Дифференциация детей по времени нарушения зрения позволяет выделить следующие категории какие

Обновлено: 25.06.2024

В статье рассматривается организация психологической помощи детям и подросткам имеющим нарушения слуха и зрения, как в России, так и за рубежом. Приводится базовое отечественное и зарубежное законодательство, изменения в нем, основные тенденции сочетания правовой базы специального образования и психологической помощи в разных странах. Особо в работе уделено внимание методологическим подходам в организации обучения детей с нарушением слуха и зрения, а также общим принципам сбережения здоровья при обучении детей в школах. Система психологической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья состоит из психологической диагностики, психологического консультирования, психокоррекции, психологической поддержки, психопрогностики и психологического сопровождения. Все эти компоненты взаимосвязаны между собой. Для того чтобы воспитание и обучение детей и подростков с нарушением слуха и зрения были успешными, необходима правильная оценка их возможностей и выявление их особых образовательных потребностей.


2. Малафеев Н.Н., Шматко Н.Д. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции // Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М., 2001.

4. Скрипкина Н.В. Организация психологической помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям // Молодой ученый. – 2015. – №6.

5. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2010.

В последнее время особенной острой является проблема роста числа детей имеющих нарушения в психическом и соматическом развитии. По данным Всемирной организации здравоохранения (2014) 19 миллионов детей имеют нарушения зрения. Из них у 12 миллионов детей нарушения зрения вызваны аномалиями рефракции – состояниями, которые можно легко диагностировать и корректировать. Для 1,4 миллиона детей, имеющих необратимую слепоту на всю оставшуюся жизнь, необходимы мероприятия по зрительной реабилитации для их полного психологического и личного развития. По данным ВОЗ (2015) – 32 миллиона детей страдают от инвалидизирующей (потеря слуха в слышащем ухе, превышающая у детей 30 дБ) потери слуха.

В 22 коррекционных образовательных учреждениях Ивановской области обучается 2713 детей, имеющих нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и интеллекта.

В этой статье рассматривается организация психологической помощи детям и подросткам имеющим нарушения слуха и зрения как в России, так и за рубежом.

В соответствии с Международной классификацией болезней-10 (МКБ-10), существует четыре уровня зрительной функции:

1. Нормальное зрение

2. Умеренное нарушение зрения

3. Тяжелое нарушение зрения

Потеря слуха может быть: лёгкой, умеренной, тяжёлой или глубокой.

В декабре 2014 года Министерством образования были утверждены два федеральных государственных образовательных стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: начального общего образования для детей с нарушением слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших), для детей с нарушением зрения (слепых, слабовидящих). В нашем регионе в апробации новых стандартов участвует Ивановская школа-интернат для детей с нарушениями зрения.

Российская система образования детей и подростков с нарушениями слуха и зрения включает: Дома ребёнка, реабилитационные центры для детей раннего возраста; дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) компенсирующего вида для слабовидящих детей; ДОУ комбинированного вида для пребывания детей с нарушениями слуха и зрения; школы-интернаты I вида для неслышащих; II вида для слабослышащих и позднооглохших; III вида для незрячих; IVвида для слабовидящих; массовые школы для интегрированного обучения детей и подростков с нарушениями слуха и зрения.

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для неслышащих детей (I вида). Обеспечивает неслышащим детям общеобразовательную и первичную профессионально-трудовую подготовку. Включает в свой состав I–XII классы, подготовительный класс для детей шестилетнего возраста, не получивших дошкольной подготовки. Дети получают основное общее образование за 11 лет (и за 12, если начали обучение с подготовительного класса). Выпускники, которые планируют получить полное среднее образование, могут обучаться в специально создаваемых для этого классах. В школах I вида образовательный процесс включает следующие ступени: 1 – первоначальный период – подготовительный класс; 2 – начальное образование – 5-6 лет или 6-7 лет в случае обучения в подготовительном классе; 3 – основное общее образование – 5-6 лет; 4 – среднее (полное) общее образование – 2 года, как правило в структуре вечерней школы.

Наполняемость классов – не более 6 детей.

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей (II вида). Имеет два отделения: 1отделение – для детей с лёгким недоразвитием речи и нарушением слуха; 2 отделение – для детей с глубоким недоразвитием речи и нарушением слуха. Во 2 отделении имеется подготовительный класс для детей шестилетнего возраста без дошкольной подготовки. Учащиеся 1 отделения за 10 лет и учащиеся 2 отделения за 12 лет обучения получают образование в объеме массовой неполной средней школы и первичную профессионально-трудовую подготовку.

В школах II вида коррекционно-образовательный процесс включает следующие ступени: 1 – начальное общее образование (подразделяется на два отделения) – 1 отделение – 4-5 лет, 2 отделение – 5-6 или 6-7 лет; 2 – основное общее образование – 6 лет в первом и во втором отделении; 3 – среднее (полное) общее образование – 2 года в первом и во втором отделении. Выбор образовательного варианта в школах II вида зависит от показателей речевого и умственного развития ученика.

В составе специальных школ-интернатов для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, при наличии соответствующего контингента, организуются классы для детей со сложными дефектами, включающими, помимо нарушения слуха, нарушения опорно-двигательного аппарата или нарушения интеллекта (задержку психического развития, олигофрению в степени дебильности). Предельная наполняемость классов и воспитательных групп – 12 человек, а для детей со сложными дефектами – 5-7 человек.

Продолжить, незавершённое по тем или иным причинам обучение выпускники могут через систему государственных вечерних сменных школ. XII-XV классы специальной средней общеобразовательной вечерней (сменной) и заочной школы для лиц с недостатками слуха. Наполняемость классов очной формы обучения не менее 8 человек. В XIII-XV классах вечерней или заочной специальной школы глухие и слабослышащие после окончания специальной школы-интерната получают полное среднее образование.

Обучение детей и подростков с нарушением слуха по программе общеобразовательной школы возможно в том случае, если снижение слуха (в речевой области) до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии. Для таких детей должны быть созданы специальные образовательные условия. Используются следующие организационные формы:

- специальные классы в общеобразовательном учреждении с организацией совместных со слышащими сверстниками занятий и внеклассной работы;

- дети с нарушением слуха (1-3 человека) находятся в коллективе обычного класса общеобразовательного учреждения.

В специальных классах обучение осуществляется по общеобразовательной программе учителем дефектологом-сурдопедагогом. В коллективе обычного класса обучение осуществляет педагог этого учреждения при поддержке следующих специалистов: учитель дефектолог-сурдопедагог, методист, психолог, логопед, социальный педагог.

При использовании этих двух форм обязательным является наличие дополнительных коррекционных занятий с детьми.

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для незрячих детей (III вид). Включает следующие ступени: 1 – начальное общее образование (4-5 лет); 2 – основная или неполная средняя школа (5-6 лет); 3 – средняя школа (2 года).

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для слабовидящих детей (IV вида). В такой школе могут также обучаться дети с косоглазием и амблиопией, имеющих остроту зрения выше 0,4. В школах IV вида образовательный процесс осуществляется по следующим ступеням: 1 – общее начальное образование (4 года); 2 – основное общее образование (6 лет); 3 – среднее (полное) общее образование (срок обучения 2 года). Слепые и слабовидящие умственно отсталые дети обучаются в специальных (коррекционных) классах для детей с нарушением интеллекта соответствующих школ для детей с нарушением зрения. Наполняемость класса – 12 человек, классы для детей со сложным дефектом – 5 человек.

Образовательный процесс в этих школах осуществляется на основе оригинальных учебных планов и программ, имеются специально разработанные учебники и направлен на восстановление пробелов развития с использованием специальных методик и оборудования (шрифт Брайля, дактилология, письменная речь, слуховые и оптические аппараты и т.п.). Если уровень образования и компенсаторные возможности ребёнка с нарушенным зрением или слухом достаточно велики, то он способен продолжать своё обучение и воспитание в системе среднего и высшего профессионального образования.

Дети и подростки с нарушением зрения могут обучаться и в массовой общеобразовательной школе, но для этого острота зрения должна быть не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии. Таким детям должны быть созданы специальные образовательные условия: наличие тифлотехнических средств, специальных учебников, специальная освещённость, также необходимо психолого-педагогическое сопровождение детей такими специалистами как: тифлопедагог, тифлопсихолог. Важно чтобы образовательный процесс имел коррекционную направленность на том же уровне и в том же объёме, как и в специальной школе.

Система психологической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья состоит из следующих компонентов: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психокоррекция, психологическая поддержка, психопрогностика и психологическое сопровождение. Все эти компоненты взаимосвязаны между собой.

Для того чтобы воспитание и обучение детей и подростков с нарушением слуха и зрения были успешными, необходима правильная оценка их возможностей и выявление их особых образовательных потребностей. Поэтому необходимо провести психолого-медико-педагогическую диагностику. Проведение такой диагностики даёт возможность:

- Своевременно выявлять детей с нарушениями слуха и зрения;

- Раскрывать индивидуальные психолого-педагогические особенности детей с нарушениями слуха и зрения;

- Разрабатывать оптимальный педагогический маршрут;

- Планировать коррекционные мероприятия, разрабатывать коррекционные программы;

- Оценивать динамику развития, а также эффективность коррекционной работы;

- Определять условия воспитания и обучения детей;

- Консультировать родителей и других законных представителей.

Важным принципом, при диагностике детей и подростков с нарушениями слуха и зрения, является принцип комплексности. Этот принцип включает в себя многоуровневое медицинское и психолого-педагогическое обследование.

Doc10.pdf

Схема комплексного подхода в работе с детьми и подростками

Разработаны методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения слуха и зрения в условиях детского сада компенсирующего и общеобразовательного видов. Рассмотрим организацию работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха и зрения в условиях детского сада компенсирующего вида.

Комплектование учреждений идёт по принципу ведущего отклонения в развитии. Функционируют сады и группы для детей:

- с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);

- с нарушением зрения (слабовидящие, для детей с косоглазием и амблиопией);

В штат детских садов компенсирующего вида дополнительно входят такие специалисты как: дефектологи, олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды, а также включены дополнительные ставки медицинских работников.

Образовательный процесс в детских садах компенсирующего вида осуществляется в соответствии со специальными комплексными программами обучения и воспитания, разработанными для каждой категории детей дошкольного возраста и утвержденными Министерством образования РФ.

Занятия по развитию речи, формированию элементарных математических знаний, конструированию, по развитию игровой деятельности в части дошкольных учреждений компенсирующего вида проводятся не воспитателями, а учителями-дефектологами. Организуются специальные виды занятий, такие как: развитие слухового восприятия и коррекция звукопроизношения, развитие зрительного восприятия и др. Подобные направления работы имеются и в обычных детских садах, где они включаются в содержание общеразвивающих занятий и, как правило, не выделяются структурно в сетке занятий.

Выделяют следующие направления деятельности детских садов компенсирующего вида:

- диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении детей;

- образование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и психического здоровья;

- организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;

- психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;

- проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.

Действующее законодательство Российской Федерации позволяет организовать обучение и воспитание детей с нарушениями слуха и зрения в общеобразовательных дошкольных учреждениях. Обязательным является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционные образовательные учреждения (классы, группы).

Начинать совместное воспитание и обучение нужно ещё в дошкольном возрасте. Вместе с тем, специалисты не рекомендуют включать в группы детского сада детей со сложными (множественными) нарушениями. Такие дети в силу особенностей их психофизического развития не смогут продуктивно участвовать во фронтальных, подгрупповых занятиях группы.

Для успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников, как отмечают Н.Н. Малофеев и Н.Д. Шматко (Институт коррекционной педагогики РАО), необходимо соблюдать следующие условия:

- кадровое обеспечение и взаимодействие специалистов различных ведомств;

- создание развивающей среды;

Нормативно-правовое обеспечение и программно-методическое обеспечение: обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии со специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников: возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития. Также целесообразным является составление на каждого воспитанника индивидуальной программы развития.

При необходимости, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в конце учебного года следует направлять на психолого-медико-педагогическую комиссию, чтобы получить рекомендации специалистов о дальнейших формах воспитания и обучения.

В современной образовательной политике США и странах Европы получили развитие несколько подходов к проблеме образования лиц с ограниченными возможностями здоровья:

- десегрегация школ – отказ от политики сегрегации и законов, разделяющих население по расовому признаку;

- расширение доступа к образованию (wideningparticipation);

- мейнстриминг (mainstreaming) – учащиеся имеющие инвалидность общаются со сверстниками на праздниках и различных досуговых программах;

- интеграция – совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;

Выделяют три основные модели интегрированного обучения:

- инклюзия – реформирование школ и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей.

В США действует американский закон об инвалидах ADA, который защищает права граждан с ограниченными возможностями здоровья. Гарантирует получение бесплатного, соответствующего возможностям, государственного образования (FAPE). FAPE – надлежащее (соответствующее возможностям) бесплатное государственное образование для детей с ограниченными возможностями. Право на получение такого образования в США гарантируется Законом о реабилитации и Законом об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA). В соответствии с IDEA, образовательные программы FAPE индивидуальны для каждого конкретного ребёнка, учитывают его индивидуальные потребности, обеспечивая доступ к общеобразовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами и от которых ребёнок получает образовательную пользу, готов к дальнейшему получению образованию, трудоустройству и самостоятельной жизни. Получение образования в других, специальных условиях (вне общеобразовательной среды) возможно в том случае, если характер и тяжесть нарушений развития таковы, что образование в обычных классах с использованием дополнительных средств и пособий не может быть достигнуто удовлетворительным образом. Ребёнок находится в среде, в которой ему комфортно как физическом, так и психоэмоциональном плане, где у него есть возможность добиться успехов в учёбе (измеряется конкретными целями индивидуального плана обучения). Для определения необходимости перевода в другую образовательную среду разработан тест состоящий из двух вопросов:

1) Будет ли обучение в общеобразовательном классе с использованием дополнительных средств эффективным?

Департамент здравоохранения штата Огайо, США (ODH) реализует комплексную программу раннего выявления, диагностики и лечения детей и подростков с нарушением слуха и зрения, определение условий воспитания и обучения, разработку и проведение необходимых коррекционных мероприятий, выработку рекомендаций для родителей и законных представителей, комплексное сопровождение детей и подростков, а также их семей; комплектование штатов необходимых специалистов в учреждениях, работающих по данному профилю. Деятельность опирается на кодексы, принятые в данном штате, а также законодательные акты страны.

Таким образом, можно сделать вывод, что специальное образование и оказание психологической помощи детям и подросткам с нарушением слуха и зрения не одинаковы, но имеют сходные черты. Например, то, что используется комплексный подход к оказанию психологической помощи, дифференциация образовательных учреждений по типам отклонения здоровья.

Обмен опытом и технологиями работы с детьми и подростками имеющими нарушения слуха и зрения, взаимное сотрудничество специалистов всех уровней, опора на высокотехнологичные достижения нашего времени будет способствовать разработке оптимальной концепции и выработке практических рекомендаций для специалистов, работающих в данной области.


Зрительная информация составляет около 90 % информации, поступающей в кору больших полушарий мозга человека. В отличие от других сенсорных систем, зрительный анализатор генетически развивается в тесной связи с мозгом. С первых дней жизни ребенка зрение тесно связывается с осязанием, слухом, обонянием и другими видами чувствительности. В результате образуются сложные динамические системы связей, являющиеся чувственной основой всей психической деятельности и ориентации ребенка в пространстве.

При нарушении или недоразвитии зрения значительно обедняется информация, поступающая в кору больших полушарий мозга. Снижение потока зрительных импульсов, поступающих в мозг с сетчатки глаза, ведет к изменению функциональной деятельности коры: отмечается снижение или полное исчезновение в затылочной области, так называемого альфа-ритма, перестраивается вся корковая нейродинамика.

В зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу при использовании обычных средств коррекции (очков) выделяются: слепые и слабовидящие.

Среди лиц, относящихся к категории слепых, принято выделять:

– абсолютно или тотально слепых;

– частично или парциально слепых, имеющих либо светоощущения (способность различать свет и тьму), либо формальное зрение (возможность различения формы предмета, т.е. выделения фигуры из фона).

Критической чертой является острота зрения, составляющая 0,04 по таблице Сивцева. Если острота зрения превышает этот уровень, зрительная система функционально развивается. Если острота зрения оказывается ниже этой границы, то человек не может использовать зрение функционально.

Среди причин слабовидения нужно отметить следующие: аномалии рефракции; патология хрусталика (помутнение – катаракта); патология сетчатки (дистрофии, дегенерации, отслойка сетчатки); патология глазодвигательного аппарата (косоглазие, нистагм).

Для подавляющего большинства видов спорта ведущим анализатором является зрительный. С помощью органов зрения спортсмен воспринимает окружающую обстановку, действия соперника, анализирует свое отношение к окружающим условиям, ориентируется в пространстве, осуществляет текущий и конечный контроль за результатами своих действий. С помощью зрительных восприятий создаются возможности познания размеров, цвета, расстояний и скоростей движений предметов и их взаимных (относительных) расположений.

Сказанное позволяет говорить, что зрительной системе при занятиях спортом приходится решать главным образом метрические задачи, то есть производить оценку пространственно-временных параметров визуально фиксируемой ситуации: размеров, расстояний, скоростей, углов, амплитуд, соотношений ее элементов. Патология зрительного анализатора и сопутствующие отклонения в состояния здоровья неблагоприятно сказываются на развитии двигательной функции.

Люди с нарушениями зрения менее физически дееспособны, у них преобладает вынужденная статическая поза с низко опущенной головой при выполнении определенной деятельности. При такой осанке изменяется ритм и глубина дыхания, напрягаются мышцы спины и шеи, что способствует сдавливанию сосудов, питающих головной мозг.

Низкая острота зрения замедляет скорость выполнения задания, приводит к быстрому утомлению, а затем снижению работоспособности. Снижение двигательной активности слабовидящих ведет к ухудшению физического развития и подготовленности, провоцирует возникновение ряда хронических заболеваний или усугубляет имеющиеся. Существенные изменения в двигательной функции приводят к нарушению ориентировки в пространстве, что проявляется в снижении быстроты, координации, точности, темпа, соразмерности движения, овладения такими движениями, как ходьба, бег.

Нарушение зрения влечет за собой особенности в физическом развитии данной категории людей. В зависимости от локализации недуга нарушенными могут быть как основные свойства нервных процессов, так и отдельные функции организма, которые влекут за собой значительное отставание физического развития.

Показатели развития людей с нарушениями зрения ставятся в обратно пропорциональную зависимость от уровня сохранности зрительной системы: чем больше поражена зрительная система, тем ниже показатели развития. Между тем, исследования показали, что благодаря занятиям физической культурой происходит улучшение кровообращения в тканях глаза, а это, в свою очередь, активизирует обменные и трофические процессы, препятствует прогрессированию и обострению глазного заболевания, оказывает благоприятное влияние на органы зрения в целом.

Характерные особенности развития людей с нарушением зрения. Первая, заключается в некотором общем отставании развития слабовидящего человека по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития. И хотя возрастная динамика физического развития у слабовидящих детей в принципиальных чертах сохраняется, его уровень значительно отстает от нормы. В школьном возрасте слабовидящие дети отстают от своих нормально видящих сверстников в весе (от 3 до 5 кг), росте (от 5 до 13 см), в показателях окружности грудной клетки (до 4,7 см). Заметное отставание от нормы отмечается и в развитии жизненной емкости легких (ЖЕЛ): в среднем у детей 10–12 лет с нарушением зрения она составляет 1,6 см3, тогда как у нормально видящих – 1,8 см3.

Вторая особенность развития слабовидящего состоит в том, что периоды его развития не совпадают с периодами развития зрячих. До того времени, пока слабовидящий человек не выработает способов компенсации слепоты, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, и они будут развиваться медленнее. Выпадение или глубокое нарушение функций зрительного анализатора приводят к некоторому усилению тормозного процесса: снижение скорости выработки условных рефлексов, замедление выработки дифференцировок и переделки сигнальных значений условных раздражителей на противоположные (Л.Р. Макина, 2013).

Третьей особенностью развития слабовидящего является диспропорциональность. Она проявляется в том, что функции и стороны личности, которые менее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т.д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие – более медленно (движения, овладение пространством). Прежде всего, страдают функции, тесно связанные со зрением, в особенности восприятие предметов и явлений действительности, ориентации в пространстве, формирование представлений и измерительных действий.

Слабость мышечного корсета приводит к появлению боковых искривлений позвоночника, лордозов и кифозов. У слабовидящих детей нарушение осанки отмечается значительно чаще, чем у учащихся массовых школ. Если у нормально видящих детей нарушение осанки наблюдается в среднем у 29 %, у слабовидящих детей этот показатель составляет от 41 до 51 %, для слепых – от 50 до 80 %. У детей с нарушением зрения наблюдается усиление грудного кифоза и уплощение поясничного лордоза. Такие отклонения в состоянии здоровья связаны со слабым физическим развитием данной категории людей, малой двигательной активностью. Наряду с нарушением осанки, у слабовидящих выявлен большой процент – до 53,8 % – деформаций стоп. При нарушении осанки и деформации позвоночника грудная клетка видоизменяется, что приводит к заболеваниям сердечнососудистой системы, изменению ритма сердечных сокращений, частоты пульса и кровяного давления, а также к отклонению в работе органов дыхания. Данные патологии относятся к вторичным отклонениям.

Зрительный дефект вносит дискоординацию, нарушает свободу движений. У слабовидящих отмечается ухудшение сократительных свойств мышц, мускулы конечностей и туловища становятся слабыми, они быстро устают даже после непродолжительной ходьбы. Тонус мышц и уровень мышечного сокращения нижних конечностей у слепых ниже, чем у нормально видящих, и с возрастом эта разница увеличивается.

Слабовидящие люди отстают от нормы по показателям подвижности в суставах, мышечной работоспособности, точности движений. Наибольшее отставание у лиц, имеющих дефект зрения, проявляется в развитии силовой выносливости мышц, координации движений, скорости движений. В показателях гибкости на 12–15 % слабовидящие уступают нормально видящим сверстникам. Показатели устойчивости тела (равновесия) у лиц с нарушением зрения отстают от нормы в 1,5–2 раза, особенно ярко это проявляется в возрасте 16 лет.

Примерно у 36,6 % слепых и слабовидящих, помимо заболеваний глаз, имеется патология других органов и систем. Это: заболевания нервной системы – 36,2 % (дебильность, эпилепсия, ночной энурез и другие); опорно-двигательного аппарата – 23,4 % (сколиоз); болезни верхних дыхательных путей – 11 % (хронический тонзиллит, гайморит, ринит и другие); органов дыхания – 6,6 % (хронический бронхит, пневмония, бронхиальная астма); пищеварительной системы – 4,5 % (хронический гастрит, дискинезия желчных путей и другие); врожденные пороки (сердца, аорты, кривошея, косолапость) – 7,3 %. Практически у каждого третьего, страдающего сопутствующей патологией, последняя является врожденной и сочетается с врожденным заболеванием глаз.

Любой дефект, следствием которого является нарушение нормального развития, приводит к автоматическому включению биологических компенсаторных функций организма. Компенсаторная перестройка у слабовидящих происходит как за счет использования других сенсорных функций (слуховая, тактильная, мышечная и другие виды чувствительности), так и за счет использования высших форм познавательной деятельности. В результате этого возникают различного рода замещения и перестройки, способствующие восстановлению, исправлению недоразвитых функций. Огромную роль в компенсации дефектов зрения играет сознание.

Осязание компенсирует познавательные и контролирующие функции деятельности слепых. Конечно, полное возмещение утраченных функций невозможно, так как, во-первых, кожные и мышечно-суставные ощущения отражают не все признаки предметов, воспринимаемые зрительно, во-вторых, осязательное поле ограничено зоной действия рук и восприятие протекает более длительно, чем зрительное. Но осязание даёт слепому необходимые знания об окружающем мире и достаточно точно регулирует его взаимодействие с окружающей средой, а культура осязания является одним из основных средств компенсации слепоты.

Спортивная деятельность связана с необходимостью длительное время поддерживать работоспособность, т.е. проявлять выносливость, которая у данной категории людей лимитирована различными нарушениями и сниженной двигательной активностью. Уровень специальной выносливости лиц с нарушением зрения определяется не только степенью развития вегетативных функций, обеспечивающих движение, но и стабильностью координационной выносливости, выступающей как фактор устойчивости против утомления нервно-моторных функций управления движениями.

Люди с нарушениями зрения в большинстве своем чувствительны даже к небольшим отклонениям кровообращения мозга, а силовые упражнения сопровождаются большими перепадами артериального давления, связанными с задержкой дыхания и натуживанием. Для нейтрализации этих негативных явлений на занятиях у людей со зрительной патологией силовая нагрузка должна составлять не более 50 % от максимального веса и подъем снарядов (гантели, гриф штанги и т.п.) следует выполнять на фазе вдоха, что автоматически исключает задержку дыхания и натуживания.

Элементарные формы проявления быстроты в различных сочетаниях и в совокупности с другими способностями и техническими навыками обеспечивают комплексное проявление скоростных способностей в сложных двигательных актах, характерных для конкретного вида спортивной деятельности. Однако лиц с нарушением зрения как минимум один или несколько факторов имеют дефектную основу и поэтому тормозят развитие скоростных способностей. Это обстоятельство требует поиска средств и методов их развития с учетом первичного дефекта, состояния опорно-двигательного аппарата, сохранности сенсорных систем и психических функций. Поэтому развитие скоростных способностей необходимо проводить дифференцированно, совершенствуя отдельно независимые формы их проявления.

Координационные способности являются важным фактором достижения высоких спортивных результатов. Но отсутствие достаточного расслабления приводит к мышечной скованности, что мы можем наблюдать у людей с нарушением зрения. Из-за дефекта зрения они боятся выполнить двигательное действие, тем самым выполняя все в скованном состоянии. Избыточная напряженность мышц у лиц с нарушением зрения связана с влиянием основного дефекта и нарушения управления произвольными движениями, эмоциональной и психологической скованности. Однако отсутствие или недостаточный контроль за движениями со стороны зрительной системы компенсируется тем, что в процессе тренировки работа проприоцептивной чувствительности становится настолько точной и дифференцированной, что может протекать без зрительного контроля.

Читайте также: