Почему дополнительные квалификации делают человека более трудоспособным

Обновлено: 02.07.2024

Лучший способ обойти конкурентов — постоянные улучшения. Причем ключевую роль в модернизации компании играет развитие персонала. При грамотной работе с кадрами растет и качество продукта компании, и финансовые показатели бизнеса. Что важно учитывать, отправляя свою команду на курсы повышения квалификации?

Незаинтересованные в обучении сотрудники, бесполезные знания, которые не применимы в ходе исполнения ежедневных обязанностей, и краткосрочный эффект от обучения — вот основные проблемы в процессе повышения квалификации кадров.

Правильные люди

Первый этап успешного повышения квалификации коллектива — выбор правильных сотрудников для переподготовки и оттачивания навыков. Помимо того, что сами курсы могут оказаться некачественными (от этого никто не застрахован), так еще и у самого работника банально может не быть желания обучаться. Один из самых неприятных случаев, когда работник тратит на повышение квалификации личное время, — тогда он просто не успевает отдохнуть. Подобные ситуации вызывают негативный отклик персонала и финансовые потери. Чтобы их избежать, следует подходить к повышению квалификации комплексно.

Ошибка руководителя, который выбирает кандидатов на обучающие курсы, может сделает напрасными все прочие усилия. А вот правильно мотивированный работник не только поднимет личный уровень знаний, но и поможет в становлении своих коллег. Помимо условного лидера, улучшайте навыки и тех сотрудников, которые медленно выполняют ключевые операции.

В небольшом коллективе таких выделить несложно, а вот для крупной компании есть своя методика отбора. Подготовьте набор ключевых показателей, которые определят кандидатов на повышение квалификации. Например, для того же отдела продаж это соотношение количества сделок и общего времени, которое потрачено на переговоры, либо коэффициент успешно проведенных презентаций. Также подойдет количество результативных командировок и среднее количество звонков в час.

Чтобы оценить результативность и получить необходимые данные, рекомендую использовать системы управления проектами, тайм-трекинг и успешные практики других компаний. Выбирать их можно с помощью специальных программ и проверенных практик ведущих компаний.

Другой пример онлайн-магазина — Zappos, в котором ежемесячно выбирают лучшего сотрудника. Голосует сам коллектив: у каждого есть по $50, которые необходимо отдать тому, кто, по их мнению, в этом месяце работал лучше всех. Победитель получает денежное вознаграждение и возможность пользоваться крытой парковкой.

Точный метод

Далее определитесь с методами повышения квалификации. Условно делим методы на внутренние и внешние. Первые — это те мероприятия, что проводятся внутри компании, ко вторым относятся образовательные программы. Преимущества внутрикорпоративного обучения заключаются в меньших расходах, укреплении корпоративной культуры, возможности корректировать и оптимизировать процесс. Внешние же, как правило, расширяют кругозор сотрудника, дают более глубокие и структурированные знания и возможность перенять сторонний опыт.

Тренеры и наставники. Можно и комбинировать методы. Например, привлекать тренера-профессионала, который обучит в соответствии с особенностями работы компании, наладит связь между отделами и поможет в формировании корпоративной культуры. Другой метод — создание системы наставник-ученик(и). Наставником может стать любой опытный работник, который уже прошел курсы или обладает достаточным арсеналом знаний. Он может взять одного или нескольких учеников, проводить лекционные занятия и помогать им в работе. Важно при этом ограничить количество часов на обучение.

Обмен опытом между отделами. Это хороший прием для лучшего понимания устройства работы в компании, когда один подчиненный на время переходит в другой отдел. Например, дизайнер сайта может на время попасть к верстальщикам. Верстка — это следующее функциональное звено при внедрении дизайна на сайт, и усиление связи между этими отделами ускорит разработку и упростит общение в дальнейшем.

Обучение в рамках дискуссии. Самый нетривиальный метод носит характер эксперимента, поэтому его результаты невозможно предугадать. Однако он однозначно полезен, так как помогает понять логику мышления разных людей. Организовать такое обучение просто: собираются сотрудники и обсуждают тему дискуссии.

Инструктаж. Обязательное обучение, которое следует проводить для каждого новичка. Один-два дня инструктажа помогут подчиненному освоиться и быстро войти в темп работы.

Внешние методы повышения квалификации отличаются более оригинальным подходом к обучению.

Хакатоны, конференции, семинары, лекции. Любое публичное мероприятие, которое посвящено развитию области знаний, — отличный вариант повысить уровень квалификации подчиненных. Там работник заведет полезные знакомства среди профессионалов, откроет для себя новые технологии и неординарные способы использования старых, по-другому взглянет на решение рутинных задач. Кроме того, это обычно не бьет по карману.

Саморазвитие. Иногда самостоятельное обучение — оптимальный метод оттачивания навыков отдельных сотрудников. Например, оно круто работает для программистов, которым требуется технология, на освоение которой уйдет много времени. Можно выделить определенное количество дней или часов на самообучение, а после проверить результат.

Профессиональные курсы. Это один из самых популярных и эффективных способов быстро улучшить знания подчиненных. Кроме того, эффект от таких курсов практически сразу положительно скажется на скорости и качестве работы. Однако если вы решились обучать множество сотрудников с помощью таких программ, то создайте резерв средств под образовательные издержки.

Подход к новичкам

Нерегулярный или несистемный подход к образованию сотрудников погоды не сделает. Мы предлагаем объединять внешние и внутренние методы оттачивания навыков команды для лучшего результата. При этом отталкивайтесь от сферы деятельности сотрудника и уровня его профессионализма.

Для неопытных и новичков начинайте с инструктажа по принципам работы компании. Регулярно отправляйте специалиста на конференции и тренинги. При положительном эффекте отправляйте сотрудника на специальные курсы на несколько недель. А вот если работник не проявляет интереса, приставьте к нему наставника, который лучше проанализирует проблемы.

Что делать с топами?

С профессионалами высокого уровня сложнее. Для лучших сотрудников используйте неординарные подходы: предлагайте стать наставником, провести серию лекций, дайте возможность посещать передовые мировые конференции и стимулируйте обучение в рамках дискуссий. Для специалистов среднего звена практикуйте обмен между отделами для улучшения координации между ними и привлекайте сторонних тренеров для повышения уровня знаний сотрудников.

Также для такого специалиста полезны конференции программистов международного уровня. Эти мероприятия помогают определить современные тенденции в технологическом прогрессе. Внедрение передовых технологий повлияет на развитие всей организации.

Программа обучения и повышения квалификации персонала имеет важное значение для повышения производительности труда (ППТ) на предприятии, поскольку влияет на моральный настрой и уровень профессионализма сотрудников.

Для достижения целей ППТ руководитель использует разнообразные ресурсы, в том числе и кадровые, но, как показывает опыт, среди руководящего персонала предприятия всегда есть те, кто не имеет необходимой квалификации и навыков для выполнения задач, стоящих перед коллективом.

В такой ситуации есть два пути. Первый – отложить достижение поставленных целей на неопределенное время в связи с отсутствием на предприятии команды, обладающей необходимыми навыками. Второй – инициировать формирование программы регулярного обучения и повышения квалификации сотрудников с целью постоянного повышения эффективности бизнеса и увеличения прибыли предприятия за счет эффективности каждого сотрудника.

Не важно, как это назвать: обучение, совершенствование навыков или подготовка персонала, главное – для успешного достижения целей на предприятии должна быть сформирована постоянная долгосрочная программа обучения персонала. Обучение должно быть организовано не только для новичков, но и для опытных сотрудников со стажем, которым также важно планировать периодическую переподготовку и обучение по формированию новых навыков.

Правильно спланированная программа повышения квалификации персонала имеет большое значение для повышения производительности труда, поскольку влияет на моральный настрой и уровень профессионализма сотрудников. Контроль результатов обучения и их применение в рабочей деятельности сотрудников в короткие сроки позволяет достигнуть высокого уровня производительности труда.

Повышение квалификации и обучение персонала – обязанность руководителя

Руководитель может добиться постоянного повышения эффективности деятельности предприятия за счет ППТ при условии реализации регулярного обучения и повышения квалификации сотрудников. Непрерывное обучение и повышение квалификации способствуют росту производительности труда, что помогает сотрудникам максимально полно реализовывать свой потенциал через повышение личной эффективности. Важное условие – готовность принять людей и уровень их профессионализма такими, какие они есть в данный момент, и обеспечить надлежащий уровень их производительности через обучение завтра.

Обучение и повышение квалификации сотрудников позволят руководителю повысить эффективность предприятия и увеличить рентабельность гораздо больше, чем любая другая деятельность. Данный принцип должен быть применим ко всем сотрудникам компании в отношении их обучения и повышения квалификации. Их ценность для компании возрастает с совершенствованием их навыков и умений. Когда они начинают осознавать возросшую эффективность своей работы, у них повышается внутренняя мотивация и уверенность в собственных силах.

Выгоды предприятия от обучения и повышения квалификации персонала

Повышение квалификации и обучение – это рабочая потребность, а также фактор повышения эффективности деятельности всего предприятия. Обучение важно для обеспечения максимальной эффективности, производительности труда и чувства удовлетворения работой у персонала.

Если руководитель не хочет испытывать серьёзных трудностей при достижении целей предприятия и решения поставленных задач, то он должен организовать обучение персонала и повышать их уровень профессионализма. Необученность персонала к вновь возникшим обстоятельства заставляет их тратить гораздо больше собственного времени на деятельность с гораздо меньшей результативностью, по сравнению с тем, на что они способны, а также приводит к невозможности максимально полно использовать свой потенциал.

Обучение и повышение квалификации персонала позволяют добиваться преимуществ для предприятия и достигать больших результатов в повышении эффективности по основной деятельности.

Влияние повышения квалификации на эффективность предприятия

Сферы повышения эффективности деятельности предприятия:

  • повышение производительности труда;
  • повышение качества продукции или услуг;
  • усиление моральных стимулов сотрудников и их положительное отношение к работе;
  • создание эффективного коллектива как результат повышения персональной эффективности каждого сотрудника;
  • снижение текучести кадров;
  • повышение удовлетворенности от работы;
  • повышение уровня лояльности персонала к предприятию;
  • формирование эффективной команды по каждому направлению деятельности;
  • формирование корпоративной культуры.

Непрерывное обучение и совершенствования навыков формирует более универсальную и жизнеспособную рабочую силу. Каждый получает большее удовлетворение от работы и в большей степени гордится выпускаемой продукцией или предоставляемыми услугами, либо и то, и другое, равно как и испытывает чувство гордости за предприятие. Обучение и совершенствование незримо воплощаются в более высоком моральном духе сотрудников и осязаемо – в сокращении затрат и повышении производительности труда.

Принципы, способствующие повышению эффективности обучения

Чем сложнее и ответственнее задача, тем важнее, чтобы руководители скорее начали применять на практике следующие четыре основных принципов:

Принцип 1 – персонал должен быть готов усваивать информацию по ППТ.

Необходимо убедить персонал в том, что он должен формировать новые навыки и совершенствовать уровень своего профессионализма для поддержания высокой эффективности, как всего предприятия, так и себя лично.

Принцип 2 – персонал должен чувствовать пользу от обучения.

Необходимо постоянно укреплять у персонала осознание тех преимуществ, которые они смогут получить в результате обучения и совершенствования навыков. Отдельные индивидуумы могут приступить к обучению без желания или вообще отказаться изучать новые задачи, если не увидят в этом для себя какой-либо целесообразности. Необходимо акцентировать внимание на тех положительных изменениях, которые могут произойти с ними после прохождения обучения.

Принцип 3 – обратная связь.

При обучении персонал должен четко представлять результаты своей деятельности в настоящий момент. Необходимо определить систему, по которой он будут получать информацию, как об ошибках, так и о правильном применении учебного материала. Такой вид обратной связи ускоряет процесс запоминания, способствует исправлению ошибок и обеспечивает более эффективное усвоение материала.

Принцип 4 – регулярное повторение (рефрен).

Поскольку навыки закрепляются повторением, очень важно, чтобы персонал регулярно повторяли верные действия. Запоминание происходит гораздо лучше, когда этот процесс разбит на определенные интервалы, а не осуществляется за один прием. Индивидуум гораздо лучше усваивает информацию и вырабатывает новые навыки, уделяя обучению короткое время (один час обучения в течение шести дней продуктивнее, чем обучение в течении восьми часов за один день).

Конкретный способ или метод обучения либо повышения квалификации варьируется в зависимости от учебного материала, способностей людей к обучению и их жизненного опыта.

Ниже предлагается памятка (рекомендации) по общей методике проведения обучения производственного персонала при повышении квалификации для специалистов, проводящих занятия на собственном предприятии,.

Памятка для специалиста

№№ п/п

Общие требования

Рекомендации по выполнению требований при проведении занятий

Четко объяснять, что необходимо сделать и почему.

Изложите сотрудникам задачи, которые необходимо выполнить и объясните, почему это важно. На любые вопросы отвечайте в спокойной и дружелюбной манере. Расскажите преимущества, которые сотрудники будут иметь в результате обучения. Если люди смогут рассчитывать на увеличение зарплаты, повышение в должности или увеличение своей ценности для предприятия, то поставьте их об этом в известность. Опишите им, как их усилия будут способствовать достижению предприятием общих целей. Напомните им, что дальнейшее обучение и совершенствование позволит им успешнее добиваться личных целей в отношении более ответственной должности и получать более высокое вознаграждение.

Давать пояснения к основным этапам.

Разделите выполнение темы обучения на несколько этапов, легко поддающихся пониманию. В дополнении к устным пояснениям предоставьте сотрудникам письменное описание и инструкции по выполнению задания. В дальнейшем это сэкономит не только ваше время, но и время остальных сотрудников.

Письменно зафиксированные положения демонстрируют также вашу уверенность в способностях сотрудников следовать письменным правилам, находить ответы на свои вопросы и обучаться самостоятельно.

Добиваться того, чтобы персонал комментировал процесс обучения.

Создайте для сотрудников атмосферу, при которой они стремились бы комментировать свои шаги в процессе обучения. Это поможет вам и обучаемым выявить малейшие расхождения в понимании сути учебного процесса. Когда все возможные затруднения устранены и обучаемые в состоянии точно и уверенно прокомментировать учебный процесс, тогда они готовы к следующему этапу обучения.

Наглядно иллюстрировать процесс обучения.

Рассматривайте один этап в ходе одного занятия. Пока сотрудники смотрят и слушают вас, покажите, что требуется от них, демонстрируя лично, как это нужно сделать. Объясняйте свои действия в процессе подачи материалов. Помните, что люди по-разному усваивают информацию. Почти все обучаемые лучшего запоминают информацию, когда непосредственно наблюдают, как навыки, которым их обучают, на практике помогают успешно выполнять задачи. И только после этого они сами смогут уверенно применить эти знания.

Оказывать помощь в применении на практике материалов занятий.

Когда вы разрешаете обучаемым самостоятельно применять на практике материалы занятий, будьте готовы, при необходимости оказать, помощь. Избегайте брать на себя слишком много ответственности. Не забывайте, что вы должны помогать сотрудникам успешно пройти курс обучения.

Постоянно оценивать достигнутый успех.

Создать количественную и качественную системы учета результатов и контроля за их выполнением.

Выберите методику учета результатов обучения. Постоянно проверяйте, насколько успешно сотрудники выполняют то, что вы ожидаете от них. Такой подход позволяет вырабатывать у людей восприятие того, что их успехи зависят от них самих, а также повышать в их глазах ваш авторитет. В максимально сжатые сроки предоставьте сотрудникам возможность самостоятельно выполнить обязанности, причем ограничьтесь только плановыми проверками промежуточных этапов их деятельности.

Дайте им понять, что вы не сомневаетесь в их способностях. Эффективность выполнения практически любой задачи на предприятии можно оценить путем предоставления письменных инструкций по ее реализации. Составление письменного руководства требует тщательного анализа задачи, описания максимально эффективного способа ее выполнения и системы контроля за результатами. Использование такой системы позволит сотрудникам определить степень их успеха для того, чтобы в дальнейшем они могли взять на себя ответственность за повышение эффективности своей работы на практике.

Использовать свой профессионализм только для помощи в обучении персонала

Возможно, вы обладаете большим опытом и квалификацией, чем обучаемые и, возможно, у вас больше способностей, то в процессе обучения сотрудников вы легко можете почувствовать нетерпение и даже раздражительность из-за того, что они не так быстро, как вам хотелось бы, усваивают информацию. Помните, что никогда не следует ждать от другого человека того многолетнего опыта и квалификации, которыми, возможно, располагаете вы. Стоит вам проявить заносчивость и нетерпение, как люди быстро заметят это и не захотят и не смогут максимально полно реализовать свои возможности. Используйте свой профессионализм для помощи в обучении сотрудников. Помните, что Вы должны обучать сотрудников и повышать их профессионализм. Каждый раз, когда вы ставите перед сотрудником задачу, объясните ему, что он должен сделать, как и к какому сроку. При этом вы используете какой-либо способ доведения до него указаний. Становясь более осведомленным о таких ежедневных возможностях по обучению и повышению профессионализма, вы можете превратить неформальное инструктирование в мощную систему обучения, как для себя, так и для сотрудника. Когда ставите перед сотрудником задачу, предоставьте ему возможность нести личную ответственность за ее выполнение. Когда сотрудник лично отвечает за выполнение задачи, это позволяет ему чувствовать уверенность в собственных силах и развивать внутренний потенциал. Те, кто принимает на себя ответственность за выполнение задачи, эмоционально участвует в ее выполнении. Поскольку гордость от осознания достижения результата является сильной мотивацией, вы, как опытный руководитель обучения, должны максимально использовать связанные с этим преимущества.

Заключение

Результат обучения и повышения квалификации во многом зависит от той атмосферы, в которую персонал окунется по возвращении к работе после прохождения обучения. Поскольку успех обучения определяется изменениями в поведении, персонал должен верить в то, что нововведения в их стиле работы будут оценены руководством по достоинству. Если новый стиль поведения останется незамеченным, то все быстро вернется к прежнему более удобному образу жизни и о ППТ надо будет забыть. Обязанность руководителя – создать на предприятии обстановку, благоприятствующую обучению, демонстрируя свое положительное отношение к нововведениям и изменениям.

Руководитель должен помнить, что в 21 веке главным конкурентным преимуществом предприятия, от которого будет зависеть развитие или банкротство, прибыль и издержки, выживаемость в кризисы, являются ее эффективные сотрудники, а также наличие команды и количество лидеров в компании на всех уровнях. А создать это возможно только при наличии в компании системы постоянного обучения и повышения квалификации.

Что бухгалтеру и кадровику нужно знать о повышении квалификации фото

Современный рынок труда переполнен бухгалтерами и кадровиками, но работу получают только те специалисты, которые имеют высокий уровень профессиональной подготовки. Остальным приходится довольствоваться местом в небольшой организации. Амбициозные люди, желающие получать хорошую заработную плату и продвигаться по карьерной лестнице, не сидят на месте, а проходят обучение на курсах повышения квалификации. Сейчас они стали доступнее, и получить дополнительное образование можно дистанционно, в буквальном смысле, не выходя из дома.

Что такое повышение квалификации

Повышение квалификации – это своего рода обновление знаний, совершенствование профессиональных навыков, приведение собственной компетенции в соответствии с установленными требованиями.

Обязательное повышение квалификации

В 2019 году был принят ряд законов, которые касаются использования профессиональных стандартов и, в частности, уровня квалификации бухгалтеров и кадровиков. Пока в большинстве случаев эти обязательства многие организации принимают на себя в добровольном порядке. За теми, кто все-таки решился, начинает следить трудовая инспекция.

Чтобы соответствовать требованиям, бухгалтеры и кадровые работники, должны проходить дополнительное обучение и повышать свою квалификацию. Согласно профстандарту бухгалтера, за три последних календарных года специалист должен отсучиться как минимум 120 часов (не менее 20 часов за каждый год). С другой стороны, повышение квалификации, по большому счету, является добровольным желанием работника или работодателя. Однако новые знания – это определенная мотивация. Обучение позволяет восполнить пробелы, получить новые навыки, чтобы занять более высокую должность. Сфера деятельности бухгалтеров и кадровиков постоянно расширяется, и они просто обязаны владеть информацией, позволяющей эффективно решать ежедневные рабочие задачи.

Кто должен проходить курсы повышения квалификации

Курсы повышения квалификации разработаны для специалистов, имеющих определенный опыт трудовой деятельности и диплом о законченном высшем или средне-специальном образовании. Обучение, как правило, необходимо проходить не реже одного раза в 5 лет, но никто не запрещает сотруднику получать новые знания на семинарах, вебинарах, мастер-классах, конференциях и т.п. несколько раз в год.

HR за работой

Почему важно повышать квалификацию

Повышение квалификации позволяет бухгалтерам и кадровикам получить ответы на самые актуальные вопросы, касающиеся их сферы деятельности. Новые знания, навыки, опыт – все это способствует тому, что специалист будет более продуктивным и эффективным, что, естественно, положительно скажется на его продвижении по карьерной лестнице и уровне заработной платы.

Как определить, что сотрудника пора отправлять на повышение квалификации?

Во многих случаях сотрудник предприятия сам понимает, что ему недостаточно знаний для выполнения своей работы, но некоторые работодатели тоже инициируют прохождение обучения персоналом. В некоторых организациях внедрены специальные методики оценки рабочих процессов, и по их результатам видны пробелы в компетенции – таких случаях решение о повышении квалификации становится очевидным.

На что обратить внимание при выборе программы обучения?

На сегодняшний день множество учебных заведений предлагают пройти курсы повышения квалификации для бухгалтеров и кадровиков. Не стоит записываться на первые попавшиеся. Выбирая программу, следует принимать во внимание:

Как внедрить в свою работу навыки, полученные во время обучения?

Есть простая техника, состоящая из трех шагов, которая поможет внедрить полученные навыки в ежедневную работу:

Повышение квалификации – это возможность для бухгалтеров и кадровиков стать высококлассными специалистами, востребованными на рынке труда. Обучение доступно для всех желающих, главное – это личное стремление к самосовершенствованию в профессиональной сфере.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка – отличия

Столкнувшись впервые с необходимостью получения дополнительного образования, можно поначалу запутаться. Разнообразие медицинских курсов и современных программ обучения зачастую приводят в замешательство. Тем более что они похожи по своему формату. Чтобы понять, в чем разница между профессиональной переподготовкой и повышением квалификации, рассмотрим подробно каждую из них.

Основные отличия видов постдипломного образования

Разница программ по получению знаний состоит в таких особенностях, как:

1. Цель обучения.

Повышение квалификации – это в первую очередь расширение компетенций. Программа разработана для того, чтобы действующий сотрудник приобрел новые знания, навыки и применял их на практике. Например, освоение современных компьютерных программ, которые используют в частных и государственных клиниках, помогает привести документы в порядок и увеличить скорость работы.

Профессиональная переподготовка представляет собой дистанционный курс лекций и практик, который позволяет специалисту получить новую профессию. Благодаря такой возможности выпускник на законном основании может сменить род деятельности и уйти в смежную сферу. Для многих врачей и медицинских сестер это отличный шанс. Всего за несколько месяцев они получают новую профессию и более высокую заработную плату.

2. Вид выдаваемого документа.

После прохождения курсов повышения квалификации специалист получает удостоверение, которое имеет непосредственное отношение к основной профессии. В результате увеличивается эффективность работника – он повышает качество оказываемых услуг и сокращает скорость их выполнения. Что касается переподготовки, то в этом случае сотрудник приобретает не только новую профессию. Он получает полноценный диплом установленного образца, если удачно сдает все экзамены.

3. Срок обучения.

Согласно принятым государственным стандартам, на повышение квалификации человеку требуется примерно в два раза меньше времени. То есть программа должна длиться не менее 16 часов, а при получении специальности на это уйдет более 506–576 часов.

4. Стоимость.

Чем дольше обучение, тем больше преподавателей необходимо подключить к длительному, трудозатратному процессу. В результате цена на переподготовку обычно выше, чем прохождение курсов по приобретению актуальных знаний по своей профессии.

Чем похожи эти виды обучения

Оба образования относятся к постдипломным. Таким образом, врачи и другие медицинские работники заканчивают их на базе имеющейся профессии, которая была приобретена после колледжа или института. При этом каждая программа преследует одни и те же цели:

  • интеллектуальное развитие специалиста;
  • подготовку к новым условиям труда;
  • удовлетворение индивидуальной потребности врача в карьерном росте.

При завершении лекций и практик специалисту выдают документ, подтверждающий успешное усвоение знаний. После повышения квалификации будет выдано удостоверение, а после переподготовки – диплом установленного образца высшего или среднего образования.

Зачем повышают квалификацию или идут на профессиональную переподготовку

Во-первых, полученная в медицинском вузе или колледже информация достаточно быстро устаревает. Специалисты отрасли здравоохранения постоянно разрабатывают актуальные методики и делают различные открытия. Если врач или медсестра будут использовать только тот багаж знаний, который им дали в учебных заведениях 15–30 лет назад, то они вряд ли смогут оказывать адекватную помощь пациентам.

Во-вторых, появляются современные, качественные методы лечения. Например, такой раздел медицины, как эстетическая стоматология. Современные материалы и оборудование позволяют докторам восстановить естественную красоту улыбки даже в сложных случаях. Если несколько десятилетий назад поход к зубному врачу ассоциировался со страхом и болью, то теперь прием у специалиста не вызывает таких негативных эмоций.

В-третьих, вместе с технологическим прогрессом меняются профессиональные стандарты. Поэтому медицинский работник должен регулярно обучаться, чтобы соответствовать современным требованиям. На здоровье пациентов не должна отражаться нехватка знаний, не полученных после колледжа или института.

Кому может понадобиться постдипломное образование


  • неврологам;
  • гинекологам;
  • кардиологам;
  • вирусологам;
  • массажистам;
  • стоматологам;
  • анестезиологам;
  • реаниматологам;
  • аллергологам и другим врачам.

Переподготовку или курсы, повышающие квалификацию, могут пройти специалисты различных категорий. Для этого необходимо иметь оконченное среднее или высшее образование в сфере здравоохранения. Согласно этому требованию психологи не могут получить медицинский сертификат или диплом. Для получения более подробной информации обратитесь за консультацией к сотрудникам.

Как проходят курсы по повышению квалификации

Этот вид постдипломного образования чаще всего требуется трудоустроенным гражданам. При этом они могут получать необходимые знания без отрыва от профессиональных обязанностей. В некоторых случаях руководитель принимает решение о направлении подчиненного на учебу в рабочее время с сохранением заработной платы. Однако чаще всего лекции проводят дистанционно, в вечернее время или в выходные.

Существует три основных формата курсов:

Получив знания и навыки, сотрудник может ускорить процесс производства, получить новую должность и прибавку к заработной плате. Кроме приобретения новой информации, у специалиста повышается мотивация и чувство собственной важности для компании, в которой он работает.

Разновидности обучающих программ по времени

После определения удобного формата следует обратить внимание на то, какая будет длительность процесса повышения квалификации.

Вид курсаПримерная продолжительность (общее количество часов)
Краткосрочный – охватывает ограниченное количество тем, которые актуальны на данный момент для работы с пациентами72
Долгосрочный или углубленный – позволяет полностью погрузиться в задачу и освоить большое количество тем и обновлений100–500
Тематические семинары или лекции – нацелены на устранение недостатка знаний в конкретном вопросе. Например, обсуждение какой-либо патологии и методов ее лечения и профилактики72–100

После завершения лекций учащиеся в устном или письменном виде сдают итоговый экзамен или тестирование. Если посещаемость занятий и качество полученных знаний в норме, то выдают документ установленного образца, подтверждающий прохождение обучения.

Преимущества повышения квалификации

Во время усвоения новой информации работники медицинских учреждений получают ценные знания:

  • о новейших методиках оказания экстренной и плановой помощи пациентам;
  • нормативно-правовых регламентах, которые строго регулируют сферу здравоохранения, о нормах трудового права и актуальных изменениях в сфере медицинского законодательства;
  • системах автоматизации и других видах организационных нововведений, которые внедряют в клиническую практику медицинские службы. Они улучшают качество оказания услуг и оптимизируют работу персонала государственных и частных клиник.

Как проходит профессиональная переподготовка


Этот вид постдипломного курса направлен на глубокое изучение программы и получение новой профессии. Такой формат подходит работникам, которые уже имеют высшее или среднее образование и хотят получить новый диплом, не тратя столько же времени, как при получении первого.

Большинство вузов России предлагают очное или очно-заочное обучение. Однако в силу обстоятельств, которые сложились в мире в последнее время, они стали менее актуальными. Наиболее приемлемым становится дистанционный формат с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий.

  1. После каждого блока лекций проводится тестирование и сдача научных работ, по которым преподаватели оценивают, как слушатель осваивает знания.
  2. Пройдя занятия целиком, учащийся сдает ряд экзаменов, назначенных комиссией. Затем диплом отправляют удобным для студента способом.
  3. Далее медспециалист сдает первичную аккредитацию и получает право оказывать полный комплекс услуг согласно приобретенной специальности.

Переподготовка решает сразу ряд проблем. Благодаря ей руководитель клиники получает работника с актуальным дипломом. При этом не происходит кадрового дисбаланса. Сам врач или медицинская сестра могут профессионально расти, развиваться и получать большую зарплату.

Преимущества дистанционного курса

Такой формат считается наиболее удобным, так как он имеет много плюсов:

  1. Комплексное обучение привлекает приемлемой стоимостью.
  2. Современный курс для специалистов с высшим и средним образованием в области здравоохранения длится от 506 до 576 часов. Такое становится возможным благодаря учету пройденных ранее дисциплин в вузе или колледже.
  3. За относительно короткий временной отрезок работник сферы здравоохранения значительно расширяет знания, что увеличивает его ценность для работодателя.
  4. При разработке лекций учитывают актуальные стандарты и требования клиник.
  5. Вся программа составлена специалистами так, что на протяжении трех или трех с половиной месяцев специалист может учиться, продолжая полноценно работать в клинике.
  6. Профессиональный уровень выпускника не будет ниже, чем при прохождении такого же очного курса лекций и практик с интернатурой или ординатурой.

Какую профессию можно получить после переподготовки

Подводя итог, можно заключить, что оба метода постдипломного обучения актуальны для медицинских работников. Разница их в том, что переподготовку специалист может проходить один или два раза в жизни, получая полноценный диплом и допуск к новой профессии. А повышение квалификации – это постоянный, периодически повторяющийся процесс усовершенствования знаний и навыков на базе уже имеющегося образования.

Читайте также: