в Москву и Санкт-Петербург.

Самое большое заблуждение состоит в том, что Россия якобы предлагает миру идеологическую альтернативу демократии и либерализму. Отчасти можно согласиться лишь с тем, что такой альтернативой является Китай. Россия, забуксовавшая на переходном этапе от советского социализма к демократии и капитализму, не предлагает эффективных систем государственного управления. Наша страна просто отстает от западных демократий. Представлять это отставание как альтернативу — сомнительная затея, от которой нужно отказаться.

США относится к России как к ядерной державе и как к заметному региональному игроку. Современная мировая держава имеет свои интересы на всех континентах. России нет в числе важнейших игроков, например, в Африке и Южной Америке. Для Китая и Германии Россия находится во втором десятке торговых партнеров. У России слабый внутренний рынок, который с каждым годом теряет привлекательность для инвесторов, и слабые показатели экспорта — торгуем мы, в основном, своими природными ресурсами. Если мы не хотим отставать от мировых лидеров еще больше, то нам следует повышать эффективность государственного управления, а также снижать уровень государственного регулирования и вообще роли государства в политике и экономике.

Нынешняя обстановка говорит об обратном — российские политические элиты закрываются от многих мировых лидеров, проводят политику усиления цензуры, права и свободы не защищены, инвесторы уходят.

Население большинства прогрессивных стран имеет возможность влиять на принятие законов и выбор представителей органов власти. Способы участия граждан в политической жизни государства закреплены в Конституции РФ. От принятых решений зависит благополучие людей. По этой причине всякий человек должен не только знать свои права, но и активно их реализовывать.

Участие граждан в политической жизни

Характерные черты деятельности

Участие граждан в политической жизни страны — это осознанное влияние конкретного человека на принятие и реализацию важных общественных решений или формирование органов государственной власти. Такая деятельность всегда осуществляется на добровольной основе и является главным признаком демократической системы. Степень вовлечённости населения в политическую жизнь страны зависит от множества факторов, среди которых:

Вовлечённость населения в политическую жизнь страны

  • установленный политический режим;
  • наличие соответствующих традиций;
  • уровень развития общества;
  • текущая политическая обстановка в стране;
  • личные качества гражданина (темперамент, социальное положение, религия, возраст).

По степени политической вовлечённости всех граждан условно делят на активных, пассивных и отчуждённых. Кроме этого, в обществознании есть такое понятие, как абсентеизм. Это абсолютное уклонение индивида от участия в политической жизни страны. С точки зрения демократии это явление принято считать отрицательным.

Пассивное отношение граждан к выборам и обсуждению законопроектов тормозит развитие политической системы, лишая её гибкости.

Основные формы участия

В обществознании выделяют два вида воздействия населения на жизнь государства. Первый тип опосредованного влияния осуществляется через выбранных представителей. Второй тип называется непосредственным и включает в себя основные формы политического участия граждан. Какова бы ни была степень вовлечённости населения в общественную жизнь в государстве, эти способы участия обязаны использовать все демократические страны.

Выборы и референдумы

Выборы — самая массовая форма участия в политической жизни. Так называют процесс избрания депутатов, президента или иных должностных лиц на ограниченный период. Выборы обеспечивают сменяемость и обновление власти. В период предвыборной кампании кандидаты демонстрируют свои политические программы. Любой человек может изучить основные положения и осуществить выбор в соответствии с собственными интересами. Участие в выборах производится на основании принципов избирательного права:

Выборы — самая массовая форма участия в политической жизни

  1. Голосование осуществляется тайно.
  2. Право на голос имеют все лица, достигшие 18 лет.
  3. В рамках одного мероприятия гражданин может отдать только 1 голос.
  4. Осуществлять голосование можно только лично.

Принципы избирательного права не распространяются на недееспособных лиц и граждан, находящихся в тюремном заключении на основании приговора суда. Мероприятие может проводиться на федеральном, региональном или местном уровне.

Референдум — всенародное голосование, организованное для обсуждения проектов закона или других важных вопросов. К примеру, такое мероприятие проводилось в 1993 г. для принятия российской Конституции и в 2014 г. для присоединения Крыма.

Как и выборы, референдум проводится посредством тайного голосования. Но принятое решение имеет наивысшую юридическую силу, то есть не подлежит обжалованию. На референдуме нельзя обсуждать вопросы:

  • изменения статуса субъекта РФ;
  • досрочного прекращения полномочий президента, парламента;
  • продления сроков полномочий главы государства и правительства;
  • переноса сроков выборов;
  • принятия ЧС.

Отменить референдум можно только в случае объявления военного положения или ЧС. Голосовать по одному и тому же вопросу чаще одного раза в 2 года запрещается. При этом срок отсчитывается с момента опубликования решения, принятого на предыдущем референдуме.

Жалобы и публичные выступления

Гражданин участвует в политике, когда подаёт официальные обращения в органы власти в виде жалобы, заявления или предложения. Несмотря на отсутствие строгих правил оформления документов, сроки рассмотрения обращений и предоставления ответа регламентированы законом. За нарушение предусмотренных правил должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности. Обращения граждан отличаются по цели и содержанию:

Подача заявления

  1. Жалоба — требование о восстановлении нарушенного гражданского права и привлечения к ответственности должностного лица.
  2. Заявление — просьба о реализации какого-либо права в установленном законом порядке.
  3. Предложение — инициатива, в которой гражданин может кратко высказать идеи по совершенствованию деятельности органов власти или перечислить способы решения наиболее важных общественных проблем.

Ещё одно право граждан, закреплённое в 31-й статье Конституции, заключается в возможности принимать участие в публичных мероприятиях. К ним относятся митинги, шествия, демонстрации, пикеты, забастовки. Публичные собрания проводятся для привлечения внимания к злободневным темам.

В России принята уведомительная схема проведения публичных мероприятий. Это значит, что организаторы собраний обязаны предупредить местные органы власти о предстоящем митинге, шествии, демонстрации. Граждане могут собираться только в мирных целях и без оружия. Правопорядок обеспечивается полицией. В случае нарушения предусмотренного плана или массовых беспорядков правоохранители могут применять специальные средства защиты.

Государственная служба и политическая карьера

Государственная служба

Люди, занимающие должности в органах власти, имеют больше возможностей влиять на политическую деятельность в стране, поэтому все граждане в РФ имеют равный доступ к государственной службе. Чтобы стать должностным лицом, необходимо иметь соответствующие профессиональные навыки. Кроме того, кандидат должен пройти установленный законом порядок назначения на должность.

Отправление правосудия можно осуществлять в качестве присяжного заседателя. Граждане имеют право сами участвовать в общественных объединениях (союзах, ассоциациях и политических партиях). В этом случае появляется возможность создания собственной программы развития государства. Основные формы участия личности в политической жизни представлены в таблице.

Опосредованная форма (представительная) Непосредственная форма (прямая)
Официальные обращения граждан в виде жалоб, заявлений и предложений. Действие должностных лиц и политических лидеров Участие в выборах, референдуме, публичных мероприятиях. Организация ассоциаций, объединений, партий и участие в их деятельности

Для выражения мнения по поводу общественных вопросов человеку нужно владеть всей информацией, поэтому политика должна быть гласной. Это означает, что политические партии должны проводить презентацию своих проектов в СМИ, а органы государственной власти обязаны составлять доклады об осуществлённой деятельности. Ключевую роль в развитии демократических институтов играет свобода слова, мысли и массовой информации, запрет цензуры.

Материал может быть использован учениками старших классов для составления эссе и реферата, а также учителями для оформления конспекта и технологической карты урока.

Как на Западе изменилось представление о нашей стране

Дмитрий Родионов

Россия - страна бензоколонка или уже нет?



Кроме того, по словам Латама, Россия «активно продвигает идею о существовании жизнеспособных альтернатив вырождающейся западной демократии.

Таким образом, любая американская стратегия, уверен эксперт, должна будет учитывать силу России, и только после принятия этого факта США смогут сделать шаг на встречу стратегической ясности.

— Основные западные стереотипы о постсоветской России сформировались в 90-е годы прошлого века, когда страна переживала самый сложный период в своей новейшей истории, — считает Заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Павел Фельдман.

— Латам политический реалист. Он, как и подобает ученому, констатирует положение, которое объективно занимает Россия в современном мире. Можно соглашаться или не соглашаться с позицией РФ по ключевым вопросам глобальной повестки, но глупо отрицать ее влияние на мировой политический процесс. Наша страна позволяет себе невиданную роскошь — идти суверенным курсом, открыто заявляя о своих национальных интересах. Эксперты из США это прекрасно понимают.

— Мир, может быть, и не бежит, но и в Европе, и в США есть миллионы диссидентов, которые выступают против глобализма и современных леволиберальных ценностей. Есть евроскептики, есть недовольные миграционной политикой, есть разочаровавшиеся в самой демократии и средствах ее силового насаждения. Для этих людей Россия выглядит как страна здравого смысла — последний оплот традиционных ценностей. Самим фактом своего бытия она доказывает, что существует жизнеспособная альтернатива доминирующей на Западе модели политического устройства. К сожалению, слабым местом РФ по-прежнему остается низкий уровень жизни граждан, который никак не соответствует уровню ее геополитических амбиций.

— Несмотря на то, что Запад упорно отказывается видеть в России равноправного мирового игрока, ее позицию негласно учитывают. Трудно игнорировать мнение ядерной и сырьевой сверхдержавы, имеющей постоянное место в Совете безопасности ООН. Если бы это было иначе, то Украина и Грузия давно бы уже вошли в НАТО, а Лукашенко, Асад и Мадуро разделили бы судьбу Каддафи. Проблема заключается в том, что США и ЕС по-прежнему находятся во власти политических стереотипов и отказываются принимать реальность.

— Совокупность признаков ставит Россию скорее в ряд таких государств как Индия, Бразилия или Турция, чем приближает нас к США или Китаю. Основная проблема — слабая экономика с низким уровнем диверсификации экспорта. Отсюда мы получаем низкий уровень жизни людей, высокую смертность, низкую продолжительность жизни — Россия обладает многими признаками страны второго и даже третьего мира.
Наш нынешний высокий геополитический статус во многом унаследован от СССР. Но остаётся открытым вопрос, может ли современная Россия спонсировать свои внешнеполитические амбиции без ущерба для уровня жизни российских граждан? Ответ очевиден: не может, так как огромная часть бюджета идет на финансирование силового блока, армии и госаппарата, из-за чего остаются недофинансированными многие гуманитарные направления, которые прямым образом влияют на уровень жизни россиян.

Наука, здравоохранение, образование — эти блоки получают слишком мало бюджетных траншей, чтобы Россия могла бы считаться сверхдержавой.

Современная сверхдержава должна развивать потенциал своих людей, ведь на фоне сниженной фертильности в странах первого и второго мира, мировые лидеры будут активно конкурировать за мозги. Современная Россия не является привлекательным местом, куда бы стремились переехать жители других стран. К нам едут из весьма ограниченного числа государств бывшего постсоветского пространства. И тут стоит сделать оговорку, что едут, в основном, в Москву и Санкт-Петербург.

Самое большое заблуждение состоит в том, что Россия якобы предлагает миру идеологическую альтернативу демократии и либерализму. Отчасти можно согласиться лишь с тем, что такой альтернативой является Китай. Россия, забуксовавшая на переходном этапе от советского социализма к демократии и капитализму, не предлагает эффективных систем государственного управления. Наша страна просто отстает от западных демократий. Представлять это отставание как альтернативу — сомнительная затея, от которой нужно отказаться.

США относится к России как к ядерной державе и как к заметному региональному игроку. Современная мировая держава имеет свои интересы на всех континентах. России нет в числе важнейших игроков, например, в Африке и Южной Америке. Для Китая и Германии Россия находится во втором десятке торговых партнеров. У России слабый внутренний рынок, который с каждым годом теряет привлекательность для инвесторов, и слабые показатели экспорта — торгуем мы, в основном, своими природными ресурсами. Если мы не хотим отставать от мировых лидеров еще больше, то нам следует повышать эффективность государственного управления, а также снижать уровень государственного регулирования и вообще роли государства в политике и экономике.

Нынешняя обстановка говорит об обратном — российские политические элиты закрываются от многих мировых лидеров, проводят политику усиления цензуры, права и свободы не защищены, инвесторы уходят.

Читайте также: