Может ли изменение организационно правовой формы заказчика повлиять на уже объявленные закупки
Обновлено: 02.07.2024
Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка
Антикризисное предложение до 07 января
Смена поставщика по 44-ФЗ: разбираемся в нормах законодательства
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- При каких условиях возможна смена поставщика по 44-ФЗ
- Как оформляется смена поставщика по 44-ФЗ
- Возможна ли переуступка оплаты при смене поставщика
- Возможна ли смена заказчика по 44-ФЗ
Смена поставщика по 44-ФЗ попадает под определение существенных деталей контракта, а их изменение по общим правилам запрещено. Относится ли это к описываемой ситуации? И да и нет. Смена поставщика имеет ряд жестких ограничений, поэтому провести данную процедуру по собственному желанию невозможно.
При каких условиях возможна смена поставщика по 44-ФЗ
В большинстве случаев контракт, заключенный на основании закона о государственных закупках 44-ФЗ, не подлежит изменению. В ст. 95 44-ФЗ перечислены условия, при каких обстоятельствах можно откорректировать положения договора. А также описаны те его пункты, которые должны оставаться неизменными на протяжении всего срока действия контракта.
Когда договор подписан, то в ходе его исполнения невозможно изменить подрядчика. Это положение прописано в ч. 5 ст. 95 44-ФЗ. Таким образом закон лишает заказчика возможности манипуляций и злоупотреблений.
Министерство финансов РФ в письме № 02-02-08/12916 от 2015 года высказало свою позицию относительно невозможности смены поставщика по 44-ФЗ по следующим причинам:
- Данные о поставщике вносятся в соответствующий реестр, заказчик обязан санкционировать любой перевод средств на счета исполнителя. А смена реквизитов поставщика бюджетным законодательством не предусмотрена.
- При осуществлении государственной закупки поиск исполнителя проходит по определенной процедуре, к нему предъявляются жесткие требования и имеет значение, какой именно субъект выигрывает конкурс. Также законом установлен ряд ограничений на статус подрядчика. В частности, некоторые закупки проводятся исключительно среди представителей малого бизнеса, социально ориентированных НКО. Либо заказчик обязан предоставлять преференции отдельным категориям предприятий, например организациям инвалидов и т. д.
Смена поставщика по 44-ФЗ может произойти при единственном условии, когда подрядчик проходит процедуру реорганизации. Новая компания может быть образована в результате преобразования, присоединения и слияния. Тогда фирма-правопреемник становится исполнителем контракта.
Реорганизация подрядчика по вышеуказанным трем схемам – единственное легитимное обстоятельство, когда возможна смена поставщика по 44-ФЗ. Причем с точки зрения закона разделение компании-исполнителя не может быть поводом сменить контрагента.
При реорганизации юридического лица путем слияния к новой компании переходят все обязанности и права вошедших в нее субъектов (ч. 1 ст. 58 Гражданского кодекса РФ). Если происходит присоединение одного предприятия к другому, то второе берет на себя все обязательства первого (ч. 2 ст. 58 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 58 Гражданского кодекса РФ при изменении организационно-правовой формы экономического субъекта его права и обязанности остаются прежними, изменения касаются только полномочий и функций учредителей и участников.
Можно ли осуществить смену поставщика по 44-ФЗ, если договор уже подписан, а исполнитель проходит реорганизацию в форме разделения? Указания на этот счет даны в письме Минэкономразвития № Д28и-2825 от 2014 года. В документе сказано, что в такой ситуации контракт потребуется расторгнуть, так как законом о госзакупках не предусмотрено разделение компании-поставщика в качестве возможного основания для продолжения исполнения контракта. Ни одна из вновь образовавшихся фильм не может быть признана правопреемником реорганизованного предприятия.
В том же письме Минэкономразвития № Д28и-2852 от 2014 года даны разъяснения, как должен действовать заказчик при необходимости смены поставщика, когда ст. 95 44-ФЗ не предусматривает подходящие к случаю основания. Единственный выход для заказчика – расторжение договора по соглашению сторон и проведение новой процедуры выбора поставщика.
Следовательно, без соответствующих оснований и по собственному желанию заказчик не может сменить исполнителя по государственному контракту.
Как оформляется смена поставщика по 44-ФЗ
Глава 24 Гражданского кодекса РФ содержит нормы, на основании которых осуществляется смена лиц при исполнении поставщиком обязательств по контракту. В п. 1 ст. 382 Гражданского кодекса РФ подрядчик имеет возможность передать третьему лицу свои права, возложенные на него по договору, руководствуясь положениями закона или по сделке.
Когда происходит смена поставщика по 44-ФЗ, новый исполнитель принимает на себя все права и обязанности прежнего, при этом будут действовать те же условия договора, которые были актуальны для первоначального исполнителя в момент передачи прав. Любые дополнительные условия должны быть прописаны в контракте.
При смене поставщика в результате его реорганизации одного из трех предусмотренных 44-ФЗ типов (преобразования, слияния или присоединения) стороны должны оформить дополнительное соглашение. При этом исполнитель, которому предстоит реорганизация, обязан заранее в письменном виде предупредить заказчика о таком факте.
Дополнительное соглашение составляется в письменном виде и содержат следующие положения:
- Дата подписания документа.
- Место его оформления.
- Реквизиты государственного контракта, к которому прилагается соглашение.
- Причины, по которым подписывается данный документ: реорганизация компании-исполнителя, кто является правопреемником и новым поставщиком по контракту.
- Положение, утверждающее переход прав и обязанностей от прежнего исполнителя к новому.
- Положение, утверждающее, что все прочие пункты государственного контракта изменению не подлежат, то есть новый поставщик будет работать на тех же условиях (заказчик не имеет права их менять).
- Подписи руководства и печати.
После подписания дополнительного соглашения сторонами новый поставщик приступает к непосредственной в работе по исполнению государственного заказа.
Так как закон требует, чтобы данные подрядчика в государственном заказе были внесены в реестр (ЕИС), то заказчику необходимо откорректировать эту информацию. Помимо этого, сам факт смены поставщика по 44-ФЗ также должен быть отражен в реестре в соответствии с приказом Минфина № 136н от 2014 года.
Как сменить поставщика по 44-ФЗ, если прежний исполнитель оказался не в состоянии выполнять поставки или оказывать услуги? Такая ситуация может возникнуть, например, когда фирма-подрядчик ликвидируется, лишается лицензии на ту деятельность, которая велась в рамках госзаказа. Заказчик не имеет права на таких основаниях привлекать другого исполнителя по тому же контракту. В подобной ситуации единственный возможный путь – расторжение действующего договора, которое реализуется путем составления дополнительного соглашения в соответствии с ч. 8 ст. 95 44-ФЗ.
В документе потребуется указать, по какой причине стороны расторгают контракт. Например, прописать, что подрядчик не в состоянии выполнять принятые на себя обязательства в соответствии со ст. 416 Гражданского кодекса РФ. Если случилось так, что поставщик не имеет возможности подписать дополнительное соглашение, то у заказчика есть право разорвать контракт в одностороннем порядке.
Возможна ли переуступка оплаты при смене поставщика
Когда поставщик по государственному контракту в полной мере выполнил взятые на себя обязательства, закон предоставляет ему возможность делегировать третьему лицу право требования оплаты по госконтракту. Такую точку зрения высказал Верховный суд в Определении № 307-ЭС16-19959 от 2017 года. Это связано с тем, что важность личности исполнителя уже стала неактуальной, поскольку все обязательства по контракту исполнены, соответственно, ничто не мешает производить оплату в пользу третьего лица.
Причем подрядчик может еще до начала работ в рамках госзаказа и до подписания контракта уступить право требования оплаты третьему лицу (ст. 388.1 Гражданского кодекса РФ, абз. 13 п. 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 № 120). На позицию покупателя это никак не влияет, ему лишь придется по факту исполнения перечислять деньги на счет сторонней компании.
Чтобы соблюсти все нюансы процедуры переуступки, заказчику следует придерживаться 5 правил:
Возможна ли смена заказчика по 44-ФЗ
Хотя законом и установлена процедура выбора исполнителя в государственном заказе, основные обстоятельства относительно действия договора не отличаются от общепринятых. Так, условия подписанного по результатам тендера контракта четко определяют как его стороны, так и обязательства.
Относительно договоров, заключенных в рамках гражданского законодательства, предусмотрена возможность смены поставщика или заказчика. Но при этом взятые на себя сторонами обязательства должны быть исполнены. Это положение также относятся к контрактам, заказчиком в которых выступает государственное или муниципальное учреждение.
Основанием для смены заказчика являются следующие ситуации:
В этом случае к основному контракту также необходимо подписать дополнительное соглашение. Сторонами такого соглашения могут быть три организации – два заказчика и исполнитель, либо только заказчики.
При этом нет необходимости получать от подрядчика согласие на смену заказчика. Но если дополнительное соглашение подписано старым и новым заказчиком, то последний обязан поставить подрядчика в известность о смене второй стороны контракта.
Если новый заказчик не проинформировал исполнителя о переходе к нему полномочий и обязательств по контракту, то он несет в соответствии с законом ответственность за возможные негативные последствия.
Замена заказчика в государственной закупке производится по объективным обстоятельствам и никак не связана с пожеланиями исполнителя, и тем более он не вправе принуждать государственные органы к такому шагу.
Обучение госзакупкам без отрыва
от работы, с практикой на электронной
площадке РТС-Тендер и на
тренажере ЕИС
Читайте также: