Что такое пособие педагогическое

Обновлено: 16.06.2024

Образовательно-воспитательная деятельность представляет собой очень сложную работу, и любой педагог, претендующий на звание специалиста и профессионала, просто обязан выискивать все возможные пути повышения своей квалификации, знаний, навыков и умений в представленной области.

На настоящий момент можно найти немало способов осуществить эту задачу. Во-первых, с развитием сети Интернет у человека появилась возможность находить любую интересующую его информацию на тематических сайтах и форумах. Во-вторых, сама образовательная система развивается вместе с другими сферами человеческой жизнедеятельности, а это значит, что сегодня у каждого человека, в том числе и педагога, есть возможность посещать всевозможные курсы, тренинги и мастер-классы. Однако, как и раньше, наиболее востребованными и популярными источниками информации на тему педагогики и дидактики, являющейся одним из её главных разделов, являются именно книги, не важно, электронные они или печатные. По данной причине мы и решили посвятить отдельный раздел нашего курса по педагогике книгам и учебникам.

Ниже мы предлагаем вашему вниманию краткий обзор одних из самых лучших книг и учебников по педагогике и дидактике, по достоинству оценённых и признанных множеством педагогов. Педагогика и дидактика в этих книгах рассматриваются со всех сторон и во всех подробностях, иначе говоря, речь в них идёт на тему предмета и задач педагогики, методов педагогических исследований, общих закономерностей развития, целей воспитания и образования, педагогических инноваций, принципов, правил и закономерностей обучения, профессиональной деятельности и личности педагога и многих других важных и интересных вещей.

Педагогика. Подласый И. П.

Педагогика. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.

Педагогика. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.

Работа раскрывает аксиологические и антропологические основы педагогической науки, теоретические и практические основы образовательно-воспитательной деятельности, организационно-деятельностные законы становления базовой культуры учащихся. Также рассматриваются педагогические технологии, вопросы конструирования и осуществления педагогической работы, педагогического взаимодействия, управления образовательными системами и т.д. Книга предназначена для учителей и руководителей систем образования.

Психология и педагогика. Радугин А. А.

Психология и педагогика. Радугин А. А.

Информация, представленная в книге, основывается на материалах современной и зарубежной педагогической литературы. Раскрываются общие основы психологии и педагогики, цели, задачи и этапы образовательно-воспитательной деятельности, особенности личности, формы освоения действительности, связь психологии и педагогики. Книга соответствует Государственным требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы. Рассчитана работа на студентов ВУЗов всех специальностей и людей, желающих самостоятельно овладеть психолого-педагогической подготовкой.

Социальная педагогика. Мудрик А. В.

Социальная педагогика. Мудрик А. В.

Книга интересна тем, что процесс воспитания рассматривается в ней в рамках темы социализации. Объясняются различные факторы, воздействующие на развитие детей, подростков и юношества. Рассматриваются различные системы воспитания, такие как локальные, муниципальные, региональные, государственные. Во всех подробностях обсуждается содержание и особенности семейного, коррекционного и религиозного воспитательных процессов. Объясняются методы социального воспитания в образовательных учреждениях.

Дошкольная педагогика. Козлова С. А.

Дошкольная педагогика. Козлова С. А.

Книга раскрывает базовые вопросы дошкольной педагогики в контексте современных отечественных и зарубежных психопедагогических исследований. Работа составлена таким образом, что предполагает преемственность профессионального образования в высших учебных заведениях. Содержание соответствует государственным образовательным стандартам. Помимо прочего, книга включает в себя набор практических творческих заданий и педагогических задач для проверки усвоения материала и дополнительную информацию для всех, кто интересуется темой педагогики.

Учебник педагогики. Вайндорф-Сысоева М. Е., Крившенко Л. П.

Учебник педагогики. Вайндорф-Сысоева М. Е., Крившенко Л. П.

В учебнике раскрываются проблемы дидактики, общепедагогические проблемы, проблемы управления образовательными системами, проблемы коррекционной и социальной педагогики и рассматривается теория воспитания, основанная на современных научных достижениях. Учебник соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования Российской Федерации. Работа рассчитана на студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений.

Книги и учебники по педагогике и дидактике, о которых мы вам рассказали, это лишь небольшая часть того количества литературы на данную тему, которое можно сегодня найти в книжных магазинах и на интернет-сайтах. Процесс познания любой дисциплины, тем более педагогики, может продолжаться бесконечно, однако сформировать базу можно, изучив рассмотренные выше работы. Поэтому начните именно с них, но не оставляйте без внимания и другие источники, ведь ваша главная задача – это стать профессионалом в своей области и повысить эффективность педагогической деятельности.

Изучение предмета, курса, или большой темы по любой дисциплине осуществляется, как правило, по программам и учебникам, утвержденным Министерством образования. Ученики школ и студенты вузов, имея книжки по определенным предметам, учат теорию и выполняют практические задания, постепенно погружаясь в тему и усваивая ее в полной мере. Конечно, часто учащиеся используют дополнительные учебные материалы в виде хрестоматий, словарей, и других пособий.

А что использует педагог? Неужели он подает учащимся только ту информацию, которая есть в учебнике и предусмотрена программой? Над этим вопросом мало кто задумывается до тех пор, пока сам не попробует себя в роли учителя. Для того, чтобы подача учебного материала была правильной, последовательной, информативной и результативной, педагоги используют методическое пособие. Что представляет собой данной пособие? Каких оно бывает видов и из чего состоит? Попробуем разобраться в данной статье.

Методическое пособие. Что это?

Под методическим пособием понимают издание, которое создается специально для учителей и облегчает им процесс преподавания. Оно содержит материалы, направленные на практическое применение знаний на практике, с подробным описанием методик преподавания. Построено на примерах и рекомендациях, и состоит их теоретических положений, посвященных популярным мнениям в педагогике на излагаемую тему или вопрос.

Методическое пособие – это учебно-методическое издание, в котором собран и структурирован материал, описывающий задачи и методику обучения и содержание курса, предмета, раздела, или же посвященный учебно-воспитательной работе. Часто авторы таких научных изданий включают в содержание дополнительные материалы в виде планов, конспектов, разнообразного дидактического материала.

Что характерно для пособий?

Любое пособие для учителя или преподавателя вуза должно быть понятным и доступным, и строиться на основе учебников, по которым проводится обучение. Как правило, в методичках указывается автор и год выхода учебной литературы. Если говорить о том, что является характерным для таких пособий, то можно отметить следующее:

  1. Четкая практическая направленность.
  2. Доступная форма изложения.
  3. Оказывает существенную помощь в повседневной работе педагогов.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Какие требования выдвигаются к методическим пособиям?

Для того, чтобы материалы, созданные в помощь учителю, были понятными и доступными, и использовались без региональной привязки при организации образования, они создаются с учетом строгих требований, проходят контроль и утверждаются в Министерстве, и только потом отдаются в печать.

Итак, методическое пособие должно быть:

  • Информативным, с максимальной насыщенностью информацией.
  • Информация должна быть изложена ясно и четко, быть популярной.
  • Структурированным.
  • Иметь оригинальные способы организации деятельности учителя или воспитателя (если касается детских дошкольных учреждений).
  • Издание должно содержать новые методические приемы форм деятельности или их новое сочетание, для развития системы преподавательского процесса.
  • С подтвержденной эффективностью. В качестве доказательных материалов в методических пособиях могут использоваться иллюстрации, или материалы экспериментальной апробации.

Стоит учитывать, что кроме методических пособий, педагоги применяют в своей работе и методические рекомендации. Они отличаются от пособий тем, что теория по конкретному предмету или теме в нем раскрывается минимально, то есть, содержание рекомендаций основано преимущественно на практике педагога, на тонкостях процесса подачи материала и способах организации учебного процесса.

Какую структуру имеет методическое пособие?

При разработке изданий для помощи педагогам в их повседневной деятельности авторы придерживаются строгой структуры в своих пособиях. Поэтому, если взять методички по разным учебным дисциплинам, например, математике и химии, то структурно они будут идентичными. Отличия будут только в поданном материале и в рекомендованных Минобразованием практичных заданиях для усвоения и контроля знаний у учеников.

Структура методического пособия выглядит следующим образом:

  • Начинается вступлением или в виде пояснительной записки.
  • Далее следует основная часть, которая составляет примерно 75% всего текста. Здесь идет описание особенностей изучаемой теории, технических методик, технологий, перечисляются практичные работы и даются к ним рекомендации, а также контрольные задания.
  • Заключение, с описанием кратких и четких выводов и результатов, которые будут достигнуты при использовании данного методического пособия.
  • Литература.
  • Приложения. Часто состоит из нормативных документов, и других материалов, с помощью которых педагог сможет качественно и рационально организовать свою работу, и при этом, не нарушив требований.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Методические пособия и их виды

Существуют различные виды методических пособий, при использовании которых в комплексе, педагоги получают возможность шире, глубже, информативней передать материал учащимся, донести до них важную информацию максимально интересно и доступно. Для этого в работе педагогов применяются следующие виды методического пособия:

  • Продукция информационно-ознакомительного характера, к которой относят листовки, буклеты, информационно-методические справочные материалы, и т.д.
  • Материалы и издания организационно-методического направления. Сюда входят методические записки, разработки, рекомендации.
  • Прикладная продукция в виде карточек, тестовых заданий, технических схем, иллюстраций, и т.д.

В общем, используя методическое пособие, педагог может четко, грамотно, последовательно изложить учебный материал для качественного его усвоения учащимися.

Читайте также: