По каким вопросам церковь имела право юрисдикции по отношению ко всем категориям русского общества

Обновлено: 30.06.2024

Ру́сская Правосла́вная Це́рковь [7] (аббревиатура — РПЦ; другое официальное наименование — Моско́вский Патриарха́т, кратко МП [8] ) — автокефальная поместная православная Церковь.

Занимает пятое место в диптихе автокефальных поместных Церквей мира.

Правовым основанием своего устройства и деятельности полагает Божественные заповеди, содержащиеся в Священном Писании, а также Священное Предание. Последнее включает в себя каноны, авторизованные Церковью богослужебные тексты, творения святых отцов, жития Святых, а также обычаи Церкви. Исповедует Никео-Цареградский Символ веры.

Содержание

История

Русская православная церковь связывает своё возникновение с Крещением Руси, когда была создана Киевская митрополия Константинопольского патриархата как институт признанный и поддерживаемый киевским князем. Статус автокефалии имеет де-факто с 1448 года, когда Московский поместный собор осудил Флорентийскую унию и поставил на Русскую митрополию Рязанского епископа Иону без предварительных согласований с Константинополем.

С 1448 по 1589 год Московская Церковь управлялась фактически независимыми митрополитами всея Руси [14] . Начиная с царствования Иоанна III, в Московском государстве появилась концепция, согласно которой, вследствие политического падения Византии, единственным оплотом вселенского православия становилась Москва, которая получала достоинство Третьего Рима. В несколько модифицированном виде эта идея была формально закреплена в Уложенной Грамоте 1589 года от имени Константинопольского Патрирха Иеремии II. В 1589—1593 годах Московские митрополиты получили достоинство Патриархов и формальное признание автокефалии от восточных патриархов.

В годы Советской власти

Патриаршество в Православной российской церкви было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (11 ноября) 1917; первым патриархом в послесинодальный период был избран святитель Тихон (Беллавин), митрополит Московский.

Вскоре после октябрьской революции 1917 года Православная церковь была отделена от государства, в 1918 году на территории, контролируемой большевиками, прекратилось финансирование духовенства и религиозного образования из казны [18] ; Церковь пережила ряд инспирированных властями расколов (Обновленческий, Григорианский и др.) и период гонений (см. в статье Религия в СССР). После смерти Патриарха Тихона в 1925 году, власти не позволили проведение собора для избрания его преемника; патриаршим местоблюстителем стал митрополит Петр (Полянский), вскоре репрессированный.



По некоторым сведениям, в первые пять лет после большевистской революции было казнено 28 епископов и 1200 священников [21] .

Основной мишенью антирелигиозной партийно-государственной кампании 1920-х и 1930-х годов была Патриаршая церковь, имевшая наибольшее число последователей. Почти весь её епископат, значительная часть священников и активных мирян, были расстреляны или сосланы в концлагеря; богословские школы и иные формы религиозного обучения, кроме частного, были запрещены. Основным инструментом проведения партийной политики в отношении Патриархии было 6-е отделение ОГПУ, возглавляемое Евгением Тучковым, который проводил политику разъединения и подчинения органам ОГПУ епископата и иных лиц духовенства и мирян.

8 сентября 1943 года Собор епископов избрал митрополита Сергия (Страгородского) на Патриарший престол; было открыто несколько богословских школ (впоследствии семинарий и академий); тысячи храмов, открытых на территории, занятой германской армией, оставались открытыми после восстановления на территории советского контроля. С 1947 года, на идеологическом и пропагандистском уровне, началось некоторое ужесточение антирелигиозной политики, которое распространялось также и на РПЦ.

Начиная с 1987 года, в рамках проводимой при Михаиле Горбачеве политики гласности и перестройки, начался постепенный процесс передачи в пользование Патриархии, епархий и общин верующих зданий и имущества, ранее находившихся в церковном ведении; происходила либерализация режима контроля над религиозной жизнью и ограничения деятельности религиозных объединений. Важной вехой явился 1988 год — год празднования тысячелетия Крещения Руси, проведения юбилейного поместного собора РПЦ. Был снят запрет на освещение религиозной жизни в СССР по телевидению: впервые в истории Советского Союза люди смогли видеть прямые трансляции богослужений по телевизору.

Новейшая история

Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подчеркивал особую роль Церкви как крупнейшего и наиболее авторитетного общественного института современной России [28] .

Современное устройство и управление

Современная структура Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), порядок формирования её центральных и местных органов управления, их полномочия определены Уставом Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским собором 16 августа 2000 года [29] с поправками, принятыми 27 июня 2008 года на Архиерейском Соборе [30] . Устав Русской Православной Церкви — строго внутренний документ, не регистрировавшийся в Минюсте РФ [31] , а посему ничтожный с точки зрения действующего законодательства. По мнению протоиерея Павла Адельгейма (РПЦ), Устав РПЦ 2000 года в ряде своих положений противоречит как действующему российскому законодательству, так и церковному праву [32] [33] .

Согласно Уставу Русской Православной Церкви, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный Синод во главе с Патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями — каждый в своей компетенции.

Патриарх



С 1 февраля 2009 года предстоятель Русской православной церкви — патриарх Кирилл.

Сан Патриарха является пожизненным [41] . Кандидатом для избрания в Патриархи может быть только архиерей (епископ) Русской Православной Церкви не моложе 40 лет, имеющий высшее богословское образование и достаточный опыт епархиального управления; вопрос гражданства (подданства) Уставом не оговорён [42] . Право церковного суда над Патриархом, а также решение об уходе его на покой принадлежит Архиерейскому Собору [43] . В случае кончины Патриарха или невозможности выполнения им своих обязанностей (уход на покой, нахождение под церковным судом и т. п.) Священный Синод под председательством старейшего по хиротонии постоянного члена Священного Синода немедленно избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя патриаршего престола. Процедура избрания Местоблюстителя устанавливается Священным Синодом. [44] .

Являясь прямо и непосредственно правящим епископом города Москвы (Московская область находится в непосредственном управлении Патриаршего Наместника — митрополита Крутицкого и Коломенского), Патриарх обладает определёнными общецерковными административными полномочиями: вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы и заседания Священного Синода, в исключительных случаях — Поместные Соборы, и председательствует на них; несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода; издает указы об избрании и назначении епархиальных архиереев, руководителей Синодальных учреждений, викарных архиереев, ректоров Духовных школ и иных должностных лиц, назначаемых Священным Синодом; награждает архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями; награждает клириков и мирян церковными наградами; утверждает присуждение учёных степеней и званий [45] .

Московская Патриархия — учреждение Русской Православной Церкви, объединяющее структуры, непосредственно руководимые Патриархом [46] . Патриарх — священноархимандрит (настоятель) Троице-Сергиевой Лавры, а также ряда других монастырей, имеющих статус патриарших ставропигий.

Священный Синод

Священный Синод Русской православной церкви состоит из председателя — Патриарха (или Местоблюстителя), девяти постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев [38] . Постоянными членами Священного Синода являются следующие иерархи (по кафедре или должности):

  • митрополит Киевский и всея Украины;
  • митрополит Минский и Слуцкий — Патриарший Экзарх всея Белоруссии; ;
  • митрополит Кишинёвский и всея Молдовы;
  • митрополит Астанайский и Казахстанский; ;
  • Председатель Отдела внешних церковных связей; .

В 2011 году в число постоянных членов Синода были включены митрополит Астанайский и Казахстанский и митрополит Среднеазиатский (данное решение Синода должно в последующем быть утверждено Архиерейским собором). [47]

Временные члены вызываются на полугодичные сессии из числа епархиальных архиереев в порядке очередности. Как правило, заседания Синода являются закрытыми. Рассматриваемые вопросы решаются общим голосованием или большинством голосов. Воздержание от голосования не допускается.

С 22 ноября 1990 года существуют отдел религиозного образования и катехизации (председатель — митрополит Меркурий (Иванов), до 2009 года — архимандрит Иоанн (Экономцев)) и отдел по церковной благотворительности и социальному служению (глава — епископ Пантелеимон (Шатов)). В июле 1995 был создан отдел по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями [52] [53] , возглавляемый с 17 июля 2001 года протоиереем Димитрием Смирновым [54] . 31 марта 2009 года были образованы отдел по взаимодействию Церкви и общества, во главе которого был назначен протоиерей Всеволод Чаплин [55] и информационный отдел (председатель — В. Р. Легойда).

Структура

В канонической зависимости от РПЦ находятся автономные Японская Православная Церковь и Китайская Православная Церковь; последняя фактически прекратила своё существование в конце 1960-х годов.

Основная территориальная единица — епархия, возглавляемая епархиальным архиереем (епископом, архиепископом или митрополитом) и объединяющая находящиеся на данной территории приходы (приходские общины), объединённые в благочиния и монастыри. Границы епархий определяются Священным Синодом с учётом административно-территориального деления областей, краёв, республик или государств. Органами епархиального управления являются Епархиальное собрание и Епархиальный совет, при содействии которых архиерей управляет епархией.

Основная структурная единица церковного устройства — приход — община православных христиан, состоящая из клира и мирян (прихожан), объединённых при храме [61] . Во главе прихода стоит настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. Органами приходского управления являются возглавляемое настоятелем Приходское собрание, Приходской совет (исполнительный орган, подотчетный Приходскому собранию, состоящий из председателя — церковного старосты, его помощника и казначея) и Ревизионная комиссия.

Некоторые календарно-литургические и иные особенности

Русская Православная Церковь в целом придерживается в своей литургической жизни Юлианского календаря и Александрийской Пасхалии для исчисления дня празднования Пасхи. В богослужении с конца XIV века действует устав Иерусалимской Церкви. Основной литургический язык — церковнославянский. В XIX веке всеобщее распространение в приходской практике получило партесное пение, почти вышел из обихода знаменный распев. К концу синодального периода сложился ряд отличительных особенностей в литургической и пастырской практике, утвердившихся в XX веке: служение вечерни, утрени и Первого часа в рамках единой службы, совершаемой вечером, фактическая отмена малого повечерия, обязательная исповедь для причастников непосредственно перед принятием Святых Тайн или накануне.

Современное состояние



С 1920-х годов находится в состоянии затяжного юрисдикционно-канонического конфликта с первой по чести Константинопольской Церковью [66] [67] [68] . (Подробнее см. в статье Православие.) С 1990-х годов притязания на исключительную юрисдикцию оспариваются иными поместными Церквами в Эстонии [69] и Молдавии [70] .

Согласно сведениям, оглашённым 12 декабря 2008 года управляющим Московской епархией митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым) [71] [72] , в ведении Московского Патриархата было: 157 епархий; 203 архиерея, из них 149 правящих и 54 викарных; кроме того, 14 архиереев пребывало на покое; 804 монастыря: из них в России мужских — 234, женских — 244, в странах СНГ — 142 мужских и 153 женских монастырей, в странах дальнего зарубежья — 3 мужских [73] и 3 женских монастыря; кроме того, 203 подворья и 65 скитов (сюда не включены 16 мужских и 9 женских обителей Русской Православной Церкви Заграницей); в ведении Патриаршего престола находилось 25 ставропигиальных монастырей, в число которых входило 4 мужских и 4 женских обители, находящихся в Москве; Действовало 5 духовных академий, 3 православных университета, 2 богословских института, 38 духовных семинарий, 39 духовных училищ, пастырские курсы Красноярской епархии; общее число духовных школ — 87; при нескольких академиях и семинариях имелись регентские и иконописные школы.

По данным, приведённым на Архиерейском совещании 2 февраля 2010 года Патриархом Кириллом [6] , в РПЦ было 160 епархий, 207 правящих и викарных епископов, 30 142 прихода, 28 434 священника, 3 625 диаконов; 788 монастырей, в том числе 386 мужских и 402 женских.

РПЦ не ведёт учёта количества своих членов или посещаемости богослужений.



Экономическая деятельность

Каждая структурная единица, находящаяся в каноническом ведении Русской православной церкви, зарегистрована Росрегистрацией как самостоятельное юридическое лицо (религиозная организация).

Определением Священного Синода от 31 марта 2009 года [80] учреждено Финансово-хозяйственное управление Московской Патриархии (впервые было организовано в 1946 году; упразднено 17 февраля 1997 года [81] ).

С точки зрения налогообложения законодательство РФ рассматривает структуры Церкви, как и прочих религиозных объединений, в качестве НКО. Русская православная церковь предоставляет Федеральной регистрационной службе финансовую отчётность упрощённой формы, предусмотренной для религиозных объединений [83] , и имеет ряд налоговых льгот [84] .

Согласно газете Аргументы и факты в настоящее время в России действуют православные агентства недвижимости [85] .

Имущество

По состоянию на декабрь 2008 года в состав Русской православной церкви входило 29 263 приходов, 804 монастыря, в том числе в России мужских — 234, женских — 244, в других странах СНГ и Балтии — 142 мужских и 153 женских, в странах ближнего зарубежья (у РПЦ) — 3 мужских и 3 женских монастыря. В ведении Русской Православной Церкви Заграницей находятся 16 мужских и 9 женских обителей. Кроме того, у Русской Церкви есть 203 монастырских подворья и 65 скитов. При храмах РПЦ действует 11 051 воскресная школа для взрослых и детей. [72] [86]

По состоянию на декабрь 2008 года в ведении Русской православной церкви находились 87 духовных школ, в том числе 5 духовных академий, 3 православных университета, 2 богословских института, 38 духовных семинарий, 39 духовных училищ, а также пастырские курсы Красноярской епархии. [86]

30 ноября 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон о передаче церкви имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной или региональной собственности [92] .

Русская православная церковь имела ряд имущественных споров с государством, религиозными организациями [93] и частными лицами [94] [95] ; некоторые из споров вызвали общественный резонанс [96] [97] [98] . По мнению Валерия Назарова, главы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, имущественные споры между государством и религиозными организациями чаще всего возникают вокруг музеев, памятников истории и культуры. [99]

Основные учебные заведения

Общецерковные СМИ, издательская деятельность

С XVII века действовали органы духовной цензуры в издательской продукции в форме контроля за Печатным двором со стороны Московского Патриарха, впоследствии — Святейшего Синода. С 2000 года, [100] контроль за издаваемой и распространяемой Русской православной церковью печатной продукцией религиозного содержания осуществляет Издательский совет Русской православной церкви, который не является цензурным.

Современные научные издания по истории РПЦ

Московская Патриархия и религиозные объединения других конфессий

Католицизм

Иудаизм

Руководство Московской Патриархии традиционно поддерживает отношения с Главным раввином России Адольфом Шаевичем, представляющим Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России. С начала 2000-х, ввиду политического усиления Федерации еврейских общин России, на протокольные мероприятия Патриархии также приглашается Главный раввин последней — Берл Лазар.

Ислам

9 февраля 2010 года председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин приветствовал [106] [107] начавшийся в конце 2009 года процесс объединения основных исламских структур России: Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ), Совета муфтиев России (СМР) и Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМ СК) [108] .

Неоязычество

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии Архиерейского собора 2004 года в своём выступлении назвал распространение неоязычества одной из главных угроз XXI века, поставив его в один ряд с терроризмом и другими губительными явлениями современности [109] .

Критика деятельности

Оспаривание легитимности

Легитимность канонической преемственности современной РПЦ от синодальной Церкви, а также Патриаршей Церкви (устроенной в согласии с решениями Поместного Собора 1917—1918 годов), продолжает оспариваться неканоническими православными организациями русской традиции, а также группами, не признавшими присоединение РПЦЗ к Московской Патриархии (2007), которые, в соответствии с прежней позицией зарубежного Архиерейского Синода [110] [20] , обычно полагают Патриаршего Местоблюстителя Петра (Полянского) последним законным предстоятелем поместной Российской Церкви [111] , считая митрополита Сергия (Страгородского) узурпатором церковной власти [112] [113] .

Письмо десяти академиков

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА. РОЛЬ ЦЕРКВИ В ЖИЗНИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Датой введения на Руси христианства как государственной религии считается 988 г., когда крестился великий киевский князь Владимир со своей дружиной. Хотя распространение на Руси христианства началось раньше. В частности, христианство приняла княгиня Ольга. Князь Владимир стремился сменить языческий пантеон монотеистической (единобожие) религией.

Выбор пал на христианство, так как:

1) на Руси было велико влияние Византии;

2) вера уже получила распространение у славян;

3) христианство отвечало менталитету славян, было ближе, чем иудаизм или мусульманство.

Существуют разные точки зрения на то, как шло распространение христианства:

1) крещение Руси проходило мирно. Новая религия действовала как мощный объединяющий фактор. (Д.С. Лихачев);

2) введение христианства было делом преждевременным, так как основная часть славян продолжала верить в языческих богов до XIV в., когда объединение страны уже стало неизбежным. Принятие христианства в X в. обострило отношения киевской знати с соседями. Крещение новгородцев проходило вместе массовым кровопролитием, христианские обряды, порядки долго не приживались в обществе: славяне называли детей языческими именами, церковный брак не считали обязательным, местами сохранялись и пережитки родового строя (многоженство, кровная месть) (И.Я. Фроянов). Русская церковь с момента принятия христианства государственной религией являлась частью Вселенской Константинопольской. Митрополит назначался патриархом. Первоначально митрополитами и священниками на Руси были греки. Но между тем русская внешняя политика сохраняла свою независимость благодаря твердости, упорству первых князей. Ярослав Мудрый назначил митрополитом русского священника Иллариона, тем самым поставил точку в споре с греками.

Русская церковь оказывала большое влияние на все сферы жизни славян: политику, экономику, культуру:

1) церковь стала быстро обретать экономическую независимость. Князь жертвовал ей десятину. Монастыри вели, как правило, обширное хозяйство. Часть продукции они реализовывали на рынке, а часть запасали. Церковь при этом богатела быстрее, чем великие князья, так как ее не затрагивала борьба за власть во время феодальной раздробленности, большого разрушения ее материальных ценностей не было даже в годы монголо-татарского нашествия;

2) политические отношения стали освещаться церковью: отношения господства и подчинения начали рассматриваться как правильные и богоугодные, при этом церковь получала право примирять, быть гарантом, судьей в политической сфере;

3) христианские храмы становились центрами не только религиозной, но и мирской жизни, так как проводились сходы общины, хранились казна и различные документы;

Articles

Помимо общества церковных людей, церковная власть имела в своей юрисдикции суд над всеми христианами по делам о преступлениях против религии и нравственности и по всем делам, касающимся семейных отношений. К первой категории относились дела о святотатстве, об оскорблении религиозной святыни, о ересях, колдовстве (чародействе), идолослужении и т. д. Ко второй – вопросы о законности или расторжении браков, споры и столкновения между членами семьи и т. д.

Церковь вносила в древнерусское общество совершенно новое понятие семьи – как пожизненного союза мужа и жены, освященного и скрепленного церковным венчанием и, как правило, нерасторжимого, и восставала против прежних обычаев – многоженства и беспорядочных брачных отношений. Восставала церковь и против других пережитков языческого быта, в частности, против кровной мести, которую надлежало заменить княжеским судом и которая в XI в., действительно, была отменена законодательным постановлением сыновей Ярослава.

Отечественная история. ШпаргалкаАнна Дмитриевна Барышева

3 РОЛЬ ЦЕРКВИ В ЖИЗНИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Русская церковь с момента своего создания стала рассматриваться как часть Вселенской константинопольской. Митрополит назначался патриархом. Отчасти это обстоятельство имело место из-за желания Византии контролировать политику Киевского княжества. Но тем не менее русская внешняя политика сохраняла свою независимость благодаря упорству первых князей. Ярослав Мудрый назначил митрополитом русского священника Иллариона, чем поставил точку в споре с греками.

И все же трудно не оценить влияния русской церкви на жизнь славян. Если посмотреть на произошедшие изменения, то они затрагивали все сферы: политику, экономику, культуру и духовную жизнь.

Церковь никогда не бедствовала с экономической точки зрения: князь жертвовал ей собственную десятину. Кроме того, появились новые хозяйствующие субъекты — монастыри. Свою продукцию они частично реализовывали на рынке, а частично запасали впрок.

Церковь богатела быстрее, чем великие князья, поскольку борьба за власть обходила ее стороной, разрушения материальных ценностей не было даже в позднейшие годы монголотатарского нашествия.

Христианская мораль внесла свои коррективы в политическую жизнь: отношения господства и подчинения стали рассматриваться как правильные и богоугодные, а церковь получала место гаранта и арбитра в политической реальности. Племенной сепаратизм и вольности пресекались как бесовские происки, кроме того, введение единобожия ставило под сомнение целесообразность родоплеменной организации и приоритета почитаемых местных богов. Одна вера и один правитель всей Руси — вот формула новой религии.

Нельзя не оценить вклад христианской церкви в культуру древнерусского общества: появились первые священные книги, братья-монахи Кирилл и Мефодий из Болгарии придумали славянскую азбуку.

Среди населения киевского княжества увеличился процент грамотных.

Если князь Владимир Святославович не умел читать, то его сын Ярослав сам мог насладиться творчеством древнегреческих поэтов.

Христианство предоставило возможность всем славянам почувствовать себя подданными одной страны, которых объединяет одна религия, язык и духовные отцы.

Международный авторитет Киевского княжества возрос: с русскими князьями как с равными пожелали породниться королевские дома Европы. Дочери Ярослава Мудрого стали супругами французского, венгерского и норвежского королей. А сам он был женат на норвежской принцессе Ингигерд.

Значение Православия в жизни и исторической судьбе России

Разгадка русского человека в том, что Православная христианская вера воспитала его характер и стала основой его мировоззрения и культуры. Поэтому и разница между русским человеком и западным чаще всего бывает из за того что у русского подход бывает более христианский.

Многие русские духовные отцы, а также и светские писатели и мыслители об этом говорили и писали. Но все это было коротко или просто отдельные мысли и намеки. Есть несколько трудов, которые затрагивают эту тему, но нет хорошо разработанной книги. Книга профессора А.А. Царевского является исключением.

Предлагаемая читателю книга есть переиздание работы профессора А.А. Царевского. Это прекрасно написанный труд, который затрагивает всю жизнь русского человека и наглядно показывает влияние Православной веры на него. Книга написана с большим чувством и любовью к русскому человеку, его культуре и стране, в которой он живет – России. Настоящее издание для наглядности и удобства дополнено заглавиями подглав и заголовками-резюме абзацев.

В книге подробно описываются все отрасли жизни страны и характер русского народа. В ней четыре главы: (I) Влияние на политическую судьбу России, (II) Влияние на внутреннюю жизнь Руси, (III) Влияние на характер русского человека и (IV) Основные свойства русского человека.

Книга была написана для верующего, православного христианина, живущего по своей вере и знающего Закон Божий, историю Церкви Христовой, жития святых и т. п. Не знающим всего этого, она будет трудной. Кроме того, мы живем во время когда люди крайне неосведомлены о христианстве. Часто говорится, что все религии учат одно и то же, и что разницы между ними мало. Поэтому напомним читателю об основном в Православном христианстве.

Иисус Христос учил об Едином Господе Боге, Создателе всего мира, Праведном и любящем Отце, Промыслителе, Который нас создал и дал нам заповеди о том, как жить. Господь нас учил что нужно жить по этим заповедям, нужно честно трудиться, почитать родителей, нельзя убивать, прелюбодействовать, воровать, лгать и завидовать, и самое главное – нужно посвящать время Богу. Это были знаменитые Десять Заповедей, которые были даны древним евреям еще до Иисуса Христа. Иисус же углубил эти заповеди и еще учил о любви ко всем, о скромности, о жизни по Божией правде, о милосердии, о внутренней сердечной чистоте, о миротворчестве, о добрых делах, искренности, нравственной чистоте, о духовном а не материальном богатстве, о духовной, а не телесной красоте, о надежде на Бога и о жизни после смерти (Матф. 5–7). Все учение Иисуса Христа было углублением древней еврейской веры. Учение было настолько праведно, глубоко и очевидно и для тех языческих времен необычно, что было ясно, что оно исходило не от человека.

Христианство оказало благотворное влияние на весь мир. Языческий мир – где господствовала сила, богатство, гордость, жестокость, нравственная распущенность – под влиянием христианства постепенно переродился. Основными ценностями стали доброта, любовь, милосердие, скромность, прощение, чистота нравов. Христианство повлияло на всю жизнь человека, на все отрасли его сложной жизни и омыло все и вся. Христианские правила и нормы для жизни стали основой законов всех цивилизованных стран. Христианское учение стало колыбелью новой очищенной христианской культуры.

В 1054 г. от Православной Христианской Церкви отделилась Римская (так называемые католики, которые претендуют на первенство в Церкви). От нее, в 1517 г., отделились протестанты, которые потом – из за неопределенности учения – разделились на массу отдельных групп (сект). В настоящее время, в 1998 г., их свыше 22.000. Православная Церковь не признает сектантов за Церкви, а только как христианские общества.

После захвата в 1453 г. Константинополя турками-османами и прекращения существования

После окончания тяжелого и кровавого Смутного времени в России утвердилась новая царская династия Романовых. Успокоение внутренней обстановки в стране, стремление знатного рода, представители которого недавно воссели на русский – единственнй в мире православный, престол, к расширению богатства и влияния, потребность разраставшегося царского служилого класса в новых должностях и



источниках дохода побуждали правящий класс Московского государства к дальнейшему территориальному расширению державы, упрочению позиций, возвышению авторитета царской фигуры. Церковь также нуждалась в расширении своего духовного влияния, приобретении новых земель, увеличении числа населения, платящего церковные подати. Одновременно в России с постепенным ростом общеевропейского технического прогресса все больше распространялись просвещенность, книгопечатание. Духовный авторитет царя требовал все более ясного подтверждения. Поэтому в царствование второго государя из династии Романовых – Алексея Михайловича, были предприняты решительные меры по унификации всех обрядов Русской православной церкви.

В 1652 г. Патриархом Московским и Всея Руси был избран Никон – горячий сторонник полного церковного единства и строгого соблюдения церковного устава. Требуя от священства и паствы совершения обрядов по всем правилам, в то же время он требовал и соблюдения духовного благочестия, уделял большое внимание духовному воспитанию паствы, а не только формальному следованию религиозным предписаниям. Никон взялся за приведение церковных обрядов к единообразию. Лично проверив все регламентирующие обряды книги в патриаршей библиотеке, Никон отметил имевшиеся в них разночтения. Также он обнаружил подписанную в том числе константинопольскими иерархами грамоту об учреждении собственной церкви на Руси. В качестве условия обособления русской церковной организации от константинопольской стояло и обязательное согласование обрядов. Это побудило Никона для устранения разночтений в книгах снова обратиться к константинопольским образцам. Правда, сделать это было нелегко Константинополь, бывший теперь столицей мусульманской Османской империи, от России отделяла обширная территория враждебной Речи Посполитой и земли далеких дунайских княжеств. Проезд через несколько государственных границ на столь огромное расстояние требовал вмешательства высочайших дипломатов и был труднодоступен даже для такой фигуры, как сам московский патриарх. В 1653 г. в Москву прибыл побывавший в Константинополе монах Арсений Суханов, который указал, что греки при осенении крестным знамением крестятся тремя пальцами, а не двумя, как было распространено в России, и совершают крестный ход против солнца, а не по солнцу, как обыкновенно делали русские. Никон стал подготавливать издание единого свода церковных обрядов по константинопольскому образцу. Первым же его указом на пути к реформированию Русской православной церкви стало сокращение числа земных поклонов с 12 до 4 во время чтения молитвы Ефрема Сирина.


Восстановленный в 1993 г. Казанский собор в Москве

Избавившись от наиболее непримиримых противников реформ, Никон в 1654 г. созвал церковный собор,

23 апреля 1656 г. открылся собор, который должен был решить вопрос о правильности осенения крестным знамением – двумя или тремя пальцами. Патриарх Антиохийский Макарий утверждал, что в троеперстном знамении заключен глубокий сакральный смысл и распространенное в России двуперстное знамение является по сути кощунством. В итоге собор издал уже по-настоящему грозное постановление об отлучении от церкви всех, кто крестится двумя перстами.


А. Васнецов “Красная площадь во второй половине XVII века”

На заседании Священного Синода Русской православной церкви в повестке дня стоял вопрос о принятии в состав РПЦ церкви Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции, которая находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата.

Вслед за архиепископом Иоанном (Реннето), обратившимся к РПЦ с письмом, содержащим просьбу о принятии его в юрисдикцию Московского патриархата (МП), его примеру решили последовать клирики.

"Я хотел бы поздравить наших братьев и сестер в Западной Европе, да и всех нас, с воссоединением остававшейся до недавнего времени отделенной от Русской православной церкви части с ее Матерью", - сказал Патриарх Кирилл.

Фото: Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма

И Синод на своем внеочередном заседании принял решение включить в состав РПЦ бывший "русский экзархат" Константинопольского патриархата в Западной Европе.

По словам главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды, в работе Синода приняли участие 14 архиереев РПЦ, включая патриарха Кирилла, который по традиции возглавил заседание.

Председатель Отдела внешних церковных связей МП митрополит Волоколамский Иларион сравнил происходящие события по значимости с воссоединением Русской зарубежной церкви с МП в 2007 году. Когда с Московским патриархатом воссоединяется "еще одна часть русского зарубежья… по сути, завершается процесс воссоединения русской диаспоры с Матерью Церковью", подчеркнул он.

"Не мы были инициаторами вхождения этих приходов в состав Московского Патриархата," - отметил он при этом. Причина в действиях Константинопольского патриархата, который "по каким-то непонятным причинам" упразднил Западноевропейский экзархат русской традиции, и "вполне естественно, что большинство приходов обратилось именно к Русской Православной Церкви, потому что это изначально была ее часть.

Многие прихожане этих приходов до сих пор говорят по-русски, хотя это не русскоязычная в своем большинстве Архиепископия. Ее приходы имеются во Франции, Германии, Великобритании, Скандинавии и странах Бенилюкса - и там очень много и французов, и немцев, и представителей иных национальностей.

Для переходящей в юрисдикцию Московского патриархата Архиепископии характерны, по словам митрополита, "монолитность и сплоченность вокруг правящего архиерея" и в большинстве приходов "единодушие между клиром и прихожанами". "Ведь никто насильно не тянул ни архиепископа Иоанна, ни подведомственные ему приходы к нам, - сказал митрополит Иларион, - наоборот, они сами просят о вхождении в состав Русской Православной Церкви. И каждый приход принимал самостоятельное решение. Настоятель и прихожане вместе обсуждали этот вопрос.

- Мы радуемся этому, потому что действительно речь идет, по сути, о завершении процесса, который длился около ста лет, - сказал митрополит Иларион. - Церковное разделение в русской эмиграции, начавшееся вскоре после революции, заканчивается на наших глазах.

Архиепископия, входя в РПЦ, сохраняет финансовую автономию и управление имуществом по законам стран, где она действует, - сообщил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

История вопроса

В 1931 году митрополит Евлогий (Георгиевский) вынужденно отделился от Московского Патриархата. Возглавлявшиеся им приходы в Западной Европе были приняты в юрисдикцию Константинопольского Патриархата на временной основе. Митрополит Евлогий подчеркивал, что "это лишь временный перерыв официальных административных сношений" до того времени, "когда восстановится общепризнанная центральная церковная власть и нормальные условия жизни Русской Православной Церкви". В 1945 году митрополит Евлогий воссоединился с Московским Патриархатом, но основная часть приходов после его смерти вновь отделилась от Московского Патриархата и примкнула к Константинополю. Все это продолжалось вплоть до прошлого года, когда Константинопольский Патриархат упразднил эту Архиепископию, а ее приходам предписал влиться в существующие епархии Константинопольского Патриархата.

Справка "РГ"

Западноевропейский экзархат русской традиции имеет 65 приходов, 11 действующих церквей, два монастыря и семь скитов во Франции, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Германии, Норвегии, Швеции, Дании, Италии и Испании, а его клир насчитывает более 100 священников и 30 диаконов.

РПЦ разорвала евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Как это скажется на других поместных церквях, в каких храмах теперь нельзя молиться и сократится ли паломничество на Афон — разбирался РБК

Митрополит Варсонофий (в центре) и Владимир Легойда (справа)

Причиной этого решения стало то, что четырьмя днями ранее Константинополь подтвердил намерение предостави​ть автокефалию украинской православной церкви и установил каноническое общение с двумя украинскими церквями, не признаваемыми РПЦ, — Украинской православной церковью Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ).

1. Что такое евхаристическое общение и зачем оно нужно верующим и церквям?

Евхаристическое общение — каноническое единство церквей, возможность для их последователей беспрепятственно участвовать в таинствах другой церкви. Разрыв такого общения — запрет на принятие и непризнание совершаемых ею таинств.

Разрыв евхаристического общения на церковном уровне означает, что архиереи и священники РПЦ не смогут участвовать в совершении литургии совместно с иерархами и священниками Константинопольского патриархата, а миряне не смогут молиться, причащаться и совершать другие таинства в храмах Константинопольского патриархата.

Исторический прецедент

Выступая перед журналистами после заседания Священного синода, председатель отдела внешних церковных связей РПЦ, митрополит Иларион напомнил, что евхаристическое общение РПЦ со Вселенским патриархатом в последние года уже прерывалось из-за событий в Эстонии. В 1996 году патриарх Варфоломей принял Эстонскую апостольскую православную церковь под свою каноническую юрисдикцию, после чего Священный синод РПЦ под председательством патриарха Алексия постановил приостановить каноническое и евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Однако кризис был довольно быстро улажен.

2. В каких храмах теперь нельзя молиться?

Владимир Путин ездил на Афон дважды. Первая поездка состоялась в 2005 году, вторая — в 2016-м

Нельзя совершать таинства во всех действующих храмах Стамбула, а также в единственном действующем храме в традиционной зоне отдыха российских туристов Анталье. Кроме того, под запрет подпадает ряд церквей в Греции — на Крите, Родосе и других островах Додеканеса. Запрет распространяется и на церкви греческого Афона — земного удела Богоматери, как его называют церковники. Несмотря на то что Пантелеимонов монастырь на Афоне называется русским, он находится в ведении Константинопольского патриархата, запрет синода распространяется и на него, объяснил РБК заместитель председателя синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. Игумен монастыря архимандрит Евлогий является священнослужителем Константинопольского патриархата, а не РПЦ.

Православие в России

В России 71% граждан называют себя православными, показал проведенный в 2017 году опрос Pew Research. Ежедневно молятся — 17%, в США — 55%, говорится в том же исследовании. Российские социологические службы опросов в последние годы не проводили. Фонд общественного мнения в 2014 году сообщал, что в пересчете на число всех опрошенных в России лишь до 8% утверждали, что посещают храм раз в месяц или чаще.

3. Как раскол скажется на поместных церквях?

В диптихе РПЦ — 15 поместных (автокефальных) православных церквей, в диптихе Константинополя — 14 (РПЦ признает еще и Американскую православную церковь). Вселенский патриарх в диптихе (старшинстве чести) считается первым среди равных. При этом по пастве лидирует Русская православная церковь — 164 млн человек (данные Всемирного совета церквей). На втором месте — Румынская православная церковь с паствой 18,8 млн человек, у Константинопольского патриархата — 5,3 млн. У поместных церквей существуют и экзархаты. Для РПЦ это, например, Украинская православная церковь, Белорусская православная церковь.


4. Как не ошибиться церковью?

После разрыва евхаристического общения жизнь паствы РПЦ за рубежом усложнится, сказал РБК настоятель храма Святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде (РПЦ, Корсунская епархия) протоиерей Андрей Кордочкин. Понять, к какой церкви относится храм за рубежом, можно по информационной табличке у храма или по тому, кого ведущий службы поминает в ходе службы, пояснил он.

На Святой горе Афон

Верующие, принадлежащие к РПЦ, должны действовать в отношении храмов Константинополя так же, как в отношении храмов католических или англиканских, — обходить их; молиться следует на дому, категоричен протоиерей Андрей Новиков, настоятель Московского Троицкого храма на Воробьевых горах. Они также не должны принимать участия в службах, которые совместно ведут представители любой другой поместной церкви с клириками Константинопольского патриархата, разъяснил РБК настоятель.

5. Как раскол затронет христианские святыни?

Признанным общехристианским святыням по-прежнему можно поклоняться, где бы они ни находились, сказал заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов. Он напомнил, что прихожане РПЦ поклоняются святыням, находящимся в ведении католиков, например мощам святителя Николая Чудотворца в итальянском Бари (цитаты по ТАСС).

Немало святынь находится на Афоне, одном из главных святых мест для православных. В русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне хранятся мощи святых Пантелеимона, Силуана Афонского, Иоанна Крестителя, апостолов Луки, Андрея Первозванного, Иакова, Петра, Андрея, Тимофея, Фомы, Варнавы и Варфоломея, а также трех святителей — Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. Принесение тех или иных святынь для поклонения верующим организуется по совместной договоренности двух церквей или их отдельных епархий.

С Афона в последние годы Фондом Андрея Первозванного Владимира Якунина и Фондом Святителя Василия Великого Константина Малофеева в Россию были привезены две святыни — частница пояса Богородицы и дары волхвов. Поясу Богородицы в 2011 году поклонились более 3 млн паломников, дарам волхвов в 2014 году — сотни тысяч человек.


В Фонде Андрея Первозванного РБК сообщили, что не планируют принесения православных святынь с Афона или из других регионов, находящихся в юрисдикции Константинопольского патриархата. В текущей деятельности фонда и в планах на 2019 год нет программ, связанных с Афоном.

РБК направил запросы в Международный фонд восстановления и сохранения культурного и духовного наследия Свято-Пантелеимонова монастыря, в правление которого входят премьер-министр Дмитрий Медведев и патриарх Кирилл, а также в Русское афонское общество, в числе учредителей которого Константин Голощапов и Юрий Лужков.

6. Что ждет служителей русского монастыря на Афоне?

7. Как раскол повлияет на паломнический туризм?

Фото:Зураб Джавахадзе / ТАСС

8. Повлияет ли раскол на экономику церквей?

Разрыв евхаристического общения РПЦ с Константинопольским патриархатом не ведет к прямым экономическим издержкам. Но из-за действий Вселенского патриарха по признанию автокефальной украинской церкви Украинская православная церковь Московского патриархата, имеющая статус самоуправляемой церкви РПЦ, может потерять часть используемого ею имущества на территории Украины. УПЦ МП управляет на Украине тысячами церквей, а также Киево-Печерской и Почаевской лаврами. Лавры были переданы в пользование УПЦ КП государством, сохранившим на них права собственности.

9. Может ли быть преодолен раскол?

Филарет был предан анафеме в 1997 году определением архиерейского собора Русской православной церкви, это решение было признано всеми поместными церквями и Константинополем, напоминает РПЦ. Константинополь не имел прав восстанавливать с ним общение в том числе и потому, что не он предавал анафеме.

Возможность для примирения сохраняется, но не в ближайшее время, а через несколько лет или десятилетий, допускает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.

Александр Атасунцев, Полина Химшиашвили, Екатерина Костина, Маргарита Девяткина, Валерий Романов

Читайте также: