По каким правилам российский уголовно процессуальный закон действует в пространстве

Обновлено: 02.07.2024

В соответствии со статьей 4 УПК РФ при производстве по уголовному делу применяется тот уголовно-процессуальный закон, который действует во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения , если иное не установлено самим Кодексом.

Данное процессуальное положение обусловлено длительностью уголовного судопроизводства. Так, за время предварительного расследования, судебного разбирательства и последующих пересмотров дела уголовно-процессуальное законодательство может подвергнуться некоторым изменениям и дополнениям. Поэтому привязка действия уголовно-процессуальной нормы к какому-то определенному моменту уголовного судопроизводства (например, к моменту совершения преступления, возбуждения уголовного дела, привлечения лица в качестве обвиняемого и т. д.) представляется нецелесообразной.

Следовательно, субъекты уголовной юрисдикции и другие участвующие в деле лица при необходимости реализации своих процессуальных прав или исполнения обязанностей должны руководствоваться именно той нормой закона, которая действует на данный момент времени. При этом процессуальные мероприятия или решения, имевшие место по делу ранее и произведенные или принятые до изменения соответствующей нормы, будут являться легитимными и не могут обусловливать наступление каких-либо неблагоприятных последствий, связанных с нарушением требований УПК РФ, например признание полученных таким образом доказательств недопустимыми, отмену приговора суда и т. д.

Указанное правило относится и ко всем процессуальным процедурам, осуществленным по действующему ранее (до 2002 г.) УПК РСФСР. Так, если уголовное дело было возбуждено до вступления в действие нового УПК РФ и ряд мероприятий по нему проводился в соответствии со старым процессуальным законодательством, то все их результаты должны быть признаны допустимыми и могут использоваться для решения задач уголовного судопроизводства в настоящее время. Это правило должно распространяться и на те действия и решения, которые противоречат современным процессуальным принципам, но в момент своего осуществления или принятия были вполне законными.

Действие уголовно-процессуального закона в пространстве

В соответствии со статьей 2 УПК РФ производство по уголовным делам на территории России независимо от места совершения преступления осуществляется в соответствии с УПК РФ, за исключением случаев, когда иное предусмотрено международным договором Российской Федерации.

К территории России относятся:

– ее сухопутная территория;

– территориальные воды, т. е. морские воды в пределах 12-мильной зоны от линии наибольшего отлива;

– воздушное пространство Российской Федерации;

– воздушные, морские или речные суда, приписанные к порту Российской Федерации и находящиеся под флагом Российской Федерации;

– территория дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за ее пределами;

– исключительная экономическая зона Российской Федерации;

– континентальный шельф Российской Федерации.

В случае необходимости осуществления отдельных следственных действий или иных процессуальных мероприятий вне территории России субъекты уголовной юрисдикции должны руководствоваться нормами международного права, двусторонними и многосторонними договорами и соглашениями Российской Федерации по вопросам сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, а также положениями части 5 УПК РФ. Этими же нормативными актами следует руководствоваться и при оказании правовой помощи по запросам органов уголовной юстиции иностранных государств (эти вопросы будут рассмотрены в главе 34).

Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц

Уголовно-процессуальный закон не дифференцирует лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, по их гражданской принадлежности. Так, независимо от того, является ли человек гражданином Российской Федерации, подданным другого государства или вообще не имеет гражданства, все процессуальные действия в отношении его осуществляются и все решения принимаются по одним и тем же правилам. При этом часть 1 ст. 3 УПК РФ особо подчеркивает, что производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории России, ведется в соответствии с общими правилами.

Исключение составляет только особый порядок производства в отношении лиц, пользующихся иммунитетом от таких действий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 ст. 3 УПК процессуальные действия в отношении указанных лиц производятся с согласия иностранного государства, на службе которого находится (находилось) такое лицо, или международной организации, членом персонала которой оно является (являлось). Информация о том, пользуется ли соответствующее лицо иммунитетом и каков объем такого иммунитета, предоставляется МИД России.

1. Производство по уголовному делу на территории Российской Федерации независимо от места совершения преступления ведется в соответствии с настоящим Кодексом, если международным договором Российской Федерации не установлено иное.

2. Нормы настоящего Кодекса применяются также при производстве по уголовному делу о преступлении, совершенном на воздушном, морском или речном судне, находящемся за пределами территории Российской Федерации под флагом Российской Федерации, если указанное судно приписано к порту Российской Федерации.

3. В случаях, предусмотренных статьей 12 Уголовного кодекса Российской Федерации, отдельные процессуальные действия за пределами территории Российской Федерации могут проводиться в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 2 Уголовно-процессуального кодекса

1. Любой нормативный правовой акт действует на определенной территории. Как правило, пределы пространственного действия нормативно-правовых актов определяются в зависимости от органа, который издал тот или иной нормативный правовой акт. Не является исключением и уголовно-процессуальный закон, который имеет пределы пространственного действия и распространяет свои нормы в определенном пространстве. В связи с тем что в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ уголовно-процессуальное законодательство находится в ведении Российской Федерации, то и действия уголовно-процессуального закона при производстве по уголовным делам ограничены пределами территории Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. В силу ч. 2 ст. 67 Конституции РФ Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Кроме того, ст. 1 Федерального закона "О Государственной границе Российской Федерации" определяет пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

2. Вся уголовно-процессуальная деятельность по уголовным делам на территории России регламентируется только нормами УПК РФ и не зависит от места совершения преступления. В этой связи необходимо учитывать и положения ст. 11 УК РФ. Так, к примеру, в соответствии с ч. 3 ст. 11 УК РФ лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором. Очевидно, что в случае применения норм международного договора и привлечения виновных к уголовной ответственности по уголовному законодательству иностранного государства подлежат применению уголовно-процессуальные нормы этого же государства.

3. В соответствии с международными договорами уголовно-процессуальная деятельность при производстве по уголовным делам может регламентироваться нормами УПК РФ не только на территории России, но и на территории других государств. Речь в данном случае идет о, уголовно-процессуальной деятельности при производстве по уголовным делам, в соответствии с нормами УПК РФ, на территории Республики Казахстан, Республики Армения, Республики Таджикистан, Республики Молдова, Республики Белоруссия, Республики Абхазия, Республики Кыргызстан и Южной Осетии. Действия норм УПК РФ на территории данных государств определяются соответствующими международными договорами и соглашениями. В первую очередь это связано с временным нахождением на территории данных государств воинских формирований. Так, к примеру, в соответствии со ст. 1 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан , образуются соответствующие компетентные органы. Со стороны России ими являются командиры воинских частей, военные коменданты гарнизонов, суды, органы прокуратуры, Министерства внутренних дел, военной контрразведки и другие административные органы Российской Федерации, в компетенции которых находятся вопросы, регулируемые вышеупомянутым Соглашением. Кроме того, в соответствии со ст. 12 данного Соглашения Россия осуществляет свою юрисдикцию в местах дислокации российских воинских формирований, за исключением преступлений, совершенных гражданами Республики Казахстан, и общеуголовных преступлений против граждан Республики Казахстан. Юрисдикция России распространяется и вне мест дислокации российских воинских формирований - в случаях совершения лицами, входящими в состав воинских формирований Российской Федерации, воинских преступлений и правонарушений, совершенных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов относятся к органам дознания. Поэтому начальники органов военной полиции, командиры воинских частей, соединений, начальники гарнизонов, дислоцирующихся на территории Республики Казахстан, осуществляют уголовно-процессуальную деятельность по возбуждению уголовного дела, а также производства неотложных следственных действий в соответствии с нормами УПК РФ. При этом данная уголовно-процессуальная деятельность регламентируется в соответствии с нормами УПК РФ в местах дислокации российских воинских формирований, а также вне мест дислокации российских воинских формирований, но в отношении лиц, входящих в состав воинских формирований Российской Федерации и совершивших воинские преступления и иные преступления в связи с исполнением обязанностей по военной службе на территории Республики Казахстан. Кроме того, в соответствии с данным Соглашением компетентными органами на территории Республики Казахстан являются и органы прокуратуры. В соответствии с п. 2 ст. 46 Закона о прокуратуре образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Таким образом, на территории Республики Казахстан образованы две гарнизонные военные прокуратуры: военная прокуратура - войсковая часть 22257 и военная прокуратура - войсковая часть 34135. Уголовно-процессуальная деятельность на территории Республики Казахстан органов военной прокуратуры регламентируется в соответствии с нормами УПК РФ в местах дислокации российских воинских формирований, а также вне мест дислокации российских воинских формирований, но в отношении лиц, входящих в состав воинских формирований Российской Федерации и совершивших воинские преступления и иные преступления в связи с исполнением обязанностей по военной службе на территории Республики Казахстан. Таким же образом уголовно-процессуальную деятельность на территории Республики Казахстан в соответствии с нормами УПК РФ в пределах своей компетенции осуществляет 496-й военный следственный отдел СК России и 26-й, 40-й гарнизонные военные суды.
--------------------------------
Данное Соглашение ратифицировано Федеральным Собранием. См.: Федеральный закон от 30 января 2002 г. N 15-ФЗ // Бюллетень международных договоров. 2002. N 4; СПС "Гарант".

4. Нормы УПК РФ во взаимосвязи со ст. 11 УК РФ регламентируют уголовно-процессуальную деятельность по уголовным делам о преступлениях, которые были совершены на борту воздушного, морского или речного судна, находящихся за пределами территории России, но под флагом России и приписанных к портам России. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (в ред. от 30 марта 2015 г.) отмечается, что судно, которое пользуется правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации, имеет национальность Российской Федерации. Поэтому в случаях совершения преступления на борту морского или речного судна, находящегося за пределами территории России, в соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК РФ и ст. 69 Федерального закона "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" капитаны морских или речных судов обладают уголовно-процессуальными полномочиями по возбуждению уголовного дела о преступлениях, совершенных на борту судна, и производства неотложных следственных действий. В случае нахождения воздушного, морского или речного судна РФ в территориальных водах или воздушном пространстве другого государства на них распространяется юрисдикция этого государства и действуют нормативно-правовые акты, регламентирующие уголовно-процессуальную деятельность на борту судна иностранного государства. Из данного правила исключаются военные корабли и воздушные судна России. Где бы они ни находились, на них распространяется территориальная юрисдикция России и, следовательно, действуют нормы УПК РФ. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 11 УК РФ лица, совершившие преступление на военном корабле или военном воздушном судне, независимо от места его нахождения, в том числе и в период его нахождения в иностранном порту, подлежат ответственности по УК РФ. Поэтому в данной ситуации уголовно-процессуальная деятельность в отношении данных лиц, совершивших соответствующие преступления, регламентируется нормами УПК РФ.

5. Нормы комментируемой статьи 2 УПК РФ не распространяются на случаи, когда на морском, воздушном или речном судне совершается преступление, а само морское, воздушное или речное судно приписано к порту иностранного государства, находится под флагом также иностранного государства, но экипаж состоит из граждан России. На данные ситуации должен распространяться не территориальный принцип действия норм УПК РФ, а принцип действия норм УПК РФ в отношении граждан России (принцип гражданства). Причем нормы комментируемой статьи 2 Уголовно-процессуального кодекса РФ должны действовать во взаимосвязи с нормами ст. 12 УК РФ и быть второстепенными по отношению к действиям норм УК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 12 УК РФ уголовная ответственность в отношении граждан РФ определяется нормами УК РФ. Следовательно, и уголовно-процессуальная деятельность в данной ситуации должна быть регламентирована нормами УПК РФ, а не УПК иностранных государств. На данную позицию указывает и Конституционный Суд РФ. Так, в своем Постановлении от 16 октября 2012 г. N 22-П "По делу о проверке конституционности положений части второй статьи 2 и части первой статьи 32 Уголовно-процессуального кодекса РФ" Конституционный Суд РФ отмечает, что нормы ч. 2 ст. 2 УПК РФ реализуют предписания частей второй и третьей статьи 11 УК РФ, определяющей действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории РФ, и подлежат применению во взаимосвязи с ч. 1 ст. 2 УПК РФ, согласно которой производство по уголовному делу на территории Российской Федерации независимо от места совершения преступления ведется в соответствии с УК РФ, если международным договором Российской Федерации не установлено иное, а потому не исключают возможности производства по уголовному делу о преступлении, совершенном вне пределов Российской Федерации, на территории Российской Федерации .
--------------------------------
См.: .

6. Территориальный принцип действия норм УПК РФ связан и с производством следственных и иных процессуальных действий на территории России в рамках исполнения запроса о правовой помощи. В основу действия норм УПК РФ по исполнению запроса о правовой помощи положен принцип взаимности. В этой связи производство отдельных следственных и иных процессуальных действий, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, поступившего от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями производится в соответствии с нормами УПК РФ. Так, к примеру, в соответствии с ч. 1 ст. 72 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) отмечается, что стороны осуществляют в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против собственных граждан, подозреваемых в том, что они совершили на территории запрашивающей стороны преступление. В этой связи соответствующие государственные органы России для исполнения соответствующих запросов о правовой помощи на территории России в рамках уголовно-процессуальной деятельности в пределах своей компетенции принимают соответствующие нормативные правовые акты. Так, в системе Генеральной прокуратуры РФ существует указание Генпрокуратуры России от 12 марта 2009 г. N 68/35 "О порядке рассмотрения и исполнения в органах прокуратуры Российской Федерации поручений об осуществлении уголовного преследования, запросов о правовой помощи или о возбуждении уголовного дела, поступивших от компетентных органов иностранных государств" . В некоторых случаях на территории России для исполнения запроса о правовой помощи могут быть применены и процессуальные нормы законодательства иностранного государства в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам Российской Федерации (см. об этом комментарий к ст. 457 настоящего Кодекса).
--------------------------------
Ратифицирована Федеральным Собранием (Федеральный закон от 4 августа 1994 г. N 16-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 15. Ст. 1684; ). Кроме того, 7 ноября 2002 г. была принята Кишиневская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Россия данную Конвенцию не ратифицировала. В этой связи действуют положения Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

7. Территориальный принцип действия на территории России норм УПК РФ распространяется на доказательства, которые были получены в соответствии с процессуальным законодательством иностранного государства на территории данных государств в рамках оказания правовой помощи по уголовным делам. Положения комментируемой статьи 2 УПК РФ дополняются нормами ст. 455 УПК РФ. При этом данные доказательства пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями норм УПК РФ. Так, к примеру, в соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других договаривающихся сторон доказательной силой официальных документов. (Более подробно см. об этом комментарий к ст. 455 настоящего Кодекса.)
--------------------------------
Ратифицирована Федеральным Собранием (Федеральный закон от 4 августа 1994 г. N 16-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 15. Ст. 1684; ).

В соответствии со ст. 4 УПК РФ при производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено УПК РФ.

Действующим является закон, который вступил в силу и не утра­тил ее к моменту выполнения определенного процессуального дейст­вия. Вступление уголовно-процессуального закона в силу регулиру­ется

Уголовно-процессуальному закону свойственно только немед­ленное действие во времени ( распространяет свое действие лишь на те общественные отношения, которые возникли после его вступления в силу) . Это означает, что уголовно-процессуальный закон обратной силы не имеет , хотя такой термин в тексте УПК РФ, в отличие от материального уголовного закона (ст. 10 УК РФ), отсутствует.

В соответствии со ст. 10 УК РФ все три случая действия уголовного закона с обрат­ной силой связаны только с тем или иным улучшением положения лица, совершившего преступление. Но в уголовном судопроизвод­стве

    1. всегда затрагиваются интересы двух сторон — обви­нения и защиты;
    2. уголовно-процессуальные нормы — это нормы процедурного характера, которые устанавливают лишь бо­лее простой или более сложный порядок производства по уголовно­му делу, в подавляющем большинстве случаев не имеют конкретных санкций и не устанавливают никаких видов ответственности и нака­заний за нарушение этого порядка (исключение — денежное взыска­ние, предусмотренное ч. 4 ст. 103, ст. 117 УПК РФ). Поэтому отсут­ствует надежный критерий, позволяющий однозначно определить, какая процедура — прежняя или новая — ухудшает или улучшает по­ложение сторон или иных участников уголовного судопроизводства.

    Утрата уголовно-процессуальным законом силы означает, что закон прекращает свое действие, и его нормы не применяются к тем отношениям, которые возникли после этого. Это может произойти в результате

      • официальной отмены закона;
      • замены (фактической отме­ны) закона.

      Замена уголовно-процессуального закона обычно выражается в том, что законодатель принимает новый закон, регулирующий те же общественные отношения, что и прежний, но при этом офици­ально не отменяет его действие. В подобной ситуации бывает сложно определить, в какой мере новый акт отменяет прежний. Это устанав­ливается путем толкования, что не исключает возможности приня­тия необоснованных решений, поэтому интересам прочного право­порядка более соответствует указание самим законодателем на акты, утратившие силу.

      Отмена уголовно-процессуального закона предполагает его упразднение компетентным государственным органом, фиксируе­мое в законодательном акте путем:


        1. издания самостоятельного за­кона, устраняющего юридическую силу другого закона;
        2. издания перечня законов, утративших юридическую силу в связи с приняти­ем нового уголовно-процессуального закона;
        3. указания на отме­ну в новом законе, заменяющем предыдущий;
        4. указания на отмену в законе о порядке введения в действие вновь принятого уголовно-процессуального закона.

        Во всех случаях при отмене четко, ясно и однозначно фиксирует­ся то обстоятельство, что конкретный закон или норма теряют свою юридическую силу.

        Особую роль в утрате уголовно-процессуальным законом юри­дической силы играют постановления Конституционного Суда РФ , признающие те или иные нормы закона не соответствующими Кон­ституции РФ.

        Определенную специфику имеет действие уголовно-процес­суального закона в ночное время , под которым понимается про­межуток времени с 22 до 6 часов по местному времени (п. 21 ст. 5 УПК РФ), причем переход на летнее или зимнее время не влияет на исчисление ночного времени. В ночное время, в частности,

          • запре­щается производство привода (ч. 5 ст. 113 УПК РФ) и следственных действий (ч. 3 ст. 164 УПК РФ), за исключением случаев, не терпя­щих отлагательства,
          • присяжные заседатели вправе прервать совещание для отдыха (ч. 3 ст. 341 УПК РФ).

          В уголовно-процессуальном законе используются и такие понятия, как рабочее время (ч. 2 ст. 298, ч. 3 ст. 341 УПК РФ), рабо­чий день (ч. 2 ст. 298 УПК РФ), нерабочее время и нерабочий день (ст. 128 УПК РФ).

          Действие уголовно-процессуального закона в пространстве

          Юрисдикция, осуществляемая в пределах государственной террито­рии, называется территориальной. Именно она закреплена в ч. 1 ст. 2 УПК РФ, согласно которой независимо от места совершения престу­пления производство по всем уголовным делам на территории РФ во всех случаях ведется в соответствии с УПК РФ, если международным договором не предусмотрено иное.

          Территория России зафиксирована ее Конституцией в соответ­ствии с нормами международного права и включает в себя террито­рии субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воз­душное пространство над ними (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ). Про­странственный предел действия государственного суверенитета РФ определяет Государственная граница, представляющая собой линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, устанав­ливающие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) России.

          К объектам, приравненным к государственной территории, от­носятся водные (морские и речные) и воздушные судна, приписан­ные к портам РФ. В связи с этим производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных на таких судах, находящихся за преде­лами территории России, под флагом или с опознавательным знаком России, если они приписаны к порту нашей страны, осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ (ч. 2 ст. 2 УПК РФ).

          Российские военный корабль или военное воз­душное судно считаются территорией РФ, где бы они ни находились, а иностранное военное судно — соответственно, территорией госу­дарства флага.

          Принцип территориальности имеет исключение — экстеррито­риальность, т.е. внеземельность. Это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории государства (здания ино­странных посольств, миссий и их средства транспорта) имеют осо­бый правовой режим, в том числе касающийся и уголовного судо­производства. Какие бы то ни было посягательства на здание посоль­ства приравниваются к посягательствам на территорию государства и рассматриваются как факт нарушения международного права. Иног­да это исключение называют дипломатическим, или правовым, им­мунитетом.

          Иммунитет распространяется на территории посольств и дипло­матических представительств, а также — на основании международ­ных договоров — на места расположения иностранных воинских со­единений на территории другого государства.

          Замечание: УПК РФ, регламентируя действие уголовно-процессуального за­кона в пространстве, не упоминает о наличии иммунитета дипло­матических и консульских помещений от юрисдикции России.

          Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц

          Часть 1 ст. 3 УПК РФ устанавливает, что производство по уголов­ным делам о преступлениях, совершенных иностранными граждана­ми или лицами без гражданства на территории РФ, ведется в соот­ветствии с правилами, установленными УПК РФ.

          Согласно ч. 2 ст. 3 УПК РФ процессуальные действия, преду­смотренные уголовно-процессуальным законом, в отношении лиц, пользующихся иммунитетом от таких действий в соответствии с об­щепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, производятся с согласия ино­странного государства, на службе которого находится или находи­лось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной орга­низации, членом персонала которой оно является или являлось. Ин­формация о том, пользуется ли соответствующее лицо иммунитетом и каков объем такого иммунитета, предоставляется Министерством иностранных дел РФ.

          Вместе с тем, в действующем УПК РФ отсутствуют ссылки на конкретные нормы международного права, наделяющие неприкос­новенностью от уголовно-процессуальной юрисдикции государ­ства пребывания определенные категории лиц. Эти нормы закре­плены Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г., Положе­нием о дипломатических и консульских представительствах ино­странных государств на территории СССР от 23 мая 1966 г., Вен­ской конвенцией о представительстве государств в их отношени­ях с международными организациями универсального характера 1975 г., Конвенцией ООН о привилегиях и иммунитетах Объеди­ненных Наций 1946 г. и другими международными договорами и соглашениями.

            • главы дипломатических представи­тельств, члены представительств, имеющие дипломатический ранг, и члены их семей, если последние не являются гражданами государ­ства пребывания;
            • главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатического предста­вительства, осуществляющие административно-техническое обслу­живание представительства, члены их семей, проживающие вместе с указанными лицами, если они не являются гражданами государ­ства пребывания или не проживают в нем постоянно;
            • другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным до­говорам РФ.

            Дипломатические иммунитеты начинают действовать в от­ношении лица, имеющего право на их предоставление, с момен­та вступления его на территорию государства пребывания при сле­довании для занятия своего поста или, если оно уже находится на этой территории, с того момента, когда о его назначении сообщает­ся министерству иностранных дел или другому министерству, в от­ношении которого имеется договоренность. Действие иммунитета прекращается в тот момент, когда соответствующее лицо оставляет страну, или по истечении разумного срока для того, чтобы это сде­лать, или с момента отказа ему в иммунитете аккредитующим госу­дарством.

            Среди российских граждан также выделяется круг лиц, на кото­рых действие уголовно-процессуального закона распространяется не в полной мере, несмотря на закрепленный в ст. 19 Конституции РФ принцип равенства всех перед законом и судом. Производство в от­ношении этих лиц ведется в особом порядке, предусмотренном в гл. 52 УПК РФ .

            Уголовно-процессуальный закон (УПЗ) включает нормативные акты, действующие во времени, в определенном пространстве и в соответствующем кругу лиц.

            Действие уголовно-процессуального закона во времени обусловлено тем, что любой уголовно-процессуальный закон РФ в соответствии с установленными правилами может вступить в силу на территории нашего государства по истечении десяти дней с момента официального его опубликования или с того времени, которое указано в самом законодательном акте.

            Статья 4 УПК содержит положение, что не зависимо от времени, когда произошло совершение преступления, в случае производства по уголовному делу должны использоваться нормы уголовно-процессуального права, которые вступают в действие на стадии совершения процессуального действия (принятия процессуальных решений). Подобную трактовку закона можно объяснить принятыми в обществе мнениями, что новый процессуальный закон более совершенен, чем предыдущий.

            Предполагается, что его нормы в большей мере дают гарантию на осуществление законных прав и интересов граждан, которые участвуют в уголовном судопроизводстве. Для уголовно-процессуального закона не предусмотрена обратная сила.

            Действие УПЗ в пространстве

            Порядок действия уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства может определяться в соответствии с общими правилами. Требование ч. 1 ст. 3 УПК включает информацию о том, что производство по уголовному делу по преступным деяниям, которые совершили иностранцы или лица без гражданства на территории РФ, должно осуществляться по правилам отечественного уголовного судопроизводства.

            Действие УПЗ по отношению к лицам, которые пользуются правом дипломатической неприкосновенности

            В соответствии с ч. 2 ст. 3 УПК любое процессуальное действие, которое предусматривает УПК, может быть совершено по просьбе или с согласия лиц, использующих право дипломатической неприкосновенности. Подобные согласия (просьбы) оформляет МИД России.

            С соответствующими оговорками нормы УПК используются и по отношению к некоторым российским гражданам, включая лиц, которые занимают определенные должности. Таких лиц в силу статуса неприкосновенности можно привлечь к уголовной ответственности только при соблюдении некоторых правил, которые содержатся в уголовно-процессуальном праве и в других его источниках. Это законодательное положение не представляет собой персональную привилегию, оно должно обеспечивать установленному кругу лиц независимое положение в случае осуществления государственных функций.

            В случае отправления правосудия судье необходима независимость для принятия решений без определенного внешнего влияния. Подобное положение способно предоставить возможность принимать законные, обоснованные и справедливые решения. Статус независимости судей в этом примере проявляется в виде определенных гарантий в отношении действующих судей и тех, кто находится в отставке.

            Если рассматривать пределы действия УПЗ, то необходимо обратить внимание на аналогию в уголовно-процессуальном праве. Так, действующие положения УПК не закрепляют институт аналогии. Это отрицательным образом отражается на правоприменительной практике.

            Например, проблема выделения дела в отдельное производство или объединение нескольких уголовных дел в одно производство, раньше мог быть решен судом при использовании ст. 26 УПК РСФСР.

            Сегодня процессуальным законом не упоминается суд в качестве участника этих правоотношений. Тем не менее, для судебной практике часто характерно возникновение этих вопросов. Есть мнение, что суды не должны осуществлять процессуальные действия, которые связаны с объединением или выделением уголовных дел, так как это представлено обвинительной функцией.

            Представляется, что такая постановка проблемы не может являться аргументом в споре, поскольку выделение уголовного дела в отдельное производство, включая объединение нескольких дел, никаким образом не связано с обвинительной функцией, а является организационно-правовым вопросом. В одном случае происходит обеспечение правы на законный состав суда, а в другом происходит обеспечение разумных сроков рассмотрения любого уголовного дела в судах.

            Не без оснований в одном из решений Конституционного Суда РФ содержится информация о том, что пробелы процессуального законодательства необходимо восполнять, используя процессуальную аналогию. Кроме этого, теорией уголовного процесса допускается процессуальная аналогия.

            Читайте также: